За какие дни просрочки заказчик начисляет пени
Перейти к содержимому

За какие дни просрочки заказчик начисляет пени

  • автор:

За какие дни просрочки заказчик начисляет пени

4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

12 февраля 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки При расчете пеней по Закону N 44-ФЗ за просрочку поставки какие дни учитывать, если срок поставки определен в рабочих днях: рабочие или календарные? Включаются ли в просрочку дни приемки товара (документ о приемке размещен в ЕИС поставщиком 20 декабря, а заказчик подписал его 23 декабря)? Если размер пеней менее 5% цены контракта, то подлежат ли списанию пени?

При расчете пеней по Закону N 44-ФЗ за просрочку поставки какие дни учитывать, если срок поставки определен в рабочих днях: рабочие или календарные? Включаются ли в просрочку дни приемки товара (документ о приемке размещен в ЕИС поставщиком 20 декабря, а заказчик подписал его 23 декабря)? Если размер пеней менее 5% цены контракта, то подлежат ли списанию пени?

17 января 2023

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Независимо от того, каким образом в контракте определен срок поставки, пени должны начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения, включая нерабочие дни.
Размер пеней должен определяться исходя из стоимости неисполненных обязательств и периода допущенной просрочки без учета дней, потребовавшихся заказчику для приемки поставленного товара.
Если общая сумма начисленных и неуплаченных пеней не превышает 5% цены контракта, имеются основания для их списания.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. По смыслу приведенной нормы пени за просрочку поставки товара начисляются за весь период просрочки, и оснований для исключения из этого периода нерабочих дней не имеется*(1). Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных по сравнению с ГК РФ правил исчисления сроков. Разумеется, стороны вправе определить срок, в течение которого должен быть поставлен товар, в рабочих днях. Однако это обстоятельство никак не влияет на размер пеней, причитающейся с поставщика в случае просрочки поставки: приведенные выше нормы являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Поэтому в рассматриваемой ситуации пени за просрочку поставки должны начисляться за каждый календарный день просрочки, включая и нерабочие дни (смотрите в связи с этим, например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2018 г. N 20АП-3489/18, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 г. N 17АП-13142/16, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2018 г. N 14АП-7345/18, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2017 г. N 17АП-9848/17).
Здесь же отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ не содержат каких-либо специальных правил на тот случай, когда установленный контрактом срок исполнения обязательства приходится на рабочий день и при этом следующий за ним день (указанный в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ) является нерабочим. В законодательстве отсутствуют нормы, которые указывали бы на то, что первым днем периода, за который начисляется неустойка, может быть лишь рабочий день. К подобным случаям положения ст. 193 ГК РФ неприменимы. Изложенное подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2018 г. N 09АП-44081/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2016 г. N 13АП-30240/15, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2018 г. N 15АП-10048/18, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 декабря 2018 г. N 13АП-30118/18).
2. Неустойка (штраф, пени) является одним из способов обеспечения исполнения обязательств и представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойка как мера гражданско-правовой ответственности имеет компенсационный характер: она призвана компенсировать кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства должником.
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. В частности, в силу п. 5 ст. 454, ст. 458, ст. 506, п. 1 ст. 509, ст. 513 ГК РФ обязанность поставщика по поставке товара считается исполненной в момент передачи товара покупателю. Это относится и к контрактам на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 ГК РФ). Как разъяснено в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации день фактической передачи товара заказчику совпадает с днем размещения поставщиком в ЕИС документа о приемке товара, то именно этот день (при условии последующей приемки товара заказчиком) должен считаться последним днем периода просрочки, за который должны быть начислены пени. Дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, в указанный период не включаются.
Аналогичным образом этот вопрос решается в разъяснениях Минфина России (смотрите, например, письма от 24.03.2020 N 24-03-07/22888, от 16.03.2020 N 24-03-07/19771, от 07.11.2017 N 24-03-08/73293) и в судебной практике (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2021 г. N 303-ЭС21-10359 по делу N А51-15517/2020, постановление Девятого ААС от 26.12.2019 N 09АП-70005/19, постановление Тринадцатого ААС от 25.03.2020 N 13АП-448/20 по делу N А56-106750/2019, постановление Девятого ААС от 27.08.2020 N 09АП-34918/20, постановление АС Московского округа от 11.02.2019 N Ф05-21145/18, постановление АС Московского округа от 30.06.2020 N Ф05-7220/20, постановление АС Московского округа от 11.06.2020 N Ф05-3794/20).
3. В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Соответствующие случаи и порядок установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее — Правила).
Согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением некоторых случаев, когда допускается списание неустоек по контрактам, обязательства по которым не исполнены.
В частности, подп. «а» п. 3 Правил предусмотрено, что списание осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. «а» п. 5 Правил).
В заключение напомним, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) (п. 4 Правил). В силу п. 7 Правил в случае, если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается. Подробнее о списании пеней смотрите в материале: Энциклопедия решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

23 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Начисление пени по 44 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление пени по 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Неустойка:
  • Взыскание неустойки по дду
  • Взыскание неустойки по договору
  • Взыскание неустойки по закону о защите прав потребителей
  • Взыскание неустойки по кредитному договору
  • Взыскание неустойки по осаго
  • Показать все
  • Неустойка:
  • Взыскание неустойки по дду
  • Взыскание неустойки по договору
  • Взыскание неустойки по закону о защите прав потребителей
  • Взыскание неустойки по кредитному договору
  • Взыскание неустойки по осаго
  • Показать все
  • Закупки:
  • 14.12.30.190
  • 141 КОСГУ
  • 17 12 14
  • 17.12.14
  • 17.12.14.119
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 112 «Заключительные положения» Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «При этом суд округа, руководствуясь положениями части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, пунктов 2, 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением Правительства от 04.07.2018 N 783, принимая во внимание правовой подход, изложенный в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, и, отметив, что предъявленная учреждением в рамках настоящего спора к взысканию с общества сумма неустойки составляет 1,66 процента от цены контракта, пришел к выводу о наличии правовых оснований для списания начисленной и неуплаченной неустойки согласно Правилам N 783 (в редакции от 26.04.2020).»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 «Заключительные положения» Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «По смыслу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и Правил N 783 списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта при соблюдении указанных в них условий являются именно обязанностью заказчика.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения срока, определенного в контракте. Она устанавливается контрактом в размере 1/300 ключевой ставки Банка России (на дату уплаты пени) от цены контракта (отдельного этапа его исполнения), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые предусмотрены контрактом (отдельным этапом его исполнения) и фактически исполнены подрядчиком. Законодательством может быть установлен иной порядок начисления пени (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7
(ред. от 22.06.2021)
«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» 78. Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, статьями 23, 23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    За какие дни просрочки заказчик начисляет пени

    4 февраля 2024 Регистрация Войти
    6 февраля 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    12 февраля 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Заказчиком были начислены пени за просрочку обязательств по контракту, выставлено требование. Поставщик обратился с просьбой списать денежные средства согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Контракт заключен в 2021 году. Заказчик начислил пени за просрочку, контрагент ее уплатил. Впоследствии по причине обнаружения ошибки в расчете пеней была доначислена сумма неустойки, выставлено требование об уплате. Контрагент просит списать доначисленную неустойку. Обязан ли заказчик списать штраф, или он может требовать его уплаты?

    Заказчиком были начислены пени за просрочку обязательств по контракту, выставлено требование. Поставщик обратился с просьбой списать денежные средства согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Контракт заключен в 2021 году. Заказчик начислил пени за просрочку, контрагент ее уплатил. Впоследствии по причине обнаружения ошибки в расчете пеней была доначислена сумма неустойки, выставлено требование об уплате. Контрагент просит списать доначисленную неустойку. Обязан ли заказчик списать штраф, или он может требовать его уплаты?

    27 декабря 2022

    По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основан Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
    Как следует из требований ч. 6, ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (пеней). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливаются контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пеней.
    В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
    На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее — Правила).
    Так, в соответствии с подп. «а» п. 3 Правил списание неустойки в полном объеме осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. Если же общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) (подп. «б» п. 3 Правил).
    В то же время согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением случаев, указанных в подп. «а»-«г» п. 2 Правил. Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подп. «а» п. 3 Правил является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. «а» п. 5 Правил). Если же речь идет о списании неустойки в случае, предусмотренном подп. «б» п. 3 Правил, в дополнение к этим документам должна быть предоставлена информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет/на счет заказчика в порядке, установленном подп. «б» п. 5 Правил.
    Отметим, что Правилами (в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 340 и постановления Правительства России от 23.03.2022 N 439) не установлены предельные сроки принятия заказчиком решения о списании начисленной неустойки. Также Правилами не предъявляются требования к годам заключения и срокам исполнения контрактов в целях списания неустойки. То есть заказчик списывает неустойку, независимо от года, в котором она образовалась, в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ (п. 11 Правил, постановление АС Московского округа от 11.04.2022 N Ф05-6329/22, постановление Седьмого ААС от 15.04.2022 N 07АП-2894/22). При этом с учетом положений подп. «б» п. 3, подп. «б» п. 5 Правил списание неустойки возможно и в том случае, когда часть неустойки была уплачена контрагентом на основании требования заказчика.
    Из приведенных норм можно сделать вывод, что списание неустойки при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика фактически обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. N 24-03-08/53032, п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.11.2022 N Ф04-6208/22 по делу N А70-25228/2021, постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.11.2022 N Ф04-5472/22 по делу N А45-6674/2022). Если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, это не препятствует судебной защите интересов контрагента.
    Таким образом, если в приведенной ситуации имеются все основания для списания неустойки, сам факт доначисления неустойки и то обстоятельство, что часть суммы неустойки была ранее уплачена контрагентом, не свидетельствуют об отсутствии у заказчика обязанности списать неустойку (смотрите, например, постановление Первого ААС от 02.09.2022 N 01АП-5885/22 по делу N А43-32945/2021).
    По вопросу о порядке списания неустойки смотрите Энциклопедию решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Верхова Надежда

    Ответ прошел контроль качества

    8 декабря 2022 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ВС РФ подтвердил, с какой даты начислять пени за просрочку исполнения госконтракта

    Стороны заключили контракт на работы. По нему результат надо сдать до 20 декабря. Сделали это почти через год.

    Заказчик начислил пени с 20 декабря: по его мнению, предлог «до» означает окончание срока 19 декабря. Подрядчик их не выплатил. Заказчик обратился в суд.

    Суды его поддержали, но поправили расчет неустойки, поскольку:

    • срок сдачи работ — до 20 декабря. Значит, просрочка не могла возникнуть ранее 21 декабря;
    • предлог «до» не влияет на дату ее начала. Этот подход применяют в судебной практике. Другого правила о том, как исчислять сроки с формулировкой «до указанного числа», в законодательстве нет.

    Напомним: ранее ВС РФ высказывал аналогичное мнение об учете предлога «до» при расчете неустойки. Сходную позицию занимают, в частности, АС Поволжского, Северо-Кавказского и Уральского округов. Однако, у АС Московского округа иная точка зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *