Кто может выступать в качестве перевозчика и грузоотправителя
ГК РФ Статья 801. Договор транспортной экспедиции
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 801 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Кто может выступать в качестве перевозчика и грузоотправителя
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;
3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;
5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;
6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;
7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;
8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;
9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;
15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;
17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;
18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;
19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;
20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;
21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
22) фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
23) информационная система электронных перевозочных документов — информационная система, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;
(п. 23 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
С 01.03.2024 п. 24 ч. 1 ст. 2 излагается в новой редакции (ФЗ от 17.02.2023 N 24-ФЗ). См. будущую редакцию.
24) государственная информационная система электронных перевозочных документов — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(п. 24 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
25) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов — соглашение об оказании услуг по направлению электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;
(п. 25 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
26) сопроводительная ведомость — перевозочный документ, оформляемый или формируемый при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства;
(п. 26 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
27) электронные перевозочные документы — электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость, электронный договор фрахтования, электронный путевой лист, электронный заказ и электронная заявка;
(п. 27 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28) электронная транспортная накладная — транспортная накладная, сформированная в форме электронного документа;
(п. 28 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
29) электронный заказ-наряд — заказ-наряд, сформированный в форме электронного документа;
(п. 29 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
30) электронная сопроводительная ведомость — сопроводительная ведомость, сформированная в форме электронного документа;
(п. 30 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
31) оператор информационной системы электронных перевозочных документов — юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов;
(п. 31 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
32) участники информационного взаимодействия — грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте перевозочных документов;
(п. 32 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
33) электронный договор фрахтования — договор фрахтования, сформированный в форме электронного документа;
(п. 33 введен Федеральным законом от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
34) электронный заказ — заказ грузоотправителя, принимаемый перевозчиком при заключении договора перевозки груза, сформированный в форме электронного документа;
(п. 34 введен Федеральным законом от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
35) электронная заявка — заявка грузоотправителя, принимаемая перевозчиком при заключении договора перевозки груза, сформированная в форме электронного документа;
(п. 35 введен Федеральным законом от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
36) электронный путевой лист — путевой лист, сформированный в форме электронного документа;
(п. 36 введен Федеральным законом от 06.03.2022 N 39-ФЗ)
37) перевозчик легковым такси — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
(п. 37 введен Федеральным законом от 29.12.2022 N 580-ФЗ)
2. Для целей настоящего Федерального закона понятия «информационная система», «электронный документ» используются в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
(часть 2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 336-ФЗ)
Кто может выступать в качестве перевозчика и грузоотправителя
4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
12 февраля 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация заключает с клиентами договоры транспортной экспедиции о доставке грузов. Возит сборные грузы, в каждой машине перевозит грузы 50 и более клиентов. Груз принимает на палетах без внутритарной проверки. На балансе организация имеет свой автотранспорт, но большую часть доставок осуществляет с привлечением сторонних перевозчиков. Клиент просит к закрывающим документам (УПД и экспедиторской расписке) представлять транспортную накладную, которая одна на весь груз (50 клиентов). Что можно сделать в случае привлечения третьей стороны — перевозчика?
Организация заключает с клиентами договоры транспортной экспедиции о доставке грузов. Возит сборные грузы, в каждой машине перевозит грузы 50 и более клиентов. Груз принимает на палетах без внутритарной проверки. На балансе организация имеет свой автотранспорт, но большую часть доставок осуществляет с привлечением сторонних перевозчиков. Клиент просит к закрывающим документам (УПД и экспедиторской расписке) представлять транспортную накладную, которая одна на весь груз (50 клиентов). Что можно сделать в случае привлечения третьей стороны — перевозчика?
25 апреля 2022
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Исходя из разъяснений финансового ведомства, для признания расходов по договору транспортной экспедиции транспортная накладная не требуется.
В то же время налоговые органы придерживаются противоположной позиции.
Организация может представить клиенту только копию транспортной накладной или заполнить для него отдельную транспортную накладную.
Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 5, 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены постановлением Правительства России от 08.09.2006 N 554) составленные в письменной форме экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Такими документами являются:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В свою очередь, из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ), п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, далее — Правила) следует, что транспортная накладная (далее — ТН) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а не договора транспортной экспедиции.
В рассматриваемом случае между организацией и клиентом заключен именно договор транспортной экспедиции, а не перевозки. При этом организацией для выполнения обязательств по договору привлекаются третьи лица (перевозчики).
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
Таким образом, экспедитор при заключении договора перевозки может действовать как от своего имени, так и от имени грузоотправителя.
Как указано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011, при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (смотрите также письмо ФНС России от 27.05.2021 N ЕА-4-26/7321@).
Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ) предусмотрена обязанность экспедитора представлять клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Получается, что если договор перевозки с третьим лицом был заключен экспедитором от своего имени, то обязанности представлять клиенту транспортную накладную (как документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза) у экспедитора нет.
Возможно, что требования клиента о предоставлении ему ТН вызвано желанием минимизировать налоговые риски, связанные с признанием расходов по договору транспортной экспедиции.
Финансовое ведомство сообщает, что в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции достаточно любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов, в том числе экспедиторской расписки, которая является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (письма Минфина России от 16.01.2018 N 03-03-06/1/1533, от 05.07.2017 N 03-03-06/1/42369, от 22.03.2017 N 03-03-06/1/16317).
Если руководствоваться данным мнением, то имеющихся у клиента документов, на наш взгляд, достаточно для признания расхода.
Вместе с тем представители налоговых органов высказывают мнение, что при оказании услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов необходимы, в частности, и перевозочные документы, основным их которых является ТН (письма УФНС по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032829@, от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@).
Имеются и судебные решения, в которых подобная позиция проверяющих была поддержана (смотрите, например, постановление Двадцатого ААС от 21.04.2021 N 20АП-1886/21 по делу N А54-8467/2019).
Однако имеется и положительная для налогоплательщиков арбитражная практика (смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 23.12.2016 N 15АП-15105/16). В судебных решениях также отмечается, что нормы ГК РФ и Закона N 87-ФЗ не возлагают на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную (постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011, Девятого ААС от 29.02.2012 N 09АП-1087/12, ФАС Поволжского округа от 11.05.2010 по делу N А12-20919/2009). Получается, что у заказчика отсутствует обязанность получать у экспедитора экземпляр или копию транспортной накладной. Из сказанного следует, что представлять клиенту транспортную накладную или ее копию экспедитор не обязан, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.
Но учитывая противоречивые выводы чиновников и судей, можно сделать вывод, что отсутствие ТН у клиента может привести к налоговым спорам в части признания им расходов по договору транспортной экспедиции.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Форма ТН приведена в Приложении N 4 к Правилам.
В п. 10 Правил определено, что ТН составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
Пункт 102 Правил устанавливает, что раздел 1 «Грузоотправитель» ТН заполняется в отношении грузоотправителя, являющегося стороной договора перевозки груза, в значении, определенном УАТ.
В свою очередь, п. 4 ч. 1 ст. 2 УАТ предусматривает, что грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В случаях, когда, кроме договора перевозки груза, присутствует договор об оказании услуг по организации перевозки груза (в значениях, определенных Законом N 87-ФЗ), в разделе 1 «Грузоотправитель» указывается лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки с одновременным проставлением отметки «является экспедитором».
В ситуации, когда экспедитор привлекает для перевозки третьих лиц, заключая с ними договоры перевозки от своего имени, организация (клиент по договору транспортной экспедиции), не может рассматриваться в качестве грузоотправителя. Грузоотправителем в таком случае должен выступать именно экспедитор, выступающий в этом случае стороной, у которой по факту осуществления перевозки возникает обязанность оплатить перевозку груза (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2021 N Ф04-7347/21 по делу N А45-4253/2021, письмо Минтранса России от 26.03.2021 N Д3/6976-ИС).
Получается, что в рассматриваемом случае экспедитору может быть выдан четвертый экземпляр ТН.
В п. 103 Правил указано, что раздел 1а «Заказчик услуг по организации перевозки груза (при наличии)» заполняется при наличии договора об оказании услуг по организации перевозки груза, если грузоотправителем является исполнитель таких услуг. Также указываются реквизиты указанного договора.
Иными словами, в разделе 1а может указываться заказчик по договору транспортной экспедиции.
Однако в рассматриваемом случае ТН составлена на все партии груза, перевозимые на одном транспортном средстве. Таким образом, по нашему мнению, не представляется возможным указать только одного заказчика в разделе 1а ТН, поскольку у организации-экспедитора она не является единственным заказчиком (за исключением случая, когда ТН оформляется на этого заказчика отдельно). При этом Правила не устанавливают для такой ситуации особенностей заполнения ТН. Иными словами, этот вопрос нормативно не урегулирован. Однако заметим, что ни УАТ, ни Правилами не запрещено составлять одну транспортную накладную в тех случаях, когда по договорам с несколькими заказчиками передаваемые перевозчику партии груза должны быть загружены в нескольких адресах и (или) доставлены им по нескольким адресам. Напротив, из п. 34 Правил, п. 5 Обязательных реквизитов заказа (заявки) на перевозку грузов автомобильным транспортом (приложение N 5 к Правилам) следует, что пунктов загрузки и выгрузки может быть несколько.
Не содержат нормативные акты и запрета на внесение в транспортную накладную дополнительных реквизитов (в том числе о нескольких заказчиках, добавлении места погрузки и (или) выгрузки). Такие реквизиты фактически будут фиксировать условия договоров перевозки с несколькими заказчиками и об обязанности перевозчика забрать груз по нескольким адресам и (или) доставить груз нескольким получателям. Условия же договора перевозки в силу п. 4 ст. 421 и п. 2 ст. 784 ГК РФ определяются по усмотрению сторон.
Поэтому, как мы полагаем, в рассматриваемой ситуации допустимо предусмотреть в ТН дополнительные реквизиты, отражающие наличие нескольких заказчиков, погрузку и выгрузку груза по нескольким адресам.
Другим вариантом, на наш взгляд, может быть заполнение ТН для каждого груза (каждой партии груза) применительно к каждому заказчику (смотрите материал: Вопрос: Особенности оформления транспортной накладной, если договор перевозки груза автомобильным транспортом заключает покупатель, водитель забирает груз у поставщиков в нескольких пунктах погрузки и доставляет в несколько пунктов выдачи (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)).
Учитывая изложенное, считаем, что в подобной ситуации может представить названному в вопросе клиенту копию ТН или же отдельно заполнить ТН в рамках договора именно с этим клиентом.
Подчеркнем, что изложенные выводы являются нашим экспертным мнением и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.
Для уточнения порядка заполнения ТН рекомендуем обратиться за соответствующими разъяснениями в Минфин России или налоговые органы по месту постановки на учет и Минтранс России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Как подтвердить транспортные расходы и заполнить транспортную накладную, если перевозчик для перевозки груза привлекает другого перевозчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
— Вопрос: Организация заключила договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов, согласно которому экспедитор вправе привлекать к осуществлению перевозки других лиц. Услуги оказываются как транспортом, взятым исполнителем в аренду, и водителями, работающими на данном транспортном предприятии, так и с привлечением другого транспорта от имени экспедитора. Перевозки осуществляются по всей России. Экспедитор не желает указывать в транспортной накладной непосредственных перевозчиков. Экспедитор настаивает указывать в транспортной накладной свою организацию. Какие документы необходимо оформить для подтверждения расходов по таким договорам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
— Вопрос: Организация является заказчиком по договору транспортной экспедиции. Перевозка товара осуществляется по территории России. Каков документооборот при работе по договору транспортной экспедиции? Какие документы и кем оформляются для подтверждения заключения договора, признания расходов обоснованными и для предъявления вычета по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)
— Вопрос: Организация приобретает товары у поставщиков. Право собственности на товары переходит к покупателю на складе поставщиков. Для доставки товаров организацией привлекается перевозчик. По договору перевозки по ходу движения транспортного средства товары забираются у нескольких поставщиков или с нескольких складов одного поставщика. Как заполнять транспортную накладную в случае наличия нескольких точек загрузки либо нескольких грузополучателей? Каким образом вносятся дополнения в транспортную накладную? Имеется ли возможность не перечислять номера ТОРГ-12 в разделе 4 транспортной накладной, если их очень много и перечислить все очень сложно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
11 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Кто может выступать в качестве перевозчика и грузоотправителя
4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
12 февраля 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение 1. Организацией-грузовладельцем («Х») с транспортной компанией «О» заключен смешанный договор, включающий элементы договора перевозки груза и договора транспортной экспедиции. Транспортная компания привлекает для выполнения перевозки субподрядчика — индивидуального предпринимателя «С». Как в таком случае правильно оформить новую транспортную накладную? Кто будет являться отправителем, экспедитором и перевозчиком? 2. Между грузовладельцем и транспортной компанией заключен договор об оказании транспортных услуг и услуг транспортной экспедиции. Компания является собственником транспорта и выполняет услуги перевозки самостоятельно без привлечения субподрядчика. В транспортной накладной грузоотправителем указывается компания «Х». Перевозчиком указывается транспортная компания «К». Кто в таком случае является отправителем, экспедитором и перевозчиком в новой форме транспортной накладной?
1. Организацией-грузовладельцем («Х») с транспортной компанией «О» заключен смешанный договор, включающий элементы договора перевозки груза и договора транспортной экспедиции. Транспортная компания привлекает для выполнения перевозки субподрядчика — индивидуального предпринимателя «С». Как в таком случае правильно оформить новую транспортную накладную? Кто будет являться отправителем, экспедитором и перевозчиком? 2. Между грузовладельцем и транспортной компанией заключен договор об оказании транспортных услуг и услуг транспортной экспедиции. Компания является собственником транспорта и выполняет услуги перевозки самостоятельно без привлечения субподрядчика. В транспортной накладной грузоотправителем указывается компания «Х». Перевозчиком указывается транспортная компания «К». Кто в таком случае является отправителем, экспедитором и перевозчиком в новой форме транспортной накладной?
29 марта 2022
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В первом случае в транспортной накладной грузоотправителем указывается транспортная компания «О», проставляется отметка «является экспедитором».
Заказчиком услуг по организации перевозки груза указывается компания («Х»).
Перевозчиком указывается фактический перевозчик ИП «С».
Во втором случае в транспортной накладной грузоотправителем указывается компания «Х». Перевозчиком указывается транспортная компания «К».
Обоснование позиции:
1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, чч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ)).
Форма и порядок заполнения транспортной накладной определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, далее — Правила).
Согласно п. 7 Правил перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в п. 15 Правил перевозки.
Транспортная накладная (далее — ТН), если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Закона N 259-ФЗ).
Грузоотправителем подается заказ (заявка) перевозчику в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме по соглашению сторон (п. 8 Правил перевозки).
Договор перевозки считается заключенным и груз вверенным перевозчику после погрузки груза грузоотправителем (лицом, осуществившим погрузку груза) в транспортное средство перевозчика, заполнения и подписания обеими сторонами раздела 8 «Прием груза» транспортной накладной (абзац 2 п. 28 Правил перевозки).
При этом в отношениях по перевозке груза автомобильным транспортом перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем (или уполномоченным им лицом) груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на получение лицу (пп. 4, 13 ст. 2 УАТ).
Грузоотправителем является либо владелец груза, либо лицо, действующее от его имени или от своего имени, но по поручению владельца груза (п. 4 ст. 2 УАТ). На практике грузоотправителем может выступать продавец, покупатель, экспедитор ( зависимости от условий договора поставки и договора перевозки).
Согласно п. 102 Правил перевозок раздел 1 «Грузоотправитель» ТН заполняется в отношении грузоотправителя, являющегося стороной договора перевозки груза, в значении, определенном УАТ.
В случаях, когда кроме договора перевозки груза присутствует договор на выполнение услуг по организации перевозки груза (в значениях, определенных Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности»), в разделе 1 «Грузоотправитель» указываются:
— лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки с одновременным проставлением отметки «является экспедитором», за исключением случаев, предусмотренных п. 102 Правил перевозок;
— лицо, которое является заказчиком услуг по организации перевозки груза, если факт передачи груза во владение исполнителю услуг, связанных с организацией перевозки груза, для перевозки отсутствует, в том числе если такое лицо самостоятельно осуществляет погрузку груза в транспортное средство либо погрузка осуществляется по его поручению.
В рассматриваемой ситуации организацией-грузовладельцем («Х») с транспортной компанией заключен смешанный договор, включающий элементы договора перевозки груза и договора транспортной экспедиции.
Отметим, что согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ), другими законами или иными правовыми актами (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
На основании ст. 805 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Закона N 87-ФЗ экспедитор вправе привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц, выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента.
Исходя из Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила ТЭ):
— транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;
— экспедиторскими документами являются поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка.
Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (пп. 5, 12 Правил ТЭ).
В анализируемой ситуации стороны договорились использовать заявки в качестве поручений, а транспортные накладные и товарные накладные в качестве экспедиторских расписок. Полагаем, что наличие такого условия дает основание рассматривать сложившиеся взаимоотношения как договор транспортной экспедиции, подразумевающий передачу груза компанией (грузовладельцем) экспедитору во владение на период перевозки (если иное не вытекает из других условий договора и согласованной сторонами заявки).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 (далее — Постановление N 26), лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента — экспедитора (п. 3 ст. 308 ГК РФ).
Поэтому считаем, что в ситуации, когда экспедитор привлекает для перевозки третьих лиц, заключая с ними договоры перевозки от своего имени, организация (клиент по договору транспортной экспедиции), не может рассматриваться в качестве грузоотправителя. Грузоотправителем в таком случае должен выступать именно экспедитор, выступающий в этом случае стороной, у которой по факту осуществления перевозки возникает обязанность оплатить перевозку груза (постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11612/10, постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.12.2021 N Ф04-7347/21 по делу N А45-4253/2021, постановления Тринадцатого ААС от 14.05.2014 N 13АП-4992/14, от 08.04.2014 N 13АП-3566/14, от 25.02.2014 N 13АП-688/14, письмо Минтранса России от 26.03.2021 N Д3/6976-ИС).
Соответственно, в первой ситуации в разделе 1 «Грузоотправитель» указывается экспедитор (компания «О»). При этом в ТН проставляется отметка «является экспедитором».
В разделе 1а «Заказчик услуг по организации перевозки груза (при наличии)» указывается клиент («Х»).
В разделе 6 «Перевозчик» указываются реквизиты ИП «С», принявшего на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти и выдать управомоченному на их получение лицу вверенный грузоотправителем груз в пункте назначения с использованием транспортных средств, указанных в разделе 7 «Транспортное средство», находящихся в его законном владении.
Также указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или серия, номер, дата выдачи водительского удостоверения (для водителя). Сведения об экспедиторе (компания «О») не указываются, т.к. он в рассматриваемой ситуации не является перевозчиком, не осуществляет фактическое перемещение груза (п. 108 Правил перевозки).
В строке «Лицо, от которого забирается груз» раздела 8 «Прием груза» указываются данные юридического лица, фактически осуществившего отгрузку груза (отпуск груза, вне зависимости от того, кто осуществил реальные действия по погрузке груза), то есть компания «Х».
2. В п. 26 постановления Пленума ВС РФ N 26 разъясняется, что при квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор.
Как отмечает ФНС России, исполнение перевозки, подтвержденное информацией транспортной накладной, согласно нормам ст. 785 ГК РФ и п. 4 ст. 2 УАТ приводит к возникновению обязанности оплатить перевозку стороной, указанной в транспортной накладной в качестве грузоотправителя (письмо ФНС России от 27.05.2021 N ЕА-4-26/7321@).
В ситуации, когда экспедитор собственными силами исполняет обязанности перевозчика, по нашему мнению, в отношении перевозки экспедитор выступает в качестве перевозчика, а заказчик перевозки (грузовладелец) — грузоотправителем, обязанным оплатить перевозку.
Соответственно, разделе 1 «Грузоотправитель» указывается компания «Х».
Разделе 1а «Заказчик услуг по организации перевозки груза (при наличии)» ставится прочерк.
В разделе 6 «Перевозчик» указывается компания «К».
Обращаем внимание, что приведенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов и контролирующих органов.
Для уточнения порядка заполнения транспортной накладной Минфин России рекомендует обращаться за соответствующими разъяснениями в Минтранс России (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76943).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Пример заполнения Транспортной накладной с 1 марта 2022 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, январь 2022 г.);
— Как заполнить Транспортную накладную с 01.03.2022 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2022 г.);
— постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2021 г. N 15АП-18619/21 по делу N А53-10951/2021.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
14 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.