Кто должен ставить счетчики на воду в муниципальной квартире
Перейти к содержимому

Кто должен ставить счетчики на воду в муниципальной квартире

  • автор:

Кто должен устанавливать приборы учета в муниципальной квартире

Подборка наиболее важных документов по запросу Кто должен устанавливать приборы учета в муниципальной квартире (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Приборы учета:
  • Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
  • Акт опломбировки
  • Замена водосчетчика
  • Замена счетчика КОСГУ
  • Замена счетчиков на воду
  • Показать все
  • Приборы учета:
  • Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
  • Акт опломбировки
  • Замена водосчетчика
  • Замена счетчика КОСГУ
  • Замена счетчиков на воду
  • Показать все

Судебная практика

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 N 12АП-1050/2022 по делу N А57-18966/2020
Требование: О взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Исследовав представленные в материалах дела доказательства и правовые позиции сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии технической возможности установки в спорных муниципальных квартирах многоквартирных домов приборов учета, и не представлено доказательств наличия правовых оснований для взыскания задолженности.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А33-13010/2021
Требование: О признании недействительным представления органа финансово-бюджетного надзора части выявления нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение: В удовлетворении требования отказано. На основании вышеизложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о правомерности осуществления расчета начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями к аукционной документации, отсутствии необходимости применения корректирующих коэффициентов и индексов, отсутствие оснований для применения к жилым помещениям требований, которые не отражены в муниципальной программе, в рамках которой доведены бюджетные ассигнования (относительно наличия установленных, подключенных и зарегистрированных в установленном порядке счетчиков ГВС, ХВС), как необоснованные.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Согласованность предмета контракта как необходимое условие для признания его заключенным
(Раев К., Гурин О.)
(«Прогосзаказ.рф», 2022, N 3) Пример 3. Исполнитель взял на себя обязательства по приобретению и установке приборов учета холодной и горячей воды в муниципальных жилых помещениях многоквартирных домов, которые будут указаны заказчиком дополнительно.

Нормативные акты

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170
(с изм. от 22.06.2022)
«Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) Организация, эксплуатирующая жилищный фонд, обязана обеспечить сохранность приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах и других общедомовых помещениях).

Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» 1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме;

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    За чей счет ставят счетчики в муниципальной квартире?

    Установка счетчиков в муниципальной квартире возлагается на собственника, то есть на муниципалитет.

    • § Ст. 676 Гражданского кодекса РФ
    • § Ст. 65 Жилищного кодекса РФ

    В законодательстве об энергоэффективности также четко указано, что именно собственники обязаны обеспечить оснащение своего жилья приборами учета.

    • § П. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

    Но в договоре социального найма обязанность по установке приборов учета может быть возложена на нанимателя квартиры. В этом случае вам придется оплачивать эти работы самостоятельно.

    Если же в договоре такого положения нет, вы имеете право требовать установки счетчика за счет муниципалитета. Для начала подайте письменное заявление в администрацию. В нем изложите просьбу по установке прибора учета, сошлитесь на указанные выше нормы (если счетчик будет установлен за ваш счет, приложите копии документов, подтверждающих все ваши затраты). Обязательно сохраните себе второй экземпляр заявления. На нем в администрации вам должны поставить отметку о принятии. Нередко такие вопросы удается решить и без суда, после подачи письменного заявления. Но если администрация не отреагирует, обращайтесь в суд. По всей стране очень много успешной судебной практики по таким вопросам.

    По материалам журнала «Сам себе адвокат»

    Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

    Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

    Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

    При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

    Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

    Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

    Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

    Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

    Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

    С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

    Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

    Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

    Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

    Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

    Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

    Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

    Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

    Кто платит за ошибку при определении разрядности прибора учёта

    За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

    Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

    Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

    Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

    До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

    Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

    К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

    Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

    Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

    Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

    Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

    Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги. После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ). Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

    Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

    При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

    Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

    1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
    2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

    Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

    ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

    ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

    Запомнить

    • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
    • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

    Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

    Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

    Замена счетчика в квартире: за чей счет проводится работа

    счетчик воды

    Любой измерительный прибор имеет предельный срок службы, и водомерное оборудование не — исключение. Рано или поздно его приходится менять. Если соблюдать инструкцию, то, скорее всего, замена счетчиков воды в квартире потребуется нескоро. Но, когда она все-таки понадобится, возможно, перед вами встанет вопрос о том, за чей счет проводить данную работу.

    Поскольку 210-я статья Гражданского кодекса (ГК РФ) предписывает собственнику недвижимости брать на себя все расходы по содержанию имущества, то логично, что за свой счет менять оборудование должны только владельцы жилплощади. Замена счетчиков в муниципальной квартире, например, выданной на время прохождения гражданской или военной службы, в общем случае осуществляется за счет муниципалитета.

    Однако на сегодняшний день большая часть людей — владельцы своего жилья. Следовательно, спорные моменты может создать разве что вопрос приватизации.

    Как проводится замена счетчика в приватизированной квартире и в неприватизированной

    Приватизация предельно упрощает ситуацию с обслуживанием уже установленного измерительного оборудования, равно как и с установкой нового. Схема действий следующая:

    1. Собственник обращается в лицензированную фирму и вызывает мастера, который заменяет неисправный прибор на новый.
    2. Мастер выдает пакет документов. Владелец должен передать их в управляющую компанию.
    3. Сотрудники управляющей компании передают бумаги представителям уполномоченных органов.

    Если же необходима замена счетчика в неприватизированной квартире, то, исходя из положений статей 539 и 543 ГК РФ, абонентом — выступает управляющая компания. Следовательно, обязанность обслуживать и заменять водомерное оборудование ложится на нее.

    Следует также помнить, что с 2018 года отменена единая для всех моделей оборудования периодичность замены счетчиков воды в квартире. Теперь срок проведения работ зависит от периода эксплуатации, который устанавливает производитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *