Порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
1. Регистрация объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (далее ОПО) осуществляется Верхне-Донским управлением Ростехнадзора (далее — Управление) на основании:
2. Государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.
Ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.
Ведомственные разделы государственного реестра ведут федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом», которым в установленном порядке предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов.
3. Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
4. При регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее – свидетельство о регистрации) в соответствии с установленой формой.
Регистрация опасных производственных объектов осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения эксплуатирующей их организации.
В государственный реестр регистрирующим органом вносятся изменения в следующих случаях:
1) изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности, перечисленным в приложении 1 Закона № 116-ФЗ; технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта;
2) изменение адреса места нахождения опасного производственного объекта;
3) изменение сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;
4) изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации.
5. Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
При осуществлении идентификации на объектах использования атомной энергии площадки размещения производств, технологических процессов и оборудования, требования безопасной эксплуатации которых установлены федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, не рассматриваются и как опасный производственный объект не идентифицируются, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
— проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
— обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае его разработки);
— декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
— генерального плана расположения зданий и сооружений;
— сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
— спецификации установленного оборудования;
— документации на технические устройства, используемые на объекте;
— данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.
По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 к Требованиям с учетом особенностей идентификации, установленных данным приложением.
Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, который наиболее полно характеризует деятельность на объекте из всех выявленных на объекте признаков опасности.
6. Основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги (приложение 3 к Регламенту), а также документов, определенных требованиями Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением № 2 к Регламенту;
7. Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») (далее – регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
8. Для регистрации объекта в государственном реестре организация, эксплуатирующая этот объект, не позднее 10 рабочих дней со дня начала его эксплуатации представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, заявление в соответствии с административными регламентами регистрирующих органов и прилагает к нему следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного
1) сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в 2 экземплярах), подписанные руководителем юридического лица либо его уполномоченным представителем, индивидуальным предпринимателем либо его уполномоченным представителем и заверенные печатью (в случае наличия) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа;
2)опии документов, подтверждающих наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании ОПО (земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещается ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений), технических устройств, обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
3) обоснование безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
4) текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на опасные производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий).
5) опись документов.
В случае представления заявления и комплекта документов непосредственно в соответствующий территориальный орган по принципу «одного окна» или почтовым отправлением заявитель представляет электронные копии заявления и документов, указанных в подпунктах 1-5 пункта 20 Административного регламента, на съемном электронном носителе информации.
Заявление, сведения, характеризующие ОПО, представляются на электронном носителе информации в редактируемом формате и в виде электронных копий.
Содержание текстовых документов и чертежей электронных копий документов должно быть идентично бумажному оригиналу.
9. При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий 20 (двадцать) рабочих дней:
1) проверяет представленные в соответствии с пунктом 14 Требований документы на полноту и достоверность их заполнения, достоверность содержащихся в них сведений, а также ведомственную принадлежность объекта;
2) проверяет полноту и правильность проведенной идентификации опасного производственного объекта, наличие признаков опасности у опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Закону № 116-ФЗ;
3) вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает свидетельство о регистрации и 1 экземпляр сведений, характеризующих опасный производственный объект.
Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 4, осуществляется в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления эксплуатирующей организации и документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений.
Внесение в государственный реестр изменений, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 4, осуществляется в срок, не превышающий 10 (десяти) рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления эксплуатирующей организации и документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений.
Регистрация ОПО в Реестре, оформление и выдача свидетельства о регистрации, исключение ОПО из Реестра, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, переоформление свидетельства о регистрации в связи с исправлением допущенных опечаток (ошибок), выдача дубликата свидетельства о регистрации, предоставление информации из Реестра или справки об отсутствии запрашиваемых сведений в случае подачи заявления посредством ЕПГУ осуществляются в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в системе делопроизводства, в отношении заявителя и ОПО, адреса которых располагаются на территории одного субъекта Российской Федерации, в случае:
использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (при отсутствии иных признаков опасности на ОПО);
использования котлов передвижных и транспортабельных установок;
ведения буровых работ с использованием буровых установок для геологического изучения недр, добычи углеводородного сырья.
10. Для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) сведений о составе ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений.
Для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
В случае если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
11. Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены организацией в соответствующие отделы Верхне-Донского управления Ростехнадзора по адресам:
Воронежская область: 394038 г. Воронеж, ул. Конструкторов, д. 82,
телефон: (473) 260-86-99 доб. 106, E-mail: v1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; vdon@gosnadzor.ru
Белгородская область: 308023 г. Белгород, ул. Студенческая, д. 18,
телефон: (4722) 34-04-46, E-mail: b1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; ggtn@belgtts.ru
Курская область: 305040, г. Курск, 4-й Трудовой пер, д. 7,
телефон: (4712) 58-02-71, 58-02-74, Е-mail: k1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; kugen@kursknet.ru
Липецкая область: 398005, г. Липецк, ул. Невского, д. 3,
телефон: (4742) 43-31-09, Е-mail: l1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru
Тамбовская область: 392684, г. Тамбов, ул. Советская, д. 191,
телефон: (4752) 45-17-42, E-mail: t1_priemnaya@vdon.gosnadzor.ru; rtntambov@gmail.com
13. В целях прекращения предоставления государственной услуги заявитель представляет заявление о прекращении предоставления государственной услуги и возврате заявления и документов в свободной форме.
14. Контакты для получения консультаций (по телефону) по вопросам, связанным с регистрацией объектов государственном реестре опасных производственных объектов:
Воронежская область: (473) 260-86-99 доб. 401 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения Артеменко Татьяна Владимировна.
Белгородская область: (4722) 34-10-27 – Ведущий специалист- эксперт отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Белгородской области Бубнова Наталья Юрьевна.
Курская область: (4712) 58-02-74 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Курской области Трунова Марина Леонидовна.
Липецкая область: (4742) 43-54-74 — старший специалист 1 разряда отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Липецкой области Булычева Екатерина Владимировна.
Тамбовская область: (4752) 53-77-68 — главный специалист отдела лицензирования, ведения государственного реестра ОПО, нормативного и программного обеспечения по Тамбовской области Иркова Ирина Сергеевна.
Регистрация ОПО по новым правилам
Согласно п. 14 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.
Пакет документов, предоставление которых требует регистрация ОПО, может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494):
1. Заявление о регистрации ОПО.
2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах) по форме Приложению № 4 к Административному регламенту (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494).
3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО).
4. Обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
5. Текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).
Обратите внимание! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.
С 14 февраля 2017 года документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.
Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает Сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.
В свою очередь, «надзирающее» управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в «регистрирующий» орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) Сведения, характеризующие ОПО.
Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:
1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.
2. Генеральный план, экспликация зданий и сооружений.
- о количестве опасных веществ, в том числе более подробные сведения об опасных веществах (годовая потребность или объем закупок согласно бухгалтерским документам и т.д.);
- о проектной мощности резервуаров (емкостей) с опасными веществами;
- о численности обслуживающего персонала на объекте.
5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.
6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)
С 14 февраля 2017 года изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.
Заявление на регистрацию ОПО
Форма заявления на регистрацию ОПО и рекомендации по ее заполнению даны в Приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494.
Шаблон этого документа вы также можете скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.
Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:
1. Сведения о заявителе (подробные реквизиты).
2. Краткую информацию об ОПО (согласно п.п. «2» п. 20 Административного регламента).
Ниже мы представим образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».
- исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
- двусторонняя печать на бумажном носителе;
- скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.
Скачайте заполненный образец заявления на регистрацию ОПО
Сведения, характеризующие ОПО
Форма Сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в Приложении № 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494.
- наименование и место нахождения ОПО;
- признаки опасности ОПО;
- класс опасности ОПО;
- классификация ОПО по типам, указанным в Приложении №2 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
- виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
- информация о заявителе (владельце ОПО);
- реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
- сведения о составе ОПО (как раньше) – перечень площадок, технических устройств и т.д.
Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495.
Ниже мы представим заполненные Сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».
Скачайте заполненный образец Сведений, характеризующих ОПО
Документы, подтверждающие право владения ОПО
- Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
- Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений – автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
- Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
- Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
- Договор оперативного управления (хоз. ведения) объектом, заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.
- Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.).
- Договор купли-продажи ГПМ.
- Договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.
- Договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС.
- Документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.
Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.
- Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
- Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (статья 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в Ростехнадзоре.
Результаты регистрации ОПО
- Свидетельство о регистрации ОПО.
- Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.
После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО 1-3 классов опасности).
Кто должен получать лицензию на ОПО – собственник или арендатор?
—>Довольно часто владельцы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности передают свои ОПО в аренду (оперативное управление, хозяйственное ведение, на эксплуатацию) другим организациям.
В связи с этим возникает вопрос: кто должен получать лицензию Ростехнадзора на право эксплуатации ОПО – собственник объекта или его арендатор?
Согласно статье 606 части 2 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Таким образом, при передаче ОПО в аренду его собственник временно утрачивает право владения и (или) пользования переданным объектом (в зависимости от условий договора). А именно – на срок, определенный договором аренды.
Аналогичная позиция содержится в информационном письме Высшего арбитражного суда РФ от 11 января 2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой».
Из сказанного можно сделать вывод, что действие лицензии на эксплуатацию ОПО, которая получена арендодателем (собственником объекта), уже не распространяется на взрывопожароопасный и химически опасный производственный объект, переданный в аренду.
Кроме того, по терминам Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрешительные документы на ОПО должна оформлять эксплуатирующая организация.
Эксплуатирующей является организация, которая использует опасный производственный объект по назначению, определенному в проектной (эксплуатационной, нормативно-технической) документации.
По договору аренды именно организация-арендатор получает право пользования объектом (в то время как собственник ОПО его временно утрачивает). То есть начинает эксплуатировать ОПО (использовать по прямому назначению).
Следовательно, именно организация-арендатор становиться организацией, эксплуатирующей опасный производственных объект, которая, согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ №116, обязана:
«иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В данном случае основным видом деятельности, подлежащим лицензированию, является эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: в период действия договора аренды лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности обязана оформлять (иметь) организация-арендатор.
Также следует отметить, что до получения лицензии организация-арендатор должна:
1. Зарегистрировать на себя взятый в аренду ОПО и разработать от своего лица нормативно-технические документы (ППК, ПМЛА и т.д.).
Потому как лицензия на эксплуатацию выдается на конкретный ОПО, закрепленный в реестре Ростехнадзора за конкретной эксплуатирующей организацией.
В данном случае Свидетельство о регистрации ОПО наряду с договором аренды как раз и станет подтверждением, что соискатель лицензии владеет объектом на «ином законном основании» (аренда).
2. Переоформить лицензию на эксплуатацию ОПО (если она у организации-арендатора уже имеется в связи с другим объектом), чтобы добавить в нее новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности (и, возможно, новые виды работ, планируемые к выполнению по новому адресу).
Считаем важным напомнить, что для выполнения работ на опасном производственном объекте (равно как и для получения лицензии Ростехнадзора на ОПО) персонал арендатора должен быть аттестован по правилам промышленной безопасности, соответствующим типу (виду) ОПО.
Остались вопросы?
Получите консультацию эксперта по телефону +7 (999) 333-79-61 или электронной почте expert@mtk-exp.ru
Получение свидетельства опасного производственного объекта (ОПО)
Екатерина Ильина
Руководитель отдела
сертификации
Регистрация опасного производственного объекта (сокращенно – ОПО) является технологией определения степени небезопасности для объектов производства или всего предприятия/организации, присвоения им категории опасности и дальнейшим занесением в соответствующий реестр Ростехнадзора ОПО. Свидетельство указывает на то, что объект является опасным, если это было обнаружено в процессе проверки, или на то, что он безопасен по технологическим меркам.
Какие объекты относятся к опасным?
Опасным производственным объектом считается предприятие или его подразделение, на территории которого:
- производятся, хранятся, транспортируются или перерабатываются горючие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества, находящиеся в газообразном или жидком виде;
- используются агрегаты и оборудование, эксплуатация которых предусматривает избыточное давление на уровне более 0,07 МПа;
- эксплуатируются стационарные грузоподъемные устройства и механизмы;
- изготавливаются и транспортируются металлы в расплавленном виде;
- осуществляется добыча различных полезных ископаемых.
Классификация ОПО
Применяемая сегодня классификация ОПО предполагает разделение всех подобных объектов на 4 класса, к каждому из которых предъявляется свой набор требований:
- К I классу относятся чрезвычайно опасные объекты. Их эксплуатация сопровождается жестким государственным надзором и необходимостью выполнения следующих требований:
- ежегодная проверка со стороны контролирующих ведомств;
- обязательная разработка ДПБ или декларации промбезопасности;
- внедрение на производстве современной системы управления в области ПБ;
- разработка ПЛА и ПРИ – плана ликвидации аварийной ситуации и внутреннего положения о расследовании инцидентов на производстве.
Обязательность регистрации ОПО
Если организация использует в производственном процессе опасные производственные объекты, то она в обязательном порядке регистрирует их в соответствующем Едином госреестре (ЕГРОПО). Регистрация осуществляется для создания единой базы данных ОПО и организаций, на которых они расположены.
Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре и последующая выдача Свидетельства о регистрации совершается Ростехнадзором. Процедура проводится в соответствии с географическим и административным расположением организации (или юридического лица), который использует ОПО.
С момента начала эксплуатации до регистрации опасного производственного объекта должно пройти не более 30 календарных дней.
Процедура регистрации опасного производственного объекта
Согласно законодательно установленному порядку, регистрация ОПО совершается в следующем порядке:
- определение объекта, подлежащего регистрации;
- закрепление за ОПО соответствующего класса опасности;
- заполнение карт учета и сведений с характеристиками ОПО, их оформление;
- подача оформленных карт и сведений в Ростехнадзор, согласование верности их содержания;
- составление требуемого пакета документов для регистрации объекта, их подача в Ростехнадзор;
- выдача свидетельства о регистрации ОПО.
Исключение составляет тот случай, когда месторасположение объекта не соответствует адресу, который был указан в регистрации (юридический адрес). В таком случае сведенья и карты учета с данными об ОПО утверждаются в территориальном представительстве Ростехнадзора, которое закреплено за районом местонахождения ОПО. Только после этого документация направляется в территориальное представительство Ростехнадзора по локации, которая была указана в регистрации для дальнейшего получения свидетельства.
Каков срок действия свидетельства
Свидетельство о регистрации ОПО не имеет сроков действия. В 2011 году Постановление Правительства РФ отменило повторную регистрацию через каждые пять лет. Теперь перерегистрация требуется лишь в том случае, если была радикально изменена структура ОПО, был ликвидирован или внедрен дополнительный опасный объект.
Какие документы нужны для Регистрации ОПО
- Заявление от имени организации, использующей ОПО.
- Два экземпляра карты учета ОПО.
- Два экземпляра сведений с данными об опасном производственном объекте.
- Возможно дополнительная аргументация безопасности ОПО.
- Данные об организации и ОПО:
- описание организационной структуры;
- информация о количестве небезопасных веществ в пределах ОПО;
- регистрация юридического лица, свидетельство о зачислении на налоговый учет;
- генеральная планировка зданий предприятия;
- информация о технологических процессах на предприятии;
- документальное подтверждение права собственности на ОПО.
Необходимость перерегистрации ОПО
Действующее в России законодательство предусматривает необходимость перерегистрации ОПО путем внесения измененных данных об объекте в Госреестр в следующих ситуациях:
- Предыдущая регистрация ОПО происходила до введения в действие №22-ФЗ, принятого 04 марта 2013 года.
- Произошли изменения в наиболее важных данных о собственнике ОПО, например, наименование компании-владельца, ее банковские реквизиты или юридический адрес.
- Изменились основные технические и эксплуатационные характеристики объекта, влияющие на уровень безопасности его эксплуатации, что стало следствием технического перевооружения, реконструкции или установки новых технических устройств.
Прохождение процедуры перерегистрации особенно актуально в том случае, если уровень опасности объекта понизился и позволяет отнести его к IV классу. В этом случае для дальнейшей эксплуатации не требуется получение лицензии, кроме того, исключаются проверки со стороны Ростехнадзора.