Статья 9. Правовые акты г. Москвы
7) акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях.
2. Правовые акты города Москвы в своей совокупности образуют систему правовых актов города Москвы.
3. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы являются составной частью системы правовых актов города Москвы.
4. Законы города Москвы в своей совокупности образуют законодательство города Москвы.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 1 июня 2011 г. N 22 часть 5 статьи 9 настоящего Закона изложена в новой редакции
5. Нормативные правовые акты города Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 28 ноября 2012 г. N 62 часть 6 статьи 9 настоящего Закона изложена в новой редакции
6. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, имеющие нормативный характер указы Мэра Москвы, постановления Правительства Москвы подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законом города Москвы.
7. В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы.
ГАРАНТ:
См. Закон г. Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70
Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Система правовых актов города Москвы образуется из документов Правительства Москвы, актов Московской городской думы, решений Уставного суда города Москвы, а также из актов органов и должностных лиц исполнительной власти столицы.
- Постановления Правительства
- Распоряжения Правительства
- Распоряжения мэра
- Указы мэра
- Распоряжения заместителя мэра
- Распоряжения вице-мэра
Поиск документов
Расширенный поиск по базе документов с возможностью фильтрации данных по нужным критериям. Подробнее смотрите правила расширенного поиска правовых актов.
Поиск документов временно недоступен
Новые поступления
Последние десять опубликованных документов. Всего в базе 55155 правовых актов.
Распоряжение мэра Москвы № 591-РМ от 3 августа 2015 года Об объявлении благодарности Указ мэра Москвы № 50-УМ от 3 августа 2015 года О присуждении премий города Москвы 2015 года в области литературы и искусства Распоряжение Правительства Москвы № 440-РП от 31 июля 2015 года О награждении Почетной грамотой Правительства Москвы Указ мэра Москвы № 49-УМ от 31 июля 2015 года О награждении знаками отличия и присвоении почетных званий города Москвы Распоряжение мэра Москвы № 587-РМ от 30 июля 2015 года О Филистовиче В.П. Постановление Правительства Москвы № 479-ПП от 30 июля 2015 года О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП Постановление Правительства Москвы № 478-ПП от 30 июля 2015 года О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП Распоряжение мэра Москвы № 585-РМ от 29 июля 2015 года Об объявлении благодарности Распоряжение мэра Москвы № 582-РМ от 29 июля 2015 года О Финогеновой Т.В. Распоряжение мэра Москвы № 581-РМ от 29 июля 2015 года О Яковлеве А.В.
Основные документы
Основополагающие документы Москвы и Российской Федерации с внесёнными изменениями, актуальными на сегодняшний день.
- Конституция Российской Федерации
- Жилищный Кодекс Российской Федерации
- Устав города Москвы
- Основы жилищной политики города Москвы
- Градостроительный кодекс города Москвы
Правовые акты Общие сведения Список документов Поиск документов
Нашли ошибку? Сообщите нам об этом!
© 2008—2024 Интернет-портал «MosOpen.ru — Электронная Москва» Использование материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт MosOpen.ru (mosopen.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий — с формулировкой «по материалам интернет-портала MosOpen.ru».
Устав города Москвы
1. Город Москва является субъектом Российской Федерации — городом федерального значения, столицей Российской Федерации.
2. Статус города Москвы как субъекта Российской Федерации — города федерального значения Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Статус города Москвы как столицы Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации».
4. Город Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство.
5. На территории города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и законами города Москвы осуществляется местное самоуправление.
Статья 2. Территория города Москвы
1. Территория города Москвы составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации.
2. Изменение границ города Москвы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статья 3. Население города Москвы
1. Жители города Москвы (москвичи) — граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности. Жители города Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество.
2. Жители города Москвы, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории города Москвы, составляют население города Москвы.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации.
4. В городе Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством. Законом города Москвы учреждается должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве.
Статья 4. Народовластие в городе Москве
1. Источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления.
2. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы.
3. Никто не может присваивать власть в городе Москве. Захват власти, присвоение властных полномочий, создание не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления преследуются по закону.
Статья 5. Органы государственной власти города Москвы
1. Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума.
2. Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы, является Мэр Москвы.
3. Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы.
4. Исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
5. Органами судебной власти города Москвы являются Уставный суд города Москвы и мировые судьи.
Статья 6. Местное самоуправление в городе Москве
1. Местное самоуправление в городе Москве — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, осуществляемая в рамках федерального законодательства, Устава и законов города Москвы, уставов муниципальных образований.
2. Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее — муниципальные образования) путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок.
3. Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы и уставами муниципальных образований.
4. Жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество.
5. Общегородские выборные органы местного самоуправления в городе Москве не создаются.
Статья 7. Основные принципы организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в городе Москве
1. Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона. Основная цель осуществления власти — обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы.
2. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы.
4. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления обеспечиваются необходимыми для осуществления их полномочий материальными и финансовыми ресурсами.
5. В пределах своих полномочий органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность.
6. Осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города Москвы.
Статья 8. Герб, флаг и гимн города Москвы
1. Город Москва имеет герб, флаг и гимн.
2. Описания герба, флага и гимна города Москвы, порядок их официального использования устанавливаются законами города Москвы.
Статья 9. Правовые акты города Москвы
1. Правовыми актами города Москвы являются:
1) Устав города Москвы, законы о внесении поправок в Устав города Москвы;
2) законы города Москвы;
3) решения Уставного суда города Москвы;
4) постановления Московской городской Думы;
5) акты Мэра Москвы;
6) акты Правительства Москвы;
7) акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях.
2. Правовые акты города Москвы в своей совокупности образуют систему правовых актов города Москвы.
3. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы являются составной частью системы правовых актов города Москвы.
4. Законы города Москвы в своей совокупности образуют законодательство города Москвы.
5. Нормативные правовые акты города Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
6. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, имеющие нормативный характер указы Мэра Москвы, постановления Правительства Москвы, подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти города Москвы в порядке, установленном законом города Москвы.
7. В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы.
Статья 10. Устав города Москвы
1. Устав города Москвы (далее — Устав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством устанавливает полномочия города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти города Москвы, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления.
2. Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории города Москвы.
3. Устав является Основным законом города Москвы и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам города Москвы, правовым актам органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав.
Какие акты образуют законодательство города москвы
от 8 июля 2009 года N 25
О правовых актах города Москвы
(с изменениями на 28 декабря 2022 года)
Информация об изменяющих документах
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 34, 21.06.2011);
Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 63 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, Спецвыпуск N 3, 28.11.2012);
Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.07.2014);
Законом города Москвы от 15 февраля 2017 года N 1 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.02.2017);
Законом города Москвы от 30 января 2019 года N 2 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 01.02.2019);
Законом города Москвы от 29 апреля 2019 года N 17 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.05.2019);
Законом города Москвы от 19 мая 2021 года N 13 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.05.2021) (вступил в силу с 1 июля 2021 года);
Законом города Москвы от 4 мая 2022 года N 9 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.05.2022) (вступил в силу с 1 января 2023 года);
Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2022).
Настоящий Закон устанавливает систему правовых актов города Москвы, определяет общие требования к их разработке, опубликованию, вступлению в силу, реализации и систематизации, проведению экспертизы проектов правовых актов города Москвы и осуществлению правового мониторинга в городе Москве. Требования настоящего Закона также распространяются на правовые акты государственных органов города Москвы, не указанные в настоящем Законе, в части, не урегулированной федеральными законами и законами города Москвы, определяющими статус соответствующих государственных органов города Москвы.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, — см. предыдущую редакцию)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Правовые акты города Москвы (далее также — правовые акты) — официальные документы, принятые жителями города Москвы на референдумах города Москвы, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.
2. Нормативные правовые акты города Москвы (далее также — нормативные правовые акты) — правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.
3. Подзаконные правовые акты города Москвы (далее — подзаконные правовые акты) — правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, иных нормативных правовых актов города Москвы.
4. Законодательство города Москвы — совокупность законов города Москвы.
5. Правотворчество — деятельность по планированию правотворчества, разработке, принятию (изданию), подписанию, опубликованию и мониторингу правовых актов.
6. Должностное лицо города Москвы (далее — должностное лицо) — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные функции в органе государственной власти города Москвы (далее — орган государственной власти) и наделенное в соответствии с Уставом города Москвы полномочиями по осуществлению правотворчества.
Статья 2. Общие принципы правотворчества
Правотворчество осуществляется исходя из следующих принципов:
1) соответствие правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
2) соответствие содержания и видов правовых актов компетенции принявших (издавших) их органов государственной власти (должностных лиц);
3) верховенство правовых актов большей юридической силы;
4) планомерность и своевременность принятия (издания) правовых актов;
5) обязательность создания механизмов реализации правовых актов;
6) открытость и доступность информации о правовых актах.
Статья 3. Субъекты правотворчества
1. Субъектами правотворчества являются:
1) жители города Москвы, обладающие правом на участие в референдуме;
2) органы государственной власти (должностные лица).
2. Жители города Москвы непосредственно участвуют в референдумах города Москвы по принятию законов города Москвы в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы. Жители города Москвы имеют право на осуществление гражданской законодательной инициативы, а также иным образом участвуют в принятии нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы.
3. Органы государственной власти (должностные лица) принимают (издают) правовые акты в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 4. Система правовых актов
1. Правовые акты образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов большей юридической силы.
2. Законодательство города Москвы составляют:
1) Устав города Москвы — Основной Закон города Москвы, устанавливающий полномочия города Москвы, территориальное устройство города Москвы, статус органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и финансово-экономическую основу их деятельности, организацию местного самоуправления в городе Москве, формы прямого волеизъявления жителей города Москвы и их участия в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) законы о внесении поправок в Устав города Москвы — законы города Москвы, вносящие изменения в Устав города Москвы и имеющие равную с ним юридическую силу;
3) законы города Москвы — нормативные правовые акты, принимаемые Московской городской Думой либо на референдуме города Москвы в целях регулирования наиболее значимых общественных отношений.
3. Подзаконные правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами исполнительной власти города Москвы (должностными лицами), по юридической силе располагаются в следующем порядке:
1) указы Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы и отнесенным к его компетенции;
2) постановления Правительства Москвы — нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
3) распоряжения Мэра Москвы — правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера;
4) распоряжения Правительства Москвы — правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера;
5) приказы и распоряжения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы — правовые акты, издаваемые заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера в пределах его компетенции;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, — см. предыдущую редакцию)
6) приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы — правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее — органы исполнительной власти города Москвы) по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, — см. предыдущую редакцию)
6. Юридическая сила договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы и соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы определяется Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 «О договорах и соглашениях города Москвы».
Глава 2. Планирование правотворчества и разработка правовых актов
Статья 5. Стадии правотворчества
Основными стадиями правотворчества являются:
1) планирование правотворчества;
2) разработка проектов правовых актов;
3) рассмотрение проектов правовых актов и их принятие;
4) подписание и опубликование правовых актов;
5) мониторинг правовых актов (правовой мониторинг).
Статья 6. Планирование правотворчества
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37. — См. предыдущую редакцию)
2. Разработка проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы осуществляется в соответствии с планом законопроектных работ, который утверждается в порядке, установленном Правительством Москвы. Разработка проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы может осуществляться вне плана законопроектных работ по отдельным поручениям Мэра Москвы, Правительства Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, — см. предыдущую редакцию)
3. Разработка правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы может осуществляться на плановой основе в порядке и случаях, установленных соответственно Мэром Москвы, Правительством Москвы.
Статья 7. Порядок разработки проектов правовых актов
1. Порядок разработки проектов правовых актов в органах государственной власти определяется этими органами самостоятельно в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы.
2. Порядок разработки проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы, предусматривающих внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, в органах исполнительной власти города Москвы, порядок разработки проектов правовых актов органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц устанавливаются Правительством Москвы.
3. Органы государственной власти вправе на договорной основе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекать к разработке проектов нормативных правовых актов организации, в том числе научные, отдельных ученых и специалистов.
4. Требования к разработке проектов законов города Москвы утверждаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 8. Особенности подготовки пакета проектов нормативных правовых актов
Статья 9. Публичные слушания и общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов
1. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов проводятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
2. По решению органов государственной власти (должностных лиц), к компетенции которых отнесены разработка или принятие (издание) соответствующих нормативных правовых актов, может проводиться общественное обсуждение их проектов.
3. В целях проведения общественного обсуждения проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, иные документы размещаются на официальных сайтах органов государственной власти или специально созданных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На указанных сайтах также должна размещаться информация о порядке направления гражданами замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение.
4. Результаты публичных слушаний и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов учитываются в процессе последующей работы над данными проектами.
5. В случае если после принятия решения о проведении публичных слушаний или общественного обсуждения проекта нормативного правового акта по нему проведена независимая экспертиза, ее результаты учитываются в соответствии со статьями 15 или 17 настоящего Закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, — см. предыдущую редакцию)
Глава 3. Основные правила юридической техники
Статья 10. Структура правовых актов
1. Законы города Москвы, за исключением законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы и законов города Москвы о признании утратившими силу отдельных законов города Москвы, имеют преамбулу — вступительную часть, содержащую информацию о круге общественных отношений, регулируемых соответствующим законом.
2. Законы города Москвы состоят из статей, имеющих названия и порядковый номер. Статьи законов города Москвы о внесении изменений в законы города Москвы или признании утратившими силу законов города Москвы могут не иметь названий.
3. Статьи закона города Москвы, связанные между собой содержанием, могут объединяться в главы, имеющие названия и порядковые номера. Статьи закона города Москвы состоят из частей, имеющих нумерацию, за исключением частей, являющихся единственными в статье. Части статьи могут состоять из пунктов, имеющих нумерацию. Пункты могут состоять из подпунктов, имеющих буквенное обозначение.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, — см. предыдущую редакцию)