Почему российские корабли ходят под африканскими флагами?
«Цой» и «Летов» были построены в Южной Корее для группы компаний «Солар». Как поясняют в «Солар», назвать корабли так решили, чтобы выразить почтение этим двум рок-музыкантам.
– Использование для коммерческих судов дешёвого (удобного) флага – это общемировая практика, смахивающая на узаконенное мошенничество, – говорит кандидат военных наук, профессор Борис Усвяцов. – Суть в том, что суда, на самом деле принадлежащие компаниям одной страны, регистрируются в юрисдикциях другой, где налоги ниже, нет проблем с профсоюзами моряков и т. д. Так повелось с 1920-х гг., когда американские судовладельцы нашли способ продавать пассажирам алкоголь в обход «сухого закона» – стали регистрировать пароходы в Панаме. К 1968 г. Либерия обогнала по размерам торгового флота Британию. В наши дни более половины коммерческих судов мира зарегистрированы в Панаме, Либерии и даже Монголии, которая не имеет выхода к морю.
С развалом СССР все коммерческие суда перешли в частные руки. Но что, если эти суда понадобятся для нужд флота и армии? В данной ситуации вернуть их будет практически невозможно.
Что такое удобные флаги?
Судно под удобным флагом − это такое судно, которое несет флаг не той страны, которая является страной истинного владения судном.
Низкая плата за регистрацию, низкие налоги или их полное отсутствие, возможность использования дешевой рабочей силы − все эти факторы склоняют судовладельца к принятию решения зарегистрироваться в стране удобного флага.
Объявляя регистр удобным флагом, МФТ учитывает число зарегистрированных и плавающих под данным флагом иностранных судов, а также следующие дополнительные критерии:
- Способность и готовность государства флага установить на своих судах минимальные социальные стандарты, включая соблюдение основных прав человека и профсоюзов, свободы объединений и права на коллективные переговоры с независимыми профсоюзами;
- Социальный индекс государства, определяемый этапами ратификации и внедрения Конвенций МОТ и ее рекомендаций;
- Индекс экологической безопасности, который определяется этапом ратификации и внедрения Конвенций ИМО, а также результатами инспекций государственного портового надзора, выявленными недостатками и арестами.
МФТ считает, что должна существовать ‘«реальная связь»‘ между фактическим владельцем судна и флагом, который оно несет, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS). В случаях регистрации под удобным флагом такая «реальная связь» отсутствует.
В некоторых из этих судовых регистров приняты низкие стандарты безопасности и подготовки персонала и не установлены ограничения по гражданству или подданству членов экипажа. В некоторых случаях моряки из-за языкового барьера не могут полноценно общаться друг с другом, ставя, таким образом, под угрозу безопасную и эффективную работу судна.
Во многих случаях эти флаги не означают даже бегства из какой-либо определенной страны.
После регистрации судна под удобным флагом многие судовладельцы набирают самую дешевую рабочую силу, которую они могут найти, выплачивают ей минимальную заработную плату и сокращают издержки путем использования самых низких стандартов условий труда и жизни экипажа на борту.
Глобализация только способствует этому падению на дно. Вследствие существующей на рынке судоходства жесточайшей конкуренции каждый новый регистр удобного флага предлагает все более низкую плату за регистрацию и минимальное регулирование. Таким же образом, чтобы выдержать конкуренцию, судовладельцы вынуждены искать самые дешевые и наименее регламентированные способы эксплуатации своих судов, а удобные флаги предоставляют им такие возможности.
Источник: Что такое удобные флаги?
Удобные флаги
Моряки очень важны для всех нас. Они путешествуют по земному шару со всем, что нам необходимо, от бананов, нефти, газа и строительных материалов до одежды, зерна и мороженого мяса. Они также являются невидимой рабочей силой. То, что происходит в море, часто находится вне поля зрения регуляторов. Это позволяет мошенникам-судовладельцам оставаться безнаказанными за нарушение прав моряков.
МФТ оказывает большое влияние заработную плату и условия моряков, работающих на судах под удобными флагами.
Что такое удобные флаги?
Судно под удобным флагом – это судно, ходящее под флагом страны, отличной от страны владения. Для членов экипажа это может означать следующее:
- Очень низкая зарплата;
- Плохие условия на судне;
- Не соответствующие требованиям пища и питьевая вода;
- Длительные периоды работы без надлежащего отдыха, ведущие к стрессу и усталости.
Путем смены флага судовладельцы могут использовать преимущества:
- Минимального регулирования;
- Низких регистрационных сборов;
- Низких налогов или их отсутствия;
- Свободы найма дешевой рабочей силы из глобального рынка труда.
МФТ считает, что должна быть «истинная связь» между реальным владельцем судна и флагом, под которым ходит судно, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS). Реестры удобных флагов осложняют профсоюзам, заинтересованным сторонам в отрасли и общественности привлечение судовладельцев к ответственности.
Во многих случаях сами реестры даже не управляются из страны флага.
Глобализация помогла стимулировать эту гонку вниз. На конкурирующем рынке морских перевозок удобные флаги снижают сборы и минимизируют регулирование, поскольку судовладельцы стремятся найти самый дешевый способ эксплуатации своих судов.
Проблемы для моряков
Предусмотренные контрактом претензии
Серьезная травма может погубить жизнь, поставить крест на карьере моряка и лишить семью регулярного дохода. У самих моряков мало шансов добиться компенсации. МФТ и ее членские профсоюзы помогают морякам выигрывать эти дела через суды, однако часто им приходится распутывать хитросплетения структур компаний, прежде чем они могут разобраться, кто несет ответственность за судно и его экипаж.
Получение зарплаты
Ежедневно МФТ слышит об экипажах, которым должны крупные суммы денег. Некоторым экипажам просто не платят. Есть такие, которые узнают, что компании задерживают или не производят платежи их семьям, когда они хотят послать деньги домой. Во многих случаях моряки месяцами не видят никаких признаков обещанных им денег. Не получая зарплаты, они даже не в состоянии сбежать и самостоятельно добраться до дома. Одним из наиболее важных аспектов работы инспекторов МФТ является взыскание задолженностей по зарплате для моряков. С 2011 по 2013 гг. МФТ взыскала 103 миллиона долларов США в пользу экипажей, не получавших зарплату – в среднем 34,3 миллионов долларов США в год. На многие суда под удобным флагом теперь распространяются договоры МФТ, предоставляющие прямую защиту более чем 250 000 морякам.
Озвучивание их потребностей
Несмотря на тяжести, многие моряки судов под удобным флагом слишком напуганы, чтобы протестовать. Недобросовестные крюинговые агенты распространяют списки моряков, которые жалуются инспекторам. По-прежнему для капитана судна является обычной практикой сделать запись «нарушитель порядка из МФТ» в расчетной книжке моряка. С такой записью моряк никогда больше не сможет устроиться на работу. Некоторые моряки даже попадали в тюрьму по возвращении домой. А с открытием еще более дешевых источников рабочей силы – особенно из Китая – повышается риск дальнейшего ухудшения условий и зарплаты.
Роль МФТ
МФТ проводит переговоры о заключении договоров с международными организациями, включая морских работодателей и крюинговые агентства с целью обеспечения минимальных стандартов и условий для больших групп моряков.
Наша политика Мехико, принятая на конгрессе МФТ в 2010 г., обязывает наши членские профсоюзы обеспечивать всех моряков надлежащим представительством интересов и защитой. Они работают вместе, добиваясь распространения коллективных договоров на всех моряков, независимо от их национальности или страны происхождения.
- В политическом плане:
Мы стремимся к международному государственному соглашению о том, что должна быть истинная связь между флагом, под которым ходит судно, и национальностью или постоянным местом проживания его владельцев, управляющих и моряков. Это бы полностью искоренило систему удобных флагов
- В производственном плане:
Мы пытаемся добиться того, чтобы моряки, которые служат на судах под удобным флагом, независимо от их национальности были защищены от эксплуатации со стороны судовладельцев
В результате выступлений трудящихся удалось добиться достойной зарплаты и условий почти на 11 500 судах под удобными флагами. МФТ стала флагманом для моряков, подвергающихся эксплуатации и плохому обращению, независимо от национальности или членства в профсоюзе. Ежегодно МФТ и ее членские профсоюзы взыскивают миллионы долларов в счет задолженности по зарплате и в качестве компенсации за гибель или травматизм от имени моряков, которым больше не к кому обратиться.
Одобренные МФТ коллективные договоры
Одобренные МФТ коллективные договоры устанавливают зарплату и условия труда для всех экипажей судов под удобными флагами, независимо от национальности. Все суда, на которые распространяется одобренный МФТ коллективный договор, получают свидетельство, в котором указываются согласованные зарплата и условия труда на судне.
Имеются различные типы договоров, отражающие сложность договоров для круизной и оффшорной отрасли, а также различия между регионами.
Инспекции
Более 150 инспекторов и контактных лиц МФТ в портах всего мира обеспечивают соблюдение наших договоров. Инспекторы МФТ являются должностными лицами профсоюзов, работающие полный или неполный рабочий день непосредственно с МФТ.
Они осуществляют мониторинг выплаты зарплаты, а также других социальных и трудовых условий. Если необходимо, они предпринимают действия, направленные на проведение политики МФТ.
Работа с докерами
В комитет справедливой практики (КСП) входят профсоюзы, как моряков, так и докеров. В период между заседаниями КСП, проводимыми раз в два года, выборная руководящая группа КСП рассматривает повседневный ход и эффективность кампании против удобных флагов.
Профсоюзы моряков и докеров работают вместе над поддержанием безопасных и качественных рабочих мест для всех портовых рабочих. Во многих странах портовые рабочие сталкиваются с последствиями приватизации: временным и нестрандартным трудом, несоответствующей подготовкой и нарушениями их права на свободу ассоциации. Для решения этих проблем была инициирована кампания МФТ против удобных портов.
Страны удобного флага
Нижеследующие страны были объявлены удобными флагами комитетом справедливой практики МФТ (совместным комитетом профсоюзов моряков и докеров МФТ), который ведет кампанию МФТ против удобных флагов:
Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Бермудские острова (Великобритания)
Боливия
Камбоджа
Камерун
Каймановы острова
Коморские острова
Острова Кука
Кипр
Экваториальная Гвинея
Фарерские острова
Французский международный судовой реестр
Немецкий международный судовой реестр
Грузия
Гибралтар (Великобритания)
Гондурас
Ямайка
Ливан
Либерия
Маде́йра
Мальта
Маршальские острова (США)
Маврикий
Молдова
Монголия
Мьянма
Нидерландские Антильские острова
Северная Корея
Палау
Панама
Сан-Томе и Принсипи
Сьерра-Леоне
Сент-Китс и Невис
Сент-Винсент
Шри-Ланка
Танзания (Занзибар)
Того
Тонга
Вануату
Вы моряк и у вас есть проблемы?
Обратитесь к Инспектору МФТ
Если вы на судне или в порту и у вас есть неотложная проблема, вам надо обратиться к Инспектору МФТ или написать в Группу поддержки моряков МФТ по адресу seafsupport@itf.org.uk
Почему корабли ходят под флагами других стран
ЗАЧЕМ РЕГИСТРИРУЮТ СУДА ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ
Александр Маратович Жеребко, юрист, Клайпеда
Многим уже известно о возможности регистрации своих судов под иностранными флагами. Как и в любом деле требуется ответить на вопрос: а зачем это нужно?
Резоны, конечно, у каждого судовладельца могут быть разные, но есть и общие причины, наиболее часто порождаемые практикой.
Итак, регистрация судов под иностранными флагами производится с целью:
- 1. Обеспечения недосягаемости судна для конфискаций и взысканий органами власти страны проживания судовладельцев;
- 2. Избежания декларирования доходов, на которые приобретено судно, что особенно актуально для яхт и катеров частных лиц;
- 3. Немедленной перепродажи судна без его регистрации на свое имя, а также сохранения выручки от перепродажи от секвестра (ограничения и запреты, налагаемые государствомна распоряжение и пользование имуществом собственником);
- 4. Освобождения от запрета найма моряков-иностранцев, определенной минимальной зарплаты экипажу, обязательства социального страхования моряков за счет судовладельца и пр.;
- 5. Уменьшения или избежания налогов на доходы от эксплуатации судна;
- 6. Избежания ареста судна «провинившейся» фирмы властями страны проживания судовладельца;
- 7. Освобождения от засилья бюрократизма и чрезмерной «опеки».
Все страны, регистрирующие суда, можно разделить на две группы: с закрытым и открытым реестром, при этом первый подразумевает возможность регистрации судов только резидентами страны, которые подпадают под полное налогообложение. Второй же подразумевает возможность регистрации судна на нерезидентов или их местную оффшорную компанию с освобождением или существенным снижением налогов на доходы от эксплуатации судов. Список таких стран достаточно большой. Их можно разделить на условные подгруппы, например престижные — Мальта, Кипр, Люксембург, и не очень. Доминионы Великобритании (Мэн, Гибралтар, Каймановы острова, Бермуды и др.) позволяют ходить судам под британским торговым флагом. Некоторые остаются единственно возможными флагами регистрации из-за возраста судов. В ряде случаев для рыболовных траулеров возможны только некоторые страны и так далее.
Сама по себе такая регистрация не является чем-то полузаконным и сомнительным. Часто употребляемые выражения «дешевый флаг» и «удобный флаг» просто отражает некую злость морских администраций развитых стран, теряющих тоннаж из-за нежелания уменьшить свой бюрократизм и тотальный контроль дел судоходных компаний. Надо знать, что регистрация под флагом, называемом «дешевым», требует расходов в несколько тысяч долларов США, а «удобный» флаг вовсе не освобождает от получения классификационного свидетельства и прохождения техосмотров для подтверждения класса плавания, оснащения судов ГМССБ (GMDSS), сертификации судовых специалистов, наличия конвенционного оборудования и т.д. Все страны сообщают о регистрации судна в регистр Ллойда, где ведется список мирового флота. Все морские государства — члены ИМО, участники основных морских конвенций — достаточно эффективно осуществляют контроль и защиту судов под своими флагами. Можно ли представить себе, чтобы представитель морской администрации России проверил российское судно на Канарах, в Бельгии или иной стране? А маленький Белиз имеет своих региональных представителей в основных регионах мира.
Бытующие разговоры о несоблюдении норм безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, нарушении социальных прав моряков на судах под «удобными» флагами соответствуют действительности ничуть не более чем на судах под уважаемыми флагами России, Литвы, Греции, Украины. Суда под европейскими флагами тонут и попадают в аварии не реже, чем, скажем, Белиза, Грузии, Мальты. Никто не будет спорить, что все происшествия случаются не от флага, а от порядка на конкретном судне, установленном судовладельцем и капитаном. А правила и конвенции едины для всего мирового флота, и их соблюдение контролируются портконтролем портов захода, не взирая на флаги.
В следующей статье будут описаны страны, где чаще регистрируются суда