Что главнее на проезжей части — знак или разметка?
Вопрос приоритета дорожных знаков однозначно прописан в действующих ПДД России. Ситуации, когда разметка и знаки противоречат друг другу, достаточно редки. Подобные сложности появляются в случае проведения ремонта дороги или иных объектов, для выполнения которого устанавливаются временные знаки или наносится временная разметка.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Разновидности
Дорожные знаки и разметку разделяют на:
- постоянные либо стационарные (фон знаков и линии имеют белый цвет);
- временные, отличающиеся желтым цветом для поля знака и оранжевым для разметки.
На фото показана классическая ситуация, возникающая при ремонте дорожного покрытия. На проезжей части ставятся стойки с предупреждением о ведении работ и сужении дороги, указывается лимит скорости и место объезда. Иногда на таких участках могут работать патрули ГИБДД, контролирующие скоростной режим. На скрине объезд предлагается осуществлять через прерывистую линию. Но если бы была сплошная полоса, то водитель мог бы ее пересечь для объезда. Никакого нарушения ПДД в этом случае нет – знак главнее разметки.
Возможные ситуации
При движении по дорогам водитель может столкнуться со следующими ситуациями:
- Одновременной установкой постоянного и временного знака, противоречащих друг другу. Классический пример – на стационарном указателе скорость ограничена на уровне 90 км/ч, а на временном – 30 км/ч. В этом случае приоритетными являются временные элементы, что четко указано в российских ПДД (приложение 1, раздел знаков дополнительной информации). С начала весны 2023 г. приоритетными считаются также знаки, смонтированные на временных переносных стендах или опорах.
- Нанесением оранжевой разметки параллельно или поверх стационарной белой. В этом случае приоритет имеет временная разметка (ситуация часто встречается при ремонте дороги, требующем сужения проезжей части).
- Несоответствием временных знаков постоянной разметке или наоборот. В случае противоречия требований знаков и разметки (либо плохой видимости линий) следует руководствоваться информацией, указанной на знаках. Например, если на дороге нанесена временная оранжевая линия, но есть постоянный знак, то он является приоритетным.
Временные знаки могут устанавливаться поверх стационарных либо на дополнительных столбах или стойках. Иногда ремонтные службы проявляют фантазию и крепят знаки гвоздями или шурупами к деревьям на обочине либо заборам. Единого стандарта на способ крепления временных элементов не существует.
На фото показан еще один пример дорожной ситуации, связанной с ремонтом полотна. Выставленные знаки на стойках указывают на проведение работ и лимит скорости. На дорожной машине закреплен стенд со знаком направления объезда, дополненным световой стрелкой. Подсветка повышает безопасность, водитель видит ее на большом расстоянии.
Распространенные противоречия
При движении по дорогам водитель может попасть в ситуации:
- Наличия знака, предписывающего объезд препятствия по встречной полосе при наличии двойной сплошной линии. В этом случае знак является приоритетным, пересечение разметки возможно только при отсутствии встречного транспорта.
- Наличия прерывистой полосы и знака запрета обгона (возможна установка таблички с указанием расстояния, на которое распространяется действие знака). В этом случае обгон не допустим, но водитель может объезжать препятствия по встречной полосе, поворачивать налево или осуществлять разворот.
- Наличия одинарной сплошной линии и знака, обозначающего окончание участка с запрещенным обгоном. В этом случае возникает недопонимание ПДД, а не противоречие. Знак только указывает на окончание зона запрета обгона, пересекать сплошную линию запрещено.
Выше показана еще одна ситуация – полосы перекрыты из-за ремонта. Объезд организован через разрыв разделительного барьера по встречной полосе. Одновременно с другой стороны зоны ремонта ставятся знаки, ограничивающие количество полосу для встречного потока. Для разделения автомобилей, едущих в противоположных направлениях, ставят временные барьеры.
Разметку смыло или замело снегом
Если линии (неважно – постоянные или временные) смыты дождями либо стерты шинами автомобилей, то следует следовать требованиям знаков. Зимой на заметенной снегом дороге также невозможно различить разметку, поэтому необходимо контролировать знаки. Также следует подключать логику и не осуществлять обгон в заведомо запретных зонах (например, на мостах).
На фото показана стандартная дорога во время или сразу после снегопада. Линии разметки на дороге неразличимы либо видны кусками. В этом случае необходимо руководствоваться знаками, но при сильных снегопадах и они становятся нечитаемыми. В этом случае следует опираться на опыт и не совершать маневры, которые по логике являются нарушением ПДД. Например, разворот на мосту всегда запрещен, а на многополосной трассе разрешен только на развязках.
Требования к оформлению и состоянию знаков и разметки
Дорожные знаки и линии должны:
- беспрепятственно читаться водителями;
- иметь четкий рисунок (не допускается отслоение или выгорание рисунка на знаках или полное затирание линий на проезжей части);
- иметь хорошую видимость (например, в городах знаки часто оказываются в ветвях зелени, что усложняет ориентацию водителей на дороге).
Если водитель не видел знак из-за листвы или иных препятствий и допустил нарушение, то сотрудник ГИБДД не вправе выписать штраф. Но пропущенный знак может стать причиной ДТП, поиск виновного в котором иногда затягивается на месяцы.
Хороший пример знаков, которые практически невозможно понять из-за слоя грязи и реагентов. За состояние знаков отвечает местная дорожная служба, которую контролирует ГИБДД. При обнаружении поврежденных или грязных знаков можно направить жалобу в обе инстанции, но ГИБДД реагирует быстрее – у них есть право наложения штрафов на дорожные службы.
Штрафы
Наказание за нарушение требований временных и постоянных знаков одинаково. Сумма штрафа зависит от типа знака и варьируется в пределах от 500 до 5000 руб. Наибольшую сумму придется заплатить при пересечении сплошной разметки (на линию даже не допускается наезжать колесами). В ряде случав за это нарушение водителя лишают прав на срок до полугода.
Госавтоинспекция разъясняет: «Что главнее знак или разметка?»
Телефон дежурной части Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск – 8 (35130) 2-50-85 (круглосуточно)
Телефон отдела делопроизводства и режима Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск – 8 (35130) 2-54-22 ( до 18:00, после звонить по номеру дежурной части)
Уважаемые автовладельцы и пешеходы!
Дорожные знаки имеют приоритет над любой разметкой. В Правилах дорожного движения сказано, что «в случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».
Обычно дорожные знаки и дорожная разметка либо дублируют друг друга, либо дополняют друг друга, в этом случае противоречия не возникает.
В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками. Также, в случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
Дорожные знаки или разметка: приоритеты расставит суд
Верховный суд России во вторник не смог решить, что первично: дорожный знак или разметка. Норму закона, которая отдает приоритет знаку, оспаривает житель Сергиева Посада. Ожидается, что решение будет вынесено завтра
—>
Верховный суд России во вторник, 26 июля, приступил к рассмотрению вопроса о том, что для водителя первично: дорожный знак или разметка. Разбирательство было инициировано жителем Подмосковья Артемом Кикотем. Он столкнулся с тем, что на участке трассы в районе поселка Мишутино Сергиево-Посадского района Московской области был установлен знак, запрещающий обгон транспортных средств, а разметка позволяла это делать, в том числе с выездом на полосу встречного движения.
Артем Кикоть, который является практикующим юристом, указал, что из-за данного «разночтения» несколько водителей лишились прав на различные сроки.
Юрист оспорил в суде подпункт 20 пункта 1 изменений в Правила дорожного движения, которые были внесены 10 мая 2010 года постановлением правительства России. Они определяют, что «в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».
Речь идет о ситуациях, когда разметка не видна из-за изношенности дорожного полотна, загрязнения, заноса снегом, ремонта и т. д.
По мнению заявителя, данная норма противоречит федеральному закону «О безопасности дорожного движения», который исключает возможность возникновения противоречий между дорожными знаками и дорожной разметкой. «Однако введенная норма, по сути, легализует возможность такого противоречия», — указал истец. Кикоть добавил, что, согласно ГОСТу, дорожная разметка является приоритетной. По его мнению, оспариваемый им правовой акт «может являться основание для создания аварийных ситуаций», а также для необоснованного привлечения водителей к административной ответственности.
В свою очередь, выступающий в суде по поручению правительства России представитель МВД признал, что «ситуации, когда дорожная разметки и знаки могут вступать в противоречие, в наше стране случаются». Однако он полагает, что оспариваемый документ дает четкие указания, что первично. «Сейчас водитель должен руководствоваться требованием дорожного знака», — заявил представитель МВД. Причем не имеет значения временный это знак или постоянный. «На скорости 60 км/ч водитель все равно не может этого понять», — считает ответчик. По его словам, существовавшая ранее норма, в которой говорилось лишь о временных знаках, была менее конкретна, в связи с чем начальнику департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктору Кирьянову даже пришлось издать информационное письмо, которое было разослано на места. Оно гласило, что все сомнения должны трактоваться в пользу автомобилиста. «Сейчас же, когда разметка показывает, что надо ехать направо, а знак — налево, водитель не должен думать, а должен ехать по дорожному знаку», — указал представитель ответчика. По его мнению, водителю также не следует углубляться в существующие ГОСТы. Ему достаточно знать лишь правила дорожного движения.
Как у них
Примечательно, что никто их участников процесса не смог ответить на вопросы судьи Владимира Зайцева о том, чему отдает приоритет международное законодательство. «У них-то там как? А то мы провозгласили приоритет международного права. Есть ли аналогичные нормы там?» — допытывался судья.
Однако заявитель, как оказалось, из зарубежных стран бывал только в Египте, а представитель МВД признался, что международные нормы не выяснял.
Участвующая в деле прокурор попросила предоставить ей время для подготовки заключения. Удовлетворив ее просьбу, судья поручил сторонам также подготовить ответ и на его вопрос.
Судебное разбирательство продолжится завтра и, возможно, в этот же день суд вынесет решение.
Если все привести в соответствие
Между тем, юрист журнала «За рулем» Сергей Смирнов полагает, что решение суда будет не в пользу заявителя. «Если дорожная разметка противоречит знакам, то необходимо руководствоваться требованиям дорожного знака. Это понятно и с точки зрения логики. Ведь знак всегда проще установить, чем нарисовать новую разметку, — объяснил он BFM.ru. — Другое дело, что знак водитель может не заметить, а разметка видна постоянно. И часто бывают ситуации, когда сотрудники ГАИ устраивают подобного рода ловушки и передают документы в суд на лишение водителя прав».
По словам Смирнова, случаи, когда постоянный (а не временный) знак и постоянная разметка противоречат друг другу, встречаются довольно часто на просторах России. «И здесь нужно вести речь о том, чтобы не допустить такого. Если дорожная полиция считает, что есть аварийный участок дороги, там происходит множество ДТП, и ставит знак, запрещающий обгон, причем не временный, а постоянный, я не понимаю, почему они не наносят сплошную линию разметки. Тем самым они вводят водителей в заблуждение», — считает эксперт. По его мнению, нередко в противоречиях виноваты организации, которые обслуживают дороги и не приводят знаки и разметку в соответствие друг другу. Дорожная же полиция за этим не следит.
Если разметка противоречит знакам, чем руководствоваться, как ехать
Здравствуйте, дорогие друзья! Даже при довольно внушительном опыте вождения, некоторые водители оказываются в затруднительных ситуациях. К примеру, если разметка противоречит знакам, чем руководствоваться в таком случае, и на основании каких указателей продолжать движение.
Практика показывает, что в основном знаки и разметка дублируют друг друга, либо же дополняют. А вот противоречат они крайне редко. Но и такое в нашей стране случается. Думаю, соседняя Украина и Беларусь скажет то же самое.
Теперь нужно узнать, что главнее, у кого приоритет, действует ли без знака разметка, и как вообще поступать водителю в той или иной ситуации.
Разновидности
Если знак и разметка противоречат друг другу, у одного из них есть приоритет.
Но прежде чем подробнее рассмотреть этот пункт ПДД, нужно разобраться в самих разновидностях знаков и разметок.
Знаки на дорогах делятся на 2 типа:
Что же касается того, какой может быть дорожная разметка, то тут тоже 2 варианта:
Это важно учитывать, если разметка противоречит знакам, чем руководствоваться в сложившейся ситуации.
В чем разница
Как известно, горизонтальная разметка и дорожные знаки делятся на временные и постоянные. Но в чем между ними разница, знают не все.
Отличительной особенностью временных знаков является наличие на них желтого фона. В ПДД есть четкий перечень указателей, которые могут быть временными.
Разметка, обладающая статусом временной, отличается только цветом. Она оранжевая, в то время как постоянная всегда белая.
Знаки против разметки
Вряд ли кому-то хочется платить штраф за стоп-линию , когда впереди пешеходный переход, либо сталкиваться с протоколами за перестроение по полосам .
В 8 главе приложения 1 действующего ПДД сказано, что при наличии противоречащих друг другу знаков, водители должны ориентироваться именно на временные. Это к вопросу о том, чему верить, временным, либо же постоянным знакам. Правильный ответ временным.
Это позволяет расставить определенные приоритеты. А именно:
- главенствует на дороге временных знак, указатель;
- за ним идет постоянный знак;
- только потом следует временная разметка;
- и наименее приоритетной будет постоянная разметка.
Также есть глава 1 приложения 2 в ПДД, где сказано:
- если дорожные знаки, включая временные, противоречат разметке, тогда акцент водителя делается на знак;
- если временная разметка не соответствует постоянной, тогда ориентиром будет временная разметка.
Исходя из этого, можно сделать соответствующие выводы.
Делаем выводы
Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль
В первом предложении четко говорится о том, что любые знаки, как временные, так и постоянные, всегда будут важнее и приоритетнее разметки, вне зависимости от типа последней.
Во втором предложении сказано, что у временной разметки больше полномочий, нежели у постоянной. А потому ориентироваться нужно именно на нее.
В итоге получается, что по мере убывания приоритеты можно расставить в такой последовательности:
- на первом месте всегда будет временный знак;
- на второй строчке остается постоянный знак;
- на третьем месте расположилась разметка, имеющая временный характер;
- и замыкает список приоритетов постоянная дорразметка.
Как видите, даже у постоянной метки на дорожном полотне нет превосходства над временными указателями вдоль проезжей части.
Вот и все. С этим вопросом разобрались.
А о чем еще стоит напомнить водителям, причем даже со стажем, так это о регулировщике ПДД . Ведь у него также приоритет над тем же светофором, разметкой и даже знаками. В определенных ситуациях можно серьезно нарушить ПДД, но по факту правонарушение зафиксировано не будет, поскольку вы действовали по указаниям регулировщика.
Если остались какие-то вопросы, можете смело задавать их в комментариях.