Налоговые вычеты для физических лиц
Задумывались ли вы над тем, какую сумму от своей заработной платы вы ежегодно отдаете в доход государства? Как известно, помимо перечисления сборов в ПФР, ФСС России и ФФОМС (в размере 30% от размера заработной платы работника), работодатель обязан удержать уже непосредственно из зарплаты работника налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%. Казалось бы, что эти деньги потеряны для работника безвозвратно. Однако их можно вернуть из государственного кармана в свой собственный в качестве налогового вычета. На возврат всего или части налога можно рассчитывать, если работник понес расходы на:
- приобретение жилья;
- обучение;
- лечение;
- физкультурно-оздоровительные услуги;
- пожертвования благотворительным, некоммерческим и религиозным организациям;
- дополнительное пенсионное обеспечение;
- совершение операций с индивидуальными инвестиционными счетами;
- а также во многих других случаях.
Портал ГАРАНТ.РУ расскажет о порядке, размерах и сроках получения налоговых вычетов в различных ситуациях.
Общая характеристика налоговых вычетов для физлиц
Сумма налогового вычета – это та сумма, на которую можно уменьшить налогооблагаемую базу. К примеру, если заработная плата работника, указанная в его трудовом договоре, составляет 10 тыс. руб., то эта сумма является налогооблагаемой базой по НДФЛ. Без применения налоговых вычетов работодатель удержит с нее налог в размере 13% (1,3 тыс. руб.), и на руки работник получит только 8,7 тыс. руб.
Если же работник имеет налоговый вычет по какому-либо основанию, к примеру, в размере 6 тыс. руб. за обучение, то работодатель удержит НДФЛ с суммы заработной платы за минусом размера налогового вычета, то есть с 4 тыс. руб. В этом случае НДФЛ составит лишь 520 руб. и на руки работник получит 9480 руб.
В связи с тем, что с 2021 года установлена налоговая ставка в размере 15% с доходов, превышающих 5 мл руб. за налоговый период, при определении налоговой ставки учитывается и сумма налоговых вычетов, на которые имеет право сотрудник. Так, например, если заработная плата за период январь – июль 2021 года составляет 6 млн. руб. (других доходов в этом периоде не было), но при этом сотрудник предоставил уведомление из налоговой о наличии у него права на имущественный вычет при покупке жилья (2 млн. руб.). В этом случае налоговая база будет равна: 6 млн. руб. — 2 млн. руб. = 4 млн. руб. Поскольку порог в 5 млн. руб. не превышен, то повышенная ставка 15% не применяется.
Большинство налоговых вычетов можно получить непосредственно через работодателя. Но по крупным вычетам (к примеру, по возврату налога при покупке квартиры) иногда удобнее получить всю сумму возврата налога сразу на банковский счет через налоговую инспекцию.
Налоговое законодательство предусматривает несколько видов вычетов по НДФЛ:
- стандартные налоговые вычеты, которые предоставляются различным категориям граждан, в том числе льготникам (ст. 218 Налогового кодекса);
- социальные налоговые вычеты в связи с расходами, в частности, на обучение, лечение, софинансирование пенсии и т. д. (ст. 219 НК РФ);
- инвестиционные налоговые вычеты, которые применяется к некоторым операциям с ценными бумагами и по индивидуальным инвестиционным счетам (ст. 219.1 НК РФ);
- имущественные налоговые вычеты, предоставляемые в связи с продажей имущества, приобретением жилья и выплатой процентов по ипотечным кредитам (ст. 220 НК РФ);
- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами (ст. 220.1 НК РФ);
- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе (ст. 220.2 НК РФ);
- профессиональные налоговые вычеты, на получение которых имеют право ИП, адвокаты, нотариусы и т. д. (ст. 221 НК РФ).
Для получения ряда налоговых вычетов нужно подавать декларацию.
Также подчеркнем, что нерезиденты по общему правилу не имеют права на стандартные, социальные и имущественные вычеты (п. 4 ст. 210 НК РФ). Напомним, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты.
Стандартные налоговые вычеты
Стандартные вычеты работающим гражданам предоставляются работодателем. Иными словами – одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика.
В ст. 218 НК РФ перечислены категории граждан, которые имеют право на получение стандартного налогового вычета.
В частности, стандартный налоговый вычет в размере 1,4 тыс. руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на первого и второго ребенка (3 тыс. руб. на третьего и каждого последующего ребенка и 12 тыс. руб. на каждого ребенка инвалида в возрасте до 18 лет или до 24 лет в некоторых случаях) налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя. При этом налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Стандартный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется работнику с начала календарного года, даже если заявление было подано позднее. По общему правилу стандартный вычет по НДФЛ предоставляется налогоплательщику на основании его заявления за каждый месяц налогового периода (п. 3. ст. 218 НК РФ).
Стандартные налоговые вычеты также предоставляются:
- в размере 3 тыс. руб. (чернобыльцам, инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам из числа военнослужащих 1, 2 и 3 групп);
- в размере 500 руб. (Героям СССР, Героям России, награжденным орденом Славы 3 степеней, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам с детства, инвалидам 1 и 2 групп и др.).
Социальные налоговые вычеты
На основании ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной на обучение в образовательном учреждении, перечисленной на благотворительные цели, уплаченной за медицинские услуги, уплаченных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения. Чтобы получить социальные вычеты, придется подать налоговую декларацию по окончании налогового периода, за исключением случая, когда вычет представлен компанией-работодателем. Деньги уплатят по результатам проверки декларации.
Имущественные налоговые вычеты
Для получения имущественного налогового вычета нужно подать в налоговые органы декларацию, заявление о предоставления вычета и подтверждающие документы. Декларация подается в налоговый орган по окончании налогового периода.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественных вычетов в суммах, полученных от продажи имущества (в определенных пределах) или потраченных на покупку и строительство недвижимости. Об этом говорится в ст. 220 НК РФ.
Если в течение календарного года налоговый вычет не будет использован полностью, остаток можно перенести на следующий год.
В отношении имущественного налогового вычета в части расходов на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам) действует также упрощенный порядок его получения. Он предполагает бесконтактное взаимодействие физлиц с налоговыми органами через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и автоматизированную проверку права налогоплательщика на получение вычета. Положения новой ст. 221.1 НК РФ вступили в силу 20 мая 2021 года и применяются к налоговым вычетам, право на которые возникло у налогоплательщика с 1 января 2020 года. Для получения вычета через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН) направляется соответствующее заявление, где для возврата денежных средств достаточно указать реквизиты счета в банке. Подать такое заявление можно по окончании налогового периода не более чем за три года, предшествующие году его подачи (п. 2 ст. 221.1 НК РФ).
Налогоплательщик имеет право на налоговый вычет, в частности, в суммах, полученных им от продажи жилья или земельных участков и их долей.
По общему правилу, если такая недвижимость находилась в собственности более трех либо пяти лет, то подобные доходы налогом не облагают. Если менее, то налогоплательщик имеет право получить вычет в сумме не более 1 млн руб.
Вычет предоставляется в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика.
Если имущество находилось в собственности налогоплательщика более минимального предельного срока, то такие доходы налогом не облагают. При этом декларацию можно не подавать.
Надо иметь в виду, что указанные положения не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого ИП в предпринимательской деятельности.
Если имущество находится в собственности менее трех лет, человек имеет право претендовать на вычет в сумме не более 250 тыс. руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму расходов, связанных с получением этих доходов. При этом расходы должны быть документально подтверждены.
Налогоплательщик имеет право на налоговый вычет в суммах, потраченных им на покупку жилья. Вычет предоставляется на сумму, не превышающую 2 млн руб. Если налогоплательщик при получении имущественного налогового вычета не использовал его в размере предельной суммы, остаток налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории России другого жилого объекта. Таким образом, неиспользованный остаток вычета переносится не только на следующие периоды, но и на другие объекты.
В то же время, остатки вычета, заявленного при покупке жилья до 1 января 2014 года, невозможно перенести на другие объекты (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 апреля 2015 г. № 03-04-05/18915).
Для подтверждения права на такой имущественный вычет нужно предоставить вместе с заявлением:
- договор о приобретении жилья;
- документ на право собственности на жилье и акт о передаче жилья налогоплательщику;
- платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (расписки продавца о получении наличных, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы) и т. д. (подп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ).
Также покупатель жилья может получить имущественный налоговый вычет в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам в пределах 3 млн руб. Такой вычет предоставляется в отношении только одного объекта недвижимости (подп. 4 п. 1, абз. 2 п. 8 ст. 220 НК РФ). Вычет по процентам предоставляется при наличии подтверждающих право на получение вычета документов, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов.
Профессиональные налоговые вычеты
![]() |
Вопросы и ответы по разделу: |
В ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы, в частности, социальных налоговых вычетов.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде, в частности, за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ (120 тыс. руб. в год). При этом форма обучения значения не имеет (письмо Минфина России от 24 марта 2017 г. № 03-04-05/17204).
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. При этом указание в договоре на оказание платных образовательных услуг сведений о лицензии является достаточным основанием доказательства ее наличия (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 января 2018 г. № 03-04-06/4871).
К перечисленным документам налогоплательщик также прилагает:
- договор на обучение с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг;
- справки поформе 2-НДФЛ, подтверждающие суммы полученного дохода и фактически уплаченного НДФЛ за отчетный налоговый период.
Социальные налоговые вычеты, указанные в п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода, а до окончания налогового периода социальный вычет на обучение можно получить, обратившись к своему налоговому агенту (например, работодателю) при условии подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов налоговым органом (п. 2 ст. 219 НК РФ). Чтобы получить необходимое подтверждение, надо подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление по рекомендованной форме (письмо ФНС России от 16 января 2017 г. № БС-4-11/500@).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
С примером заполнения заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) ознакомьтесь в подготовленном экспертами компании «Гарант» материале.
Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты, указанные в подп. 2-6 п. 1 ст. 219 НК РФ в отношении соответствующих затрат на обучение, лечение, пенсионные взносы, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и прохождение независимой оценки своей квалификации (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 тыс. руб. в налоговом периоде.
При наличии у налогоплательщика в одном налоговом периоде (помимо расходов на свое обучение) других расходов, предусмотренных подп. 2-6 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано, по общему правилу, в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, в случае если налогоплательщик намерен представить в налоговый орган по месту жительства налоговые декларации по НДФЛ с целью получения социального налогового вычета в связи с расходами на свое обучение, ему необходимо представить налоговые декларации и пакеты документов, указанных выше, включая справки по 2-НДФЛ, полученные от налоговых агентов, за те налоговые периоды, за которые им будут представлены налоговые декларации (письмо УФНС России по г. Москве № 20-14/4/113533@ от 28 октября 2010 г.).
Когда можно вернуть налог?
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Иными словами, если налогоплательщик подал заявление о предоставлении вычета в 2022 году, то получить вычет из доходов предыдущих периодов он сможет только за 2021, 2020 и 2019 годы. При этом не имеет значения момент приобретения квартиры, поскольку ограничений на срок обращения за вычетом по этому основанию не установлено (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 апреля 2014 г. № 03-04-05/20134). Если же право на налоговый вычет возникло в 2021 году, то получить возврат налога за предшествующие этому году периоды не получится – его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования. Однако это правило не распространяется на пенсионеров, которые при приобретении жилья имеют возможность перенести остаток имущественного вычета на три непосредственно предшествующих его возникновению налоговых периода (п. 10 ст. 220 НК РФ).
Отметим, что при превышении в налоговом периоде суммы налоговых вычетов над суммой доходов, облагаемых по ставке 13%, в этом налоговом периоде налоговая база считается равной нулю. При этом разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, облагаемых по ставке 13%, по общему правилу на следующий налоговый период не переносится (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 мая 2015 г. № 03-04-05/29786). Перенести разницу между суммой налоговых вычетов и суммой налогооблагаемых доходов можно только по имущественным налоговым вычетам.
Следует знать, что имущественные налоговые вычеты предоставляются либо при подаче налогоплательщиком декларации по окончании налогового периода (календарного года), либо до окончания соответствующего налогового периода – в этом случае вычет предоставляется налоговыми агентами (как правило, работодателем).
Куда обращаться для получения имущественного либо социального вычета?
В настоящее время существуют два варианта получения налогового вычета: либо через налоговую инспекцию, либо через работодателя.
В первом случае подать заявление на вычет можно только после окончания года, в котором были понесены расходы, предъявляемые к вычету. При этом сумма возвращаемого налога будет перечислена на банковский счет налогоплательщика.
Чтобы получить налоговый вычет через работодателя, нет нужды дожидаться окончания года, в котором налогоплательщик понес расходы. В этом случае работодатель просто не будет удерживать НДФЛ по ставке 13% из зарплаты работника.
Если налогоплательщик решил обратиться за вычетом к работодателю, ему предварительно нужно, получить подтверждение налогового органа о праве на вычет. Чтобы получить необходимое подтверждение, надо подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление по рекомендованной форме (письмо ФНС России от 16 января 2017 г. № БС-4-11/500@). Соответствующее заявление можно подать как лично, посетив налоговую инспекцию, так и через личный кабинет налогоплательщика – физлица.
Для получения вычета необходимо обратиться к работодателю с соответствующим письменным заявлением.
Отметим, что НК РФ не установлена какая-либо последовательность предоставления налоговым агентом налоговых вычетов по разным основаниям. Поэтому при поступлении в течение налогового периода налоговому агенту нескольких заявлений о предоставлении различных видов налоговых вычетов агент вправе предоставить налоговые вычеты в любой последовательности с учетом предпочтений налогоплательщика в пределах суммы начисляемого дохода, облагаемого по налоговой ставке 13% (письмо ФНС России от 17 февраля 2017 г. № БС-4-11/3008 и письмо ФНС России от 28 июня 2017 г. № БС-4-11/12466@).
БЛАНКИ
Заявление о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ
Заявление о предоставлении уведомления о праве на получение имущественного налогового вычета
- Ответить на обращение о подтверждении права на вычет налоговики должны в течение 30 календарных дней с момента его подачи (абз. 2 п. 2 ст. 219, абз. 4 п. 8 ст. 220 НК РФ).
- Имущественный вычет работник может получить у любого из своих работодателей. Однако, получив вычет у одного работодателя, работник может обратиться к другим только после подачи налоговой декларации 3-НДФЛ по истечении налогового периода (года) и вновь получив подтверждение налоговой инспекции (абз. 3 п. 8 ст. 220 НК РФ).
В какой срок предоставляется имущественный или социальный вычет налоговой инспекцией?
- Перечислить сумму вычета налоговая инспекция должна не позднее четырех месяцев со дня получения от налогоплательщика декларации и заявления о предоставлении вычета: три месяца отводятся на камеральную проверку и еще один – на перечисление денег (письмо Минфина России от 7 октября 2015 г. № 03-02-08/57177).
- Если же налогоплательщик подал сначала декларацию, а после окончания ее камеральной проверки – заявление на вычет, то деньги на указанный им счет должны поступить не позднее месяца со дня подачи заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
- В каких случаях нужно подавать декларацию 3-НДФЛ, читайте в материале: 3-НДФЛ.
- По каким расходам и с какими ограничениями можно получить налоговый вычет при покупке квартиры, а также какие для этого потребуются документы, читайте в материале: Налоговый вычет при покупке квартиры.
Последняя актуализация: 20 января 2022 г.
ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ
Вы купили недвижимость, оплатили лечение, вложились в образование. Иными словами, потратили значительную сумму. Чтобы не пришлось затягивать пояс потуже, воспользуйтесь налоговым вычетом. То есть верните за счет государства подоходный налог (НДФЛ) — 13% от потраченной суммы. Например, вы купили комнату за 1,5 млн рублей. Максимальная сумма, которую вы сможете получить обратно, — 195 000 рублей.
Нет, мы не сошли с ума. Нет, это не противозаконно. Нет, это несложно.
Схема расчета налогового вычета:
потраченные деньги х 0,13 = размер налогового вычета
Но! Сумма возврата не может быть больше налогов, уплаченных вами в государственный бюджет.
ЕСЛИ ВЫ КУПИЛИ НЕДВИЖИМОСТЬ
При покупке квартиры, дома или земельного участка вы имеете право на налоговый вычет. Успокоим тех, кто совершил покупку не сегодня, а 5, 7, 10 лет назад. Вы тоже сможете получить налоговый вычет, он никак не привязан к дате приобретения жилья.
Если недвижимость оформлена в долевую собственность — тоже не проблема. Каждый получит налоговый вычет пропорционально своей доле. Также по письменной договоренности собственников жилья весь налоговый вычет может получить один из них. А если доля принадлежит несовершеннолетнему гражданину, то за него налоговый вычет получит один из родителей. При этом ребенок не потеряет своего права на получение имущественного вычета при покупке собственного жилья в будущем.
МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА ВЫЧЕТА. Вычет рассчитают на основе НДФЛ за последние 3 года. Сумма вычета при покупке недвижимости не может превышать 260 000 рублей (13% от 2 млн рублей), даже если она стоит дороже 2-x млн.
ИПОТЕКА. Если вы пошли по тернистому ипотечному пути, то помимо 13% от стоимости жилплощади вам положен возврат 13% от суммы процентов, уплаченных по договору ипотечного кредитования. Максимальная сумма процентов, с которой можно получить вычет, — 3 млн рублей. Это значит, что вернуть вы сможете законные 390 000 рублей. Это максимум, обратите внимание. Если сумма процентов в вашем случае ниже 3 млн, значит и налоговый вычет будет меньше.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. Чтобы получить налоговый вычет, нужно соблюсти следующие условия:
1) жилплощадь находится в России, и у вас есть документ, подтверждающий право собственности на нее;
2) у вас есть российская прописка;
3) вы официально трудоустроены, то есть платите налоги (по трудовому договору или договору подряда — неважно). Если вы индивидуальный предприниматель с упрощенкой — увы, останетесь без вычета. Если же у вас система налогообложения общая, то и вычет получите на общих основаниях.
ВЫЧЕТ, СВЯЗАННЫЙ С ПОКУПКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ, НАЗЫВАЕТСЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ
КВАРТИРА. Получить налоговый вычет вы сможете, если купили квартиру, комнату или долю в квартире. Но если вы вложили средства в строящийся дом, придется дождаться сдачи дома в эксплуатацию и тогда подавать на налоговый вычет.
ДОМ. История та же, что и с квартирой: вычет положен как за дом целиком, так и за долю в нем. Но при этом неважно, купили вы готовый дом или недостроенный.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК. Если вы купили участок с построенным домом, то получите налоговый вычет сразу после получения свидетельства на право собственности. А если приобрели землю под застройку, но ничего пока на ней не возвели — ждите окончания строительных работ.
ОТДЕЛКА. Если в договоре купли-продажи указано, что жилплощадь продается без отделки, можете смело включать отделочные работы в заявление на налоговый вычет. Но при одном условии: у вас на руках должны быть все чеки, подтверждающие расход денежных средств. Убеждения на словах и «мамой клянусь» не подойдут.
А вот на что нельзя получить вычет. Если вы затеяли перепланировку, налоговый вычет получить не удастся. Как впрочем, не светит он и за покупку мебели и сантехники.
ЕСЛИ ВЫ ИНВЕСТИРУЕТЕ В ОБРАЗОВАНИЕ
Учитесь вы сами или ребенок — не важно, налоговый вычет выплачивается и за одно, и за другое.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. Налоговый вычет за обучение можно получать за себя и близких родственников: детей, братьев и сестер до 24 лет. За внуков, теть и дядь — нельзя. Российское это учебное заведение или иностранное, частное или государственное — не принципиально, главное, чтобы у него была лицензия на ведение образовательной деятельности. Ее надо будет предоставить в налоговую. Если вы платите за себя, то в расчет идет как очная, так и заочная форма обучения, если — за родственников, то для вычета подходят только очники.
Детские сады также входят в систему образования РФ. Если у садика, в который ходит ваш ребенок, есть лицензия, подавайте на вычет.
ВЫЧЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАНИЕМ И ЛЕЧЕНИЕМ, НАЗЫВАЮТСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ
Это еще не все. Автошколы, курсы по изучению иностранных языков и так далее — при оплате любого обучающего курса и наличии лицензии у организации вы вправе рассчитывать на вычет.
Максимальный размер вычета за обучение ребенка рассчитывается из суммы 50 000 рублей в год. Максимум для расчета вычета на ваше образование находится на отметке 120 000 рублей. Если вы платили и за себя, и за ребенка, имеете право на 2 вычета. Максимальная общая сумма, от которой возвращают 13%: (120 000 рублей + 50 000 рублей) х 0,13 = 22 100 рублей.
Даже если образование обошлось вам дороже, больше по налоговому вычету за 1 год получить невозможно. Но если растянуть процесс.
Вычет на образование имеет годовое ограничение 22 100 рублей. Если вы внесли всю сумму за обучение сразу за несколько лет, то на большее не рассчитывайте. Но, разбив общую стоимость обучения на несколько лет, вы будете ежегодно получать 13%, в пределах установленного лимита, разумеется.
ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ
ПОПРАВИТЬ ЗДОРОВЬЕ
За обследование или лечение в коммерческих клиниках, вам полагается налоговый вычет.
Обязательные условия. Вычет можно получать за свое лечение и лечение близких родственников: детей до 18 лет, родителей и супруга. Главное: собрать все документы и чеки, подтверждающие лечение в данном учреждении. Оформление вычета доступно в течение 3-х лет с момента оплаты лечения. День и месяц значения не имеют, только год.
Вычет оформляется, только если вы предоставите копию лицензии клиники. Заговаривающие болезни на дому знахарки в программе не участвуют.
Лечение бывает «обычным» и дорогостоящим (ЭКО и пластические операции, например). Налоговый вычет с ограничением в 120 000 рублей распространяется на «обычное» лечение. Максимальный размер такого вычета 15 600 рублей. Если же вам потребуется лечение из списка дорогостоящих процедур, то вы имеете право на возмещение 13% от полной стоимости лечения. Вот пример:
У Кати разболелись зубы. Она держалась как могла — целых 4 месяца. Оттягивать дальше было невозможно, пришлось «сдаваться» в платную клинику. Там ей вылечили зубы — это стандартная процедура. За нее она заплатила 70 000 рублей. Но потребовалась еще и дорогостоящая операция стоимостью 150 000 рублей.
В 2017 году Катя заработала 480 000 рублей и уплатила с них НДФЛ в размере 62 400 рублей.
70 000 рублей, которые Катя заплатила за лечение, меньше лимита в 120 000 рублей и рассчитывается по стандартной схеме: 70 000 рублей х 0,13 = 9100 рублей. Считаем сумму, подлежащую вычету по дорогостоящему лечению: 150 000 рублей х 0,13 = 19 500 рублей. Общий размер вычетов составляет 28 600 рублей. Это меньше, чем Катя заплатила в казну, поэтому она сможет получить всю сумму целиком.
К ДЕЛУ!
Чтобы вернуть себе деньги, нужно выбрать удобный для себя способ получения налогового вычета: через налоговую или работодателя.
ЧЕРЕЗ НАЛОГОВУЮ
Шаг 1. На сайте nalog.ru находите декларацию, заполняете, прикрепляете все подтверждающие документы и необходимые справки (в том числе 2-НДФЛ).
Шаг 2. Передаете пакет документов в налоговую одним из 3 способов: лично, по почте заказным письмом или на сайте nalog.ru.
Шаг 3. После одобрения декларации в налоговой, пишите заявления о возврате — форма там же, на сайте nalog.ru. И ждете поступления денег на свой расчетный счет.
В этом случае в текущем году вы продолжаете платить НДФЛ в размере 13%, а налоговый вычет поступит на ваш расчетный счет в следующем году.
ЧЕРЕЗ РАБОТОДАТЕЛЯ
Шаг 1. На сайте nalog.ru выбираете подходящую форму заявления (определить ее очень просто). Заполняете, прикрепляете подтверждающие документы и необходимые справки.
Шаг 2. Отправляете пакет документов в налоговую удобным способом: лично, по почте заказным письмом, на сайте nalog.ru.
Шаг 3. В течение 30 дней получаете уведомление о праве на налоговый вычет.
Шаг 4. Отдаете его работодателю и перестаете платить НДФЛ уже сейчас, то есть фактически получаете зарплату больше.
Уведомление действует до конца года, поэтому если налоговый вычет вернулся вам не полностью, в январе следующего года необходимо повторить те же действия и взять уведомление уже на остаток. Второй и третий разы это делать проще, так как в налоговой уже есть все документы на ваш вычет.
Если вы не совершали крупных трат, не инвестировали в недвижимость или образование, то вернуть часть потраченных средств на покупки можно за счет банка. Речь идет об программе RS Cashback. Расплачиваясь картами Банка Русский Стандарт, вы можете вернуть часть потраченной суммы в виде бонусов. Ставка зависит от того, где совершается покупка — у партнеров банка можно вернуть до 30% от суммы. Накопив определенное количество баллов, оплачивайте ими мобильную связь, жилищно-коммунальные и другие услуги, покупайте за их счет товары из каталога или переводите их в рубли на счет своей карты.
Виды налоговых вычетов, как их оформить и сколько денег можно получить: инструкция

Разбираемся, могут ли самозанятые и ИП получать налоговый вычет, как его оформить и какая бывает максимальная сумма возврата НДФЛ.
Кто может оформить вычет
Все граждане, которые платят НДФЛ в России. Причем источник дохода, с которого платится налог, не важен — это могут быть как деньги, полученные со сдачи в аренду имущества, так и заработная плата. Этот нюанс важен, чтобы понять, могут ли самозанятые или ИП оформить вычет.
Самозанятые
Самозанятые не могут оформить имущественные и социальные вычеты, так как они платят налог на профессиональную деятельность. Он существенно ниже НДФЛ, поэтому для этой категории налогоплательщиков действует свой вычет. При оформлении налогового статуса с доходом на профессиональную деятельность ФНС уменьшает ставку на 10 тысяч рублей. Однако нужно иметь в виду, что воспользоваться этим можно лишь один раз. Если самозанятый сдает имущество в аренду и платит с этого дохода подоходный налог, то все вычеты ему доступны. Та же ситуация с совмещением работы по найму. В этих случаях вычет оформляется по этим основаниям.
Индивидуальные предприниматели
Вычеты доступны только индивидуальным предпринимателям на общей системе налогообложения. ИП на специальных налоговых режимах не платят НДФЛ, поэтому воспользоваться правом на возврат не могут. Исключение те же, что и в случае с самозанятыми: сдача имущества в аренду или совмещение с работой в штате. В этих случаях вычет также оформляется по этим доходам, а не с предпринимательской деятельности. Только для ИП на общей системе налогообложения доступен профессиональный налоговый вычет. По итогам года можно заплатить 13% только с разницы между доходами и расходами. Но траты должны напрямую относиться к предпринимательской деятельности, а также их придется подтвердить документами — чеками, договорами или актами.
Какие бывают налоговые вычеты
- Стандартный. Вычет для льготных категорий налогоплательщиков и для тех, кто воспитывает детей.
- Социальный. Этот вычет оформляется, если налогоплательщик тратил деньги на лечение, образование, спорт, благотворительность, страхование жизни или добровольное пенсионное страхование.
- Инвестиционный. Владельцы индивидуальных инвестиционных счетов с помощью этого вычета уменьшают подоходный налог. Обычные держатели акций вовсе не платят его с операций по ценным бумагам, которыми владели больше трех лет и с которыми проводили сделки на бирже.
- Имущественный. Этот вычет оформляется при покупке недвижимости, в том числе с использованием ипотеки, земельных участков для строительства дома или готового жилья. Также можно компенсировать уплаченные налоги после продажи ценного имущества — автомобиля, ювелирных изделий, гаражей и прочего, но только если эти вещи находились в собственности более трех лет.
- Профессиональный. Налоговый вычет для ИП на общей системе налогообложения.
Каков размер налогового вычета
Максимальная сумма, с которой можно вернуть деньги, для каждого вида вычета своя. Стоит обратить внимание, что компенсируют не всю сумму трат, а только 13% от установленного лимита. Например, вычет на образование ребенка рассчитывается из суммы 50 000 рублей в год, и даже если потрачено больше, налогоплательщик получит компенсацию в размере 13% от этой суммы, то есть 6 500 рублей.
Если НДФЛ уже уплачен, а право на вычет получено позже, ФНС вернет часть налогов, но только за три года. При этом сумма возврата не может быть больше, чем сумма уплаченных налогов за этот срок.
Стандартные налоговые вычеты
Этим вычетом могут воспользоваться все родители несовершеннолетних детей. Возраст ребенка повышается до 24 лет, если он учится на очном отделении в вузе или проходит срочную службу. Оформить вычет можно, если суммарная зарплата в год меньше 350 000 рублей.
За первого и второго ребенка размер вычета составляет по 1 400 рублей, за третьего ребенка и всех последующих — 3 000 рублей. За ребенка с инвалидностью, каким бы по счету он ни был, размер вычета увеличивается до 12 000 рублей для родителей и усыновителей, до 6 000 — для опекунов, попечителей и приемных родителей.
Пример расчета: у супругов трое детей до 18 лет, старший из которых с инвалидностью. Формула получается такая: (12 000 + 1 400 + 3 000) * 0,13 = 2 132 рубля. Именно на эту сумму уменьшится ставка НДФЛ у каждого из родителей.
Как считать размер налогового вычета для детей от разных браков
Если у обоих супругов есть по ребенку от других браков, то общий ребенок будет считаться третьим. Соответственно, если ребенок лишь у одного из них, то за общего ребенка вычет будет как за второго.
Как оформить стандартный налоговый вычет
Самый простой способ — обратиться в бухгалтерию работодателя со свидетельствами о рождении детей и справками с места учебы или из военкомата. Коллеги пересчитают ставку НДФЛ и будут удерживать из зарплаты меньшую сумму, в зависимости от количества детей.
Также вычет можно получить через ФНС. Нужно онлайн заполнить декларацию 3-НДФЛ и прикрепить к заявлению документы детей — свидетельства о рождении или усыновлении, справки с места учебы или из военкомата. Если окажется, что работодатель неправильно рассчитал налоговый вычет, то в течение месяца налоговая служба компенсирует недостающую сумму.
Социальные налоговые вычеты
Этот вычет оформляется, если деньги были потрачены на лечение, образование, спорт, благотворительность, страхование жизни или добровольное пенсионное страхование.
Максимальная сумма для расчета этого вычета — 120 000 рублей, даже если совокупные траты оказались выше. Это значит, что получится вернуть не больше 15 600 рублей, то есть 13% от лимита.
Вычет на образование
Этот вычет можно получить как за себя, так и за детей, братьев и сестер до 24 лет. За племянников и внуков уже нельзя. Единственный нюанс: в первом случае можно вернуть 13% за заочное, очное или онлайн-образование, а в случае с близкими родственниками — только за очное. Также уменьшается и размер вычета — за образование детей и сиблингов вычет возвращается только с 50 000 рублей, то есть максимальный размер выплаты составит 6 500 рублей.
При этом есть хорошая новость: вычет можно получить как за себя, так и за близкого родственника одновременно. То есть если родитель учится на онлайн-курсах, а его ребенок учится на очном отделении в вузе, то ФНС вернет до 22 100 рублей.
Можно ли оформить вычет за расходы на частные детские сады и школы?
Да, это возможно, и не только за частные. Главное, чтобы у учебного заведения была лицензия на образовательную деятельность. Стоит обратить внимание, что вычет из суммы больше 50 000 рублей оформить не получится. Даже если по факту было потрачено больше.
Для оформления вычета понадобится договор на оказание образовательных услуг, лицензия образовательного учреждения, справка 2-НДФЛ с места работы, чек или платежное поручение, заполненная декларация 3-НДФЛ. Все документы должны быть оформлены на получателя компенсации. Получить вычет можно как онлайн на сайте или в приложении налоговой, так и очно в отделении ФНС.
Вычет на медицину
За все платные медицинские услуги, которые налогоплательщик получает в клиниках с лицензией Росздравнадзора, можно оформить социальный вычет. Сумма та же — 120 000 рублей. Однако ФНС увеличивает этот лимит, если понадобилась дорогостоящая услуга — вот утвержденный список. В этом случае можно вернуть 13% с полной стоимости.
Причем эти услуги можно комбинировать. Например, если на лечение было потрачено 120 000 рублей, то сумма вычета составит 15 600 рублей. К этой сумме прибавится 13% от стоимости дорогостоящей услуги из списка, но только в том случае, если итоговая сумма будет меньше уплаченного в году НДФЛ.
Также вычет можно получить за покупку полиса ДМС и лекарства, если врач оформил рецепт на бланке.
Для оформления понадобится копия договора на оказание медицинских услуг, лицензия клиники или страховой компании, чек об оплате, справка 2-НДФЛ с места работы и заполненная декларация 3-НДФЛ.
Вычет на фитнес и спорт
Этот подвид вычета ввели лишь в 2022 году, поэтому оформить его можно будет по тратам с 1 января этого года. За собственные занятия фитнесом и за спортивные секции детей возвращают 13% от стоимости услуг в рамках лимита 120 000 рублей. Правда, стоит учитывать один нюанс: вычет оформляется, только если организация входит в список Минспорта России. Можно уточнить у фитнес-центра, включен ли он в этот список — как правило, менеджеры об этом знают и готовы предоставить подтверждающие документы.
Вычет можно оформить в налоговой или у работодателя. В последнем случае ставка НДФЛ уменьшается, пока не будет исчерпан размер вычета. Понадобится договор со спортивной организацией и чек об оплате.
Вычет на добровольное пенсионное страхование
Вычет можно получить за взносы в негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Причем платить можно не только за себя, но и за близких родственников — супругу, родителей и детей. Договоров, по которым можно получить вычет, может быть несколько, но все они должны быть оформлены на получателя компенсации.
Для оформления понадобится копия договора или страхового полиса, справка 2-НДФЛ, заполненная декларация 3-НДФЛ, чеки об оплате взносов и документы, которые подтверждают родство, если взносы уплачивались за родственника. Оформить вычет можно как онлайн в приложении или на сайте ФНС, так и очно в отделении налоговой.
Инвестиционные вычеты
Инвестор может получить налоговый вычет в следующих случаях:
- за операции с ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг, если получен доход;
- если внесены личные деньги на индивидуальный инвестиционный счет;
- если получен доход по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
Можно выбрать, как получать вычет. В первом случае получится вернуть 13% от суммы, которую инвестор положил на инвестиционный счет, но есть лимит — не более 52 000 рублей за год. Во втором — не платить налог 13% с заработанной на инвестициях суммы после продажи акций. Правда, договор на ведение ИИС должен быть заключен минимум на три года. Максимальный размер вычета составляет 3 млн рублей.
Например, инвестор внес на ИИС 300 000 рублей, купил акции и валюту. По истечении трех лет на его счету оказалось уже 450 000 рублей. Он вправе выбрать: вернуть 13% от 300 000 рублей, то есть 39 000 рублей, или не платить подоходный налог от 150 000 рублей — 19 500. Понятно, что в этом случае выгоднее первый вариант, однако выбор вида вычета можно делать не сразу, а когда истекут три года. Тогда и станет понятно, что выгоднее.
Частные инвесторы без ИИС также могут оформить налоговый вычет, если ценные бумаги находились в их собственности больше 3 лет. Размер вычета также не больше 3 млн рублей.
10.08.2022 18:55
Имущественные вычеты
Получить имущественный налоговый вычет можно, если:
- вы продали имущество;
- вы продали долю в уставном капитале организации;
- вы купили жилье (дом, квартиру, комнату и др.), в том числе с использованием ипотеки;
- вы построили жилье или купили землю для этих целей, в том числе с использованием ипотеки;
- у вас выкупили имущество для государственных или муниципальных нужд;
- вы уступили право по договору участия в долевом строительстве.
Один из самых популярных типов имущественного вычета у россиян — за покупку жилой недвижимости. Подробнее об этом праве можно прочитать в специальной статье.
07.10.2022 19:30
Сколько ждать налоговый вычет
Принести работодателю заявление на стандартный налоговый вычет можно сразу, как только появилось основание для этого права. Со следующего месяца ставка НДФЛ по зарплате уменьшится.
В остальных случаях заполнить декларацию и подать документы на возврат НДФЛ можно не позднее трех календарных лет. За исключением имущественных — у них нет срока давности. После подачи заявления у налоговой есть три месяца на проверку документов, и если с ними все в порядке, то еще один месяц уйдет на перечисление денег на банковский счет.
Ускорить оформление налогового вычета можно через работодателя. Для этого нужно в отделении налоговой или в личном кабинете на сайте ФНС получить уведомление о праве на вычет. Его оформление занимает 30 дней. Этот документ нужно отнести в бухгалтерию.
Правда, возникает два важных нюанса. Во-первых, получить социальный и имущественный вычет через работодателя можно только в тот год, когда получена услуга или куплена недвижимость. Во-вторых, работодатель просто перестанет удерживать налог и вернет удержанный НДФЛ с начала года. Когда лимит вычета закончится, подоходный налог снова начнут удерживать. За этим должен следить работодатель, а не работник.
20.11.2023 15:30
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t
\n\t\t\t \n\t\t\t\t\u0412\u043e\u0439\u0434\u0438\u0442\u0435\n\t\t\t \n\t\t\t\u0438\u043b\u0438\n\t\t\t \n\t\t\t\t\u0437\u0430\u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0438\u0440\u0443\u0439\u0442\u0435\u0441\u044c.\n\t\t\t \n\t\t \n\t»>’ >
Налоговый вычет – 2023: как получить, какие документы и справки нужны
«Ъ» поможет разобраться, кому положен и как оформить налоговый вычет за лечение, учебу, покупку квартиры, ребенка, фитнес, какие документы нужно получить для заявления на вычет.

Что такое налоговый вычет, за что его получают
Налоговый вычет — это определенная сумма дохода, которая не облагается налогом, или возврат части уже уплаченного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в связи с некоторыми понесенными расходами. Виды этих расходов определены Налоговым кодексом РФ. Получить налоговый вычет может любой гражданин РФ или иностранный гражданин, если он проживает на территории России более 183 дней в году и платит налог с полученного дохода по ставке 13%. Самозанятые не могут получить вычет, поскольку платят налоги меньше — по ставкам 4 и 6%.
Пример! Предположим, вы заработали за год 1 млн руб. и 13% уплатили в виде подоходного налога. В тот же год вы потратили 100 тыс. на обучение ребенка в университете. Эти 100 тыс. вычитаются из дохода, и получается, что налог вы должны были уплатить не 130 тыс., а 13% от 900 тыс., то есть 117 тыс. Переплата составила 13 тыс. руб.— вот их вам и вернут.
По информации ФНС на 1 января 2021 года, за год налоговый вычет запросили 4,9 млн россиян. В общей сложности им вернули около 1,8 млрд руб., один вычет в среднем составляет 376,4 тыс. руб.
Существуют пять видов вычетов по НДФЛ:
- Стандартные (на детей, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, чернобыльцев, «афганцев», Героев СССР и России, имеющих государственные награды);
- Социальные (на благотворительность, обучение, лечение, пенсионные взносы в НПФ, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию);
- Имущественные (продажа, покупка, строительство жилья, приобретение земли);
- Профессиональные (на авторские вознаграждения, доходы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой);
- Инвестиционные (на реализацию ценных бумаг).
Требовать налоговый вычет за конкретный год допустимо одновременно по нескольким категориям, например, получить его сразу за детей, лечение, благотворительность и продажу жилья. Обращаться за вычетом можно в течение трех лет после налогового периода. То есть, например, в 2023 году получится вернуть деньги за 2020, 2021 и 2022 годы.
Вычет за покупку квартиры: документы, порядок действий для получения
Необходимые документы:
- Удостоверение личности (паспорт гражданина РФ). Если налоговая декларация передается в электронном виде, то электронная подпись (ее легко получить в личном кабинете на сайте nalog.ru);
- Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ. Шаблон декларации и инструкции по заполнению есть на сайте ФНС;
- Заявление на возврат налога. Его можно составить при подаче декларации в налоговой инспекции или взять образец с сайта ФНС. В момент написания заявления надо выбрать удобный вариант возврата налогового вычета — разовая выплата за весь год, ежемесячные выплаты или уменьшение налогооблагаемой базы в будущем.
- Бумаги, подтверждающие приобретение жилья или расходы, связанные с ней. Это могут быть договор купли-продажи, акт приема-передачи помещения, кредитный договор, банковская квитанция, чек, расписка;
- Бумаги, подтверждающие право собственности на купленную квартиру. Это может быть выписка из ЕГРН или свидетельство о собственности;
- Документ, подтверждающий уплату НДФЛ за прошлый год (справка по форме 2-НДФЛ, ее получают в бухгалтерии вашей организации);
- Заверенные банком реквизиты, на которые вам будет перечислен возвращенный подоходный налог.
Важно! При подаче в налоговый орган копий бумаг, подтверждающих право на вычет, необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки. Половина всех проблем при получении денег связана с тем, что у потребителя нет каких-либо документов.
При приобретении недвижимости налоговая база для вычета ограничена суммой 2 млн руб. Таким образом, налоговая льгота составляет 260 тыс. руб. Каждый гражданин имеет право на льготу до 2 млн руб. только один раз. Если она была полностью использована при покупке первого жилья, то при приобретении второй недвижимости льгота предоставляться не будет.
Если квартира была приобретена за счет средств работодателя, материнского капитала или бюджета, то вычет забрать нельзя.
Имущественный вычет допустимо использовать для погашения процентов по ипотечному кредиту. В этом случае предел вычета увеличивается с 260 тыс. до 390 тыс. руб.
Под вычет попадает не только сама покупка или строительство, но и отделка квартиры, прокладка коммуникаций и разработка проекта.
Российское налоговое законодательство предполагает три способа получения налогового вычета:
- через налоговую инспекцию;
- через работодателя;
- через личный кабинет налогоплательщика по упрощенной системе.
Первый способ предполагает возврат уплаченного в прошлом налога на банковский счет лица.
При втором варианте налоговый вычет погашается за счет отмены отчислений из заработной платы работника налога на доходы. Какой из них удобнее — решать вам.
При третьем варианте не нужно представлять 3-НДФЛ и подтверждающие документы, право на вычет подтверждается на основании информации ФНС. По информации налоговой, воспользоваться таким способом могут клиенты ВТБ.
Порядок действий:
- Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ).
- Взять справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за год по форме 2-НДФЛ.
- Собрать копии бумаг, подтверждающих право на жилье (см. выше).
- Собрать копии платежных документов (см. выше).
- При приобретении квартиры в совместную собственность собрать копии свидетельства о браке и письменное заявление о договоренности сторон—участников сделки о распределении размера вычета между супругами. Соглашение о распределении вычета не нужно заверять нотариально.
- Представить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями всех документов. В налоговой инспекции вам дадут составить заявление (требуйте два экземпляра, один останется вам) и отправят документы на трехмесячную проверку. Следить за результатом удобно в личном кабинете на сайте ФНС — там появится информация о переплате налога. После этого уже можно ждать поступления денег на счет — не больше месяца.
Вычет за лечение: документы, порядок действий
Общий список необходимых документов:
- Копия паспорта РФ;
- Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ (заполняется налогоплательщиком);
- Справка о доходах по основному месту работы (форма 2-НДФЛ), справки о доходах по совместительству (если есть, выдаются работодателями);
- Заявление в Федеральную налоговую службу с реквизитами (на бланке банка с печатью), на которые будет возвращен налог.
При лечении в стационаре или поликлинике:
- Договор с медицинским учреждением (там должна быть точная уплаченная за лечение сумма) — оригинал и копия;
- Справка из больницы/поликлиники/медицинского центра, подтверждающая оплату по договору (должна содержать номер медицинской карты пациента и его ИНН, а также код категории лечения: «1» — обычное, «2» — дорогостоящее);
- Копия лицензии медицинского учреждения.
При покупке лекарств:
- Оригинал рецепта со штампом «Для налоговых органов», выдается врачом или администрацией медицинского учреждения;
- Чеки, квитанции, платежные поручения в подтверждение оплаты за препараты;
- Если пациент покупал необходимые для лечения дорогостоящие лекарства из-за их отсутствия в медучреждении, об этом должна быть составлена справка в администрации медицинской организации.
При заключении договора добровольного медицинского страхования физлицом:
- Копия договора добровольного страхования;
- Копия лицензии страховой компании;
- Квитанция за оплату страховой премии.
Порядок действий (при обращении к работодателю):
- Написать заявление на получение уведомления от налогового органа о праве на социальный вычет.
- Подготовить копии бумаг, подтверждающих право на вычет (см. выше).
- Подать в налоговый орган по месту жительства заявление на уведомление о праве на социальный вычет.
- По истечении 15-30 дней взять в налоговом органе уведомление о праве на социальный вычет.
- Представить выданное налоговиками уведомление работодателю, оно станет основанием для неудержания НДФЛ из суммы выплачиваемых доходов до конца года.
Вычет на ребенка: документы, порядок действий
Для получения «детского» вычета идти в налоговую не обязательно. Достаточно обратиться в бухгалтерию по месту работы с соответствующим заявлением. Простая процедура делает этот вычет самым популярным среди населения. Обычно за этим вычетом обращаются к работодателю с начала года, но можно забрать его и задним числом через ФНС.
Вычет на ребенка (детей) предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13% и исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 350 тыс. руб. Вычет отменяется с месяца, когда доход сотрудника превысил эту сумму.
На первого и второго ребенка положен вычет 1400 руб.; на третьего и каждого последующего ребенка — 3000 руб. На каждого ребенка-инвалида до 18 лет, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы,— 12 000 руб. родителям и усыновителям (6000 руб.— опекунам и попечителям).
Общий перечень необходимых документов:
- Письменное заявление на имя своего работодателя с просьбой о предоставлении налогового вычета на ребенка (детей);
- Свидетельство о рождении ребенка (или детей). Это касается также усыновленных и удочеренных детей, здесь нужна копия свидетельства об усыновлении (удочерении);
- Справки о детской инвалидности, если ребенок таковым является;
- Справки с места обучения ребенка (при условии получения вычета на ребенка старше 18 лет, обучающегося в учебном заведении на очной форме обучения);
- Свидетельство о браке (если родители не состоят в браке, отказ второго родителя от получения вычета или справка, подтверждающая статус родителя-одиночки).
Порядок действий:
- Написать заявление на стандартный налоговый вычет на ребенка (детей) на имя работодателя.
- Подготовить копии бумаг (см. выше).
- Если сотрудник является единственным родителем, надо дополнить комплект копией документа, подтверждающего этот факт (возможно, свидетельство о смерти второго родителя).
- Если сотрудник является опекуном или попечителем, надо дополнить комплект копией документа об опеке или попечительстве.
- Обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении стандартного налогового вычета и копиями всех бумаг.
Важно! Если налогоплательщик имеет несколько работодателей, то придется выбирать. Если родитель только один, он имеет право на двойной размер вычета. Двойной размер может получать и один из супругов, если второй письменно от вычета откажется. Однако если второй супруг просто не имеет налогооблагаемого дохода, а соответственно, и права на вычет, то тогда первый не может рассчитывать на двойной размер.
Вычет на обучение: документы, порядок действий
В стандартный пакет для оформления налогового вычета за обучение входят:
- Копия паспорта РФ;
- Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
- Справка о доходах по всем местам работы в отчетном году, где работодатель уплачивал за вас подоходный налог (форма 2-НДФЛ), выдается в бухгалтерии организации, где вы работали;
- Копия договора с образовательным учреждением на имя плательщика;
- Копия лицензии образовательной организации, заверенная ее печатью (при наличии сведений о лицензии в договоре прикладывать эту копию не надо);
- Копии квитанций, чеков или других платежек, подтверждающих оплату образовательной услуги;
- Заявление в ФНС с просьбой вернуть сумму налога и реквизитами, куда ее следует перечислить.
Порядок действий:
- Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, в котором была осуществлена оплата обучения.
- Взять справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за год по форме 2-НДФЛ.
- Подготовить копию договора с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг, в котором указаны реквизиты лицензии на осуществление образовательной деятельности. В случае увеличения стоимости обучения — копию документа, подтверждающего рост стоимости, например дополнительное соглашение к договору.
- Подготовить копии платежек, подтверждающих уплаченные средства на обучение (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платежные поручения).
- Представить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями всех собранных бумаг.
Важно! Вычет полагается только при оплате очного обучения. Получится возместить траты на свое обучение, обучение детей, в том числе опекаемых, а также братьев и сестер. А вот на внуков, племянников, супругов — нельзя.
Вычет на фитнес: документы, порядок действий
В стандартный пакет для оформления налогового вычета за спортивные занятия входят:
- Копия паспорта РФ;
- Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
- Копия договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг;
- Кассовые чеки и электронные квитанции в подтверждение оплаты;
- Свидетельство о рождении ребенка (если оформляется вычет по расходам на спортивные занятия детей);
- Заявление в ФНС с просьбой вернуть сумму налога и реквизитами, куда ее следует перечислить.
Российское налоговое законодательство предполагает два способа получения налогового вычета:
- через налоговую инспекцию;
- через работодателя.
Порядок действий через инспекцию:
- Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, в котором была осуществлена оплата фитнеса.
- Взять справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за год по форме 2-НДФЛ.
- Подготовить копию договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг;
- Подготовить копии платежек, подтверждающих уплаченные средства на фитнес (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платежные поручения).
- Представить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями всех собранных бумаг.
Важно! Налоговый вычет на фитнес оформляют начиная с 2023 года. Это значит, что вернуть расходы на спортивные занятия можно не только за 2023, но и за 2022 год. Максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно получить налоговый вычет, составляет 120 тыс. руб.
- Евгений Козичев подписаться отписаться
.jpg)