Что является оставлением места дтп
КоАП РФ Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 12.27 КоАП РФ
1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —
(в ред. Федерального закона от 23.04.2019 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При пресечении нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.27, применяется задержание ТС.
3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —
(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
ГИБДД рассказала, когда водителя накажут за оставление места ДТП
ГИБДД напомнила водителям о санкциях за оставление места ДТП, которые предусматривают лишение прав сроком от одного до полутора лет, либо административный арест до 15 суток. Как отметили в Госавтоинспекции, как правило, в большинстве случаев суд назначает именно лишение прав. «Оставить место ДТП — означает покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, что водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии или покинул ДТП из-за агрессивного поведения и конфликта с другим участником аварии, а также служебной командировки», — подчеркнули в ГИБДД.
- столкнулись два или более автомобилей;
- машина наехала на пешехода, велосипедиста или иного лица, не являющегося водителем, столкнулась с отбойником, столбом, деревом или опрокинулась.
В ГИБДД также напомнили, что причастный к ДТП водитель должен немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Аварию можно оформить без участия полиции по так называемому «Европротоколу», но только в том случае, если в ДТП не было пострадавших, а у участников аварии нет претензий друг к другу.
- Автомобиль затонирован: в ГИБДД рассказали какой штраф будет весной 2022
- ГИБДД рассказала о новых справках для получения и замены прав
Правительство отказалось смягчать наказание за оставление места ДТП
Правительство России подготовило отрицательный отзыв на законопроект, предлагавший в определенных ситуациях смягчать наказание водителей за оставление места ДТП. Например, если автомобилист оставил визитку и умчался.
Соответствующие поправки в КоАП предложил внести председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Ранее он объяснял, что, на его взгляд, надо четко разделить ситуации, когда водитель сбегает с места аварии и когда уезжает по каким-то уважительным причинам.
Как было сказано в пояснительной записке, на практике бывают ситуации, когда водитель, причинив незначительный ущерб, просто оставляет визитку и уезжает. А потом полиция составляет на него протокол как на беглеца.
Такое бывает, например, если автомобилист кого-то задел на парковке или слегка толкнул чей-то забор. У современного человека обычно нет времени ждать, когда дело вроде бы сущая мелочь. Но поспешившему нередко потом приходится долго ждать права сесть за руль. Или ждать в кутузке освобождения.
«Если водитель покинул место ДТП, по действующим нормам КоАП его ждет наказание — до полутора лет лишения прав или административный арест до 15 суток, — напомнил Ярослав Нилов. — Предлагаем разграничить понятия «скрытие» и «оставление» места ДТП. Жесткие санкции должны остаться для водителей, которые специально уезжают с места, где произошла авария, в том числе с серьезными последствиями. Предлагаем называть это «скрытием». Если же ущерба практически нет и место аварии покинуто неумышленно (например, во дворе зацепили другое авто и не заметили), — это уже «оставление». В этом случае можно смягчить ответственность: ввести штраф или лишение прав до трех месяцев».
Однако правительственные эксперты не согласились с предложением. По их мнению, закон и сегодня разрешает достаточно гибко подходить к водителям, уехавшим в самый ответственный момент. «Законопроектом не учитывается, что рассматриваемое правонарушение при отсутствии вредных последствий оставления места дорожно-транспортного происшествия, не причинившего вред здоровью и крупный ущерб и не представлявшего собой существенное нарушение охраняемых общественных отношений, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса может быть признано малозначительным и не повлечь административной ответственности», сказано в отзыве.
Иными словами, в легких случаях суд и сегодня может простить человека. Но для этого суд должен вникнуть и разобраться.
Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, действовавшим в состоянии крайней необходимости, подчеркивают в правительстве, административным правонарушением не является. Например, если человек спешил в больницу. Или надо отвезти в больницу тех, кого он сбил. Но в таком случае, как поясняют в ГИБДД, водитель должен вернуться на место происшествия после того, как доставит пострадавших в больницу. А до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП.
Поэтому правительственная комиссия по законопроектной деятельности подготовила отрицательный отзыв на инициативу.
Иногда водители, задев кого-то на парковке, просто оставляют визитку и уезжают. Однако в таких случаях их могут наказать как беглецов
При этом суды, действительно, активно формируют практику по делам об оставлении места ДТП. Например, Верховный суд не раз указывал, что именно считать дорожно-транспортным происшествием. Если вред причинен только машине виновника, то он вправе уехать. Такое бывает, если автомобиль вылетел на обочину и перевернулся. Или наехал на железный люк. Если люк не пострадал, водитель может ехать дальше.
А суд в Курской области однажды лишил на год прав водителя, который ушел с места аварии. На своих двоих. Важный правовой урок: покинуть место ДТП пешком, оставив «в залог» свой автомобиль, тоже нарушение.
Как рассказал потом водитель на суде, он ушел с места аварии в состоянии испуга. Его состояние понять можно: испытал стресс, оказался в прострации. Но прострация в таких случаях не является простительной: водитель обязан сохранять трезвую голову.
Оставление места ДТП: основания для отмены и прекращения в кассации
Согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, в отсутствие признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет или административный арест до 15 суток.
ДТП может заключаться в наезде на пешехода или столкновении с другим транспортным средством со значительными повреждениями. Однако в большинстве случаев при возбуждении дела по данной статье ДТП представляет собой незначительный контакт транспортных средств. Собственно, в административном материале полученные повреждения так и именуют – царапинами и потертостями. Суды это принимают, поскольку формально это тоже ДТП ввиду наличия материального ущерба. Такие ситуации могут произойти при оставлении места ДТП на парковке или при проезде по дворовой территории, при оставлении места аварии без пострадавших или в случае выезда одного из участников из плотного транспортного потока по пути домой в вечерней пробке.
В качестве наказания за оставление места ДТП судьи в подавляющем большинстве случаев назначают лишение прав. Административный арест, особенно в Московском регионе, фактически не применяется. Штраф за оставление места ДТП не предусмотрен, поскольку используется в случае квалификации действий водителя по ч. 1 ст. 12.27 КоАП (например, когда к моменту приезда сотрудников ГИБДД водитель вернулся на место ДТП, ранее им оставленное).
Исходя из собственного опыта защиты водителей в делах об оставлении места ДТП, отмечу два важных аспекта:
- доводы, которые учитывает суд первой инстанции, могут не учитываться в кассации и наоборот;
- практика кассационных судов может различаться.
Я проанализировал основания, по которым Вторым кассационным судом общей юрисдикции отменялись и прекращались дела по ч. 2 ст. 12.27 КоАП в 2021–2022 гг. При этом не учитывались случаи отмены решений с возвращением дела на новое апелляционное рассмотрение, поскольку такие ситуации в основном связаны с допущенными именно в апелляции ошибками, которые можно исправить. Так, за 2022 г. при рассмотрении жалоб на вступившие в законную силу судебные акты по ч. 2 ст. 12.27 КоАП не менее 380 жалоб были возвращены без рассмотрения, не менее 275 – оставлены без удовлетворения, не менее 28 – удовлетворены с прекращением производства по делу.
Предлагаю разобраться, что сейчас учитывается на практике.
Во-первых, дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП прекращается в связи с возбуждением уголовного дела по п. «б» ч. 2 или п. «б» ч. 4 ст. 264 УК РФ. В последние годы это, пожалуй, самое распространенное основание для прекращения дела по ч. 2 ст. 12.27 КоАП в кассационных судах общей юрисдикции. За 2022 г. Вторым КСОЮ по данному основанию прекращены не менее 17 дел, что составило более 50% от общего количества дел, прекращенных по указанной статье КоАП. Факт отмены и прекращения идет в статистику, но в действительности, на мой взгляд, является исключительно формальным механизмом. Думаю, это связано с изменениями, внесенными в ст. 264 и 264.1 УК Федеральным законом от 23 апреля 2019 г. № 65-ФЗ.
Читайте также
Приняты законы об усилении уголовной ответственности для скрывшихся с места ДТП
Водители, покинувшие место аварии с жертвами, теперь будут по умолчанию считаться находившимися за рулем в состоянии опьянения
17 апреля 2019 Новости
По п. «б» ч. 2 ст. 264 УК квалифицируется нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, ПДД или эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, сопряженное с оставлением места ДТП; по п. «б» ч. 4 ст. 264 УК – аналогичное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Водителя привлекают к административной ответственности за оставление места ДТП, участником которого он являлся. Постановление вступает в законную силу. Однако впоследствии сотрудник прокуратуры (как правило, один из заместителей прокурора соответствующего региона) подает жалобу со ссылкой на возбужденное уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 или п. «б» ч. 4 ст. 264 УК по тому же факту сопряженного с оставлением места происшествия нарушения водителем ПДД, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу, предусмотренному той же статьей (частью статьи) Кодекса или закона субъекта РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как правило, уголовное дело возбуждается на несколько месяцев позже изначально возбужденного дела об административном правонарушении. Это связано с тем, что степень тяжести вреда здоровью потерпевшего может быть определена спустя значительный промежуток времени. Кроме того, водитель может скрыться с места ДТП, а потерпевший впоследствии – скончаться в медучреждении от полученных травм.
Таким образом, формально водитель освобождается от административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места ДТП с пострадавшим, а фактически такое освобождение связано с еще более тяжелыми последствиями, поскольку в отношении водителя возбуждено уголовное дело. Лишение прав за оставление места ДТП и административная ответственность в таких случаях – не самое страшное 1 .
Во-вторых, постановление о привлечении к административной ответственности по делу о скрытии с места ДТП вынесено по истечении срока давности.
Из содержания ч. 1 ст. 4.5 КоАП следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 Кодекса, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое должно быть прекращено.
Читайте также
Приостановление срока давности привлечения к административной ответственности: правомерно ли?
Суды по-разному подходят к данному вопросу
06 февраля 2023 Мнения
Как правило, отмена постановления по данному основанию связана с ошибками судов при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности (об одном из таких случаев я рассказывал в публикации «Приостановление срока давности привлечения к административной ответственности: правомерно ли?» 2 ). Однако встречаются случаи, когда постановление вынесено за пределами трехмесячного срока, что ничем не обосновано 3 .
За 2022 г. во Втором КСОЮ в обоих названных случаях постановления о привлечении к административной ответственности были отмены по указанному основанию. Это свидетельствует в том числе о том, что за сроком давности судьи следят и в большинстве случаев соблюдают его.
В-третьих, ненадлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела, а также рассмотрение дела в его отсутствие.
Это основание является «базовым», поскольку применяется к любым другим делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваемых судами. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого оно ведется. В отсутствие данного лица дело может быть рассмотрено только при наличии информации о надлежащем извещении лица о месте и времени судебного заседания и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Так, постановлением Второго КСОЮ от 7 декабря 2022 г. № 16-9125/2022 дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП было прекращено именно из-за ненадлежащего извещения водителя о месте и времени рассмотрения. Это единственный пример из практики Второго КСОЮ за 2022 г., но, как представляется, не единственный случай ненадлежащего извещения. Минимальное количество отмен Вторым КСОЮ, очевидно, объясняется тем, что апелляционные суды учитывают данное основание и устраняют ошибки на этапе апелляционного обжалования постановлений.
В-четвертых, день нарушения не учтен при исчислении срока давности привлечения к ответственности.
Это еще один случай, медленно, но верно набирающий «популярность» в кассационных судах.
В силу ч. 1 и 2 ст. 4.8 КоАП сроки, предусмотренные Кодексом, исчисляются в часах, сутках, днях, месяцах, годах. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено начало срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа – в последние сутки данного месяца.
Читайте также
КС выявил пробел в порядке исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности
Суд постановил, что до внесения поправок в КоАП исчисление такого срока должно осуществляться, исключительно начиная со дня совершения или обнаружения административного правонарушения
20 мая 2022 Новости
В Постановлении от 17 мая 2022 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой» Конституционный Суд РФ в числе прочего сделал вывод, что ч. 1 ст. 4.5 КоАП не соответствует ст. 19 (ч. 1), 46 (ч. 1), 49 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения правонарушения, так и дня, следующего за ним.
КС указал, что впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из данного постановления, срок давности привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 4.5 КоАП должен исчисляться с дня совершения нарушения.
Как следует из постановления Второго КСОЮ от 13 октября 2022 г. по делу № 16-7104/2022, нарушение совершено 3 марта 2022 г., а постановление о привлечении к ответственности по ст. 12.27 ч. 2 КоАП вынесено 3 июня 2022 г. Суд ошибочно не включил день совершения вменяемого правонарушения в срок давности привлечения к административной ответственности.
В-пятых, административное расследование фактически не проводилось.
За 2022 г. это основание стало поводом для отмены Вторым КСОЮ постановлений по трем делам 4 . В каждом деле об оставлении места ДТП имелось определение должностного лица о возбуждении дела и проведении административного расследования.
Однако в действительности такое расследование может и не проводиться. На что это влияет, кроме выводов о фактических обстоятельствах дела? На суд, который будет правомочен его разрешать. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения мировым судьей. Однако если проводилось административное расследование, дело рассматривается районным судом по месту нахождения органа, проводившего расследование.
Исходя из ч. 1 ст. 28.7 КоАП и правовой позиции, изложенной в абз. 3 пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат и направленных на выяснение всех обстоятельств правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Административное расследование должно включать реальные действия, направленные на получение необходимых сведений, том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности, и т.д.
Таким образом, если районный суд при принятии к производству дела по ч. 2 ст. 12.27 КоАП установит, что фактически административное расследование не проводилось, он должен передать это дело мировому судье по месту совершения нарушения. Обстоятельства дела – например, оставление места ДТП во дворе или оставление места ДТП с пострадавшим пешеходом – значения не имеют. Не важно и избираемое судом наказание – лишение прав или административный арест. Имеет значение только факт проведения административного расследования по делу.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях КС от 3 июля 2007 г. № 623-О-П и от 15 января 2009 г. № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно – вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции – принимается судом, не уполномоченным в силу закона на его рассмотрение, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим суть правосудия.
Следует учитывать субъективный фактор при определении судьями факта проведения (непроведения) административного расследования. Например, один судья считает, что осмотр автомобилей на предмет совпадения повреждений и дача письменных показаний свидетелем по делу является административным расследованием, при этом другой судья не рассматривает эти действия как проведение такого расследования.
В-шестых, немотивированный отказ судьи в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение по месту жительства (данное обстоятельство послужило основанием отмены постановления мирового судьи постановлением Второго КСОЮ от 14 апреля 2022 г. по делу № 16-2130/2022).
Необходимо помнить, что произвольный отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства не допускается. Кроме этого, определение (постановление) судьи должно содержать конкретные основания для отказа в удовлетворении ходатайства или указание на необходимость защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении 5 .
Помимо перечисленных оснований Второй КСОЮ в 2022 г. прекращал производство по делу об оставлении места ДТП, отменяя обжалуемые судебные акты в связи с отсутствием у лица права управления ТС, подтверждаемого водительским удостоверением (постановление от 23 декабря 2022 г. по делу № 16-8906/2022), недоказанностью факта управления лицом транспортным средством (постановление от 24 ноября 2022 г. по делу № 16-8290/2022), оставлением места происшествия по предварительной договоренности участников незначительного ДТП (постановление от 10 марта 2022 г. по делу № 16-1211/2022).
В заключение отмечу, что лично меня огорчает отсутствие отмен и прекращений дел об административных правонарушениях по специальным основаниям, присущим именно ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Так, кассационный суд может прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты. При рассмотрении дела об оставлении места ДТП это может быть отсутствие (недоказанность) умысла на оставление водителем места происшествия, недоказанность факта ДТП, недоказанность соответствия (совпадения) повреждений, имеющихся у транспортных средств, непроведение экспертизы, когда на это были основания и указывали обстоятельства дела. В 2021 г. Второй КСОЮ вынес несколько таких постановлений 61 .
1 Подробнее см. постановления Второго КСОЮ от 14 марта 2022 г. по делу № 16-1332/2022; от 20 апреля 2022 г. по делу № 16-2636/2022; от 5 июля 2022 г. № 16-4449/2022 и от 12 декабря 2022 г. по делу № 16-9452/2022.
2 См. постановление Второго КСОЮ от 23 ноября 2022 г. по делу № 16-6979/2022.
3 См., в частности, постановление Второго КСОЮ от 22 декабря 2022 г. по делу № 16-9464/2022.
4 Постановления от 11 мая 2022 г. по делу № 16-2659/2022; от 28 марта 2022 г. по делу № 16-1756/2022 и от 4 апреля 2022 г. по делу № 16-2184/2022.
5 Подробнее см. ответ на вопрос 9 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г. (утв. Постановлением Президиума ВС от 16 сентября 2009 г.).
6 См. постановления от 16 августа 2021 г. по делу № 16-6038/2021 и от 18 марта 2021 г. по делу № 16-552/2021.