Восточный базар: с кем Россия готовится создавать новые зоны свободной торговли

Россия продолжает расширять свое присутствие на азиатско-ближневосточном направлении. Например, было объявлено, что Россия и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) активизируют переговоры с Индией по заключению соглашения о свободной торговле. Чуть раньше аналогичные процессы были анонсированы в отношении Индонезии и Ирана.
Как именно заинтересованные страны собираются в ближайшие годы расширять между собой экономические отношения (помимо закупки у РФ углеводородов), рассказываем в нашем материале.
О том, что Россия и Индия собираются активизироваться в вопросе о свободной торговле, заявил вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров на встрече с министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром. Российский министр отметил, что соглашение создаст возможности для индийских компаний увеличить поставки востребованных в РФ дорожно-строительных материалов и оборудования, а также химической и фармацевтической продукции. В свою очередь Джайшанкар выразил уверенность, что и индийский бизнес сможет извлечь выгоду из создания совместной зоны свободной торговли (ЗСТ), и в первую очередь это касается экспорта российских технологий.
Зона свободной торговли — виртуальное пространство, объединяющее географию нескольких стран в единое экономическое поле. В ЗСТ действуют специальные правила оборота товаров и услуг, оговоренные сторонами и призванные облегчить торговлю друг с другом. Тем не менее между странами сохраняются таможенные границы, и свои торговые отношения с другими партнерами они строят самостоятельно.
Кто еще?
Индия не единственная и не первая страна, с которой обсуждается этот вопрос. Над созданием целого ряда свободных торговых зон с другими странами ЕАЭС (и РФ как его участник) работает не один год. Так, в 2016 году вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом.
Читайте также
Чернышенко: товарооборот между РФ и Вьетнамом должен достигнуть $10 млрд к 2025 году
В 2019 году были подписаны соглашения с Сингапуром и Сербией. Ведутся переговоры с Египтом (они начались еще в 2016 году и на данный момент все ближе к результату — получению доступа не только на национальный рынок, но и в панафриканские зоны свободной торговли), а также с Монголией и Таиландом.
Еще одним партнером должны стать ОАЭ. Первый раунд переговоров с ними стартовал в начале марта. А уже в апреле начались переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индонезией. В сообщении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отмечалось, что в 2022 году взаимная торговля стран ЕАЭС с Индонезией увеличилась на 58% по сравнению с 2021 годом. В итоге товарооборот между партнерами превысил $6 млрд. А соглашение о свободной торговле «позволит обеспечить дополнительный рост товарооборота». Как отмечал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, либерализация условий торговли может позволить нарастить товарооборот еще на $1,5 млрд, и, помимо сельхозпродукции, традиционно составляющей большую часть импорта ЕАЭС из Индонезии, речь может идти и о товарах промышленной группы. Ожидать очередных подвижек в этом вопросе можно уже в конце мая, когда в Москве пройдет Евразийский экономический форум.
Но наиболее продвинутая стадия наблюдается в общении с Ираном. Напомним, что еще в октябре 2019 года вступило в действие временное соглашение между ЕАЭС и исламской республикой, а теперь стороны рассчитывают в ближайшее время выйти на финальные договоренности. В марте, выступая на интеграционном форуме «Раздвигая горизонт: стратегия евразийской экономической интеграции в новых условиях и роль бизнеса», Андрей Слепнев назвал возможности, которые открываются в иранском соглашении, «беспрецедентными». «Новое полноформатное соглашение предполагает обнуление ставок более чем по 90% товарной номенклатуры и более чем по 95% нашей нынешней торговли. Ни у одной страны сейчас нет соглашения о свободной торговле с Ираном», — подчеркнул он, добавив, что за два года работы нового документа вполне реально как минимум удвоить имеющийся на сегодня объем торговли между сторонами, который оценивается в $6 млрд.
Трудности перевоза
Однако, помимо самих соглашений, необходимо решать и практические вопросы их исполнения, самый главный из которых — логистика. Какими путями товары должны будут поступать от партнеров друг другу, учитывая все транспортные проблемы, созданные не только санкциями, но и географией? Один из вариантов — морской путь от Владивостока до индийского порта Ченнаи. Вполне вероятно, что инвестиции в этот проект со стороны Индии будут предусмотрены дополнительными соглашениями в рамках договора о создании ЗСТ.
Но главный ответ на логистический вопрос — международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг». Напомним, еще в начале века Россия, Иран и Индия подписали соглашение о создании международного транспортного коридора, берущего начало на российской границе с Финляндией и заканчивающегося в индийском Мумбае. Предполагалось, что «Север — Юг» позволит использовать Иран в том числе как транспортный узел на пути поставок товаров в Индию и из нее, минуя Суэцкий канал и не огибая Европу по морю, сократив время пути в два раза. Со временем проект расширился, обрел западное и восточное ответвления и сегодня насчитывает 13 участников, включая страны, входящие в ЕАЭС (а это, напомним, помимо РФ, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия), а также Сирию, Турцию, Оман, Азербайджан и другие. Тем не менее за минувшие годы проект даже близко не вышел на ожидаемый масштаб перевозок.
Читайте также
Мишустин: Каспийский регион должен стать крупнейшим узлом трансконтинентальных перевозок
При оценке годовой пропускной способности в 30 млн т в 2021 году грузооборот по коридору составил 13,8 млн т, в 2022 году — 14,5 млн т. Такие цифры привел в кулуарах Международного форума «Транспортная логистика Каспийского региона — 2023» заместитель генерального директора АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Сергей Сабуров. При этом по прогнозу, который он дал ТАСС, к 2024 году рост грузооборота может достигнуть 20,5 млн т.
О том, что актуальность МТК вышла на принципиально иной уровень, говорит и то, что Россия готова вкладывать деньги в строительство железнодорожных участков в Иране. Так, недавно Тегеран посетил помощник президента РФ Игорь Левитин, где встретился с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. Главной темой встречи была необходимость активизировать работу над проектами, связанными с развитием коридора «Север — Юг», и достигнута договоренность о том, что железнодорожный участок коридора, соединяющий города Решт и Астара, будет построен с привлечением российских инвестиций. Али Шамхани заявил, что «любые препятствия на пути реализации решений руководства двух стран, связанных с этим стратегическим проектом, который играет ключевую роль в изменении системы транзита грузов в регионе, должны быть устранены в ближайшее время».
О развитии МТК шла речь и во время мартовской встречи представителей ЕЭК с вице-президентом Торговой палаты Дубая Хасаном Эль Хашими. В том числе о том, чтобы создать в ОАЭ (в случае их заинтересованности) дистрибьюторской сети и транспортного хаба, которые позволили бы расширить торговлю со странами Ближневосточного региона, а в перспективе — и со странами Африки. При этом Хасан Эль Хашими подтвердил интерес к расширению комплексного сотрудничества по упомянутым вопросам.
Реализация этих проектов даст еще один эффект, помимо чисто торгового. Так же как и создание ЗСТ даже с одной из перечисленных стран, а тем более с несколькими, это станет очередным элементом, ускоряющим дедолларизацию международных расчетов. Напомним, что, например, подготовка к переходу на расчеты в национальных валютах между Россией и Индией находится на серьезном уровне проработки. Однако эксперты указывают на то, что сначала необходимо получить более ровный баланс экспорта и импорта между странами. По итогам 2022 года Россия продала Индии товаров на сумму в пять раз большую, чем купила. И если бы расчеты уже проводились в рублях и рупиях (которые, кстати, валюта неконвертируемая), то возник бы вопрос, куда инвестировать полученные от Индии деньги. А создание зоны свободной торговли с ЕАЭС однозначно увеличит товарооборот, а следовательно — потребность в валюте стран-участниц.
Евгений Мазин
Что такое зона свободной торговли. Объясняем простыми словами
Зона свободной торговли (ЗСТ) — способ международного сотрудничества, когда страны отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле.
В условиях глобализации мировой торговли и общемирового разделения рынка труда, когда отдельные элементы конечного продукта производятся в различных юрисдикциях, возникает необходимость сотрудничества, не обременённого ненужными административно-фискальными нагрузками.
Зоны свободной торговли в какой-то степени упрощают задачу межгосударственных и межкорпоративных взаимоотношений, работая на общую цель: снижение производственных издержек и себестоимости конечного продукта и повышение производительности труда.
Создание ЗСТ — это довольно глубокая форма интеграции. Это ещё не общий рынок, как у Евросоюза, но уже стабильные и лояльные договоренности об отношениях между странами.
Правила, действующие в ЗСТ, регулируются международным договором. При этом с третьими странами, не относящимися к договору о свободной торговле, государства определяют свою политику сами.
Примеры употребления на «Секрете»
«Страны Азии подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Она станет крупнейшей в мире — в странах — участницах соглашения проживает треть населения Земли».
(Из новости о соглашении между 15 странами Азиатско-Тихоокеанского региона.)
_«В 2014 году, после подписания Кишинёвом соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего создание зоны свободной торговли, Москва установила пошлины на молдавскую сельхозпродукцию. Такое решение тогда стало реакцией России на опасения реэкспорта иностранных товаров через Молдавию». _
(Из новости о возможном подорожании молдавских вин.)
Нюансы
Договор о ЗСТ не означает отсутствия границ. Между странами — участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров через государственные границы.
Зону свободной торговли создают и между двумя, и между большим количеством государств-участников. В мире существует довольно много таких зон.
В частности, договорённость о зоне свободной торговли есть между странами СНГ. Этот документ, вступивший в силу в 2012 году, заменил Соглашение о ЗСТ 1994 года. Страны СНГ ввели полномасштабный режим свободной торговли, однако некоторые участники договора договорились об исключениях. Среди них — Россия, которая сохранила около сотни экспортных пошлин: на нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанную древесину, цветные металлы, цемент, спирт и другие.
Зона свободной торговли

Зо́на свобо́дной торго́вли, группа из двух или боле е таможенных территорий (пространств, где в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны), на которых от менены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли в отношении практически всей взаимной торговли, происходящей на этих территориях. Классические международные соглашения о свободной торговле предполагают уст ранение тарифных и нетарифных , пр ежде всего количественных, барьеров во взаимной торговле товарами, тогда как каждая из стран-участниц сохраняет собственную систему регулирования торговли с третьими странами. Создание зон свободной торговли – первый этап процесса интеграции в экономике.
В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. В некоторых случаях она может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.
Период с середины 1990-х гг. характеризуется значительным р остом количества региональных торговых соглашений . Это объясняется сравнительной лёгкостью переговоров по созданию зон свободной торговли: требуется частичная координация внешнеторговой политики , сохраняется независимость стран в формир овании таможенной политики в отношении третьих стран, вопросы членства регулируются в рамках таможенных и валютных союзов либо более простых форм международной интеграции.
Создание зон свободной торговли способствует решению вопросов доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнёров необязательна, в отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих наличие общих границ.
Договорённости в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (с 1995 – Всемирная торговая организация ; ВТО) сформировали многостороннюю систему нижеследующих основных требований к созданию и функционированию зон свободной торговли.
- Создание таких зон ВТО разрешает в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с образованием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями дл я менее развитых стран). В этих случаях страны – участницы ВТО имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.
- В принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как с прочими странами – лишь в порядке исключения, хотя на практике это требование не всегда исполняется.
- Создание зон свободной торговли должно не только стимулировать торговлю между данными странами, но и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.
- Свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать бо́льшую часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. Торговля услугами также должна охватывать многие секторы, включая все способы оказания услуг.
- Переход к зоне свободной торговли должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.
Зоны свободной торговли различаются между собой: по количеству стран-участниц; сравнительным размерам национальных экономик стран; уровню экономического развития; количеству охваченных отраслей и товаров; характеру влияния на национальную экономику; продолжительности периода перехода к свободной торговле; степени реальной экономической взаимозависимости стран; роли политического фактора; традициям, ценностя м, нормам регионального интеграционного процесса.
Наиболее известны следующие зоны свободной торговли.
Европейское экономическое пространство (European Economic Area, EEA) создано 1 января 1994 г. и предусматривает свободное перемещение товаров, капитала, услуг и людей в рамках Европейского единого рынка (внутреннего рынка ЕС), созданного 1 января 1993 г. и включающего в себя 27 государств – членов Европейского союза , а также – с определенными исключениями, установленными Соглашением о EEA , – охватывающего территории Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. В Таможенный союз ЕС входят все страны – члены ЕС, а также кандидат в члены ЕС Турция и карликовые государства, граничащие с ЕС (Андорра, Монако и Сан-Марино). Таможенные сборы на гру зы в рамках Таможенного союза ЕС не взимаются. Члены Таможенного союза используют общие внешние тарифы на все товары, ввозимые в ЕС; в свою очередь, ЕС должен вести переговоры в международных торговых сделках и организациях, таких как ВТО, исключительно как единое целое. Великобритания, несмотря на состоявшийся 31 января 2020 г. выход из ЕС , тем не менее сохраняет частичное членство в Таможенном союзе на ус ловиях временного участия территории Северной Ирландии. Кроме того, ЕС и Великобританию св язывает подписанное в 2020 г. соглашение о свободной торговле и сотрудничестве , согласно которому указанная территория сохраняет двусторонний статус как в едином рынке ЕС, так и на внутреннем рынке Великобритании.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение ( Comprehensive Economic and Trade Agreement, CETA ) – соглашение о свободной торговле между Канадой и Европейским союзом, подписанное участниками в октябре 2016 г. и предусматривавшее отмену 99 % т аможенных пошлин между сторонами. Для Евросоюза CETA стало первым торговым соглашением с государством, входящим в G7. Большинство положений CETA применяются на временной основе уже с сентября 2017 г. Остальные части соглашения подлежат ратификации национальными законодательными органами. Тем не менее соглашение до сих пор не вступило в силу. Ряд экспертов связывают многолетнюю задержку с тем, что изначально соглашение СЕТА рассматривалось как прототип для гораздо более масштабного договора о свободной торговле между ЕС и США – Трансатлантического торгового партнерства (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP). Соответствующие переговоры активно велись в 2013–201 6 гг., однако сторонам предполагаемого партнерства не удалось добиться согласия. В связи с выходом Великобритании из ЕС соглашение CETA с 1 января 2021 г. перестало на неё распространяться. В свою очередь, Великобритания в октябре 2020 г. заключила двустороннее соглашение о свободной торговле с Японией, а в ноябре 2020 г. – временное соглашение о свободной торговле с Канадой.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и действует с 1 января 2015 г. Членами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия и Киргизия. Соглашения о создании зон свободной торговли подписаны ЕАЭС с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром, Сербией.
Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN ), одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. В ноябре 2020 г. страны ASEAN и их торговые партнеры заключили соглашение о зоне свободной торговли « Всестороннее региональное экономическое партнерство » (ВРЭП, или RCEP). Соглашение вступило в силу с 1 января 2022 г., среди его участников отсутствуют США и Россия. В ряду его участников – 15 стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Бруней, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Лаос, Мьянма, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Сингапур, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия. К середине 2022 г. документ ратифицировали 10 из 15 стран – ожидается, что остальные государства присоединятся к договору в ближайшие месяцы. ВРЭП станет крупнейшим торговым соглашением в мире . Оно охватывает территорию, на которую приходится около трети населения планеты и почти треть (30,5 %) мирового ВВП. Для сравнения, на долю двух других крупных региональных торговых соглашений – USMCA (соглашение между США, Мексикой и Канадой) и EEA – приходится 28 % и 17,9 % мирового валового внутреннего продукта соответственно. Договор о зоне свободной торговли призван устранить более 90 % торговых тарифов среди стран-участниц. По оценкам Brookings Institution, ВРЭП может принести дополнительно 209 млрд долл. США к общемировым доходам ежегодно и 500 млрд к объёмам мировой торговли к 2030 г. ВРЭП, по мнению его участников, представляет собой альтернативу соглашению о Транстихоокеанском торговом партнерстве (ТТП), которое было заключено в феврале 2016 г. В ТТП должны были входить 12 стран – США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Планировалось, что в рамках ТТП будут объединены 800 млн человек и 40 % мирового ВВП. Также предполагалось, что в рамках ТТП будет создана зона свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В январе 2017 г. президент США Д. Трамп подписал меморандум о выходе страны из проекта ТТП. Соответственно, в марте 2018 г. 11 министров торговли государств ТТП договорились о сотрудничестве без участия США.
Северо-Американская зона свободной торговли (North American Free Trade Agreement , NAFTA ), соглашение между США, Канадой и Мексикой (USMCA), вступившее в силу с 1994 г.; предусматривает поэтапную ликвидацию тамож енных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности , выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торг овых споров между странами-участницами.
МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur) , общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой (последняя временно приостановила свое членство). Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов; Боливия – в процессе присоединения. Создан 26 марта 1991 г. на основ ании Асунсьонского договора, предусматривающего в качестве целей МЕРКОСУР свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы; установление единых ставок таможенного тарифа в торговле с другими государствами и осуществление в их отношении единой торговой политики; координацию макроэкономической и секторальной политики государств-членов в сферах внешней торговли, валютных систем , движения капиталов, услуг, транспорта.
Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.
Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой – соглашение, подписанное в 1992 г.
Бангкокское соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланкой, подписанное в 1993 г. Его цель – содействие развитию торговли между странами-участницами путём выработки системы взаимных тарифных преференций.
Опубликовано 3 октября 2022 г. в 16:42 (GMT+3). Последнее обновление 24 июля 2023 г. в 23:46 (GMT+3). Связаться с редакцией
Зона свободной торговли: значение, типы, преимущества и многое другое
Зона свободной торговли (ЗСТ) более известная, как «особая экономическая зона» — это хороший вариант для международного сотрудничества. И хотя понятие зоны свободной торговли начали появляется еще в 60-70-х годах истинный смысл – отмена таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественные ограничения во взаимной торговле появились относительно недавно. Такие торговые зоны стали создаваться на уровне правительства одной или несколько стран чтобы привлекать бизнеса. Именно для этого на территории ЗСТ всячески создаются благоприятные условия, чем те, что есть в действующей стане или регионе.
Вообще основополагающей целью ЗСТ – это всяческое содействие росту и развитие экономики для этого чего и привлекаются иностранные инвестиции. Компании, которые располагаются в зонах свободной торговли несут меньше затрат, тем самым повышают свою конкурентоспособность. Плюсом создаются новые рабочие места и повышается процент экспорта.
Преимущества зон свободной торговли
У любого дела есть свои плюсы и минусы. В мире существует не малое количество зон свободной торговли, у которых тоже как сильные, так и слабые стороны. Однако, есть то, что их объединяет давайте, назовем это общими преимуществами. Итак, что же их объединяет, конечно же это:
- Налоговые льготы. В зонах свободной торговли часто они или сильно снижены, или отменены на импорт и экспорт, так же есть освобождение от налога подоходного и НДС;
- Таможенные процедуры, они упрощены. За счет чего у компаний в ЗСТ сокращено время оформления и стоимость импорта и экспорта товаров;
- Есть доступ к международному рынку.
- Инфраструктура, так как ЗСТ чаще всего находятся в портовых зонах, или аэропорта власти организовывают первоклассную инфраструктуру тем самым компании опять же снижают свои расходы на логистику.
- Правила и законы. В свободных зонах они свои, а это позволяет компаниям разрабатывать новые процессы, продукты или технологии.
Зоны свободной торговли в мире
Какие и сколько есть зон свободной торговли в мире их более 3 000 они находятся в 135 странах мира. Конечно, говорить обо всех мы не будем, но расскажем о самых крупных.
Зона Африканская континентальная (AfCFTA) – создана в 2019 году, но полноценно начала работать в начале 2021 года. В эту зону входят 55 африканских стран с населением более 1,3 млрд человек, что делает эту территорию не только самой крупной по площади, но и по количеству стран-участниц.
Зона между США, Мексикой и Канадой (USMCA) — охватывает страны с общим числом населения более 500 млн человек, а совокупный ВВП составляет около $26 трлн.
Основная цель создания этой зоны было снять торговые барьеры между странами-участницами и улучшить экономическую активность.
Евросоюз – третья после США и Китая по покупательской способности зона. Охватывает 27 стран с общей численностью населения более 447 млн. человек.
Транстихоокеанское партнерство – 11 стран-участниц (Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам) с общей численностью примерно $13,5 трлн.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (AFTA) — создана еще в 1967 году в Бангкоке. Она объединяет 10 стран: Бруней, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Мьянму, Камбоджу. Количество населения торгового союза составляет около 653 млн человек.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC).
Существует с мая 1981 года, входят Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Южноамериканский торговый блок между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Ассоциированными странами торгового блока являются: Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гайана, Перу и Суринам. Основная цель создания была – создать единый Латино-Американский рынок и поспособствовать развитию свободной торговли и перемещению товаров, людей и валюты.
Тихоокеанский альянс между Чили, Колумбией, Мексикой и Перу.
Евразийский экономический союз (EAEU) между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией. Существует с 2015 года.
Виды зон свободной торговли
Есть четыре вида зон свободной торговли:
- Производство и переработка – такие зоны предназначены для производства и сборки товаров. Поэтому чаще всего имеющиеся предприятия внутри этой зоны или импортируют сырье/комплектующие или производят/собирают уже готовую продукцию.
- Зона обработки экспорта – ориентирована на производство и экспорт товаров.
- Зона свободных портов. Такие зоны находятся в районе порта и их услуги – это складирование, хранение и распространение.
- Собственно, сами «особые экономические зоны» или ЗСТ.
Роль зон свободной торговли
Если говорить конкретно о роли зон свободной торговли, то это некий инструмент, хороший, качественный и в зависимости от альянса еще и мощный. Инструмент, который позволяет привлекать большие инвестиции, взамен которым выходит качественная и беспрепятственная международная торговля.
Из-за того, что таких свободных зон на сегодня насчитывается свыше 3 000 — выбор есть, тем более что основатели этих зон за участия предлагают не мало преимуществ. Важно еще и то, что в ближайшие годы ЗСТ будут продолжать играть важную роль в мировой экономике.