Какая организация распределяет денежные средства перечисленные налогоплательщиками
Перейти к содержимому

Какая организация распределяет денежные средства перечисленные налогоплательщиками

  • автор:

Какая организация распределяет денежные средства перечисленные налогоплательщиками

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.11.2015 N 301-ФЗ, от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе, распоряжении о совершении казначейского платежа (далее — распоряжение) на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета — согласно представленному им распоряжению, а также направляют информацию о зачислении (зачете, возврате) денежных средств, об уточнении вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

(в ред. Федеральных законов от 04.11.2022 N 432-ФЗ, от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 3 п. 1 ст. 40 (в ред. ФЗ от 04.11.2022 N 432-ФЗ) в части распоряжений таможенного органа применяется с 01.07.2023.

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после зачисления поступлений от доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, получения распоряжений налогового органа о зачете единого налогового платежа, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — единый налоговый платеж), в счет уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, получения распоряжений таможенного органа для проведения операций, связанных с авансовым платежом, предусмотренным в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, и операций, связанных с денежным залогом, предусмотренным правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По запросу финансовых органов органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением), за исключением информации об операциях, связанных с единым налоговым платежом.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По запросам финансовых органов, органов Федерального казначейства налоговые органы предоставляют сведения в разрезе юридических лиц о принадлежности денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определенной в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением, бюджета государственного внебюджетного фонда).

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2022 N 432-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 416-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Абз. 1 п. 3 ст. 40 (в ред. ФЗ от 04.11.2022 N 432-ФЗ) в части авансового платежа и денежного залога применяется с 01.07.2023.

3. Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, либо к единому налоговому платежу, либо к авансовому платежу, предусмотренному в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, либо к денежному залогу, предусмотренному правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению) не позднее трех лет со дня их зачисления на единый счет соответствующего бюджета.

По истечении срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, невыясненные поступления, которые зачислены в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и по которым не осуществлен возврат (уточнение), подлежат отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета прочих неналоговых доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и возврату (уточнению) не подлежат.

(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

Какая организация распределяет денежные средства перечисленные налогоплательщиками

НК РФ Статья 11.3. Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет

(введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ)

1. Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете:

1) в связи с принятием налоговым органом решения о возмещении (о предоставлении налогового вычета) суммы налога, — в день принятия соответствующего решения;

2) в связи с поступлением от иного лица в результате зачета суммы денежных средств в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса, — в день осуществления налоговым органом такого зачета;

3) в связи с отменой (полностью или частично) зачета денежных средств в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса), осуществленного на основании заявления, представленного в соответствии с пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса, либо в связи с отсутствием на едином налоговом счете денежных средств, необходимых для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, — не позднее дня, следующего за днем представления указанного заявления, или в день возникновения задолженности. Признание единым налоговым платежом сумм денежных средств, ранее зачтенных в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента по уплате конкретного налога, осуществляется последовательно начиная с наиболее ранних сроков уплаты налога (сбора, страхового взноса), в счет исполнения обязанности по уплате которого был осуществлен зачет. В случае совпадения сроков уплаты признание единым налоговым платежом указанных денежных средств осуществляется начиная с меньшей суммы;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2023 N 196-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в связи с начислением налоговым органом процентов в соответствии с пунктами 4 и (или) 9 статьи 79 настоящего Кодекса, — со дня их начисления;

5) в связи с представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль, — в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения указанного заявления.

(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

1) денежного выражения совокупной обязанности;

2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Сальдо единого налогового счета формируется 01.01.2023 в порядке, аналогичном установленному ст. 11.3, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 4 ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ.

3. Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2023 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.

4. Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

5. Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе:

1) налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган (за исключением налоговых деклараций (расчетов) указанных в подпункте 3 настоящего пункта), — со дня их представления в налоговый орган, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего подпункта.

В случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей указанных в абзаце первом настоящего подпункта налоговых деклараций (расчетов) (за исключением налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиками, в отношении которых проводится налоговый мониторинг) контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка их заполнения (за исключением контрольных соотношений, указанных в пункте 5.3 статьи 174 настоящего Кодекса), указанные налоговые декларации (расчеты) учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов) либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень контрольных соотношений, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган и в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), — со дня представления в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов), но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);

3) налоговых деклараций, в которых заявлены суммы налогов к возмещению либо суммы предусмотренных главой 23 настоящего Кодекса налоговых вычетов, — со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов) либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов) или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при проведении камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2022 N 565-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) уточненных налоговых деклараций (расчетов) (за исключением уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в подпункте 4 настоящего пункта), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов):

в случае их представления не позднее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) — со дня их представления, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);

в случае их представления после наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) — со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанных налоговых деклараций (расчетов), либо в течение десяти дней со дня окончания установленного статьей 88 настоящего Кодекса срока проведения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов) или со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций (расчетов), если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, либо со дня их представления, если в течение следующего рабочего дня после представления уточненных налоговых деклараций (расчетов), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, представлены уточненные декларации (расчеты), в которых по сравнению с ранее представленными уточненными налоговыми декларациями (расчетами) увеличены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) в размере, равном суммам налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), на которые они были уменьшены в уточненных налоговых декларациях (расчетах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

4) уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены организацией, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, и в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов), со дня представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций (расчетов), но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов);

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган, — со дня представления в налоговый орган таких уведомлений, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов и до дня, с которого подлежит учету совокупная обязанность на основе налоговой декларации (расчета) по соответствующим налогам, сборам, авансовым платежам по налогам, страховым взносам, указанным в уведомлении, или до дня, с которого совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете на основе сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) налоговых уведомлений — со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов — со дня, следующего за днем информирования налоговым органом налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) о результатах рассмотрения пояснений и (или) документов, представленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 настоящего Кодекса, либо со дня, следующего за днем истечения одного месяца, в случае непредставления таких пояснений и (или) документов;

8) решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса — со дня, указанного в соответствующем решении;

9) решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично — со дня вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено подпунктом 10 настоящего пункта;

10) решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений налоговых органов об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, решений об отмене (полностью или частично) решений о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решений об отмене (полностью или частично) решений о предоставлении налогового вычета, которыми установлено неисполнение обязанности по уплате налога в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности налогоплательщика, либо решений, вынесенных по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, — со дня вступления в силу соответствующего судебного акта;

11) судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, — на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения;

12) исполнительных документов о взыскании с лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, государственной пошлины — со дня выдачи судом соответствующего исполнительного документа, который для целей учета совокупной обязанности на едином налоговом счете признается установленным сроком уплаты;

13) расчетов суммы налога (перерасчета ранее исчисленных сумм налога), произведенных налоговым органом в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 2022 года N 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» или в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», — со дня уведомления налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, но не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов;

14) сведений о разрешениях, выданных органами, выдающими в установленном порядке разрешения на добычу объектов животного мира и (или) разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, — со дня представления сведений указанными органами;

15) решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании — со дня принятия соответствующего решения;

16) уведомлений, представленных плательщиком торгового сбора в налоговый орган в соответствии со статьей 416 настоящего Кодекса, информации уполномоченного органа, представленной в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 418 настоящего Кодекса, — со дня представления в налоговый орган указанных уведомлений, информации;

17) иных документов, предусматривающих возникновение, изменение, прекращение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, установленной законодательством о налогах и сборах, — не ранее наступления срока уплаты соответствующих налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.

Сумма процентов, определяемая в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня, следующего за днем уплаты последнего платежа, предусмотренного решением о предоставлении отсрочки, рассрочки, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае представления налогоплательщиком заявления о досрочном исполнении решения о предоставлении отсрочки, рассрочки в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса либо заявления в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 78 настоящего Кодекса сумма задолженности, в отношении которой поданы такие заявления, учитывается в совокупной обязанности последовательно начиная с задолженности с наиболее ранним сроком уплаты в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета на дату ее учета, со дня, следующего за днем представления заявления.

7. При определении размера совокупной обязанности не учитываются:

1) суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов до дня подачи указанных налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов) прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм;

(в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанных в вынесенном налоговым органом решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если судом были приняты меры предварительной защиты (обеспечительные меры), в соответствии с которыми приостановлено полностью или в части действие такого оспариваемого решения налогового органа, либо если вышестоящим налоговым органом было принято решение о приостановлении исполнения такого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, — до дня вступления в законную силу судебного акта об отмене (замене) указанных мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по соответствующей жалобе, повлекших прекращение приостановления полностью или в части действия решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) суммы налога на профессиональный доход, сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на сверхприбыль в размере соответствующего налога (сбора), уплаченного налогоплательщиком (плательщиком сбора) не в качестве единого налогового платежа;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым принято решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 565-ФЗ)

Ответы на часто задаваемые вопросы о Едином налоговом счете

Единый налоговой платеж (ЕНП) – это сумма денежных средств, перечисляемая налогоплательщиком на соответствующий счет, в счет исполнения обязанности перед бюджетом Российской Федерации.

Срок уплаты ЕНП для организаций и индивидуальных предпринимателей стал единым – 28 число месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. А вот срок уплаты ЕНП физическими лицами имущественных налогов остался прежним, а именно не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом. Подробная информация о сроках уплаты размещена на промостранице сайта ФНС России «Единый налоговый счет». Налогоплательщики из всех регионов перечисляют налоги и взносы по единым реквизитам. Для формирования платежного документа удобно воспользоваться онлайн сервисами с автоматическим заполнением реквизитов в личном кабинете налогоплательщика или на сервисе «Уплата налогов и пошлин».

2. Почему в реквизитах на перечисление ЕНП указано Управление Федерального казначейства по Тульской области?

До 2023 года в каждом регионе был свой счет Федерального казначейства для уплаты налогов. С 2023 года налоги уплачиваются на единый счет Федерального казначейства.

Обработкой платежей из всех субъектов РФ занимается Управление Федерального казначейства по Тульской области, что не влияет на учет платежей в налоговом органе. Если вы указали правильно свой ИНН, деньги будут отражены на Вашем ЕНС и перераспределены по соответствующим налогам и бюджетам с учетом места регистрации или ведения деятельности.

3. В каком случае в платеже нужно указывать статус «02»?

В связи введением ЕНС, у налогоплательщиков появилась обязанность представлять в налоговый орган Уведомление. Вместе с тем, нормативными документами предусмотрена возможность переходного периода в течение 2023 года. Так, в течение 2023 года у налогоплательщиков имеется возможность не подавать уведомление, а по-прежнему представлять в банк платежку с заполненными реквизитами. Но здесь важно правильно заполнить платежку и проставить в ней статус плательщика «02». Это и будет означать уплату налога без предоставления уведомления об исчисленных суммах налогов, а денежные средства будут разнесены именно на тот КБК, который указан в платежном документе.

В данном случае необходимо заполнить и представить в банк платежки по всем авансовым платежам и по всем обособленным подразделениям, заполнив 15 реквизитов в каждом платежном поручении;

Если плательщик допустит ошибку в платежке, то исправить ее можно будет только подав уведомление.

4. Входят ли в ЕНП суммы НДФЛ по иностранным гражданам, имеющим патент. Если не входят, то куда платить?

Нет не входят, НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа за иностранного гражданина, работающего по патенту (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 58 НК РФ) уплачиваются отдельно от ЕНП, самостоятельно с указанием порядка 15 реквизитов в платежном документе, а именно:

ИНН, наименование налогоплательщика, КБК, ОКТМО, Банк налогоплательщика. Все те же реквизиты, которые налогоплательщик, указывал в платёжном поручении до 01.01.2023 года.

Единственное новшество, которое здесь появилось, это то, что с 01.01.2023 в реквизитах платежного документа указывается Единый казначейский счет — это УФК по Тульской области и ИНН КПП получателя платежа — это Межрайонная ИФНС России по управлению долгом.

5. Если нет денег на ЕНС можно ли подать заявление в ФНС об отсрочке или рассрочке? Если да то как?

У налогоплательщиков, имеется возможность обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), при наличии следующих оснований:

— причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы;

— не предоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований;

— угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты;

— имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты;

— производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

— невозможность единовременной уплаты сумм налогов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки прилагаются:

— справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (электронных денежных средств, драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам;

— справки банков об остатках денежных средств на счетах;

— перечень контрагентов — дебиторов этого лица;

— документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки или рассрочки.

Предоставление отсрочки (рассрочки) должно быть обеспечено залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией.

Получить отсрочку по уплате налогов в 2023 году станет проще. Плательщику достаточно будет направить соответствующее заявление и пакет документов через личный кабинет налогоплательщика или по ТКС. Решение о предоставлении отсрочки будет принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней.

6. Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, имеет спорную задолженность по имущественным налогам, не связанным с предпринимательской деятельностью, будет ли списываться задолженность с единого налогового счета?

Если долг оспаривается в апелляционном порядке или суде и судом наложены обеспечительные меры на сумму оспариваемой задолженности, указанная сумма не подлежит взысканию и исключается из ЕНС. (ст. 138 НК РФ). В случае отсутствия обеспечительных мер при возникновении отрицательного сальдо ЕНС, определение принадлежности ЕНП осуществляется автоматически строго в соответствии с правилами, установленными ст. 45 НК РФ. Сначала будет погашена недоимка — начиная с налога с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, затем пени, проценты и штрафы. Если денег недостаточно и сроки уплаты совпадают, то ЕНП распределится пропорционально суммам таких обязательств.

7. Как будет распределяться сальдо ЕНС в счет уплаты авансовых платежей?

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» авансовые платежи подлежат перечислению в качестве единого налогового платежа (далее — ЕНП). Для распределения ЕНП среди налогов с авансовой системой расчетов налогоплательщикам нужно будет представлять Уведомления об исчисленных суммах в налоговую по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты.

Не подавать в 2023 году уведомления могут те налогоплательщики, кто их ни разу не подавал. Такие ЮЛ и ИП в 2023 году вместо уведомлений могут направлять в налоговый орган платежные поручения на уплату каждого налога со статусом «02».

8. Как плательщик и ФНС будут понимать, на что переведены деньги?

ФНС определяет назначение (принадлежность) ЕНП автоматически, исходя из той информации о начислениях, которая есть в распоряжении службы. Причем списание денежных средств в счет того или иного налога осуществляется не сразу, а только при наступлении срока уплаты налога. Исключением является ранее образованная недоимка. Сначала будет погашена недоимка – начиная с налога с более ранним сроком уплаты, затем начисления с текущим сроком уплаты, и только потом пени, проценты и штрафы.

Также, в связи с введением ЕНС для налогоплательщиков предусмотрены следующие виды справок, по которым можно определить и понять на что переведены (зачтены) денежные средства налогоплательщиков и состояния расчетов с бюджетом:

-справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС;

— об исполнении обязанности об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

— о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП.

Указанные справки налогоплательщик сможет получить, как по ТКС, ЛК, так и лично в налоговом органе по месту учета.

Детализированная информация о распределении ЕНП будет доступна в личном кабинете налогоплательщика или в его учетной (бухгалтерской) системе. Кроме того, в течение 5 рабочих дней по запросу налогоплательщика по ТКС, через ЛК или на бумажном носителе налоговый орган направит справку о принадлежности сумм ЕНП.

В настоящее время налоговыми органами до 01.03.2023 проводится сверка состояния расчетов налогоплательщика и уже сейчас налогоплательщики могут узнать о своем сальдо и понять как распределился ЕНП

9. Как сумма ЕНП будет распределяться по налогам? (аналогично в предыдущем вопросе)

Определение принадлежности ЕНП осуществляется автоматически строго в соответствии с правилами, установленными ст. 45 НК РФ.

Принадлежность сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

1) недоимка — начиная с наиболее раннего момента ее выявления;

2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате;

10. Какие суммы налогов не учитываются при определении размера совокупной обязанности?

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера совокупной обязанности не учитываются:

— задолженность по налогам, сборам, штрафам, пени, страховым взносам, по которой истек срок взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм;

— государственная пошлина, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ и истек срок взыскания;

— суммы доначислений по решениям о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых приостановлено;

— уплаченные налогоплательщиком не в качестве единого налогового платежа суммы налога на профессиональный доход, сбора за пользование объектами животного мира и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым принято решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации.

11. Когда организация может воспользоваться переплатами при переходе на ЕНС

Налогоплательщик, вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, в любой момент до наступления срока уплаты налога.

1) на зачет переплаты по ЕНС в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога и в счет исполнения решений налоговых органов, в соответствии со ст. 78 НК РФ

Заявление о распоряжении путем зачета представляется в налоговый орган по месту учета по установленному формату (Форма КНД 1150057, утвержденной Приказом ФНС России от 30.11.2022 №ЕД-7-8/11133@) , в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

2) на возврат переплаты по ЕНС на открытый ему счет в банке в соответствии со ст.79 НК РФ

Заявление о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета представляется в налоговый орган по месту учета лица, по установленной форме (Форма КНД 1112542, утвержденной Приказом ФНС России от 30.11.2022 №ЕД-7-8/11133@.) на бумажном носителе, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса.

12. При закрытии ИП переплаченные деньги с единого налогового счета можно вернуть?

Да можно, только при наличии положительного сальдо на едином налоговом счете (ЕНС).

Возврат денежных средств осуществляется на основании заявления о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета (Форма КНД 1112542 заявления утверждена Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@).

Заявление о распоряжении путем возврата налогоплательщик может подать в налоговый орган по месту своего учета следующими способами:

-на бумажном носителе;

-в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью;

-в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, подписанной электронной подписью налогоплательщика (усиленной квалифицированной или неквалифицированной);

-в составе налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

Если положительное сальдо ЕНС будет меньше суммы налога, заявленной к возврату, то налоговый орган осуществит возврат частично (в пределах положительного остатка).

13. С какого момента обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком?

В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком;:

— со дня перечисления единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации

— со дня учета на ЕНС совокупной обязанности налогоплательщика при наличии на эту дату положительного сальдо ЕНС, равной совокупной обязанности или в большем объеме;

— со дня зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, на основании заявления НП, представленного в соответствии с п. 4 статьи 78 НК РФ (в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате такого налога);

— со дня удержания налоговым агентом сумм налога, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

14. Если организация — плательщик земельного налога, и у нее есть земельные участки, которые относятся к разным ОКТМО и соответственно к разным ИФНС, каким образом подается Уведомление об уплате ЕНС — в основную инспекцию, или по всем ИФНС, куда относятся земельные участки по ОКТМО?

В связи с тем, что налоговая декларация по земельному налогу не представляется, налогоплательщику нужно уведомить налоговый орган об исчисленных суммах налога (авансовых платежей), т.е. представить уведомление в налоговый орган по месту учета (далее — уведомление) не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога (авансовых платежей) (п. 9 ст. 58 НК РФ, Приказ ФНС России от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@).

Из выше изложенного следует, что при наличии у налогоплательщика нескольких земельных участков, расположенных на территории разных муниципальных образований и разных налоговых органов, то уведомление подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, с отражением кода ОКТМО по территориальной принадлежности земельного участка.

15. Где получить дополнительную информацию, куда обращаться за разъяснениями? Что делать, если налогоплательщик не согласен с сальдо ЕНС либо не понимает механизм его формирования?

Прежде всего хочется порекомендовать в качестве источника информации сайт налоговой службы nalog.gov.ru. На промо-странице ЕНС, созданной для оперативного информирования налогоплательщиков, размещена самая актуальная информация по новому порядку учета начислений и платежей по налогам и страховым взносам с 2023 года. Описан порядок применения ЕНС, даны образцы заполнения платежек, реквизиты, простые и подробные инструкции, размещены наглядные материалы – брошюры, видеоролики, ответы на часто задаваемые вопросы. ФНС России регулярно обновляет и дополняет промо-страницу о Едином налоговом счете. В ближайшие дни на сайте начнет работать специальный чат-бот, который в интерактивном режиме будет отвечать на вопросы по ЕНС.

Если у вас остаются вопросы, вы не согласны с сальдо ЕНС – всегда можно обратиться в инспекцию по месту учета за разъяснениями и проведением сверки данных. Можно прийти лично, позвонить по телефону, обратиться через наш сайт или Личный кабинет – при любом способе обращения сотрудники ответят на Ваши вопросы, проведут сверку данных при необходимости.

16. Как плательщик и ФНС будут понимать, на что переведены деньги?

С 1 января появился новый документ который называется «Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента», в которой содержится информация о всех платежах и списаниях в разрезе КБК, ОКТМО, с указанием документов-оснований. То есть вы сможете увидеть, как, по каким срокам и на какие КБК распределились суммы, поступившие в качестве единого налогового платежа.

Есть и еще один новый документ — это «Справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента».

При наличии отрицательного сальдо справка будет содержать детализацию отрицательного сальдо по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам), а также расчет пени.

Документы можно запросить в инспекции лично, по почте, по ТКС, через Личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой службы.

17. В какие сроки будут произведены все сверки, связанные с переходным периодом? Когда будет актуальное сальдо на ЕНС?

Начиная с 01 января налоговыми органами продолжаются мероприятия по реализации положений законодательства о ЕНС. В этой связи, проводится актуализация данных налогоплательщиков о суммах начисленных и уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов. Поэтому временно ограничен доступ к информации по ЕНС в личных кабинетах.

Налоговые органы края прилагают все усилия, чтобы актуализировать данные как можно быстрее.

До завершения указанных мероприятий, меры взыскания применяться не будут, в настоящий момент это 1 марта 2023 года.

При необходимости Вы можете обратиться в налоговый орган для проведения сверки расчетов и получением необходимых разъяснений.

Система ЕНС – это большое новшество, как всякое большое дело оно требует какого-то времени, чтобы разобраться, вникнуть, привести в соответствие данные. Хочу попросить еще немного вашего терпения и понимания, поверьте, мы делаем все возможное!

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ изменен порядок уплаты налогов и взносов, а также штрафов и пеней по ним. С 1 января 2023 года все организации и ИП должны уплачивать налоги и взносы, а также штрафы и пени по ним единым налоговым платежом (ЕНП) без привязки к какому-либо конкретному налогу.

В соответствии с п.1 ст.11.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) , единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговые платежи должны перечисляться по общим реквизитам на единый налоговый счет (ЕНС). Единый налоговый платеж зачитывается в счет уплаты конкретных налогов и взносов на основании сданных деклараций, расчетов и уведомлений. Таким образом, средства с ЕНС распределяются по конкретным налогам налоговыми инспекциями самостоятельно. Посмотреть распределение ЕНП можно в личном кабинете налогоплательщика.

В программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 к данному событию подготовились. В очередной раз произошло расширение ее функционала. В программе добавлена возможность учета расчетов с бюджетом по ЕНП, а также добавлена возможность подготовки и отправки в ФНС уведомлений об исчисленных суммах налогов.

Для перехода в программе на расчеты по ЕНС и уплату ЕНП никаких дополнительных настроек делать не нужно. Надо только зарегистрировать состояние расчетов по налогам и взносам с ФНС по состоянию на 01.01.2023, то есть сформировать входящее сальдо на едином налоговом счете. Предварительно необходимо провести сверку состояния расчетов с ФНС. Для автоматического ввода входящего начального остатка на ЕНС можно воспользоваться Помощником перехода на ЕНС .

В программе расчеты по ЕНС учитываются на активно-пассивном бухгалтерском счете 68.90 « Единый налоговый счет ». Данный счет не имеет аналитики, аналитический учет в разрезе конкретных налогов и сборов ведется в регистрах накопленя Расчеты по налогам на едином налоговом счете и Расчеты по санкциям на едином налоговоу счете .

Новый счет бухгалтерского учета и его характеристики показаны на Рис. 1.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Чтобы разобраться с новым функционалом программы, рассмотрим пример.

Организация «Рассвет» применяет общий режим налогообложения – метод начисления и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» . Организация является плательщиком НДС.
С 1 января 2023 года организация «Рассвет» , как и все, переходит на уплату налогов и взносов единым налоговым платежом. Организация «Рассвет» провела сверку состояния расчетов с ФНС.

По состоянию на 31 декабря 2022 года у организации «Рассвет» имеются следующие задолженности и переплаты поуплате налогов и сборов:

  • удержано, но не перечислено в бюджет 800 рублей НДФЛ (Иванов И.И.);
  • не перечислены в бюджет 8 000 рублей НДС за второй квартал 2022 года;
  • не уплачены 5 000 рублей налога на прибыль, начисленные по акту проверки, не уплачен штраф (1 000 рублей) и начисленные пени (1 000 рублей);
  • есть переплата в сумме 2 000 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование;
  • есть задолженность по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но она нас сейчас не интересует, так как страховые взносы на «травматизм» уплачиваются отдельно от ЕНП.

Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68 и 69 показаны на Рис. 2.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Как мы уже отмечали, для перехода в программе на расчеты по ЕНС и уплату ЕНП в первую очередь необходимо по состоянию на 01.01.2023 сформировать входящее сальдо на едином налоговом счете. Остаток по счету 68.90 « Единый налоговый счет » должен соответствовать сальдо ЕНС по данным ФНС.

Для автоматического формирования по данным бухгалтерского учета начального остатка на едином налоговом счете, в программе создан специальный Помощник перехода на ЕНС , которым мы обязательно воспользуемся.

Помощник перехода на ЕНС показан на Рис. 3.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Помощник перехода на ЕНС содержит пять пунктов. Пункты выполнены в виде ссылок.

По ссылке Остатки расчетов по налогам и взносам открывается бухгалтерский отчет Анализ счета по счетам 68 и 69. Сделано это для того, чтобы бухгалтер мог оперативно проанализировать остатки и обороты по данным счетам (мы уже это сделали с помощью оборотно-сальдовой ведомости).

При выборе остальных четырех пунктов формируются документы по вводу остатка по ЕНС. Для создания документов по ссылке выбирается команду Выполнить операцию . Для просмотра и корректировки автоматически сформированных документов используется команда Открыть документ .

В пункте Перенос расчетов по налогам и взносам создается и автоматически заполняется (на основание остатков и оборотов по субсчетам счетов 68 и 69) документ Операция по ЕНС с видом операции Налоги (начисление) . Алгоритм автоматического заполнения табличной части документа зависит от аналитики остатков и оборотов.

По аналитике Налог (взносы) начислено/уплачено выбираются кредитовые остатки на 01.12.2022 и из них вычитаются дебетовые обороты за декабрь. Если разность от вычитания больше нуля, то эта сумма считается недоимкой с истекшим сроком уплаты и попадает в табличную часть документа (в нашем примере это НДФЛ). Кредитовые обороты за декабрь документ не интересуют, так как он предполагает, что у этих начисленных налогов и сборов срок уплаты относится к следующему году.

По аналитике Налог (взносы) доначислено/уплачено (самостоятельно) и Налог (взносы) доначислено/уплачено (по акту проверки) в табличную часть документа переносятся кредитовые остатки на конец года.

Как мы видим, алгоритм заполнения документа достаточно неоднозначен. Если заполнение документа не соответствует сверке с ФНС, то вам понадобится ручная корректировка.

Обратите внимание, что задолженности по НДС (счет 68.02 ) Помощником не обрабатываются. Если, в соответствии со сверкой с ФНС, задолженность существует, то она всегда отражается вручную либо в этом, либо в отдельном документе Операция по ЕНС . В нашем примере такая задолженность существует, поэтому третью строку в документ мы добавим и заполним вручную.

При проведении документ спишет в бухгалтерском учете задолженности по конкретным налогам с дебета их счетов учета в кредит счета 68.90 « Единый налоговый счет ». Суммы этих задолженностей документ учтет в регистре накопления Расчеты по налогам на едином налоговом счете . По сути, этот регистр представляет из себя список задолженностей по налогам и сборам с их сроком уплаты, которые должны быть оплачены через ЕНС.

Документ Операция по ЕНС с видом операции Налоги (начисление) и результат его проведения показаны на Рис. 4.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

В пункте Перенос расчетов по налоговым санкциям создается и автоматически заполняется документ Операция по ЕНС с видом операции Пени, штрафы (начисление) .

Здесь все просто, в табличную часть документа попадают кредитовые остатки на конец 2022 года с аналитикой Штраф: начислено/уплачено , Пени: доначислено/уплачено (самостоятельно) , Пени: начислено/уплачено (по акту проверки) , Проценты: начислено/уплачено . При необходимости документ подлежит корректировке.

При проведении документ спишет в бухгалтерском учете задолженности по налоговым санкциям с дебета их счетов учета в кредит счета 68.90 « Единый налоговый счет ». Для учета списка задолженностей по налоговым санкциям, которые должны быть оплачены через ЕНС, документ сформирует запись в регистр накопления Расчеты по санкциям на едином налоговом счете .

Документ Операция по ЕНС с видом операции Пени, штраф (начисление) и результат его проведения показаны на Рис. 5.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

В пункте Перенос переплат по налогам и взносам создается и автоматически заполняется документ Операция по ЕНС с видом операции Корректировка счета .

Здесь также все просто, в табличную часть документа попадают дебетовые остатки на конец 2022 года субсчетов к счетам 68 и 69 . При необходимости документ можно откорректировать.

При проведении документ в бухгалтерском учете спишет переплаты с кредита их счетов учета в дебет счета 68.90 « Единый налоговый счет ».

Документ сформирует запись в регистр накопления Расчеты по единому налоговому счету с видом движения Приход . На сумму данного регистра в следующем пункте Помощника должна уменьшится задолженность (произойти зачет) по учтенным (предыдущими документами) в регистрах накопления задолженностям по налогам и сборам, задолженностям по налоговым санкциям.

Документ Операция по ЕНС с видом операции Корректировка счета и результат его проведения показаны на Рис. 6.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

В пункте Зачет авансов создается и автоматически заполняется обычный, хорошо нам знакомый документ Операция .

Программа проанализирует все выполненные выше операции, определит сумму переплат (регистр Расчеты по единому налоговому счету ) и задолженности (регистр Расчеты по налогам на едином налоговом счете ) по расчетам с бюджетом и автоматически произведет зачет. В соответствии с алгоритмом программы, в первую очередь подлежат зачету задолженности с более давним сроком уплаты. Если несколько задолженностей имеют одинаковый срок уплаты, то сумма зачета распределяется между ними пропорционально их размеру. В нашем примере самый давний срок оплаты имеет задолженность по НДС.

Никаких бухгалтерских проводок документ не формирует. Он формирует только записи в регистрах накопления. В нашем примере, на сумму зачета (2 000 рублей) в регистре Расчеты по налогам на едином налоговом счете уменьшается задолженность по НДС, а в регистре Расчеты по единому налоговому счету списывается сумма переплат.

Содержание документа должно соответствовать зачету, произведенному ФНС.

Документ Операция показан на Рис. 7.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Первую задачу мы выполнили. Остаток по единому налоговому счету успешно ввели. На 1 января 2023 года кредитовое сальдо счета 68.90 « Единый налоговый счет » в нашем примере составляет 13 800 рублей. Еще раз повторюсь, остаток по ЕНС в программе должен соответствовать сумме остатка в ФНС.

Теперь давайте разберемся с текущими налоговыми платежами.

Совокупная налоговая обязанность – это общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, которую необходимо уплатить в бюджет. Она формируется на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений ( п.5 ст.11.3 НК РФ ).

В соответствии с п. 9 ст. 58 НК РФ , уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов представляется в налоговый орган в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета), либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена. Уведомление подается в ФНС, чтобы налоговая инспекция отразила эти суммы в совокупной налоговой обязанности на едином налоговом счете. Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

В программе перенос задолженности по начисленным налогам и страховым взносам, а также налоговым санкциям для формирования совокупной налоговой обязанности на счете 68.90 «Единый налоговый счет» может осуществляться с помощью двух документов:

  • в случаях, когда требуется предоставить Уведомление в ФНС, используется документ Уведомление об исчисленных суммах налогов ;
  • в случаях, когда не требуется предоставить Уведомление в ФНС, используется документ Операция по ЕНС .

Давайте продолжим наш пример и рассмотрим три ситуации.

Ситуация первая. В январе 2023 года сотруднику Сидорову был выплачен аванс по зарплате.

С 01.01.2023 в программе перед выплатой аванса требуется его начисление. Эта операция необходима для исчисления с аванса НДФЛ.

Документ Начисление зарплаты с видом Аванс и исчисленным НДФЛ представлен на Рис. 8.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Для выплаты аванса сформирован документ Ведомость в банк. Как мы видим, в документе указана подлежащая удержанию сумма НДФЛ.

Документ Ведомость в банк показан на Рис. 9.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Аванс был выплачен сотруднику. Из дохода сотрудника был удержан НДФЛ в сумме 13 000 рублей. Эта сумма НДФЛ подлежит перечислению в бюджет.

Документ Списание с расчетного счета по выплате аванса показан на Рис. 10.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Чтобы сформировать совокупную налоговую обязанность надо перенести задолженность по удержанному НДФЛ на единый налоговый счет. Чтобы ФНС знала, какую сумму поступившего ЕНП надо будет распределить в счет уплаты НДФЛ, в программе необходимо воспользоваться документом Уведомление об исчисленных суммах налогов .

Создадим и заполним вышеназванный документ.

В табличной части документа выберем налог НДФЛ исчисленный налоговым агентом . Остальные реквизиты, в том числе КБК, счет налога, регистрация в налоговом органе и отчетный период заполнятся автоматически. Укажем сумму исчисленного и удержанного налога.

При проведении документ спишет в бухгалтерском учете задолженность по уплате НДФЛ с дебета счета 68.01.1 « НДФЛ исчисленный налоговым агентом » в кредит счета 68.90 « Единый налоговый счет » и при этом учтет эту суммы задолженности в регистре накопления Расчеты по налогам на едином налоговом счете .

Сформированное Уведомление необходимо отправить в ФНС.

Документ Уведомление об исчисленных суммах налогов и результат его проведения показаны на Рис. 11.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Ситуация вторая. Организация в январе была вынуждена начислить и заплатить пени по НДС в сумме 500 рублей. Документ Операция с проводкой по начислению пеней показан на Рис. 12.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

В данном случае отправлять Уведомление в ФНС не требуется. Поэтому для формирования совокупной налоговой обязанности мы воспользуемся документом Операция по ЕНС с видом операции Пени, штраф (начисление).

В табличной части документа выберем соответствующий вид платежа Пени доначислено/уплачено (самостоятельно) , укажем счет учета начисленной налоговой санкции и ее сумму.

При проведении документ спишет в бухгалтерском учете задолженность по уплате налоговой санкции с дебета счета 68.02 « Налог на добавленную стоимость » в кредит счета 68.90 « Единый налоговый счет » и при этом учтет суммы задолженности в регистре накопления Расчеты по санкциям на едином налоговом счете .

Документ Операция по ЕНС и результат его проведения показаны на Рис. 13.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Ситуация третья. В январе сдаем Декларацию по НДС за четвертый квартал 2022 года . Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с декларацией, составляет 100 000 рублей.

В данном случае отправлять Уведомление в ФНС не требуется, так как в ФНС отправляется декларация.

Для удобства, в помощнике по формированию отчетности по НДС появился раздел Отражение в ЕНС , где есть кнопка «Сформировать операцию по ЕНС» .

Раздел 1 Декларации по НДС и кнопка для создания Операции по ЕНС показаны на Рис. 14.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Воспользуемся вышепоказанной кнопкой и посмотрим, что у нас получилось.

В результате автоматически создался документ Операция по ЕНС с видом операции Налоги (начисление). Документ полностью заполнен. Программа даже правильно рассчитала (одна третья часть суммы налога) и заполнила сумму налога, подлежащую уплате в январе.

При проведении документ в бухгалтерском учете спишет задолженность по уплате НДС с дебета счета 68.02 в кредит счета 68.90 « Единый налоговый счет » и при этом учтет эту сумму задолженности в регистре накопления Расчеты по налогам на едином налоговом счете .

Документ Операция по ЕНС и результат его проведения показаны на Рис. 15.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

После всех произведенных нами действий сформировалась совокупная налоговая обязанность организации Рассвет в сумме 60 633 рублей.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68.90 показана на Рис. 16.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Организация полностью оплатила свою совокупную налоговую обязанность.

Для отражения данной операции в программе используется обычный документ Списание с расчетного счета с видом операции Уплата налога, в котором в качестве уплачиваемого налога выбирается Единый налоговый платеж .

При проведении документ в бухгалтерском учете сформирует проводку по дебету счета 68.90 « Единый налоговый счет » в корреспонденции с кредитом счета 51 .

Также документ сформирует запись в регистр накопления Расчеты по единому налоговому счету с видом движения Приход . На сумму данного регистра в конце месяца должен произойти зачет ЕНП в счет уплаты конкретных налогов и взносов, налоговых санкций.

Документ Списание с расчетного счета и результат его проведения представлены на Рис. 17.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

В программе появилась новая регламентная операция Зачет аванса по единому налоговому счету . Данная регламентная операция выполняется во втором разделе обработки Закрытие месяца.

Обработка Закрытие месяца с вышеназванной регламентной операцией показана на Рис.18.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

Давайте посмотрим по каким регистрам накопления регламентная операция сформировала движения в нашем примере.

Во-первых, регламентная операция сформировала запись с видом движения Расход по регистру Расчеты по единому налоговому счету на сумму 60 633 рублей . Это означает, что весь уплаченный нами ЕНП без остатка ушел на зачет в счет уплаты конкретных налогов и взносов, налоговых санкций.
Во-вторых, регламентная операция сформировала записи с видом движения Расход по регистру Расчеты по налогам на едином налоговом счете. Это налоги и взносы в счет которых произошел зачет ЕНП. Судя по суммам, в нашем примере организация полностью рассчиталась по всем налогам.

В-третьих, регламентная операция сформировала записи с видом движения Расход по регистру Расчеты по санкциям на едином налоговом счете. Это налоговые санкции, в счет которых произошел зачет ЕНП. Организация в нашем примере полностью рассчиталась по налоговым санкциям. Мы ничего больше ФНС на данный момент не должны.

Записи в следующие два регистра накопления связаны с тем, что организация ведет учет зарплаты и НДФЛ в данной программе.

Сформированы записи в регистр Уплата НДФЛ налоговыми агентами к распределению с видом движения Приход и видом движения Расход . Это означает, что уплаченный в бюджет НДФЛ полностью распределен по физическим лицам.

Сформированы записи в регистр Расчеты налоговых агентов с бюджетом по НДФЛ с видом движения Расход . Это означает, что в бюджет перечислен НДФЛ, удержанный из доходов конкретных физических лиц: Иванова и Сидорова.

Движения регламентной операции Зачет аванса по единому налоговому счету показаны на Рис. 19.

1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 – Единый налоговый счет

М.М. Журко,
Преподаватель Отдела обучения 1С:
Франчайзи Ю-Софт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *