Эрудиция и интеллект в чем разница
Перейти к содержимому

Эрудиция и интеллект в чем разница

  • автор:

В чём отличие интеллектуала от эрудита?

«МНОГОЗНАНИЕ» или эрудиция построены на получении и запоминании знаний в результате чтения, просмотра или прослушивания материала на заданную тему.
Начитанность и наслушанность эрудитов строится прежде всего на ЗАПОМИНАНИИ, а НЕ ОСМЫСЛЕНИИ фактов.
Эрудиция и интеллект часто вещи не просто разные, а прямо противополжные. Эрудиты обычно отличники, высокомерны и самоуверены, недоброжелательны по отношению к интеллектуалам, которые часто имеют слабую память, хуже учатся, предпочитают самостоятельные суждения мыслительным и речевым штампам и т.д. Эрудиты же обычно прагматики, они чаще становятся узкими специалистами, испытывающими неприязнь к философии и людям с широким и оригинальным мышлением. «Многознание» эрудитов основывается на их прекрасной памяти, благодаря чему они хорошие рассказчики и ораторы, пользуются уважением в коллективе, их принимают за очень умных и даже гениальных людей, прекрасных специалистов, выдвигают на высокие должности и посты, избирают в депутаты и различные выборные органы, несмотря на частое отсутствие широты и глубины мышления, гибкости ума, способности синтезировать, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы, выдвигать оригинальные творческие идеи и т.д.
Интеллектуалы, в отличие от эрудитов, чаще обладают развитыми мыслительными способностями, даром широкого (философского) мышления, интеллигентностью, тем, что называется культурой. Их духовно-нравственные и интеллектуальные интересы, как правило, преобладают над материальными.

© Copyright: Григорий Залевский, 2004
Свидетельство о публикации №204020300017

У меня аналитическая память преобладает над механической. Зубрилой стать невозможно. Не поймёшь — и не запомнишь. Во всём в школе надо было разбираться. И сейчас могу знать книги и фильмы по содержанию, но не узнавать цитаты и не помнить названия.

Автор Григорий Залевский умер 15 лет назад в январе 2007 года.

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

В одной из наших статей («Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее») мы подробно разговаривали о том, почему нужно стремиться быть умным и эрудированным, и что для этого необходимо делать. Впрочем, и без упомянутой статьи многие люди стараются развивать свой интеллект и эрудицию.

Однако в жизни можно найти массу примеров людей, читающих множество книг, наполняющих свой лексикон новыми словами, интересующихся разными вещами, знающих огромное количество любопытной информации. Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается интересный факт: уровень когнитивных (познавательных) способностей этих людей оставляет желать лучшего.

Да, найти какую-то информацию, умудриться ее запомнить и затем кому-то рассказать в разговоре особого труда не составляет. Но вот сделать на основе полученной информации свои умозаключения, предварительно ее критически оценив и проанализировав, – это уже принципиально другой уровень.

Это же касается и самостоятельного поиска ответов на всевозможные вопросы, которые не получается почерпнуть из уже имеющегося багажа знаний, например, из прочитанных статей и книг, просмотренных документальных фильмов и передач, прослушанных лекций и посещенных семинаров. Некоторые люди совершенно не в состоянии использовать имеющуюся информацию с практической пользой для себя.

Между тем, может встречаться и другая ситуация: перед нами вполне себе умный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-что несусветную чушь, а выводы, которые он делает, неверны или вообще абсурдны. Можно было бы списать это на «недалекость» человека, но мы ведь понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак, у него острый ум, он обладает массой полезных навыков и способностей.

Сталкиваясь с подобными вещами, остается только разводить руками, ведь как же так получается: что либо эрудированный, начитанный и много знающий человек не очень хорошо соображает, либо умный и смекалистый человек несет какую-то ересь? Но если хорошенько пораскинуть мозгами на эту тему, несложно заметить, что противоречий здесь никаких нет.

Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта

Мы не ошибемся, если скажем, что разум человека является очень сложной структурой, которая состоит из целого комплекса компонентов, одними из которых как раз-таки и являются интеллект и эрудиция (причем они относятся к категории основных). Охарактеризовать их коротко можно следующим образом:

  • интеллект – это способность человека к обработке информации;
  • эрудиция – это способность человека к усвоению и воспроизведению информации (она выступает продуктом памяти).

При идеальном развитии событий обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли среди людей хотя бы один идеальный человек? Думаем, что нет. Ко всему прочему, каждый человек – это уникальная личность, которая формируется и развивается в определенных условиях. Именно поэтому и встречаются ситуации, когда у одного человека больше развит интеллект, а у другого – эрудиция.

Стоит заметить, что подобное случается как с умственными способностями человека, так и с физическими. К примеру, есть люди, способные за считанные секунды пробежать стометровку, но неспособные поднять тяжелый вес, а есть те, кто может поднять 120-килограммовую штангу, но со спринтами им лучше не связываться.

У человека всегда будут активно развиваться лишь те способности, которым он уделяет внимание. Тренируя мышцы, можно добиться колоссальных силовых показателей, а бег и развитие дыхательной системы способны привести к развитию завидной выносливости. Здесь нет ничего хитрого.

Помимо прочего, у каждого человека есть предрасположенность к развитию какой-то конкретной характеристики физического тела или ума. Но все же главное в любом деле – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация обстоит аналогичным образом.

Люди, обладающие отличной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитой способностью к мышлению, довольно часто имеют прекрасную память, но низкий уровень интеллекта. Случается это, как правило, из-за того, что у них нет высокого IQ или каких-то способностей, и при этом они даже не стремятся их развивать, а просто пользуются тем, что есть, – воспринимают информацию и усваивают ее в уже готовом виде. Получается, что память они тренируют, а об интеллекте забывают.

У тех же людей, которые обладают природной смекалкой и хорошими мыслительными способностями, но при этом знают крайне мало, ситуация обстоит прямо противоположно. Эти люди замечательно думают, способны делать выводы, но, обладая ограниченным количеством информации, не могут объективно анализировать правильность своих доводов и выводов; их умозаключения просто соответствуют тому, что они знают.

При всем вышесказанном кто-то может подумать, мол что такого: люди есть разные, у всех свои способности; у всех свои потребности и желания в конце концов. Так почему же не дать людям быть такими, какие они есть? Мы никого не призываем срочно меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор сам), но все же хотим отметить: эрудиция без интеллекта, как и интеллект без эрудиции могут играть человеку отнюдь не на руку.

Что плохого в эрудиции без интеллекта

Если составляющие разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что здесь следует отметить, – это переоценка способностей. Когда человек при помощи своей эрудиции производит о себе впечатление как о некоем мудреце, он ставит себя перед риском не суметь выполнить возложенные на него задачи в случае, если они потребуют от него развитого интеллекта и умения синтезировать информацию, а не простого повторения того, что известно.

Если все в порядке, ситуация стандартная и не требует применения каких-либо новых инструментов, человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом легко осилит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или инструментов, такому человеку неизвестных, возникают серьезные трудности.

С другой стороны, эрудиция без интеллекта довольно часто приводит к дефициту критического подхода. Когда человек впитывает информацию, пренебрегая ее глубоким анализом, он проявляет излишнее доверие к ее источнику, запросто поддается влиянию экспертов и авторитетных лиц.

Безусловно, нечто подобное свойственно каждому из нас (например, ни один ученый не может разбираться абсолютно во всех науках, и когда сталкивается с чем-то выходящим за рамки его компетентности, он будет доверять другим авторитетным ученым), но все же полное отсутствие критического мышления может породить слепую веру. А последняя, как показывает практика, зачастую далека от истинного положения вещей.

Что плохого в интеллекте без эрудиции

Люди, обладающие высоким интеллектом, но небольшим объемом знаний и слабой эрудицией, склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение почти любой нестандартной проблемы, выйти из сложной ситуации, но их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.

Когда человек оперирует недостаточным количеством информации по какому-либо вопросу, он сам себе создает преграды на пути объективной оценки. Тот факт, что в его картине мира не присутствуют определенные вещи, приводит к заведомо необъективным умозаключениям, а во многих ситуациях именно они могут играть решающую роль.

Неверные или не совсем корректные выводы заводят в тупик и самого человека, и тех, с кем он взаимодействует, а это может таить в себе опасность. За примерами долго ходить не нужно: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые верования в то, что люди, умеющие исцелять травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, исходя из которой в составе всех веществ присутствует флогистон – вещество, улетучивающееся в процессе сгорания.

Высокоинтеллектуальные, но неэрудированные люди (кстати, советуем почитать нашу статью «Проблемы высокого IQ»), дают начало провальным проектам, открывают обреченные на крах бизнесы, развивают не терпящие никакой критики идеи. А все из-за дефицита имеющихся у них знаний, который не позволяет учесть тонкости и нюансы. При этом чужой помощью такие люди предпочитают не пользоваться, ибо уверены, что и сами все прекрасно знают.

Несложно сделать вывод, что две рассмотренные крайности могут провоцировать самые разные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с быта и отношений с партнером и заканчивая карьерой и бизнесом. Посмотрите вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекосы» в развитии эрудиции и интеллекта привносят в жизнь людей сплошные проблемы и неприятности.

Есть ли выход?

Не станем сгущать краски – эрудиция без интеллекта и интеллект без эрудиции – это не приговор, и выход из ситуации есть. Для начала нужно просто понять, что эти составляющие разума должны находиться в балансе друг с другом. Нужно стараться не допускать, чтобы одно начинало преобладать над другим. Как этого достичь?

При получении любых новых знаний, усваивайте их и обрабатывайте, а затем сопоставляйте с тем, что уже знаете, делайте соответствующие умозаключения и синтезируйте в своей голове новую информацию. Говоря еще проще, мыслите – в самом прямом понимании этого слова; мыслите, думайте, размышляйте.

Также стремитесь не просто получать знания и «складировать» их в хранилище своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что и так уже обдумали и что уже знаете. Совмещайте формы интеллектуальной активности.

Узнали нечто новое – ваша задача не запомнить – критически оцените, проведите собственный анализ, задайте несколько вопросов, чтобы уточнить что-то, глубже вникнуть в смысл, осознать причины. И уже вместе с этим придет запоминание, причем оно придет автоматически – чем не еще один плюс?!

Каждый, кто в чем-то из сказанного в статье узнал себя, должен сформировать у себя привычку рассуждать на тему чего-либо. Это означает и поиск уточняющих фактов, и расширение багажа знаний, и тренировку памяти. Плюс к этому, если есть возможность, то, что известно, желательно хотя бы иногда применять на практике. Это позволит углубить свои познания и сделать новые выводы, получить реальную пользу.

Гении существуют, но их единицы. Однако в силах каждого человека существенно расширить свои познания, активизировать новые способности, приобрести интересные навыки и умения, нужные в жизни. Сделать это позволит гармоничное развитие эрудиции и интеллекта, из которого проистекает и гармоничная жизнь, и успех, и достижение целей, и хорошие отношения с окружающими.

И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, что об этом мы основательно порассуждали в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предупредить деградацию ума.

Надеемся, мотивации быть умным и эрудированным человеком с высоким интеллектом у вас предостаточно. Как известно, наличие желания – это уже полдела, поэтому осталось лишь следовать намеченному пути и стараться с него не сворачивать. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Развиваться или деградировать?
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Фактор общего интеллекта
  • Правила и способы улучшения памяти
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Когнитивные тренажеры
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Проблемы высокого IQ

Что развивать: интеллект или эрудицию?

Но прежде надо понять, чем отличается интеллект от эрудиции.

Так, эрудиция в переводе с латинского означает ученость, просвещение, а интеллект происходит от intellectus и означает восприятие, мышление, понимание.

Соответственно, интеллект показывает, насколько человек обучаем и способен воспринимать и обрабатывать информацию. А эрудиция — это, скорее, тот багаж знаний, который наполняет интеллект. Поэтому, получая знания, мы одновременно становимся более эрудированными и развиваем свой интеллект.

Для таких профессий, как юрист и экономист этот процесс совершенствования интеллекта и эрудиции бесконечен. И начинается он со студенческой скамьи, в частности, с чтения правильных книг и учебников по праву и экономике.

Не теряйте времени, повышайте вашу эрудированность и развивайте интеллект.

Дата публикации на сайте: 19.05.2022

В чем для вас разница между понятиями «интеллект» и «эрудиция»?

Считаю, что разница есть. Эрудиция — это набор полученных знаний, обычно выше среднего уровня, и процесс их получения. А интеллект — это способность получать эти самые знания, предполагает еще и умение анализировать, делать выводы, строить причинно-следственные связи да и просто-напросто усваивать, понимать полученную информацию. Т.е. получается, что эрудиция зависит от уровня интеллекта. Некоторые люди просто не в состоянии понять некоторую информацию. И в то же время, развивая эрудицию, мы тренируем свой мозг, повышаем уровень интеллекта.

система выбрала этот ответ лучшим
в избранное ссылка отблагодарить

А могут быть люди начитанные (в какой-то степени эрудированные), но с очень средним интеллектом? — 12 лет назад

svet-max [96.6K]

Мне кажется, все-таки нет. Моя логика такова. Как физические упражнения тренируют мышцы, так и полученные знания повышают интеллект.
Хотя, предположим гипотетически, что человек много читает, но не осмысливает информацию. Т.е. человек с отменной памятью, запоминающий большие объемы информации, но не осмысливающий ее, может быть эрудитом с невысоким уровнем интеллекта. — 12 лет назад

комментировать
Корне­ тОбол­ енски­ й [204K]
2 года назад

Разница между этими двумя понятиями колоссальна. Быть эрудированным — это значит очень много знать. Различных фактов, событий и пр. Иногда в голове может находиться просто невероятное количество знаний. Такие люди вызывают большое уважение, они начитанны, образованы и интересны. Яркий пример эрудита — Анатолий Вассерман.

Интеллектуал — человек определенного склада ума, аналитик, часто воспринимаемый посторонними людьми как несколько «странный» человек. Восприятие действительности у интеллектуала может кардинально отличаться от эрудита. Интеллектуал выделяется нестандартным мышлением поведением в среднестатистических ситуациях.

Часто предлагаемые в интернете тесты на интеллект обычно содержат в себе перечень вопросов, которые может знать эрудит, но далеко не обязан интеллектуал. У него совсем другая специфика. Уровень интеллекта зачастую проверяется тестами Айзенка и им подобными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *