Ролан Быков. Творческая биография
Шел фильм «Непридуманная история». Зрители в меру скучали, как скучают обычно на всяком «среднем» фильме, не приносящем ни радости, ни слез, ни смеха, ни переживаний. На экране изображалось большое собрание в переполненном заводском зале — товарищеский суд над парнишкой, не привезшим вовремя какие-то шестеренки. Актеры — кто хуже, кто лучше — играли свои роли. То затихала, то шумела массовка, представляющая собравшихся на этот суд.
И вдруг — голос откуда-то сбоку, реплика с места: «у меня вопрос: а если бы ты вез патроны?» Эту реплику бросает парень, расположившийся на стоящих у стенки спортивных брусьях и потому оказавшийся чуть выше других, сердитый такой парень, распираемый принципиальностью и немножко демагог. Проштрафившийся паренек опоздал с шестеренками на два дня, потому что выручал из беды девушку, которую полюбил. И вот сердитый тип на брусьях решил мерить историю о любви и шестеренках своей мерой — этими самыми патронами. Три раза в продолжение эпизода звучала эта реплика. Три раза появился в кадре — не крупно, нет, всего лишь общим планом — этот парень. Три раза и — все. Но в фильм вдруг вошел человек, реальный живой человек, властно приковавший к себе внимание, заставивший думать о том, откуда берутся такие парни, откуда берется их туповатая «принципиальность».
Образ, характер были созданы. Не за минуты — за секунды. Поистине нет маленьких ролей!
Вот так, в середине фильма, где одни актеры играли ничего, а другие так себе, где ничто не предвещало чудес, свершилось чудо, называемое искусством. И зрители очнулись от своего оцепенения, и по рядам прошло: кто этот актер, где мы его видели?
Это был Ролан Быков.
Его уже знали зрители и театра и кино. Он играл на сцене Московского ТЮЗа, одно время был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, руководил студенческим театром МГУ. Дебютировав на экране в роли Перца в «Педагогической поэме», он успел уже и в кино сыграть несколько небольших ролей и одну большую, главную роль — Акакия Акакиевича в фильме «Шинель», который поставил Алексей Баталов.
. «Акакий Акакиевич, вам время в должность!» — говорил голос квартирной хозяйки, и появлялся Акакий Акакиевич Башмачкин. Он шел странной, испуганной походкой, походкой стесняющегося человека. Он был так незначителен, так принижен, он стеснялся и того, что ходит по земле. В его взгляде сквозила робость, его жесты выдавали постоянную неуверенность в себе. Низенький чиновник с лысинкой на лбу, Акакий Акакиевич сознавал свою незащищенность, понимал, что он — «нуль, более ничего», и, казалось, взглядом извинялся за это. Существо никому не дорогое, ни для кого не интересное, он был убог;, жалок, порой смешон.
Вот чиновники в присутственном месте издеваются над ним. Они сыплют ему на голову мелко изорванные кусочки бумаги-жестокое развлечение убогих, нищих духом людишек, мучающих более слабого. «Господин Башмачкин, снег идет!» — кричат они при этом, восторгаясь своим остроумием.
Акакий Акакиевич поднимает голову, смотрит глазами, полными боли, на столпившихся вокруг резвящихся чиновников и говорит голосом, к которому как нельзя более подходит гоголевское определение «проникающий»: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Главный упор в своей трактовке образа Бы ков делал на теме одиночества. Временами на лице Акакия Акакиевича вспыхивало вдруг выражение простодушия, наивной доверчивости, желания хоть небольшой, совсем крохотной душевной близости с другими людьми. Но эти робкие порывы всякий раз тут же гасли, никем не поддержанные, а иногда безжалостно растоптанные. Это были мгновения высокого драмртизма.
И вот в жизнь Акакия Акакиевича вошла новая шинель. Быкову удается показать, что шинель стала дорога его герою не мучительностью добывания на нее скудных грошей. Нет, он увидел в ней прежде всего живое существо, друга, от которого ждал человеческого тепла, ждал, может быть, участия. Когда в жалкой каморке появился этот гость, осветивший на миг бедную жизнь, мы обнаружили, что Акакий Акакиевич умеет радоваться, умеет быть счастливым. То затаенное, что до этого лишь робкой тенью проскальзывало в игре Быкова, теперь становится явным. И уж не смех, не снисходительную жалость вызывает герой фильма. Его осунувшееся, бледное лицо в глубоких морщинах, высокий лоб с трагическим надломом бровей, его грустные,неожиданно мудрые глаза говорят о трагедии попусту пропавшей жизни.
Можно ли говорить о полной, безусловной удаче актера в «Шинели», о полной, безусловной удаче фильма? Вряд ли. Фильм в свое время критиковали, далеко не все в нем было равноценно. Но сейчас, когда уж прошли годы, в памяти живы те яркие взлеты, что были здесь у Быкова, смело взявшегося за такую непростую для молодого исполнителя роль.
Ролан Быков признанный комический актер. Но и трагик тоже. Актерский диапазон Быкова необычайно широк. Он владеет мастерством виртуозно, не без щегольства и порой любит «помучить» зрителя, загадать ему загадку. В этом смысле показательна его роль в фильме «Наш корреспондент».
Героиня картины, молодая журналистка, едет на далекую стройку. Беседует там с передовиком производства монтажником Уваровым. Уварова играет Быков. Мы встречаемся с ним на строительной площадке. Быстрый, живой, юркий, со смышлеными глазами, озорно глядящими из-под низко надвинутой на чуб кепочки, он симпатичен нам своей азартной увлеченностью делом. Но нет, видимо, мы ошиблись. Вот он заговорил с корреспондентом, и стало ясно: типичный дутый передовик да и циник, кажется, притом отчаянный. Бойко, без запинки, наговаривает он текст будущей газетной заметки: «Родился в семье рабочего. Любовь к слесарному делу с самого раннего детства стала главной страстью пытливого мальчика». Голос звучит заученно, и не понять — издевается Уваров или вправду, всерьез верит, что так хорошо, правильно, что так и нужно. «Федька! Шаблон равняй, шаблон!» — внезапно кричит он, прерывая беседу с корреспондентом и на ходу руководя кем-то из своей бригады.
И эта фраза приобретает в его устах неожиданно двоякий смысл: он словно не только исправляет какую-то ошибку рабочего, подсказывая, что делать, но и учит «равнять шаблон» приезжую журналистку. И это очень смешно, потому что уже тут мы окончательно убеждаемся, что Уваров — отличный парень, прекрасный парень, просто он по-настоящему влюблен в «железное» дело и поэтому слегка презирает дело «бумажное», относится к нему несколько иронически.
Даже в весьма небольших пределах роли Быков сумел показать нам человека во всей его сложности. Он словно разными сторонами повернул к нам своего героя — и так и эдак. И образ стал многогранным.
Таких ролей у Быкова в кино около двух десятков. Одни из них сыграны в хороших, талантливых фильмах, с сильными интересными партнерами, другие в лентах «проходных», уже забывшихся. Разные были фильмы, но не было у актера «проходных» ролей, хоть были и очень небольшие по объему роли.
Но, может быть, больше других показательна в этом отношении работа Быкова в фильме «Я шагаю по Москве». Нам ничего не известно об этом герое Быкова — ни имени, ни кто он, ни кем работает, ни о семье его. Посетитель парка — и все тут. Но как много мы о нем знаем! Как много рассказали нам и его походка, и его глаза, и движения его рук, и его срывающийся голос.
Герой фильма Колька и его друзья повстречались в пустынной аллее парка с одиноко прогуливающимся человеком. Маленького роста, смешной, но напыщенный, трусоватый, но изо всех сил старающийся скрыть это, одинокий посетитель испугался колькиных «пассов» (неугомонный Колька как раз изображал перед нравящейся ему Аленой гипнотизера). Быков играет страх. Сколько красок, сколько оттенков от легкого испуга до паники! Но Быков играет еще и человека, прежде всего человека. И вот из небольшой рольки мы узнаем и о том, что этот щуплый и нервный человек, видимо, всю жизнь, еще с детства завидовал высоким и опасался сильных; мы узнаем и о том, что он тщеславен и не уверен в себе, что он по-обывательски трусоват, ограничен, мнителен и что он очень одинок; что он не добр, мелочен и что он бессилен, беспомощен и смешон одновременно. Можно, наверное, еще и еще перечислять качества этой промелькнувшей в картине фигуры.
Реальный живой человек. да, только так можно сказать о каждом из героев Быкова. И всякий раз это разные люди, поразительно разные, решительно ничем не похожие. Эта простота, естественность, реальность — плод кропотливейшей работы над формой образа. Быков — артист с виртуозной мимикой и виртуозной пластикой. Мы можем знать, какое выражение лица у его героя, даже когда он стоит к нам спиной.
В комедии «Женитьба Бальзаминова» Быков сыграл гусара Чебакова. Крошка-гусар, бравый донельзя, само олицетворение духа молодечества, кумир уездных мессалин. Каким петухом он выступает, как лихо крутит ус, как горячится — это сгусток энергии, темперамента, страстей. И все это — в комическом противоречии с теми пустопорожними целями, на которые тратится столько энергии, столько темперамента, столько мужественности. Это очень смешная роль, сыгранная с озорством, залихватски.
Высокая профессиональная техника — драгоценное качество Быкова, но еще более драгоценно его умение мыслить, наполнять любой, даже крошечный по объему образ подлинной глубиной — психологической, философской.
Если вызвать в памяти эту длинную вереницу героев от Перца в «Педагогической поэме» и Лапшина в «Это начиналось так», если поставить рядом Акакия Акакиевича, монтажника Уварова, гусара Чебакова, то соберется толпа поразительно пестрая и разноликая. Есть ли у этих людей, воплощенных одним художником, что-либо общее? Сперва кажется — ничего. И все-таки есть.
Вспомним глаза актера. О, выражение их может быть бесконечно разнообразным. Но одно в них неизменно; отражение интенсивности духовной жизни героя, которая всегда на пределе той или иной мысли, чувства, страсти. Иногда эти мысли и страсти возвышенны и благородны, иногда — мелки и смешны. Но для героев Быкова они всегда взяты в полную силу, на высоком накале.
И, быть может, именно эта способность актера долгое время рождала ощущение, что им не сыграно еще что-то главное, большое, достойное по своему масштабу такого дара укрупнять и мысль и чувство, находить их крайнее выражение. К этим главным в своем творчестве темам Быков подошел в работах последнего времени-в фильмах «Звонят, откройте дверь!» и «Здравствуй, это я!».
В картине «Звонят, откройте дверь!» он играет Павла Васильевича, трубача из театрального оркестра.
Павел Васильевич вошел в фильм, в сюжет как-то незаметно, словно бы случайно. Двенадцатилетняя Таня, с некоторых пор ставшая «красным следопытом», невзначай встретила его на пути своих поисков первых пионеров. Правда, он никогда не был первым пионером. Он вообще не из тех, кто бывает первым, главным и т.п. Напротив, мимо таких людей часто можно пройти, не заметив их, и это очень жалко и несправедливо.
Быков играет человека будней, человека, далекого от подвигов. Именно его оштрафует на улице милиционер, именно он будет терпеливо стоять в очереди, чтобы сказать два слова продавщице. И он не обидится, если его не захотели выслушать.
Но дело в том, что Быков играет как раз не будничного человека. Во всей повадке Павла Васильевича, в его манере держаться есть подчеркнутая скромность, нежелание бросаться в глаза, боязнь быть навязчивым. И в то же время в нем есть и твердость, и чувство собственного достоинства, и доброта, и прекрасная простота.
Если мы хотим, чтобы стертые от частого и порой бессмысленного употребления слова «хороший человек» наполнились своим прекрасным и высоким смыслом, нам надо узнать Павла Васильевича, человека со славным, добрым лицом, милой улыбкой, с его драгоценным умением жить для других, быть полезным людям. Менее всего он чувствует себя героем, он не поверил бы, если бы ему сказали, что с него можно брать пример. Но он всегда готов рассказать о других — о прекрасных, знаменитых, выдающихся или просто добрых людях. У него, видно, дар находить людей.
Именно этот человек, скромный Павел Васильевич, никогда не совершавший подвигов, ничем не прославившийся, не краснобай, находит взволнованные, от сердца идущие слова, из которых мы узнаем, что это такое — первые пионеры, что это такое — 20-е годы, что это такое — высокий революционный накал жизни. Тут-то и проявилось это драгоценное актерское качество Быкова — умение передать внутреннюю страсть и суть образа, не прибегая к внешней аффектации, но играя взлет самого чувства.
Столь же заметной не только по мастерству — оно всегда на высоте, — но по самой своей сути стала работа Ролана Быкова в фильме «Здравствуй, это я».
Олег Пономарев, для друзей попросту «Пономарь», сперва — рассеянный, экспансивный студент, мальчишка, наделенный умом ученого, потом — большой ученый, так и оставшийся в чем-то озорным, весело идущим навстречу жизни мальчишкой. Это искатель, одаренный и страстный, безгранично преданный науке, одержимый в стремлении к цели.
Ролан Быков сыграл здесь это умение жить на пределе, щедро, без оглядки тратить себя для любимого дела, дарить себя людям.
Снова чуть смешной и чуть чудаковатый, такой худой, большеголовый, слабый здоровьем, Пономарев тверд духом, целеустремлен. Сквозь его «мальчишестость», трогательную наивность в бытовых делах проступает незаурядность, умение жить жизнью озаренной и озарять жизнь вокруг.
. Мы говорим здесь лишь о Быкове — артисте кино. Но он еще и кинорежиссер. Он поставил очень смешную комедию «Семь нянек».
Скоро Ролан Быков придет к зрителям в новом своем обличье, совсем не похожем на его прежние работы в кино. В широкоформатном фильме «Айболит-66», поставленном им самим, он играет Бармалея. Он будет бегать и прыгать, тонуть в воде и летать по воздуху, громко кричать, таращить глаза и рвать на себе волосы — к восторгу маленьких зрителей. А для больших — он будет озорным и философичным героем веселой современной сказки. Но обо всем этом, как и о других работах талантливого актера и режиссера, обладающего поразительным запасом творческой энергии и фантазии, будут написаны новые статьи и новые книги.
Ел. Бауман, 1967
А если бы он вез патроны?
Кожевников А.Ю. Большой словарь: Крылатые фразы отечественного кино. — СПб. Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002, 831 с.
Когда несколько лет назад появился знаменитый «Словарь современных цитат» Душенко, его сразу стали использовать не только в справочных, но и сугубо утилитарных целях. В нем подсматривали цитаты, чтобы при случае ввернуть в застольном или прочем разговоре. Та книга имела подзаголовок «4300 ходячих цитат и выражений ХХ века, их источники, авторы, датировка».
Век кино практически совпадает с ХХ веком, которым ограничивал свою книжку Душенко. Правда, большой словарь кинематографических цитат не в пример объемнее. В картотеке автора 72 тыс. употреблений киноцитат, 1,5 тыс. фильмов, «обязательных для просмотра».
Тут и начинается самое интересное. Действительно, точно так же, как раньше цитировались «Приключения бравого солдата Швейка» и «Золотой теленок», теперь в обиходной речи треть слов кино- и телефильмов.
Только знаменитой фразы — фразы не только 60-х — в этом словаре нет. Это «А если бы он вез патроны?». А, между прочим, в словаре Душенко про это есть: «Зверев Илья (1926-1966). «А если бы он вез патроны? — А если бы он вез макароны?» К/ф «Непридуманные истории» (1964), сцен. Зверева, Ю.Дунского и В.Фрида по рассказу Зверева «Что человеку надо?» (1961), реж. В.Герасимов». Ну и нет у Кожевникова «Скажите, пожалуйста, (┘) сколько может стоить этот пароход?» из фильма 1936 г. «Искатели счастья». А у Душенко есть.
«Никто не может объять необъятного», — скажут защитники идеи. Только на это можно возразить, что необъятное можно структурировать и изучать некую его, необъятного, часть.
Потому что словарь киноцитат становится похож на просто словарь. С потерей актерской интонации фразы теряют и привязку к кинематографу. Ну вот отчего выражение «Оладушки, оладушки, где были? — У бабушки» нужно привязывать именно к фильму «Формула любви», «Не трогай, говорю!» к фильму «Счастливчик», а «Вес взят!» к «Аферистам».
Нет критерия отбора. А не все то, что с крыльями, летает. Не всякое сказанное важно.
Хотя идея хороша. Она замечательна, потому что настоящий, тщательный анализ того, как перемещаются слова из массового искусства, такого, как кино и телевидение, в нашу речь, будет бесценным. А так все выходит несколько неловко, несмотря на затраченный титанический труд. Ходячие цитаты оказываются практичнее крылатых.
Ну, в жизни это явление частое.
Комментарии для элемента не найдены.
А если бы он вез патроны?
Позавчера, как уже сообщала «Нефтянка» (и ряд не менее авторитетных изданий), в Москве, в районе Марьино около улицы Поречной произошла авария на магистральном нефтепродуктопроводе «Транснефти», который связывает Московский НПЗ и кольцевой трубопровод. В результате аварии произошло возгорание нефтепродуктов в прибрежной зоне и непосредственно на поверхности реки. «Да, мы подтверждаем, это наш инцидент», — сказал пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин 12 августа. «Транснефть» временно приостановила прокачку нефтепродуктов от Московского нефтеперерабатывающего завода. Позднее выяснилось, что трубопровод не пострадал. «Был инцидент в том месте, где проходит продуктопровод. Мы в этом случае берем всегда ответственность на себя, объявляем режим ЧС и останавливаем прокачку по трубопроводу, что мы и сделали», — сказал он. Это, между прочим, хорошо характеризует пресс-службу «Транснефти». Далеко не всякая компания сначала возьмет на себя ответственность. Чаще наоборот.
Что ж. Мы рады, что с трубопроводами «Транснефти» все в порядке. Но, в сущности, не важно, произошла ли утечка нефтепродуктов из продуктопровода «Транснефти» и поджог этой лужи «шашлычниками», случай ли это так называемого хулиганства, когда несознательные граждане вылили в речку бочку нефти, или же какое-то «гаражное предприятие» слило отработанные масла… Или, что более вероятно, виноват Московский НПЗ, допустивший попадание нефтепродуктов в дождевой коллектор. Вскрытие, как говорится, покажет, что это было. Ясно одно — в районе массовой жилой застройки находится крайне опасный промышленный объект непосредственно не связанный с функционированием города.
Допустим, что это была «баррельная бочка». Тем хуже. Если такой эффект произвела одна бочка, всего-то около 160 литров нефтепродуктов, то что будет, если вдруг детонирует дневной запас нефтепродуктов на Московском НПЗ? Ничего хорошего не будет. Что обычно при этом бывает «Нефтянка» уже писала.
Рано или поздно МНПЗ и прилегающая к нему нефтетранспортная инфраструктура нанесет такой ущерб, от которого пострадают не только прилегающие районы дешевого жилья (кстати, потому и дешевого, что завод рядом), но и город в целом. Никакие заверения в безопасности и надежности, тем более, исходящие от заинтересованных лиц, не могут служить гарантией безопасности. Владельцы взорвавшихся на днях на севере Китая в городе Тяньцзинь складов, тоже, вероятно, уверяли городские власти в полном контроле за ситуацией. Гарантией может служить только полный и безоговорочный вынос всех потенциально-опасных объектов, не связанных с городской инфраструктурой, за пределы населенных районов.
Всякое химическое производство в городе напоминает знаменитое чеховское ружье: в последнем акте выстрелит обязательно. Дело вовсе не ограничивается нефте- или газохимией. Речь о любом производстве.
Старожилы помнят пожар, который случился в научно-исследовательском институте шинной промышленности в середине девяностых годов прошлого века. Сам НИИШП расположен вблизи станции метро «Шоссе энтузиастов», а запах гари ощущался аж на станции метро «Филевский парк» (автор — старпёр и как раз в тот момент диски контрафактные покупал на «Горбушке»). Горел НИИШП и в 2004 году на фоне имущественных споров. В 2011 году принято решение перепрофилировать территорию НИИШП под лофты и объекты социальной и коммерческой инфраструктуры. И это правильно. Потенциально опасным объектам не место в городской черте.
Эту историю с ружьем очень хорошо понимали создатели российской промышленности. И реакторы Курчатовского института, и машиностроительные заводы, вроде Орджоникидзе и ЗИЛ, и собственно МНПЗ строились в пригородах. Но за прошедшие 50-100 лет ситуация радикально изменилась, и то, что было далекой окраиной превратилось если не в центр города, то, как минимум, в густонаселенный спальный район.
Хотите, чтобы было как в Китае или Мексике? Мы нет. Поэтому пора привести промышленную инфраструктуру города в соответствие с фактически сложившейся застройкой. Если промышленный объект не нужен городу и опасен — его надо выводить или перепрофилировать, как перепрофилировали тот же НИИШП и целый ряд заводов и конструкторских бюро. Если нужен, если существование города без него затруднено — надо оставлять. Так нужен ли городу Московский НПЗ и магистральный нефтепродуктопровод к нему? Давайте попробуем разобраться.
Московский НПЗ был запущен в эксплуатацию в 1 апреля 1938 году в поселке Капотня Московской области, — примерно в 6–7 километрах от столицы. Назывался он тогда «Крекинг-завод №413». Появление НПЗ вблизи Москвы было вполне оправдано — стремительная индустриализация страны требовала все больше топлива, расстояние до города было вполне приемлемо, а расположение рядом с Москвой-рекой позволяло с удобством транспортировать нефть с бакинских нефтепромыслов. Трудно переоценить роль завода во время Великой Отечественной войны, особенно в первый, самый тяжелый её период. По спешно строящимся рокадам, на смену которым в шестидесятые пришел МКАД, завод снабжал топливом практически всю линию обороны Москвы. Победа в битве за Москву немыслима без московского НПЗ.
В сороковые-пятидесятые, в годы послевоенного восстановления, Москва стремительно «наползала» на область, поглощая по дороге села и деревушки, и к началу шестидесятых поселок Капотня оказался в городской черте. В то время это еще не было критично, поскольку плотность застройки вновь поглощаемых территорий была не то чтобы велика. Если в 1938 году площадь Москвы составляла 29 391 га, то к 1960 году достигла 35 637 га, а процесс переселения из коммуналок в хрущевки только начинался. Завод же по прежнему монопольно снабжал столицу топливом (собственно, в эпоху госплана иное сложно предположить). И рос. Вместе со столицей.
К семидесятым население Москвы выросло на две трети. К восьмидесятым — удвоилось. Плотность населения росла соответственно, и весь эффект от расширения границ города, которое было осуществлено в 1960 году, оказался исчерпан. В 70-х — 80-х активно застраиваются близлежащие районы Марьино, Братеево, Люблино, да и собственно Капотня. Завод оказывается в плотном окружении спальных районов.
К 1984 году было завершено строительство вокруг г. Москвы кольцевого нефтепродуктопровода, связавшего Московский, Нижегородский и Рязанский НПЗ. Это существенно снизило экономическую целесообразность нахождения нефтеперерабатывающего завода в черте многомиллионного мегаполиса, однако сохранялась целесообразность политическая. 26 мая 1972 года СССР и США подписали договор о противоракетной обороне, в соответствии с которым противоракетная оборона в принципе запрещалась, за исключением прикрытия двух районов. США прикрыли Аляску. СССР — Москву. Таким образом, МНПЗ гарантированно переживал ядерный апокалипсис и мог вырабатывать топливо (ну, может, слегка радиоактивное) для наших танков, когда они железным потоком ринутся к Ла-Маншу. Но с окончанием холодной войны смысла в этой затее не осталось ровным счетом никакого.
Таким образом к концу прошлого века существование нефтеперерабатывающего завода в черте города утратило всякий смысл — технический, политический, экономический. Экономический — в особенности. Со сменой общественно-экономической формации с развитого социализма на капитализм и, соответственно, приватизацией предприятий и отменой госмонополии на торговлю ГСМ, единственный «плюс» для нынешнего владельца Московского НПЗ «Газпром нефти» от нахождения завода в городской черте — незначительная экономия на транспортном плече при снабжении топливом АЗС своего бренда. Конкуренты предпочитают собственный бензин.
Зато «минусов» хоть отбавляй. Начать с того, что Московский НПЗ — постоянный раздражитель общественного мнения. Чуть где серой запахнет: то не нечистый, а завод в Капотне виноват. Иногда завод не виноват — МНПЗ не единственный вредитель в городе. Иногда — виноват. Но всегда и везде ему приходится оправдываться.
С заводом вечно что-то происходит не то. 26 июня 2015 года, например, «хлопок» на установке риформинга. Спасибо, что не взрыв. 10 ноября 2014 года МНПЗ слегка траванул москвичей сероводородом, в чем не признался, но штраф заплатил. В 2012 году (15 апреля) завод горел. В 2011 году (3 июня) — тоже горел. В 2010 году (5 августа) произошел разрыв трубопровода на территории завода (справка РИА Новости). Может быть, такое количество инцидентов нормально для промышленного предприятия. Но тогда ему тем более не место в городе.
С 2007 года и по 2013 продолжалась эпопея с так называемым «буферным прудом» завода, а, проще говоря, сточной канавой со сливом в Москву-реку. В результате завод «пруд» засыпал, построил очистные сооружения и уплатил штраф. Вся операция обошлась в 12 миллиардов рублей плюс штраф 1,3 миллиарда, который заводу по какой-то извращенной логике удалось вернуть. Мол, природоохранные мероприятия стоили в 10 раз больше, чем штраф, поэтому штраф идет в зачет.
Из разряда долгоиграющих проблем и та, с которой столкнулся Московский НПЗ 12 августа. Долгие годы и десятилетия нефтепродукты накапливались в почве, образуя так называемые «нефтяные линзы». Это не результат какой-то одной аварии. Это результат длительного, многолетнего пренебрежения нормами экологической безопасности, результат халатности и разгильдяйства. Мелкие аварии, прорывы, смыв цистерн, слив шлама — что угодно. И все это на протяжении долгих 77 лет. Если в Москве когда-нибудь найдут нефтяное месторождение, годное к промышленной эксплуатации, оно будет аккурат под МНПЗ.
Природа «Нефтяных линз» такова, что попадающие туда нефтепродукты там и находятся, пока не произойдет что-то экстраординарное, что разрушит этот коллектор. В нашем случае, таким событием стали июльские ливни. Благодаря им нефтепродукты из нефтяной линзы попали сначала в дождевой коллектор, а потом и в Москва-реку. В сущности, жители подмосковных городков должны сказать большое спасибо безвестным марьинским любителям шашлыка, поджегшим по неосторожности траву, которая, в свою очередь, воспламенила нефтепродукты на поверхности реки. Иначе дрейфовало бы углеводородное пятно по течению, покрывая тонкой пленкой все большую и большую поверхность.
Вот такая картина вырисовывается. Можно сколько угодно украшать страницы юбилейных альбомов лебедями — никакого положительного влияния на реальную экологическую ситуацию в Москве это не окажет. Можно тратить миллиарды на природоохранные мероприятия — это не компенсирует вреда, который уже причинен и еще будет причинен. Можно сделать сверхсовременный завод — и все равно он останется «ружьем на стене». Вопрос лишь в том, когда настанет «последний акт».
Так нужен Москве свой НПЗ? Может быть и нужен, но явно не в пределах МКАД. Здравый смысл подсказывает, что перенос объекта на территорию «Новой Москвы», куда-нибудь в малонаселенные районы поближе к кольцевому нефтепродуктоводу «Транснефти» отвечает и интересам города и интересам завода. Вполне возможно выработать такую схему «переезда», которая устроит всех. Не хватает лишь политической воли руководства и, как ни странно, социальной активности горожан. При том, что на словах каждый отдельно взятый москвич недоволен экологией в городе, предпринимать мало-мальски активные действия к выселению завода вялые горожане не спешат. Например петиция с тебованием вынести производственные мощности Московского НПЗ за пределы территории Москвы за два месяца собрала всего-навсего 140 подписей. Маловато для Москвы и даже для четырех соседствующих с НПЗ районов — Марьино, Братеево, Капотня, Люблино — в которых проживает в общей сложности 555 тысяч человек.
Антон Пантелеев
А если бы он вёз патроны?
— совет быть внимательнее: могла произойти неприятность; возможно возражение: А если бы он вёз макароны? — ничего страшного не произошло.
Живая речь. Словарь разговорных выражений. — М.: ПАИМС . В.П. Белянин, И.А. Бутенко . 1994 .
- А гвоздей жареных не хочешь?
- А женщину на подносе не хочешь?
Смотреть что такое «А если бы он вёз патроны?» в других словарях:
- А если б я нёс патроны? — Пустоговорка, подчёркивающая возможные, при определённых условиях, серьёзные последствия произошедшего … Словарь народной фразеологии
- Патроны, использованные в Катынском расстреле — Основные статьи: Катынский расстрел, Катынь Оружие, использованное в Катынском расстреле, оружие под патрон «Браунинг» калибра 7,65 мм (в меньшей степени 6,35 мм), использовавшееся при расстрелах польских военнопленных в Катынском лесу. Тот факт … Википедия
- Патроны для винтовок и пулеметов — Ниже приведен краткий обзор самых распространенных в мире винтовочно пулеметных патронов, состоявших на вооружении армий мира в 20 веке или состоящих на вооружении в настоящее время. Обзор не претендует на полноту и всеохватность, давая… … Энциклопедия стрелкового оружия
- ПАТРОНЫ — Видеть во сне боевые патроны – поставленная вами перед собой цель недостижима. Холостые патроны предвещают бесполезную трату сил и здоровья ради дела, которое не оправдается. Мелкокалиберные патроны предвещают, что ваши надежды на получение… … Сонник Мельникова
- Пистолетные патроны — Унитарный патрон. 1 (пуля, картечь или заряд дроби), 3 заряд пороха, 5 воспламеняющий элемент (капсюль воспламенитель) и, иногда, дополнительные элементы соединены в одно целое посредством 2 гильзы. Патрон (унитарный патрон) боеприпас… … Википедия
- ГОСТ Р МЭК 60238-99: Патроны резьбовые для ламп — Терминология ГОСТ Р МЭК 60238 99: Патроны резьбовые для ламп оригинал документа: 2.10 абажурное кольцо : Цилиндрическая деталь, имеющая внутреннюю резьбу или другой способ крепления на наружном корпусе патрона и предназначенная для фиксирования… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Наиболее распространенные патроны для пистолетов и револьверов — ПОНЯТИЕ О КАЛИБРЕ. Калибром для нарезного оружия называется внутренний диаметр канала ствола оружия. Калибр может измеряться двумя основными способами: по полям нарезов или по их долам. Диаметр пули для данного ствола должен быть… … Энциклопедия стрелкового оружия
- Другие ламповые патроны и цоколи — 5.3.3.2 Другие ламповые патроны и цоколи 5.3.3.2.1 Оболочка, образуемая патроном и цоколем, при установке и в момент замыкания или размыкания электрического контакта должна соответствовать требованиям испытаний на нераспространение пламени из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- ГОСТ Р МЭК 60400-99: Патроны для трубчатых люминесцентных ламп и стартеров — Терминология ГОСТ Р МЭК 60400 99: Патроны для трубчатых люминесцентных ламп и стартеров оригинал документа: 2.7 встраиваемый патрон: Патрон, предназначенный для встраивания в светильник, дополнительный корпус и т.п. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- ГОСТ 2746-90: Патроны резьбовые для электрических ламп. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 2746 90: Патроны резьбовые для электрических ламп. Общие технические условия оригинал документа: 2.10. Абажурное кольцо Цилиндрическая деталь, имеющая внутреннюю резьбу или другой способ крепления ее на наружном корпусе патрона… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации