Что такое электронный магазин в госзакупках
Перейти к содержимому

Что такое электронный магазин в госзакупках

  • автор:

«Электронные магазины» в рамках госзакупок пока мало востребованы участниками — эксперты

Москва. 5 мая. ИНТЕРФАКС — Новая закупочная процедура — «электронный магазин» (или «закупка с полки», позволяет осуществлять закупку на сумму до 3 млн рублей) пока мало востребована участниками госзакупок, следует из данных электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок (8 площадок), на которых эти «электронные магазины» начали действовать с 1 апреля текущего года.

«Итоги первого месяца работы новой процедуры неплохие: у заказчиков появилось новое право, и мы видим, что часть из них приступила к его реализации и тестированию, это хорошее начало, — сказал «Интерфаксу» гендиректор ЭТП «РТС-тендер» Владимир Лишенков. — У «закупки с полки» есть ряд своих особенностей, мы до сих пор видим запрос с рынка в разъяснении порядка проведения и участия в этой процедуре».

По данным «РТС-тендер» и «Российского аукционного дома» (РАД), в течение апреля было проведено только 64 таких закупки на общую сумму 68 млн рублей. Эти процедуры использовались преимущественно для закупок компьютерного, электронного и оптического оборудования (20 процедур), резиновых и пластмассовых изделий (10), пищевых продуктов (7), машин и оборудования (5).

По данным «РТС-тендер», первыми «закупки с полки» испытали заказчики Краснодарского края, Дагестана, Ростовской, Новосибирской и Омской области, а также Москвы.

По оценкам экспертов, малое число новых закупочных процедур связано с их новизной — заказчики и участники не знакомы с особенностями их проведения, а также с рядом сложностей.

«Процедура «закупки с полки» вступил в силу только с 1 апреля текущего года, и в связи с этим многие заказчики еще не успели полностью ознакомиться с процедурой проведения такой закупки, а поставщики не успели завести на площадке свои предложения, которые сама площадка должна автоматически отбирать при получении такого извещения», — пояснил «Интерфаксу» гендиректор ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.

«По информации наших заказчиков, основная проблема, с которой они столкнулись при размещении процедуры — отсутствие предварительных предложений поставщиков, — сказала «Интерфаксу» руководитель департамента по государственным и корпоративным закупкам РАД Анастасия Тхакур. — Участники рынка не понимают структуры «закупки с полки», их отпугивает ее запутанность, многосоставность и нелинейность. На мой взгляд, «закупка с полки» нуждается в доработке и более четком построении структуры проведения процедуры».

При этом Сытин подчеркнул, что в рамках 44-ФЗ («О контрактной системе») продолжает действовать норма об осуществлении закупок малого объема (до 600 тыс. рублей) напрямую (без проведения какой-либо процедуры — ИФ) у единственного поставщика. «Поэтому, в принципе мы и не ожидали, что в апреле будет какой-то резкий скачек таких закупок на площадках, — сказал он. — Сейчас по всему рынку таких закупок («с полки» — ИФ) несколько десятков».

По данным «РТС-тендер», за этот же период в электронных магазинах площадки для закупок малого объема у единственного поставщика было проведено 150 тыс. процедур на сумму более 12 млрд рублей. Общий годовой объем таких закупок оценивается приблизительно в 1 трлн рублей.

По оценкам всех ЭТП, востребованность новой закупочной процедуры станет ясной в течение I-II кварталов.

«Чтобы получить релевантную статистику, стоит выждать более длительный временной период, — сказал Сытин. — Полагаем, что уже в ближайшие месяц-два закупок станет больше. С другой стороны, если за квартал с начала старта мы не увидим значительного количества, то это повод для всех нас проанализировать и внести корректировки в порядок проведения таких закупок».

«Пока еще прошло мало времени, думаю, перспектива 6 месяцев будет более показательной с точки зрения интереса рынка и эффективности самой процедуры закупки», — добавил Лишенков.

Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки в 44-ФЗ, которые позволяют госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре. Последняя предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.

До запуска «закупок с полки» в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема использовались и продолжают использоваться так называемые электронные магазины ЭТП (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов — ИФ), аналогичные сервисы субъектов РФ (включая «Портал поставщиков» Москвы), а также Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка» (с апреля прошлого года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

За счет запуска новой закупочной процедуры регуляторы рассчитывают, в частности, получить достоверные данные о сегменте закупок малого объема, который только частично виден (может учитываться — ИФ) через действующие в настоящее время «электронные магазины».

Летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП — восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», а также «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Чем может быть полезен «Электронный магазин» госзакупок

Чем может быть полезен «Электронный магазин» госзакупок

Закупки малого объема в Ленинградской области проводятся в электронном магазине. Что он позволяет сделать:
• совершать закупки до 600 тысяч рублей в электронном виде;
• проводитьзакупки юридическм, физическим лицам, а также, индивидуальным предпринимателям;
• дает возможность разместить информацию о закупке, обменяться бухгалтерскими документами в электронной форме.

Как работает площадка:
первый вариант: заказчик размещает заявку и получает коммерческие предложения от поставщиков.
второй вариант: заказчик сам ищет в каталоге подходящее предложение. Контракты заключаются в электронной форме.

Как действует заказчик:
Шаг 1. Создает закупки в виде заявки на госзакупку;
Шаг 2. Активирует закупку;
Шаг 3. Для выбора поставщика использует кнопку «Пригласить». Выбранным поставщикам система рассылает приглашения, а госзакупка после активации переходит в статус «Активные»;
Шаг 4. Чтобы рассмотреть поступившие предложения в каталоге «Закупки» нужно нажать на номер закупки и перейти в раздел «Оферты поставщиков».

Как действует поставщик:
Шаг 1. Ищет подходящие заказы в разделе «Поиск закупок»;
Шаг 2. Отвечает на заявки заказчиков в разделе «Заказы»;
Шаг 3. Отправляет заявку на исполнение заказчику по кнопке «Отправить заказчику».

С полным списком возможностей, предоставляемых функционалом Электронного магазина Вы можете ознакомиться по ссылке

Закупки по 223‑ФЗ в электронном магазине: нюансы для заказчика

Сафина С. Д.

Закупки в электронном магазине — неконкурентные закупки в электронной форме, осуществляемые с использованием функционала оператора электронной площадки. Легального термина такого вида закупок и понятия «электронный магазин», в целом, в действующих нормативных актах, не установлено, однако в Положениях о закупках отдельных заказчиков вы можете их встретить. Например, «Электронный магазин — аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий проведение закупок способами, предусмотренными настоящим Положением, с обменом электронными документами или иными сведениями в электронно-цифровой форме, с использованием сети Интернет».

Осуществление закупок в электронном магазине — право заказчика.

С 1 июля 2022 г. у заказчиков по 223-ФЗ появилась возможность проводить закупки у СМСП в электронной форме посредством электронного магазина. Такой способ заказчик вправе установить в Положении о закупке. Более того, проведение закупок у СМСП в электронном магазине позволит заказчику учесть их в обязательном 20% объеме закупок у СМСП. Для этого нужно закрепить соответствующий регламент процедуры в Положении о закупке.

Какое название выберет заказчик для данной процедуры, отнесет ли этот способ закупки к закупке у единственного поставщика или же выделит в отдельный вид неконкурентной закупки, — зависит от его решения.

В настоящее время заказчики используют самые разные наименования для рассматриваемой процедуры закупки:

  • Закупки у единственного поставщика, в т.ч. через электронный магазин;
  • Закупки через электронный магазин. Способы: ценовой запрос, отбор оферт;
  • Закупки «с полки» и пр.

Необходимо отметить, что такую закупку заказчики могут провести как с предоставлением преимуществ для СМСП, так и «для всех».

Если закупка объявляется «для всех», провести ее может любой оператор электронной площадки. Если речь идет о закупке для СМСП, заказчик выходит на одну из площадок-операторов, отобранных для проведения закупок по 44-ФЗ (см. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р).

Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Если заказчик решит установить в Положении соответствующий регламент закупки для СМСП в электронном магазине, ему необходимо будет учесть нюансы п. 20.1 ПП РФ №1352, с одной стороны, и условия проведения такой процедуры, определенные оператором электронной площадки, с другой стороны. Для того, чтобы не озадачиваться универсализацией норм применительно ко всем регламентам операторов электронной площадки, заказчик вправе в Положении установить отсылочную формулировку относительно учета Регламента оператора соответствующей электронной площадки при подготовке и проведении закупки указанным способом.

На какие аспекты заказчику обратить внимание при объявлении и проведении такой закупки?

  1. Заказчик определяет начальную цену товара (работы, услуги) в соответствии с порядком, установленным Положением о закупке.
  1. Заказчик формирует информацию о закупке на функционале оператора электронной площадки. Здесь он разместит сведения об объекте закупки, указывая все необходимые характеристики и требования (коды ОКПД2, единицы измерения, количество, требования к таре и упаковке и т.п.). Можно прикрепить файлы технического задания, здесь обращайте внимание на возможные ограничения площадки по объему таких документов.
  1. Необходимо установить критерии оценки предварительных предложений. Это может быть только цена. Либо цена и сроки исполнения обязательств по договору, а может быть и квалификация участника и др. Эти условия формулирует именно заказчик.

При оценке предварительных предложений обращаем внимание на сроки действия предварительного предложения поставщика.

  1. Если проводится закупка для СМСП в электронном магазине, договор по результатам такой закупки подлежит заключению в электронной форме. Если закупка проводится «для всех» — по регламенту, установленному заказчиком.

Обязательность заключения договора по результатам такой закупки, порядок и условия признания закупки несостоявшейся или безрезультатной и возможные дальнейшие действия сторон также устанавливаются заказчиком.

  1. Составляется ли протокол? Этот вопрос заказчик также регламентирует самостоятельно. Для фиксации результата принятого решения при оценке поступивших предварительных предложений рекомендуется составить протокол, но заказчик самостоятельно определяет состав и содержание такого протокола.

Таким образом, закупка по 223-ФЗ в электронном магазине — право заказчика, позволяющее выйти на неконкурентную закупку, сохранив при этом элемент состязательности предложений участников.

Закупка может быть проведена как с преимуществами для СМСП, так и «для всех». При этом проведение такой неконкурентной закупки в электронной форме значительно снизит риск предъявления претензий контрольных органов в связи с ее соответствием отдельным признакам конкурентной процедуры.

Электронный магазин госзакупок: что это за магазин, и как он работает?

Новшества, которые внедряются в сферу государственных закупок, призваны повышать прозрачность и эффективность проводимых процедур, поддерживать экономику внутри страны.

С появлением такого высокотехнологичного решения как электронные магазины для закупок малого объема дали возможность заказчикам проводить торги по упрощенному алгоритму. Большую роль электронные магазины сыграли и для поставщиков – представителей малого бизнеса, так как теперь они могут выходить на торги наравне с крупными компаниями.

О принципе работы, преимуществах, примерах конкретных платформ — читайте в материале.

Что такое магазины закупок малого объема, и для чего они нужны?

Для начала разберемся с терминологией и поймем, что такое малые закупки? К ним относятся процедуры по 44-ФЗ, стоимость которых не превышает 600 тыс. руб. (п.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Кроме того, заказчики вправе организовать закупку для единственного исполнителя, стоимость которой может доходить до 1 млн. руб. (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ).

Важно: закупка товаров п.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ на сумму не превышающую 3-х млн. руб. (ч.12 ст.93 44-ФЗ) может проходить на федеральных ЭТП. И это касается только товаров!

По 223-ФЗ малыми закупками считаются процедуры со стартовой ценой контракта до 500 тыс. руб., если прибыль заказчика за год превысила 5 млрд. руб. (ч.15 ст.4 223-ФЗ).

Электронные магазины закупок малого объема предназначены для проведения недорогих процедур, соблюдения принципов прозрачности и конкуренции в сфере госзаказа. Регистрация в системе и дальнейшее участие в мероприятиях не требуют дополнительных трат, то есть являются бесплатными.

Использовать эти современные платформы вправе любой заказчик, независимо от его уровня – региональный, муниципальный или просто конкретное учреждение. Автоматизированные системы являются рычагом управления и контроля в области госзаказа.

Весной 2019 г. заработал Единый агрегатор торговли «Березка», который нацелен исключительно для проведения мелких заказов. На его базе закрываются сделки федеральных и региональных заказчиков по прямым контрактам для единственных исполнителей по п.4, 5 и 28 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Чем полезны магазины по осуществлению недорогих заказов?

Электронные магазины, разработанные на основе современных решений IT, делают сотрудничество заказчиков и поставщиков намного проще. Такие процедуры не требуют лишних затрат, оперативны, позволяют выбрать самое выгодное предложение от кандидатов.

Преимущества этих цифровых сервисов:

  • возможность анализа и оценки актуальной ситуации на рынке;
  • предпочтение наиболее подходящему предложению по соотношению цены и качества;
  • применение сервисов по электронному документообороту;
  • сотрудничество с контрагентом, имеющим деловую репутацию и опыт выполнения аналогичных работ.

Помимо названных преимуществ, благодаря использованию электронных магазинов, происходит поддержка малого бизнеса и повышение спроса на продукцию региональных поставщиков.

Принцип работы электронных магазинов

При проведении малых закупок на электронных торговых площадках (ч.12 ст.93 44-ФЗ) задействовано 3 стороны: заказчик, оператор ЭТП и поставщик. Кратко рассмотрим алгоритм действий каждого из них.

Заказчик – готовит и направляет в ЕИС извещение и документацию о закупке (НМЦК и при необходимости – ОИК). Затем:

  • изучает поступившие заявки;
  • допускает или отклоняет заявки;
  • ранжирует заявки с учетом нацрежима;
  • на ЭТП формирует итоговый протокол и направляет оператору торговой площадки;
  • после получения заявок от оператора в течение 1 часа публикует протокол в ЕИС и на ЭТП.

Оператор:

  • проверяет предложения кандидатов и отсутствие информации о них в РНП;
  • проверяет товар на соответствие требованиям организатора;
  • ранжирует предложения по цене за единицу товара;
  • выбирает 5 заявок с наименьшей ценой (но достаточно будет и 2-х предложений);
  • направляет организатору предложения и документы кандидатов.

Поставщик:

  • формирует ценовое предложение;
  • имеет право обжаловать закупку.

Предложение действует не более 1 месяца со дня размещения, но его можно будет продлить, изменить или отозвать. Предложение вправе подавать участник, зарегистрированный в ЕИС. Можно подать только одно предложение и не более.

Важно: товары и критерии берутся из каталога ТРУ в Единой системе. Нельзя купить товар, которого нет в каталоге. Если товар присутствует в каталоге без описания, то заказчик рискует приобрести «кота в мешке».

Проводить мелкие закупки с использованием электронных магазинов – это право или обязанность организаторов?

Ответ на этот вопрос мы нашли в Письме ФАС № МЕ/4930/20 от 27.01.2020 г. Если кратко, то позиция Антимонопольного ведомства заключается в том, что контрактное законодательство не обязывает заказчиков осуществлять мероприятия на цифровых платформах, выбранных региональными властями.

В подтверждение своей позиции ФАС ссылается на тот факт, что региональные власти не могут принять соответствующий норматив и обязать организаторов осуществлять мелкие заказы в электронном магазине, так как это будет противоречить положениям антимонопольного законодательства в части создания для сервиса более выгодных условий.

Аналогичное мнение содержится в Письме Пензенского УФАС № 1009-5э от 08.10.2019 г.

Примеры онлайн-сервисов для проведения малых закупок

Организовывать и проводить процедуры с небольшой стоимостью заказчики могут в Корпоративном интернет-магазине — https://www.roseltorg.ru/kim. Участники создают личный кабинет в сервисе и ведут дальнейшую работу абсолютно бесплатно. Наличие учетной записи позволяет кандидатам выкладывать свои прайс-листы, находить заказчиков и реализовывать продукцию или услуги без привлечения ненужных посредников, то есть происходит выход напрямую на бюджетную организацию, нуждающуюся в данной покупке.

Поставщик изучает размещенный заказчиком запрос и дает обратную связь, если он ему интересен. Контракт заключается в кратчайшие сроки.

Вторым внушительным сервисом по закупкам также является корпоративная платформа Росатома — https://www.rosatom.rts-tender.ru/catalog/about/. На ней проходят мероприятия от ведущих предприятий атомного направления на суммы не более 1 млн. руб. Создание учетное записи – бесплатно, торги осуществляются в онлайне, контракты заключаются и подписываются на площадке с помощью электронной подписи (ЭП).

Третьей цифровой системой электронной торговли является электронный магазин ОАО РЖД — https://eshoprzd.ru/home. Здесь закрываются сделки по потребностям РЖД. Госкорпорация реализовывает большое количество контрактов для представителей малого и среднего бизнеса – свыше 100 млрд. руб. в год. Зарегистрироваться в сервисе может любой желающий предприниматель или ООО и заключить контракт с крупным предприятием. В системе можно найти разные заказы от поставки канцелярских принадлежностей до оказания строительных и ремонтных услуг.

Для начала работы кандидату необходимо будет зарегистрировать личный кабинет (тоже бесплатно) и опубликовать свой прайс. Предложение увидят заказчики и в случае заинтересованности сами выйдут на поставщика для заключения договора. Таким образом, даже мелкий предприниматель может заявить о себе и начать сотрудничество с масштабными игроками.

Назовем еще примеры. Электронные магазины запускаются на базе внешних торговых платформ. Например, Региональный портал закупок малого объема Ростовской области открыт на основе торговой площадки РТС-Тендер. Здесь же ведет свою деятельность, например, электронный магазин города Омска.

Заказчики Самарской области проводят торги в цифровой системе государственных закупок. А московским примером служит сервис ЕАИСТ (Единая автоматизированная система торгов), где размещаются запросы от представителей столичных властей. Эта платформа входит в Портал поставщиков, на котором должны быть обязательно зарегистрированы поставщики, желающие реализовывать свою продукцию и оказывать услуги в этом сегменте.

Рост показателей в сфере госзаказа, благодаря использованию электронных магазинов

Внедрение в госзакупки цифровых платформ для проведения недорогих заказов среди малого бизнеса привело к высоким результатам. Убедиться в этом можно, обратившись к опыту мурманских заказчиков. Бюджетные организации из Мурманской области стали осуществлять торги на региональном торговом агрегаторе с 2015 г. на основе специального модуля. Такая работа наглядно продемонстрировала эффективные показатели:

  • выросло число поставщиков, участвующих в региональных процедурах (было закрыто почти 4 тысячи сделок на сумму свыше 160 миллионов);
  • обеспечен доступ всех заинтересованных лиц к малым закупкам, представителям СМП были предоставлены дополнительные преимущества (в системе зарегистрировалось почти 2 тысячи компаний);
  • исключены договорные взаимоотношения между участниками сделок;
  • максимально реализован принцип конкуренции;
  • сокращены расходы целевых средств (сэкономлено почти 20 миллионов государственных денег, а это 11% от общего бюджета, выделенного на закупки).

Как работает автоматизированная система на базе ЭТП «РТС-Тендер»?

Торговая площадка «РТС-Тендер» включает в себя десятки магазинов по осуществлению некрупных сделок, ведущих свою деятельность в различных субъектах РФ:

На сегодняшний день в нашей стране функционируют и показывают высокие результаты свыше полусотни магазинов, работающих на мощностях платформы РТС-Тендер. Деятельность распространяется на все субъекты государства. К концу 2018 г. число учреждений, работающих в системе, переступило черту в 12 тысяч, а это каждый десятый заказчик России. Общая экономия государственных средств составила более 600 млн. руб. (в среднем это 7%).

Какие возможности открылись перед организаторами благодаря системе:

  • объединение мелких заказов от всех заказчиков на местном и региональном уровне в одном месте – собственном электронном магазине;
  • выбор федерального органа;
  • разработка дизайна сайта;
  • большой выбор инструментов, подробные аналитические срезы в различных областях;
  • помощь на всех этапах и предоставление необходимых документов для подключения системы;
  • обучение сотрудников организации на базе площадки РТС-Тендер.

Преимущества для поставщиков:

  • сведения о небольших заказах доступны всем заинтересованным лицам;
  • поиск заказчиков происходит с помощью характеристик товаров (можно установить необходимые настройки и получать бесплатные уведомления);
  • возможность смотреть будущие процедуры и на основании этого планировать свою будущую деятельность;
  • несложная подача своего прайс-листа;
  • заказчик сам откликнется, если заинтересовался товаром, и направит необходимую документацию вместе с проектом контракта; поставщик может изучить эти документы, а затем согласиться или не согласиться на сделку.

Договор можно подписать или непосредственно в электронной системе или письменно вне магазина, а затем сведения попадают во всеобщий доступ.

Ответы на вопросы наших учеников о малых закупках, проводимых в электронных магазинах

Учениками нашей онлайн-школы «Азбука тендеров» являются не только опытные поставщики в сфере госзаказа, но и начинающие исполнители. Среди последних популярны вопросы, ответы на которые мы решили разместить в данной статье.

Нужно ли приобретать дополнительную электронную подпись для участия в малых закупках через электронные магазины?

Для участия в таких торгах дополнительная ЭП не требуется. У вас должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись, которая оформляется для участия на 8-ми федеральных ЭТП по 44-ФЗ и для регистрации в Единой информационной системе (ЕИС).

Чем схема участия через электронные системы отличается от запроса котировок?

Запрос котировок – один из популярных способов выбора исполнителя у заказчиков, так как используются упрощенные сценарии проведения и короткие сроки заключения сделок. При этом цена госзаказа не может быть свыше 500 тыс. руб. при условии, что годовое количество закупок не превышает 10% СГОЗ и не более 100 млн. руб. (п.2 ст.72 44-ФЗ). Выигрывает участник, предложивший самую низкую стоимость выполнения контракта (сумму цен ТРУ).

В электронных магазинах все происходит еще проще. После бесплатной регистрации в системе поставщик может пойти двумя путями:

  • найти покупателя, изучив уже имеющиеся в магазине запросы;
  • сформировать свое предложение и подождать, пока заказчики сами откликнуться.

С помощью электронных магазинов заказчики могут проводить простые и срочные процедуры (в последнем случае нужно будет обязательно пояснить причины такой спешки). Исполнитель может быть найден и заключен с ним контракт в течение 2-х дней.

Для сравнения: при обычной закупке на этот этап может уйти минимум неделя.

А что насчет обеспечительных мер и комиссий со стороны сервисов?

Почти все сервисы по осуществлению малых закупок не берут с участников никаких комиссий, а также отсутствует обеспечительный платеж. Такой формат нравится организаторам, так как процедура проходит полностью прозрачно для контролирующих органов, и не возникнет претензий, что закупка проводится по чрезмерной стоимости. Но, например, такая площадка как ЕАТ «Березка» взимает с пользователей комиссионный сбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *