Статья 96.10. Фонд национального благосостояния
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ статья 96.10 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Статья 96.10 . Фонд национального благосостояния
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 96.10 БК РФ
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 1 января 2024 г. — Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 416-ФЗ
1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ
ГАРАНТ:
Действие пункта 2 статьи 96.10 было приостановлено:
до 1 января 2021 г. — Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 103-ФЗ);
с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г. — Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ;
с 1 января 2022 г. до 1 января 2023 г. — Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 мая 2022 г. N 146-ФЗ)
2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ
3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:
дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ) действие абзаца 3 пункта 3 приостановлено с 1 февраля 2016 г. до 1 февраля 2027 г.
До 1 февраля 2027 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета
Федеральным законом от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 268-ФЗ) действие абзаца третьего пункта 3 статьи 96.10 настоящего Кодекса было приостановлено до 1 февраля 2016 г.
доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
4. Утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ
Информация об изменениях:
5. Утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 1 января 2023 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 264-ФЗ
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ действие пункта 6 приостановлено с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г.
Положения пункта 6 применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг.
6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.
В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 21 ноября 2022 г. — Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ
7. Правительство Российской Федерации вправе использовать начиная с текущего месяца средства Фонда национального благосостояния на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сверх объема, определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в размере, не превышающем 1 процента объема валового внутреннего продукта, в случае прогнозирования в текущем месяце недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 21 ноября 2022 г. — Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ
8. В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, средства Фонда национального благосостояния могут размещаться на субординированных депозитах в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации. При этом на операции по размещению средств Фонда национального благосостояния на указанные депозиты не распространяются требования пункта 2 статьи 96.11 настоящего Кодекса.
(утратила силу) | Статья 96.11. >> Управление средствами Фонда национального благосостояния |
Содержание Бюджетный кодекс (БК РФ) |
Что такое фонд национального благосостояния
БК РФ Статья 96.10. Фонд национального благосостояния
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 262-ФЗ, от 14.07.2022 N 264-ФЗ, от 04.08.2023 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Фонд национального благосостояния формируется за счет:
дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено с 01.02.2016 до 01.02.2027 (ФЗ от 03.11.2015 N 301-ФЗ). До 01.02.2027 доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
4 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 262-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие п. 6 ст. 96.10 приостановлено с 01.01.2023 до 01.01.2025. П. 6 ст. 96.10 применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с бюджета на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).
6. В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования не может превышать абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если на конец очередного финансового года и (или) первого года планового периода и (или) второго года планового периода прогнозируемый объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, не превышает 5 процентов объема валового внутреннего продукта, ежегодный объем использования средств Фонда национального благосостояния в очередном финансовом году, первом году планового периода и втором году планового периода на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в части обязательного пенсионного страхования не может превышать объем, эквивалентный 1 проценту объема валового внутреннего продукта, указанного на соответствующий финансовый год в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и абсолютное значение объема недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем финансовом году.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 264-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
7. Правительство Российской Федерации вправе использовать начиная с текущего месяца средства Фонда национального благосостояния на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сверх объема, определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в размере, не превышающем 1 процента объема валового внутреннего продукта, в случае прогнозирования в текущем месяце недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, средства Фонда национального благосостояния могут размещаться на субординированных депозитах в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации. При этом на операции по размещению средств Фонда национального благосостояния на указанные депозиты не распространяются требования пункта 2 статьи 96.11 настоящего Кодекса.
(п. 8 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Фонд национального благосостояния
Фонд национального благосостояния — является частью средств федерального бюджета.
Фонд национального благосостояния призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.
Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение:
- софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации
- и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
http://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/
Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.
Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .
Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
По состоянию на 1 февраля 2016 года 195,03 млрд. рублей — средств фонда национального благосостояния размещено на депозитах во Внешэкономбанке
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: динамика
- http://info.minfin.ru/fbp.php
«Фонд национального благосостояния» в публикациях DK.RU
- РОССИЯ
- Екатеринбург
- Челябинск
- Ростов-на-Дону
- Красноярск
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Казань
- Тюмень
- Санкт-Петербург
Бюджетные деньги захлестнут рынок? Центробанк опасается, что госрасходы разгонят инфляцию
Большие госрасходы и бюджетная политика правительства создают инфляционные риски, считает регулятор. Ведомства спорят, кто несет основную ответственность за слабый экономический рост, что давит на ЦБ.
Сергей Васильев: «ЦБ «накопил» на девальвации 3 трлн руб., но власти этого не замечают»
«Администрация президента убеждает бизнес инвестировать «девальвационные» прибыли в нацпроекты, хотя «девальвационных» сверхдоходов уже накоплено в 6 раз больше. А денег в стране все также. «нет».
Рубль грозит рухнуть к концу марта. При каком уровне покупать валюту
«У рубля, похоже, довольно ограниченный потенциал роста». Повышение цен на нефть укрепило российскую валюту, но уже через два месяца она может откатиться: против рубля играет сразу несколько факторов.
В России полностью потратили Резервный фонд. Три года назад в нем было почти $90 млрд
Все средства фонда исчерпаны, и согласно закону он будет ликвидирован. Правительство тратило резервы, чтобы покрыть дефицит федерального бюджета.
Резервный фонд России может исчерпаться уже в 2016 году
Уже в этом году или в начале следующего средства Резервного фонда могут закончиться. Сразу после этого российским властям придется прибегнуть к поддержке Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Минфин предложил заморозить инвестпроекты, финансируемые из средств ФНБ
В Министерстве финансов предлагают частично заморозить финансирование, которое получают из Фонда национального благосостояния (ФНБ) текущие инвестиционные проекты.
Эксперты ВШЭ: мы не ожидаем роста экономики России, она пробила дно и продолжает тонуть
Эксперты ВШЭ заявили о том, что экономика России упала ниже дна. Экономика сжимается «широким фронтом», при этом все рекорды по падению бьет строительство.
Руководство ВЭБа нашло новый способ спасти банк — за счет госкомпаний и пенсий
Спасти Внешэкономбанк можно не только за счет бюджетных средств и Центробанка. В этом могут помочь госкомпании, госкорпорации и Пенсионный фонд, уверено новое руководство ВЭБа.
Оптимистичный и антикризисный: основные тезисы нового плана правительства
1 марта Дмитрий Медведев утвердил антикризисный план правительства на 2016 год. Зафиксированный в нем объем общего финансирования меньше изначального – 685 млрд рублей.
ФНБ — не личная копилка Путина: ответ Пескова на просьбу Чубайса выделить 89 млрд
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что глава государства не может единолично решать, на что тратить средства Фонда национального благосостояния.
Минфин разработал новый план поддержки рубля при дешевой нефти
Минфин предложил возобновить поддержку курса рубля, ослабленного низкими ценами на нефть, с помощью нового бюджетного правила. Его обсудят осенью и запустят после 2018 года.
Не все так плохо: 5 положительных изменений в экономике России
В экономике России есть не только негативные, но и позитивные изменения, которые, может быть, приведут к конечным положительным сдвигам. О них не говорят так громко, как о негативе, но они существуют.
Фонд национального благосостояния России
Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 февраля 2008 года сумма фонда составляла 782,8 млрд руб.
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Разделение Стабфонда на две части необходимо для того, чтобы повысить доходность его инвестиций. В резервном фонде будут храниться средства в размере 10 процентов ВВП. Они будут консервативно вкладываться в валюты других стран. А все средства Стабфонда, которые не попадут в резерв, будут направлены в фонд национального благосостояния, который займется инвестициями в более рискованные инструменты.
Часть средств ФНБ, выделенных на предотвращение кризиса, уже поступила на счета ВЭБа, сообщает Минфин. К 1 ноября банк получил 170 млрд руб. Из них 125 млрд руб. — для выдачи банкам субординированных кредитов, а 45 млрд — для выкупа акций и корпоративных облигаций российских эмитентов (выдаются траншами по $5 млрд в день). Всего правительство разрешило Минфину выделить на выкуп бумаг 175 млрд руб., а на кредитование — 450 млрд.
Вчера постановление об изменениях порядка управления средствами фонда национального благосостояния (ФНБ) опубликовано в «Российской газете» и вступило в силу.
Фонд национального благосостояния с 2009 г. будет выведен из-под управления Центрального банка, до 50% средств фонда будут размещены в акции, до 30% — в корпоративные облигации иностранных эмитентов, сообщил вчера замминистра финансов Дмитрий Панкин, еще до 5% средств фонда могут быть направлены на прямые инвестиции; кроме того, в портфель имеет смысл включить деривативы.
В пятницу министр финансов Алексей Кудрин заявил, что его ведомство намерено до 1 октября разработать и представить в правительство документы по созданию государственного агентства по управлению частью средств ФНБ.
Объемы российских фондов, созданных вместо Стабфонда, — Фонда национального благосостояния и Резервного фонда — уменьшились. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Минфина.
В США разворачивается новый виток финансового кризиса. В выходные федеральные власти взяли под внешнее управление один из крупнейших ипотечных банков страны — IndyMac, чей крах стал вторым по величине банковским банкротством в истории США. Падение акций крупнейших ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac (см. «Ъ» от 12 июля) заставило Минфин выпустить специальный пресс-релиз, в котором объяснялось, что российские золотовалютные резервы вложены не в акции, а в облигации этих агентств.
Иностранные активы, которыми в 2007 году управляли азиатские государственные суверенные фонды, суверенные фонды и центробанки нефтедобывающих стран, хедж-фонды и фонды частных инвестиций, McKinsey Global Institute оценил в $11,5 трлн. К 2013 году при средней цене на нефть $70 за баррель они могут достичь $22,3 трлн. Эти «новые инвесторы» помогли смягчить последствия мирового финансового кризиса, но создают и новые беспрецедентные риски для мировой экономики.
Вашингтон заинтересован в российских госинвестициях, заявил министр финансов США Генри Полсон. Россия готова инвестировать в США, но для этого ей еще предстоит создать полноценный суверенный фонд.
Минфин готовится пересмотреть прогноз доходности вложений средств резервного фонда и фонда национального благосостояния в 2008 году из-за снижения стоимости гособлигаций, в которые они инвестированы. Опрошенные «Ъ» экономисты не смогли оценить сумму, которую недополучит Минфин, но говорят, что доходность инвестиций госфондов будет снижаться до тех пор, пока мировая инфляция будет расти.
Дмитрий Медведев вчера поручил правительству к 1 октября подготовить документы, в соответствии с которыми средства фонда национального благосостояния (ФНБ) можно будет инвестировать не только в иностранные, но и в российские ценные бумаги. Тем самым президент фактически подвел итог дискуссии о целесообразности использования средств стабилизационного фонда на внутреннем рынке. До сих пор глава Минфина Алексей Кудрин настаивал на том, что это опасно для макроэкономической стабильности. Размер ФНБ к концу 2008 года может достичь 3 трлн руб.
На слушаниях комитета по иностранным делам сената США 12 июня его руководство впервые представило одну из двух крайних точек зрения на проблему суверенных фондов, в том числе российских — резервного фонда и фонда будущих поколений. Сенаторы Джозеф Байден и Ричард Лугар намерены выяснить, есть ли в распоряжении администрации США и американских спецслужб средства борьбы с «суверенными» деньгами, которые могут быть использованы в политических целях, от «манипуляции рынками» до «получения доступа к чувствительным технологиям».
По информации Минфина, резервный фонд РФ составил на 1 июня 2008 года 3 069 трлн руб., что эквивалентно $129,32 млрд, фонд национального благосостояния — 0,773 трлн руб. ($32,6 млрд). За май резервный фонд вырос на 0,94 млрд руб., фонд нацблагосостояния — на 0,11 млрд руб.
В 2007 году активы ЦБ выросли в 1,5 раза, прибыль сократилась в 1,6 раза, а капитал увеличился более чем впятеро. Снижение прибыли объясняется ростом выплат по счетам стабфонда и курсовой переоценкой международных резервов. Впрочем, депутаты знают, что у ЦБ нет цели зарабатывать прибыль, а с задачей поддержания стабильности рубля и банковской системы он справляется. А значит, проблем при одобрении в Госдуме годового отчета ЦБ быть не должно.
Минфин опубликовал данные о размере резервного фонда РФ и фонда национального благосостояния. На 1 мая объем двух фондов составил $162,5 млрд. На курсовой разнице из-за обесценивающегося американского доллара за апрель фонды похудели более чем на $1,5 млрд. Впрочем, текущие доходы фондов значительно превышают прогнозные из-за постоянно растущей цены на нефть.
Совокупный объем Резервного фонда России на 1 мая 2008 г. составил почти 3,069 трлн рублей ($129,8 млрд). Об этом 4 мая сообщает министерство финансов России.
Международная исследовательская организация Global Insight вчера представила отчет, в котором сообщается, что совокупный объем активов государственных инвестфондов за 2007 год вырос на 24%. Россия вошла в число мировых лидеров по приросту капитала, пригодного для использования.
Первый в России суверенный фонд, как стало известно «Итогам», появится не ранее 1 октября этого года. Управлять им будет, скорее всего, один из крупных банков, контролируемых государством, — либо ВЭБ, либо ВТБ. Основой государственной инвестиционной компании станет Фонд национального благосостояния. Он окажется первым российским аналогом существующих в мире примерно четырех десятков суверенных фондов — новых и весьма агрессивных игроков на мировом рынке. По данным экспертов, к 2011 году под управлением этих фондов окажется больше денег, чем в руках всех правительств мира вместе взятых! «Новые деньги» уже вступили в острую конкуренцию за доступ к активам в развитых странах. Последние сегодня представляют особенно лакомый кусок — их стоимость в связи с глобальным кризисом ликвидности заметно снижается. Вопрос в том, успеет ли Россия к этой практически дармовой раздаче.
Наша компания готова оказывать профессиональную помощь в области подготовки, оформления и представления проектов к мероприятиям: как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Всю дополнительную информацию, которая Вас может заинтересовать, мы готовы предоставить по запросу на vyalkin@formika.ru | ||