На основании чего действует кфх
Положения данного документа (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 351-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 01.10.2023.
Перерегистрация КФХ, созданных как юрлица в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не требуется. Такие КФХ вправе сохранить статус юрлица.
ГК РФ Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство
1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
На основании чего действует кфх
4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
12 февраля 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каковы особенности крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) в качестве образования, не обладающего статусом юридического лица, и КФХ как юридического лица? Каков порядок регистрации КФХ в качестве юридического лица? Каковы права участников КФХ в отношении недвижимого имущества КФХ? Могут ли наследники участников наследовать имущество участников КФХ?
Каковы особенности крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) в качестве образования, не обладающего статусом юридического лица, и КФХ как юридического лица? Каков порядок регистрации КФХ в качестве юридического лица? Каковы права участников КФХ в отношении недвижимого имущества КФХ? Могут ли наследники участников наследовать имущество участников КФХ?
4 мая 2021
1. В соответствии с системным толкование норм действующего законодательства крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — также фермерское хозяйство, КФХ) может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу, а именно*(1):
1) в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица (п. 5 ст. 23 ГК РФ);
2) в качестве юридических лиц (ст. 86.1 ГК РФ).
Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) без образования юридического лица
До 25.11.2020 регистрирующим органом производилась регистрация КФХ без образования юридического лица. Регистрация производилась на основании заявления, составленного по форме N P21002, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. При этом при регистрации с использованием указанной формы заявления в качестве его главы указывается гражданин, определенный в соглашении о создании хозяйства, либо гражданин, создающий такое хозяйство единолично (п. 5 ст. 23 ГК РФ, ст. 5, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). По результатам регистрации присваивался ОГРН. Поэтому один и тот же гражданин до 25.11.2020 мог быть зарегистрирован в качестве главы КФХ и как ИП с присвоением двух разных ОГРИП (смотрите также разъяснение 1 и разъяснение 2 специалистов ФНС России). При смене главы КФХ в ЕГРИП вносились изменения в части изменения главы КФХ: ОГРИП, присвоенный при изначальной регистрации, присваивался новому главе КФХ.
С 25.11.2020 вступил в силу приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Им утверждены формы заявлений, которые надлежит использовать для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в настоящее время. Форма заявления, аналогичная ранее действующей форме N P21002, указанным приказом не предусмотрена. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденные тем же приказом (далее — Требования), никаких указаний на этот счет не содержат. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривает также каких-либо особенностей регистрации КФХ. Специалисты ФНС России после вступления в силу приказа ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, отвечая на вопрос о том, можно ли зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица, стали указывать, что порядок государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица законодательством РФ не установлен.
Согласно абзацу второму п. 5 ст. 23 ГК РФ главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Исходя из этого, мы полагаем, что с 25.11.2020 изменен механизм регистрации КФХ, не имеющего статуса юридического лица: отдельно регистрировать главу такого КФХ именно как ИП — главу КФХ будет не нужно. При этом при заключении соглашения о создании хозяйства главой такого хозяйства должен быть избран гражданин, уже зарегистрированной в качестве ИП в силу положений п. 5 ст. 23 ГК РФ. То есть такой гражданин должен быть зарегистрирован уже как ИП либо ранее, либо пройти регистрацию в качестве ИП в преддверии своего избрания главой хозяйства, подав заявление по форме N 21001, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (смотрите о такой регистрации подробнее).
В отношении же тех КФХ без создания юридического лица, сведения о которых были внесены в ЕГРИП до 25.11.2020, будут применяться формы:
— N Р24002, которую следует использовать в случае изменения сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в том числе исправления допущенных заявителем в ранее представленном заявлении ошибок в сведениях о крестьянском (фермерском) хозяйстве, включенных в ЕГРИП (п. 165 Требований);
— N Р26002, которая применяется при принятии решения о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 173 Требований, разъяснения специалистов ФНС).
Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) в форме юридического лица
Гражданам — членам фермерского хозяйства, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, предоставлено право создать такое хозяйство в качестве юридического лица (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).
Каких-либо специальных норм о государственной регистрации фермерского хозяйства, созданного в форме юридического лица, законодательство не содержит. Следовательно, к нему должны применяться общие правила о государственной регистрации юридических лиц (смотрите подробнее здесь). При этом как разъясняют специалисты ФНС России, заявителями при государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица являются граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ.
На основании сведений, содержащихся в ЕГРИП и ЕГРЮЛ, налоговые органы осуществляют постановку крестьянского фермерского хозяйства на учет в качестве налогоплательщика (п. 3 ст. 83 НК РФ).
2. В соответствии со ст. 6-9 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 257, 258 ГК РФ в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (смотрите ст. 258 ГК РФ).
Смотрите также материалы: Энциклопедия судебной практики. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (Ст. 257 ГК), Энциклопедия судебной практики. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (Ст. 258 ГК).
3. Согласно ст. 10 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253-255 и 257-259 ГК РФ.
Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.
В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих, чтобы осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности продолжалось, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 ГК РФ.
Смотрите также Энциклопедию судебной практики. Наследование имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства (Ст. 1179 ГК).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— письмо Федеральной налоговой службы от 18 февраля 2021 г. N КВ-4-14/2057@ «О ведении учета крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица»;
— Новости (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
20 апреля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
На основании чего действует кфх
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.
На основании чего действует кфх
4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
12 февраля 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?
Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?
23 января 2019
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям. За главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.
Обоснование позиции:
Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств — п. 2 ст. 11 НК РФ) признаются плательщиками страховых взносов (ст. 419 НК РФ).
Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу: в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица (п. 5 ст. 23 ГК РФ), или в качестве юридических лиц (ст. 86.1 ГК РФ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично (п. 5 ст. 23 ГК РФ, ст. 5, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», смотрите также следующий материал: Энциклопедия решений. Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства).
При этом независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство — как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов (смотрите также определение КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 430 НК РФ.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 430 НК РФ.
Соответственно, главы крестьянских (фермерских) хозяйств хоть и приравниваются для целей НК РФ к индивидуальными предпринимателем (п. 2 ст. 11 НК РФ), но положениями главы 34 НК РФ для них установлен отдельный порядок определения размера страховых взносов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя его главы. В этой связи мы полагаем, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям.
Встречаются примеры судебных споров, в которых контролирующие органы исходили из того, что физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, обязано уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований.
Например, в определении ВС РФ от 01.07.2016 N 309-КГ16-6659, постановлениях АС Уральского округа от 18.02.2016 N Ф09-12022/15 по делу N А76-32547/2014, от 08.07.2015 N Ф09-3798/15 по делу N А76-25022/2014 такой подход поддержки не нашел.
Вместе с тем в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 N Ф08-3698/14 по делу N А53-15654/2013 судьи исходили из того, что уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судьи сослались, в частности, на постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13, согласно которому уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников (не возникает двойного обложения страховыми взносами).
Подобную логику применили и судьи в постановлении АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-13001/15 по делу N А41-56940/2014: уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства и этим же главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.
Между тем необходимо отметить, что в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ спор касался уплаты страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства не за себя, а за другого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, который и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, выводы, представленные в упомянутых постановлениях судов Северо-Кавказского и Московского округов, касаются крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В рассматриваемой же ситуации крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. В таком случае, на наш взгляд, уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в фиксированном размере за себя как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за себя как за индивидуального предпринимателя будет осуществляться из одного источника, соответственно, должна быть осуществлена только один раз.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Ответ прошел контроль качества
26 декабря 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.