Зачем нужно положение о корабле
Перейти к содержимому

Зачем нужно положение о корабле

  • автор:

Глава 5. Судовые правила (п.п. 334 — 369)

334. Флаг Военно-Морского Флота (далее именуется — флаг), поднятый на судне, указывает на принадлежность судна к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Вручение судну флага проводится на основании приказа командующего флотом (флотилией) после зачисления его в состав флота (флотилии) и выдачи свидетельства на право плавания под флагом, форма и расцветка которого установлена для данного класса судов.

День первого подъема флага объявляется судовым праздником.

335. При стоянке судна флаг поднимается в 8 часов в рабочие дни и в 9 часов в выходные и праздничные дни.

Спускается флаг с заходом солнца, а при нахождении судна в полярных морях — во время, установленное приказом командующего флотом. Подъем (спуск) флага осуществляется лицами вахтенной службы судна по командам с ходового мостика «Стать к борту», «Флаг поднять (спустить)». На период подъема (спуска) флага лица судового экипажа, находящиеся на верхней палубе, становятся в положение «Смирно» лицом внутрь судна.

При нахождении судна в составе соединения кораблей подъем (спуск) флага должен проводиться по сигналу флагмана.

336. Во время стоянки судна флаг должен подниматься на кормовом флагштоке, а при нахождении судна в море на ходу — на гафеле или кормовом флагштоке. Буксирным и другим специальным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.

337. Флаги высших должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации, а также флаг командующего флотом (флотилией) поднимаются на грот-стеньге (на фор-стеньге — при одной мачте) по приказанию командиров (начальников), которым они присвоены. Флаги должностных лиц остаются поднятыми днем и ночью, а также при кратковременном отсутствии должностных лиц на судне.

При следовании должностных лиц на катерах (шлюпках) присвоенные им должностные флаги поднимаются на носовом флагштоке или на мачте катера.

338. При торжественном подъеме флага Военно-Морского Флота в праздничные дни Российской Федерации экипаж судна строится на верхней палубе за 5 минут до подъема флага согласно принятой схеме построения. С выходом капитана на верхнюю палубу вахтенным помощником капитана подается команда «Смирно». Приняв доклад старшего помощника капитана, капитан здоровается с экипажем и поздравляет его с праздником. За минуту до подъема флага вахтенный помощник капитана подает команду «Флаг поднять». После подъема флага до места капитан подает команду «Вольно» и распускает экипаж.

В праздничные дни судно может расцвечиваться флагами международного свода сигналов. В темное время суток на судне включается праздничная иллюминация.

В траурные дни флаг должен держаться приспущенным до половины длины фала (флагштока).

При стоянке судна в иностранном порту флаг приспускается в тех случаях, когда в знак траура приспущены флаги на находящихся там иностранных военных кораблях.

339. При нахождении судна в море на ходу, а также в зоне локального военного конфликта (зоне боевых действий) флаг Военно-Морского Флота должен быть поднят днем и ночью. В случае выхода судна в море после захода солнца и до 8 (9) часов флаг поднимается в момент перехода из положения «на якоре» в положение «на ходу».

При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации или с военным кораблем иностранного государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, а также при прохождении мимо такого корабля, стоящего на рейде, судно должно первым приветствовать его однократным приспусканием флага Военно-Морского Флота на одну треть длины фала (флагштока).

При встрече в море с военным кораблем иностранного государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие его проводится только в территориальных или внутренних водах этого государства.

При встрече в море с судном Российской Федерации или судном иностранного государства, если оно первым приветствует судно, ему отвечают однократным приспусканием флага.

Пользование судовыми катерами (шлюпками)

340. Спуск катера (шлюпки) на воду и их использование допускаются только с разрешения капитана, старшего помощника капитана или вахтенного помощника капитана.

При посылке катера (шлюпки) с судна для выполнения задания на него должен назначаться командир, а на катер и моторист, обладающий необходимой квалификацией.

Члены экипажа, выделенные на катер или назначенные гребцами на шлюпку, на время выполнения задания подчиняются командиру катера (шлюпки).

341. Командир катера (шлюпки) отвечает:

за соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости катера (шлюпки);

за соблюдение правил по предупреждению столкновений судов в море, местных портовых и рейдовых правил.

До отхода катера (шлюпки) от борта судна его командир должен убедиться в том, что он снабжен положенным по табелю имуществом, топливом и индивидуальными спасательными средствами на экипаж и пассажиров.

При направлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) его командир должен иметь карту или схему района плавания, надежный компас и средства радиосвязи, а на шлюпке должно быть полное число гребцов.

342. Командир катера (шлюпки) имеет право отойти от борта судна только с разрешения вахтенного помощника капитана.

При стоянке судна на открытых рейдах катера (шлюпки) не должны находиться без надобности у его борта. При объявлении штормового предупреждения, внезапном усилении ветра и наступлении темного времени суток катера (шлюпки) должны быть подняты на борт или отправлены в укрытие.

343. Катера (шлюпки), находящиеся на ходу, должны нести присвоенный их судну флаг. При буксировке шлюпок флаг несет только концевая шлюпка. На шлюпках, идущих под парусами, флаг крепится к задней кромке шкаторины у нок-бензельного угла.

Катер (шлюпка) не несет флага только в том случае, когда он послан для спасения упавшего за борт человека. Флаг в этом случае поднимается на установленном месте после подъема человека в катер (шлюпку).

Флаг на катере (шлюпке) должен подниматься перед отходом его от борта судна (от причала), а спускаться (независимо от времени суток) — с приходом катера (шлюпки) к месту назначения.

344. Судовые помещения подразделяются на жилые, служебные и помещения общего пользования.

В жилых помещениях размещаются экипаж и пассажиры, в служебных помещениях размещаются вооружение и технические средства судна, грузы и судовые запасы. К помещениям общего пользования относятся помещения для приема пищи, отдыха и санитарно-гигиенических нужд экипажа.

345. Для поддержания порядка в помещениях и соблюдения условий гигиены на судне старший помощник капитана должен не реже одного раза в неделю осматривать (совместно с судовым врачом) все каюты, столовую, кают-компанию, буфеты и санитарное оборудование судна, устанавливать время их приборки и назначать лиц, ответственных за их содержание.

В каютах не должны храниться судовое имущество (материалы), взрывчатые, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества. Оборудование кают должно содержаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасность занимающих их лиц.

346. При уходе людей из кают освещение, электроприборы и громкоговорители должны быть выключены, а иллюминаторы задраены.

Запрещается закрывать каюты с открытыми иллюминаторами, а также закрывать двери кают на замок при уходе из них людей по сигналу судовой тревоги. Ключи от кают должны храниться у лиц, занимающих эти каюты. Второй комплект ключей с занумерованными бирками должен находиться на хранении в месте, определенном старшим помощником капитана, из расчета, что доступ во все запираемые помещения будет обеспечен в любое время суток.

347. Питание членов экипажа должно быть организовано в столовой (для рядового состава) и в кают-компании (для командного состава). Столовая и кают-компания судна должны быть оборудованы специальными шкафами для хранения столовых принадлежностей и средств для мытья посуды.

Старшим лицом в столовой является боцман, старшим лицом в кают-компании — капитан, а в его отсутствие старший помощник капитана.

В каждом отдельном случае с разрешения капитана или старшего помощника капитана в кают-компанию могут быть приглашены в качестве гостей лица, не принадлежащие к экипажу судна.

Для приглашений, имеющих официальный характер, должно быть испрошено разрешение командира соединения судов.

348. Все пищевые продукты, доставляемые на судно, должны храниться в специально предназначенных для этого помещениях (камерах), запираемых на замок. Помещения камбуза и буфетов, их оборудование и посуда должны содержаться в чистоте, а лица, не связанные с приготовлением и раздачей пищи, не должны допускаться в эти помещения.

349. Содержать на судне животных разрешается только с согласия капитана при предъявлении ветеринарных свидетельств и выполнении обязательств по чистке животных и мест их размещения.

Подозрительных на инфекционные болезни и больных животных выгружают в местах, указанных ветеринарно-санитарным надзором, изолируют или уничтожают. Сброс погибших животных за борт судна запрещается.

В случае вспышки у животных инфекционных заболеваний, подтвержденных ветеринарной службой, заболевшие животные выгружаются, а в помещениях, где они находились, производится дезинфекция. Инструкция по проведению дезинфекции должна быть вывешена на видном месте.

Запрещается содержать животных на водоналивных и рефрижераторных транспортах.

350. Собрания экипажа, демонстрация кинофильмов и коллективные игры, проводимые в столовой или в специально отведенных для этого помещениях (местах на верхней палубе), должны быть прекращены не позднее 23 часов, за исключением случаев, когда по разрешению капитана установлено другое время.

351. Спортивные мероприятия на воде (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только с разрешения капитана или старшего помощника капитана.

Организация безопасности проведения указанных мероприятий должна быть возложена на одного из помощников капитана.

Перевозка пассажиров и воинских команд

352. Лица, совершающие переход на судне без выполнения каких-либо обязанностей в отношении данного судна, именуются пассажирами.

Фамилия, имя, отчество каждого пассажира должны быть занесены в судовой журнал с указанием времени, места и основания для приема пассажира на судно, а также времени и места его убытия с судна.

Пассажирам, прибывшим на судно перед выходом в море, должны быть разъяснены:

требования безопасности при нахождении на судне;

действия по сигналу судовой тревоги, в том числе правила поведения при объявлении тревоги в учебных целях;

действия, которые следует предпринять при оставлении судна, с указанием их места на спасательных шлюпках (плотах) и места хранения индивидуальных спасательных средств;

защитные меры при нахождении на спасательных средствах и общие способы выживания людей на воде.

353. При плавании во внутренних морских водах Российской Федерации пассажир может приниматься на судно с разрешения командира соединения кораблей или начальника, осуществляющего управление судном.

При выходе судна за пределы внутренних морских вод Российской Федерации пассажир может быть принят на судно только с разрешения начальника штаба флота (флотилии).

354. При нахождении судна в порту иностранного государства пассажир может быть принят на судно по рекомендации дипломатического представителя Российской Федерации с разрешения начальника Главного штаба Военно-Морского Флота. При выходе из порта капитан должен доложить командованию о принятых пассажирах, а на подходе к месту их высадки обеспечить прохождение ими пограничного и таможенного контроля.

355. В исключительных случаях капитан вправе принять на борт судна людей, спасенных от гибели или других бедствий, независимо от того, гражданами какого государства они являются.

О количестве, времени и месте принятия на судно спасенных от гибели людей капитан должен доложить командованию и в дальнейшем действовать по его указанию.

Во всех случаях пассажиры, спасенные от гибели, при первой возможности должны быть переданы местным властям.

356. Размещение пассажиров по каютам и другим помещениям судна организует старший помощник капитана с предоставлением им возможных удобств. Если в числе пассажиров есть женщины, им отводятся отдельные помещения (каюты).

357. Питание пассажиров организуется в кают-компании или столовой экипажа в соответствии с решением капитана.

Пассажиры, следующие на судне группой (делегации, спортивные или творческие коллективы), размещаются и питаются в порядке, установленном распоряжением начальника штаба флота.

358. Адмиралы, генералы и офицеры, находящиеся на судне в качестве пассажиров, не должны вмешиваться в действия экипажа по управлению судном.

Капитан знакомит адмиралов, генералов и старших офицеров с обстановкой в районе плавания и распоряжениями командования в части, касающейся их пребывания на судне.

359. Курсанты (офицеры, преподаватели) учебных заведений Военно-Морского Флота и мореходных училищ с момента прибытия их на судно для прохождения учебной практики (стажировки), а также для руководства практикой подчиняются капитану.

360. Экипаж судна обязан оказывать всемерное содействие курсантам в выполнении учебных планов по освоению технических средств и несению судовых вахт.

Все курсанты, прибывшие на судно, должны быть распределены по судовым постам в качестве дублеров, участвовать во всех учениях и тренировках, проводимых на судне, а также в работах по обслуживанию и профилактическому ремонту технических средств.

361. Руководители практики должны оказывать помощь экипажу судна в практическом обучении курсантов и докладывать капитану свои предложения по улучшению работы с ними и устранению выявленных недостатков.

362. Во всех случаях судовой жизни и службы офицеры и преподаватели приравниваются к командному составу, курсанты училищ и мореходных школ — к рядовому составу.

Размещаются и питаются курсанты на судне на общих основаниях с экипажем. Курсанты выпускных курсов училищ (стажеры), выполняющие обязанности дублеров помощников капитана или дублеров механиков (электромехаников), по возможности должны быть размещены в каютах командного состава, и питаться в кают-компании.

363. На судах, перевозящих воинские команды (экипажи кораблей, личный состав воинских частей и т.п.), старший помощник капитана совместно со старшим воинской команды должны разместить военнослужащих по помещениям судна, проинструктировать их о правилах поведения и требованиях безопасности на судне, а также о действиях по сигналу тревоги.

364. Личный состав воинской команды размещают в запасных каютах в соответствии с их служебным положением. При недостатке кают для временного размещения военнослужащих могут быть использованы курительные салоны, столовые и другие помещения судна.

Совместное размещение в одном помещении военнослужащих и гражданского персонала не допускается.

365. Перед размещением на судне воинской команды судно должно быть обеспечено спасательными средствами на весь личный состав перевозимой команды. Помещения судна, предназначенные для перевозки людей, должны быть заблаговременно подготовлены для безопасного их пребывания (отключено неиспользуемое электрооборудование, изолированы трубопроводы с повышенной температурой и т.п.), а места выхода людей к спасательным средствам открыты для прохода.

366. Оружие, боеприпасы, снаряжение и имущество воинской команды должны размещаться в специально подготовленных для этих целей помещениях, запираемых на замок и опечатываемых. Охрана указанных помещений осуществляется военнослужащими по решению их старшего начальника.

367. Питание военнослужащих, размещенных на судне, организуется отдельно от членов экипажа.

В зависимости от количества перевозимых людей и технических возможностей камбузного оборудования судна питание военнослужащих может быть организовано совместно с экипажем или самостоятельно (во вторую смену) с выделением на камбуз военнослужащих в помощь повару для приготовления и раздачи пищи.

368. При аварии судна, оказании помощи другому судну или людям, терпящим бедствие в море, капитан вправе привлечь пассажиров и личный состав воинской команды к спасательным работам и оказанию помощи пострадавшим.

369. Порядок приема и размещения на судне вооружения, военной техники и личного состава десанта определяется специальным распоряжением начальника штаба флота (флотилии).

Необычный проект: зачем нужен погружающийся патрульный корабль

Ведущий разработчик отечественных подводных лодок — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» впервые представило проект погружающегося патрульного корабля, сочетающего преимущества подводной лодки и надводного корабля. Такого в мире еще не строили.

Сразу было заявлено, что этот удивительный корабль-субмарина в первую очередь предназначен для зарубежных заказчиков. И хотя о реальных заказах из-за границы пока ничего не известно, создатели уверены в его экспортном потенциале.

«Стоимость патрульных кораблей на мировом рынке сравнительно невысока, что делает их приемлемыми для стран с небольшим бюджетом. Эксплуатация окупается за счет предотвращения браконьерства и других экономических правонарушений. Корабли этого типа многофункциональны, могут использоваться для охраны, а также как спасательное или исследовательское судно, — пояснили в ЦКБ «Рубин». — При выборе оборудования мы максимально ориентировались на существующие образцы, которые производятся серийно и коммерчески себя оправдали».

Как заявляется, подводное положение дает кораблю сразу два преимущества: возможность вести скрытое наблюдение за нарушителями (и успешно их перехватывать) и, погружаясь под воду, уходить от неблагоприятных погодных условий, не прерывая патрулирования. Погружающийся корабль можно использовать как классическую подводную лодку — для ведения разведки и других задач. Возможности изучения шельфа у «ныряющего» патрульного корабля будут выше, чем у аналогичного надводного. Он также может служить недорогим учебным средством для подготовки экипажей и инфраструктуры к закупке в будущем классических подводных лодок.

По своей архитектуре и обводам корабль напоминает подводные лодки проекта 613 — самой массовой серии советского подводного флота, которая была очень востребована инозаказчиками.

Напомним, дизель-электрические субмарины среднего класса проекта 613 (по классификации НАТО «Whiskey») строились в 1951-1957 годах. Они были очень просты в управлении и обслуживании. Их даже сравнивали с подводными трехлинейками — винтовками Мосина, отличавшимися простотой и мощностью. Серия проекта 613 стала самой массовой в советском подводном флоте — было построено 215 субмарин. 43 подлодки впоследствии передали различным странам, еще 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих.

Логично, что для подводно-надводного патрульного корабля за основу был выбран этот давний проект — именно из-за его простоты. Конечно, спроектирован и строиться он будет на качественно новой технологической базе. Как заявлено, водоизмещение нового корабля — около 1000 тонн, общая длина — 60-70 метров в зависимости от комплектации, экипаж — до 42 человек, включая досмотровую группу. По желанию заказчика корабль может быть оснащен торпедным вооружением, небольшими управляемыми ракетами и артустановкой малого калибра. Предусмотрено размещение катеров для досмотровых групп, а также беспилотного летательного аппарата с автономностью 2-3 часа, выпускаемого без выхода людей на палубу.

Вполне возможно, этот оригинальный во всех отношениях подводно-надводный патрульный корабль заинтересует не только инозаказчиков, но и Военно-морской флот России.

Оптимальный алгоритм игры в морской бой

Пару дней назад я с удивлением узнал, что некоторые мои знакомые не умеют играть в морской бой. Т.е. правила они, конечно, знают, но вот играют как-то бессистемно и в итоге часто проигрывают. В этой записи я постараюсь изложить основные идеи, которые помогут повысить уровень вашей игры.

Правила игры

Существует множество вариантов морского боя, но мы с вами рассмотрим наиболее распространённый вариант со следующим набором кораблей:

Все перечисленные корабли должны быть размещены на квадратном поле 10 на 10 клеток, при этом корабли не могут соприкасаться ни углами, ни сторонами. Самое игровое поле нумеруется сверху вниз, а вертикали помечаются русскими буквами от «А» до «К» (при этом буквы «Ё» и «Й» пропускают).

Рядом рисуется вражеское поле аналогичного размера. При удачном выстреле по кораблю противника на соответствующей клетке вражеского поля ставится крестик и производится повторный выстрел, при неудачном выстреле в соответствующей клетке ставится точка, и ход переходит к противнику.

Оптимальная стратегия

В игре морской бой всегда есть элемент случайности, но его можно свести к минимуму. Прежде чем переходить непосредственно к поиску оптимальной стратегии, необходимо озвучить одну очевидную вещь: вероятность попасть по кораблю противника тем выше, чем меньше непроверенных клеток осталось на его поле, аналогично вероятность попадания по вашим кораблям тем ниже, чем больше непровереных клеток осталось на вашем поле. Т.о. для эффективной игры нужно научиться сразу двум вещам: оптимальной стрельбе по противнику и оптимальному своих размещению кораблей.

В дальнейшем объяснении будут использоваться следующие обозначения:

Оптимальная стрельба

Первым и самым очевидным правилом оптимальной стрельбы является следующее правило: не стрелять по клеткам непосредственно окружающим уничтоженный корабль противника.

В соответствии с принятыми выше обозначениями, на рисунке жёлтым отмечены те клетки, по которым уже были произведены безуспешные выстрелы, красным отмечены клетки, выстрелы по которым закончились попаданием, а зелёным отмечены клетки, стрельба по которым не производилась, но можно гарантировано утверждать, что кораблей в них нет (кораблей там быть не может, т.к. по правилам игры корабли не могут соприкасаться).

Из первого правила сразу вытекает второе: если вам удалось подбить вражеский корабль, необходимо сразу же его добить, чтобы как можно раньше получить список гарантировано свободных клеток.

Третье правило вытекает из первых двух: необходимо в первую очередь пытаться подбить самые крупные корабли противника. Возможно, для вас это правило не очевидно, но если немного подумать, то можно легко заметить, что уничтожив вражеский линкор, мы в лучшем случае получим информацию сразу о 14 гарантировано свободных клетках, а уничтожив крейсер, всего о 12.

Т.о. оптимальную стратегию стрельбы можно свести к целенаправленному поиску и уничтожению самых крупных кораблей противника. К сожалению, сформулировать стратегию мало, необходимо предложить способ её реализации.

Для начала давайте рассмотрим участок игрового поля размером 4 на 4 клетки. Если в рассматриваемом участке есть вражеский линкор, то его гарантировано можно подбить не более чем за 4 выстрела. Для этого надо стрелять так, чтобы на каждой горизонтали и вертикали было ровно по одной проверенной клетке. ниже представлены все варианты такой стрельбы (без учёта отражений и поворотов).

Среди всех этих вариантов, оптимальными на поле 10 на 10 клеток являются только первые два варианта, гарантирующие попадание в линкор максимум за 24 выстрела.

После того, как уничтожен вражеский линкор, необходимо начинать поиск крейсеров, а затем и эсминцев. При этом, как вы уже догадались, можно воспользоваться аналогичной методикой. Только теперь необходимо разбивать поле на квадраты со стороной в 3 и 2 клетки соответственно.

Если при поиске линкора вы использовали вторую стратегию, то для поиска крейсеров и эсминцев вам необходимо стрелять по следующим полям (зелёным отмечены поля, по которым вы уже стреляли при поиске линкора):

Для поиска катеров оптимальной стратегии не существует, поэтому в конце игры приходится опираться в основном на удачу.

Оптимальное размещение кораблей

Оптимальная стратегия размещения кораблей в некотором смысле обратна оптимальной стратегии стрельбы. При стрельбе, мы пытались найти самые крупные корабли, чтобы сократить количество клеток, которые нужно проверять, за счёт гарантировано свободных клеток. Значит, при размещении корабли надо ставить таким образом, чтобы в случае их потери минимизировать количество гарантировано свободных клеток. Как вы помните, линкор в центре поля открывает для противника сразу 14 полей, но линкор, стоящий в углу, открывает для противника всего 6 полей:

Аналогично, крейсер, стоящий в углу, вместо 12 полей открывает всего 6. Т.о., разместив крупные корабли вдоль границы поля, вы оставляете больший простор для катеров. Т.к. стратегии для поиска катеров нет, противнику придётся стрелять наугад, и чем больше свободных полей у вас останется к моменту ловли катеров, тем тяжелее будет выиграть противнику.

Ниже представлено три способа размещения крупных кораблей, которые оставляют большой простор для катеров (отмечено синим):

Каждая из приведённых расстановок оставляет для катеров ровно 60 свободных клеток, а это значит, что вероятность случайно попасть в катер составляет 0,066. Для сравнения стоит привести случайную расстановку кораблей:

При такой расстановке для катеров остаётся всего 21 клетка, а это значит, что вероятность попадания по катеру составляет уже 0,19, т.е. почти в 3 раза выше.

В заключение хочу сказать, что не стоит проводить уж слишком много времени, играя в морской бой. Особенно хочу предостеречь вас от игры на лекциях. Когда я сидел в Ваби-Саби и играл в морской бой со своей девушкой, мимо прошла официантка и сказала, что она весьма неплохо играет, т.к. много практиковалась на парах. Кто знает, кем бы она работала, если бы в своё время слушала лекции?

P.S. В комментариях абсолютно верно указывают, что на хабре уже были похожие публикации, было бы неверно не поставить ссылки на них:

  • Морской бой
  • оптимальная игра
  • оптимальная расстановка

Зачем нужно положение о корабле

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.03.2013 N 250,

1. Настоящее Положение определяет порядок оформления, выдачи и применения удостоверений личности моряка.

2. Удостоверение личности моряка является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река — море) плавания, используемых для целей торгового мореплавания (далее — судно).

Удостоверение личности моряка не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

3. Удостоверение личности моряка выдается гражданам Российской Федерации, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики.

Удостоверение личности моряка также выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, которые отвечают указанным требованиям.

4. Оформление и выдача удостоверения личности моряка осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями и капитанами морских портов по перечню, утверждаемому Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее — учреждения).

5. В удостоверении личности моряка указываются следующие сведения о его владельце:

а) фамилия, имя (полностью) и другие части имени владельца удостоверения, если таковые имеются;

в) дата и место рождения;

д) любые особые физические приметы, которые могут оказаться полезными для идентификации личности.

6. В удостоверении личности моряка содержатся:

а) фотография владельца удостоверения;

б) подпись владельца удостоверения;

в) биометрические данные, отображаемые в виде биометрического шаблона, составленного на основе отпечатков пальцев владельца удостоверения, представленного в виде цифр в штрих-коде, и отвечающего техническим требованиям по биометрической идентификации моряков.

7. Срок действия удостоверения личности моряка составляет 5 лет.

8. Для оформления удостоверения личности моряка заявитель представляет в учреждение следующие документы:

а) анкета-заявление о выдаче удостоверения личности моряка (далее — заявление), содержащая сведения о заявителе, по форме, утверждаемой Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

б) основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства или месту временного проживания либо вид на жительство для иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства;

в) документ, подтверждающий, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна, или действительные дипломы и специальные свидетельства, подтверждающие соответствие уровня профессиональной подготовки и состояние здоровья заявителя требованиям, установленным международными конвенциями для членов экипажей судов;

г) основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2013 N 250)

9. В случае непредставления заявителем документа, подтверждающего, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна, учреждение осуществляет оформление удостоверения личности моряка, однако выдает оформленное удостоверение только после представления заявителем этого подтверждающего документа.

10. Документом, подтверждающим, что заявитель трудится по найму, занят или работает в любом качестве на борту судна, является один из следующих документов:

а) представление на выдачу удостоверения личности моряка от российского судовладельца, имеющего право найма капитана и членов экипажа судна;

б) представление на выдачу удостоверения личности моряка от российской организации по найму и трудоустройству моряков, имеющей лицензию на оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2013 N 250)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) мореходная книжка с записью о занимаемой заявителем должности на судне;

г) судовая роль (в исключительных случаях, при необходимости замены члена экипажа выходящего в рейс судна);

д) трудовой договор о работе на судне, плавающем под иностранным флагом, заключенный заявителем непосредственно с судовладельцем.

(пп. «д» введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2013 N 250)

11. При приеме заявления учреждением осуществляется цифровое фотографирование заявителя и сканирование отпечатков пальцев его рук.

12. Учреждение, в которое поступило заявление, осуществляет проверку заявителя на предмет нахождения его в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — перечень организаций).

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

(см. текст в предыдущей редакции)

12(1). В случае если заявитель не включен в перечень организаций, учреждение направляет заявление в соответствующий орган федеральной службы безопасности, который в течение 7 календарных дней со дня поступления заявления рассматривает его и направляет в учреждение один из следующих документов:

а) уведомление о согласовании выдачи (замены) удостоверения личности моряка;

б) уведомление о продлении срока согласования выдачи удостоверения личности моряка (но не более чем на 180 календарных дней) — в случае, если у органа федеральной службы безопасности имеются требующие дополнительной проверки сведения о причастности заявителя к экстремистской деятельности или терроризму.

(п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

12(2). В случае если ни один из указанных в пункте 12(1) документов не поступил в учреждение в течение 7 календарных дней, выдача (замена) удостоверения личности моряка считается согласованной с органом федеральной службы безопасности.

(п. 12(2) введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

12(3). По результатам дополнительной проверки, предусмотренной подпунктом «б» пункта 12(1) настоящего Положения, орган федеральной службы безопасности направляет в учреждение уведомление о согласовании выдачи (замены) удостоверения личности моряка либо уведомление об отказе в выдаче (замене) удостоверения личности моряка в случае, если заявитель включен в перечень организаций по результатам указанной проверки.

В случае если указанные документы не поступили в учреждение от органа федеральной службы безопасности в течение срока, предусмотренного уведомлением, указанным в подпункте «б» пункта 12(1), выдача (замена) удостоверения личности моряка считается согласованной с органом федеральной службы безопасности.

(п. 12(3) введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

12(4). Согласование выдачи (замены) удостоверения личности моряка с органами федеральной службы безопасности может осуществляться с использованием специальных каналов связи.

(п. 12(4) введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

13. Учреждение осуществляет выдачу удостоверений личности моряка без необоснованных задержек.

Срок оформления удостоверения личности моряка не должен превышать 15 календарных дней со дня поступления заявления в учреждение, а в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 12(1) настоящего Положения, указанный срок может быть увеличен (но не более чем на 180 календарных дней).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Выдача (замена) удостоверения личности моряка осуществляется по следующим основаниям:

а) заявитель отвечает требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Положения;

б) выдача (замена) удостоверения личности моряка согласована с соответствующим органом федеральной службы безопасности;

в) у заявителя имеется не более одного удостоверения личности моряка, срок годности которого не истек;

г) заявитель не включен в перечень организаций.

(пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1199)

15. Выдача нового удостоверения личности моряка не допускается без изъятия ранее выданного удостоверения личности моряка или без объявления удостоверения личности моряка недействительным, если оно утрачено владельцем удостоверения.

В случае невозможности выдачи (замены) удостоверения личности моряка по причине отсутствия оснований для его выдачи, предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения, учреждение, принявшее заявление, в срок, не превышающий 3 суток с момента принятия такого решения, выдает заявителю (или направляет по почте) уведомление с изложением причин, препятствующих выдаче удостоверения.

16. Решение об отказе в выдаче удостоверения личности моряка может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

17. Оформление и выдача удостоверений личности моряка осуществляется с использованием технических средств системы оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка, являющейся частью государственной системы изготовления, выдачи и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.

18. Учреждение, выдавшее удостоверение личности моряка, обязано обеспечить возможность проверки владельцем удостоверения любых внесенных в удостоверение данных, касающихся владельца удостоверения.

19. Учреждения, выдающие удостоверения личности моряка, ведут их учет и электронные базы данных, содержащие сведения о выданных удостоверениях.

20. Федеральное агентство морского и речного транспорта:

а) обеспечивает непрерывное круглосуточное функционирование координационного центра для удовлетворения поступающих от иммиграционных служб и других компетентных органов иностранных государств запросов относительно подлинности и действительности удостоверений личности моряка, выданных в Российской Федерации, координации выдачи удостоверений личности моряка, ведения электронной базы данных, содержащей сведения о выданных удостоверениях, и использования этих сведений в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

б) осуществляет мониторинг выполнения учреждениями требований Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185), и не реже чем 1 раз в 5 лет организует независимую оценку управления системой оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка, в том числе процедур контроля качества.

21. Электронная база данных, указанная в подпункте «а» пункта 20 настоящего Положения, содержит информацию о каждом удостоверении личности моряка, выданном в Российской Федерации, об удостоверениях личности моряка, действие которых временно приостановлено, а также об изъятых удостоверениях личности моряка.

Информация, содержащаяся в указанной электронной базе данных, ограничивается лишь сведениями, необходимыми для проверки удостоверений личности моряка или статуса моряка, и включает в себя данные, перечень которых приведен в Приложении 2 к Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185), при полном соблюдении права владельцев удостоверений на конфиденциальность своих персональных данных и удовлетворении всех требований защиты персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных».

22. Удостоверение личности моряка должно находиться у его владельца:

а) в период осуществления заграничного плавания (наряду с мореходной книжкой и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию);

б) при выезде из Российской Федерации к месту нахождения судна (наряду с мореходной книжкой, в которой имеется запись о найме на судно, судовой ролью или выпиской из нее и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию).

23. Удостоверение личности моряка всегда находится у его владельца, за исключением случаев, когда с письменного согласия владельца удостоверения оно хранится у капитана судна.

24. В случае утраты удостоверения личности моряка его владелец в кратчайший срок лично или через капитана судна письменно сообщает об этом в учреждение, выдавшее удостоверение.

Выдача удостоверения личности моряка взамен утраченного осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

25. Изъятие удостоверения личности моряка осуществляется в случае, если владелец удостоверения не отвечает требованиям, предусмотренным пунктом 14 настоящего Положения, за исключением требования о занятости или работе в любом качестве на борту судна.

В этом случае Федеральное агентство морского и речного транспорта и учреждение, выдавшее удостоверение личности моряка, принимают меры по приостановлению действия этого удостоверения.

Изъятие удостоверения личности моряка на основании решения Федерального агентства морского и речного транспорта вправе осуществлять учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, а также органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Изъятое удостоверение личности моряка направляется в выдавшее его учреждение.

Принятие решения об изъятии удостоверения личности моряка, а также порядок административного обжалования устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации с учетом требований Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *