Контрагент требует бухгалтерскую отчетность как отказать
Перейти к содержимому

Контрагент требует бухгалтерскую отчетность как отказать

  • автор:

Контрагент требует бухгалтерскую отчетность как отказать

4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

12 февраля 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Обязана ли организация предоставлять копии учредительных и иных документов по запросу своих контрагентов?

Обязана ли организация предоставлять копии учредительных и иных документов по запросу своих контрагентов?

12 августа 2011

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе самостоятельно решить, следует ли предоставлять контрагенту копии учредительных и иных документов. При этом организация по запросу контрагента должна обеспечить ему возможность ознакомиться со своей бухгалтерской отчетностью. Предоставлять копии паспортов генерального директора или иных лиц без их согласия нельзя.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что нормы гражданского, налогового и иных отраслей законодательства РФ не содержат требования об обязательном предоставлении контрагентам копий учредительных документов юридического лица, копий договоров аренды и других.
На практике хозяйствующие субъекты зачастую вынуждены просить потенциальных контрагентов предоставить определенную документацию (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и другое) в целях проверки партнера на наличие признаков «фирмы-однодневки». Это обусловлено не только возможными рисками по сделке (в результате, например, исчезновения покупателя после того, как ему передан товар с отсрочкой оплаты), но и необходимостью соблюсти так называемую «должную осмотрительность» для целей налоговых правоотношений. Напомним, что согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 налоговая выгода (признание вычета по НДС, признание расходов для целей исчисления налога на прибыль и т.д.) может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о налоговых нарушениях, допущенных контрагентом. Наличие пакета документов о контрагенте рассматривается в судебной практике в качестве одного из доказательств проявления должной осмотрительности (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 N Ф04-1545/2008(1778-А46-14)).
Таким образом, организация вправе самостоятельно решить, следует ли предоставлять своему партнеру копии учредительных и иных документов.
Однако даже в случае отказа организации предоставить учредительные и иные документы ее партнеры вправе самостоятельно обратиться с соответствующим запросом непосредственно в орган, регистрирующий юридические лица. В отношении коммерческих организаций таким органом является Федеральная налоговая служба России в лице своих территориальных подразделений (п. 5.3.1 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
На каждое зарегистрированное юридическое лицо ведется регистрационное дело, в котором содержится вся необходимая информация как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В совокупности все эти сведения составляют Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В частности, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о наименовании, местонахождении организации, сведения об учредителях, о руководителе юридического лица и другая предусмотренная законом информация. Также в ЕГРЮЛ содержатся решения уполномоченных органов юридического лица, устав, изменения к нему, которые требуют государственной регистрации или уведомления регистрирующего органа (в частности, о назначении руководителя общества).
Общий порядок получения сведений из ЕГРЮЛ установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения и документы о конкретном юридическом лице представляются в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документа (документов), справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления из ЕГРЮЛ сведений и документов не должен превышать пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса (п.п. 1-3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). Предоставление сведений из ЕГРЮЛ является платным (п. 1 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Сведения, полученные из ЕГРЮЛ, позволяют убедиться в том, действительно ли то или иное юридическое лицо создано, т.е. обладает необходимой правоспособностью, чтобы быть участником сделок. А сведения реестра о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в значительной степени снижают риск заключения договора неуполномоченным лицом.
Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Таким образом, по нашему мнению, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годовой бухгалтерской отчетности.
В тоже время обращаем внимание, что речь в указанной норме идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату. Предоставлять ли бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, организация вправе решать самостоятельно.
При этом контрагент вправе обратиться за предоставлением годовой бухгалтерской отчетности также в органы статистики. В соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности»).
Отметим также, что иногда организации просят от своих контрагентов копии паспортов, например, генерального директора, подписывающего договор от имени общества. В этой связи необходимо учитывать, что они содержат персональные данные указанных лиц, а передача таких данных является обработкой (распространением) персональных данных в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Обработка персональных данных может осуществляться в рассматриваемой ситуации только с письменного согласия субъектов персональных данных (ст. 6, 9 Закона N 152-ФЗ), которое должно включать в себя ряд обязательных реквизитов, указанных в п. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ. Поэтому организация не вправе предоставлять копии паспортов без согласия их владельцев.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Контрагент запросил бухгалтерскую отчетность

Подборка наиболее важных документов по запросу Контрагент запросил бухгалтерскую отчетность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Бухгалтерская отчетность:
  • 0710099 порядок заполнения
  • 94 счет в балансе
  • Агрегированный баланс
  • Актив баланса
  • Анализ баланса
  • Показать все
  • Бухгалтерская отчетность:
  • 0710099 порядок заполнения
  • 94 счет в балансе
  • Агрегированный баланс
  • Актив баланса
  • Анализ баланса
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 «Расходы. Группировка расходов» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС и к учету расходов по сделкам с рядом контрагентов, поскольку взаимоотношения налогоплательщика с ними носили формальный характер, фактически услуги налогоплательщик оказывал самостоятельно. Суд признал доначисление налога на прибыль и отказ в принятии налоговых вычетов неправомерными. Суд отметил, что контрагенты на момент заключения договоров с налогоплательщиком были зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состояли на налоговом учете в качестве налогоплательщиков и представляли налоговую и бухгалтерскую отчетность, осуществляли финансово-хозяйственные операции, характерные для организаций, ведущих реальную предпринимательскую деятельность, имели взаимоотношения с иными покупателями (в том числе по оказанию аналогичных услуг) и являлись самостоятельными участниками гражданско-правовых и налоговых правоотношений. До заключения договоров налогоплательщик запросил у контрагентов документы, подтверждающие легитимность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия лиц, действующих от имени контрагентов, а также документы, подтверждающие личность единоличного исполнительного органа, проверял информацию о контрагентах в информационных интернет-ресурсах. Налоговым органом не оспаривается, что фактически услуги конечным потребителям были оказаны, оплачены налогоплательщиком, оформлены надлежащие первичные документы. Налоговый орган не выявил схем «кругового» движения денежных средств и их обналичивания налогоплательщиком, согласованность действий контрагентов и налогоплательщика, их взаимозависимость и подконтрольность, что позволяет сделать вывод о реальном характере хозяйственных операций.

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 «Порядок применения налоговых вычетов» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС и к учету расходов по сделкам с рядом контрагентов, поскольку взаимоотношения налогоплательщика с ними носили формальный характер, фактически услуги налогоплательщик оказывал самостоятельно. Суд признал доначисление налога на прибыль и отказ в принятии налоговых вычетов неправомерными. Суд отметил, что контрагенты на момент заключения договоров с налогоплательщиком были зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состояли на налоговом учете в качестве налогоплательщиков и представляли налоговую и бухгалтерскую отчетность, осуществляли финансово-хозяйственные операции, характерные для организаций, ведущих реальную предпринимательскую деятельность, имели взаимоотношения с иными покупателями (в том числе по оказанию аналогичных услуг) и являлись самостоятельными участниками гражданско-правовых и налоговых правоотношений. До заключения договоров налогоплательщик запросил у контрагентов документы, подтверждающие легитимность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия лиц, действующих от имени контрагентов, а также документы, подтверждающие личность единоличного исполнительного органа, проверял информацию о контрагентах в информационных интернет-ресурсах. Налоговым органом не оспаривается, что фактически услуги конечным потребителям были оказаны, оплачены налогоплательщиком, оформлены надлежащие первичные документы. Налоговый орган не выявил схем «кругового» движения денежных средств и их обналичивания налогоплательщиком, согласованность действий контрагентов и налогоплательщика, их взаимозависимость и подконтрольность, что позволяет сделать вывод о реальном характере хозяйственных операций.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Стандарты осмотрительного поведения при заключении сделок
(Цыганков В.В.)
(«Вестник арбитражной практики», 2023, N 4) Для их оценки перед заключением договора у контрагента целесообразно запросить бухгалтерскую отчетность и штатное расписание. Нелишним будет истребовать форму КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности работников».

