Электронные услуги что к ним относится
НК РФ Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:
предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
В целях настоящей главы к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:
реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
оказание консультационных услуг по электронной почте;
оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
2. При оказании иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (далее в настоящей статье — физические лица), услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2017 N 335-ФЗ, от 14.07.2022 N 323-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации таких услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.
При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации — посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами — потребителями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях настоящей главы налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами — потребителями услуг независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость указанных в абзаце первом настоящего пункта услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Суммы налога, предъявленные иностранным организациям, подлежащим постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса (за исключением сумм налога, предъявленных их обособленным подразделениям, расположенным на территории Российской Федерации), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Ст. 174.2 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ) в части срока уплаты налога применяется к правоотношениям по его уплате начиная с 01.01.2023.
7. Уплата налога иностранными организациями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Налоговая декларация представляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в налоговый орган по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такими иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае, если исчисление и уплата (перечисление) налога в соответствии с настоящей статьей производятся налоговым агентом, налоговая декларация представляется в налоговый орган таким налоговым агентом.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается российская организация, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у них договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги.
Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
В целях настоящего пункта не признаются посредниками организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в рамках осуществления переводов денежных средств за услуги, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
10.1. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ)
11. Уплата сумм недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, производится указанными иностранными организациями в течение одного месяца начиная со дня постановки на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Перевод услуг в электронный вид является перспективным направлением, призванным облегчить жизнь населению. Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях – от регистрации автомобиля до получения паспорта – сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Основная же цель электронных услуг – максимально избавить жителей от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству.
Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.
С 1 апреля 2010 года граждане РФ получили возможность воспользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. С 1 июня 2010 года такую возможность получили и иностранцы.
Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме:
- упрощение получения государственной и муниципальной услуги и другой полезной информации (подать заявление можно в любой удобный день и час)
- сокращение количества предоставляемых документов
- отсутствие необходимости тратить время на поездку и ожидание в очереди
- отсутствие необходимости тратить деньги на поездку в транспорте
- снижение коррупционных рисков, возникающих при личном общении с чиновниками
- снижение административных барьеров, и повышение доступности получения услуг
- информирование гражданина на каждом этапе работы по его заявлению
Способы получения услуг в электронной форме
Электронный способ обращения за муниципальными услугами предусматривает подачу заявления в электронном виде:
- на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) www.gosuslugi.ru
- на региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ) uslugi2.novreg.ru
Для доступа к услугам достаточно однократной регистрации: данные пользователя сохраняются в системе.
Для регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) можно обратиться в любой филиал Многофункционального центра Новгородской области. При себе достаточно иметь паспорт и Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Для того, чтобы получить государственную и муниципальную услуг в электронной форме, нужно зарегистрироваться на Портале государственных и муниципальных услуг.
Портал государственных и муниципальных услуг – это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Изменен: 04.03.2021
© Управление по работе со СМИ администрации Великого Новгорода,
Перепечатка сообщений без ссылки на Управление по работе со СМИ администрации Великого Новгорода запрещена.
На сайте используется сбор статистики посещений сервисами Яндекс.Метрика и Спутник.
Вы согласны на сбор этой информации?
НДС на электронные услуги: Обзор позиций. Часть 1
Два с половиной года прошло с тех пор, как особый порядок налогообложения НДС был распространён на оказание иностранными организациями электронных услуг российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Пока рано говорить о появлении значимой судебной практики, но уже можно оценить действия контролирующих органов в условиях неясностей и противоречий применения нового режима.
Безусловно, самым знаковым событием в данной области налогообложения стало появление Письма ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937@. Оно установило консенсус между налоговыми органами и налогоплательщиками, признав де-факто право российских налогоплательщиков применять старый порядок удержания НДС при покупке электронных услуг, не теряя при этом право на вычет.
Об этом письме ФНС России сказано и написано много, так что повторяться не будем. Вместо этого предлагаем обратиться к другим разъяснениям контролирующих органов за последние два с половиной года и попытаться понять, намечены ли ориентиры в разрешении прочих не менее сложных вопросов обложения НДС электронных услуг.
Ниже мы сгруппировали письма Минфина и ФНС России по наиболее актуальным вопросам, с которыми специалисты Dentons сталкивались на практике. Надеемся, что-то из изложенного будет полезно и в вашей деятельности. Ведь вопреки ожиданиям, новый режим затронул отнюдь не только ИТ-компании, но оказал влияние практически на весь бизнес, который так или иначе полагается на услуги иностранных поставщиков с ИТ-элементами.
Материал мы будем выкладывать постепенно и в конце опубликуем сводный обзор.
Введение
Не вдаваясь в подробности, кратко напомним: с 01.01.2017 в НК РФ появилась новая категория услуг – услуги, оказываемые в электронной форме. Согласно новым правилам определения места оказания услуг для целей НДС, начиная с указанной даты, операции иностранных поставщиков по оказанию электронных услуг стали рассматриваться как совершённые в России, если покупателями таких услуг являлись российские физические лица, кроме ИП (ст. 148 НК РФ).
Пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ была установлена обязанность иностранных поставщиков электронных услуг встать на учет в российских налоговых органах, а статьёй 174.2 НК РФ – перечень услуг, которые считаются электронными, а также обязанность таких поставщиков отчитываться по НДС и уплачивать данный налог самостоятельно (за исключением отдельных случаев).
Спустя два года, т.е. с 01.01.2019, данный режим налогообложения был распространён и на оказание иностранными организациями электронных услуг российским компаниям и индивидуальным предпринимателям. При этом для целей принятия российскими покупателями НДС к вычету законодатель предусмотрел особые (упрощённые) правила (п. 2.1 ст. 171 НК РФ).
Часть 1. Что признаётся электронными услугами?
Перечень электронных услуг закреплён в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. Данный перечень достаточно широк, но является закрытым. Все пункты в нем объединены двумя общими критериями:
- услуги должны быть оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (ИТС), включая Интернет, и
- услуги должны быть оказаны «автоматизированно с использованием информационных технологий».
Также в данной норме приведены примеры (т.е. открытый перечень) услуг, которые не считаются электронными. При составлении списка электронных услуг законодатель, по всей видимости, ориентировался на ст. 7 Регламента Совета (ЕС) № 282/2011 к Директиве № 2006/112/EC об НДС, где закреплен похожий перечень электронных услуг и исключений из него.
С одной стороны, содержание электронных услуг, казалось бы, достаточно чётко выражено в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При ознакомлении с ним в голове сразу возникают примеры популярных сервисов, которые законодатель имел в виду при формулировании списка. С другой стороны, неясности остаются, прежде всего, из-за неопределённых формулировок как общих критериев, так и отдельных позиций перечня.
Давайте посмотрим, что по этому вопросу комментировали Минфин и ФНС России. Отметим, что не во всех случаях мы согласны с их мнением. В практической плоскости рекомендуем критически оценивать эти разъяснения и делать поправку на особенности конкретных хозяйственных ситуаций.
Что понимается под ИТС? |
Возмещение НДС со стоимости электронных услуг
Электронные услуги — это доступ к программам, подписки в интернете, услуги доменов, хостингов, облачных хранилищ и так далее. Зачастую отечественные организации покупают их у иностранных компаний. Несмотря на то что оформить подписку просто, налогоплательщики должны помнить о тонкостях учета и возмещения НДС со стоимости электронных услуг.
В этой статье:
- Электронные услуги, подпадающие под налогообложение НДС
- Порядок уплаты и возмещения НДС со стоимости электронных услуг
- НДС с электронных услуг, приобретенных у иностранных организаций без обособленных подразделений
Электронные услуги, подпадающие под налогообложение НДС
По общему правилу под налогообложение НДС попадает продажа товаров (работ, услуг) на территории Российский Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ). Отдельные исключения перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ.
При покупке электронных услуг у российских производителей применяется тот же порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость, что и для всех прочих услуг. Это же касается и возмещения налога.
В отношении электронных услуг, покупаемых у иностранных организаций, действует иной порядок налогообложения НДС. На нем мы остановимся подробнее.
НК РФ устанавливает конкретный перечень таких услуг:
- предоставление прав на использование программ и баз данных;
- реклама в интернете;
- публикация объявлений о продаже на сайтах;
- предоставление доступа к электронным торговым площадкам;
- поддержка электронных ресурсов в интернете, их обновление и модификация;
- услуги облачного хранилища;
- передача вычислительной мощности для размещения информации;
- предоставление доменных имен и услуг хостинга;
- администрирование систем и сайтов и так далее согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ.
Этот перечень закрытый. Если вы не можете самостоятельно определить, относится ли услуга к нему, рекомендуем направить соответствующий запрос в Минфин РФ.
При этом электронными услугами от иностранных организаций не признаются (п. 1 ст. 174.2 НК РФ):
- продажа заказанных через интернет товаров (работ, услуг), если их доставляют непосредственно без использования интернета;
- продажа баз данных и программ на электронных носителях (флешках, дисках и их аналогах);
- консультирование по электронной почте;
- предоставление доступа к интернету.
Для услуг иностранных организаций, которые не признаются электронными, действует другой порядок налогообложения НДС, поэтому в этой статье останавливаться на них не будем.
Устраняйте расхождения по НДС, получайте полный вычет с Контур.НДС+
Порядок уплаты и возмещения НДС со стоимости электронных услуг
Порядок уплаты и возмещения налога зависит от того, кто выступает поставщиком электронных услуг — отечественная или иностранная компания.
НДС с электронных услуг, приобретенных в России
При покупке услуг у российских организаций налогоплательщики действуют в общем порядке:
- продавец — исчисляет и уплачивает НДС в бюджет;
- покупатель — принимает налог к вычету.
Основной документ в сделке — счет-фактура. В нем продавец указывает стоимость электронных услуг и сумму исчисленного налога, который он платит в бюджет. А покупатель на основании счета-фактуры принимает его к вычету.
Общие правила для принятия налога к вычету у покупателя следующие (ст. 171, 172 НК РФ):
- организация является плательщиком налога на добавленную стоимость;
- услуги приняты к учету и будут использоваться в облагаемой НДС деятельности;
- поставщиком предъявлен правильно заполненный счет-фактура с выделенной суммой налога.
Внимание нужно уделять заполнению счета-фактуры. Если ошибки не дают идентифицировать продавца, покупателя, наименование услуги, стоимость, ставку или сумму НДС, то налоговая откажет в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Важно! Помимо счетов-фактур по сделке должны быть и другие первичные документы: договоры, акты, накладные и так далее. При их отсутствии налоговая может усомниться в реальности сделки и также отказать в вычете.
НДС с электронных услуг, приобретенных у иностранных организаций без обособленных подразделений
С 1 октября 2022 года действует новый порядок уплаты налога на добавленную стоимость с электронных услуг иностранных организаций. Нововведения внесены в ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ.
Теперь российская компания-покупатель (или индивидуальный предприниматель) становится налоговым агентом иностранного поставщика и сама уплачивает за него НДС в бюджет (п. 10 ст. 174.2 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 08.08.2022 № СД-4-3/10308@).
Важно! При продаже электронных услуг физлицам иностранные компании по-прежнему сами исчисляют и платят налог в бюджет (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). То есть новые правила на физических лиц не распространяются.
Нововведения появились из-за санкций со стороны недружественных государств, которые ограничили возможности иностранных компаний по перечислению налоговых платежей в бюджет Российской Федерации. Поэтому еще до 1 октября 2022 года налоговая рекомендовала отечественным компаниям самим исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранных поставщиков (Письмо ФНС РФ от 30.03.2022 № СД-4-3/3807@).
Для применения новых правил также есть еще одно требование: местом реализации услуг должна быть территория Российской Федерации. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ территория РФ признается местом реализации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на этой же территории. Следовательно, налоговыми агентами становятся все организации и предприниматели, закупающие электронные услуги у иностранных поставщиков.
Важно! Если оплата или частичная оплата за электронные услуги были перечислены иностранной компании до 1 октября 2022 года, то обязанностей налогового агента у отечественного покупателя не возникает (Письмо ФНС РФ от 08.08.2022 № СД-4-3/10308@).
Порядок расчета налоговой базы и суммы НДС
Налоговый агент определяет базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода иностранной организации от реализации электронной услуги. Если сумма выражена в валюте, то ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Сумму НДС исчисляют по расчетной ставке 20/120 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
Рассчитать налог нужно на дату перечисления денег иностранной компании (Письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).
Принятие НДС к вычету
Организации и предприниматели, уплатившие налог за иностранную компанию, могут в дальнейшем принять сумму уплаченного налога к вычету. Для этого налоговый агент сам выписывает счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок с кодом «06».
Важно! Счет-фактуру нужно выставить не позднее пяти календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата или частичная оплата в счет электронных услуг (абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Кроме того, вычет по НДС можно получить только со стоимости тех услуг, которые организация использует в облагаемой налогом деятельности.
Уплата НДС в бюджет налоговым агентом
Налоговый агент не только рассчитывает НДС, но и уплачивает его в бюджет. С 2023 года в связи с введением единого налогового платежа агенты перечисляют налог в общем порядке. То есть равными долями по итогам каждого квартала не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за отчетным кварталом.
Например, за IV квартал 2023 года налог нужно уплатить в следующие сроки и в следующем размере:
- первая ⅓ налога — до 29 января 2024 года (так как 28 января — выходной день);
- вторая ⅓ налога — до 28 февраля 2024 года;
- третья ⅓ налога — до 28 марта 2024 года.
Важно! Если срок уплаты выпадает на выходной, праздничный или нерабочий день, то перечислить налог нужно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Заполнение декларации по НДС
Налоговый агент обязан заполнить и сдать в налоговый орган декларацию по НДС даже в том случае, если он сам не является плательщиком этого налога. Форма отчета утверждена Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
Для агентов предусмотрен отдельный Раздел 2. Здесь нужно указать сумму уплаченного налога и реквизиты самого налогоплательщика. Кроме того, нужно заполнить Раздел 9 — сведения из книги продаж. Здесь нужно заполнить информацию о выставленном счете-фактуре и указать код вида операции «06».
Налогоплательщик НДС может принять уплаченный в роли налогового агента НДС к вычету. В этой же декларации нужно заполнить строку 180 Раздела 3, включив туда сумму принимаемого к вычету налога.
Организации и предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками НДС, заполняют только титульный лист, разделы 1, 2 и 9. Плательщики НДС заполняют остальные листы отчета в общем порядке.
НДС с электронных услуг, приобретенных у иностранных организаций с обособленными подразделениями
Покупатель не станет налоговым агентом, если покупает электронные услуги иностранной компании через ее обособленное подразделение или через посредников в России. В таком случае платить налог будет непосредственно обособленное подразделение в обычном порядке либо посредник, который выступит налоговым агентом (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).
Важно! В рамках денежных переводов посредниками не признаются субъекты национальной платежной системы и операторы связи (п. 10. ст. 174.2 НК РФ).
НДС с электронных услуг, приобретенных у организаций из ЕАЭС
Новые правила не распространяются на приобретение аналогичных услуг у организаций из стран — участников ЕАЭС, так как положения международного договора имеют большую юридическую силу по сравнению с НК РФ (ст. 7 НК РФ). Поэтому при покупке услуг у компаний из ЕАЭС нужно руководствоваться Приложением № 18 Договора о ЕАЭС.
По общему правилу косвенные налоги при оказании услуг взимаются в государстве-члене, территория которого признана местом их реализации. Ставка налога и порядок его уплаты регулируются законодательством этой страны (п. 28 Приложения № 18 Договора о ЕАЭС).
Исполнение функций налогового агента может быть непривычно для организаций и предпринимателей, которые ранее с этим не сталкивались. Ведь помимо уплаты придется еще заполнять и новые листы декларации.
Избежать ошибок поможет облачный сервис Контур.НДС+. Перед отправкой в налоговую система проверит декларацию по всем контрольным соотношениям. Кроме того, сервис сверяет книгу покупок налогоплательщика с книгами продаж его контрагентов. Так вы узнаете о налоговых разрывах и расхождениях до того, как отчет будет отправлен в ФНС.