Значение словосочетания «произведение искусства»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: внутренне противоречивый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Ассоциации к словосочетанию «произведение искусства»
Синонимы к словосочетанию «произведение искусства»
Предложения со словосочетанием «произведение искусства»
- Каждая из них являлась настоящим произведением искусства и сверкала в солнечных лучах, словно драгоценный берилл из южных стран.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «произведение искусства»
- Совершенно другой смысл имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное есть единство идеи и образа, полное слияние идеи с образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением искусства : прекрасно будет произведение искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Сочетаемость слова «произведение»
- художественное произведение
литературное произведение
музыкальные произведения - произведение искусства
произведения писателя
произведения авторов - создание произведения
автор произведения
герой произведения - произведение пишется
произведение понравилось
произведение называется - создать произведение
читать произведение
написать произведение - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «искусство»
- боевые искусства
современное искусство
изобразительное искусство - искусство боя
искусство управления
искусство любви - произведение искусства
история искусств
мир искусства - искусство принадлежит
искусство требует
искусство умерло - заниматься искусством
овладеть искусством
владеть искусством - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «произведение искусства»
Понятия со словосочетанием «произведение искусства»
Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние — объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
Произведение искусства («L’oeuvre d’art») глава из книги «Воображаемое» представляет собой второю часть заключения ранней работы (1940) Жан-Поля Сартра о воображении («L’imaginaire»), причем содержащиеся в ней выводы и положения сохраняются и в его последующих исследованиях («Критика диалектического разума», 1960).
Термином «Украденные произведения искусства» или же «Украденные нацистами произведения искусства» обозначаются произведения искусства, награбленные нацистами во время пребывания у власти в Германии, в частности изъятые у преследовавшихся режимом владельцев. Жертвами разбоя были прежде всего евреи и преследовавшиеся как евреи лица в 1933—1945 годах в Германии и в странах, оккупированных Германией во время Второй мировой войны. Разграбление велось согласно многочисленным законодательным актам и при.
Афоризмы русских писателей со словом «произведение»
- Для того, чтоб литературное произведение заслужило титул художественного — необходимо придать ему совершенную словесную форму, эту форму придаёт: рассказу и роману простой, точный, ясный, экономный язык…
Классификация произведений изобразительного искусства
Произведения изобразительного искусства делятся на следующие основные виды: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. В последнее время к традиционным четырем видам изобразительного искусства уже можно добавить пятый — технические искусства, к которым относятся художественная фотография и компьютерная графика. Живопись в свою очередь подразделяется на станковую и монументальную. Графика на рисунок, акварель и печатную графику. Скульптура бывает круглая (монументальная, станковая, малых форм) и рельеф (барельеф — когда из плоскости выступает менее половины объема и горельеф — более половины). Еще больше разновидностей в ДПИ: керамика, горячая эмаль, батик, гобелен, ковка, роспись по дереву, металлу и т.д.
Внутри каждого вида существует деление по материалам и техникам. Так, печатная графика может быть выполнена в технике литографии, гравюры на дереве (ксилография), на линолеуме (линогравюра), на металле (офорт; его разновидности: сухая игла, акватинта, меццо-тинто, мягкий лак). К печатной графике можно отнести и монотипию. Рисунок может быть выполнен карандашом, углем, тушью (пером или кистью), пастелью, сангиной, сепией или в смешанной технике. Некоторые художники соединяют графические материалы с живописными. Работы такого рода уже сложно отнести к графике, при этом они не являются живописью. Это — «работы на бумаге или картоне», выполненные в смешанной технике.
Монументальная живопись относится к особому роду искусства, называемому монументальным. Главной особенностью такого рода искусства является его неразрывная связь с архитектурой. Эта связь определяет классификацию монументальной живописи и по её месту в архитектурном пространстве (экстерьерная или интерьерная, роспись на стене или потолке — плафон и т.п.). К монументальной живописи можно отнести панно, роспись, мозаику, витраж.
Панно и роспись могут быть выполнены в различных материалах и техниках — в технике фрески (живопись темперными красками по сырой штукатурке), акриловыми красками по штукатурке или гипроку и т.д. Кроме того, панно может быть исполнено в технике мозаики, интарсии, маркетри и др. Существует также монументальная графика — настенное графическое изображение, которое выполняется в технике сграффито. Необходимо отметить, что такие техники как мозаика, витраж, интарсия, маркетри, созданные вне связи с конкретным интерьером или экстерьером, можно отнести к декоративно-прикладному искусству.
Классическая техника станковой живописи — живопись маслом на холсте. Однако более ранняя техника, идущая от иконописи, — живопись темперными красками на доске, покрытой левкасом. Эта техника используется и сейчас, и не только при создании икон.
Современные художники, особенно те, которые предпочитают пастозную живопись с мощными фактурами, часто вместо холста используют оргалит, а вместо масляных красок — цветные рельефные пасты. В арсенал художников наших дней прочно вошли краски нового поколения – акриловые, которые очень удобны в использовании: быстро сохнут, эластичны, но все же уступают масляным краскам в пластичности, в возможностях цветовых нюансировок.
Живописец выбирает те или иные материалы в соответствии с поставленной художественной задачей. Порой живопись превращается в барельеф — настолько мощные красочные слои накладывает художник. Границы между видами и техниками все больше размываются. Так, живопись может быть сплавлена с различными предметами-вклейками, как плоскими, так и объемными, что трансформирует ее в новый вид искусства, появившийся в XX веке, — арт-объект. Последний часто обходится совсем без живописи. К этой группе произведений можно отнести коллажи, декупажи, контррельефы и т.д.
В последнее время получает распространение «печатная живопись». Я имею в виду не цифровую печать на холсте, а сериографию, которая может осуществляться на любой основе. Это — очень дорогостоящая техника. Позволить ее себе могут только художники, хорошо востребованные за рубежом. Суть ее в том, что с помощью специальной техники делается ограниченное число высокоточных по цвету повторений живописного оригинала. Это очень длительный процесс, который осуществляется в присутствии художника. Каждый отпечаток имеет некоторые отличия от оригинала и еще дорабатывается и подписывается художником. Все экземпляры нумеруются, а матрица уничтожается. Так что получается серия живописных работ, каждая из которых неповторима. Сериографию коллекционируют во всем мире, поскольку она считается авторским произведением и более доступна для большинства коллекционеров, чем оригинал. При этом стоимость последнего растет астрономически.
Скульптура бывает из камня, дерева, металла, глины и др. От выбранного материала зависит способ работы ваятеля — убирает ли он лишнее, высвобождая образ из камня или дерева, или лепит, наращивая массу (глина). Еще большее разнообразие материалов в мелкой пластике — слоновая кость, стекло, фарфор, бронза, камень, мрамор, дерево, керамика и др. Исходя из художественных задач, скульптор взаимодействует с материалом, порой открывая новые возможности, изобретая индивидуальные методы работы с ним, а также комбинирует различные материалы в одном произведении.
По жанрам произведения изобразительного искусства (главным образом, живопись) делятся на пейзаж, натюрморт, портрет, тематическую картину, анималистику. При этом в жанре пейзажа можно вычленить городской и морской; в портрете — индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет. Тематическая или сюжетная картина объединяет собственно «жанр» — бытовые сцены из жизни, исторические, мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты, батальный жанр. Сюда же можно включить и изображение обнаженной натуры — ню. В последние годы понятие «тематическая картина», которое возникло в советском искусствознании, все чаще заменяется термином «фигуратив». Этот термин можно отнести не только к сюжетным композициям, но ко всем произведениям, на которых изображены человеческие фигуры.
В представленной классификации рассмотрены самые основные и, в первую очередь, традиционные виды, материалы и техники изобразительного искусства. В последнее время, когда появляется много новых возможностей, когда художники интенсивно экспериментируют с разнообразными материалами, изобретают авторские техники, границы между видами изобразительного искусства размываются. Более того, деятели современной арт-сцены стирают грань даже между различными видами искусства, продуцируя синтетические формы, такие, как перфоманс, видеоарт, акционизм и др.
Татьяна Несветайло
искусствовед, старший научный сотрудник ГРМ
___________________________________________________________________________
Жанры (фр. genre — род, вид) — исторически сложившееся деление произведений изобразительного искусства в соответствии с темами и объектами изображения
Маркетри (фр. marqueterie — инкрустация) — мозаичное изображение, выполненное путем наклеивания на основу тонких фигурных пластинок шпона из различных пород древесины. Иногда наклеиваются пластинки из слоновой кости, перламутра, металла.
Интарсия (итал. intarsio — инкрустация) — вид инкрустации на деревянных предметах: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезаются в поверхность деревянного предмета.
Сграффито, граффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально — выцарапанный) — разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя.
Левкас (греч. leukós — белый), название грунта из смеси клея и мела.
Коллаж (фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника, заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), которые затем наклеиваются на поверхность.
Перфоманс (англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Видеоарт — направление в изобразительном искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.
Акционизм, искусство действия — направление современного искусства, в соответствии с его идеологией художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов.
ДПИ — сокращенно декоративно-прикладное искусство.
Произведение искусства
духовно-материальная реальность, отвечающая художественно-эстетическим критериям, возникшая как результат творческих усилий художника, скульптора, поэта, композитора и т. д. и представляющая собой ценность в глазах тех или иных сообществ. Каждое произведение, будучи средством борьбы с всеотрицающей силой времени, с физической конечностью индивидуального существования, дает художнику возможность фиксировать свои переживания и мысли, особенности своего мироотноше- ния в знаковых, символических, образных формах, остающихся в наследство следующим поколениям. Основным средством подобных фиксаций является язык искусства, создающий пространство собственных смыслов, ценностей и норм. «Произведение искусства есть законченное, в самом себе покоящееся идля себя существующее целое воздействие и противопоставляет последнее, как самостоятельную реальность, природе. В художественном произведении форма бытия существует только как реальность воздействия. Художественное произведение, воспринимая природу как отношение между двигательными направлениями и зрительными впечатлениями, освобождается от всего изменчивого и случайного» (Гильдебрант А. Проблема формы в изобразительном искусстве. — М., 1914. — с. 24).
Произведения искусства существуют не разрозненно, а входят в состав такого целого, как художественная культура. Все вместе они составляют ценностный мир, призванный помогать человеку гармонизировать его практическую и духовную жизнь, облекать его внутренние противоречия в соразмерные формы, устремлять содержащийся в них взрывной потенциал в русло созидания, творчества.
«Открытое произведение». Понятие «открытого произведения» ввел в современный художественно-эстетический тезаурус
в 1960-е гг. итальянский писатель-культуролог У. Эко. Оно родилось в ответ на стремление эстетической мысли выйти из того кризисного состояния, в котором оказалась культура модерна, пытавшаяся разрушить все эстетические структуры и видевшая в этой деструктивной деятельности свое предназначение. «Открытое произведение» явилось маргинальной формой, соединявшей устойчивость художественной структуры с эластичностью содержательной семантики, допускающей разнообразные изменения внутри нее, но активно сопротивляющейся распаду. «Открытое произведение» — это художественно-эстетический микрокосм, допускающий внутри себя элементы хаоса и извлекающий из присутствия беспорядка пользу для себя. Приток информации извне лишает его жесткости, хрупкости и уязвимости. Оно становится открытым для множества интерпретационных подходов. Внутри него содержатся предпосылки для самоиронии. Авторское «я», способное подсмеиваться над собой, своим детищем и его героями, обретает неуязвимость, какой не имели жестко структурированные произведения классического искусства. Уроки модерна пошли художнику и искусству на пользу. Угроза энтропии, против которой эстетическая мысль долгое время была бессильна, теперь уже не страшна. «Открытое произведение» облада- I ет необходимым запасом прочности, чтобы успешно противостоять ей.
Дополнительные смысловые штрихи вносит в концепт «открытого произведения» понятие non finite (итал. незаконченное, | незавершенное). Оно означает издавна отмечаемый искусствоведами феномен незавершенности многих произведений классического искусства. Исследователи обращают внимание на характерную особенность этих произведений, которая состоит в том, что незаконченность идет им на пользу. Она придает произведению, его образному строю такие художественно-эстетические черты, которые, скорее всего, исчезли бы, если б оно приобрело исчерпывающую законченность. Недосказанность словно отворяет врата в некую перспективу с беспредельностями, теряющимися в ней смыслами, ассоциациями, реминисценциями, мистическими переживаниями и т. д. Гениальные художники такого масштаба, как Микеланджело или Роден, как будто интуитивно ощущали все это и нередко намеренно оставляли свои произведения незавершенными. Современная эстетика non finito непосредственно соотносит эти наблюдения с концептуальным выводом о принципиальной незавершенности каждого художественного произведения. Данное обстоятельство, в свою очередь, соотносится с природой описательной, смыслообразующей речи человека. Современная философия языка, психолингвистика, семиология признают, что сколь бы исчерпывающим не было описание чего бы то ни было, никогда не наступает момента, когда уже невозможно добавить хотя бы еще один штрих к существующей картине, обозначить еще один смысловой нюанс и т. д. Так же и в процессе создания произведения искусства отношения художника и его замысла напоминают апорию Зенона об Ахилле и черепахе, которую тот не в состоянии догнать. Между замыслом и его воплощением всегда остается творческий «зазор», позволяющий говорить об онтологической незавершенности не только любого отдельного художественного произведения, но и всего, что создается человеком. Отсюда проистекает важное философско-эстетическое следствие. «Зазор», «брешь» non finito выступает как, своего рода, приглашение художника к соавторству со стороны зрителя, читателя, слушателя. Те, кому адресовано произведение, всегда могут проявить встречную духовную активность и «домыслить», «дочувствовать», «допеть» то, что не успел «допеть» художник.
◘ Лит.: Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-хт. — М., 1968-1973.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург . В. А. Бачинин . 2005 .
- Прекрасное
- Пророческая функция религиозно-художественного сознания
Понятие и виды произведений искусства
Аттаев, И. Б. Понятие и виды произведений искусства / И. Б. Аттаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100676/ (дата обращения: 04.02.2024).
В статье проанализированы различные подходы к определению понятия «произведение искусства», автор отмечает, что главная специфика произведений искусства состоит в том, что они предназначены для эстетического восприятия. Кроме этого, исследована проблема выбора критерия для отнесения произведений искусства к произведениям изобразительного искусства.
Ключевые слова: произведения искусства, произведения изобразительного искусства
В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации [5] (далее — ГК РФ) произведения искусства относятся к числу объектов авторского права. При этом само понятие «произведение искусства» в гражданском законодательстве не раскрывается. В правовой доктрине эта категория также разработано слабо — ученые либо вообще не акцентируют внимание на данном вопросе, либо посвящают исследования изучению отдельных видов произведений искусства.
В связи с этим, Ю. В. Мацкевич, автор одной из немногих научных публикаций, посвященных определению понятия «произведение искусства», для раскрытия сущности такового обращается к Энциклопедии по культурологии. Автор приводит следующую цитату: «произведение (искусства) — продукт художественного творчества; результат обработки того или иного материала (речь, камень, полотно, краски и т. п.) с целью создания такого предмета, который является носителем смысла, одновременно личного и сверхличного, индивидуального и традиционного, ответного по отношению к предшествующим предметам того же рода и вместе с тем актуального для созерцателя-адресата в настоящем и будущем; имеющего отношение и к жизненной практике, и к отвлеченной идеологии, но не сводимого ни к тому, ни к другому, а самоценного (т. е. эстетически, а не практически или идеологически значимого)» [11, c. 13–14].
На энциклопедический словарь по культурологии в своем монографическом исследовании ссылается и В. В. Лебедь. Автор полагает, что наиболее четкое представление о произведениях искусства в целом как объектах авторских прав, можно сформулировать, обозначив отличия таковых от произведений науки и литературы. Именно с этими объектами авторских прав произведения искусства перечисляются в одном ряду в п. 1 ст. 1259 ГК РФ. При этом В. В. Лебедь отмечает, произведения науки, в соответствии с энциклопедическим представлением являются творческими результатами «рациональной реконструкции мира на основе постижений его существенных закономерностей, единство объяснения и понимания» [10, c. 14], а произведения литературы рассматриваются как «письменная форма искусства слова», как объект, который «при помощи слова создает реальное живое бытие» [10, c. 14]. В результате формулируется аналогичный приведенному выше вывод — главная специфика произведений искусства в том, что они предназначены для эстетического восприятия.
Из вышеизложенного следует, что к произведениям искусства следует причислять те объекты авторского права, которые представляют интерес с позиции своих эстетических (художественных) достоинств. Ю. В. Мацкевич считает, что такому критерию отвечают:
— произведения изобразительного искусства;
— архитектурный или ландшафтный дизайн;
— музыкальные композиции и музыкальные импровизации;
— театральные постановки, постановки балетного или оперного театра;
— кинематограф [11, c. 14].
Обозначим некоторые особенности перечисленных произведений искусства.
Из содержания абз. 7 п. 1 ст. 1259 ГК РФ следует, что законодатель к числу произведений изобразительного искусства относит произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и оставляет приведенный перечень открытым.
В то же время, Т. Ю. Мацкевич полагает, что анализируемую группу объектов составляют живопись, фотография, объекты декоративно-прикладного искусства, скульптура и др. [11, c. 14]. Видно, что приведенная позиция расходится с содержанием ст. 1259 ГК РФ — законодатель произведения декоративно-прикладного искусства и фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии рассматривает как отдельную группу произведений искусства.
В. П. Большаков в зависимости от объекта приложения творческих усилий, используемых художественных и технических средств и исторически сложившихся концепций выделяет такие виды изобразительного искусства и соответствующие им произведения — архитектура, скульптура, живопись, графика, каллиграфия, дизайн, фотоискусство, граффити, декоративно-прикладное искусство и др. [2, c. 35]. Данных подход также вступает в противоречие с положениями ст. 1259 ГК РФ.
В. А. Удалкин в целом соглашается с походом законодателя к определению перечня произведений изобразительного искусства, предлагая исключить из него и выделить в отдельную группу только произведения дизайна [15, c. 9].
Очевидно, что в основе обозначенных противоречий лежит проблема выбора критерия для отнесения произведений искусства к произведениям изобразительного искусства. Так, некоторые ученые считают, что главная отличительная особенность произведений изобразительного искусства состоит в том, что эти объекты воспринимаются исключительно на зрительном уровне [7, c. 38]. При этом, образы произведений изобразительного искусства могут быть воспроизведены как на плоскости, так и в пространстве [6, c. 3]. Другие исследователи — предлагают авторские критерии. Так, В. В. Ефремова специфической особенностью произведений изобразительного искусства называет их «изобразительность» [6, c. 3], а В. А. Удалкин считает, что «основным признаком, объединяющим произведения изобразительного искусства в обособленную группу объектов авторских прав, является наличие оригинала произведения, в рамках которого произведение существует в неразрывной связи со своей предметной формой» [15, c. 9].
Полагаем, что критерии для отнесения произведений искусства к произведениям изобразительного искусства должны быть четко определены. Это важно в контексте того, что в настоящее время появляются новые объекты авторского права (стрит-арт, граффити, татуировки) и возникает необходимость определить особенности правового регулирования их использования, защиты и т. д. Большинство из таких объектов ученые причисляют к произведениям изобразительного искусства [3, c. 72], однако такой подход можно поставить под сомнение, поскольку до настоящего времени наука не смогла определить четкого перечня даже уже давно известных объектов.
ГК РФ не раскрывает и содержание понятий «произведения архитектуры», «произведения градостроительства» и «произведения садово-паркового искусства». Отсутствуют такие дефиниции и в специальных законодательных актах — Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [12], Градостроительном кодексе Российской Федерации. В то же время зарубежный опыт правового регулирования рассматриваемой сферы, показывает, что произведения архитектуры и произведения градостроительства могут рассматриваться в качестве синонимов. Такой подход реализован в частности в Законе Республики Казахстан от 16.07.2001 № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Согласно п. 55 ч. 1 ст. 1 этого нормативно-правового акта произведения архитектуры (градостроительства) представляют собой объект авторского права «являющийся результатом творческого процесса в профессиональной деятельности физических лиц, направленного на создание какого-либо архитектурного объекта или формирование градостроительного пространства, включая авторский замысел, зафиксированный в форме проектной документации, отдельного чертежа, макета или эскиза, а также реализованный в натуре проект (часть проекта)». Такую позицию казахстанского законодателя можно было бы воспринять, однако остается не совсем понятным как она согласовывается с тем, что понятия «архитектурная деятельность» и «градостроительная деятельность» в вышеназванном законе все же разграничиваются.
В российской правовой доктрине отмечается, что к числу произведений архитектуры следует относить в первую очередь архитектурные проекты и документацию для строительства. Однако, отсутствие четкого представления о содержании понятия «произведения архитектуры», порождает определенные дискуссии, связанные с перечнем соответствующих произведений. Основная такая дискуссия касается вопроса о том, входят ли в число произведений архитектуры здания и сооружения. Некоторые ученые называют таковые основной формой воплощения архитектурных произведений, другие — возражают против этого [4, c. 33]. При этом, полагаем, что позиция законодателя в этом вопросе вполне однозначна и прямо следует, например, из содержания подп. 1 п. 1 ст. 1273 ГК РФ. Названная норма устанавливает запрет на свободное воспроизведение в личных целях «произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений». Аналогичный подход к решения этого вопроса демонстрирует и названный выше Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Итак, полагаем, что произведение архитектуры может быть воплощено в форме архитектурного проекта, документации для строительства и архитектурного объекта.
Произведения садово-паркового искусства рассматриваются в ГК РФ в качестве отдельного произведения изобразительного искусства (ст. 1259 ГК РФ). Однако такой подход противоречит положениям Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». В ст. 2 этого законодательного акта объект садово-паркового искусства признан одним из видов архитектурных объектов. Н. В. Слесарюк такую позицию признает верной, в связи с чем предлагает «исключить из нормы ГК РФ упоминание о произведениях садово-паркового искусства, относя их к произведениям архитектуры» [13, c. 85].
В ГК РФ не раскрывается сущность понятия «музыкальное произведение». Исследователи делают попытки сформулировать таковое, исходя из понятия «музыка» и «произведение». Так, например, Н. В. Иванов под музыкальным произведением предлагает понимать «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» [8].
О. А. Касаткина рассматривает музыкальное произведение как «совокупность художественных образов, отражающих действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме» [9, c. 116].
В целом, следует констатировать, что серьезных противоречий по вопросу отнесения конкретных объектов авторского права к числу музыкальных произведений не возникает. Таковыми признаются народные песни, инструментальные импровизации, арии, музыкальные пьесы и т. д. [1, c. 279].
Таким образом, по результатам проведенного анализа были выявлены проблемы, связанные с отсутствием легального определения таких понятий как «произведение искусства», «произведение изобразительного искусства», «произведение архитектуры», «произведение градостроительства» и некоторых иных. Это существенно затрудняет правоприменительную практику, создает сложности при отнесении некоторых объектов авторских прав к той или иной группе произведений и, следовательно, при определении особенностей правового регулирования их использования и защиты.
- Алиев Т. Т. Авторское право на музыкальные произведения как объект гражданского права: тенденции развития // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2020. 2020. С. 278–282.
- Большаков В. П. История и теория культуры: учеб, пособие для академического бакалавриата / Л. Ф. Новицкая, К. Ф. Завершинский, В. П. Большаков; под общ. ред. В. П. Большакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 289 с.
- Бундин Ю. И. Авторское право на произведения искусства татуировки // Северо-Кавказский юридический вестник. 2020. № 4. С. 93–102.
- Гольцов В. Б., Голованов Н. М., Беляков В. Г. Авторские права на произведения архитектуры и проблемы их защиты // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 3. С. 30–38.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч.1). Ст. 5496.
- Ефремова В. В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции: автореф. дис. … канд. юр. наук:12.00.03. М., 2008. 21 с. С. 3.
- Жеглова А. Р. Особенности защиты авторских прав на произведения изобразительного искусства // Дневник науки. 2020. № 3(39). С. 38–40.
- Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография. / Под ред. А. П. Сергеева. URL: https://www.litmir.me/br/?b=551363&p=1 (дата обращения: 20.05.2022).
- Касаткина О. А. Музыкальное произведение как объект авторского права // Синергия Наук. 2021. № 55. С. 115–121.
- Лебедь В. В. Произведения искусства в авторском праве: монография. М.: Книгодел, 2011. 112 с.
- Мацкевич Т. Ю. Определение понятия «произведение искусства» и обозначение критериев его оценки // Искусство и культура. 2012. № 3(7). С. 13–16.
- Об архитектурной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст.4473.
- Слесарюк Н. В. Правовая охрана произведений архитектуры и градостроительства // Сибирское юридическое обозрение. 2012. № 2 (19). С. 84–87.
- Специфика архитектурных произведений как объекта авторского права / М. А. Ершова, Е. А. Малахова, Е. А. Овликова, А. Н. Рябко // Научные исследования молодых учёных. 2020. С. 155–160.
- Удалкин В. А. Интеллектуальные права на произведения изобразительного искусства: автореф. дис. … канд. юр. наук: 12.00.03. М., 2010. 25 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, ГК РФ, произведение, произведение искусства, Казахстан, Российская Федерация, садово-парковое искусство, декоративно-прикладное искусство, отнесение произведений искусства, правовое регулирование.