Контрагент требует бухгалтерскую отчетность как отказать

4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

12 февраля 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Какой перечень документов нужно запросить у заказчика, чтобы удостовериться в его добросовестности? Какой перечень документов нужно запросить у поставщика (исполнителя) для подтверждения добросовестности?

Какой перечень документов нужно запросить у заказчика, чтобы удостовериться в его добросовестности? Какой перечень документов нужно запросить у поставщика (исполнителя) для подтверждения добросовестности?

30 июня 2023

Перед заключением договора с контрагентом (как с заказчиком, так и с поставщиком) во избежание правовых рисков целесообразно совершить следующие действия:

  • осуществить проверку юридического статуса контрагента: выяснить, действительно ли он существует как хозяйствующий субъект, проверить адрес контрагента;
  • проверить полномочия представителя контрагента на совершение сделки;
  • проверить по данным ЕФРС, ЕГРЮЛ, не введена ли в отношении контрагента процедура банкротства; обратиться к сведениям ЕГРЮЛ, чтобы проверить, не находится ли контрагент в процессе реорганизации или ликвидации;
  • удостовериться в отсутствии обременений прав или иных ограничений в отношении имущества организации-контрагента.

С учетом особенностей сделки (например, если цена договора является значительной для организации) может оказаться целесообразным принять меры к поиску доступных сведений о деловой репутации контрагента, опыте исполнения им аналогичных договоров, наличии у него необходимых материальных ресурсов и т.д.

Сбор информации можно осуществить следующими способами:

  • обратиться к контрагенту с просьбой предоставить необходимую информацию;
  • обратиться к общедоступным источникам информации (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРС, интернет-сайт ФНС России);
  • получить данные бухгалтерской отчетности контрагента.

В целях проверки у потенциальных контрагентов зачастую просят представить определенную документацию (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и другое). Вместе с тем общедоступную информацию о контрагенте можно получить и иными способами, например обратившись к федеральным информационным ресурсам (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРС). Сведения, полученные из этих ресурсов, позволяют убедиться в том, действительно ли то или иное юридическое лицо создано, т.е. обладает необходимой правоспособностью, чтобы быть участником сделок, не имеется ли у него признаков банкротства. А сведения реестра о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в значительной степени снижают риск заключения договора неуполномоченным лицом. Кроме того, обратившись к базе данных ЕГРЮЛ и ЕФРС, можно выяснить, не внесена ли в эти реестры запись о недостоверности сведений о физическом лице как о лице, обладающем полномочиями действовать от имени юридического лица без доверенности (подп. «з.1 п. 7 ст. 7.1, п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).

Проверка полномочий лица, действующего от имени контрагента

В случаях, когда договор заключается через представителя, можно проверить его полномочия следующим образом:

  • если он действует на основании доверенности, — попросив представить оригинал доверенности. Отметим, что сведения о нотариально удостоверенных доверенностях являются общедоступными (п. 1 ч. 1 ст. 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I)*(1).
  • если представитель действует без доверенности, — ознакомившись с копией (заверенной надлежащим образом) решения об избрании или приказа о назначении на должность и о его полномочиях действовать от имени юридического лица без доверенности либо со сведениями о юридическом лице, содержащимися в ЕГРЮЛ, в которых отображены данные лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (обычно это директор, генеральный директор)*(2).

В спорных ситуациях, связанных с подтверждением полномочий лица, имеющего право действовать от имени организации-контрагента без доверенности, правовое значение имеет прежде всего ознакомление стороны сделки с общедоступными источниками информации о контрагенте, в частности, со сведениями о нем, которые содержатся в ЕГРЮЛ. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Судебная практика выработала правовую позицию, согласно которой лицо, которое не входит в состав органов юридического лица и не является его учредителем или участником (третье лицо), по общему правилу не обязано проверять учредительный документ юридического лица с целью выявления ограничений или разграничения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица или нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга либо совместно. Если в договоре указано, что лицо, которое заключает его от имени организации, действует на основании ее устава, это само по себе не означает, что другая сторона договора ознакомлена с полномочиями этого лица, которые содержатся в уставе. По общему правилу третье лицо вправе исходить из неограниченности полномочий лиц, которые указаны в ЕГРЮЛ как лица, имеющие право действовать от имени контрагента без доверенности. Если лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица, совершило сделку с превышением полномочий, определенных учредительным документом, такая сделка может быть признана недействительной по данному основанию лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства будет доказано, что в момент совершения сделки другая ее сторона знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий на совершение такой сделки, установленных учредительным документом контрагента (п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Эта позиция получила развитие в п. 6 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утвержден Президиумом ВС РФ 25.12.2019), в соответствии с которым опубликование учредительного документа юридического лица, в том числе в сети Интернет, само по себе не создает презумпцию знания контрагентом его содержания. Как отмечается, вывод о том, что в случае если устав общества размещен в сети Интернет, другая сторона сделки, действуя добросовестно и разумно, должна была с ним ознакомиться, является неверным, возлагает на другую сторону сделки обязанность изучать устав общества и перекладывает на нее бремя доказывания того, что она не знала и не должна была знать о его содержании, только в силу того, что учредительный документ размещен в сети Интернет, а это не соответствует п. 1 ст. 174 ГК РФ и п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25.

Таким образом, если у контрагента не будет запрошен устав с целью проверки полномочий его единоличного исполнительного органа на совершение сделок, само по себе это не повлечет негативных правовых последствий для лица, вступающего в правоотношения с таким контрагентом.

Проверка правоспособности контрагента

Помимо общей правоспособности юридического лица, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ), существует еще и специальная правоспособность, которая может быть обусловлена, например, необходимостью лицензирования деятельности или необходимостью членства в саморегулируемой организации или наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (п. 1 ст. 49 ГК РФ; подробнее о правоспособности юридического лица смотрите в отдельном материале Энциклопедии решений). Поэтому в ряде случаев целесообразным будет убедиться в наличии у контрагента необходимых разрешений. Вместе с тем совершение сделки лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, не влечет ее недействительности. В таком случае другая сторона сделки вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, смотрите также п. 89 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Специальная правоспособность может быть обусловлена также, например, целями деятельности организации, определенными законом и (или) указанными в ее учредительном документе. В этом случае сделка, совершенная в противоречии с такими целями, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение. Однако это возможно только при наличии доказательств, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении (ст. 168, 173 ГК РФ).

Проверяя правоспособность контрагента, можно обратиться к данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРС, которые в том числе содержат сведения о выданных юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю лицензиях (подп. «м» п. 1, подп. «м» п. 2 ст. 5, подп. «м» п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ), ЕФРС, в который вносятся сведения о членстве юридического лица в саморегулируемых организациях (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ), а также к учредительным документам контрагента, которые могут содержать цели деятельности организации.

Стандарт обоснованного выбора контрагента для целей налогообложения

Налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой применяемый в обороте стандарт обоснованного выбора контрагента (коммерческая осмотрительность) применим и в налоговых правоотношениях. В связи с этим подчеркивается, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъекты предпринимательской деятельности оценивают, как правило, не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта; а при совершении значимых сделок, например по поводу дорогостоящих объектов недвижимости, изучают историю взаимоотношений предшествующих собственников и принимают тому подобные меры.

Иными словами, для минимизации налоговых рисков перед заключением договора с контрагентом следует оценить, насколько это возможно, способность контрагента исполнить договорные обязательства. Разумеется, этот подход применим с учетом принципа разумности поведения налогоплательщика и с учетом масштаба и характера сделки.

Следование такому подходу не является обязательным, но поможет свести к минимуму риск квалификации контрагента со стороны налогового органа как «технической» компании, фиктивно (лишь для вида) привлеченной к исполнению договорных обязательств, и риск того, что налоговый орган придет к выводу об осведомленности налогоплательщика о фиктивном характере деятельности контрагента (пп. 13-15 письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).

Удостовериться в благонадежности контрагента можно, в частности, попросив контрагента представить выписку с результатами оценки его финансово-хозяйственного состояния и иной информации, характеризующей его деятельность, сформированную через интерактивный сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» в соответствии с Методикой, утвержденной приказом ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ (далее — Методика). Критерии, по которым проводится оценка, приведены в пп. 6, 7 Методики. Выписка формируется в «Личном кабинете налогоплательщика юридического лица» в формате pdf с электронной подписью должностного лица и может быть проверена по QR-коду либо через сайт ФНС России (пп. 3, 9 Методики).

Кроме того, на сайте ФНС России размещен сервис «Реестр субсидиарных ответчиков». Он содержит данные о лицах, привлеченных к субсидиарной ответственности по делам с участием налоговых органов (в частности, в рамках и вне рамок дела о банкротстве, взыскании убытков, ущерба, долгов с зависимых лиц). Сервис призван упростить анализ контрагента на наличие связей с лицами, которые намеренно уклонялись от исполнения обязательств или довели компанию до банкротства (информация ФНС России от 12.05.2023).

Получение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности контрагента

Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, не является коммерческой тайной и открыта для всех заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. (ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В связи с этим организация при получении от своего контрагента соответствующего запроса должна обеспечить ему возможность ознакомиться с данными годовой бухгалтерской отчетности. Предоставлять ли бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, организация вправе решать самостоятельно. С 01.01.2020:

— в Росстате можно запросить данные годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014-2018 гг. при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, то есть не менее пяти лет после отчетного года (сообщение Минфина России 13.12.2018 N ИС-учет-12). Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014-2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.;

— в ФНС России можно запросить данные годовой бухгалтерской отчетности организаций начиная с отчетности за 2019 год. За отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г., доступ к бухгалтерской отчетности организаций ФНС России предоставлять не будет.

Как получить данные годовой бухгалтерской отчетности за периоды начиная с 2019 года в ФНС России?

Интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации, доступен для всех пользователей с мая 2020 года. Регламент по предоставлению данных из ГИР БО утвержден приказом ФНС России от 25.11.2019 N ММВ-7-1/586@ (далее — Регламент). Доступ к информации имеют все заинтересованные лица (ч. 9 ст. 18 Закона 402-ФЗ). Причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Запрос о предоставлении информации о конкретном экономическом субъекте, содержащейся в ГИР БО, представляется только в электронной форме с использованием Единого портала (при наличии технической возможности) или интернет-сервиса (п. 15 Регламента).

Запрос о предоставлении информации в рамках абонентского обслуживания может быть представлен (п. 16 Регламента)*(3): непосредственно в налоговый орган или МФЦ в письменной форме или посредством почтового отправления в налоговый орган; в электронной форме — через Единый портал (при наличии технической возможности) или интернет-сервис с учетом особенностей, предусмотренных разделом III Регламента.

Информация о конкретном экономическом субъекте предоставляется бесплатно в день регистрации запроса в интернет-сервисе, размещенном на сайте ФНС. И только в случаях, определенных Правительством РФ, за предоставление информации будет взиматься плата. В настоящее время Правительством РФ установлена плата за предоставление в электронном виде информации, содержащейся в ГИС бухгалтерской (финансовой) отчетности, в форме годового абонентского обслуживания. Стоимость такого обслуживания определена в размере 200 000 руб. за одно рабочее место (п. 1 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 N 811)*(4).

Получение данных налогового учета контрагента

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. К таким сведениям относятся и данные налогового учета. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов. Статья 313 НК РФ прямо указывает, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Не признаются налоговой тайной сведения, перечисленные в подп. 1-13 п. 1 ст. 102 НК РФ. К ним отнесены, например, сведения:

  • являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов);
  • об ИНН;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России;
  • о суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору в отдельности), уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России (без учета сумм налогов и сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом), о суммах страховых взносов;
  • о суммах доходов и расходов организации по данным ее бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России.

Налогоплательщик может дать налоговому органу согласие на предоставление сведений о нем, составляющих налоговую тайну, иному лицу, причем согласие может касаться как всех сведений о налогоплательщике, полученных налоговым органом, так и их части. Согласие на представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу или признание таких сведений общедоступными направляется в налоговый орган в электронной форме в порядке, который утвержден приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@.

С 01.06.2016 закон предусматривает размещение ряда сведений об организации, не признаваемых налоговой тайной, в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, если эти сведения не относятся к государственной тайне (п. 1.1. ст. 102 НК РФ). Речь идет о сведениях об организации, указанных в подп. 3 (в части сведений о суммах задолженности при ее наличии, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подп. 7, 9-11 п. 1 ст. 102 НК РФ. Как установлено в п. 1.1 ст. 102 НК РФ, такие сведения по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях размещения на сайте ФНС России соответствующие сведения формируются в наборы открытых данных по каждой организации, находятся в открытом доступе не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС России, и обновляются в установленные сроки. С 2018 года наборы открытых данных размещаются в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за отдельными исключениями), размещение же таких данных в отношении организаций иных правовых форм, а также отдельных категорий организаций (крупнейших налогоплательщиков, предприятий оборонно-промышленного комплекса и ряда иных) произойдет только в 2030 году (приложение к приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@).

Таким образом, в настоящее время некоторые сведения об организации, относящиеся к исполнению ею обязанностей налогоплательщика (плательщика страховых взносов), являются общедоступными; для их получения заинтересованному лицу обращаться в налоговые органы не требуется. Отметим, что и до 01.06.2016 специалисты ФНС России высказывали мнение об отсутствии у налоговых органов обязанности предоставлять по запросу налогоплательщиков информацию о том, выполняют ли их потенциальные контрагенты свои налоговые обязательства (смотрите письмо от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@).

Любое заинтересованное лицо вправе получить сведения о юридическом или о физическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН)*(5). Такие сведения предоставляются в виде выписки из ЕГРН. Объем предоставляемых сведений напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя. Если заявитель запрашивает информацию о третьем лице, из перечня сведений ЕГРН ему предоставляется информация только об ИНН и КПП юридического лица и об ИНН физического лица (п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н). Эти же данные (сведения об ИНН юридического лица или ИП, а также о КПП юридического лица) можно беспрепятственно получить, обратившись к размещенному на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (https://www.nalog.ru) электронному сервису «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». С помощью данного сервиса можно получить и ряд других сведений.

Положениями Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов ограничивается возможность распространения соответствующих сведений контролирующими органами. Сама же организация вправе самостоятельно определять, предоставлять ли (и в каком объеме) сведения о себе как о налогоплательщике другим лицам. Кроме того, организация может определить, что данные налогового учета являются ее коммерческой тайной (ст. 3, ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении любой экономической информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Для этого необходимо включить соответствующую информацию в перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определить порядок обращения с этой информацией, установить контроль за таким обращением и определить круг лиц, которые могут иметь доступ к информации (получать ее), нанести на документы гриф «Коммерческая тайна» и урегулировать отношения по использованию коммерческой тайны с работниками и контрагентами.

  • Пример заполнения Запроса о предоставлении государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, предоставляемой в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места с использованием интернет-сервиса в электронном виде (Форма по КНД 1110308) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2020 г.);
  • Пример заполнения Запроса для получения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также аудиторского заключения о ней за отчетные периоды 2014-2018 годов (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, август 2020 г.);
  • Примерная форма заявления в налоговый орган о предоставлении сведений о счетах должника (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
  • Примерная форма письма-запроса о предоставлении документов для заключения договора(ов) в целях проявления должной осмотрительности при выборе контрагента (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Получение общедоступной информации о контрагенте (май 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Запрос у контрагента документов в целях минимизации налоговых рисков (май 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Ознакомиться с ними можно в сети Интернет по адресу: http://reestr-dover.ru/. При вводе в специальную форму на этом сайте даты удостоверения доверенности, ее регистрационного номера, а также фамилии, имени, отчества нотариуса, ее удостоверившего, система позволяет подтвердить наличие нотариально удостоверенной доверенности с указанными реквизитами. Если доверенность отменена, также будут указаны сведения об этом.

*(2) Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. В этом случае соответствующие сведения вносятся в ЕГРЮЛ. В частности, в отношении каждого лица, которому предоставлено право действовать от имени юридического лица, в реестре дополнительно указываются сведения о том, действует оно совместно с другими лицами или независимо от них (подпп. «л» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

*(3) Форма запроса о предоставлении информации приведена в приложении N 1 к Регламенту.

*(4) В 2022 году организациям, обязанным представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формирующую ГИРБО, было предоставлено право ограничить доступ к информации, содержащейся в такой отчетности. Более подробно о получении данных бухгалтерской (финансовой) отчетности контрагента смотрите в отдельном материале Энциклопедии решений.

*(5) Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков (май 2023 г.).

Налоговая отчетность по запросу контрагента

Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая отчетность по запросу контрагента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Налоги:
  • 303 счет
  • 852 КВР
  • Адреса ифнс
  • Акт сверки с налоговой
  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган образец
  • Показать все
  • Налоги:
  • 303 счет
  • 852 КВР
  • Адреса ифнс
  • Акт сверки с налоговой
  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган образец
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 «Расходы. Группировка расходов» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС и к учету расходов по сделкам с рядом контрагентов, поскольку взаимоотношения налогоплательщика с ними носили формальный характер, фактически услуги налогоплательщик оказывал самостоятельно. Суд признал доначисление налога на прибыль и отказ в принятии налоговых вычетов неправомерными. Суд отметил, что контрагенты на момент заключения договоров с налогоплательщиком были зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состояли на налоговом учете в качестве налогоплательщиков и представляли налоговую и бухгалтерскую отчетность, осуществляли финансово-хозяйственные операции, характерные для организаций, ведущих реальную предпринимательскую деятельность, имели взаимоотношения с иными покупателями (в том числе по оказанию аналогичных услуг) и являлись самостоятельными участниками гражданско-правовых и налоговых правоотношений. До заключения договоров налогоплательщик запросил у контрагентов документы, подтверждающие легитимность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия лиц, действующих от имени контрагентов, а также документы, подтверждающие личность единоличного исполнительного органа, проверял информацию о контрагентах в информационных интернет-ресурсах. Налоговым органом не оспаривается, что фактически услуги конечным потребителям были оказаны, оплачены налогоплательщиком, оформлены надлежащие первичные документы. Налоговый орган не выявил схем «кругового» движения денежных средств и их обналичивания налогоплательщиком, согласованность действий контрагентов и налогоплательщика, их взаимозависимость и подконтрольность, что позволяет сделать вывод о реальном характере хозяйственных операций.

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 «Порядок применения налоговых вычетов» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС и к учету расходов по сделкам с рядом контрагентов, поскольку взаимоотношения налогоплательщика с ними носили формальный характер, фактически услуги налогоплательщик оказывал самостоятельно. Суд признал доначисление налога на прибыль и отказ в принятии налоговых вычетов неправомерными. Суд отметил, что контрагенты на момент заключения договоров с налогоплательщиком были зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, состояли на налоговом учете в качестве налогоплательщиков и представляли налоговую и бухгалтерскую отчетность, осуществляли финансово-хозяйственные операции, характерные для организаций, ведущих реальную предпринимательскую деятельность, имели взаимоотношения с иными покупателями (в том числе по оказанию аналогичных услуг) и являлись самостоятельными участниками гражданско-правовых и налоговых правоотношений. До заключения договоров налогоплательщик запросил у контрагентов документы, подтверждающие легитимность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия лиц, действующих от имени контрагентов, а также документы, подтверждающие личность единоличного исполнительного органа, проверял информацию о контрагентах в информационных интернет-ресурсах. Налоговым органом не оспаривается, что фактически услуги конечным потребителям были оказаны, оплачены налогоплательщиком, оформлены надлежащие первичные документы. Налоговый орган не выявил схем «кругового» движения денежных средств и их обналичивания налогоплательщиком, согласованность действий контрагентов и налогоплательщика, их взаимозависимость и подконтрольность, что позволяет сделать вывод о реальном характере хозяйственных операций.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Оспаривание сделок должника при несостоятельности (банкротстве), совершенных с предпочтением
(Сушкова О.В.)
(«Вестник гражданского процесса», 2019, N 5) Для исключения риска исполнения обязательств контрагентом, а впоследствии оспаривания получения такого удовлетворения задолженности по правилам ст. 61.3 Закона N 127-ФЗ считаем необходимым предложить следующее: а) перед заключением договора требовать предоставления бухгалтерской отчетности за три прошедших года с целью установления динамики (положительной или отрицательной), также потребовать документы на наличие у контрагента на праве собственности или ином вещном праве (например, аренды) складов и торговых помещений; б) регулярно проверять контрагента по банку исполнительных производств, на картотеке арбитражных дел, с целью установления наличия или отсутствия судебных споров о взыскании задолженности; в) при длящихся отношениях регулярно проверять контрагента на признаки неплатежеспособности: запрашивать ежеквартально отчетность, следить за динамикой активов; г) проверять в ЕГРЮЛ изменения адреса, лиц, имеющих право действовать без доверенности, и другие изменения сведений в отношении контрагента и на сайте ФНС России на сдачу им налоговой отчетности; д) запрашивать у контрагента сведения о наличии кредиторской задолженности; е) если контрагент перестал направлять заявки на отгрузку товаров или просит перезаключения договора на иное юридическое лицо, выяснить, в чем причина.

Готовое решение: Камеральная налоговая проверка при возмещении НДС
(КонсультантПлюс, 2023) Если в декларации есть противоречия или если ее данные расходятся с отчетностью ваших контрагентов, налоговый орган может в том числе запросить у вас книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@).

Нормативные акты

ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705
(ред. от 13.02.2020)
«О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» Для получения оперативной информации в электронном виде (например, налоговой и бухгалтерской отчетности контрагента и др.), имеющейся у налогового органа по месту учета контрагента, средствами АИС «Налог» формируется запрос по форме Сопроводительного письма к Поручению об истребовании, подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и с использованием ПИК «Истребование документов» направляется Исполнителю.

ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@
«О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России) — установить и допросить лиц, причастных к деятельности фирмы-однодневки (как правило, руководитель организации является лицом номинальным), включая лиц, фактически оказывающих бухгалтерские услуги, в том числе путем проведения анализа движения денежных средств, перечисленных на расчетные счета контрагентов (как правило, это те же лица, которые оказывают услуги для проверяемого налогоплательщика), направить запросы и истребовать сведения об IP-адресах по месту выхода в сеть для направления налоговой отчетности и распоряжения расчетным счетом по системе удаленного электронного доступа. Установить и допросить лиц, фактически распоряжавшихся расчетным счетом организации, отношения с которой носили фиктивный характер. Характер расчетов между налогоплательщиком и его контрагентами может свидетельствовать о том, что расчетные счета поставщиков фактически использованы как транзитные;

Правовые ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *