Чем должны подтверждаться статьи бухгалтерской отчетности составленной за отчетный период
Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.
6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.
Ч. 7.1 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.
7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ)
Ч. 8 ст. 13 (в ред. ФЗ от 28.11.2018 N 444-ФЗ) в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), применяется с 01.01.2020.
8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, внесение исправлений в такую отчетность после ее утверждения не допускается.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.
Чем должны подтверждаться статьи бухгалтерской отчетности составленной за отчетный период
Вопрос теста:
Чем должны подтверждаться статьи бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период?
- Остатками по счетам бухгалтерского учета
- Результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств
- Данными главной книги
- Данными оборотно-сальдовой ведомости
- Результатами расчетов бухгалтера
Внимание!
Зелёным цветом выделен правильный ответ
Если выделено несколько вариантов, значит все они являются верными.
- Остатками по счетам бухгалтерского учета
- Результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств
- Данными главной книги
- Данными оборотно-сальдовой ведомости
- Результатами расчетов бухгалтера
Если у вас в тесте остались нерешённые вопросы, то обязательно воспользуйтесь поиском по нашей базе тестов. С большой долей вероятности они там есть.
Другие тесты по этой теме
Чем должны подтверждаться статьи бухгалтерской отчетности составленной за отчетный период
1. Общие указания
1.1. В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели.
В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации включаются соответствующие дополнительные показатели.
При этом организация имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае организация должна соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.02.96 N 10. В представляемых формах бухгалтерской отчетности организации могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
(п. 1.1 в ред. Приказа Минфина РФ от 21.11.97 N 81н)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Заголовочная часть форм заполняется в следующем порядке:
реквизит «Организация» — указывается полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);
реквизит «Отрасль (вид деятельности)» — указывается вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ);
реквизит «Организационно — правовая форма» — по данной строке указывается организационно — правовая форма организации согласно Классификатору организационно — правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ). При этом в левой половине графы указывается код по КОПФу, а в правой — код собственности по Классификатору форм собственности;
реквизит «Орган управления государственным имуществом» — указывается наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность;
реквизит «Адрес» — указывается полный почтовый адрес организации.
Составление и представление бухгалтерской отчетности производятся в тысячах рублей без десятичных знаков (указывается код по СОЕИ — 0372). Организациям, имеющим существенные объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков (указывается код по СОЕИ — 0373). Субъекты малого предпринимательства, общественные организации (объединения) и иные организации при незначительной сумме активов, учитываемых в бухгалтерском балансе, и во избежание трудностей использования данных бухгалтерской отчетности могут составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в целых рублях.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 20.10.98 N 47н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Реквизит «Контрольная сумма» организацией не заполняется.
1.3. При заполнении форм бухгалтерской отчетности в них должны включаться показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
1.4. Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, изменяющая государственную форму собственности на иную в отчетном году, представляет отчет по типовым формам годовой бухгалтерской отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).
Вновь созданная организация показывает в отчетности средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного года, а для организации, созданной после 1 октября отчетного года (включая 1 октября), — по 31 декабря следующего года включительно (указанный порядок не распространяется на организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) организаций, их структурных подразделений).
(в ред. Приказа Минфина РФ от 21.11.97 N 81н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организация, передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.
1.5. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых результатов в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
1.6. В бухгалтерской отчетности организации должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных актов.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 03.02.97 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.7. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления.
1.8. Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке. Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.
В случаях установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в результате отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления затрат на производство, допущенного в результате того, что распределение отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их учетной (плановой) себестоимости (транспортно — заготовительных расходов) было искажено, а также допущено излишнее отражение затрат, относящихся к прошлому отчетному году, производятся записями по дебету счетов учета ценностей в корреспонденции со счетом «Прибыли и убытки».
В тех случаях, когда в затраты на производство продукции включены расходы, подлежащие отнесению в соответствии с действующим законодательством на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, либо другие источники или излишне начислены амортизационные отчисления, исправления осуществляются путем уменьшения соответствующего источника на сумму указанных расходов (отчислений) в корреспонденции с кредитом счета «Прибыли и убытки».
1.9. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде.
1.10. При составлении и представлении годовой бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170, Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 с учетом изменений, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 1994 г. N 173, Приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», настоящей Инструкцией, а также указаниями соответствующих федеральных органов исполнительной власти в связи с особенностями формирования бухгалтерской отчетности страховыми и инвестиционными организациями.
1.11. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Особенности составления и сдачи бухгалтерской отчетности за 2020 г.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности за 2020 г. необходимо учитывать вступившие в силу начиная с этой отчетности изменения в бухгалтерском законодательстве, а также особенности осуществления и отражения в учете и отчетности некоторых операций, обусловленных пандемией. Расскажем, на какие моменты стоит обратить особое внимание.
При подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г. следует учитывать рекомендации аудиторам, приведенные в приложении к письму Минфина России от 29.12.2020 № 07-04-09/115445 (далее — Рекомендации).
Порядок сдачи отчетности
Частью 3 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) установлено, что в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИРБО) компании обязаны представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту их нахождения. Сделать это нужно не позднее трех месяцев со дня окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Закона о бухучете), то есть не позднее 31 марта 2021 г.
Бухгалтерская отчетность представляется налоговикам в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Если отчетность за 2020 г. подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней передается в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2021 г. (ч. 5 ст. 18 Закона о бухучете).
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@. Подробнее об этом порядке см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 50, 2019.
Обращаем внимание, что требование о представлении обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности за 2020 г. исключительно в виде электронного документа распространяется и на малые предприятия. Напомним, что представители малого бизнеса согласно подп. 1 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ могли сдавать обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. на бумажном носителе. В этом году у них такого права нет. Отчетность на бумаге налоговые органы принимать больше не будут (информация ФНС России от 15 января 2021 г., письмо Минфина России № 07-04-07/110599, ФНС России № ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020).
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о бухучете от представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности освобождены:
- организации бюджетной сферы;
- Банк России;
- религиозные организации;
- организации, представляющие бухгалтерскую отчетность в Банк России;
- организации, бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;
- организации в случаях, установленных Правительством РФ.
В Рекомендациях специалисты финансового ведомства пояснили, что случаи, о которых идет речь в последней строке вышеприведенного списка, определены постановлением Правительства РФ от 22.01.2020 № 35. Из этого документа следует, что от представления обязательного экземпляра освобождены компании, включенные в перечень резидентов, в отношении которых были введены иностранные санкции.
Отметим, что компании, освобожденные от представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности для ГИРБО, все равно должны сдать бухгалтерскую отчетность не позднее 31 марта 2021 г. в налоговый орган (подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ), а также в орган государственной статистики по месту своей регистрации (ч. 7 ст. 18 Закона о бухучете). Данная отчетность не подлежит включению в ГИРБО, и пользователи этого ресурса не будут иметь доступ к указанной отчетности (информационное сообщение Минфина России от 30.01.2020 № ИС-учет-22).
Изменения в стандартах бухучета и в формах отчетности
При составлении бухгалтерской отчетности за 2020 г. нужно учитывать изменения в ряде ПБУ, которые вступили в силу в 2020 г. Речь идет о поправках в:
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (внесены приказом Минфина России от 07.02.2020 № 18н, подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 11, 2020);
- ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (внесены приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н, подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 06, 2019);
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (внесены приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н, подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 25, 2019);
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (внесены приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 01, 2019);
- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (внесены приказом Минфина России от 07.02.2020 № 19н, подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 11, 2020).
Бухгалтерская отчетность за 2020 г. составляется по тем же формам, что и отчетность за 2019 г. Исключение — отчет о финансовых результатах. Начиная с отчетности за 2020 г. применяется его обновленная форма с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. В ней появились новые строки 2410 «Налог на прибыль» (служит для отражения расхода (дохода) по налогу на прибыль), 2412 «Отложенный налог на прибыль» и 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода».
Данные изменения связаны с поправками в ПБУ 18/02, внесенными приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, которые компании обязаны применять начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г.
Проведение инвентаризации
Перед составлением бухгалтерской отчетности обязательно должна быть проведена инвентаризация в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Согласно п. 38 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
В 2020 г. из-за введения ограничительных мер в связи с коронавирусом у компании могут возникнуть трудности с проведением инвентаризации. В этом случае специалисты финансового ведомства считают допустимым применение в отношении отдельных видов активов альтернативных способов выявления фактического наличия соответствующих объектов, обеспечивающих достоверное и полное представление в бухгалтерской отчетности информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (письмо Минфина России от 23.11.2020 № 07-01-09/101877).
По мнению финансистов, нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, в частности Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, не содержат положений, препятствующих применению современных средств выявления фактического наличия имущества. В частности, при введении ограничений в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленных на защиту населения, инвентаризация на время особых условий может проводиться с помощью средств видео- и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции (письмо Минфина России от 08.10.2020 № 02-07-05/88028). Проведение инвентаризации имущества путем видео- и фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению целей инвентаризации (письмо Минфина России от 23.12.2016 № 02-07-10/77499).
Учет мер финансовой поддержки компаний
В условиях принятия ограничительных мер компаниям особо пострадавших отраслей (по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434) предоставлялась государственная помощь в виде субсидий, бюджетных кредитов и т.д.
В Рекомендациях специалисты финансового ведомства разъяснили, что полученные таким образом средства должны учитываться в соответствии с положениями ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
В информации № ПЗ-14/2020 Минфин России указал, что в соответствии с ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Принятые к учету бюджетные средства отражаются как возникновение целевого финансирования.
Списание бюджетных средств на финансирование текущих расходов производится в периоды признания соответствующих расходов. Субсидия, предоставленная на финансирование расходов, понесенных компанией в прошлых отчетных периодах, относится на увеличение финансового результата организации. Если на момент получения бюджетных средств часть расходов еще не производилась, то неиспользованная сумма бюджетных средств учитывается на счете 86 «Целевое финансирование» до осуществления соответствующих расходов.
Субсидия, которая используется для финансирования капитальных затрат, при вводе в эксплуатацию созданных (приобретенных) с ее помощью внеоборотных активов списывается со счета 86 «Целевое финансирование» на счет 98 «Доходы будущих периодов». В последующем она относится на финансовые результаты по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования созданных (приобретенных) объектов.
Кредиты на возобновление деятельности
В 2020 г. компании из пострадавших отраслей, а также социально-ориентированные НКО могли оформить в период с 1 июня по 1 ноября 2020 г. кредит на возобновление деятельности по льготной ставке с возможностью в дальнейшем списать долг вместе с процентами. Правила выдачи такого кредита утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696.
В Рекомендациях Минфин России разъяснил, что организация-заемщик формирует в бухгалтерском учете и раскрывает в бухгалтерской отчетности информацию об обязательствах по полученному ею кредиту и расходах, связанных с выполнением этого обязательства, в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». А доходы организации-заемщика, связанные со списанием задолженности по кредитному договору, признаются в бухгалтерском учете в порядке, установленном ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Как видите, финансисты ограничились лишь отсылкой к положениям ПБУ и не дали каких-либо конкретных указаний по учету операций, связанных с получением кредита на возобновление деятельности. Между тем вопрос с отражением этих операций в бухучете является спорным. В экспертном сообществе рассматриваются два варианта.
Первый вариант основан на следующем. Согласно п. 3 ПБУ 15/2008 расходами по кредиту признаются проценты, причитающиеся к уплате кредитору. В пункте 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» перечислены условия, при соблюдении которых расходы признаются в бухгалтерском учете. Одним из них является уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. А такая уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. При получении кредита на возобновление деятельности у компании есть неопределенность в отношении уплаты процентов, начисляемых банком. Ведь беря такой кредит, она рассчитывает, что обязанность по уплате процентов у нее не возникнет. Поэтому компания до момента появления такой обязанности проводки по начислению процентов не делает. И если компания выполнила необходимые условия для списания банком кредита вместе с процентами, сумма кредита, зачисленная при получении на счет 66, списывается проводкой:
Дебет 66 Кредит 91.
При втором варианте учета исходят из того, что в базовый период и период наблюдения банк начисляет проценты, причитающиеся ему к уплате (ведь достоверно не известно, выполнит компания необходимые условия для списания процентов или нет). Соответственно, такие проценты согласно п. 3 ПБУ 15/2008 отражаются в учете как расходы по кредиту. Если у компании так и не возникнет обязанность по уплате начисленных процентов, они вместе с суммой кредита признаются в составе прочих доходов. При этом варианте в учете оформляются проводки:
Дебет 51 Кредит 66
— получен кредит на возобновление деятельности;
Дебет 91 Кредит 66
— ежемесячное начисление процентов;
Дебет 66 Кредит 91
— списание долга по кредитному договору вместе с процентами.
Учет нематериальных активов
НМА, принадлежащие нескольким лицам
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации может принадлежать нескольким лицам совместно. В этом случае каждый из правообладателей вправе использовать такой результат или средство индивидуализации по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное (п. 2, 3 ст. 1229 ГК РФ).
В Рекомендациях специалисты финансового ведомства указали, что организация, которой совместно с другими лицами принадлежат права на результат интеллектуальной деятельности, возникающие из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, признает объект НМА при единовременном выполнении условий, указанных в п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Такое признание производится независимо от порядка бухгалтерского учета этого объекта у других лиц. Первоначальная стоимость признанного объекта НМА определяется в порядке, установленном ПБУ 14/2007.
Напомним, что в первоначальную стоимость НМА включаются все затраты, связанные с приобретением или созданием НМА, а также обеспечением условий для использования актива в запланированных целях (п. 7 ПБУ 14/2007).
Условия переоценки НМА
Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных НМА по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка таких активов (п. 17 ПБУ 14/2007).
Федеральные стандарты бухгалтерского учета не содержат определение активного рынка. В связи с этим Минфин России в Рекомендациях указал, что, исходя из ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», признаки наличия или отсутствия активного рынка конкретного вида НМА определяются организацией самостоятельно на основании допущений и требований, приведенных в п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, используя в первую очередь МСФО. Так, в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» сказано, что активным является рынок, на котором сделки в отношении определенного актива или обязательства осуществляются с достаточной частотой и в достаточном объеме, чтобы обеспечивать информацию о ценах на постоянной основе. Следует учитывать, что согласно МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» наличие активного рынка исключается, если речь идет о торговых марках, титульных данных газет, правах на выпуск музыкальных альбомов и кинофильмов, патентах или товарных знаках.
Из сказанного финансистами следует, что переоценивать НМА можно только при наличии активного рынка таких активов. А торговые марки, патенты и товарные знаки переоценке не подлежат в связи с отсутствием их активного рынка.
Изменение способа определения текущего налога на прибыль
Пунктом 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» установлено, что организация может использовать следующие способы определения величины текущего налога на прибыль:
- на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете;
- на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.
Выбранный способ закрепляется в учетной политике.
Организация может принять решение об изменении учетной политики в отношении применяемого способа определения текущего налога на прибыль. В Рекомендациях финансисты разъяснили, что в этом случае последствия такого изменения отражаются в разделе 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» отчета об изменениях капитала.
Формирование учетной политики дочерними обществами
Компания, имеющая дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами (ч. 14 ст. 21 Закона о бухучете).
Пунктом 5.1 ПБУ 1/2008 определено, что если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов. Согласно положениям п. 7 ПБУ 1/2008 организация, которая раскрывает составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность, при формировании учетной политики может руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО. В связи с этим до 2020 г. дочернее общество могло выбирать способы ведения бухгалтерского учета исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества, разработанных с учетом МСФО, только если дочернее общество раскрывало составленную по МСФО финансовую отчетность.
В 2020 г. вступили в силу изменения в ПБУ 1/2008, внесенные приказом Минфина России от 07.02.2020 № 18н. Согласно им дочерние общества выбирают способы ведения бухгалтерского учета исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества, разработанных с учетом МСФО, вне зависимости от того, раскрывают они свою финансовую отчетность, составленную по МСФО, или нет.
Вознаграждение членам совета директоров и членам ревизионной комиссии
По решению общего собрания акционеров (участников) членам совета директоров (наблюдательного совета), членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения.
Для компании такие выплаты являются расходом, поскольку они приводят к уменьшению экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств). В связи с этим финансисты в Рекомендациях разъяснили, что вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) и членам ревизионной комиссии на основании принятых в установленном порядке решений признаются расходами организации в порядке, предусмотренном ПБУ 10/99 «Расходы организации».
На наш взгляд, данные выплаты должны относиться к прочим расходам, поскольку не связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99):
Дебет 91-2 Кредит 76
— принято решение о выплате вознаграждения;
Дебет 76 Кредит 51 (50)
— вознаграждение выплачено.