От чего зависит состояние национальной безопасности
Перейти к содержимому

От чего зависит состояние национальной безопасности

  • автор:

Статья 18. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.

2. Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет разработку и корректировку критериев и показателей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации:

1) содержит приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

2) содержит оценку текущего состояния национальной безопасности Российской Федерации и оценку угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;

3) определяет национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) определяет цели и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в различных областях и сферах развития Российской Федерации и соответствующие направления деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Российской Федерации;

5) определяет организационные, нормативные правовые и информационные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

6) содержит основные показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации;

7) содержит иные положения, определенные Президентом Российской Федерации.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором определяются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

5. Концептуальные положения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации основываются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Совет Безопасности Российской Федерации обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

7. Порядок разработки и корректировки стратегии национальной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

8. Порядок мониторинга реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и достижения показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.

Документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Статья 18.1. >>
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Содержание
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями.

От чего зависит состояние национальной безопасности

Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Обеспечение национальной безопасности

32. Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

  • Оборона страны
  • Государственная и общественная безопасность
  • Повышение качества жизни Российских граждан
  • Экономический рост
  • Наука, технологии и образование
  • Здравоохранение
  • Культура
  • Экология живых систем и рациональное природопользование
  • Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство

Открыть полный текст документа

Основные факторы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонов Александр Викторович

Рассматриваются основные факторы, представляющие угрозу национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонов Александр Викторович

Социально-экономические проблемы формирования рынка труда республики Северная Осетия-Алания
Совершенствование конституционных норм ─ путь к государственно-правовому развитию Осетии

Безопасность Российской Федерации: государственная, национальная и конституционная (вопросы теории и практики)

Эффективность управления физкультурно-спортивной деятельностью региона. Рейтинги республик Северного Кавказа

Вопросы сохранения этнокультурного разнообразия России: Северо-Кавказский регион
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы национальной безопасности»

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья представлена доктором социологических наук, профессором И.С. Болотиным

Рассматриваются основные факторы, представляющие угрозу национальной

Национальная безопасность — показатель состояния нации, означающий, что совокупное действие внутренних и внешних факторов не может значительно снизить качество ее жизни и не создает угрозу ее существованию. Вообще говоря, в полной безопасности никакой субъект находится не может, а могут иметь место только различные степени опасности. Безопасность — всего лишь идеал, к которому надо стараться приблизиться. Правильнее было бы говорить не об обеспечении национальной безопасности, а о защите нации.

Следует различать национальную безопасность, государственную безопасность, этническую безопасность. Национальная безопасность — это безопасность нации как целого. Нация — население страны, сознающее некоторые общие интересы и в той или иной форме объединенное организационно. Не всё население страны считает себя частью соответствующей нации. Нация, как целое, может не считать своей частью некоторые группы населения страны. Нация может быть однородной, разнородной, сильно сплоченной, слабо сплоченной. Национальная безопасность — не то же, что безопасность страны, потому что в принципе нация может менять занимаемую ею территорию, и представлять несколько этносов.

Один этнос может быть разделен между несколькими нациями. Есть тенденция превращения наций в этносы, но такой процесс идет медленно, и нередко государство перестает существовать раньше, чем его население успевает сформироваться в один этнос. Также имеет место стремление некоторых этносов, не имеющих собственной государственности, создать собственное государство, то есть превратиться в нацию. Например: некоторые страны Азии, как то, Саудовская Аравия, Турция, Пакистан и другие не исключают возможности прямого вмешательства в дела не только «мусульманских» республик бывшего СССР, но и России, что наиболее явно проявилось и продолжает проявляться в Таджикистане и Чечне. В результате их поддержки чеченский конфликт остается наиболее серьезным очагом социальной и межнациональной напряженности и непосредственной угрозой национальной безопасности России. Стремление этносов создать свое собственное государство, является разрушительным фактором национальной безопасности.

В современных условиях национальная безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и её конкурентоспособность, благосостояние граждан и их умонастроение и т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, замедление или остановку экономического роста. В дополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальной целостности в настоящее время национальную мощь во всех её аспектах следует реализовать, принимая во внимание загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью.

Важной составной частью национальной безопасности является экономическая безопасность. Рыночная экономика со времени своего возникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государства пытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу. В современном мире большое место в политике государств занимают вопросы, касающиеся условий торговли, потока ресурсов, капиталов, технологий, товаров и функционирования международной валютной системы. Когда одна страна стремится заставить другую страну изменить экономическую политику, чтобы обеспечить более широкий доступ к её рынкам, невоенные средства и методы оказываются более эффективными, чем военная сила.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в её структуру элементов. Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, её стабильного и

устойчивого социально-экономического развития. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Именно из-за неразвитости экономики и, особенно промышленности, Россия проиграла русско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно эти соображения толкнули Сталина в конце 20-х — начале 30-х годов провести сверх индустриализацию промышленности.

Экономическая и военная безопасность государства невозможна без квалифицированных кадров, технологическая безопасность немыслима без научных разработок. Что касается безопасности культурного развития, то образование есть фундамент культуры и является её основой. Ни одно общество не может функционировать и развиваться без системы ценностей. Одно из первых мест в формировании системы ценностей принадлежит структурам образования. Сегодня без обеспечения нормальных условий в системе образования общество не может выйти из кризисного состояния.

В перечне проблем национальной безопасности современной России не последнее место занимает упадок культурного развития нации. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего искусство и образование. Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова «культура», обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Под культурой современная наука понимает ценностно-смысловое, нормативно-регулятивное и символико-информационное содержание любой сферы общественно значимой деятельности людей. Именно с этой точки зрения обретают смысл понятия «экономическая культура», «политическая культура», «культура труда», ибо в отличии, скажем, от «политических технологий», преследующих цель повышения утилитарной эффективности политической деятельности, «политическая культура» выбирает из всего множества возможных технологий (способов и средств) достижения поставленный целей только те, которые являются общественно приемлемыми по социальной цене и последствиям. В стране, где уровень культурного развития выше, существенно ниже уровень внутренних угроз национальной безопасности.

Ещё одним важным фактором национальной безопасности является экологическая обстановка. Загрязнение воздуха в десятках промышленных центров России превышает допустимые нормы в 10 и более раз. Воздух, почва и вода являются опасными для существования человека. Они агрессивны в первую очередь по отношению к самой тонкой материи, мозгу, и, следовательно, к интеллекту общества.

Глобальные проблемы имеют свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные, государственные либо организации смешанного типа.

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов. Важнейшим направлением решения экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт — конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.

Из всех перечисленных нами факторов, главным фактором национальной безопасности России является здоровье. Улучшение демографических показателей к 2005 году не позволяет все же считать, что наметившийся рост рождаемости и снижение младенческой смертности может привести к естественной убыли населения. Крайнюю обеспокоенность вызывает тот факт, что каждый третий ребенок уже с периода новорождённое™ имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья. Заболеваемость новорожденных в целом увеличилась за 5 лет на 20%. Каждый двенадцатый младенец рождается с низкой массой тела. Серьёзную озабоченность вызывает рост врожденных пороков развития. На данный момент в стране функционирует только одно учреждение системы здравоохранения федерального подчинения — Российский реабилитационный центр, основным направлением работы которого является оказание практической помощи детям-инвалидам. Также создана программа «Здоровье» в составе федеральной целевой программы «Дети России». Учитывая устойчивость негативных тенденций в динамике состояния здоровья детей в Российской Федерации

(продолжающийся рост заболеваемости и инвалидности детей, сохраняющийся высокий уровень смертности) целью программы определено сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических, социальный проблем материнства и детства.

Мероприятия программы «Здоровье» предусматривают совершенствование системы охраны здоровья матери и ребёнка путём внедрения современных комплексных оздоровительных, профилактических и лечебно-реабилитационных технологий в практику отечественной педиатрии, строительство и реконструкцию педиатрических и родовспомогательных учреждений, а также проведение научно-исследовательских работ в области профилактической педиатрии и акушерства.

Поскольку общество изменяется, и изменяется среда, в которой оно существует, то затруднительно указать допустимые показатели, характеризующие общество и среду, постоянные границы допустимых изменений. К тому же границы для одних показателей, как правило, зависят от значений других показателей. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: только решение всей совокупности проблем, которые являются необходимыми для

национальной безопасности, позволит говорить нам о безопасности нации.

1.Болотин И. Образование и национальная безопасность России — М.: 2002.

2.Бурьяк А. «Национальная безопасность» — М.:2001.

BASIC FACTORS OF NATIONAL SECURITY

The basic factors of the national security. This article tells us about basic factors which produced threat to the national security of Russia.

Сведения об авторе.

Мамонов Александр Викторович — 1980г.р., окончил Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации, аспирант кафедры «Г и СПН», область научных интересов: особенности

национальной безопасности в трансформирующимся обществе.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Статья представлена доктором философских наук, профессором К.Н. Панферовым.

Излагаются проблемы становления рынка труда в Республике Северная Осетия-Алания.

Республика Северная Осетия-Алания — один из субъектов Российской Федерации, входящий В Южный Федеральный округ. Территория республики составляет около 8 тыс. кв. км (0,05 % территории РФ), расчетная численность населения — 687 тыс. человек (0,5 % численности всего населения РФ). Северная Осетия является одним из самых густонаселенных субъектов РФ: плотность населения республики 85 человек на 1 кв. км, в целом по РФ — 8,6 человек, по Южному Федеральному округу — 38 человек. В последние 7 лет миграционный прирост населения Северной Осетии составил около 31 тыс. человек, или 67 % общего прироста населения. Всё это создает ещё большую напряженность на рынке труда в Республике Северная Осетия-Алания, обостряет социально-экономические проблемы, сдерживает социально-экономическое развитие республики.

Преобразования в сфере занятости населения являются одним из условий рыночной трансформации, связанной со становлением многосекторной экономики, обоснованием отраслевой структуры, формированием системы рынков и их инфраструктур.

Характеристика состояния национальной безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулик Юрий Павлович

В статье дана развернутая характеристика влияния внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны. В качестве основных угроз экономической безопасности России выделены: банкротство, поглощение слабых производств; коррупция; инвестиционный кризис, массовый отток капитала; кризис социальной сферы; продовольственная зависимость; кризис промышленной политики; угрозы развития малого бизнеса; усиление роли и места транснациональных корпораций в национальной экономике. Определены степень влияния и последствия воздействия на развитие российской экономики и реализацию национальных экономических интересов. Обосновано, что в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности . Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Предложено направление реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые в свою очередь заключаются в: обеспечении роста уровня качества жизни граждан и экономического роста страны; развитии научной и социальной сфер; поддержании и оздоровлении окружающей среды; обеспечении стратегической стабильности. В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации должны стать: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулик Юрий Павлович

Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение
Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике
Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России

Необходимость нивелирования социально-экономического неравенства как одно из стратегических направлений в области обеспечения экономической безопасности государства

Угрозы инвестиционной безопасности в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF THE CONDITION OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the author gave developed characteristic of influence of external and internal threats on the national and state economic interests and economic security of the country and allocated the main threats of economic security of Russia: bankruptcy, absorption of weak productions; corruption; investment crisis, mass capital outflow; crisis of the social sphere; food dependence; crisis of industrial policy; threats of development of small business; strengthening of a role and place of multinational corporations in national economy. The author defined extent of influence and a consequence of impact on development of the Russian economy and realization of national economic interests and proved that for neutralization of threats to the national and state economic interests of Russia it is necessary to carry out regular monitoring of indicators of economic security . Safety of the state is possible only in the presence of the effective mechanism of management, control and coordination of activity of political forces and public groups, and also the state institutes ensuring safety of the country. The author offered direction of realization of the national and state interest forming a basis of the developed priorities and the directions of their realization which in turn consist in: ensuring growth of a level of quality of life of citizens and economic growth of the country; development of scientific and social spheres; maintenance and improvement of environment; ensuring strategic stability. According to the directions of realization of national interest instruments of its realization have to become: the guaranteed safety and high standards of life support of citizens of the country; development of national innovative system and investments in the human capital; public-private partnership improvement; balanced consumption, development of progressive technologies and expedient reproduction of natural and resource capacity of the country; active participation of the country in development of multipolar model of a world order.

Текст научной работы на тему «Характеристика состояния национальной безопасности российской Федерации»

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lena538639@mail.ru

В статье дана развернутая характеристика влияния внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны. В качестве основных угроз экономической безопасности России выделены: банкротство, поглощение слабых производств; коррупция; инвестиционный кризис, массовый отток капитала; кризис социальной сферы; продовольственная зависимость; кризис промышленной политики; угрозы развития малого бизнеса; усиление роли и места транснациональных корпораций в национальной экономике. Определены степень влияния и последствия воздействия на развитие российской экономики и реализацию национальных экономических интересов. Обосновано, что в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Предложено направление реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые в свою очередь заключаются в: обеспечении роста уровня качества жизни граждан и экономического роста страны; развитии научной и социальной сфер; поддержании и оздоровлении окружающей среды; обеспечении стратегической стабильности. В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации должны стать: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, национальные интересы

Эффективность внешней политики государства зависит от четкости формулирования национально-государственных интересов и выбранных средств их реализации. Следовательно, в широком смысле безопасность представляет собой создание благоприятных условий для развития и самореализации всех членов обществ, обеспечение их жизни, свободы и собственности от любых посягательств со стороны отдельных личностей, организаций и государств.

В свою очередь национальную безопасность можно определить как определенное состояние институтов государства, обеспечивающее эффективность их функционирования, направленную на поддержание оптимальных условий жизнедеятельности и развития индивида и общества в целом. Следовательно, под национальной безопасностью понимается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и

обеспечение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы, ключевые из которых представлены в таблице 1.

Таким образом, в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности.

Так, в 2013 г., заметно снизился темп роста национальной экономики. В результате темп прироста ВВП сократился практически в три раза, по отношению к предыдущему году до 1,3 %. Данное замедление носило структурный характер, обусловленное исчерпанием потенциала для восстановительного роста, а большая часть внутренних факторов (полная загрузка имеющихся производственных мощностей, снижение уровня без-

работицы, снижение уровня дифференциации доходов населения, рост доходов, что ведет к восстановлению спроса), которые могли бы способствовать восстановлению национальной экономики в посткризисный период, по большей части исчерпали себя. Кроме того, снизилась и инве-

Характеристика угроз эконо

стиционная активность, а многие федеральные программы либо недофинансировались, либо были полностью заморожены. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и слабый внешний спрос оказывали умеренно сдерживающее влияние на развитие российской экономики.

ской безопасности России [2]

Виды угроз Характеристика угроз

Банкротство, поглощение слабых производств Разрушение имеющегося технологического потенциала, свертывание прогрессивной структурной перестройки производственного сектора, следствием чего является недозагрузка производственных мощностей, банкротство отдельных видов производства и, как следствие, потере рынков сбыта либо снижение их доли

Коррупция В последние годы доля взяточничества в общем количестве зарегистрированных преступлений увеличилась почти в два раза, с 0,24 до 0,43 %. При этом количество совершенных коррупционных преступлений за этот период практически не снижается. Так, темп роста коррупционных преступлений в 2005 г. относительно 2000 г. составлял 140 %, и в 2012 г. по сравнению с 2011 г. — 140 % [6]. Губительное воздействие коррупции заключается в том, что она: — препятствует крупномасштабным социально-экономическим преобразования и тормозит в целом непосредственно развитию государства (в первую очередь, экономическому); — стремительный рост теневой экономики, снижение объема налоговых поступлений в бюджет, что делает неэффективным использование бюджетных средств; — оказывает негативное воздействие на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, снижая тем самым инвестиционный климат; — увеличивает уровень дифференциации доходов граждан [4]

Инвестиционный кризис, массовый отток капитала Интенсивный отток капитала, в первую очередь, финансового, способствует снижению инвестиционной привлекательности российской экономики

Кризис социальной сферы Высокий уровень дифференциации доходов населения, снижение уровня жизни и спроса на высококвалифицированную рабочую силу ведет к потере квалификации и трудовых навыков населения

Продовольственная зависимость Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, свободный доступ импортных товаров на внутренний рынок при отказе от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям формирует зависимость территории от поставок продовольствия из других регионов и стран

Кризис промышленной политики Снижение уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции под воздействием ряда факторов: — отсутствие крепких производственных и научных связей; — низкий уровень научно-технической базы в производственной сфере; — высокий уровень износа производственных мощностей; — низкий уровень финансирования и инвестирования промышленного производства, сопряженного с высокой степенью рисков и длительностью периода окупаемости; — ориентация на внутренний рынок и госзаказ; — низкий уровень конкурентоспособности с импортными аналогами; — рост затрат, из-за использования в производственном процессе устаревшей технологической базы, материалов и комплектующих; — отсутствие адаптированной к рыночным условиям системы управления; — отсутствие у предприятий права выбора, что связано со спецификой выпускаемой продукции; — низкая наукоемкость продукции и др.

Угрозы развития малого бизнеса Предприятия малого бизнеса имеют гораздо меньше возможностей для интенсивного развития. В первую очередь, это связано с недостатком финансовых и инвестиционных ресурсов, а также проблемами кредитования. Ключевыми проблемами, затормаживающими развитие малого бизнеса, являются: — несовершенство системы учета и налогообложения; — замораживание либо низкий уровень бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки малых предпринимательских структур; — отсутствие эффективного механизма денежно-кредитной поддержки и страхования рисков малого бизнеса

Усиление роли и места ТНК Свободный, беспрепятственный доступ импортных товаров на отечественный рынок, после вступления России в ВТО. В результате увеличивается роль ТНК, стремящихся подчинить интересам универсализации мирового экономического пространства все перспективные сегменты экономики и экономическую политику различных государств. Россия здесь не является исключением. Бесспорно, что это совершенно новая форма опасности. Необходимо разрабатывать формы мониторинга и минимизации/устранения возникающих опасностей

Принято выделять ключевые внутренние и внешние угрозы национальным экономическим интересам и безопасности государства (рис. 1). К числу внутренних угроз можно отнести:

потерю международного и внутреннего рынка сбыта либо сокращение его доли;

— угрозу для отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка со стороны зарубежных производителей, получающих беспрепятственный доступ на российский рынок, после вступления России в ВТО;

прямую зависимость от международных экономических организаций и импорта;

— отсутствие государственного контроля за реализацией инвестиционных проектов;

— отток финансовых ресурсов за рубеж;

— несовершенство нормативно-правовой базы защиты интеллектуальной деятельности.

К внешним факторам, влияющим на экономическую безопасность российского государства и создающим угрозы, можно отнести:

— барьеры доступа на международный рынок;

— отток человеческих ресурсов и интеллектуальной собственности за рубеж;

— вывоз валютных запасов и стратегически важных видов сырья и товаров;

— культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д. [5]

3) вывоз валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров, культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д.

Рис. 1. Влияние внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [1] ключевые угрозы разделены на несколько групп: рост имущественной дифференциации населения и уровня бедности; деградация структуры национальной эконо-

мики; неравномерность социально-экономического развития регионов; увеличение теневого сектора экономики и криминализации общества.

Следует отметить, что национальная безопасность находится в тесной взаимосвязи с безопасно-

стью общественно-политической системы государства. С точки зрения политических наук, она характеризует взаимосвязь безопасности и нации, т. е. наличие некой государственной общности, сосредоточенной на определенной территории и формируемой на наличии и развитии устойчивых социально-экономических, культурных и политических связей. Другими словами, национальная безопасность представляет собой определенное состояние нации, представляющее собой целостную систему, составными элементами которой являются общественные отношения (включая и международные), общественные институты и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национально-государственных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке [7].

Если рассматривать национальную безопасность как систему, то можно выделить три уровня -безопасность государства, общества и личности, значение которых обусловлено характером общественных отношений, политическим устройством, степенью воздействия внутренних и внешних угроз.

Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Общественная безопас-

ность предполагает наличие эффективно функционирующих общественных институтов и норм общественного сознания, способствующих реализации прав и свобод всех членов общества, а также направленных на нейтрализацию любых действий, направленных на раскол общества. Безопасность личности направлена на формирование системы нравственно-правовых норм и общественных институтов, деятельность которых способствует развитию и реализации социально-значимых способностей и потребностей, не вступая в противоречие с государством и обществом.

В периоды кризисов на первый план выходит безопасность общественная и государства в целом. Как правило, в странах с тоталитарным либо авторитарным режимом управления критические периоды возникают регулярно, в результате актуализируется проблема обеспечения безопасности государства за счет безопасности личности. Для государств с демократическим режимом наибольшую ценность представляет свобода прав личности, а, следовательно, ее безопасность доминирует, а обеспечение безопасности общества и государства является не ключевой целью, а лишь функцией обеспечения первой.

В системе национальной безопасности можно выделить три основных структурных элемента: политическую, экономическую и военную безопасности (рис. 2).

Рис. 2. Структурные элементы национальной безопасности

В свою очередь, Концепция национальной безопасности формируется с учетом всей совокупности угроз, как внешних, так и внутренних. Концепция национальной безопасности строится на основе концепции национальных интересов — системы взаимосвязанных элементов по достижению основных целей государства: вектора реализации, инструментов, угроз, методологических принципов и направлений совершенствования механизма реализации [3].

Ключевыми целями концепции национальных интересов является:

— сохранение территориальной целостности страны, государственного самоопределения и политического самоуправления общества;

— приумножение национального богатства страны;

обеспечение достойного уровня жизни всех членов общества.

Указанные цели определяют основное содержание и направления реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые, в свою очередь, заключаются в:

обеспечении роста уровня качества жизни граждан;

— развитии научной и социальной сферы; поддержании и оздоровлении окружающей

В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации являются: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство при-родно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // Научно-

практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4 (20).

3. Зыков А. А. Проблемы трансграничного сотрудничества с национальными интересами государства // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 3.

4. Покровский М. Н. Противодействие коррупции в России: административно-правовые и этические аспекты // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. C. 28-30.

5. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 196.

6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2011-2012 гг. URL: http://genproc.-gov.ru/stat/ data/80780/

7. URL: http://www.webarhimed.ru/page-413.html

1. Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoj be-zopasnosti Rossijskoj Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 29.04.96 g. № 608 [State strategy of economic security of the Russian Federation. It is approved as the Decree of the Russian President from 29.04.96 № 608]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPlyus»

2. Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Sidorenko V. N. Ekonomicheskaya bezopasnost’ Rossii: ugrozy natsion-al’nym interesam i ikh otrazheniye [Economic security of Russia: threats to national interests and their reflection] // Nauchno-prakticheskij zhurnal MIR (Modernizatsiya. In-novatsii. Razvitiye). 2014. № 4 (20).

3. Zykov А. А. Problemy transgranichnogo sotrudni-chestva s natsional’nymi interesami gosudarstva [Problems of cross-border cooperation with national interests of the state] // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2009. № 3.

4. Pokrovskij M. N. Protivodejstviye korruptsii v Rossii: administrativno-pravovye i eticheskiye aspekty [Counteraction of corruption in Russia: administrative and legal and ethical aspects] // Аdministrativnoye i munitsip-al’noye pravo. 2010. № 6. C. 28-30.

5. Radyukova Ya. Yu., Shamaev I. Ekonomicheskaya bezopasnost’ strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnoshenij [Economic security of the country as multilevel system of elements and relations] // Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 196.

6. Statisticheskiye dannye ob osnovnykh pokazate-lyakh deyatel’nosti organov prokuratury Rossijskoj Federatsii za 2011-2012 gg. [Statistical data on the main indicators of activity of bodies of prosecutor’s office of the Russian Federation for 2011-2012] URL: http://genproc.-gov.ru/stat/ data/80780/

7. URL: http://www.webarhimed.ru/page-413.html

CHARACTERISTIC OF THE CONDITION OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

KULIK YURY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lena538639@mail.ru

In article the author gave developed characteristic of influence of external and internal threats on the national and state economic interests and economic security of the country and allocated the main threats of economic security of Russia: bankruptcy, absorption of weak productions; corruption; investment crisis, mass capital outflow; crisis of the social sphere; food dependence; crisis of industrial policy; threats of development of small business; strengthening of a role and place of multinational corporations in national economy. The author defined extent of influence and a consequence of impact on development of the Russian economy and realization of national economic interests and proved that for neutralization of threats to the national and state economic interests of Russia it is necessary to carry out regular monitoring of indicators of economic security. Safety of the state is possible only in the presence of the effective mechanism of management, control and coordination of activity of political forces and public groups, and also the state institutes ensuring safety of the country. The author offered direction of realization of the national and state interest forming a basis of the developed priorities and the directions of their realization which in turn consist in: ensuring growth of a level of quality of life of citizens and economic growth of the country; development of scientific and social spheres; maintenance and improvement of environment; ensuring strategic stability. According to the directions of realization of national interest instruments of its realization have to become: the guaranteed safety and high standards of life support of citizens of the country; development of national innovative system and investments in the human capital; public-private partnership improvement; balanced consumption, development of progressive technologies and expedient reproduction of natural and resource capacity of the country; active participation of the country in development of multipolar model of a world order.

Key words: economic security, threats of economic security, national interests

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *