Административный штраф как вид административного наказания
КоАП РФ Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
2) административный штраф;
3) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
9) административное приостановление деятельности;
(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
10) обязательные работы;
(п. 10 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)
11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
(п. 11 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Штраф, как вид административного наказания: назначение, исполнение и последствия неисполнения (А.С. Топоев, «Правосудие в Хакасии», N 2, 2006 года)
Штраф, как вид административного наказания: назначение, исполнение и последствия неисполнения (А.С. Топоев, «Правосудие в Хакасии», N 2, 2006 года)
Цели назначения административного наказания
Виды административного наказания
Штраф, как мера административного наказания
Исполнение наказания в виде административного штрафа
Административная ответственность за неуплату административного штрафа
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 20.25
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ
Штраф, как вид административного наказания: назначение, исполнение
и последствия неисполнения
С 1 июля 2002 г. утратил силу Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и введен в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который действует уже более трех лет.
За указанный период применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникало много вопросов, которые нашли свое разрешение в практике рассмотрения данной категории дел.
В последнее время стали актуальными вопросы назначения, исполнения административного наказания и ответственности за его неисполнение.
Актуальность и острота данного вопроса кроется во взаимодействии и противоречии целей и принципов назначения наказания.
Цели назначения
административного наказания
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административным наказанием является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Необходимо отметить государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности, поскольку, эти меры могут быть установлены только законом — актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.
Судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о природе административного наказания и его целях.
Так, административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, целями административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц, а также общее и специальное предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).
Понятия общей и частной превенции совершения административных правонарушений схожи с аналогичными понятиями, применяемыми в уголовном праве.
Так под общей превенцией понимается то, что наказание назначается индивидуально определенному лицу для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений.
Специальное предупреждение совершения административного правонарушения заключается в том, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.
В части второй ст.3.1 КоАП РФ, указано, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Таким образом, реализован принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях.
Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Подобный подход согласуется с положениями Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Так, в соответствии со статьей 3 Европейской Конвенции по Защите Прав Человека и Основных Свобод, «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».
Административными наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.
При этом, в соответствии с ч.3 ст.3.2 КоАП РФ административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 9 части 1 это# статьи, устанавливаются только КоАП РФ.
Таким образом, законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях может быть предусмотрено только два вида наказания — предупреждение и штраф.
Следует отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ, наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие).
Также не является наказанием устное замечание объявляемое в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при освобождении от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с подпунктом вторым п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ малозначительность совершенного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В абзаце третьем Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении КоАП РФ» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Штраф, как мера административного наказания
В соответствии со ст.3.5 КоАП РФ под административным штрафом понимается денежное взыскание.
Таким образом, административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств исчисленных в рублях. В ином эквиваленте административный штраф не применим, поскольку в соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль.
Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части КоАП РФ, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. В случаях, предусмотренных КоАП РФ, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).
Величина административного штрафа кратна: минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», размер штрафа, кратный одному МРОТ, составляет 100 руб.
Минимальный и максимальный размеры административного штрафа приведены в ч.2,3,4 ст.3.5 КоАП РФ.
Исполнение наказания
в виде административного штрафа
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит обращению к исполнению после вступления его в законную силу.
В соответствии со ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно п.33 Пленума Верховного Суда РФ вступление в законную силу обжалованных постановлений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими — в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.
Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд (пункт 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ).
Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).
В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьей 30.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.31.3 КоАП РФ обращение к исполнению постановления по делу об административном правонарушении возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
Важное значение в практике применения административного процессуального законодательства имеет неукоснительное соблюдение органами, должностными лицами, судьями ч.2 и ч.3 ст. 31.3 КоАП РФ в соответствии с которыми:
— в случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу;
— в случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.
Ненадлежащее выполнение требований ч.2 и ч.3 ст.31.3 КоАП РФ может повлечь неисполнения постановления по делу об административном правонарушении о взыскании штрафа, поскольку исполнительное производство, осуществляемое судебными приставами-исполнителями, имеет некоторые особенности.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Следует обратить внимание на то, что при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф может быть взыскан с его родителей или иных законных представителей в порядке, установленном ст.31.8 КоАП РФ.
В силу требований ч.3 и ч.4 ст.32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию, за исключением случаев наложения и взимания штрафа на месте совершения правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 32.3 КоАП РФ, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление о наложении штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В силу требований ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», приведенной выше, исполнительный документ должен быть направлен своевременно.
В соответствии со ст.7 Закона, приведенного выше, исполнительными документами, наряду с другими, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Таким образом, судья для обращения к принудительному исполнению назначенного им административного штрафа направляет судебному приставу-исполнителю исполнительный лист, выданный на основании постановления по делу об административном правонарушении, а иные органы и должностные лица направляют постановления по делам об административном правонарушении.
Административная
ответственность за неуплату
административного штрафа
В соответствии с ч.5 ст.32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 данной статьи, субъект (судья, орган, должностное лицо), вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Частью первой ст.20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Объективную сторону правонарушения составляет неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Как указано выше, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Таким образом, состав данного правонарушения является формальным, т.е. с момента неуплаты штрафа в течение установленного законом срока правонарушение считается оконченным.
(Пример: 1 апреля 2006 г. по ст.20.21 КоАП РФ назначен штраф в размере одного минимального размера оплаты труда, что составляет 100 руб., в течение установленных ст.30.3 КоАП РФ десяти суток гражданин не обжаловал данное постановление и оно вступило в законную силу. В соответствии с требованиями ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен до 10 мая 2006 г., т.е. с 1 по 10 апреля — срок обжалования, а с 10 апреля по 10 мая — срок добровольной уплаты штрафа, что составляет 30 дней. Таким образом, в случае неуплаты штрафа до 10 мая 2006 г. включительно в действиях лица, не уплатившего штраф, усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.)
Срок давности привлечения
к административной ответственности по ст. 20.25
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, установлен общий срок давности равный двум месяцам со дня его совершения.
(Пример: Срок давности привлечения к административной ответственности по примеру, приведенному выше, истекает 10 июля 2006 г.)
Порядок возбуждения дела
об административном правонарушении, предусмотренном
ч.1 ст.20.25 КоАП РФ
В своих официальных разъяснениях на вопрос, каким органом или должностным лицом должен составляться протокол о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в том случае, если первоначальное постановление о привлечении лица к ответственности вынесено судьей, Верховный Суд Российской Федерации указал, что анализ части первой статьи 32.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что при неуплате административного штрафа составления протокола о данном административном правонарушении не требуется. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, решение о привлечении лица к административной ответственности принимает судья.
На основании изложенного судья, вынесший первоначальное постановление о привлечении лица к ответственности, без составления протокола выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП.
Вопрос о наложении административного взыскания решается судом в процессе судебного разбирательства с вызовом лица, не уплатившего административный штраф (Бюллетень Верховного Суда РФ N1 за 2005 г.).
До недавнего времени также был неясным вопрос о том, в каком порядке подлежит привлечению к ответственности на основании статьи 20.25 КоАП РФ лицо, не уплатившее штраф, если первоначальное постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено не судьей, а иным должностным лицом.
Верховный Суд Российской Федерации, отвечая на данный вопрос, указал, что в случае обнаружения должностным лицом органа внутренних дел, вынесшим первоначальное постановление о привлечении лица к административной ответственности, факта неуплаты административного штрафа им составляется протокол о данном правонарушении и материал направляется судье. В случае обнаружения этого факта должностным лицом правоохранительных органов и иных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, им направляется материал в орган внутренних дел по месту жительства лица, не оплатившего административный штраф. На основании поступивших сведений должностное лицо органа внутренних дел составляет протокол о данном правонарушении и передает дело на рассмотрение судье (Бюллетень Верховного Суда РФ N3 за 2006 г.).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в статью 28.3 КоАП РФ» от 3 марта 2006 года N 30-ФЗ в ст.28.3 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица всех органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять протоколы по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Тогда как, ранее действовавшая редакция этого закона позволяла составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, только должностным лицам органов внутренних дел.
Таким образом, законодатель устранил сложную правовую конструкцию возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ несудебными органами.
Кроме того, по нашему мнению, в соответствии ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбудить любое дело об административном правонарушении.
судья Верховного Суда
«Правосудие в Хакасии», N 2, 2006 года
Штраф как вид административного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»
Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие. Результаты: Определены отличительные черты административного штрафа как вида административного наказания , уделяется внимание проблеме наложения штрафа на денежные средства, предлагаются направления совершенствования законодательства. Новизна/оригинальность/ценность: В статье раскрываются особенности назначения и исполнения административного штрафа за административные правонарушения.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сафарянов Ирик Фидаилевич
Административный штраф, назначенный органами административной юрисдикции: проблемы принудительного исполнения и пути решения
Особенности исполнения предупреждения и административного штрафа как видов наказания за административные правонарушения
Уплата в бюджет штрафов за административные правонарушения в системе МВД России: проблемы и пути решения
Отдельные аспекты реализации административного штрафа в отношении юридических лиц
Проблемы взаимодействия полиции и службы судебных приставов при взыскании административных штрафов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The penalty as a form of administrative punishment
Purpose: To determine the peculiarities of the administrative penalty as a form of administrative punishment. Methodology: Author used a special scientific cognition methods: formal legal, comparative legal, historical, system analysis and others. Results: In article was identified all distinctive features of the administrative penalty as a form of administrative punishment. Novelty/originality/value: The peculiarities of appointment and execution of administrative penalty for administrative offenses.
Текст научной работы на тему «Штраф как вид административного наказания»
ШТРАФ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
Цель: Определить особенности административного штрафа как вида административного наказания. Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.
Результаты: Определены отличительные черты административного штрафа как вида административного наказания, уделяется внимание проблеме наложения штрафа на денежные средства, предлагаются направления совершенствования законодательства.
Новизна/оригинальность/ценность: В статье раскрываются особенности назначения и исполнения административного штрафа за административные правонарушения.
Ключевые слова: административный штраф, ответственность, наказание.
THE PENALTY AS A FORM OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT
Purpose: To determine the peculiarities of the administrative penalty as a form of administrative punishment.
Methodology: Author used a special scientific cognition methods: formal legal, comparative legal, historical, system analysis and others.
Results: In article was identified all distinctive features of the administrative penalty as a form of administrative punishment.
Novelty/originality/value: The peculiarities of appointment and execution of administrative penalty for administrative offenses.
Keywords: administrative fine, responsibility, punishment.
Наказание в виде административного штрафа чаще всего используется в борьбе с административными правонарушениями и с неправомерными действиями вообще. Штраф как мера воздействия, помимо превентивных и ряда иных свойств, весьма интересен еще одним качеством, не связанным с карательным воздействием: он является источником дохода. Штрафы, особенно за нарушения таможенных, налоговых, валютных [3] правил, правил дорожного движения, торговли [4], являются важным источником пополнения консолидированного бюджета.
В учебной литературе штраф, взимаемый административными органами, признается первым из ныне известных административных наказаний [5]. Штраф известен со времен древнерусского государства, эпохи существования Русской Правды (Сборника правовых норм русского права). В силу того, что Русская Правда не разграничивала уголовные преступления и административные проступки, неуплата штрафа признавалась преступным деянием. Следует отметить, что штраф обладал и фискальным характером, являясь средством пополнения государственной казны. Таким образом, нормы Русской Правды, регламентирующие штрафы, стали основой возникновения административного штрафа и, вследствие этого, разграничения преступлений и административных правонарушений.
Под административным штрафом понимают меру административного принуждения. Административный штраф обусловлен административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы, т. е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и, соответственно, имеет публично-правовой смысл. По своей сути административный штраф является вполне допускаемой формой ограничения прав человека и гражданина, так как такое вмешательство создается непосредственно государством в соответствии с федеральным законом в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия с целью предотвращения противоправных действий, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод граждан.
Административный штраф обладает родовыми признаками административного наказания. Государственный характер данной меры обусловлен содержанием ее в административном законодательстве, являющемся по своей сути публично-правовой волей государства. Анализ административно-правовых санкций, применяемых за совершение административных правонарушений, позволяет сделать вывод о большой распространен-
ности данной административной меры. К тому же наиболее существенным для целей осознания административного штрафа как меры административной ответственности является то, с какими правовыми реалиями сопряжена реализация содержательных перспектив рассматриваемой меры. Негативный характер случаев, излагаемых в самом законе с точки зрения материальной позиции приемлемости применения административного штрафа, придает ему смысл конечной реакции государства на нарушения административно-правовых положений. По числу случаев, изложенных в статьях Особенной части КоАП РФ, административный штраф за совершенные административные правонарушения считается самой применяемой мерой административной ответственности [1].
Закрепленная в законе мера, как и ее связь с административно-деликтным деянием, не показывает суть административного штрафа как меры административной ответственности. Как и другие виды административных наказаний, административный штраф применим с учетом общих принципов административной ответственности и, в частности, принципа вины, без которой отсутствует состав административного правонарушения, и, соответственно, юридическая ответственность не только не представляется возможной, но и становится бессмысленной. Вместе с тем, штраф как мера административного наказания, применяемая исключительно индивидуально, разделяется законодателем в зависимости от того, в каком качестве гражданин выступал при совершении административного проступка. С учетом того, что гражданин, должностное лицо или юридическое лицо является субъектом административной ответственности, в статьях Особенной части КоАП РФ и правоприменителем в конкретной ситуации определяются как размер, так и условия назначения административного штрафа. Исходя из этого, административный штраф имеет фиксированную, установленную КоАП РФ денежную сумму и взимается принудительно в случае совершения административного правонарушения.
Административный штраф за совершенное правонарушение назначается в качестве основного административного наказания. Так, наложение штрафа говорит о решении вопроса об административной ответственности гражданина, допустившего правонарушение, и не подразумевает каких-либо других негативных последствий. Применение же наравне с такой мерой любого другого административного наказания как дополнительного не касается собственно реализа-
ции административного штрафа, а лишь увеличивает наказательное воздействие на гражданина, допустившего административный проступок. Тем самым достаточность административно-на-казательного вмешательства в правовой статус лица, допустившего административное правонарушение, исключает правовое осуществление административного штрафа в совокупности с каким-либо другим основным административным наказанием. Не представляется соизмеримым применение наравне с административным штрафом как основным административным наказанием, например, такой меры, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (например, ст. 8.17, 8.19, 8.20 и 13.2 КоАП РФ) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ч. 2 ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ), присоединяемой здесь законом в качестве только дополнительной санкции. Это положение не отвечает общим принципам применения основных и дополнительных санкций, основанных на началах справедливости, соразмерности, индивидуализации ответственности, избирательного воздействия на правонарушителя, экономии наказа-тельных мер, на строгом соотношении их тяжести в соответствии с общими положениями системы наказаний. Таким образом, исходя из природы и сущности административного наказания как меры ответственности, дополнительное наказание не может быть более тяжелым, чем основное, и не может быть подобным ему. В соответствии с этим еще более не ясно, почему федеральный законодатель принял решение, что в данных обстоятельствах санкция в виде административного штрафа представляется, как для субъекта ответственности, так и объективно, более жесткой, чем, например, административное выдворение за пределы Российской Федерации. С точки зрения всеобщей системы административных наказаний, в основу которой заложена степень их относительной жесткости, административные штрафы при поддержании условия, удовлетворяющего в то же время фискальные потребности непосредственно государства, могут и должны законодательно формироваться как основное и дополнительное административное наказание. Так, считаем необходимым также внести изменения в статьи Особенной части КоАП РФ с тем, чтобы в определенных правовых ситуациях гарантировать административному штрафу необходимое соответствие и согласованность с взаимозависимыми административными санкциями. Мы зна-
ем, что в системе административных наказаний административный штраф выступает вторым наказанием после предупреждения, а стало быть, может составить ему конкуренцию.
Важным показателем, отмечающим характер административного штрафа как меры административной ответственности, выступает процессуальный порядок его осуществления. Действующий КоАП РФ устанавливает полномочия налагать административный штраф как на физические, так и на юридические лица, за большим кругом административно-юрисдикционных органов. В таком случае установленный федеральным законом административный (внесудебный) порядок наложения административного наказания в виде административного штрафа представляется отчасти несопоставимым с требованиями Конституции РФ о неприемлемости лишения любого лица собственного имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Более категоричной позиции придерживается, в частности, В.Д. Сорокин, рассматривая юридическую природу денег как объекта административного штрафа. Суть вопроса в том, что из принятой гражданским законодательством вещной природы денег следуют общие для всех имущественных предметов отношения собственности, и отсюда деньги как таковые могут обозначаться объектом различных форм собственности. Конституционные гарантии применительно к любым ситуациям изъятия имущества (например, конфискации) должны в той же мере распространяться и на случаи отчуждения денежных средств у лица с помощью наложения административного штрафа [2, 6]. Таким образом, исследователь приходит к заключению о возможности лишь судебного порядка наложения административного штрафа.
Отсюда следует, что процессуальные гарантии применения административного штрафа как денежного взыскания, направленного на такой специфичный объект собственности, как деньги, в отношении физических лиц должны быть в любом случае наиболее серьезными, чем в отношении юридических лиц. Различный порядок взыскания административного штрафа с физических и юридических лиц нацелен не на то, чтобы поставить их в неравные условия в сфере имущественных отношений, а на то, чтобы не позволить вмешаться в права личности, так как применение данного административного наказания относится
к оценке характера и степени ограничения зависимых (личных) прав и свобод гражданина, что реализуется именно на стадии его назначения. Это положение может быть разрешено лишь посредством судебного разбирательства, где стороны пользуются такими же возможностями по отстаиванию своих прав, где характер, сама процедура и предъявляемые к ней требования позволяют объективно и всесторонне с большим вниманием и осмотрительностью разрешить дело по существу.
Пристатейный библиографический список
1. Ахметшин Р.А. К вопросу об организации работы специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 8-2. С. 213-218.
2. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 18-19.
3. Игнатьева С.В., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений // Банковское право. 2004. № 4. С. 59-63.
4. Лысенко Е.С. К вопросу об организационно-правовой форме предпринимательской деятельности // Евразийская адвокатура. 2016. № 3 (22). С. 118-120.
5. Максимов И.В. Административные наказания [Электронный ресурс]. URL: http://world-books.biz/ pravo-administrativnoe/administrativnyie-nakazaniya. html.
6. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 511-512.
1. Ahmetshin R.A. K voprosu ob organizadi raboty special’nyh priemnikov dlja soderzhanija lic, podverg-nutyh administrativnomu arestu // Aktual’nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke. 2016. № 8-2. S. 213-218.
2. Dugenec A.S. Administrativnaja otvetstvennost’ v rossijskom prave: avtoref. dis. . d-ra jurid. nauk. M., 2005. S. 18-19.
3. Ignat’eva S.V., Igbaeva G.R. Pravovaja priroda valjutnyh pravootnoshenij // Bankovskoe pravo. 2004. № 4. S. 59-63.
4. Lysenko E.S. K voprosu ob organizacionno-pravo-voj forme predprinimatel’skoj dejatel’nosti // Evrazijskaja advokatura. 2016. № 3 (22). S. 118-120.
5. Maksimov I.V. Administrativnye nakazanija [Jele-ktronnyj resurs]. URL: http://world-books.biz/pravo-ad-ministrativnoe/administrativnyie-nakazaniya.html.
6. Sorokin V.D. Pravovoe regulirovanie: predmet, metod, process (makrouroven’). SPb., 2003. S. 511-512.
Административный штраф как вид административного наказания
Административный штраф является одним из видов основного административного наказания за совершение административных правонарушений.
Порядок исполнения административного наказания в виде административного штрафа регулируется статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По общему правилу административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания.
Вместе с тем, из данного правила существуют исключения.
Так, например, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ) не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении установленного законом срока, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет в отношении лица, не уплатившего административный штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, которое в свою очередь влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 5 часов.
Старший помощник прокурора города Омска, юрист 1 класса Е.Ю. Лизунова.