Какой орган принимает решение о постановке на учет крупнейших налогоплательщиков
ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
1. Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
2. Процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.
3. Инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.
4. Межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
5. При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого — код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП), имеющих значение 50.
6. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации не предусмотрено создание межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика выдает (направляет) крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, в котором указывается КПП, содержащий значение 50.
7. Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика в случае создания им своего обособленного подразделения и/или регистрации принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Инспекция ФНС России, осуществившая постановку на учет крупнейшего налогоплательщика по указанным основаниям, не позднее следующего рабочего дня после выдачи соответствующего уведомления о постановке на учет направляет сведения об этом в инспекцию ФНС России по месту нахождения организации. Инспекция ФНС России по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения сведений от инспекции ФНС России, осуществившей постановку на учет крупнейшего налогоплательщика, направляет указанные сведения в межрегиональную (межрайонную) инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) в случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Передача сведений осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.
8. Сведения о постановке на учет крупнейшего налогоплательщика включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Определен новый порядок учета крупнейших налогоплательщиков
Минфин России утвердил новые особенностей учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков (приказ Минфина России от 25 февраля 2021 г. № 26н). Документ вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.
Так, физлицо или организация ставится на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Не позднее 20 числа месяца, указанного в графике постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, уполномоченный налоговый орган направляет в налоговый орган по месту нахождения российской организации, подлежащей постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям о такой организации, содержащимся в ЕГРН. Доступ к сведениям предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Аналогичный порядок предусмотрен и в случае постановки на учет физлица в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Датой постановки на учет организации или физлица в качестве крупнейшего налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе является дата получения доступа к вышеуказанным сведениям об организации. При исключении организации или физлица из перечня крупнейших налогоплательщиков налоговый орган осуществляет снятие с учета в течение одного месяца с даты получения от ФНС России указанного перечня крупнейших налогоплательщиков и в тот же срок выдает (направляет) этой организации или физлицу уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Какой орган принимает решение о постановке на учет крупнейших налогоплательщиков
НК РФ Статья 83. Учет организаций и физических лиц
(в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04.2024 абз. 3 п. 1 ст. 83 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
С 01.04.2024 абз. 6 п. 1 ст. 83 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе определять особенности учета в налоговых органах организаций, не указанных в абзацах третьем и пятом настоящего пункта, в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (включая суммарный объем полученных доходов, среднесписочную численность работников, стоимость активов).
(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.07.2018 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Для осуществления деятельности международной компании по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства), через которые иностранная организация, получившая статус международной компании, на момент принятия решения об изменении своего личного закона в порядке редомициляции осуществляла деятельность на территории Российской Федерации, такая международная компания представляет (направляет) сообщение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня ее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2022 N 66-ФЗ)
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
через отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 230-ФЗ)
через филиал или представительство международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 230-ФЗ)
через представительство иностранной религиозной организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, сообщаемых органом, указанным в пункте 9 статьи 85 настоящего Кодекса;
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 230-ФЗ)
через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранной организации. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для ее постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2018 N 230-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. При осуществлении FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, контрагентами FIFA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)
С 01.04.2024 п. 4.3 ст. 83 утрачивает силу (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
(п. 4.3 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.
Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
(п. 4.4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.
(п. 4.5 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
С 01.04.2024 п. 4.6 ст. 83 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
4.6. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранной организации — посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса (за исключением иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями указанных услуг через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, за исключением случаев снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается указанными в настоящем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, ранее снятой с учета в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
(п. 4.6 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.7. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.
(п. 4.7 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
4.8. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 настоящего Кодекса, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
(п. 4.8 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 399-ФЗ)
4.9. Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, в связи с открытием такой организации счета в российском банке осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет такой организации, представляемого в налоговый орган такой организацией или указанным российским банком.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.04.2024 в абз. 2 п. 4.9 ст. 83 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
При представлении в налоговый орган заявления о постановке на учет организацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, одновременно с указанным заявлением в налоговый орган представляются документы, необходимые для постановки на учет в налоговом органе, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
С 01.04.2024 в абз. 3 п. 4.9 ст. 83 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
При представлении российским банком в налоговый орган заявления о постановке на учет организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в связи с открытием ей счета в указанном российском банке представление в налоговый орган с указанным заявлением документов, необходимых для постановки на учет такой организации, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 4.9 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
С 01.04.2024 ст. 83 дополняется п. 4.10 (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85, пунктах 3.1 и 3.4 статьи 362, пункте 4.1 статьи 382, пункте 2.1 статьи 408 настоящего Кодекса, пункте 6 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства, а при отсутствии таковых — место государственной регистрации транспортного средства;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 02.11.2013 N 306-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности федеральной территории «Сириус» и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
С 01.04.2024 п. 5.2 ст. 83 дополняется новым абзацем (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 — 4, 6, 8 и 13 статьи 85 настоящего Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору.
(в ред. Федеральных законов от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору физического лица представлено это заявление.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
7.2. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
7.3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
(п. 7.3 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
С 01.04.2024 п. 7.4 ст. 83 излагается в новой редакции (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
7.4. Постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина, лица без гражданства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и не имеющих на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также не состоящих на учете в налоговых органах по основаниям, установленным настоящим Кодексом, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся источниками выплаты доходов таким иностранному гражданину, лицу без гражданства, на основании сведений, представляемых этими организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
При наличии нескольких организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов указанным в абзаце первом настоящего пункта иностранному гражданину, лицу без гражданства, такие лица подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании первых сведений из представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
(п. 7.4 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
8. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Учет крупнейших налогоплательщиков ведется незаконно

С.Г. Пепеляев,
управляющий партнер
юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,
канд. юрид. наук
Крупнейшие налогоплательщики переводятся на налоговый учет из регионов в Москву, в то время как Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает регистрировать налогоплательщиков по месту их нахождения. Порядок регистрации, установленный МНС России, неудобен для бизнеса, разрушающе действует на систему налоговых органов, не соответствует Конституции РФ.
Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики учитываются в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, принадлежащих ей объектов недвижимости и транспортных средств; МНС России вправе определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков.
НК РФ, таким образом, называет четыре основания налоговой регистрации: создание организации, создание обособленных подразделений организации, приобретение объекта недвижимости, приобретение (регистрация) транспортного средства.
Кроме того, НК РФ определяет и налоговые органы, полномочные регистрировать налогоплательщика — налоговые органы, действующие по месту возникновения каждого из перечисленных оснований.
Регистрация по месту нахождения плательщика — основная регистрация. Учет по другим основаниям играет вспомогательную роль, обусловленную, во-первых, задачами налогового контроля, а во-вторых, особенностями государственного и административно-территориального устройства страны.
Налоговый орган, реализующий полномочия по месту нахождения организации, обособленного подразделения, имущества или транспортного средства, может быть только территориальным налоговым органом, причем наинизшим в иерархии налоговых органов. НК РФ определяет, что «место нахождения организации — место ее государственной регистрации» (абз. 15 п. 2 ст. 11). Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установил, что единственный критерий определения места государственной регистрации юридического лица — адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого органа — адрес иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В отличие от героя песни советских времен, заявлявшего: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», действующее законодательство под адресом понимает почтовый адрес, позволяющий связаться с адресатом. Адрес имеет весьма конкретные реквизиты, позволяющие точно определить территориальное расположение адресата.
Тем самым становится возможным определить, какой территориальный орган государственного управления вправе реализовывать свои полномочия в отношении этого лица: тот орган, чья компетенция соответствует понятию «место нахождения» с наибольшей степенью детализации, то есть наинизший в иерархии соответствующих органов управления.
Указывая на налоговый орган «по месту нахождения» налогоплательщика, НК РФ тем самым исходит из территориальной определенности действия этого органа. Одновременно исключается возможность других налоговых органов, выполняющих свои обязанности не по месту создания организации и т. д., регистрировать конкретного налогоплательщика.
Такая территориальная определенность совершенно необходима и государству, и налогоплательщику.
Государство должно быть уверено, что у регистрирующих органов не возникнет ситуации, когда начнет действовать система «спихивания налогоплательщиков»: инспекция (например, по району в городе) будет отказываться их регистрировать, ссылаясь на то, что это полномочие другой налоговой инспекции (например, городской).
Налогоплательщик должен быть уверен, что он встал на налоговый учет именно в ту инспекцию, которая определена Законом, и в дальнейшем никакой другой налоговый орган не сможет предъявить к нему претензий в связи с нарушением порядка учета, сдачи отчетности и т. п.
Как любое мероприятие налогового контроля, налоговый учет ограничивает права граждан и организаций, поскольку налагает на них определенные обязанности, невыполнение которых чревато применением мер ответственности. Поэтому в соответствии со статьей 55 Конституции РФ условия и формы налогового учета должны определяться законом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена Кодексом. Таким образом, только НК РФ устанавливает обязанность граждан и организаций встать на налоговый учет.
Установить такую обязанность — значит определить основания ее возникновения, порядок и сроки выполнения, ответственность за нарушение установленных правил.
НК РФ устанавливает каждый элемент обязанности постановки на налоговый учет. Следствие нарушения этой обязанности — привлечение налогоплательщика к административной или даже к уголовной ответственности. Согласно статье 108 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности только за нарушение Закона.
Следовательно, исключительно невыполнение установленных НК РФ требований регистрации может быть наказуемым.
С этой точки зрения никаких элементов, составляющих существо обязанности, также не может быть вне Налогового кодекса Российской Федерации.
Регистрационные метаморфозы
Ранее действовавшее Положение об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — юридических лиц [ сноска 1 ] предусматривало, что «особенности» налоговой регистрации крупнейших налогоплательщиков состоят в том, что эти субъекты регистрируются в специальных налоговых органах, установленных МНС России. Однако такая регистрация должна была проводиться по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений, недвижимости, транспортных средств, то есть по основаниям, определенным в статье 83 НК РФ.
Согласно Положению «налоговым органом, установленным МНС России, является инспекция МНС России межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками, а в случае ее отсутствия на территории субъекта Федерации — иной установленный МНС России налоговый орган». Таким «иным налоговым органом» может быть, по смыслу Положения, Управление МНС России по субъекту Федерации или другая уполномоченная инспекция в данном субъекте Федерации.
Положение предусматривало, что крупнейший налогоплательщик подает заявление о постановке на учет по месту своего нахождения в установленный МНС России налоговый орган, расположенный на территории того субъекта Федерации, на территории которого данный налогоплательщик прошел государственную регистрацию.
Таким образом, изначально МНС России рассматривало свои полномочия по определению особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков как сугубо административные, состоящие в праве создать специализированные территориальные налоговые органы, реализующие свои полномочия в границах субъекта Федерации. Основания постановки на учет при этом не изменялись, хотя определенное искажение этих оснований было допущено: местонахождение организации имеет куда более точный адрес, чем указание на субъект Федерации, где эта организация расположена. Поэтому регистрацию в налоговых органах краевого, областного, республиканского уровня вряд ли можно признать регистрацией по месту нахождения организации.
В дальнейшем взгляд МНС России на свои полномочия изменился: к административным полномочиям создавать специализированные территориальные налоговые органы по работе с крупнейшими налогоплательщиками (межрайонные инспекции) добавились полномочия создавать специализированные федеральные учреждения — межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также полномочия устанавливать новые основания постановки на учет.
Это изменение позиции проявилось в новом документе — Порядке определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — российских организаций [ сноска 2 ] (далее — Порядок).
Установленные НК РФ основания постановки на учет в новом Порядке не учитываются: «Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в той межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в соответствии с приказом МНС России» (см. абз. 4 Порядка).
Постановка на учет в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам проводится в уведомительном порядке. Процедура учета начинается с запроса специализированной инспекцией документов учетного дела налогоплательщика у той налоговой инспекции, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения. После их получения крупнейшему налогоплательщику направляется уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика — юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и Свидетельство о постановке на учет.
Ранее выданное «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации» признается недействительным с даты получения крупнейшим налогоплательщиком «Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации» (см. абз. 9 Порядка).
Несложно заметить, что постановка на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика заменяет постановку на учет налогоплательщика по месту его нахождения.
Отсюда следует несколько выводов.
Во-первых, налоговый учет по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика становится необязательным, хотя НК РФ требует от налогоплательщика встать на налоговый учет по месту своего нахождения (подп. 2 п. 1 ст. 23; п. 1 ст. 83 НК РФ). Таким образом, МНС России де-факто аннулирует действие нормы НК РФ об учете по месту нахождения организации.
Во-вторых, принадлежность к крупнейшим налогоплательщикам становится самостоятельным основанием постановки на учет, дополняющим и заменяющим те основания, которые установлены статьей 83 НК РФ.
Однако определение «особенностей» постановки на учет не может состоять в изменении и дополнении МНС России положений законодательства.
В-третьих, постановка на налоговый учет — обязанность налогоплательщика (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ). Он исполняет эту обязанность своими активными действиями: обращается в налоговый орган с соответствующим заявлением в порядке, определенном статьей 84 НК РФ. Принятие налогоплательщика на учет, перерегистрация, снятие с учета — все эти процедуры, предусмотренные статьей 84 НК РФ, невозможны без инициативы самого налогоплательщика.
Уведомительный порядок перерегистрации крупнейших налогоплательщиков не соответствует статье 84 НК РФ.
Можно предположить, что уведомительный порядок постановки на учет крупнейших налогоплательщиков был избран по причине ожидаемого саботажа инициативы МНС России. Крупнейшие налогоплательщики могли бы с полным правом заявить, что выполнили свою обязанность по налоговому учету, перепостановка их на налоговый учет по основанию, не предусмотренному НК РФ, незаконна, поэтому «перевыполнение» обязанностей не входит в их планы. В такой ситуации «явочный» порядок налогового учета намного облегчает задачи налоговых органов.
В-четвертых, снятие крупнейшего налогоплательщика с учета в территориальном налоговом органе по месту нахождения тут же создает для этого налогоплательщика новую обязанность вновь встать на налоговый учет в том же налоговом органе, но уже по другому основанию. Дело в том, что, как правило, по месту нахождения налогоплательщика расположены принадлежащие ему объекты недвижимости и транспортные средства.
Пока налогоплательщик стоит на учете в территориальном налоговом органе по одному из оснований, у него не возникает обязанности повторных регистраций в том же органе по другим основаниям. Но при снятии его с учета по основанию места нахождения и при наличии на той же территории объектов недвижимости и транспортных средств налогоплательщик в соответствии со статьей 83 НК РФ обязан вновь встать на учет в той же налоговой инспекции.
Таким образом, действием третьего лица создается обязанность налогоплательщика, не существовавшая ранее. Такие последствия определения особенностей учета крупнейших налогоплательщиков не основаны на законе.
Читаем по-русски
Слово «особенность» означает характерное, отличительное свойство кого- или чего-нибудь [ сноска 3 ] . Для обладания особенностью нужно, прежде всего, иметь общность с тем кругом явлений, в котором проводятся сравнения. «Особенное» в то же время является и похожим.
«Особенное» не следует путать с «разным» — неодинаковым, несходным.
НК РФ не предоставляет налоговому ведомству права устанавливать какой-либо иной порядок регистрации крупнейших налогоплательщиков, не сходный с тем порядком, который установлен Кодексом. Право устанавливать особенности постановки на учет не означает возможности отступлений от норм НК РФ.
Само понятие «особенности постановки» относится к регистрационным процедурам налоговых органов и не может затрагивать права и обязанности налогоплательщиков. «Постановка» — способ делать что-нибудь, организация чего-нибудь [ сноска 4 ] . «Постановка» — термин, означающий действие. Налоговое ведомство вправе определить особенности этого действия — этапы, стадии, объем необходимых документов и сведений и т. п. Иначе говоря, «особенности постановки» должны быть адресованы налоговым инспекциям: как они должны действовать при поступлении от крупнейших налогоплательщиков заявлений о принятии на налоговый учет или о снятии с учета.
Следует обратить внимание на то, что законодатель говорит именно об особенностях постановки на учет, а не об особенностях самого учета, то есть говорит об особенностях действий (процедур), которые должны выполнить налоговые органы, а не об изменении прав и обязанностей налогоплательщиков.
Полномочия, которых нет
Определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков нельзя рассматривать как делегирование законодателем налоговому (финансовому) ведомству права устанавливать какие-либо элементы обязанности встать на налоговый учет еще и по следующим причинам.
Во-первых, делегирование должно быть явно выраженным. В данном случае этого нет. Напротив, НК РФ устанавливает и определяет все элементы обязанности налогоплательщика встать на налоговый учет, не оставляя тем самым предмета для делегирования в этой сфере. Только вопросы установления учетных процедур, не урегулированные Кодексом, могут быть (и есть) предметом поручения законодателя.
Статьей 84 НК РФ указан состав сведений, которые должны содержаться в налоговом учетном документе, сроки утверждения новых форм заявлений о постановке на налоговый учет, другие нюансы порядка постановки на учет. Если уж законодатель настолько подробно сам урегулировал даже детали, то «особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков» вряд ли могут касаться чего-то существенного, тем более затрагивающего права и обязанности налогоплательщиков.
Согласно части 1 статьи 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Это общее правило должно применяться и при выявлении содержания статьи 83 НК РФ. Данной статьей законодатель не уполномочил налоговое ведомство принять нормативный правовой акт по вопросу регистрации крупнейших налогоплательщиков. Однако это не препятствует принятию налоговым ведомством другого акта: приказа, инструкции или методических указаний. Такие акты не относятся к законодательству и обязательны только для налоговых органов (часть 2 ст. 4 НК РФ). В этом случае речь идет не об акте, принятом на основе законодательного делегирования, а об акте, принятом в целях обеспечения выполнения Закона.
Это подтверждается и обстоятельствами принятия приказа МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». Во-первых, он не прошел государственной регистрации и не был надлежащим способом опубликован, что не соответствует Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (пункты 10, 17 и 19), утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009. Во-вторых, приказ МНС России вводился в действие со дня его подписания (п. 14 приказа), что также характерно не для нормативных актов, а для внутриведомственных документов.
Во-вторых, предмет делегирования имеет конституционные ограничения. Возможность делегирования парламентом исполнительной власти полномочий по правотворчеству сдерживается принципом ограничения прав и свобод граждан законом. Законодатель обязан, не вмешиваясь в практику исполнительных органов, в основополагающих нормативных областях и, прежде всего, в сфере реализации основных прав и свобод в той мере, в которой они могут быть подвержены государственному регулированию, все существенные решения принимать самостоятельно [ сноска 5 ] .
Из этого конституционно-значимого положения следует принцип «ограниченного делегирования»: если законодатель не выразил четко намерения делегировать свои нормотворческие права, то такие права следует считать оставшимися у законодателя.
В-третьих, предмет делегирования должен быть четко очерченным. Принцип ограничения прав и свобод законом предопределяет, что при делегировании законом нормотворческих полномочий должны быть определены содержание, цель и объем передаваемых полномочий. Смысл этого требования в том, чтобы воспрепятствовать Федеральному Собранию РФ снять с себя ответственность законодательного органа. Оно не должно иметь возможности передавать исполнительной власти часть своей законодательной власти без определения границ этого полномочия так, чтобы сразу было абсолютно понятно, какие ограничения и требования будут считаться допустимыми по отношению к налогоплательщикам.
Без особого труда можно понять, что статья 83 НК РФ не соответствует конституционно-значимым критериям делегирования. Прежде всего не определено понятие «крупнейший налогоплательщик». Из статьи 83 НК РФ совершенно не следует, что налоговому ведомству поручено как определять особенности постановки таких налогоплательщиков на учет, так и устанавливать критерии признания их крупнейшими, то есть выделять категорию налогоплательщиков.
Именно НК РФ должен устанавливать критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим, поскольку устанавливая право налогового ведомства определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, НК РФ тем самым создает и обязанности крупнейших налогоплательщиков следовать указаниям налоговых органов. Однако в НК РФ совершенно не определен круг лиц, которым это предписание адресовано. С учетом этого норму статьи 83 НК РФ можно изложить и в такой редакции: «От кого налоговое ведомство захочет потребовать чего-то особенного в отношении налогового учета, тот обязан эти требования выполнить».
Показательно в этом отношении правило, установленное МНС России приказом от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290: организации, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 20 части первой Налогового кодекса Российской Федерации оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации — крупнейшего налогоплательщика, в свою очередь также относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию в той же инспекции по крупнейшим налогоплательщикам [ сноска 6 ] . МНС России расширило сферу применения «особенностей» налоговой регистрации, распространив ее на лиц, взаимозависимых по отношению к крупнейшим налогоплательщикам. Поскольку исчерпывающего перечня признаков взаимозависимости не установлено и суд может признать лица взаимозависимыми по любым основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров, работ, услуг (часть 2 ст. 20 НК РФ), то и четких пределов административного усмотрения в вопросе об «особенной» налоговой регистрации не существует.
Совершенно прав С.Д. Шаталов, отмечая: «При полной правовой неопределенности термина “крупнейшие налогоплательщики” это означает очень широкие права в установлении индивидуальных правил в отношении отдельных налогоплательщиков» [ сноска 7 ] . Помимо проблемы неопределенности правовой нормы С.Д. Шаталов отмечает проблему избирательного применения закона.
C учетом принципа «ограниченного делегирования» предмет делегирования не может быть расширен при толковании. Если из нормы закона прямо не следует, что полномочие урегулировать тот или иной вопрос передано органу исполнительной власти, то такое полномочие следует считать непереданным. С конституционных позиций не допустим подход, продемонстрированный Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 29.06.2004 № 1389/04 и № 1401/04: «Законодатель, предоставляя право МНС России определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, под особенностями имел в виду в том числе и место их постановки на учет. Поэтому вывод судебных инстанций о том, что названный приказ МНС России дополняет законодательство о налогах и сборах, основан на неправильном толковании налогового законодательства. Издавая этот приказ, МНС России действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством».
Таким образом, суды, первоначально рассматривавшие дела, исходили из невозможности расширительного толкования нормы об объемах полномочий, переданных органу исполнительной власти, и их решения соответствовали Конституции РФ. Президиум ВАС РФ пределы полномочий расширил путем толкования и тем самым существенно отступил от конституционных стандартов.
Отсутствие четкого определения предмета делегирования подтверждается практикой применения статьи 83 НК РФ самим МНС России. Если в первом варианте применения этой нормы «особенности» состояли в регистрации крупнейших налогоплательщиков по месту их нахождения, но в специальном налоговом органе (то есть территориальный критерий применялся), то во втором варианте территориальный критерий вообще не учитывается, налогоплательщики снимаются с учета по месту нахождения и регистрируются в специализированных инспекциях федерального уровня.
Такие разночтения, ставшие возможными вследствие неконкретности, нечеткости нормы закона, свидетельствуют в пользу вывода о неконституционности самой нормы статьи 83 НК РФ как не обеспечивающей единообразное правоприменение, нарушающей принципы законности и равноправия.
В-четвертых, делегирование Федеральным Собранием РФ исполнительной власти нормотворческих полномочий создает обязанность исполнительной власти эти полномочия реализовывать. Делегированные полномочия не могут «зависать», оставаться нереализованными. В противном случае само делегирование можно оценить как способ, избранный Федеральным Собранием РФ для освобождения от своих обязанностей по правовому урегулированию той или иной сферы общественных отношений.
Статья 83 НК РФ сформулирована таким образом, что оставляет налоговому ведомству возможность действовать исключительно по своему усмотрению: «Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков».
Такой способ законодательного регулирования также свидетельствует о том, что речь в данном случае идет не о делегировании МНС России нормотворческих полномочий, а об определении предмета, в отношении которого административная практика должна развиваться по-особому, в связи с чем МНС России вправе инструктировать и направлять подчиненные ему органы в зависимости от развития ситуации, но не подменять законодателя, изменяя содержание прав и обязанностей налогоплательщиков.
Бюрократический подход к регистрированию
Оценка установленного налоговым ведомством порядка регистрации крупнейших налогоплательщиков с позиции его соответствия конституционным основам может быть дана с учетом выводов Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 18.02.2000 № 3-П [ сноска 8 ] и в Определении от 06.06.2002 № 133-О [ сноска 9 ] .
Конституционный Суд РФ указал, что «определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод» (абз. 3 п. 3 Постановления КС РФ от 18.02.2000 № 3-П).
Регистрация крупнейших налогоплательщиков в тех инспекциях, к компетенции которых отнесен налоговый контроль за соответствующей группой, означает, что кроме отраслевой принадлежности никакие другие особенности хозяйствования лица не учитываются. В основе такого налогового учета лежит административный подход: налоговое ведомство создает инспекции, наделяет их компетенцией, и эти решения становятся обязательными для налогоплательщиков.
Законодатель изначально, по нашему мнению, руководствовался другим: установить объективные критерии, влияющие на условия регистрации налогоплательщиков, и в зависимости от них определять налоговый орган, полномочный проявлять власть в отношении конкретного лица.
Согласно закону налогоплательщик обязан встать на налоговый учет. Но он имеет право потребовать регистрации по месту своего нахождения. Обязанность налогового органа зарегистрировать налогоплательщика зависит от права налогоплательщика быть зарегистрированным в определенном месте.
Иначе говоря, место регистрации налогоплательщика определяется его статусом. По закону налоговая регистрация основана на примате налогоплательщика.
Современная практика налоговых органов существенно отходит от указанных положений. Права требовать регистрации по месту нахождения у крупнейших налогоплательщиков нет. Вместо этого обязанность налогоплательщика встать на налоговый учет определяется правом налогового органа регистрировать налогоплательщиков из определенной группы.
Таким образом, место регистрации налогоплательщика определяется статусом налогового органа. Если инспекция по крупнейшим налогоплательщикам будет создана не в Москве, а в Санкт-Петербурге, то там и будет место регистрации компании, расположенной, например, в Челябинске. Налоговая регистрация основана, таким образом, на примате налогового органа.
Налицо тенденция, когда не административная система приспосабливается к внешнему миру, экономике, бизнесу, а напротив — система приспосабливает под себя экономику, бизнес.
Это типичный бюрократический путь, удобный для налогового ведомства, но не отвечающий праву и интересам общественного развития.
[ сноска 1 ] Утверждено приказом МНС России от 15.12.99 № АП-3-10/399 «Об утверждении Положения об особенностях постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — юридических лиц и форм документов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков — юридических лиц».
[ сноска 2 ] Утвержден приказом МНС России от 31.08.2001 № БГ-3-09/319 «Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — российских организаций» (в редакции приказа МНС России от 08.04.2003 № БГ-3-09/171).
[ сноска 3 ] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — C. 463.
[ сноска 4 ] См.: Там же. — C. 569.
[ сноска 5 ] См.: Остерло Л., Торстен Джобс А. Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ // Налоговед, 2004, № 5. — C. 56—61; Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебн. пособие. — М.: ФБК-Пресс, 1998. — C. 237—241.
[ сноска 6 ] Часть II Приложения «Критерии отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» к приказу МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях».
[ сноска 7 ] Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). — Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебн. пособие. — М.: МЦ ФЭР, 1999. — C. 403.
[ сноска 8 ] См.: Постановление «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана». Собрание законодательства РФ, 28.02.2000, № 9. — C. 1066.
[ сноска 9 ] Cм.: Определение «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юрчика Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 и пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации» (не опубликовано).
Ключевые слова: обжалование, полномочия налогового органа, статус, межрегиональная налоговая инспекция, крупнейший налогоплательщик, authority of the tax office, filing of appeals, interregional tax office, major taxpayer, status