Как ИП на УСН платить налоги из‑за границы
Переезд в другую страну никак не влияет на уплату УСН, даже если предприниматель стал налоговым нерезидентом. Сейчас всё объясним.
Отъезд ИП не меняет правила уплаты УСН
Предприниматель может применять спецрежим УСН даже находясь не в России. Ставка налога, сроки уплаты авансовых платежей и сдачи декларации от переезда не меняются. Это пояснил Минфин в Письмах № 03-04-05/96589 и 03-04-05/5180.
К примеру, предприниматель оказывает услуги дизайна и платит с дохода УСН 6%. Он переезжает в Германию. Находясь там, он по прежнему остается российским ИП на УСН и платит с доходов 6 %.
Предприниматель может зарабатывать как в России, так и в другой стране. УСН надо заплатить со всех этих доходов. Ничего не меняется, даже если предприниматель прожил за рубежом долго и успел стать налоговым нерезидентом.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Попробовать бесплатно
УСН платят с доходов от иностранных источников
Уехавший человек может стать налоговыми нерезидентами. Это когда он находился в России менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Нерезидентство меняет правила уплаты налога НДФЛ. Нерезиденты не платят НДФЛ с дохода не в России, например, с зарплаты он иностранного работодателя. Так сказано в ст. 207 НК РФ.
А вот правила уплаты налога по УСН для ИП не меняются. Нерезидентство касается только уплаты НДФЛ, а уэсэнщики от этого налога освобождены. Это разъяснил Минфин в Письмах № 03-04-05/96589, 03-11-11/22920 и 03-08-05/103358.
ИП на УСН надо платить налог как с доходов в России, так и с доходов в другой стране. Иностранные доходы, как и российские, надо вносить в КУДИР, а потом отражать в годовой декларации.
ИП из нашего примера находится в Германии и оказывает услуги дизайнера. Представим, что он получил 100 000 ₽ за разработку логотипа от компании из России, и 1000 евро за иллюстрацию на сайт от местной немецкой компании. И ту, и другую сумму надо внести в КУДИР и заплатить с них 6 % по УСН. Запись в КУДиР делается в день получения оплаты. Евро надо перевести в рубли по курсу Центробанка на день получения денег.
Соглашения об устранении двойного налогообложения УСН не касаются. Это пояснила ФНС в Письме № ЕД-4-3/9681@.
Получать оплату от иностранных контрагентов можно на иностранный счёт. О нём ИП обязан сообщить в российскую налоговую. А потом раз в квартал отчитываться о движении денег. Как это делать и какие антисанкционные ограничения учесть, мы рассказали в статье: Вопросы про иностранный банковский счёт.
Как уехавшему ИП на УСН платить налог с Ютуба от показов рекламы не в России
Доход предпринимателя на УСН от рекламы на Ютубе в рамках программы Google Adsense платится как с любого другого дохода на УСН. Так следует из Письма ФНС № БС-4-11/8412@.
10 марта 2022 года Google остановил монетизацию от показов рекламы на Ютубе российским зрителям. Получилось, что у ИП доход от рекламы на канале остался только с показов зрителям из других стран. То есть такой доход стал зарубежным источником.
Мы уже сказали, что отъезд и нерезидентство ИП на УСН не меняет правил уплаты налога. На УСН платят налог от зарубежных источников. Получается, что ИП на УСН обязан заплатить налог в российскую налоговую от показов рекламы на Ютубе по программе Google Adsense зарубежным зрителям.
Статья актуальна на 13.12.2022
Как ИП-нерезиденту платить налоги при переходе с УСН на ОСН?

Сейчас я ИП на УСН 6%, нахожусь за границей и, вполне вероятно, скоро стану налоговым нерезидентом РФ. С 2023 года для моего вида деятельности — это продажа ювелирных изделий — перестала действовать УСН и все перешли на ОСН.
Я знаю, что на УСН вопрос резидентства никак не влияет. А что с ОСН? Сколько в итоге придется платить: 20 или 30%? Какой есть выход из ситуации?

Действительно, с 1 января 2023 года при изготовлении и продаже ювелирных изделий нельзя применять упрощенную систему налогообложения — УСН. Компании и ИП, которые ведут бизнес в этой сфере, должны были перейти на общую систему налогообложения — ОСН.
На ОСН предприниматель платит НДФЛ по ставке 13 или 15%. А если становится налоговым нерезидентом, ставка возрастает до 30%. Ставка НДС для изготовителей и продавцов ювелирных изделий — 20% — от резидентства не зависит.
Возможно, вам будет выгоднее работать не как ИП, а через ООО с уплатой налога на прибыль 20%. Или же открыть бизнес в стране проживания и работать только там — для этого нужно проконсультироваться с местными юристами.
Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Какие налоги платит ИП-ювелир на ОСН
На общей системе ИП платит НДС, НДФЛ, а также налог на имущество, земельный и транспортный налоги, если есть свои и используемые в бизнесе недвижимость, участок или транспорт. Кроме того, предприниматель платит страховые взносы за себя, а при наличии сотрудников — и за них.
Расскажу подробнее об основных налогах ― НДС и НДФЛ.

НДС. ИП включает НДС в цену товаров. При продаже ювелирных изделий его ставка — 20%.
Налог к уплате можно уменьшить на НДС, который предъявили в счетах-фактурах контрагенты, например арендодатель или поставщик мебели. Это называется налоговым вычетом.
Можно не начислять НДС, не выставлять его покупателям и не платить в бюджет, если соблюсти два условия:
- Получить выручку за последние три месяца менее 2 млн рублей. Например, чтобы не платить НДС с 1 ноября, нужно сложить выручку с августа по октябрь. Учитываются только операции, облагаемые НДС.
- Подать в ИФНС уведомление об освобождении и подтверждающие документы — выписку из книги учета доходов и расходов и книги продаж.
Освобождение будет действовать с первого числа того месяца, в котором подали уведомление, при условии что оно отправлено до 20-го числа. Через 12 месяцев освобождение нужно продлевать. В этом случае ИП включает в налоговые расходы НДС, предъявленный контрагентами.
Пока действует освобождение, платить НДС и сдавать декларации не нужно. Но надо следить, чтобы выручка за любые три месяца не превысила 2 млн рублей, иначе потеряете право на освобождение.

НДФЛ. Для исчисления НДФЛ важно понимать, предприниматель ― налоговый резидент или нет.
Налоговый резидент ― человек, который провел в России минимум 183 дня в течение 12 месяцев подряд. Если меньше, человек — нерезидент.
12 месяцев отсчитывают со дня получения доходов. Окончательно статус фиксируют на 31 декабря: если в этот день ИП — нерезидент, все его годовые доходы облагаются по ставке 30%.
Налоговый резидент платит НДФЛ по ставке 13 или 15% с доходов от источников в РФ и от зарубежных партнеров.
ИП-резидент может получить налоговые вычеты. Для предпринимателя на ОСН главный вычет — профессиональный: из доходов можно вычесть документально подтвержденные расходы на ведение бизнеса и так уменьшить НДФЛ. Если документов нет, доходы можно уменьшить на фиксированный вычет ― 20%.

Налоговые нерезиденты платят НДФЛ только с доходов от источников в России. Ставка налога для нерезидентов — 30% , с дивидендов российских компаний — 15%. Воспользоваться вычетами ИП-нерезидент не может, то есть он платит НДФЛ со всей суммы полученного дохода.
В течение года предприниматель вносит квартальные авансовые платежи по НДФЛ — три раза не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября. А до 15 июля следующего года — налог на доходы за истекший год с зачетом авансов.
В зависимости от резидентства НДФЛ исчисляют по разным ставкам и применяют либо не применяют вычеты. Для резидентов в состав доходов включают доходы из России и зарубежных источников. Когда станете нерезидентом, нужно будет учитывать только доходы из РФ.
Например, на 31 марта 2023 года вы были резидентом, а к 30 июня стали нерезидентом. Доходы от источников в России за первый квартал — 10 000 000 ₽, за полугодие — 16 000 000 ₽. Расходы за первый квартал — 6 000 000 ₽, за полугодие — 10 000 000 ₽.
Авансовый платеж за первый квартал: (10 000 000 ₽ − 6 000 000 ₽) × 13% = 520 000 ₽.
Авансовый платеж за полугодие: 16 000 000 ₽ × 30% − 520 000 ₽ = 4 280 000 ₽.
Сейчас налоговые инспекции не отслеживают статус человека — резидент он или нет. Но в любой момент ситуация может измениться. Кроме того, ИФНС может заподозрить нерезидентство по косвенным признакам, например по данным о зарубежных счетах. Информацию о них инспекция может получить как от самого человека, так и в рамках обмена финансовыми сведениями со страной пребывания нерезидента.
Если ИФНС обнаружит, что ИП-нерезидент платил налог как резидент, ему грозит штраф 40% за умышленную неуплату налога. Также доначислят НДФЛ и пени.
ИП-нерезидент: налоги

Статус ИП при нахождении вне территории РФ не освобождает от обязанности вносить в бюджет установленные НК РФ платежи. Расскажем подробнее, какие налоги нерезидент-ИП обязан платить в российский бюджет.
- ИП-нерезидент России
- Налогообложение ИП-нерезидента
- ИП-нерезидент: налоги по общему режиму налогообложения
- НДФЛ
- Имущественные налоги
- НДС, акцизы и прочие налоги
ИП-нерезидент России
В целях налогообложения понятие резидента определяется ст. 207 НК РФ:
- резидент – человек, находившийся в пределах РФ не менее 183 дней в течение 12 подряд месяцев;
- нерезидент – человек, находившийся в РФ 182 дня и меньше в течение 12 подряд идущих месяцев.
Исключением являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, находящиеся в зарубежной командировке: вне зависимости от фактического пребывания в РФ они остаются резидентами.
Срок нахождения в России определяется по отметкам в загранпаспорте или миграционной карте. Дни въезда в РФ и выезда включаются в срок резидентства (Письмо ФНС от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702). Выезды из страны на срок до 6 месяцев для лечения или обучения, а также для работы на морских углеводородных месторождениях в периоде нерезидентства не учитываются (п. 2 ст. 207 НК РФ).
В итоге нерезидент – это не всегда иностранец. Гражданин РФ по итогам года вполне способен оказаться нерезидентом.
Налогообложение ИП-нерезидента
Рассмотрим, как отличаются налоговые обязательства у резидентов и нерезидентов.
ИП-нерезидент: налоги по общему режиму налогообложения
НДФЛ
ИП на общей налоговой системе признаются плательщиками НДФЛ. Принципиальное отличие нерезидентов в этом случае – уплата подоходного налога ими производится только с тех доходов, которые получены от источников в РФ. В случае получения дохода от источника вне России, НДФЛ нерезидентом не уплачивается.
Также применяется дифференциация ставок НДФЛ (ст. 224 НК РФ):
Ставка для резидента
Ставка для нерезидента
Доход от предпринимательской деятельности
Доход от продажи имущества
Дивиденды от участия в российских организациях
В большинстве случаев ИП – налоговый нерезидент обязан применять повышенные ставки по НДФЛ. Более того, нерезидент не вправе использовать налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ.
Как определить ставку НДФЛ по выплатам нерезидентам, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Имущественные налоги
Имущественные налоги уплачиваются ИП-нерезидентами по правилам, аналогичным резидентам. Это относится к:
- налогу на имущество физлиц (если нерезидент владеет таким имуществом на территории России);
- земельному налогу (участок также должен находиться в РФ);
- транспортному налогу (если транспортное средство зарегистрировано в России).
При применении специальных налоговых режимов (УСН, ПСН, ЕСХН) ИП освобождается от уплаты налога на имущество в отношении объектов, используемых в соответствующей предпринимательской деятельности на территории РФ (за исключением некоторых).
НДС, акцизы и прочие налоги
Объектом налогообложения НДС являются реализация товаров, работ, услуг, их передача, выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд, а также импорт товаров на территорию РФ. Ставки налога – 0%, 10%, 20%. От уплаты НДС, кроме ввозного, освобождены ИП на любых спецрежимах, за исключением ЕСХН.
Плательщиками акцизов признаются ИП (без учета резидентства), осуществляющие операции с подакцизными товарами.
ИП-нерезидент не освобождается от уплаты данных налогов. При наличии соответствующих объектов обложения уплачиваются и другие обязательные платежи:
- водный налог (при пользовании водными объектами);
- НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых (если ИП – недропользователь);
- сбор за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов и прочие налоги.
ИП-нерезидент: УСН и другие спецрежимы
Помимо общей системы, предпринимателям доступны и спецрежимы налогообложения; УСН (упрощенная система), ПСН (патент), ЕСХН (единый сельхозналог) и НПД (налог на профессиональный доход). Их можно применять при соответствии ИП критериям, установленным положениями налогового законодательства и закона № 422-ФЗ от 27.11.2018.
Минфин в письме от 21.05.2010 № 03-11-11/147 сообщает, что «упрощенка» может применяться ИП вне зависимости от длительности его пребывания в РФ. Аргумент – ст. 346.12 НК РФ приводит перечень плательщиков, которые перейти на УСН не вправе. Этот перечень является исчерпывающим, пункта об ИП-нерезидентах в нем нет. К аналогичному выводу ведомство приходит и в письме от 28.01.2013 № 03-11-11/35.
При этом нерезиденты обязаны соответствовать критериям применения УСН (по штату сотрудников, пределу доходов и др.). Утрата права на УСН происходит в общеустановленном порядке, как и сдача налоговой декларации.
Патент применяется ИП-нерезидентами в том же порядке: Минфин в письме от 25.11.2013 № 03-11-12/50675 поясняет, что ограничений по применению ПСН статус нерезидента на ИП не возлагает.
Аналогична ситуация и в отношении других спецрежимов – ЕСХН и НПД: ИП вправе их применять независимо от наличия статуса резидента.
Переход на любой из специальных налоговых режимов освобождает ИП-нерезидента от уплаты НДФЛ в отношении доходов от деятельности, осуществляемой на этом режиме. ИП также не придется платить НДС (кроме ввозного), если только он не применяет режим ЕСХН, и налог на используемое в бизнесе имущество. Прочие налоги на спецрежимах уплачиваются при наличии соответствующих объектов налогообложения.
ИП-нерезидент: страховые взносы
Ст. 419 НК РФ устанавливает обязанность ИП уплачивать фиксированные страховые взносы за себя и взносы за работников.
В отношении страхвзносов за себя ИП-нерезидент признается застрахованным лицом:
- по ОПС (обязательному пенсионному страхованию) – п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
- по ОМС (обязательному медицинскому страхованию)– ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
При этом ИП освобождены от обязательных взносов за себя на случай нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Если ИП нанимает работников, он обязан уплачивать страхвзносы и за них, но уже по всем основаниям – на ОПС, ОМС, ВНиМ, а также взносы в ФСС на «травматизм».
В итоге ИП-нерезиденты уплачивают такие страхвзносы:
С выплат работникам
Фиксированные взносы в 2023 году: 45 842 руб.
Дополнительно в ПФР уплачивается взнос в размере 1% от выручки свыше 300 тыс. руб., при этом общая сумма взносов в ПФР не должна превышать 8-кратного размера фиксированного взноса (в 2023 г. – 302 903 руб.).
Тариф согласно ст. 425 НК РФ:
- 30% в пределах лимита;
- 15,1% при превышении лимита;
- ФСС («травматизм») – согласно классу профессионального риска: от 0,2% до 8,5%
Ст. 427 НК РФ предусмотрены пониженные тарифы, в т.ч. для субъектов МСП. При соблюдении определенных условий ИП-нерезидент также вправе ими воспользоваться
ВНИМАНИЕ! С 2023 года в связи с объединением ПФР и ФСС применяется единая ставка и единый лимит по взносам.
Если ИП – самозанятый, то есть, ведет деятельность с применением режима НПД, он освобождается от уплаты фиксированных страховых взносов «за себя». На иных спецрежимах такое освобождение не доступно.
Заключение
Статус нерезидента не освобождает от обязанности по уплате налогов и взносов, установленных российским законодательством. Главным отличием ИП-нерезидентов становятся расчеты по НДФЛ: ставки налога для них выше, чем для резидентов, а право применения вычетов не предусмотрено.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.ИП — нерезидент РФ: налоги

ИП — нерезидент РФ — налоги необходимо уплачивать в прежнем порядке или есть какие-то изменения? Как платить налоги ИП-нерезиденту на спецрежиме? Добавляются ли новые налоговые обязанности? Рассмотрим нюансы налогообложения ИП-нерезидента в нашем материале.
- Кто такой нерезидент
- Какие налоги по своей системе налогообложения платит ИП-нерезидент
- Налог на профессиональный доход (НПД)
- Патентная система налогообложения (ПСН)
- Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)
- Упрощенная система налогообложения (УСН)
Кто такой нерезидент
Чтобы ответить на вопрос, какие налоги платит ИП — нерезидент РФ, необходимо определить, когда ИП становится налоговым нерезидентом. Важно не путать понятия налогового и валютного нерезиденства.
Подробнее о различии этих понятий мы писали в статье.
Налоговое нерезиденство не соотносится с гражданством и зависит от количества времени, проведенного вне территории РФ. То есть гражданин РФ вполне может стать налоговым нерезидентом. Так же, как и гражданин иного государства может стать налоговым резидентом РФ. При этом гражданин Российской Федерации всегда является ее валютным резидентом.
ВАЖНО! Валютные резиденты обязаны сообщать налоговой информацию об открытии и закрытии счетов в иностранных банках. Если валютный резидент стал налоговым нерезидентом, то данная обязанность с него снимается.
Вопрос налогового резидентства регулируется п. 2 ст. 207 НК РФ.
Налоговый резидент — это физическое лицо, находящееся в Российской Федерации в течение 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Статус лица определяется на каждую дату получения дохода. Если на дату получения дохода физлицо находилось в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 подряд идущих месяцев (при этом период в 12 месяцев может начаться в одном налоговом периоде, а закончиться в другом), физлицо признается налоговым резидентом.
Но окончательный вывод о резидентстве для целей исчисления налога следует делать по окончании налогового периода, то есть календарного года. Если по итогам года не наберется 183 дней пребывания в РФ, то в целях исчисления налога физлицо будет признано нерезидентом, и налог надо будет пересчитать как нерезиденту, если в течение года налог исчислялся как резиденту. Такая точка зрения высказана в письме Минфина России от 22.01.2020 № 03-04-05/3343.
Какие налоги ИП-нерезидент платит, также зависит от того, какую систему налогообложения ИП-нерезидент применяет.
Какую систему налогообложения выбрать организации, мы рассказывали в этом материале.
Ниже рассмотрим, какие налоги индивидуальный предприниматель — нерезидент РФ будет платить в разрезе каждой возможной системы налогообложения у ИП — нерезидента РФ.
Какие налоги по своей системе налогообложения платит ИП-нерезидент
ИП может применять почти любую систему налогообложения. В рамках применяемой системы налогообложения предприниматель уплачивает основной налог. Какие налоги ИП-нерезидент платит, как изменится порядок их исчисления и можно ли продолжать применять выбранную систему налогообложения, рассмотрим ниже.
С 2023 года принципиально изменился порядок уплаты налогов. Какие новшества произошли для налогоплательщиков, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Итак, нерезиденство определяется по месту нахождения физлица. Каковы условия применения НПД? Налог на профессиональный доход можно применять, если местом ведения деятельности является территория, где введен специальный налоговый режим — НПД. НПД работает на всей территории РФ. Таким образом, если ИП ведет деятельность на территории РФ (например, сдает квартиру в России, или заказчики ИП на НПД находятся в России), то он вполне может применять НПД и дальше, даже сменив статус на нерезидента. Ставки налога и порядок его исчисления от статуса физлица не зависят. Данная точка зрения подтверждается в письме Минфина России от 20.12.2021 № 03-11-11/103727.
При этом быть ИП-нерезидентом на НПД и выполнять заказы иностранных заказчиков нельзя.
ИП-нерезиденту допустимо продолжать применять НПД, если заказчики находятся на территории РФ. Ставки и порядок исчисления налога не меняются.
Как сменить НПД на иной режим налогообложения, узнайте из статьи.
Патентная система налогообложения (ПСН)
Патентная система налогообложения особенна тем, что ее можно применять только на определенной территории, указанной в патенте. При этом особых оговорок о том, что патент не может применять ИП-нерезидент, в главе 26.5 НК РФ нет. Таким образом, если у ИП есть работники, которые продолжают вести деятельность на заявленной в патенте территории, то проблем в дальнейшем применении патента возникнуть не должно. Аналогичная история, например, с патентом на сдачу в аренду недвижимости. Если объект аренды находится на территории действия патента, проблем также не возникнет.
Что касается ИП-одиночки, который оказывает услуги или выполняет работы самостоятельно, то тут, скорее всего, проблемы возникнут. Как правило, место осуществления деятельности по патенту определяется как место заключения договора, и таким местом часто является место нахождения исполнителя. То есть заказчик может быть где угодно, а вот исполнитель — на территории действия патента.
Несмотря на кажущуюся схожесть в этом моменте НПД и ПСН, исходя из многочисленных разъяснений, нам представляется рискованным с налоговой точки зрения применение ПСН ИП без работников, которыйне находится на территории действия патента. Ситуация неоднозначная, поэтому лучшее решение — сделать индивидуальный запрос в налоговую, получить официальный ответ и действовать в соответствие с ним.
Патентная система налогообложения в 2022–2023 годах подробно описана в нашем материале.
ИП-нерезидент может продолжать применять патент по деятельности, которая фактически ведется на территории применения патента. Так как ИП-нерезидент без работников не находится на территории действия патента, продолжать применять патент рискованно.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН)
Скажем и о новом спецрежиме, на который с 1 июля 2022 года, возможно, успели перейти вновь зарегистрированные ИП. Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ, который ввел АУСН, четко говорит о том, что эту систему налогообложения могут применять ИП, зарегистрированные на территории применения АУСН (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан). И ни о каких привязках к месту осуществления деятельности не говорится. Таким образом, если ИП-нерезидент зарегистрирован на указанных выше территориях, он вполне может продолжать исчислять налоги по АУСН.
ИП-нерезидент может применять АУСН. Ставки налога и порядок его исчисления при этом не меняются.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Самая распространенная система налогообложения применяемая ИП — упрощенка. Что меняется в налогах при УСН для ИП-нерезидента РФ? Ограничения для ИП на применение упрощенной системы налогообложения установлены в виде лимита доходов и среднесписочной численности работников. Также нельзя заниматься некоторыми видами деятельности, будучи ИП на УСН. Ограничений по территории ведения деятельности или в виде статуса ИП в главе 26.2 НК РФ не установлено.
Таким образом, если ИП — нерезидент, то налоги по УСН он может уплачивать в общепринятом порядке.
Как ИП применять УСН, читайте в подборке наших материалов «УСН для ИП».
Если ИП нерезидент применяет общую систему налогообложения (ОСНО)
Далее рассмотрим, какие налоги платит ИП-нерезидент, если он применяет общую систему налогообложения. Основными налогами при ОСНО для ИП являются НДФЛ и НДС.
При общей системе налогообложения, если ИП стал нерезидентом, вопрос встает не о возможности уплаты НДФЛ, а о ставках этого налога. ИП-нерезидент может продолжать применять общую систему налогообложения, но для него возрастут ставки налога (с 13% (15%) до 30%). Кроме того, нерезиденты не имеют права на налоговые вычеты по НДФЛ.
Место выполнения работ или оказания услуг для НДФЛ тоже имеет значение, так как доходы нерезидентов от источников в РФ облагаются НДФЛ, а от источников за пределами РФ не облагаются. Место выполнения работ либо оказания услуг определяется в том же порядке, как и для целей ПСН, — это место, указанное в договоре.
НДС облагается реализация товаров, услуг и работ, произведенная на территории РФ. Поэтому, при условии продолжения ведения деятельности на территории РФ и отсутствия освобождения от НДС, этот налог ИП — нерезидент РФ продолжает уплачивать в общем порядке.
Еще больше информации о ставках НДФЛ у нерезидентов читайте в нашей статье «НДФЛ с нерезидентов РФ».
ИП-нерезидент уплачивает НДФЛ по ставке 30% при получении доходов от источников, находящихся на территории РФ.
Прочие обязательства по налогам и взносам
Все ИП обязаны уплачивать страховые взносы за себя. Если у ИП есть работники, то взносы предприниматель платит и за них.
ВАЖНО! ИП на НПД не обязан уплачивать страховые взносы. ИП на АУСН также не обязан уплачивать страховые взносы ни за себя, ни за работников.
Налоговый статус ИП не оказывает никакого влияния на обязанность по уплате взносов как за себя, так и за работников. Таким образом, ИП-нерезиденты продолжают уплачивать страховые взносы в обычном порядке.
Как будут платить ИП взносы за себя в 2023 году, мы писали здесь.
То же самое относится и к прочим налогам ИП:
- Имущественным (земельный, транспортный, на имущество — при условии регистрации этих активов в РФ).
Подробности об имущественных налогах физлиц смотрите в нашем материале.
- Иным, связанным с предпринимательской деятельностью (водный налог, НДПИ, сбор за пользование объектами животного мира и пр.).
ВАЖНО! Возможно, придется платить налоги с доходов и в стране пребывания. С некоторыми странами у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. При наличии такого соглашения допустим зачет налогов, которые надо уплачивать с одного и того же дохода в двух странах. Но это относится только к НДФЛ. Для ИП на спецрежимах такие правила не действуют.
Как применять соглашение об избежании двойного налогообложения, подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Например, при получении дохода в Казахстане ИП-нерезидент налог не переплатит, так как между Казахстаном и РФ действует Конвенция от 18.10.1996.
Итоги
Если ИП стал нерезидентом, то в зависимости от применяемой им системы налогообложения может измениться порядок уплаты налога. Для ИП на УСН и АУСН ничего не изменится. При НПД невозможно будет обслуживать иностранных заказчиков. От патента ИП без работников, возможно, придется отказаться. У ИП на ОСНО возрастет ставка НДФЛ до 30%. Все остальные налоги и взносы надо будет уплачивать в обычном порядке.
- ИП-нерезидент: налоги по общему режиму налогообложения