«Электронные магазины» в рамках госзакупок пока мало востребованы участниками — эксперты
Москва. 5 мая. ИНТЕРФАКС — Новая закупочная процедура — «электронный магазин» (или «закупка с полки», позволяет осуществлять закупку на сумму до 3 млн рублей) пока мало востребована участниками госзакупок, следует из данных электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок (8 площадок), на которых эти «электронные магазины» начали действовать с 1 апреля текущего года.
«Итоги первого месяца работы новой процедуры неплохие: у заказчиков появилось новое право, и мы видим, что часть из них приступила к его реализации и тестированию, это хорошее начало, — сказал «Интерфаксу» гендиректор ЭТП «РТС-тендер» Владимир Лишенков. — У «закупки с полки» есть ряд своих особенностей, мы до сих пор видим запрос с рынка в разъяснении порядка проведения и участия в этой процедуре».
По данным «РТС-тендер» и «Российского аукционного дома» (РАД), в течение апреля было проведено только 64 таких закупки на общую сумму 68 млн рублей. Эти процедуры использовались преимущественно для закупок компьютерного, электронного и оптического оборудования (20 процедур), резиновых и пластмассовых изделий (10), пищевых продуктов (7), машин и оборудования (5).
По данным «РТС-тендер», первыми «закупки с полки» испытали заказчики Краснодарского края, Дагестана, Ростовской, Новосибирской и Омской области, а также Москвы.
По оценкам экспертов, малое число новых закупочных процедур связано с их новизной — заказчики и участники не знакомы с особенностями их проведения, а также с рядом сложностей.
«Процедура «закупки с полки» вступил в силу только с 1 апреля текущего года, и в связи с этим многие заказчики еще не успели полностью ознакомиться с процедурой проведения такой закупки, а поставщики не успели завести на площадке свои предложения, которые сама площадка должна автоматически отбирать при получении такого извещения», — пояснил «Интерфаксу» гендиректор ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.
«По информации наших заказчиков, основная проблема, с которой они столкнулись при размещении процедуры — отсутствие предварительных предложений поставщиков, — сказала «Интерфаксу» руководитель департамента по государственным и корпоративным закупкам РАД Анастасия Тхакур. — Участники рынка не понимают структуры «закупки с полки», их отпугивает ее запутанность, многосоставность и нелинейность. На мой взгляд, «закупка с полки» нуждается в доработке и более четком построении структуры проведения процедуры».
При этом Сытин подчеркнул, что в рамках 44-ФЗ («О контрактной системе») продолжает действовать норма об осуществлении закупок малого объема (до 600 тыс. рублей) напрямую (без проведения какой-либо процедуры — ИФ) у единственного поставщика. «Поэтому, в принципе мы и не ожидали, что в апреле будет какой-то резкий скачек таких закупок на площадках, — сказал он. — Сейчас по всему рынку таких закупок («с полки» — ИФ) несколько десятков».
По данным «РТС-тендер», за этот же период в электронных магазинах площадки для закупок малого объема у единственного поставщика было проведено 150 тыс. процедур на сумму более 12 млрд рублей. Общий годовой объем таких закупок оценивается приблизительно в 1 трлн рублей.
По оценкам всех ЭТП, востребованность новой закупочной процедуры станет ясной в течение I-II кварталов.
«Чтобы получить релевантную статистику, стоит выждать более длительный временной период, — сказал Сытин. — Полагаем, что уже в ближайшие месяц-два закупок станет больше. С другой стороны, если за квартал с начала старта мы не увидим значительного количества, то это повод для всех нас проанализировать и внести корректировки в порядок проведения таких закупок».
«Пока еще прошло мало времени, думаю, перспектива 6 месяцев будет более показательной с точки зрения интереса рынка и эффективности самой процедуры закупки», — добавил Лишенков.
Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки в 44-ФЗ, которые позволяют госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре. Последняя предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.
До запуска «закупок с полки» в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема использовались и продолжают использоваться так называемые электронные магазины ЭТП (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов — ИФ), аналогичные сервисы субъектов РФ (включая «Портал поставщиков» Москвы), а также Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка» (с апреля прошлого года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).
За счет запуска новой закупочной процедуры регуляторы рассчитывают, в частности, получить достоверные данные о сегменте закупок малого объема, который только частично виден (может учитываться — ИФ) через действующие в настоящее время «электронные магазины».
Летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП — восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», а также «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Чем может быть полезен «Электронный магазин» госзакупок
Закупки малого объема в Ленинградской области проводятся в электронном магазине. Что он позволяет сделать:
• совершать закупки до 600 тысяч рублей в электронном виде;
• проводитьзакупки юридическм, физическим лицам, а также, индивидуальным предпринимателям;
• дает возможность разместить информацию о закупке, обменяться бухгалтерскими документами в электронной форме.
Как работает площадка:
первый вариант: заказчик размещает заявку и получает коммерческие предложения от поставщиков.
второй вариант: заказчик сам ищет в каталоге подходящее предложение. Контракты заключаются в электронной форме.
Как действует заказчик:
Шаг 1. Создает закупки в виде заявки на госзакупку;
Шаг 2. Активирует закупку;
Шаг 3. Для выбора поставщика использует кнопку «Пригласить». Выбранным поставщикам система рассылает приглашения, а госзакупка после активации переходит в статус «Активные»;
Шаг 4. Чтобы рассмотреть поступившие предложения в каталоге «Закупки» нужно нажать на номер закупки и перейти в раздел «Оферты поставщиков».
Как действует поставщик:
Шаг 1. Ищет подходящие заказы в разделе «Поиск закупок»;
Шаг 2. Отвечает на заявки заказчиков в разделе «Заказы»;
Шаг 3. Отправляет заявку на исполнение заказчику по кнопке «Отправить заказчику».
С полным списком возможностей, предоставляемых функционалом Электронного магазина Вы можете ознакомиться по ссылке
Закупки по 223‑ФЗ в электронном магазине: нюансы для заказчика
Закупки в электронном магазине — неконкурентные закупки в электронной форме, осуществляемые с использованием функционала оператора электронной площадки. Легального термина такого вида закупок и понятия «электронный магазин», в целом, в действующих нормативных актах, не установлено, однако в Положениях о закупках отдельных заказчиков вы можете их встретить. Например, «Электронный магазин — аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий проведение закупок способами, предусмотренными настоящим Положением, с обменом электронными документами или иными сведениями в электронно-цифровой форме, с использованием сети Интернет».
Осуществление закупок в электронном магазине — право заказчика.
С 1 июля 2022 г. у заказчиков по 223-ФЗ появилась возможность проводить закупки у СМСП в электронной форме посредством электронного магазина. Такой способ заказчик вправе установить в Положении о закупке. Более того, проведение закупок у СМСП в электронном магазине позволит заказчику учесть их в обязательном 20% объеме закупок у СМСП. Для этого нужно закрепить соответствующий регламент процедуры в Положении о закупке.
Какое название выберет заказчик для данной процедуры, отнесет ли этот способ закупки к закупке у единственного поставщика или же выделит в отдельный вид неконкурентной закупки, — зависит от его решения.
В настоящее время заказчики используют самые разные наименования для рассматриваемой процедуры закупки:
- Закупки у единственного поставщика, в т.ч. через электронный магазин;
- Закупки через электронный магазин. Способы: ценовой запрос, отбор оферт;
- Закупки «с полки» и пр.
Необходимо отметить, что такую закупку заказчики могут провести как с предоставлением преимуществ для СМСП, так и «для всех».
Если закупка объявляется «для всех», провести ее может любой оператор электронной площадки. Если речь идет о закупке для СМСП, заказчик выходит на одну из площадок-операторов, отобранных для проведения закупок по 44-ФЗ (см. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р).
Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Если заказчик решит установить в Положении соответствующий регламент закупки для СМСП в электронном магазине, ему необходимо будет учесть нюансы п. 20.1 ПП РФ №1352, с одной стороны, и условия проведения такой процедуры, определенные оператором электронной площадки, с другой стороны. Для того, чтобы не озадачиваться универсализацией норм применительно ко всем регламентам операторов электронной площадки, заказчик вправе в Положении установить отсылочную формулировку относительно учета Регламента оператора соответствующей электронной площадки при подготовке и проведении закупки указанным способом.
На какие аспекты заказчику обратить внимание при объявлении и проведении такой закупки?
- Заказчик определяет начальную цену товара (работы, услуги) в соответствии с порядком, установленным Положением о закупке.
- Заказчик формирует информацию о закупке на функционале оператора электронной площадки. Здесь он разместит сведения об объекте закупки, указывая все необходимые характеристики и требования (коды ОКПД2, единицы измерения, количество, требования к таре и упаковке и т.п.). Можно прикрепить файлы технического задания, здесь обращайте внимание на возможные ограничения площадки по объему таких документов.
- Необходимо установить критерии оценки предварительных предложений. Это может быть только цена. Либо цена и сроки исполнения обязательств по договору, а может быть и квалификация участника и др. Эти условия формулирует именно заказчик.
При оценке предварительных предложений обращаем внимание на сроки действия предварительного предложения поставщика.
- Если проводится закупка для СМСП в электронном магазине, договор по результатам такой закупки подлежит заключению в электронной форме. Если закупка проводится «для всех» — по регламенту, установленному заказчиком.
Обязательность заключения договора по результатам такой закупки, порядок и условия признания закупки несостоявшейся или безрезультатной и возможные дальнейшие действия сторон также устанавливаются заказчиком.
- Составляется ли протокол? Этот вопрос заказчик также регламентирует самостоятельно. Для фиксации результата принятого решения при оценке поступивших предварительных предложений рекомендуется составить протокол, но заказчик самостоятельно определяет состав и содержание такого протокола.
Таким образом, закупка по 223-ФЗ в электронном магазине — право заказчика, позволяющее выйти на неконкурентную закупку, сохранив при этом элемент состязательности предложений участников.
Закупка может быть проведена как с преимуществами для СМСП, так и «для всех». При этом проведение такой неконкурентной закупки в электронной форме значительно снизит риск предъявления претензий контрольных органов в связи с ее соответствием отдельным признакам конкурентной процедуры.
Электронный магазин госзакупок: что это за магазин, и как он работает?
Новшества, которые внедряются в сферу государственных закупок, призваны повышать прозрачность и эффективность проводимых процедур, поддерживать экономику внутри страны.
С появлением такого высокотехнологичного решения как электронные магазины для закупок малого объема дали возможность заказчикам проводить торги по упрощенному алгоритму. Большую роль электронные магазины сыграли и для поставщиков – представителей малого бизнеса, так как теперь они могут выходить на торги наравне с крупными компаниями.
О принципе работы, преимуществах, примерах конкретных платформ — читайте в материале.
Что такое магазины закупок малого объема, и для чего они нужны?
Для начала разберемся с терминологией и поймем, что такое малые закупки? К ним относятся процедуры по 44-ФЗ, стоимость которых не превышает 600 тыс. руб. (п.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Кроме того, заказчики вправе организовать закупку для единственного исполнителя, стоимость которой может доходить до 1 млн. руб. (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ).
Важно: закупка товаров п.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ на сумму не превышающую 3-х млн. руб. (ч.12 ст.93 44-ФЗ) может проходить на федеральных ЭТП. И это касается только товаров!
По 223-ФЗ малыми закупками считаются процедуры со стартовой ценой контракта до 500 тыс. руб., если прибыль заказчика за год превысила 5 млрд. руб. (ч.15 ст.4 223-ФЗ).
Электронные магазины закупок малого объема предназначены для проведения недорогих процедур, соблюдения принципов прозрачности и конкуренции в сфере госзаказа. Регистрация в системе и дальнейшее участие в мероприятиях не требуют дополнительных трат, то есть являются бесплатными.
Использовать эти современные платформы вправе любой заказчик, независимо от его уровня – региональный, муниципальный или просто конкретное учреждение. Автоматизированные системы являются рычагом управления и контроля в области госзаказа.
Весной 2019 г. заработал Единый агрегатор торговли «Березка», который нацелен исключительно для проведения мелких заказов. На его базе закрываются сделки федеральных и региональных заказчиков по прямым контрактам для единственных исполнителей по п.4, 5 и 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Чем полезны магазины по осуществлению недорогих заказов?
Электронные магазины, разработанные на основе современных решений IT, делают сотрудничество заказчиков и поставщиков намного проще. Такие процедуры не требуют лишних затрат, оперативны, позволяют выбрать самое выгодное предложение от кандидатов.
Преимущества этих цифровых сервисов:
- возможность анализа и оценки актуальной ситуации на рынке;
- предпочтение наиболее подходящему предложению по соотношению цены и качества;
- применение сервисов по электронному документообороту;
- сотрудничество с контрагентом, имеющим деловую репутацию и опыт выполнения аналогичных работ.
Помимо названных преимуществ, благодаря использованию электронных магазинов, происходит поддержка малого бизнеса и повышение спроса на продукцию региональных поставщиков.
Принцип работы электронных магазинов
При проведении малых закупок на электронных торговых площадках (ч.12 ст.93 44-ФЗ) задействовано 3 стороны: заказчик, оператор ЭТП и поставщик. Кратко рассмотрим алгоритм действий каждого из них.
Заказчик – готовит и направляет в ЕИС извещение и документацию о закупке (НМЦК и при необходимости – ОИК). Затем:
- изучает поступившие заявки;
- допускает или отклоняет заявки;
- ранжирует заявки с учетом нацрежима;
- на ЭТП формирует итоговый протокол и направляет оператору торговой площадки;
- после получения заявок от оператора в течение 1 часа публикует протокол в ЕИС и на ЭТП.
Оператор:
- проверяет предложения кандидатов и отсутствие информации о них в РНП;
- проверяет товар на соответствие требованиям организатора;
- ранжирует предложения по цене за единицу товара;
- выбирает 5 заявок с наименьшей ценой (но достаточно будет и 2-х предложений);
- направляет организатору предложения и документы кандидатов.
Поставщик:
- формирует ценовое предложение;
- имеет право обжаловать закупку.
Предложение действует не более 1 месяца со дня размещения, но его можно будет продлить, изменить или отозвать. Предложение вправе подавать участник, зарегистрированный в ЕИС. Можно подать только одно предложение и не более.
Важно: товары и критерии берутся из каталога ТРУ в Единой системе. Нельзя купить товар, которого нет в каталоге. Если товар присутствует в каталоге без описания, то заказчик рискует приобрести «кота в мешке».
Проводить мелкие закупки с использованием электронных магазинов – это право или обязанность организаторов?
Ответ на этот вопрос мы нашли в Письме ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г. Если кратко, то позиция Антимонопольного ведомства заключается в том, что контрактное законодательство не обязывает заказчиков осуществлять мероприятия на цифровых платформах, выбранных региональными властями.
В подтверждение своей позиции ФАС ссылается на тот факт, что региональные власти не могут принять соответствующий норматив и обязать организаторов осуществлять мелкие заказы в электронном магазине, так как это будет противоречить положениям антимонопольного законодательства в части создания для сервиса более выгодных условий.
Аналогичное мнение содержится в Письме Пензенского УФАС № 1009-5э от 08.10.2019 г.
Примеры онлайн-сервисов для проведения малых закупок
Организовывать и проводить процедуры с небольшой стоимостью заказчики могут в Корпоративном интернет-магазине — https://www.roseltorg.ru/kim. Участники создают личный кабинет в сервисе и ведут дальнейшую работу абсолютно бесплатно. Наличие учетной записи позволяет кандидатам выкладывать свои прайс-листы, находить заказчиков и реализовывать продукцию или услуги без привлечения ненужных посредников, то есть происходит выход напрямую на бюджетную организацию, нуждающуюся в данной покупке.
Поставщик изучает размещенный заказчиком запрос и дает обратную связь, если он ему интересен. Контракт заключается в кратчайшие сроки.
Вторым внушительным сервисом по закупкам также является корпоративная платформа Росатома — https://www.rosatom.rts-tender.ru/catalog/about/. На ней проходят мероприятия от ведущих предприятий атомного направления на суммы не более 1 млн. руб. Создание учетное записи – бесплатно, торги осуществляются в онлайне, контракты заключаются и подписываются на площадке с помощью электронной подписи (ЭП).
Третьей цифровой системой электронной торговли является электронный магазин ОАО РЖД — https://eshoprzd.ru/home. Здесь закрываются сделки по потребностям РЖД. Госкорпорация реализовывает большое количество контрактов для представителей малого и среднего бизнеса – свыше 100 млрд. руб. в год. Зарегистрироваться в сервисе может любой желающий предприниматель или ООО и заключить контракт с крупным предприятием. В системе можно найти разные заказы от поставки канцелярских принадлежностей до оказания строительных и ремонтных услуг.
Для начала работы кандидату необходимо будет зарегистрировать личный кабинет (тоже бесплатно) и опубликовать свой прайс. Предложение увидят заказчики и в случае заинтересованности сами выйдут на поставщика для заключения договора. Таким образом, даже мелкий предприниматель может заявить о себе и начать сотрудничество с масштабными игроками.
Назовем еще примеры. Электронные магазины запускаются на базе внешних торговых платформ. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской области открыт на основе торговой площадки РТС-Тендер. Здесь же ведет свою деятельность, например, электронный магазин города Омска.
Заказчики Самарской области проводят торги в цифровой системе государственных закупок. А московским примером служит сервис ЕАИСТ (Единая автоматизированная система торгов), где размещаются запросы от представителей столичных властей. Эта платформа входит в Портал поставщиков, на котором должны быть обязательно зарегистрированы поставщики, желающие реализовывать свою продукцию и оказывать услуги в этом сегменте.
Рост показателей в сфере госзаказа, благодаря использованию электронных магазинов
Внедрение в госзакупки цифровых платформ для проведения недорогих заказов среди малого бизнеса привело к высоким результатам. Убедиться в этом можно, обратившись к опыту мурманских заказчиков. Бюджетные организации из Мурманской области стали осуществлять торги на региональном торговом агрегаторе с 2015 г. на основе специального модуля. Такая работа наглядно продемонстрировала эффективные показатели:
- выросло число поставщиков, участвующих в региональных процедурах (было закрыто почти 4 тысячи сделок на сумму свыше 160 миллионов);
- обеспечен доступ всех заинтересованных лиц к малым закупкам, представителям СМП были предоставлены дополнительные преимущества (в системе зарегистрировалось почти 2 тысячи компаний);
- исключены договорные взаимоотношения между участниками сделок;
- максимально реализован принцип конкуренции;
- сокращены расходы целевых средств (сэкономлено почти 20 миллионов государственных денег, а это 11% от общего бюджета, выделенного на закупки).
Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?
Торговая площадка «РТС-Тендер» включает в себя десятки магазинов по осуществлению некрупных сделок, ведущих свою деятельность в различных субъектах РФ:
На сегодняшний день в нашей стране функционируют и показывают высокие результаты свыше полусотни магазинов, работающих на мощностях платформы РТС-Тендер. Деятельность распространяется на все субъекты государства. К концу 2018 г. число учреждений, работающих в системе, переступило черту в 12 тысяч, а это каждый десятый заказчик России. Общая экономия государственных средств составила более 600 млн. руб. (в среднем это 7%).
Какие возможности открылись перед организаторами благодаря системе:
- объединение мелких заказов от всех заказчиков на местном и региональном уровне в одном месте – собственном электронном магазине;
- выбор федерального органа;
- разработка дизайна сайта;
- большой выбор инструментов, подробные аналитические срезы в различных областях;
- помощь на всех этапах и предоставление необходимых документов для подключения системы;
- обучение сотрудников организации на базе площадки РТС-Тендер.
Преимущества для поставщиков:
- сведения о небольших заказах доступны всем заинтересованным лицам;
- поиск заказчиков происходит с помощью характеристик товаров (можно установить необходимые настройки и получать бесплатные уведомления);
- возможность смотреть будущие процедуры и на основании этого планировать свою будущую деятельность;
- несложная подача своего прайс-листа;
- заказчик сам откликнется, если заинтересовался товаром, и направит необходимую документацию вместе с проектом контракта; поставщик может изучить эти документы, а затем согласиться или не согласиться на сделку.
Договор можно подписать или непосредственно в электронной системе или письменно вне магазина, а затем сведения попадают во всеобщий доступ.
Ответы на вопросы наших учеников о малых закупках, проводимых в электронных магазинах
Учениками нашей онлайн-школы «Азбука тендеров» являются не только опытные поставщики в сфере госзаказа, но и начинающие исполнители. Среди последних популярны вопросы, ответы на которые мы решили разместить в данной статье.
Нужно ли приобретать дополнительную электронную подпись для участия в малых закупках через электронные магазины?
Для участия в таких торгах дополнительная ЭП не требуется. У вас должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись, которая оформляется для участия на 8-ми федеральных ЭТП по 44-ФЗ и для регистрации в Единой информационной системе (ЕИС).
Чем схема участия через электронные системы отличается от запроса котировок?
Запрос котировок – один из популярных способов выбора исполнителя у заказчиков, так как используются упрощенные сценарии проведения и короткие сроки заключения сделок. При этом цена госзаказа не может быть свыше 500 тыс. руб. при условии, что годовое количество закупок не превышает 10% СГОЗ и не более 100 млн. руб. (п.2 ст.72 44-ФЗ). Выигрывает участник, предложивший самую низкую стоимость выполнения контракта (сумму цен ТРУ).
В электронных магазинах все происходит еще проще. После бесплатной регистрации в системе поставщик может пойти двумя путями:
- найти покупателя, изучив уже имеющиеся в магазине запросы;
- сформировать свое предложение и подождать, пока заказчики сами откликнуться.
С помощью электронных магазинов заказчики могут проводить простые и срочные процедуры (в последнем случае нужно будет обязательно пояснить причины такой спешки). Исполнитель может быть найден и заключен с ним контракт в течение 2-х дней.
Для сравнения: при обычной закупке на этот этап может уйти минимум неделя.
А что насчет обеспечительных мер и комиссий со стороны сервисов?
Почти все сервисы по осуществлению малых закупок не берут с участников никаких комиссий, а также отсутствует обеспечительный платеж. Такой формат нравится организаторам, так как процедура проходит полностью прозрачно для контролирующих органов, и не возникнет претензий, что закупка проводится по чрезмерной стоимости. Но, например, такая площадка как ЕАТ «Березка» взимает с пользователей комиссионный сбор.