Что такое центр занятости населения
Перейти к содержимому

Что такое центр занятости населения

  • автор:

Что такое центр занятости населения

Статья 15. Государственная служба занятости населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утратил силу с 1 января 2024 года. — Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

С 01.01.2025 пп. 1 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

С 01.01.2025 пп. 1.1 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 пп. 2 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

С 01.01.2025 пп. 3 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 пп. 4 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) — 6) утратили силу с 1 января 2024 года. — Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 3 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

С 01.01.2025 п. 3.1 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.

Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

С 01.01.2025 п. 4 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 5 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 6 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 7 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу с 1 января 2024 года. — Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 9 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.

(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

Биржа труда

Биржа труда — это неофициальное название учреждений, которые помогают соискателям найти работу, а работодателям — квалифицированных сотрудников. Они собирают у отделов кадров вакансии и предлагают их кандидатам. А еще помогают бесплатно обучиться специальностям, чтобы устроиться на работу или повысить квалификацию.

Официально такие службы называют центрами занятости населения, или ЦЗН. В статье расскажем, что такое биржа труда, что она делает для компаний и как бизнесу нужно перед ней отчитываться.

Чем занимается биржа труда

Основная задача центра занятости — помогать соискателям и работодателям найти друг друга. У биржи труда есть и другие функции:

  • анализ спроса и предложения на рынке труда;
  • организация мероприятий, которые помогают определиться с профессией и найти работу;
  • выплата стипендий соискателям, которые проходят обучение;
  • учет безработных;
  • выплата пособий по безработице.

Обратиться на биржу труда может только трудоспособный человек без заработка. Самозанятый, ИП или руководитель ООО, у которых нет прибыли, зарегистрироваться в качестве безработных не смогут: по закону они занятые граждане.

О чем работодатель должен отчитываться центру занятости

Работодатели обязаны предоставлять в центр занятости такие отчеты:

  • о наличии вакантных должностей;
  • о количестве работающих инвалидов;
  • о трудоустройстве соискателя;
  • о процедуре банкротства или полной ликвидации организации;
  • о введении режима неполного рабочего времени;
  • о приостановке производства;
  • о массовом увольнении и сокращении.

Свободные рабочие места. Подавать данные о свободных рабочих местах должны все работодатели, у которых они есть. Даже если они не собираются трудоустраивать соискателей с биржи. Эта информация нужна центру занятости для статистики и оценки уровня безработицы по стране. При этом обязать работодателя принять сотрудника или организовать для него отдельную должность служба не может.

Отчет нужно подавать ежемесячно. Единой даты нет: регионы могут устанавливать ее самостоятельно. Уточнить срок предоставления отчетности можно в своем территориальном центре занятости.

С 2022 года некоторые работодатели размещают вакансии на портале «Работа России». На портале должны публиковать вакансии:

  • индивидуальные предприниматели;
  • организации со штатом более 25 человек за прошлый календарный год;
  • новые компании с таким же количеством сотрудников.

Количество трудоустроенных инвалидов. Если организация крупная, работодатель обязан трудоустраивать инвалидов. Для этого закон устанавливает квоту — долю сотрудников-инвалидов в штате. Например, в компаниях численностью более 100 человек квота составляет 2—4%, а если в организации работодатель принимает не более 3% инвалидов. Размер квот и сроки сдачи отчетности устанавливает местное законодательство.

Трудоустройство соискателя. Работодатель должен отчитываться о результатах собеседований с соискателями, которых направила биржа труда.

Если компания трудоустраивает кандидата, нужно в течение пяти дней оповестить центр занятости. Это можно сделать одним из двух способов: вернуть в центр занятости бумажное направление соискателя или сообщить о трудоустройстве кандидата в электронной форме через портал «Работа России».

Если кандидатуру отклоняют, сведения подают в те же сроки: ставят отметку об отказе в направлении соискателя или вносят информацию через сайт. Всегда указывают название вакансии, дату собеседования и причину отказа.

Банкротство или полная ликвидация компании. Компания должна сообщить в центр занятости о начале процедуры банкротства и ежемесячно отчитываться о состоянии дел до восстановления или ликвидации. Точную дату и форму уведомления устанавливает регион. О закрытии компании руководитель должен сообщить за три месяца до массового увольнения сотрудников.

Введение режима неполного рабочего времени. Это снижение продолжительности рабочего дня или сокращение рабочих дней в неделе. Причиной может стать угроза массового увольнения сотрудников или организационные и технологические изменения условий труда — например, внедрение новых технологий производства. Компания должна уведомить центр занятости о переходе на такой режим в течение трех рабочих дней.

Если неполный рабочий день установлен по просьбе сотрудников, сообщать об этом не нужно.

Приостановка производства. Компания может приостановить производство в период экономического кризиса, из-за технической неисправности оборудования или нарушения сроков поставки сырья контрагентом. Обычно руководитель издает приказ и в течение трех рабочих дней направляет отчет в центр занятости.

Сокращение штата и массовые увольнения. Есть два вида уменьшения штата: сокращение численности и сокращение штата. При сокращении численности работодатель уменьшает количество сотрудников, которые занимают одну должность. Например, вместо пяти курьеров будут работать два.

При сокращении штата должность исключают из штатного расписания — документа, который определяет структуру и состав команды предприятия, — и увольняют всех сотрудников, которые ее занимают. Компании должны уведомить центр занятости о будущем сокращении за два месяца, а ИП — за две недели.

Штатное расписание: образец

Массовым увольнением считают сокращение штата на 50 и более человек за 30 дней, на 200 и более человек за 60 дней, на 500 и более человек за 90 дней. Для небольших компаний, у которых больше 15 сотрудников, массовое увольнение — это ликвидация. О массовом увольнении компания должна сообщить за три месяца.

Как подать отчет в центр занятости

Компания может передать сведения лично в региональное отделение центра занятости или дистанционно через портал «Работа России». Чтобы воспользоваться вторым способом, нужно:

  1. Зарегистрироваться на портале госуслуг как ИП или юридическое лицо.
  2. Выбрать на сайте госуслуг опцию регистрации на портале «Работа России».
  3. Заполнить предложенную форму и сохранить данные.
  4. На сайте «Работа России» перейти в раздел «Оперативный мониторинг занятости» и выбрать «Подать сведения».
  5. Перейти в раздел «Подача отчетности» и заполнить форму.

Если у компании есть филиалы в разных регионах страны, руководитель должен подать отчет по каждому из них отдельно.

Что будет, если не предоставить информацию о вакансиях

Для работодателей, которые не подали вовремя нужный отчет, предусмотрена административная ответственность. За первое нарушение работодатель получит штраф:

  • для ИП и малых предприятий — от 100 до 300 ₽;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 ₽;
  • для средних и крупных предприятий — от 3000 до 5000 ₽.

Это максимальные цифры. Но иногда можно и вовсе обойтись предупреждением.

Если работодатель не подает отчеты, центр занятости составляет протокол о правонарушении и передает дело в суд. А судья уже выносит постановление о привлечении к административной ответственности.

Что важно запомнить

  1. Центр занятости — это учреждение, которое занимается трудоустройством безработных граждан и помогает работодателям найти сотрудников.
  2. Работодатели передают на биржу труда данные о свободных рабочих местах, сокращении штата или ликвидации предприятия.
  3. Если работодатель не предоставит отчет, ему грозит административный штраф.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 422 читателя

6. Биржа труда. Законодательство

Бывает, что самостоятельно преодолеть последствия безработицы гражданин не в силах, в таких случаях государство предоставляет свою помощь. Оно специально создало такой институт, чтобы обеспечить занятость населения и помогать гражданам в трудоустройстве. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Биржа труда — специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями и безработными или ищущими новую работу наёмными работниками.

Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Службы занятости проводят различные ярмарки вакансий, чтобы привлечь как можно больше населения к трудоустройству. Данная служба работает с гражданами в возрасте от \(14\) лет.

Федеральная государственная служба занятости населения
Главная цель данной службы — создать условия для реализации личности в качестве работника.

В частности, задача службы занятости — помочь людям сохранить или приобрести подходящее рабочее место.

основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане: недостаток информации о подходящих вакансиях, низкая или отсутствующая квалификация, проблемы со здоровьем или в семье и т. д.

В нашей стране принята специальная программа поддержки малого бизнеса , которая позволяет легко и быстро открыть своё дело и законно получать прибыль.

Особо уязвимой для безработицы категорией населения является молодёжь . Государство предусматривает программы поддержки молодых работников, предоставляя им различные льготы, помощь в получении образования и трудоустройстве.

Законодательство в сфере занятости населения
Самым главным нормативным актом является Конституция РФ.

В ней провозглашаются право гражданина на свободный труд, гарантируется защита его правового статуса.

Федеральный закон № \(1032-I\) от \(19\) апреля \(1991\) г. «О занятости населения в Российской Федерации».

Этот документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от \(30.12.2001\).

Трудовой кодекс РФ в частности устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнёрства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за её пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018).

Что такое центр занятости населения

Основные сведения о Центре занятости

Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Томска и Томского района» является некоммерческой организацией социальной сферы. Центр создан для оказания услуг на территории города Томска и Томского района в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции. Деятельность Центра занятости осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

Цель и виды деятельности Центра занятости

Цель деятельности – обеспечение государственных гарантий в области занятости населения. Для достижения цели Центр осуществляет следующие виды деятельности:

  • регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;
  • оказание государственных услуг по вопросам:
    • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
    • информирование о положении на рынке труда;
    • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
    • организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
    • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
    • организация и проведение оплачиваемых общественных работ;
    • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в период летних каникул и в свободное от учебы время;
    • организациия временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые;
    • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
    • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
    • содействие самозанятости населения;
    • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
    • содействие самозанятости безработных граждан;
    • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
    • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

    Структура ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района

    Кравченко Оксана Ивановна – директор,

    Сиротина Наталия Владимировна – заместитель директора,

    Перевозчикова Елена Леонидовна – заместитель директора,

    Дмитриева Людмила Геннадьевна – заместитель директора,

    Великанова Светлана Анатольевна — главный бухгалтер

    Прищепова Татьяна Сергеевна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-72-58

    Екусова Наталья Вячеславовна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-93-70

    Ягина Елена Анатольевна – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-94-26

    Литау Алина Викторовна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-95-74

    Федорова Марина Сергеевна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-95-74

    Дмитриева Людмила Геннадьевна – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-95-89

    Михальченко Елена Александровна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-99-72

    Баранова Светлана Дмитриевна — начальник отдела, тел. 8(3822) 46-97-36

    Мартын Людмила Анатольевна — заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-97-36

    Кривобок Наталья Юрьевна – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-93-20

    Долгодворов Валерий Юрьевич – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-93-41

    Мазнев Олег Леонидович – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-77-53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *