11 локальные нормы как источники трудового права
ТК РФ Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 8 ТК РФ
Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»
ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА / LOCAL NORMATIVE ACT / COLLECTIVE AGREEMENT / LABOR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / NORMATIVE LEGAL ACT / LABOR RELATIONS / SOURCES OF LABOR LAW
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сувандии Б.-Х.
В статье локальные нормативные акты анализируются как локальные акты, регулирующие трудовые правоотношения. Аргументируется позиция о том, что локальные нормативные акты как источники трудового права выступают существенным источником трудового права , имеющим правовой, государственно-властный характер, ограниченную сферу распространения, объединяющим специфический круг субъектов трудовых правоотношений.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сувандии Б.-Х.
Изменения в трудовом праве через призму развития локального правового регулирования
Коллективные договоры как правовые акты социального партнерства
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР В ТРУДОВОМ ПРАВЕ РОССИИ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Функции локальных нормативных актов трудового права
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
LOCAL REGULATORY LEGAL ACTS AS SOURCES OF LABOUR LAW
In the article local normative acts are analyzed as local acts regulating labor relations. The practical needs of the sphere of legal regulation of labor relations sets the task of determining the place of local regulations, and their importance as sources of labor law. The position that local normative acts as sources of labor law are the essential source of labor law having legal, state-power character, the limited sphere of distribution uniting a specific circle of subjects of labor relations is reasoned.
Текст научной работы на тему «ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА»
Сувандии Б.-Х. студент магистрант кафедра гражданского права и процесса научный руководитель: Кужугет Т. К., к.юр.н.
кафедра уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
Аннотация: В статье локальные нормативные акты анализируются как локальные акты, регулирующие трудовые правоотношения. Аргументируется позиция о том, что локальные нормативные акты как источники трудового права выступают существенным источником трудового права, имеющим правовой, государственно-властный характер, ограниченную сферу распространения, объединяющим специфический круг субъектов трудовых правоотношений.
Ключевые слова: локальный нормативный акт, коллективный договор, Трудовой Кодекс РФ, нормативный правовой акт, трудовые отношения, источники трудового права.
undergraduate student of civil law and process chair
Of the «Tuvan state University»
LOCAL REGULATORY LEGAL ACTS AS SOURCES OF LABOUR
Abstract: In the article local normative acts are analyzed as local acts regulating labor relations. The practical needs of the sphere of legal regulation of labor relations sets the task of determining the place of local regulations, and their importance as sources of labor law. The position that local normative acts as sources of labor law are the essential source of labor law having legal, state-power character, the limited sphere of distribution uniting a specific circle of subjects of labor relations is reasoned.
Keywords: local normative act, collective agreement, labor Code of the Russian Federation, normative legal act, labor relations, sources of labor law.
В юридической практике России наблюдается развитие локального регулирования трудовых отношений, что характеризуется возрастанием роли и значения локальных нормативных актов как источников трудового права. Ввиду отсутствия четкого определения локальных нормативных актов, разработанных компетентными органами государства, их место в системе источников трудового права вызывает неоднозначные толкования. Практические потребности сферы правового регулирования трудовых отношений ставит задачу определения места локальных нормативных актов,
и их значения как источников трудового права.
Термин «локальный» означает «местный, не выходящий за определенные пределы»; «местный, свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы» [4, с. 86]. Одним из первых понятие «локальный нормативный акт» в юридической литературе использовал Н.Г. Александров в 1948 г. в монографии «Трудовые правоотношения» [2, с. 131], и в 1966 г. ввел в научный оборот понятие «локальный нормативный акт» [2, с. 132]. В дальнейшем, как показала практика, введение в научный оборот термина «локальный нормативный акт» не решило проблему однозначности его толкования. Соответственно, А.М. Алиев определяет локальную норму права как «Правило поведения, действующее на предприятии (вне зависимости от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности, а также формы собственности), принимаемое органами управления, направленное на регулирование внутриорганизационных правоотношений и имеющее подзаконный характер»[1, с. 10]. Со своей стороны, П.Т. Подвысоцкий полагает: «. Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации» [6, с. 13].
Как представляется, именно различные дефиниции локального нормативного акта приводят к размыванию значения локальных нормативных актов как источников трудового права. Кроме того, родовое понятие всех актов, содержащих нормы трудового права, — «нормативные правовые акты».
Для правового регулирования трудовых отношений определяющее значение имеет Трудовой кодекс РФ, в котором статья 5 лишь закреплено понятие «локальный нормативный акт» (но нет его дефиниции), определена его юридическая сила, место в системе правовых актов: «Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права» [5, ст. 4].
Кроме того, в соответствии с действующей теоретической концепцией Трудовой Кодекс РФ провел разграничение видов локальных источников трудового права — локальный нормативный правовой акт [5, ст. 8] и коллективный договор [5, ст. 40].
Коллективный договор Трудовой Кодекс РФ определяет как «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей» [5, ст. 40], содержание и структура которого определяются сторонами [5, ст. 41].
В Трудовом Кодексе РФ закрепляется, что в отличие от коллективных договоров локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников
[5, ст. 8]. Там же, определяются не только отдельные виды указанных актов (например, «правила внутреннего трудового распорядка», «график сменности», «график отпусков», «график работы на вахте», «устав вуза» и др.), их структура, содержание и порядок принятия, но и подчеркивается их правовой характер.
Данное положение важно для реализации одной из основных задач трудового законодательства — создания необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. В этой связи важнейшими принципами правового регулирования трудовых отношений законом выделены сочетание государственного и договорного регулирования в этой сфере и социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей и их объединений в договорном регулировании [5, ст. 2]. Именно, исходя из этого принципа, локальное нормативное регулирование осуществляется посредством различных по характеру локальных актов.
Трудовой Кодекс РФ выделяет два самостоятельных вида таких актов -коллективные договоры и локальные нормативные акты. Следовательно, нормативный акт и нормативный договор — самостоятельные формы (источники) права.
Особенностью локальных нормативных актов является и то, что они носят самостоятельный характер, так как они не просто формально дублируют нормативные акты государства, а могут содержать и собственные нормативные положения. При этом положения локальных нормативных актов не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством и нормами об охране труда. В частности, локальными актами условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами [5, ст. 135], запрещается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине [5, ст. 192] и т. д. Такие акты в соответствии со ст. 8 Трудового Кодекса РФ «не подлежат применению».
Значение локальных нормативных актов как источников трудового права заключается, прежде всего, в том, что в них получают регламентацию закрепленные законодательно основные положения трудовых отношений. При этом законодатель подчеркивает правовой, государственно-властный характер локальных актов, который проявляется и в их государственной защите.
Таким образом, локальные нормативные акты как источники трудового права носят подзаконный характер. Важно учитывать, что реализация законодательных предписаний, являющихся, как правило, основой создания локальных норм, нередко в соответствии с Трудовым Кодексом РФ возможна только при наличии локальной нормы. В частности, только с помощью локальных предписаний могут быть произведены выплаты, связанные с работой в ночное время [5, ст. 154], по совмещению профессий (должностей)
(ст. 151 ТК РФ), во вредных, опасных и иных особых условиях труда [5, ст. 147] и т. д.
В российской системе права есть нормы труда, которые выведены из сферы централизованного регулирования предписаниями кодекса, и зависят только от работодателя. Например, нормы выработки, времени, обслуживания, на базе которых устанавливается вознаграждение за труд. При этом управомоченный характер этих локальных норм играет важную роль в процессе правового регулирования трудовых отношений.
Кроме указанных особенностей следует отметить ограниченную сферу распространения локальных нормативных актов и круг субъектов, ее осуществляющих. Регулирование трудовых отношений на локальном уровне — это уникальная по предметной направленности сфера общественных отношений, в которой локальные нормативные акты трудового права выступают удобным инструментом в регулировании отношений в сфере труда, способствуют повышению эффективности правового регулирования исходя из потребностей конкретного работодателя в пределах отдельной организации.
Вместе с тем, анализ положений Трудового кодекса РФ позволяет заключить, что в сфере регулирования трудовых отношений велика роль договорного, децентрализованного регулирования, основанного на диспозитивном методе регуляции.
Коллективные договоры являются особыми источниками трудового права, выделяются в отдельный вид локального регулирования, не сводимый к локальным нормативным актам, т. к. имеют другую правовую природу. В них закрепляются правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и, кроме того, таких источников в других отраслях права не имеется. Приоритет коллективного договора в Трудовом кодексе РФ фактически сводит локальное регулирование условий труда к коллективно-договорному методу посредством противопоставления коллективного договора иным локальным актам или через их поглощение коллективным договором [3, с. 73].
Российский законодатель прямо указывает, что договорное регулирование имеет место на всех уровнях правового регулирования: общие принципы регулирования социально-трудовых отношений устанавливаются соглашениями, заключаемыми между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях.
Еще раз отметим, что значение локальных нормативных актов о труде как источников права не вызывает сомнений. Локальные нормативные акты о труде содержат общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц в пределах отдельной организации и имеющие самостоятельное регулирующее значение. Функции локального регулирования в трудовом праве подчеркивают специфику, присущую
задачам правового регулирования социально-трудовых отношений, выражающихся в воздействии на поведение работников и работодателя в процессе договорного труда. Субъектам трудовых отношений предоставляется возможность самим влиять на социально-трудовые отношения, определять по соглашению сторон или работодателем в одностороннем порядке содержание локальных норм трудового права, что способствует разумному сочетанию интересов работников, работодателей и государства.
Вышеупомянутое позволяет сделать вывод о том, что локальные нормативные акты как источники трудового права выступают существенным источником трудового права, имеющим правовой, государственно-властный характер, ограниченную сферу распространения, объединяющим специфический круг субъектов трудовых правоотношений. Между тем, коллективные договоры как источники права, выступая локальным актом, играют существенную роль в договорном регулировании отношений в сфере труда.
1. Алиев А.М. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -Волгоград, 2001. — с. 10
2. Кленов Е., Малов В. Советское трудовое право: Учеб. / Под ред. Н.Г. Александрова. — М.: Юридическая литература. — 1966. — с. 131-133
3. Коробкина В.А., Шабуров А.С. Механизм локального правового регулирования трудовых отношений в России: Монография. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. — с. 2-192
4. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н.Ушакова. — М. — 2000. Т. 2. — с. 82
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ст. 5. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения 07.04.2017 г.). — с. 2-193
6. Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты трудового права. — Иваново: Изд.-во Иван. гос. ун-т. — 2004. — с. 13
Энциклопедия решений. Локальные нормативные акты как способ регулирования трудовых отношений (январь 2024)
Согласно части второй ст. 5 ТК РФ трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, помимо прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Полномочиями по принятию локальных нормативных актов на основании части первой ст. 8 ТК РФ наделены все работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Структурные подразделения организации (в том числе филиалы и представительства), не являясь работодателями, могут издавать локальные нормативные акты по тем или иным вопросам лишь в том случае, если наделены работодателем соответствующими полномочиями на основании части шестой ст. 20 ТК РФ (определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14).
Определения локального нормативного акта законодательство не содержит. В то же время, как следует из статей 5 и 8 ТК РФ, локальный нормативный акт содержит нормы права.
В юридической науке под нормой права понимается установленное или санкционированное государством обязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Содержащиеся в этом определении признаки нормативности акта применяются во всех отраслях права (см. ст. 217.1 КАС РФ, ст. 195.1 АПК РФ, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48, постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П, Разъяснения, утвержденные приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88).
Для отнесения актов, изданных работодателем с целью регулирования трудовых отношений, к числу нормативных повсеместно используются те же самые критерии, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. См., например:
— определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015;
— определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015;
— определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014;
— определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14;
— определение Волгоградского областного суда от 29.11.2013 N 33-13071/2013;
— постановление Семнадцатого ААС от 18.06.2010 N 17АП-5254/10;
— постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф04-5903/2008.
Таким образом, локальному нормативному акту, содержащему нормы трудового права, можно дать следующее определение. Это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Чтобы акт считался распространенным на индивидуально не определенный круг лиц, он не обязательно должен применяться в отношении всех работников данного работодателя. В качестве его адресата может выступать лишь группа работников, соответствующая тем или иным критериям (например, работники определенного структурного подразделения или работники, занимающие определенную должность). Главное, чтобы содержащееся в акте правило действовало в отношении любого работника, соответствующего данным критериям, а не в отношении конкретно поименованного лица (лиц) (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф04-5903/2008, постановление Семнадцатого ААС от 18.06.2010 N 17АП-5254/10, определение Челябинского областного суда от 21.12.2015 N 11-14911/2015, определение Волгоградского областного суда от 22.11.2013 N 33-12795/2013).
Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, в связи с чем работодатель вправе определять ее самостоятельно (определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015). Таким образом, любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям. Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений (определение Верховного Суда РФ от 07.05.2010 N 51-В10-1, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2008 N Ф04-5903/2008, постановление Девятнадцатого ААС 21.02.2013 N 19АП-2111/12, определение Волгоградского областного суда от 29.11.2013 N 33-13071/2013, определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 03.02.2011 N 33-1101/2011).
Локальным нормативным актом по своей природе является и штатное расписание (определение Ставропольского краевого суда от 15.09.2015 N 33-6021/2015, определения Свердловского областного суда от 04.02.2015 N 33-802/2015 и от 04.06.2014 N 33-7223/2014, постановление Второго ААС от 09.09.2016 N 02АП-6489/16; письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1).
Наоборот, если документ не обладает вышеуказанными признаками (например, издан в отношении конкретных работников организации), он не является локальным нормативным актом независимо от своего наименования (определение Пермского краевого суда от 27.08.2012 N 33-7574/2012).
РОЛЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье определена система локально-нормативных актов; определены значимость и роль локального нормативного регулирования в трудовых отношениях; аргументируется позиция о том, что локальные нормативные акты выступают источником трудового права, имеющие правовой характер, ограниченную сферу распространения.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мустафаева Ю.Ф.
К вопросу о локальном правовом регулировании труда
Функции локальных нормативных актов трудового права
Соотношение локального и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE ROLE OF LOCAL REGULATIONS IN LABOR RELATIONS
The article defines a system of local regulations; the significance and role of local regulatory regulation in labor relations are determined; the position is argued that local regulations are a source of labor law, having a legal nature and a limited scope.
Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ»
студент магистратуры Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)
РОЛЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Аннотация: в статье определена система локально-нормативных актов; определены значимость и роль локального нормативного регулирования в трудовых отношениях; аргументируется позиция о том, что локальные нормативные акты выступают источником трудового права, имеющие правовой характер, ограниченную сферу распространения.
Ключевые слова: трудовые отношения, локальный нормативный акт, Трудовой кодекс РФ, нормативный правовой акт.
Система правового регулирования трудовых отношений организаций складывается из законодательных и иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества безотносительно к форме собственности.
Термин «локальный» означает «местный, не выходящий за определенные пределы»; «местный, свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы». Одним из первых понятие «локальный нормативный акт» в юридической литературе использовал Н.Г. Александров в 1948 г. в монографии «Трудовые правоотношения», и в 1966 г. ввел в научный оборот понятие «локальный нормативный акт» [9].
В иерархии источников трудового права локальные нормативные акты занимают низшую ступень. Локальные нормативные акты как бы замыкают «правовую цепь» и способствуют непосредственной реализации правовых
норм, издаваемых соответствующими субъектами правотворческой деятельности». Трудовым законодательством устанавливается
множественность локальных актов: они представлены во всех разделах действующего Трудового кодекса, кроме последнего, XIV раздела «Заключительные положения»[2]. Трудовой кодекс РФ определяет сферу действия локального нормативного акта — пределы данного работодателя (ст. 13 ТК РФ)», т. е. локальная сфера регулирования трудовых отношений распространяется на работников, заключивших с данным работодателем трудовые договоры; предусматривая обязанность работодателя по ознакомлению работников при приеме на работу с основными локальными нормативными актами (ст. 68 ТК РФ) [3]. В тоже время, статья 309.2 Трудового Кодекса РФ предусматривает, что при наличии трудовых договоров с работниками, содержащих основные положения нормативных актов, работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и работодатель — некоммерческая организация вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права не обязаны оформлять локальные нормативные акты [2, 6].
Трудовой кодекс не содержит четкого определения локального нормативного акта. А.Л. Шведов считает, что «локальные нормативные акты являются формой реализации права работодателя на социально-правовую автономию, на создание и поддержание внутреннего правопорядка, на ограниченное самоуправление, проистекающее из так называемой хозяйской власти» [11]. Как утверждает Е.А. Ершова, локальные нормативные акты не могут отменять трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты о труде, не являющиеся альтернативой. Наоборот, локальные нормативные акты могут лишь конкретизировать ранее принятые нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права [11].
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
осуществляется, кроме трудового законодательства, иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Статья 8 Трудового кодекса РФ «Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права» посвящена локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, принимаемые работодателем установленном законом порядке. Согласно п.1 этой статьи: «Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями» [2]. Т.е. правила, распространяющиеся на всех работников или определенные категории работников данной организации. Таким образом, Трудовой Кодекс РФ провел разграничение видов локальных источников трудового права — локальный нормативный правовой акт [2] и коллективный договор [2]. Коллективный договор Трудовой Кодекс РФ определяет как «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей» [2], содержание и структура которого определяются сторонами [2]. Трудовой Кодекс РФ выделяет два самостоятельных вида таких актов — коллективные договоры и локальные нормативные акты. Следовательно, нормативный акт и нормативный договор — самостоятельные формы (источники) права. Данное положение важно для реализации одной из основных задач трудового законодательства — создания необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Особенностью локальных нормативных актов является то, что они носят самостоятельный характер, так как они не
просто формально дублируют нормативные акты государства, а могут содержать и собственные нормативные положения.
Деятельность работодателя по установлению локальных правовых норм в области трудовых отношений представляет собой разновидность правотворческой деятельности, которая осуществляется в пределах установленной законодательством компетенции. Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников, являются одной из форм выражения локальных норм. Среди группы локальных нормативных актов первостепенное значение играют учредительные документы организаций, являющиеся основой для создания и деятельности этих организаций. Несмотря на то, что указанные акты формально относимы к сфере действия гражданского права, они имеют значительное влияние на правовое положение работников организации, а также во многом преследуют цель конкретизировать юридический статус организации как работодателя и субъекта управления трудом [5].
К предмету регулирования локальных нормативных актов относятся трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно с ними связанные. Одной из особенностей источников трудового права является наличие большого числа локальных норм права, принятие которых предусмотрено общими нормами либо продиктовано волей самого работодателя. Локальные нормативные акты содержат локальные нормы права, обладающие всеми признаками общей правовой нормы. Но следует отметить, что локальная норма права, в отличие от общей нормы, имеет специфические особенности, присущие только этой норме. Так, локальная норма права имеет ограниченную сферу действия; конкретизирует общую норму применительно к условиям данного работодателя; распространяется на достаточно узкий круг вопросов, требующих урегулирования [11].
Посредством локальных нормативных актов реализуются: дисциплинарная ответственность; материальная ответственность в трудовом праве; иные виды юридической ответственности (прежде всего,
организационная, корпоративная) [8]. Необходимо заметить, что в Трудовом кодексе РФ значительна роль локальных нормативных актов — увеличен круг вопросов, по которым локальные нормативные акты должны приниматься работодателем, существенно конкретизированы сами процедуры такого локального нормотворчества, предусмотрен минимум обеспечения законности этих актов в рамках конкретной организации [7]. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для судов общей юрисдикции, в частности, при рассмотрении любых трудовых споров, вытекающих из внутренней деятельности общества, арбитражных судов. Локальные акты могут реализовываться в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил и т.д.
В соответствии с трудовым законодательством законодатель предусматривает несколько вариантов принятия локальных актов:
— принятые работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 8 ТК РФ);
— принятые работодателем по согласованию с представительным органом работника (совместные) (ч. 3 ст. 8 ТК РФ);
— единоначальные (самостоятельные) (ч. 2 ст. 8 ТК РФ);
— принятые органами управления юридического лица — работодателя;
— принятые представительным органом работников» [10].
Условиями признания за локальными актами нормативного значения
являются принятие их в установленном порядке и наличие общей нормы трудового права, которая предоставляет возможность для принятия соответствующих положений [11].
Закон регламентирует действие локальных нормативных актов во времени, распространяя при этом на них принцип — закон не имеет обратной силы. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта,
указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В локальном нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения действия локального нормативного акта, ранее регулировавшего данные отношения, способ его изъятия.
Отличительными признаками локального нормативного акта являются:
1. Локальный нормативный акт несет волевое содержание. Содержание локальных актов составляет воля организации.
2. Внутриорганизационный характер. Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в конкретной организации.
3. Динамизм и устойчивость — разнонаправленные свойства. Динамизм означает изменчивость, развитие, а устойчивость, напротив, консерватизм, стабильность. Стабильность локальных правовых актов — необходимое условие для обеспечения непрерывных, длящихся трудовых отношений. Гарантией стабильности является их соответствие нормативным правовым актам.
4. Локальные нормативные акты рассчитаны на многократное применение.
5. Локальные нормативные акты обеспечиваются государственным принуждением. Однако следует заметить, что оно зачастую носит опосредованный и дополнительный характер.
6. Производный от законодательства характер — все локальные акты возникают в силу непосредственного указания закона.
Среди локальных нормативных актов работодателей (являющихся по организационно-правовой форме коммерческими организациями и при этом не являющихся субъектами малого предпринимательства, отнесенными к микропредприятиям) регулирующих трудовые отношения, можно выделить следующие [4]:
— правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190 ТК РФ) -локальный нормативный правовой акт, определяющий систему и процедуру социально-трудовых отношений в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;
— штатное расписание (ст. 57 ТК РФ);
— положение о защите персональных данных (п. 8 ст. 86, 87-90 ТК РФ) -в этих локальных нормативных актах установлены требования, обязательные для выполнения при обработке персональной информации о работниках, обеспечении их защиты, использования, хранения и т.д.;
— график отпусков (ст. 114, 123 ТК РФ);
— положение об оплате труда работников (ст. 135 ТК РФ);
— локальный нормативный правовой акт, формирующий статус обособленного структурного подразделения (для случая, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности -ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
— положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ);
— положение и инструкции об охране труда (раздел X ТК РФ, ст. 212 ТК
— локальный нормативный акт о временном переводе работников на дистанционную работу (ст. 312.9 ТК РФ);
— должностные инструкции (письмо Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 09.08.2007 № 3042-6-0);
— положение об оценке и аттестации персонала организации (ст. 332, 336.1 ТК РФ).
Пределы локального нормотворчества как регулятивной деятельности работодателя законодательством не определены. При характеристике этих пределов работодатели пользуются неким положением, не закрепленным нормативно, но вытекающим из правового статуса субъектов трудового
отношения и социальной направленности трудового права в целом, допускающих любое изменение диспозитивных норм трудового законодательства в целях улучшения положения работников [11]. В частности, только с помощью локальных положений могут быть произведены выплаты, связанные с работой в ночное время (ст. 154 ТК РФ), во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда (ст. 147 ТК РФ), при освоении новых производств (ст. 158 ТК РФ) и т. д. Гражданин, вступая в какую-либо организацию, принимает на себя некое самоограничение, выражающееся в необходимости подчиняться определенным правилам и нормам, установленным в организации [10].
Однако всегда необходимо исходить из принципа верховенства закона, а также помнить, что локальные нормативные акты являются подзаконными нормативными актами и принятие локального нормативного акта все же не позволяет работодателю обходить требования закона, в частности, при обеспечении реализации конституционных прав и свобод. При этом положения локальных нормативных актов не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством, и нормами об охране труда -каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д. [1, ст. 37]. Такие акты в соответствии со ст. 8 Трудового Кодекса РФ «не подлежат применению» [2].
В настоящее время роль локального нормотворчества возрастает по следующим причинам:
— наблюдается закономерная тенденция децентрализации правового регулирования;
— весь управленческий процесс должен строиться на юридическом оформлении прав и обязанностей сторон трудовых отношений, признании достоинства личности;
— возможное многообразие локальных нормативных актов — это правовое отражение многовариантности форм и методов современного управления персоналом;
— локальные нормы — проявление самоорганизации сторон трудового правоотношения. Разрабатывая и принимая локальные правила, работодатель и работники реализуют принцип «самопомощи» в форме локальных стандартов:
— реализация норм закона, являющихся, как правило, основой создания локальных правил, нередко, в свою очередь, поставлена в прямую зависимость от наличия локальной нормы [10].
Таким образом, можно сделать следующие выводы о роли локальных нормативных актов в трудовых правоотношениях:
1. локальные нормативные акты — это особая разновидность правовых актов, которая является формой нормотворческой деятельности придаваемой трудовым законодательством, содержательно предназначенная для закрепления норм трудового права, которые выступают существенным источником трудового права, имеющим правовой, государственно-властный характер, ограниченную сферу распространения, объединяющим специфический круг субъектов трудовых правоотношений;
2. локальные нормативные акты выступают в качестве удобного инструмента в регулировании правоотношений в сфере труда, способствующего повышению эффективности правового регулирования исходя из потребностей конкретного работодателя;
3. локальные нормативные акты выступают удобным инструментом в регулировании отношений в сфере труда, способствуют повышению эффективности правового регулирования исходя из потребностей конкретного работодателя в пределах отдельной организации;
4. коллективные договоры являются особыми источниками трудового права, выделяются в отдельный вид локального регулирования, не сводимый к локальным нормативным актам, т. к. имеют другую правовую природу;
5. локальные нормативные акты о труде содержат общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц в пределах
отдельной организации и имеющие самостоятельное регулирующее значение в трудовых правоотношениях.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.06.2023);
3. Букреева Е. Н. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.05 / Букреева Елена Николаевна; [Место защиты: Акад. труда и соц. отношений].- М., 2007. — 154 с.;
4. Драчук М.А. Компетенция работодателя по вопросу принятия локальных нормативных актов / М.А.Драчук // Ежегодник трудового права. 2022. Вып. 3. С. 92-107. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-rabotodatelya-po-voprosu-prinyatiya-lokalnyh-normativnyh-aktov (дата обращения: 10.10.2023);
5. Качур А.Н. К вопросу о локальном правовом регулировании труда / А.Н. Качур, Д.В. Яцышин, И.А. Качур //Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 12. С. 135-136. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-lokalnom-pravovom-regulirovanii-truda (дата обращения: 10.10.2023);
6. Мищенко В.А. Регламентация процессов локального нормативно-правового регулирования в сфере труда и заработной платы / Мищенко В.А. // Форум молодых ученых. 2018. № 12 (28). С. 381-384. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-protsessov-lokalnogo-normativno-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-truda-i-zarabotnoy-platy (дата обращения: 10.10.2023).
7. Мухранов Р.Н. К вопросу о локальных нормативных актах в системе трудового права / Р.Н. Мухранов, С.М. Смоляков. //Экономика и социум.2016. № 1 (20). С. 678-681. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-lokalnyh-normativnyh-aktah-v-sisteme-trudovogo-prava (дата обращения: 10.10.2023);
8. Пряженников М. О. Локальные нормативные акты как средство реализации юридической ответственности в сфере труда / М. О. Пряженников. // Российский ежегодник трудового права. 2014. №10. С. 242-251. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lokalnye-normativnye-akty-kak-sredstvo-realizatsii-yuridicheskoy-otvetstvennosti-v-sfere-truda (дата обращения: 10.10.2023);
9. Сувандии Б.-Х. Локальные нормативно-правовые акты как источники трудового права / Б.-Х. Сувандии //Экономика и социум.2018. № 5 (48). С. 1115-1119. — URL: https:^yberleninka.m/artide/n/lokalnye-normativno-pravovye-akty-kak-istochniki-trudovogo-prava (дата обращения: 10.10.2023);
10. Фотина Л.В. Кадровая политика и кадровый аудит организации : учебник для вузов / Л. В. Фотина [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Фотиной. — М.: Юрайт, 2023. — 478 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. — URL: https://urait.ru/bcode/519732 (дата обращения: 12.10.2023) ;
11. Шайхутдинова Н.П. Функции локальных нормативных актов трудового права / Н.П. Шайхутдинова // Вестник удмуртского университета. 2014. Вып.3. С. 209-212. — URL: https:^yberleninka.m/artide/n/funktsii-lokalnyh-normativnyh-aktov-trudovogo-prava (дата обращения: 10.10.2023).
Russian University of State for Social (Moscow, Russia)
THE ROLE OF LOCAL REGULATIONS IN LABOR RELATIONS
Abstract: the article defines a system of local regulations; the significance and role of local regulatory regulation in labor relations are determined; the position is argued that local regulations are a source of labor law, having a legal nature and a limited scope.
Keywords: labor relations, local regulatory act, Labor Code of Russian Federation, regulatory legal act.