Что является сообщением о преступлении
Перейти к содержимому

Что является сообщением о преступлении

  • автор:

Что является сообщением о преступлении

УПК РФ Статья 141. Заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Что является сообщением о преступлении

УПК РФ Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в территориальный орган страховщика, в котором состоит на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета по страховым взносам.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении страхователя проводится проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) информирует следователя об уплате в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, суммы штрафа в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.03.2023 N 78-ФЗ)

(часть 8 в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. После получения заключения территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 09.03.2022 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Что является сообщением о преступлении

Сообщение о преступлении по УПК РФ – это заявление, явка с повинной, сообщение из иных источников и постановление прокурора

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не дает нормативных определений понятий «сообщение о преступлении» и «повод для возбуждения уголовного дела», а лишь приводит их виды в п. 43 ст. 5 и ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

Сообщение о преступлении — это первоисточник информации о совершенном и готовящемся преступлении, сигнал правоохранительным органам. Сообщение о преступлении может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела только после его принятия, регистрации и проверки.

Таким образом, сообщение о преступлении — это информация о совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, а повод для возбуждения уголовного дела — это установленные законом обстоятельства, побуждающие правоохранительные органы принять процессуальное решение в соответствии с положениями ст. 145 УПК РФ о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Сообщение о преступлении согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ – это:

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • рапорт об обнаружении преступления;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Однако в соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Как видно, в ч. 1 ст. 140 УПК РФ третьим поводом для возбуждения уголовного дела является не «рапорт об обнаружении преступления», как он именуется в п. 43 ст. 5 УПК РФ, а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Более корректной представляется формулировка пункта 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, поскольку уголовный процесс начинается не с момента завершения оформления рапорта об обнаружении признаков преступления, а с момента, когда в распоряжении компетентного органа (должностного лица) появится повод и основание для начала уголовного процесса. Поводом в рассматриваемой ситуации исходя не только из содержания п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, но и из ст. 143 УПК РФ является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Заявление о преступлении

По общему правилу, по субъектному составу заявителей о преступлении законодатель не устанавливает ограничений. Так, сообщить о совершенном преступлении может любое лицо независимо от нарушения его субъективных прав в результате совершенного либо предполагаемого преступления.

Согласно ч. 1 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть подано как в устной, так и в письменной форме. Письменное заявление подписывается заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, его составившим. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 Уголовного кодекса РФ, о чем в заявлении делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Образцы заявлений о преступлении:

  • Заявление о преступлении. Образец (общая форма)
  • Заявление о преступлении в полицию о побоях (побои из хулиганских побуждений нанесли неизвестные лица на улице)
  • Заявление о побоях в полицию. Образец (телесные повреждения нанес знакомый)
  • Заявление о преступлении, о привлечении свидетеля к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по гражданскому делу
  • Заявление о преступлении (мошенничестве)
  • Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения мировому судье

Заявление может подаваться как самим пострадавшим от преступления, так и иным лицом. Исключение составляют дела частного и частно-публичного обвинения, по которым заявление должно подаваться только самим пострадавшим или его законным представителем.

Закон не содержит требований относительно содержания заявления, важно лишь, чтобы оно не было анонимным, т.е. содержало достоверные данные о заявителе. Однако для обеспечения безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в соответствии с ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ лицо, подающее заявление, может не указывать данные о своей личности. Такое сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления по ст. 143 УПК РФ.

Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений о преступлениях (КУСП).

Недопустим необоснованный отказ в приеме заявления о преступлении, его невнесение в установленном порядке в книгу регистрации сообщений о преступлениях, а также необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа возложена обязанность по приему и проверке сообщений о любых совершенных либо готовящихся преступлениях. По результатам проведенной проверки принимается процессуальное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности либо в суд (по делам частного обвинения).

Явка с повинной

Явка с повинной – это, по сути, разновидность заявления о преступлении, в котором гражданин добровольно сообщает о том, что преступление совершено именно им. Поэтому процедура процессуального оформления заявления о явке с повинной сходно с оформлением заявления о преступлении. Исключением является лишь то, что при явке с повинной гражданин не предупреждается об уголовной ответственности за заведомый оговор.

Заявление о явке с повинной и данные о личности подаются в письменной или устной форме. В последнем случае они заносятся в протокол, который подписывается явившимся с повинной и лицом, принявшим явку.

Явка с повинной является особым обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ).

Сообщение о совершенном
или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, — это любые официальные источники информации, полученные должностным лицом в ходе осуществления своей служебной деятельности от любого физического или юридического лица. Сюда можно отнести сообщения, содержащиеся в средствах массовой информации; информацию, полученную в ходе какой-либо проверки, оперативно-розыскной деятельности, несения дорожно-патрульной службы и т.д. Оформляются данные рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления, что является поводом к возбуждению уголовного дела. Рапорт составляют сотрудники оперативных подразделений, других органов дознания, предварительного следствия. Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц должны быть сделаны в письменной форме и заверены печатью и подписями руководителей.

Постановление прокурора
о направлении соответствующих материалов
в орган предварительного расследования для
принятия решения о возбуждении
уголовного преследования

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выносится, если в результате прокурорской проверки были выявлены признаки преступления. Это самостоятельный повод к возбуждению уголовного дела, он подлежит регистрации и процессуальной проверке. После проверки материалов руководитель соответствующего органа предварительного расследования возбуждает уголовное дело или отказывает в этом.

Получение следователем постановления прокурора с соответствующими материалами еще не предрешает положительное решение вопроса о возбуждении уголовного дела. Следователь в возбуждении уголовного дела может и отказать.

При этом в соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ это решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Основание для возбуждения уголовного дела

Наряду с поводом другим обязательным условием к возбуждению уголовного дела является основание, связанное с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, которые относятся к объекту преступления и объективной стороне преступления, если дело возбуждается по факту совершения преступления. Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то необходимы данные о субъекте и субъективной стороне состава преступления. Существуют определенные преступления, по которым всегда дела возбуждаются в отношении определенного лица. К ним относятся:

  • неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — ст. 157 УК РФ;
  • отказ в предоставлении гражданину информации — ст. 140 УК РФ;
  • разглашение тайны усыновления (удочерения) — ст. 155 УК РФ;
  • злоупотребление полномочиями и должностными полномочиями — статьи 201, 285 УК РФ;
  • получение взятки — ст. 290 УК РФ;
  • дача взятки — ст. 291 УК РФ и др.

С момента возбуждения уголовного дела такое лицо приобретает статус подозреваемого (ч. 1 ст. 46 УПК РФ), вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Своевременная и полная регистрация сообщений о преступлениях, проведение по ним доследственных проверок, является одной из основных обязанностей правоохранительных органов.

Только органами полиции Свердловской области за 9 месяцев 2012 года зарегистрировано 716140 сообщений о преступлениях, что на 6 % больше чем в прошлом году. По всем сообщениям проведены доследственные проверки, возбуждено 42835 уголовных дел по различным статьям уголовного кодекса Российской Федерации, по 248876 сообщениям в возбуждении уголовного дела отказано.

Российским законодателем понятие «сообщения о преступлении» дано в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно указанной нормы права сообщением о преступлении является заявление о преступлении, явка с повинной либо рапорт об обнаружении преступления.

Заявление о преступлении может быть как в устном, так и в письменном виде. При этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол, который также подписывается заявителем и лицом, принявшим его.

Как правило, с заявлением о совершенном преступлении обращаются или потерпевшие, т.е. лица, в отношении которых совершено преступление, их родственники или иные лица. Например, гражданин обнаруживший после поездки в транспорте кражу сумки с имуществом, сразу обращается в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. Гражданин, проходящий по улице, увидев нападение лиц на незнакомца, которые пытаются его раздеть и похитить имущество, сообщает по телефону о происшествии в дежурную часть полиции.

Под явкой с повинной действующее законодательство понимает добровольное заявление лица с сообщением о совершенном им преступлении. Такое заявление может быть сделано как в письменной форме, так и в устном виде. Например, лицо, находящееся под следствием, сообщает следственным органам новые эпизоды своей преступной деятельности, факты квартирных краж, угонов автомобилей.

Указанные формы сообщений о преступлении предназначены для всех граждан.

В тоже время рапорт об обнаружении преступления составляется сотрудником правоохранительного органа в соответствии с требованиями УПК РФ по сообщениям о совершенном и или готовящемся преступлении, полученным из иных, чем указанно выше, источников. Можно привести пример, когда сотрудник полиции, расследуя уголовное дело о незаконном хранении наркотического средства, устанавливает данные о совершенном преступлении, связанном с их сбытом.

Принять и осуществить предварительную проверку сообщения о преступлении обязано и вправе только должностное лицо правоохранительного органа. Эта обязанность – одно из проявлений общего правила, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, — обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Обязанность принятия сообщения о преступлении позволяет говорить о наличии у следователя (дознавателя и др.) на стадии проверки задачи реагирования на каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно и процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Между тем проведение проверки сообщения о преступлении согласно уголовно-процессуальному кодексу России в пределах той компетенции, которая отведена указанным кодексом конкретному правоохранительному органу. Так, проверки сообщений о совершенных кражах, грабежах проводят сотрудники полиции, изнасилований следователи следственного комитета.

Проведение проверки по поступившему сообщению о преступлении четко регламентировано процессуальными сроками, отведенными уголовно-процессуальным законом для указанного действия.

Исчисление процессуальных сроков, предназначенных для проверки, начинается с момента регистрации сообщения о преступлении в правоохранительном органе в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов, регламентирующих указанную процедуру. При этом лицу, сообщившему о преступлении тем органом, куда он обратился, выдается документ – талон-уведомление, свидетельствующий о факте регистрации описанного в сообщении преступления.

По общему правилу, закрепленному в статье 144 УПК РФ, в течение 3 суток с момента принятия сообщения о преступлении по нему проводится проверка, в ходе которой соответствующее должностное лицо вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих мероприятиях специалистов, а также получать от редакций, главных редакторов средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, имеющиеся в их распоряжении.

Так, получив сообщение о краже сотового телефона, сотрудник полиции, проводящий проверку, опрашивает потерпевшего и выясняет у него, действительно ли была кража, не утрачен ли телефон заявителем, выясняет его стоимость.

В случае проведения большого объема мероприятий, необходимых для проверки поступившего сообщения о преступлении, ее срок соответствующим руководителем органа расследования может продлеваться как до 10, так и до 30 суток.

Например, для определения химического состава изъятого наркотического средства требуется определенный срок необходимый для его исследования специалистом, для подтверждения суммы похищенного из магазина, проведение ревизии, которая уточнит размер хищения.

Также, за время дополнительного срока проверки должностным лицом, её проводившим, могут выполняться осмотры предполагаемого места происшествия, судебно-медицинское исследование трупа, получение объяснений, сбор имеющих значение для проверки документов и т.п.

По результатам проведенных по сообщению о преступлении проверочных мероприятий в регламентированный законом процессуальный срок должностное лицо принимает одно из трех решений, закрепленных в статье 145 УПК РФ.

Указанные решения в обязательном порядке подлежат письменному оформлению в виде постановления единолично следователем или дознавателем.

Первое из решений, о котором говориться в приведенной выше статье кодекса, является возбуждение уголовного дела. Общий порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения закреплен в статье 146 УПК РФ. Между тем, в Уголовно-процессуальном кодексе регламентирован и порядок возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20, ст. 147 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ).

Например, сотрудник полиции, получив сообщение о хищении имущества из квартиры и проверив его, незамедлительно возбуждает уголовное дело по ст. п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, о краже с незаконным проникновением в жилище и приступает к расследованию.

Так, 22.10.2012 в ОП № 17 ММУ МВД России «Нижнетагильское» поступило сообщение о краже из кармана одежды гражданки Б. мобильного телефона стоимостью 4000 рублей. Получив сообщение и проверив его, органами следствия возбуждено уголовное дело по ст. 158 ч.2 п. «г» УК РФ, о краже из одежды потерпевшего, проводится расследование.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится только в том случае, когда проведенной по сообщению о преступлении проверкой установлено наличие соответствующих поводов и оснований.

Если проведенной проверкой не удалось собрать достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны преступления, должностное лицо выносит решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями статьи 148 УПК РФ.

Так, установив, что похищенная вещь не имеет стоимости, органом, проводившим проверку, выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Третье процессуальное решение – это передача сообщения о преступлении по подследственности, в другой орган расследования или расположенный на другой территории.

В отличие от первых двух решений, описываемое решение является промежуточным. Иначе говоря, его вынесение не завершает рассмотрение сообщения о преступлении. После него в обязательном порядке по материалу проверки должно выноситься решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Например, в апреле 2012 года в отделение полиции «Шалинский» районного поселка Шаля с заявлением о краже у нее в г. Каменск-Уральском сумочки и документов обратилась гражданка Л. Ее сообщение о преступлении было принято и направлено для дальнейшей проверки в УМВД г. Каменска-Уральского, где было совершено преступление.

О каждом из трех перечисленных решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в обязательном порядке письменно с приложением копии соответствующего постановления уведомляется лицо, его сообщившее, с разъяснением возможности его обжалования прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

От своевременной регистрации преступлений зависит их раскрываемость.

Одной из основных надзорных функций возложенных законом на прокуратуру является надзор за законностью в сфере уголовно-правовой регистрации, полнотой регистрации, исключением нарушений законов при приеме сообщений о преступлениях от граждан правоохранительными органами.

Вместе с тем, анализируя результаты деятельности прокуратуры области в данном направлении, к сожалению приходится констатировать, что не все здесь благополучно.

При осуществлении надзорной деятельности в сфере уголовно-правовой регистрации органами прокуратуры за 9 месяцев 2012 года выявлено 72536 нарушений законности в деятельности полиции области. Как правило, допускаемые нарушения, связаны со сроками проверок, неполнотой проверок, принятием незаконных процессуальных решений. Прокурорами области за 9 месяцев 2012 года выявлено и дополнительно постановлено на учет более 4 тысяч преступлений укрытых от учета различными способами.

Так, например, при рассмотрении прокуратурой Верхотурского района обращения гражданки К. установлено, что ее сообщение об угрозах убийством гражданина Ж. отделением полиции г. Верхотурье, куда она обратилась за помощью, не зарегистрировано. После вмешательства прокуратуры, сообщение гражданки К. о совершенном в отношении нее преступлении было принято, возбуждено и расследовано уголовное дело по ст.119 ч.1 УК РФ угроза убийством. Сотрудники дежурной части полиции, не исполнившие свои прямые обязанности, допустившие нарушение закона, по представлению прокурора района привлечены к дисциплинарной ответственности.

При проверке прокуратурой Шалинского района в апреле 2012 года материала проверки отдела полиции «Шалинский» установлено, что по заявлению гражданки Б. о хищении у нее путем обмана имущества неустановленным лицом в сумме 100000 рублей органом дознания принято необоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В связи с чем, прокурором незаконное постановление было отменено, по материалу проведена дополнительная проверка и возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица за совершение мошенничества.

Прокурором Дзержинского района г.Нижнего Тагила в июне 2012 года отменено незаконное процессуальное решение сотрудников полиции г.Нижнего Тагила об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о покушении на кражу продуктов питания из детского сада «Одуванчик» г.Нижнего Тагила, где виновное лицо в момент совершения преступления было застигнуто сотрудниками частного охранного предприятия. После вмешательства прокурора, которым от органов полиции потребовано принять законное решение, органами следствия было возбуждено уголовное дело о покушении на кражу чужого имущества, с незаконным проникновением в помещение, виновное в совершении преступления лицо, гражданин Л. привлечен к уголовной ответственности, осужден к обязательным работам. Сотрудник полиции, допустивший нарушение закона, привлечен к дисциплинарной ответственности.

отдел по надзору за процессуальной

и оперативно-розыскной деятельностью

органов внутренних дел и юстиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *