Свобода экономической деятельности
Экономическая свобода понятие не однозначное, так как в каждой стране или государстве она означает что-то свое, преимущественно не схожее с другими государствами.
Экономическая свобода напрямую зависит от законодательства страны, причем не только экономического, но и политического и оциального.
В каждом государстве законодательство свое, соответственно, и свобода везде трактуется по своему.
Экономическая свобода формируется государством, преследуя различные цели и решая самые разные задачи.
Все признаки и принципы экономической свободы отвечают общему поведения внутри рыночной системы, которая действует внутри государства. Экономическая свобода в целом характеризует рыночные и экономические отношения, также надо заметить, что они могут меняться в зависимости от изменения экономической системы.
Статья: Свобода экономической деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Экономическая свобода граждан в каждой стране должна защищаться, а также должны существовать органы, способные отстаивать интересы людей в вопросах экономики и финансов.
На защиту граждан в вопросах экономической свободы встают множество государственных органов в самых разнообразных областях экономики.
На сегодняшний день собственность является основным локомотивом экономических отношений, а все потому, что в современных рыночных отношениях частная собственность – это свободное экономическое явление, то есть каждый гражданин нашей страны имеет полное право приобретать и распоряжаться своим имуществом, что не ограничивает его свободу.
Замечание 1
Экономическая свобода собственности – это важный шаг экономической политики нашего государства, он смог сформировать новые тенденции в развитии экономических и производственных отношений, дав возможность развиваться рынку и отдельно взятому гражданину.
Начинай год правильно
Выигрывай призы на сумму 400 000 ₽
Также экономическая свобода способствует формированию благоприятной экономической атмосферы на рынке, улучшает экономику страны. Она позволяет гражданам самостоятельно повышать свой комфорт и уровень жизни внутри государства, так как каждый сам может регулировать и пополнять свои финансы.
Основные понятия экономической свободы
Термин «свобода» понятен почти каждому из нас, причем, каждый понимает ее по — своему. Все более сложно обстоит дело с понятие «экономической свободы», так как этот термин носит уже более профессиональный характер и доступен для понимания не каждому гражданину общества.
Определение 1
Экономическая свобода – это форма ведения экономической деятельности, при которой предприниматель или хозяйствующий субъект может самостоятельно (полно или частично) выбирать форму собственности, направления деятельности и т.д.
Экономическая свобода в разных странах, а также в разные времена была различна. Какие — то времена давали большую свободу (например, современная демократия в России или других демократических странах), другие меньшую свободу (например, времена СССР или царские времена).
От экономической свободы зависит в целом развитие экономического сектора в стране. Если предприниматель может самостоятельно, беспрепятственно выбирать форму собственности, сам выбирать форму ведения налогового и бухгалтерского учета, не ограничен в выборе торговых направлений и т.д., то это будет положительным образом влиять на его личную и общую экономическую обстановку на рынке той или иной страны.
Теории экономической свободы
О важности экономической свободы упоминал в своих учениях и трактах Адам Смитт, который говорил, что именно свобода экономической деятельности дает возможность процветания благополучия страны и народа, где важными условиями для этого становятся:
- Правильное и логичное законодательство страны;
- Грамотная и продуманная налоговая система, которая не обременяет налогами «бедное» население страны;
- Правильные основополагающие компоненты свободной хозяйственной деятельности участников экономических отношений.
Эти три основных правила положены в основу грамотного благополучного построения экономики страны, где жители будут иметь возможности на процветание и комфортное существование.
Свобода экономической деятельности: сущность
Под свободой экономической деятельности чаще всего подразумевают свободу предпринимательской деятельности, что в частности означает, что предприниматель вправе сам выбирать:
- Что ему производить (товар и направление товарной политики и товарного ассортимента);
- Где и как торговать, то есть стационарное место торговли или передвижное или без офиса (удаленно через интернет);
- Как вести сберегательные или накопительные вклады, предприниматель выбирает для себя сам форму и способы накопления в бизнесе, через общую систему вкладов или самостоятельную;
- Как и во что инвестировать капитал и накопленные деньги или активы. В данном случае предприниматель самостоятельно решает и выбирает пути развития бизнеса, куда вкладывать капитал (в развитие бизнеса или в новое направление деятельности и т.д.);
- Как вести внешнеторговую деятельность. Единственное, в данном случае законодательство имеет четкие ограничения, но право выбора и принятия решения остается за предпринимателем и т.д.
На сегодняшний день развитие предпринимательской деятельности напрямую зависит от господствующих на рынке экономических отношений, чем они эффективнее, тем эффективнее предпринимательство.
Определение 2
Эффективная рыночная экономика – это такой тип рынка, при котором предприниматель имеет полную свободу выбора в производстве товара и его обслуживания, а покупатель, в свою очередь, имеет полное право выбора и покупки этого товара на данном рынке.
В условиях эффективного рынка предпринимательская деятельность начинает активно развиваться и «двигаться вперед», что дает несомненные преимущества не только самому предпринимателю, но и потребителю данных товаров и услуг, а также развитию здоровых конкурентных отношений на рынке.
Таким образом, свобода экономической деятельности – это хороший способ развития рыночной структуры и экономических отношений внутри нее. Данная свобода позволяет наладить предпринимательскую деятельность, оздоровить ее и сделать более эффективной.
СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ
Гарантия свободы экономической деятельности закреплена в статье 8 Конституции Российской Федерации наряду с гарантией единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и поддержки конкуренции[1]. Причем следует отметить, что существует неразрывная системная связь всех указанных элементов между собой, их взаимное влияние друг на друга. В частности достижение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов невозможно в случае, когда законодательными и подзаконными актами не обеспечено единое экономическое пространство и не созданы условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Одновременно с этим, реализация одним из участников правоотношений своего права на свободу экономической деятельности наталкивается на точно такое же право другого субъекта или группы лиц (что как раз и является конкуренцией, в широком ее понимании), в связи, с чем требуется формирование на уровне государства соответствующих правовых норм (помимо сформировавшихся обычаев делового оборота) регулирующих правила осуществления экономической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации, закрепление конкретных административно-правовых механизмов поддержки конкуренции, включая такой механизм как ее защита[8].
Статья 34 Конституции Российской Федерации также закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, одновременно с этим вводя запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[1].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятия предпринимательская деятельность и экономическая деятельность соотносятся как частное с общим. При этом если понятие предпринимательская деятельность находит свое закрепление в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг[4], то, несмотря на широкое использование в правоприменительной практике, законодательное закрепление понятия «экономическая деятельность» фактически отсутствует.
В рамках Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) в 1993 году, еще до принятия Конституции Российской Федерации, Госстандарт России применяет использованную Статистической комиссией ООН во введении к третьему (1989г.) пересмотренному варианту Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК) и определяет ее как «…сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг».[6]
Указанная дефиниция имеет существенный недостаток, поскольку исходя из ее буквального толкования, под экономической деятельностью понимается именно процесс создания конкретных товаров (продукции) и услуг. Если с услугой все более или менее понятно, так как процесс создания (оказания) услуги и процесс ее реализации потребителю совпадают во времени и пространстве, то процесс создания конкретных товаров (продукции) и процесс их реализации потребителю (пусть даже оптовому) два совершенно разных во времени, а в большинстве случаев и в пространстве, процесса (и это не говоря уже о тех случаях, когда такой товар (продукция) создаются не для целей дальнейшей реализации потребителю.
В обновленном третьем пересмотренном варианте МСОК (вариант 3.1, 2002 г.) данная незначительно измененная дефиниция была уже закреплена не в целом за экономической деятельностью, а только за «производительной экономической деятельностью» (пункт 20 МСОК вариант 3.1)[3]. Из четвертого пересмотренного варианта МСОК (2009 г.) данная дефиниция была вообще удалена без закрепления какой-либо альтернативы[2].
В настоящий момент ОК 004-93 утратил силу в результате введения в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014), в котором закреплено следующее: «экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг)»[5].
Однако и в данном подзаконном акте отсутствует указание на то, что процесс реализации произведенной (выпущенной) продукции является составной частью экономической деятельности.
Из указанного определения можно выделить три элемента: затраты на производство товаров (работ или услуг) и непосредственно процесс производства товаров (выполнения работ и оказания услуг), а также такая цель как производство продукции (предоставление услуг). Если первые два элемента бесспорны, то последний элемент (цель экономической деятельности) является крайне сомнительным, так как с точки зрения ОК 029-2014 буквально получается, что субъект экономической деятельности несет затраты (поскольку в результате использования ресурсов неминуемо возникают затраты) на производственный процесс с целью выпуска продукции, а не с целью получения материальной выгоды (прибыли). Иными словами производственный процесс ради процесса.
Обобщенное исследование понятия экономической деятельности и его соотношения со смежными категориями сделано И.В. Ершовой, которая подтверждает наличие проблематики, связанной с отсутствием легального определения для его использования в правоприменительной практике и формулирует экономическую деятельность «как воспроизводственную деятельность, объединяющую такие стадии как производство, распределение, обмен и потребление»[7].
В общефилософском смысле под деятельностью стоит понимать любую активность человека, которая имеет какой-то смысл, т.е. в результате которой удовлетворяются какие-либо потребности и достигаются поставленные цели. В этом случае можно выделить три базовых элемента этой деятельности: субъект (сам человек, объединение, осуществляющие действие), объект (окружающая действительность, на которую он воздействует) и полезный результат (решенная задача, удовлетворенная потребность, достигнутая цель). Однако, только этих элементов для конкретной деятельности явно не достаточно: необходимы условия (и/или соответствующие ресурсы), чтобы конкретная деятельность стала возможной, с одной стороны, и приводила к достижению результата, с другой стороны. С точки зрения правовой науки любая деятельность должна иметь следующие обязательные юридические признаки:
— наличие установленных государством правил (правовых норм) поведения субъектов в ходе выполнения активных действий (деятельность, не урегулированная нормами права, либо не имеющая признаков внешнего проявления, тоже существует, но она не является объектом изучения правовой науки);
— правовой статус субъекта (наличие у него правоспособности, дееспособности и деликтоспособности);
— описание сути выполняемых действий, взаимосвязанных процессов;
— общественно полезные цели осуществления деятельности.
Применительно к экономической деятельности, как разновидности человеческой активности, можно выделить характеризующие эту деятельность юридические признаки. Так экономическая деятельность:
— основана на правовых нормах и обычаях делового оборота;
— осуществляется хозяйствующими субъектами (то есть лицами, обладающими законодательно закрепленным правовым статусом);
— которые в ходе производства, распределения и реализации товаров (работ, услуг) используют свои способности и доступные ресурсы;
— с целью получения экономической выгоды.
С учетом указанных юридических признаков представляется целесообразным сформулировать следующее общее определение понятия «экономической деятельность» – это основанный на правовых нормах и обычаях делового оборота процесс использования хозяйствующими субъектами своих способностей и доступных ресурсов, в ходе которого осуществляется производство, распределение и реализация товаров (работ, услуг) с целью получения экономической выгоды.
В заключении следует еще раз отметить, что легальное закрепление понятия «экономическая деятельность» имеет важное методологическое и правоприменительное значение для формирования правовой основы административно-правового регулирования общественных отношений, неразрывно связанных с данным понятием. В противном случае, наличие закрепленных в нормативных правовых актах таких понятий, как предпринимательская деятельность, инвестиционная деятельность и других, которые по своей сути выступают видом экономической деятельности, будет каждый раз приводить к поиску вариантов толкования базового понятия для целей правоприменения.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.4398.
2. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК). Четвертый пересмотренный вариант // https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_4rev4r.pdf
3. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК). Пересмотренный вариант 3.1 // https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm_4rev3_1r.pdf
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301.
5. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ред. от 27.09.2019) / утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст.
6. ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг / утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 // М.: ИПК Издательства стандартов, 1996.
7. Ершова И.В. Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями // Теоретические проблемы отраслей права. № 9. 2016.
8. Отечественный и зарубежный опыт защиты и поддержки конкуренции (монография) / А.Д. Байдаров – Пенза. Изд-во ПГУ, 2017.
Защита конкуренции и свободы экономической деятельности: конституционно-правовой анализ
Формирование рыночной экономики, конкурентного рынка невозможно без развития и поддержки конкурентных отношений и ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Страницы в журнале: 34-39
И.В. Евтушенко,
аспирант кафедры административного и международного права Юридического института Белгородского государственного университета Россия, Белгород 77712@live.ru
Формирование рыночной экономики, конкурентного рынка невозможно без развития и поддержки конкурентных отношений и ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под антимонопольным правом при этом следует понимать комплексную отрасль права, регулирующую общественные отношения в области правового регулирования монополистической деятельности с целью пресечения фактов искусственного ограничения конкуренции, недопущения недобросовестной конкуренции и направленную на создание правовых условий для развития и функционирования рынков товаров и услуг.
По мнению автора, обеспечение конституционно-правовых гарантий деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ должно быть достигнуто посредством ее переподчинения и вывода из юрисдикции Правительства РФ. Учитывая статус Президента как гаранта Конституции РФ, автор считает целесообразным подчинить ФАС России непосредственно главе государства, так как именно он должен осуществлять руководство основными направлениями деятельности государства в части обеспечения экономических гарантий Конституции.
Ключевые слова: рыночная экономика, свобода конкуренции, антимонопольное право, антимонопольный контроль, Федеральная антимонопольная служба.
Экономические субъекты всегда тяготеют к установлению монополии или олигополии на рынках товаров, работ, услуг. Это позволяет им максимизировать прибыль и сделать развитие рынка более предсказуемым. Главная задача государства в данном случае — поддержка здоровой конкуренции и недопущение монополизации как рынка в целом, так и отдельных направлений его функционирования, что позволит обеспечить эффективность рынка и, соответственно, социальное благополучие всего общества.
Формирование свободной конкуренции является важнейшим условием свободы экономической деятельности. Принцип обеспечения свободной конкуренции является одним из важнейших принципов рыночной экономики, которая в настоящий момент объективно является основой всей экономической системы Российской Федерации. Формирование рыночной экономики, конкурентного рынка невозможно без развития и поддержки конкурентных отношений и ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Основанием властно-публичной деятельности, направленной на поддержку и защиту конкуренции, является реализация определенного социального блага. Реализуемое благо характеризуется, прежде всего, материальной пользой, выгодой хозяйствующих субъектов и потребителей от справедливого, эффективного и оптимального рыночного баланса. Конкуренция на товарном рынке ведет к наилучшему обеспечению интересов общества в целом. В числе методов честной конкуренции за проникновение на новые рынки, за привлечение внимания покупателей к новым товарам — снижение цены и повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг.
Конкурентоспособность товаров, достигаемая в процессе совершенствования рынка, характеризуется способностью товаров отвечать запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Известно также, что наличие конкуренции ведет к справедливому ценообразованию [5, с. 111].
Экономической основой свободного развития и обеспечения достойной жизни общества выступают конституционно-экономические гарантии, при этом «…конституционным критерием соотношения между свободой экономической деятельности и обязанностью государства установить правовые основы единого рынка служат конституционные принципы, в силу которых Российская Федерация является правовым государством с социально ориентированной рыночной экономикой» [1].
В данном случае нормы статей 8 и 34 Конституции РФ выступают элементами диалектически выстроенной системы, направленной на обеспечение комфортной конкурентной среды и экономической свободы.
Одной из экономических составляющих конституционно-правовых принципов является реализация гарантий единства экономического пространства. Единство экономического пространства — не только важный элемент рыночного функционирования, но и составляющая экономической целостности государства федеративного типа, поскольку именно экономические связи между отдельными регионами выступают наиболее прочным связующим элементом внутригосударственного устройства. С помощью экономической интеграции государство способно добиваться лучших экономических результатов и более устойчивого экономического роста для всех его регионов. Создание же отдельных региональных рынков, изолированных друг от друга, создаст предпосылки к их монополизации, будет способствовать экономическим потерям, тормозить экономический рост не только отдельного региона, но и страны в целом.
Единство экономического пространства подразумевает возможность для хозяйствующих субъектов осуществлять экономическую деятельность на всей территории России по единым правилам. Однако экономические субъекты вправе самостоятельно определить масштаб своей деятельности, так, в частности, они вправе осуществлять экономическую деятельность на территории конкретного муниципального образования или субъекта, что, в частности, способствует (не исключает) развитию трансрегионального рынка.
В целях создания и поддержания единства экономического пространства страны в Конституции РФ содержится норма, согласно которой в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ). Данная правовая норма также обеспечивает проведение «…единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона» [2].
Статья 74 Конституции РФ устанавливает, что на «…территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч. 1), а «…ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (ч. 2).
Следующим элементом конституционно-экономического устройства является гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Данный элемент правовой системы Российской Федерации является важной составной частью принципа единства экономического пространства и законодательно закрепляет запрет для властей любого уровня ограничивать свободное движение товаров, услуг и капиталов.
Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств подразумевает свободный оборот на всей территории России как объектов материального мира (товаров), так и нематериальных (услуг). Кроме того, не может быть ограничено перемещение финансовых средств, к которым, помимо непосредственно валюты Российской Федерации, следует отнести иностранную валюту и различные финансовые инструменты, как то векселя, чеки, иные ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.
Конституционно-правовая форма экономического развития предполагает, что конкуренция является той характерной чертой, которая способствует глобальному развитию общества и государства. Конкуренция в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) представляет собой «…соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Благоприятная конкурентная среда является условием для эффективного функционирования товарного рынка, что также способствует свободе экономической деятельности. Стоит отметить, что рыночная конкуренция сопутствует удовлетворению материальных и нематериальных потребностей человека, в частности, создает условия для достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).
Одним из условий свободы экономической деятельности при конкурентной борьбе является именно отсутствие препятствий для выхода на рынок. По своей сути, настоящая свобода экономической деятельности является обеспечительным правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
В то же время свобода экономической деятельности есть не что иное, как свобода приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав. Свобода определяет масштаб рыночной конкуренции (в рамках одного региона, в рамках страны в целом, транснациональная деятельность), а также возможность в любое время прекратить такую деятельность.
Свобода экономической деятельности не может быть абсолютной и ничем не ограниченной. Как правило, ее границы определяются федеральными законодательными актами. Соответствующие ограничения необходимы «…в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Целью конституционных ограничений экономической свободы является также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Конституционные положения, обязывая государство поддерживать конкуренцию, предполагают создание условий для эффективного функционирования рынков, связанных с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, противодействием недопущению, ограничению, устранению конкуренции со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций [3].
Реализация конституционно-экономических целей по созданию условий для эффективного функционирования товарного рынка и его последующей защиты во многом достигается средствами отраслевого законодательства. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с поддержкой и защитой конкуренции, имеет межотраслевой характер.
В этой связи под антимонопольным правом следует понимать комплексную отрасль права, регулирующую общественные отношения в области правового регулирования монополистической деятельности с целью пресечения фактов искусственного ограничения конкуренции и недопущения недобросовестной конкуренции и направленную на создание правовых условий для развития и функционирования рынков товаров и услуг.
Правовым «ядром» отрасли являются положения Закона № 135-ФЗ. Поставленные в нем задачи достигаются путем законодательного закрепления ряда административно-правовых элементов, сформулированных в виде запретов и предписаний, адресованных субъектам, осуществляющим экономическую деятельность, а также субъектам государственно-административного аппарата, органам местного самоуправления и иным осуществляющим властно-распорядительные полномочия органам и организациям.
Соответствующие задачи на федеральном уровне возложены на уполномоченный орган, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, — Федеральную антимонопольную службу РФ. Она является органом, осуществляющим вышеназванные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [4].
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» ФАС России подчиняется Правительству РФ, ее глава назначается и освобождается от должности непосредственно Правительством РФ.
В то же время уровень поставленных перед службой задач и проблемы, которые ей приходится решать, позволяют сделать вывод о необходимости повышения ее статуса, что будет отвечать выстроенной конституционно-правовой конструкции государственного управления и окажет влияние на реализацию ряда экономических гарантий.
Статус ФАС России должен стать настолько высоким в иерархии органов государственной власти, насколько это возможно, поскольку в условиях поступательного развития современной экономической модели российского общества защита конкуренции приобретает для России все большее значение [7].
При реализации мер по повышению статуса ФАС России до уровня «мегарегулятора» стоит учесть содержание и объем функций и полномочий ФАС России, которые, наряду с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, включают также вопросы выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования отношений в сфере конкуренции и монополии. Естественно, что такое нормативно-правовое регулирование осуществляется в ограниченных рамках, предоставленных законодательством и актами вышестоящих органов исполнительной власти, прежде всего, Правительства РФ. Отметим, что в некоторых сферах конкурентного регулирования нормативную правовую базу деятельности антимонопольного органа могут разрабатывать отдельные федеральные министерства, если к их компетенции отнесена государственная политика и нормативно-правовое регулирование в той сфере, которая затрагивает определенные конкурентные аспекты [6, с. 213—214].
Так, например, Министерство экономического развития РФ среди прочего осуществляет функцию выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Поэтому данное министерство издает предусмотренные законодательством о размещении заказов нормативные правовые акты, определяющие регулирование процедур размещения публичных заказов, а также контрольно-надзорную деятельность антимонопольного органа в данной области и т. д.
В то же время правовой статус антимонопольного органа как специализированного контролирующего органа в сфере размещения государственных и муниципальных заказов определяется Правительством РФ, которое в отношении ФАС России и других непосредственно подчиненных ему служб и агентств фактически выполняет функцию головного министерства, наряду с прочими своими функциями и полномочиями, свойственными только Правительству РФ как высшему органу исполнительной власти.
Ввиду вышеуказанного считаем целесообразным обособить контрольно-надзорную деятельность в области защиты конкуренции и противодействия монополизации рынка от формирования государственной политики в сфере конкуренции и монополии путем распределения этих функций между не зависящими друг от друга органами. Отнесение к полномочиям ФАС России исключительных функций антимонопольного контроля и борьбы с недобросовестной конкуренцией и оставление за Правительством РФ полномочий по развитию и укреплению конкуренции стало бы эффективным механизмом в обеспечении условий реализации экономической доктрины Конституции РФ.
В силу указанных причин обеспечение конституционно-правовых гарантий деятельности ФАС России должно быть достигнуто посредством ее переподчинения и вывода из юрисдикции Правительства РФ. Такие меры обеспечат ей автономию в принятии решений и позволят воздействовать в том числе и на отраслевые министерства и ведомства в структуре Правительства РФ. Учитывая статус Президента как гаранта Конституции РФ, было бы целесообразным подчинить ФАС России непосредственно главе государства, так как именно Президент должен осуществлять руководство основными направлениями деятельности государства в части обеспечения экономических гарантий Конституции.
Для этих целей конституционно-экономические гарантии, содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ, необходимо расширить определенным организационно-правовым институтом, который не только бы свидетельствовал о конституционной поддержке и развитии такого элемента рыночной экономики, как конкуренция, но и обусловливал его исключительную конституционно-правовую защиту.
Под используемым в Конституции термином «поддержка конкуренции» понимается исключительно создание условий для ее жизнеспособности, развитие и усиление этого института общественных отношений. Для его организационно-правовой защиты целесообразно принять некоторые логически-правовые дополнения. Так, существенным дополнением выступит введение института защиты конкуренции, под которым мы будем подразумевать комплекс мер, направленных на обеспечение порядка и безопасности такого элемента рыночных отношений, как конкуренция. Необходимость дополнения конституционно-экономической доктрины Конституции РФ институтом защиты конкуренции обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения реализации субъективного конституционного права на конкуренцию, которое в условиях экономической системы общества должно не только иметь существенную поддержку, но и быть защищено в условиях свободного развития всех институтов рыночной экономики.
1. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 № 3-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 2.
2. По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 го-да «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 № 5-П // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
3. По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. № 4.
4. По запросу Арбитражного суда Костромской области о проверке конституционности положений абзаца третьего статьи 12 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2000 № 237-О // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: курс лекций / под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Чем характеризуется свобода экономической деятельности
12 декабря Конституции Российской Федерации исполняется 25 лет. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
В главе I раздела I Конституции Российской Федерации закреплены основы конституционного строя нашего государства. Конституционный строй — система экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.
Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:
1) Республиканская форма правления (статья 1 Конституции РФ). Это означает, что
— государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (статья 11 Конституции РФ);
— органы государственной власти России являются выборными или назначаемыми, но не наследственными;
— срок полномочий органов власти устанавливается федеральными законами и не может быть пожизненным.
Российская Федерация — это смешанная республика, то есть власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ (метод сдержек и противовесов).
2) Принцип верховенства закона. Российская Федерация — правовое государство, в котором Конституция, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие, а также федеральные законы применяются на всей территории РФ и обязаны соблюдаться органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями (статья 1 и часть 2 статьи 4, статья 15 Конституции РФ);
3) Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека, их нерушимость и неотчуждаемость. Они являются основным предметом обеспечения и защиты конституционного строя (статья 2 Конституции РФ).
4) Народовластие — осуществление власти народа, посредством принятия решения непосредственно (на референдуме) либо путем избрания законодательной (представительной) власти и через органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется исходя из воли большинства при уважении воли и прав меньшинства. Народовластие характеризуются верховенством власти народа, происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ и наличием 2-х её форм: непосредственной и представительной (статья 3 Конституции РФ).
5) Народный, национальный и государственный суверенитет – верховное, неотчуждаемое право народа, нации и государства, соответственно, самостоятельно определять свою судьбу, решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая при этом законность и общепринятые принципы и нормы международного права (статья 3 и 4 Конституции РФ).
6) Федерализм – включает в себя территориальную целостность и единство российского государства, верховенство государственной власти и федеральной системы
права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равенство субъектов федерации перед РФ (статья 4 и 5 Конституции РФ).
7) Установление гражданства РФ – устойчивой политико-правовой связи человека и государства, выражающейся во взаимных правах и обязанностях (статья 6 Конституции РФ).
8) Социальный характер российского государства – политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ).
9) Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений. Территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).
10) Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви (статья 10 Конституции РФ).
11) Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ).
12) Политический плюрализм. В России гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан (статья 13 Конституции РФ).
13) Светский характер российского государства. В России деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви, кроме того в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию религии или отказу от нее, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т.д. (статья 14 Конституции РФ).
Защита конституционного строя обеспечивается:
— особым порядком предложения и внесения поправок в главу I Конституции — Основы конституционного строя;
— неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя, по некоторым составам преступлений судом могут быть назначены высшие меры наказаний – пожизненное лишение свободы и смертная казнь (статья 277 УК РФ).
Таким образом, конституционный строй — это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.