Что меняется в Налоговом кодексе с 2017 года

В конце 2016 года в НК РФ было внесено множество поправок. Разрешено взыскивать задолженность по налогам с аффилированных компаний должника и физлиц. Ограничен размер убытков прошлых налоговых периодов. Изменен порядок исчисления НДС, порядок расчета резерва по сомнительным долгам и многое другое.
Самые многочисленные изменения в ч. 1 и 2 НК РФ внесены федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ, рассмотрим наиболее значимые из них.
Оплата налогов третьими лицами
Ранее в НК РФ было прописано, что на основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это означает, что нельзя было перечислять личные налоги за родственника или друга или одной компании платить налоги за другую. На практике была распространена ситуация, когда у компании по тем или иным причинам (например, на расчетный счет наложен арест) нет денежных средств для расчета с налоговыми органами. Но при этом руководитель компании — физлицо не имеет законных оснований заплатить налоги за компанию. В итоге страдает и компания, и бюджет.
Законом № 401-ФЗ внесены поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ, а именно: слово «организация» изменено на слово «лицо». Теперь задолженность по налогам компаний смогут взыскивать с аффилированных физлиц. Третьим лицам разрешается оплачивать налоги за налогоплательщика, но при этом лицо, оплатившее налоги, не вправе требовать возврата налоговых платежей. Данная норма действует со дня официального опубликования Закона № 401-ФЗ, то есть с 30.11.2016.
На основании внесенных изменений налоговики через суд смогут взыскать недоимки с аффилированных компаний должника и физлиц, с которыми неплательщик связан: со всех тех, кому компания переводила выручку, денежные средства, активы и т.д. Подобные выводы можно сделать и из письма ФНС России от 19.12.2016 № СА-4-7/24347@. Таким образом, уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Уплачивать налоги и сборы за компанию и ИП смогут их законные представители на основании доверенности.
Предусмотрительный Минфин РФ уже подготовил проект от 19.08.2016 «О внесении изменений в приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», в котором для поля 101 «статус плательщика» предусмотрены следующие коды:
- «28» — законный представитель налогоплательщика;
- «29» — иные юридические лица;
- «30» — иные физические лица.
В реквизите «Плательщик» приводятся данные представителя, а в скобках указывается наименование плательщика, чья обязанность по уплате налогов исполняется (то есть данные того, за кого он платит). Но в графах ИНН и КПП плательщика должны указываться не данные лица, уплатившего налоги, а ИНН и КПП самого налогоплательщика (за кого уплачиваются налоги).
Освобождение самозанятых граждан от уплаты НДФЛ
К самозанятым гражданам относятся физлица, которые работают сами на себя, без привлечения наемных работников и сами организуют свой рабочий процесс. Это няни, домработницы, садовники, фрилансеры из разных сфер, мастера, работающие на дому (мастера по маникюру, парикмахеры), репетиторы. По сути, такая деятельность является предпринимательской. С 01.01.2017 ст. 217 НК РФ дополнена п. 70, в котором обозначены новые виды доходов физлиц, освобожденные от налогообложения.
Освобождены от уплаты НДФЛ доходы в виде выплат (вознаграждений), которые получены физлицами, не являющимися ИП, от физлиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых будут освобождены от налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ.
Чтобы воспользоваться льготным правом, такая категория граждан должна уведомить налоговый орган в соответствии с правилами, установленными п. 7.3 ст. 83 НК РФ. То есть самозанятые граждане, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, должны встать на налоговый учет по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физлица места жительства на территории РФ).
Положения п. 70 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 годов. По истечении двух лет самозанятые граждане должны либо уплачивать НДФЛ, либо регистрироваться в качестве ИП.
Изменения в исчислении налога на прибыль
Ряд внесенных Законом № 401-ФЗ поправок касается порядка исчисления налога на прибыль.
Ставки по налогу на прибыль
Законом № 401-ФЗ перераспределены ставки процентов по налогу на прибыль для зачисления в федеральный и региональный бюджеты (изменения вступили в силу с 01.01.2017). При этом сама ставка налога на прибыль не изменилась и составляет 20 %. Согласно изменениям, внесенным в ст. 284 НК РФ, в 2017–2020 годах ставка налога на прибыль будет распределяться следующим образом:
- в федеральный бюджет — 3 % (было — 2 %);
- в бюджет субъекта РФ — 17 % (было — 18 %).
Изменения, внесенные Законом № 401-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2017. Таким образом, региональные бюджеты в 2017 году недополучат налоговые платежи по прибыли. Вместе с этим региональная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков региональными законами.
С 1 января 2017 года налоговая ставка не может быть ниже 12,5 % (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). В прошлом году — не ниже 13,5 %. Однако, учитывая дефициты региональных бюджетов, вряд ли субъекты установят минимальную ставку по налогу на прибыль.
Контур.Экстерне в новой форме декларации реализованы авторасчеты налога на прибыль по всем разделам.
Перенос убытков прошлых лет
Законом № 401-ФЗ ограничен размер убытков прошлых налоговых периодов, которые можно перенести на отчетный или налоговый период. Статья 283 НК РФ дополнена п. 2.1: в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.
Ограничение срока переноса убытков десятью годами отменено. То есть если раньше компании могли списывать убытки без ограничений, но в пределах 10 лет, то теперь придется ограничиваться только 50 %.
Положение о переносе убытков вступило в силу с 01.01.2017.
Указанные ограничения не распространяются на налоговую базу, по которой налог на прибыль исчисляется с применением специальных ставок. Например, это касается организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон.
Перечень необлагаемых доходов
Законом № 401-ФЗ расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. С 2017 года не будут облагаться налогом доходы:
- полученные АО, 100 % акций которого принадлежат РФ, от реализации акций иных организаций, при условии перечисления таких доходов в полном объеме в федеральный бюджет (пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде услуг, указанных в пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Речь идет о сделках по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки — российские организации, которые не являются банками (пп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Соответственно, ст. 270 НК РФ дополнена п. 48.22, в котором содержится запрет на учет в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, стоимости акций, доходы от реализации которых не учитываются на основании с пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Запишитесь на онлайн-курс «Налог на прибыль для бухгалтеров» и узнайте, как правильно признать доходы и учесть расходы
Перечень контролируемых сделок
Законом № 401-ФЗ внесены изменения в ст. 105.14 НК РФ, которые исключают из контролируемых сделок следующие операции:
- беспроцентные займы между организациями и (или) физическими лицами, зарегистрированными или проживающими на территории России;
- поручительство по налоговым платежам по НДС и акцизам.
Изменены правила начисления пеней
На данный момент процентная ставка пени для всех налогоплательщиков вне зависимости от периода задолженности составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, действующей в этот день (п. 4 ст. 75 НК РФ). С 19.09.2016 ключевая ставка ЦБ РФ составляет 10 %.
С 01.10.2017 ставка начисления пени организациям будет определяться исходя из срока налоговой задолженности (пп. «б» п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона № 401-ФЗ):
- если срок недоимки менее или равен 30 календарным дням, за каждый день просрочки будет начислена 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день;
- если же задолженность не будет погашена в указанный срок, то с 31-го календарного дня пени с организаций будут взиматься в двойном размере, то есть ставка будет равна 1/150.
Изменения коснутся только юрлиц, для физлиц и ИП все останется по-прежнему.
Кроме того, появится возможность вернуть проценты, уплаченные в связи с принятием решения об отмене возмещения НДС. Налоговая инспекция в ходе проверки может принять решение об отмене ранее принятого решения о возмещении НДС в ускоренном порядке. В таком случае налогоплательщику полагается вернуть полученную в качестве возмещения сумму с учетом процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
В случае если налогоплательщик в дальнейшем подтверждал свое право на получение НДС, уплаченные проценты ему не возвращались. Согласно пп. «в» п. 14, пп. «б» п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ правила возврата или зачета излишне уплаченных налоговых платежей, содержащиеся в ст. 78, 79 НК РФ, распространяются теперь также и на возврат или зачет процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ.
НДС
Поправки, внесенные Законом № 401-ФЗ, затронули целый ряд норм, регулирующих порядок исчисления НДС.
Нулевая ставка по НДС
С 01.01.2017 по 31.12.2029 по нулевой ставке НДС будут облагаться услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Также до 01.01.2030 продлевается льгота в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (ст. 7 Закона № 401-ФЗ).
Для подтверждения обоснованности права на применение нулевой ставки и налоговых вычетов компания должна представить в налоговый орган реестр единых перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 5.3 ст. 165 НК РФ в редакции Закона № 401-ФЗ).
Восстановление НДС получателям субсидий
В настоящее время в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма НДС подлежит восстановлению в размере, ранее принятом к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Если субсидия фактически получена из регионального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, у компании нет.
Согласно нововведениям, с 01.07.2017 получатели региональных и местных субсидий обязаны восстанавливать НДС (если размер полученной субсидии включает НДС). Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).
Акцизы
В новый перечень подакцизных товаров вошли (пп. 15–17 п. 1 ст. 181 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ):
- электронные системы доставки никотина (более известны на практике как электронные сигареты и вейпы);
- жидкости для электронных систем доставки никотина (жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для электронных сигарет и вейпов);
- табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.
Новый перечень применяется с 01.01.2017. Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на некоторые подакцизные товары (п. 1 ст. 193 НК РФ). Ниже в таблице для примера представлены ставки акцизов на вышеуказанные изделия.
| Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка | ||
|---|---|---|---|
| с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно | с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно | |
| Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания | 4 800 ₽/кг | 5 280 ₽/кг | 5 808 ₽/кг |
| Электронные системы доставки никотина | 40 ₽/шт. | 44 ₽/шт. | 48 ₽/шт. |
| Жидкости для электронных систем доставки никотина | 10 ₽/мл | 11 ₽/мл | 12 ₽/мл |
Налог на имущество
Законом № 401-ФЗ вводится новая ст. 381.1 НК РФ, которая отдает льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету с 01.01.2013 в качестве основных средств, в ведение субъектов. Такое имущество освобождено от налогообложения, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юрлиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми по правилам п. 2 ст. 105.1 НК РФ (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Начиная с 01.01.2018 налоговые льготы, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря) и п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ. Это значит, что теперь региональные власти будут определять: вводить ли такую льготу или нет. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и дефицит бюджета, маловероятно, что во многих регионах будет введена такая льгота.
Резерв по сомнительным долгам — 405-ФЗ
Положительные изменения в части ограничений размера выручки для расчета резерва по сомнительным долгам внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 405-ФЗ. Изменения вступают в силу с 01.01.2017. Согласно нововведениям, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать большую из двух величин:
- 10 % от выручки за предыдущий налоговый период;
- 10 % от выручки за текущий отчетный период.
Ранее сумма создаваемого по итогам отчетного периода резерва по сомнительным долгам не должна была превышать 10 % от выручки за текущий отчетный период.
Следующая поправка связана с уточнением самого понятия «сомнительная задолженность» и внесена Законом № 401-ФЗ. Теперь при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). Норма вступила в силу 01.01.2017.
Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 июля 2017 года (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
См. изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2018 г.
См. изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Вносит изменения в:
Приняты поправки к НК РФ, предусматривающие указание в счетах-фактурах идентификатора госконтракта, договора (соглашения).
Указанный идентификатор (при наличии) надо указывать во всех видах счетов-фактур: на отгрузку, авансовых, корректировочных.
Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Вносит изменения в:
С 1 июля 2017 года от налогообложения НДС освобождена реализация медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медизделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, с 1 июля такие же документы будут необходимы для применения ставки НДС 10% по медизделиям, не подпадающим под освобождение.
Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
С 1 июля 2017 года налоговые инспекции обязаны по заявлению физических лиц (или их представителей) выдавать документы в электронной форме или на бумаге, подтверждающие статус налогового резидента РФ.
Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 625 «О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137»
В формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры включена новая строка. В ней указывается идентификатор госконтракта на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юрлицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 июня 2017 г. N ММВ-7-1/514@ «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»
ФНС России является главным администратором доходов государственных внебюджетных фондов. Представлена новая методика прогнозирования поступлений этих доходов.
Среди методов прогнозирования — прямой расчет, усреднение, индексация, экстраполяция.
Для расчета прогнозируемых поступлений доходов используются показатели форм статистической налоговой отчетности, данные государственных внебюджетных фондов (до 2017 г.), материалы органов госстатистики и т. д.
Прежняя методика признана утратившей силу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2016 г. N ММВ-7-15/189@ «Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме»
Формат корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, в электронной форме, утвержденный 04.03.2015, признается утратившим силу с 01.07.2017.
По 30.06.2017 налогоплательщики вправе создавать корректировочные счета-фактуры в электронной форме как по формату от 04.03.2015, так и по новым форматам.
Корректировочные счета-фактуры, созданные в электронной форме в период до 01.07.2017 по формату от 04.03.2015, будут приниматься по 31.12.2020.
Приказ Федеральной налоговой службы от 24 марта 2016 г. N ММВ-7-15/155@ «Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме»
Установлены форматы электронных документов, применяемых при расчетах по НДС. Это обновленный счет-фактура и первичный документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счет-фактуру.
Прежний формат счета-фактуры утрачивает силу с 1 июля 2017 г. При этом в период со дня вступления в силу данного приказа по 30 июня 2017 г. плательщики НДС вправе создавать электронные счета-фактуры как по новому формату, так и формату от 4 марта 2015 г.
Электронные счета-фактуры, созданные до 1 июля 2017 г., будут приниматься налоговыми органами по 31 декабря 2020 г.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 июня 2017 г. N СД-4-3/12690@
«О временном порядке заключения договора поручительства для целей пункта 2.1 статьи 176.1 и (или) пункта 2.2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации»
С 1 июля 2017 г. вступили в силу нормы НК РФ, предусматривающие возможность получения возмещения НДС в заявительном порядке, а также освобождения от уплаты акциза в случае заключения договора поручительства между налоговым органом и российской организацией, являющейся поручителем налогоплательщика.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством России договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой ФНС России. До ее утверждения может применяться рекомендованная форма договора поручительства (прилагается).
Для реализации вышеуказанных прав налогоплательщиков предложено два варианта заключения договора поручительства. Так, для оформления договора поручительства поручитель обращается с письменным заявлением (лично или по почте) о заключении такого договора в налоговый орган налогоплательщика. Если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших, такое заявление предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего. При совершении подакцизной операции обособленным подразделением организации заявление представляется в налоговый орган по месту нахождения такого обособленного подразделения налогоплательщика.
К заявлению о заключении договора прилагается проект договора поручительства, подписанного уполномоченным лицом со стороны поручителя, в 2 экземплярах на бумажном носителе.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Скорректирован Закон о развитии малого и среднего предпринимательства (МСП).
Начиная с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 г., при ежегодном формировании Реестра будут внесены сведения об акционерных обществах.
Перечни таких акционерных обществ будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг.
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 июня 2017 г. N ММВ-7-6/504@ «Об утверждении Рекомендуемого формата представления сведений поставщиками для целей ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме»
Ранее было решено вести единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Его формирует ФНС России. Реестр ведется в т. ч. на основании информации, предоставленной в Службу юрлицами, ИП, биржами, управляющей компанией «Сколково», федеральными органами исполнительной власти в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В связи с расширением перечня такой информации рекомендован новый формат предоставления сведений указанными лицами. Он устанавливает требования к XML-файлам передачи сведений в электронной форме.
Прежний формат представления данных признан утратившим силу.
Банки, кредитные организации
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
С 1 июля 2017 г. кредитная организация, являющаяся индивидуальным участником НСПК, обязана обеспечить прием национальных платежных инструментов всеми организациями, индивидуальными предпринимателями.
Аналогичным образом установлена обязанность оператора той платежной системы, которая является системным участником НСПК, обеспечить прием национальных платежных инструментов всеми организациями, индивидуальными предпринимателями.
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2017 г. N 498 «О требованиях к банкам, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве»
Определено, какие банки имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве.
Речь идет о банках, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах. В частности, это наличие генеральной лицензии и собственных средств (капитала) в размере не менее 25 млрд руб.
Указание Банка России от 20 июня 2017 г. N 4422-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 1 сентября 2014 года N 156-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в отношении некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций»
Внесены изменения в порядок организации инспекционной деятельности Банка России в отношении некредитных финансовых организаций (НФО) и СРО некредитных финансовых организаций (СРО НФО).
Так, деятельность бюро кредитных историй включена в число поднадзорных.
Уточнен перечень департаментов Банка России, на основе предложений которых формируется проект Единого плана проверок. В него включен Департамент сбора и обработки отчетности НФО (ранее его предложения учитывались другими департаментами для представления своих предложений).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Указание Банка России от 8 февраля 2017 г. N 4286-У «О форме выписки о движении средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на специальном банковском счете (специальных банковских счетах)»
Средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ.
Одним из существенных условий договора специального банковского счета является согласие СРО на предоставление кредитной организацией, в которой он открыт, по запросу органа надзора за СРО информации о движении средств компенсационного фонда (фондов), а также об остатках средств на специальном банковском счете (счетах), по форме, установленной Банком России.
Утверждена форма выписки кредитной организации, содержащей указанные сведения на бумажном носителе.
Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации (утв. Банком России 22 июня 2017 г.)
Принят базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями (МФО). Он обязателен для всех МФО вне зависимости от их членства в СРО.
В частности, определяются минимальный объем, принципы и порядок предоставления информации получателям финансовых услуг. Приводятся требования к рекламированию финансовых услуг МФО.
Запрещается предоставлять заемщику больше 10 краткосрочных (до 30 дней) займов в год (за некоторым исключением). Пролонгация договора на такой займ будет возможна не более 7 раз. С 2019 г. эти требования ужесточатся.
Регламентирован порядок рассмотрения обращений получателей финансовых услуг.
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Приказ Федеральной таможенной службы от 28 июня 2017 г. N 1078 «О внесении изменения в Реестр банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный приказом ФТС России от 28 июня 2016 г. N 1270»
В реестр банков, иных кредитных организаций, чьими гарантиями обеспечивается уплата таможенных пошлин, налогов, включено АО «БКС Банк».
Приказ Федеральной таможенной службы от 26 июня 2017 г. N 1051 «О внесении изменения в Реестр банков, иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный приказом ФТС России от 28 июня 2016 г. N 1270»
ПАО «Совкомбанк» включен в реестр банков, иных кредитных организаций, чьими гарантиями обеспечивается уплата таможенных пошлин, налогов.
Приказ Федеральной таможенной службы от 14 апреля 2017 г. N 573 «О создании Липецкого таможенного поста (центр электронного декларирования) Липецкой таможни и о внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 26 июля 2016 г. N 1464»
В структуре Липецкой таможни решено с 1 июля 2017 г. создать Липецкий таможенный пост (центр электронного декларирования).
Код поста — 10109060. Адрес: 398037, г. Липецк, пр-д Трубный, д. 3.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
Вносит изменения в:
ФЗ от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Скорректированы Законы о приватизации государственного и муниципального имущества и о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Предусмотрено, что покупателями приватизируемого государственного и муниципального имущества (акций АО, объектов недвижимости, земельных участков) не могут являться офшорные компании и контролируемые ими юрлица.
Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над стратегическими хозобществами, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких обществ и стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Аналогичный запрет поправками введен и в отношении офшорных компаний и контролируемых ими российских юрлиц.
Аудит и оценочная деятельность
Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
Внесены многочисленные изменения в систему оценочной деятельности.
Так, каждые 3 года оценщики будут сдавать единый квалификационный экзамен для подтверждения квалификации, получать новый квалификационный аттестат как обязательное условие для членства в СРО. Работать можно будет только по направлениям, указанным в нем.
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2016 г. N 1282 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу их отдельных положений»
Скорректирован перечень полномочий Минэкономразвития России.
В числе новых — проведение квалификационного экзамена в области оценочной деятельности в целях подтверждения уровня квалификации; определение порядка взимания и размера платы за прием квалификационного экзамена; установление типов, форм квалификационных аттестатов, правил их выдачи и аннулирования.
Из перечня полномочий Росреестра исключена аккредитация вузов, зарегистрированных на территории России, осуществляющих проведение единого квалификационного экзамена.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 21 декабря 2016 г. N 829 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства экономического развития Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В связи с отменой единого квалификационного экзамена для экспертов СРО оценщиков решено признать утратившими силу некоторые приказы Минэкономразвития России.
Это акты об утверждении порядка проведения и сдачи экзамена; типа, формы квалификационного аттестата, порядка выдачи и аннулирования аттестатов, а также порядка ведения реестра аттестатов; порядка и условий аккредитации вузов на проведение экзамена, перечня экзаменационных вопросов.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 декабря 2016 г. N 786 «О признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 628 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)»
Признан утратившим силу Федеральный стандарт оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)».
Упоминание о применении стандарта исключено из Закона об оценочной деятельности. С 1 июля 2017 г. вступают в силу уточненные положения о проведении квалификационного экзамена. Меняется порядок формирования перечня вопросов.
Информация, реклама и СМИ
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
ФЗ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Кодекс административного судопроизводства РФ
Урегулирована деятельность аудиовизуальных интернет-сервисов, ориентированных на российского потребителя.
Это сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России, либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату), доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более 100 тыс. находящихся на территории России пользователей.
Предусмотрено ведение реестра таких сервисов.
Введено ограничение иностранного участия (иностранного контроля) над организаторами аудиовизуальных сервисов. При этом предусмотрены 2 исключения.
Первое касается организаторов сервисов, являющихся хозобществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности, осуществляющими деятельность, указанную в Законе о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозобщества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности, и (или) лиц, входящих с ними в одну группу.
Второе касается организаторов сервисов, предоставляющих доступ преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями-физлицами.
Новые требования не распространяются на сервисы, предоставляющие доступ исключительно к пользовательскому контенту, сетевые издания, а также на поисковые системы.
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Вносит изменения в:
Дифференцированы составы административных правонарушений в области персональных данных и увеличены размеры административных штрафов.
Введены дополнительные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение оператором конкретных обязанностей, установленных законом. Например, за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта этих данных (если такое согласие должно быть получено); невыполнение обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных; невыполнение требования о блокировании персональных данных.
Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в области персональных данных переданы от прокуроров Роскомнадзору.
Указ Президента РФ от 17 апреля 2017 г. N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций»
Администрации Президента РФ поручено обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, направленных в органы власти и государственные (муниципальные) учреждения, общественных инициатив, размещенных на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива», а также анализ принятых по ним мер.
Органы власти и государственные (муниципальные) учреждения должны разместить на своих сайтах счетчики обращений и ежемесячно представлять в Администрацию Президента РФ сведения о результатах рассмотрения обращений и принятых по ним мерах.
Непосредственно заниматься мониторингом и анализом результатов рассмотрения обращений будет некоммерческая организация «Фонд информационной демократии».
Информация Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 1 июля 2017 г.
С 1 июля текущего года вступили в силу законодательные изменения и отдельные акты, регулирующие деятельность аудиовизуальных сервисов.
Отмечается, что аудиовизуальными сервисами не являются зарегистрированные сетевые издания, поисковые системы, а также информресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно интернет-пользователями.
Сообщается, что при обнаружении на аудиовизуальном сервисе информации, распространяемой с нарушением российского законодательства, Роскомнадзор направляет требование о принятии мер по устранению нарушений. При повторном нарушении либо неисполнении требования Роскомнадзор обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к сервису.
Приказ Федеральной налоговой службы от 21 июня 2017 г. N ММВ-7-1/518@ «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»
Утверждена новая Методика прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет России на очередной финансовый год и плановый период.
Применяются следующие методы: прямой расчет, усреднение, индексация, экстраполяция, иной способ, который описывается в методике.
Также используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития страны, разрабатываемые Минэкономразвития России; показатели форм статистической налоговой отчетности; материалы органов государственной статистики, аналитическая информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, материалы министерств, ведомств и т. д.
Приведены алгоритмы расчета прогнозов поступлений по видам налоговых и неналоговых доходов.
Приказ вступает в силу с 01.07.2017. Приказ об утверждении прежней методики при этом утрачивает силу.
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Скорректирован порядок участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, установлен в размере не менее чем 9% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок, проведенных с 1 июля по 31 декабря 2017 г. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, проведенных с учетом утвержденных Правительством РФ особенностей, должен составлять не менее чем 5% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных отдельными видами юрлиц по результатам закупок товаров, работ, услуг, совершенных с 1 июля по 31 декабря 2017 г.
С 1 июля изменятся критерии проведения мониторинга соответствия планов закупок по Закону N 223-ФЗ.
С указанной даты в новой редакции начнет действовать п. 4 постановления Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169.
Мониторинг соответствия будет проводиться в отношении заказчиков по Закону N 223-ФЗ, за исключением заказчиков, в отношении которых осуществляется оценка соответствия:
— корпорацией по развитию МСП — в отношении заказчиков, указанных в пп. «а» п. 3 Постановления (к которым теперь относятся и ФГУПы), годовой объем выручки (для кредитных организаций — величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 40 млрд. рублей, а также в отношении заказчиков, являющихся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам;
— органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданными ими организациями — в отношении заказчиков, указанных в пп. «б» п. 3 Постановления, годовой объем выручки (для кредитных организаций — величина активов) которых за предшествующий календарный год превышает 10 млрд. рублей.
Постановление Правительства РФ от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Утверждены Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, возведению и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства.
Контракт заключается при наличии 2 оснований.
Первое — получено заключение по результатам технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в проект по созданию объекта.
Утверждено Положение о проведении такого аудита. Он проводится федеральными, региональными органами власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, Государственной корпорацией «Росатом».
Второе — решение о заключении контракта принято Правительством РФ или главным распорядителем средств федерального бюджета (по объектам федеральной собственности), высшим должностным лицом региона (по объектам региональной собственности) или главой муниципалитета (по объектам муниципальной собственности).
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2016 г. N 1003 «Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее
Утверждены правила приобретения сельхозпродукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации.
Госзаказчиком по организации создания и использования федерального интервенционного фонда сельхозпродукции определен Минсельхоз России.
В частности, сельхозпродукция приобретается у с/х товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций. Последние проводятся при снижении цен на реализуемую сельхозпродукцию ниже минимальных расчетных цен. Это происходит путем закупки, в т. ч. на биржевых торгах; проведения залоговых операций в отношении сельхозпродукции.
Приобретенная сельхозпродукция составляет запасы федерального интервенционного фонда. Она реализуется из интервенционного фонда при проведении государственных товарных интервенций при росте цен на реализуемую сельхозпродукцию свыше максимальных расчетных цен путем продажи закупленной продукции, в т. ч. на биржевых торгах; при принятии Правительством РФ соответствующего решения; при принятии Минсельхозом России соответствующего решения.
Организация приобретения сельхозпродукции и ее реализация из интервенционного фонда осуществляется Министерством, которое несет ответственность за их своевременное проведение.
Приобретение сельхозпродукции, ее реализация из интервенционного фонда, организация хранения запасов интервенционного фонда, их страхование и организация обеспечения их количественной и качественной сохранности осуществляются агентом на основании госконтракта, заключенного с Минсельхозом России на срок до 3 лет.
Некоторые акты Правительства РФ по данному вопросу признаны утратившими силу.
Государственный и муниципальный контроль (надзор), проверки
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
С 1 июля 2017 г. при проведении проверки должностные лица не вправе будут проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Ограничения прав контрольных органов при проведении контрольного мероприятия должны применяться в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля с 01.07.2017.
При этом законом субъекта РФ может быть предусмотрен более ранний cрок их применения.
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Постановление Правительства РФ от 14 марта 2017 г. N 290 «О внесении изменений в пункт 55.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг»
Скорректирован порядок определения стоимости потерь электроэнергии при ее передаче по электросетям.
Речь идет о ситуации, когда центр питания (распределительное устройство подстанции, входящей в единую сеть, или распределительное устройство станции, соединенное с линиями электропередачи, входящими в единую сеть) и энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителя услуг по передаче ресурсов, присоединенные к таким центрам питания, расположены в разных регионах.
Установлены особенности расчета фактического отпуска электроэнергии.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1506 «О внесении изменений в пункт 6 Правил определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также на участках недр, предлагаемых к включению в границы участка недр, предоставленного в пользование, в случае изменения его границ»
Скорректированы правила определения размера разовых платежей за пользование недрами. Речь идет, во-первых, об участках, которые предоставляются в пользование без конкурсов и аукционов для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи, осуществляемых по совмещенной лицензии. Во-вторых, об участках, включаемых в границы уже используемого.
Основное нововведение — изменена формула перевода запасов и ресурсов из одной категории в другую для извлекаемых запасов нефти, природного газа и газового конденсата.
Распоряжение Правительства РФ от 12 мая 2017 г. N 911-р
Скорректирован Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с ОКПД 2, на которые распространяются требования ЛК РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.
Строка 02.20.14.130 Дрова разделанные в пиле поленьев всех пород исключена.
При этом внесен ряд новых позиций. К ним относятся пиломатериалы, шпалы и брусья. Также расширен список хлыстов.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 декабря 2015 г. N 570 «О внесении изменений в Методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденную приказом Минприроды России от 30 сентября 2008 г. N 232»
Скорректирована методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами. Уточнены формулы перевода запасов полезных ископаемых из низших в более высокие категории по извлекаемым запасам нефти, природного газа, газового конденсата.
Пересмотрен расчет коэффициента для указанных участков недр. Определены значения этого коэффициента для различных территорий с риском от низкого до высокого.
Приведены значения поправочного коэффициента, учитывающего размерность месторождения полезного ископаемого.
Кроме того, заменен коэффициент подтверждаемости ресурсов категории C на коэффициент подтверждаемости ресурсов категории D.
Транспорт и связь
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»
Вносит изменения в:
ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Скорректированы Воздушный и Градостроительный кодексы РФ, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
На территории могут выделяться 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и осуществления экономической и иной деятельности. Порядок выделения подзон утверждается Правительством РФ.
Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории муниципалитета, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, направляется уполномоченному Правительством РФ федеральному органу власти для согласования.
Также предусмотрено, что порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах указанных зон, утверждается Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. N 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»
Утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в т. ч. требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ж/д транспорта.
Документ применяется в отношении объектов и ТС, подлежащих категорированию.
К объектам относятся ж/д вокзалы и станции; тоннели, эстакады, мосты; объекты систем связи, навигации и управления движением ТС; участки ж/д путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование ж/д транспорта, определяемые Правительством РФ.
Исключение — объекты, находящиеся в границах ЗАТО, а также военных и иных объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны гостайны; важных гособъектов, организация охраны которых возлагается на Росгвардию, объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Минобороны России, а также учреждений УИС.
К ТС относятся ж/д подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров; ж/д подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию ТС.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1558 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177»
Скорректировано Постановление Правительства РФ об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами.
Для указанной перевозки должны использоваться автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет.
Уточнено, что данное требование применяется не с 01.01.2017, а с 01.07.2017.
Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. N 139 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191»
С 1 июля 2017 года плата за проезд по федеральным автодорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т индексируется ежегодно исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 года индекса потребительских цен.
Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 1369-р
Минпромторгу России из резервного фонда Правительства РФ выделены ассигнования в общей сумме 7,5 млрд руб. на финансирование в 2017 г. программ льготного автокредитования и льготного лизинга колесной техники.
Половина этих средств направляется российским банкам на возмещение выпадающих доходов по льготным автокредитам, выданным ими в 2015-2017 гг. Отметим, что в рамках программы льготного автокредитования будет предоставлено право на дополнительную единовременную скидку в размере 10% стоимости приобретаемого автомобиля гражданам, имеющим двух или более несовершеннолетних детей (программа «Семейный автомобиль») или приобретающим первый раз автомобиль в собственность (программа «Первый автомобиль»). При этом планируется реализовать 58 350 автомобилей.
Другая половина средств направляется российским лизинговым компаниям на возмещение потерь в доходах при предоставлении скидки по уплате авансового платежа по заключенным в 2017 г. договорам лизинга колесных транспортных средств. В рамках программы льготного лизинга будет предоставлено право на дополнительную единовременную скидку в размере 12,5% гражданам и организациям, заключающим договор лизинга магистральных седельных тягачей (программа «Российский тягач»), сельхозтоваропроизводителям (программа «Российский фермер»), субъектам малого и среднего бизнеса (программа «Своё дело»). При этом планируется реализовать 27 300 единиц техники.
Приказ Министерства транспорта РФ от 5 июня 2017 г. N 212 «О внесении изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15»
Скорректировано положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Установлено, что продолжительность учетного периода может быть увеличена до 3 месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 30 мая 2017 г. N 715/17 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропортах, оказываемые ФКП «Аэропорты Севера»
Для ФКП «Аэропорты Севера» утверждены новые предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов организаций, зарегистрированных в России, или граждан нашей страны, пользующихся услугами в аэропорту.
Так, сбор за обеспечение авиационной безопасности составляет 1 019 руб./т мвм, тариф за обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом — 3 277 руб./т.
Прежние тарифы утрачивают силу.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 мая 2017 г. N 1660 «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня»
Скорректированы перечень и основные технические характеристики средств технического диагностирования, применяемых при техосмотре ТС.
Так, в список дополнительно вошли прибор для проверки эффективности тормозных систем городского наземного электротранспорта в дорожных условиях, динамометр, ребордомер (шаблон), секундомер, нутромер микрометрический
Приказ Министерства транспорта РФ от 9 февраля 2017 г. N 42 «Об утверждении Порядка назначения экспертов для контроля изотермических свойств находящихся в эксплуатации изотермических транспортных средств и для проверки эффективности термического оборудования каждого находящегося в эксплуатации транспортного средства-ледника, транспортного средства-рефрижератора или отапливаемого транспортного средства в случаях, установленных Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве 1 сентября 1970 г.»
Установлен новый порядок назначения экспертов для проверки эффективности термического оборудования ледников, рефрижераторов и отапливаемых транспортных средств, используемых при международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов. Также определен порядок назначения экспертов для контроля изотермических свойств эксплуатируемых изотермических транспортных средств.
Из числа требований к экспертам исключено наличие изотермической камеры. В то же время вводится требование об использовании помещений для проведения контроля транспортных средств с уровнем искусственной освещенности не менее 2 000 лк.
Сокращен перечень документов, представляемых заявителями. В частности, не нужна выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Приказ Министерства транспорта РФ от 23 ноября 2016 г. N 358 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»
Утвержден Административный регламент Ространснадзора по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Заявителями являются юрлица или ИП (или их законные представители), осуществляющие перевозочную деятельность и обратившиеся в территориальное Управление государственного автодорожного надзора по месту регистрации заявителя или местонахождения филиала (представительства).
К заявлению (форма приводится) прилагаются копия свидетельства о регистрации ТС, а также документа, подтверждающего право владения таким ТС, если оно не является собственностью перевозчика; копия свидетельства о допуске ТС категории EX/II, EX/III, FL, OX, AT и MEMU к перевозке опасных грузов; копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов; документы, подтверждающие полномочия представителя (в соответствующих случаях).
Заявления рассматриваются в срок, не превышающий 3 рабочих дня до отправки заявки на согласование маршрута движения владельцам дорог, по которым проходит маршрут, и 2 рабочих дней после даты поступления от всех владельцев дорог согласований такого маршрута или отказа в его согласовании.
Разрешение оформляется в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения о его выдаче.
Регламент по выдаче специального разрешения на движение ТС, осуществляющего перевозку опасных грузов в случае, если маршрут или часть маршрута проходят по дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двух и более регионов, признан утратившим силу.
Приказ Министерства транспорта РФ от 3 июня 2016 г. N 145 «О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286»
Разработана инструкция по составлению техническо-распорядительных актов ж/д станций.
Техническо-распорядительный акт ж/д станции определяет порядок использования технических средств на ж/д станциях. Приводятся образец и содержание акта.
Владельцы инфраструктуры и владельцы ж/д путей необщего пользования разрабатывают акты для ж/д станций, а также разъездов, обгонных пунктов, путевых постов. Акты не разрабатываются для путевых постов, разделяющих межстанционный перегон, оборудованный полуавтоматической блокировкой, на межпостовые перегоны.
Владельцы инфраструктуры и владельцы ж/д путей необщего пользования должны установить порядок утверждения, хранения актов и ознакомления с ними причастных работников.
Приказ Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2015 г. N 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций»
Новые требования к оборудованию автовокзалов теперь распространяются также и на автостанции. В состав обоих видов объектов должны входить билетные кассы, здравпункты, комнаты отдыха для водителей, пункты общепита. На автовокзалах обязательно наличие камер хранения.
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 апреля 2017 г. N 178 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации»
Внесены изменения в административный регламент Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора.
В частности, скорректирован перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется исполнение госфункции. Уточнен предмет федерального государственного экологического надзора.
Также уточнены обязанности должностных лиц Росприроднадзора при проведении проверки. Так, они обязаны в т. ч. знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юрлица, ИП, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Дополнен перечень прав лиц, в отношении которых осуществляется мероприятие по надзору. Так, указанные лица теперь могут в т. ч. привлекать к участию в проверке Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Федерации.
Определен перечень случаев, в которых допускается внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок. Расширен список адресов территориальных органов Росприроднадзора. Установлен перечень документов и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия Росприроднадзором при проведении проверок от иных госорганов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.
Строительство, градостроительство и архитектура
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве»
Подписан Закон о реновации жилищного фонда в Москве.
Реновация направлена на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе, развития жилых территорий и их благоустройства.
Граждане будут переселяться в равнозначное жилье в том же районе столицы. Однако если сносимый многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административном округе, то новое жилье предоставят в пределах этого округа.
Вместо равнозначного жилья собственник вправе получить равноценное жилое помещение или денежную компенсацию.
Новые квартиры будут предоставляться с улучшенной отделкой. Их жилая площадь и количество комнат должны быть не меньше чем в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь — больше прежнего.
Нуждающимся гражданам, принятым на учет как до 1 марта 2005 г., так и после, будут досрочно улучшены жилищные условия по нормам предоставления.
Закреплен механизм исключения дома из программы реновации. Для этого достаточно 1/3 голосов на общем собрании. При этом такое решение может быть принято как на стадии разработки и утверждения программы реновации, так и в процессе ее реализации.
При выводе старых домов из эксплуатации и их сносе применяются упрощенные земельно-имущественные процедуры.
Что касается ипотеки, то она переходит на новое жилье без изменения условий.
Срок заключения договоров о предоставлении жилья либо срок выплаты равноценного денежного возмещения составит не менее 90 дней с даты принятия решения о реновации соответствующего многоквартирного дома.
Отчуждение собственности можно оспорить в суде на любом этапе реализации программы.
Московские власти берут на себя организацию переезда тех граждан, которым сложно сделать это самостоятельно.
Решение о выводе дома из эксплуатации может быть принято не ранее выселения всех граждан, и выселить их можно только после предоставления нового жилья или денежных средств.
Войти в программу реновации смогут те дома, голосование по которым будет проведено до вступления в силу закона.
Предприниматели, чьи офисы находятся в сносимых домах, смогут заключить договор аренды равнозначного помещения с сохранением всех имеющихся льгот и без проведения торгов.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Вносит изменения в:
Поправки направлены на совершенствование регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий.
Сокращен состав документации по планировке территории. Теперь она включает только 2 документа — проект планировки и проект межевания. Градостроительный план земельного участка отнесен к информационным документам. Вместе с тем застройщики, как и ранее, должны представлять его для получения разрешения на строительство. При этом в плане предусмотрено больше информации.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Усовершенствовано законодательство в строительной сфере.
Так, скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юрлицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора.
Также без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб.
Не надо вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п.
Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.
Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.
Вводится административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения госреестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Предусмотрены новые меры по защите прав граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Установлены минимальные требования к уставному капиталу застройщиков, которые привлекают долевые инвестиции граждан в строительство многоквартирных домов. Эти требования о минимальном размере уставного капитала предъявляются к застройщикам с 1 июля 2017 г. Те, застройщики, которые не соответствуют данным требованиям, будут не вправе заключать договоры участия в долевом строительстве.
Также вступают в силу:
— положения об обязательстве заключить договор поручительства, в том случае, если размер уставного капитала застройщиков не соответствует новым требованиям;
— положения о едином реестре застройщика;
— положения о привлечении долевых инвестиций через счета эскроу.
Постановление Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов»
С 1 июля 2017 г. отменяются положения ГрК РФ, касающиеся выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства.
Взамен этого устанавливаются минимальные требования к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Так, если деятельность связана с использованием атомной энергии, члены СРО должны иметь соответствующую лицензию.
В остальных случаях вводятся требования к кадровому составу члена СРО, имуществу, документам, контролю качества.
Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах утратили силу.
Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г. N 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории»
В некоторых случаях для строительства, реконструкции линейных объектов не требуется подготовка документации по планировке территории. Представлен перечень таких случаев.
Это касается, в частности, отдельных видов линий электропередачи, тепловых сетей, газопроводов, водопроводов и водоводов и линейных сооружений водоотведения определенного диаметра.
Также речь идет о строительстве, реконструкции объекта, входящего в состав существующего линейного объекта, при определенных условиях; строительстве, реконструкции электросетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения, размещение которых осуществляется внутри одного квартала, микрорайона.
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1454 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Скорректированы полномочия Минстроя России. Это связано с внесением изменений в Закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и в Закон о содействии развитию жилищного строительства.
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2016 г. N 1296 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»
Скорректированы полномочия Минстроя России. Это связано в т. ч. с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ. Министерство будет утверждать форму градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения.
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 мая 2017 г. N П/0214 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости»
Федеральная кадастровая палата Росреестра (ФГБУ «ФКП Росреестра») наделена полномочиями оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого госреестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).
Напомним, что ранее Палата уже была наделена отдельными полномочиями органа регистрации прав. В частности, она ведет ЕГРН в определенном объеме, предоставляет сведения из него, принимает и выдает документы, взаимодействует с кадастровыми инженерами в электронной форме. Передача полномочий оператора ФГИС ЕГРН позволяет более эффективно распределять расходы на развитие, сопровождение и модернизацию данной системы.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 апреля 2017 г. N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения»
Согласно изменениям, внесенным в ГрК РФ, градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) теперь является информационным документом (а не одним из видов документации по планировке территории). Он используется для подготовки проектной документации, получения разрешения на строительство.
В связи с этим утверждена новая форма ГПЗУ. В плане должны содержаться, в частности, чертеж (чертежи); информация о земельном участке, о расположенных в его границах объектах капстроительства и объектах культурного наследия; информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня их территориальной доступности для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, где осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию; информация об ограничениях использования земельного участка, о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок расположен в границах таких зон; информация о границах зон действия публичных сервитутов.
Одновременно были установлены требования к плану. Так, форма заполняется в 3 экземплярах. После регистрации первый и второй экземпляры на бумажном носителе передаются заявителю. Третий экземпляр передается в орган, выдавший план. Копия плана после его регистрации передается в орган, уполномоченный на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 апреля 2017 г. N 700/пр «Об утверждении Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров»
Установлены правила, по которым член СРО обязан уведомлять данные организации о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключенным им в течение отчетного года с использованием конкурентных способов определения подрядчиков. Речь идет об организациях, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготавливающих проектную документацию, осуществляющих строительство, и соответствующих договорах на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство.
Уведомление надо направлять ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Перечислены сведения, которые должны быть в нем указаны, и прилагаемые документы.
Чтобы определить фактический совокупный размер обязательств члена СРО по упомянутым договорам, используется сумма цен по всем договорам, действующим на дату ее определения.
В уведомлении за 2017 г. предоставляются сведения о размере обязательств по договорам, заключенным с 1 июля 2017 г.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 апреля 2017 г. N 699/пр «Об утверждении Методики расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов»
С 1 июля 2017 г. контроль СРО за деятельностью членов, связанной с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, строительством, реконструкцией, капремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, осуществляется в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
Объекты контроля относятся к категориям риска в зависимости от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных требований и вероятности такого несоблюдения. Приведена методика расчета показателей тяжести потенциальных негативных последствий и вероятности несоблюдения обязательных требований.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 г. N 688/пр «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства»
Утвержден порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национального реестра специалистов в области строительства. Также определен порядок включения в указанные реестры сведений о физлицах, исключения таких сведений, внесение изменений в сведения о физлице.
В частности, создание и эксплуатация национальных реестров, в т. ч. их ведение, осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций (СРО).
Сведения, содержащиеся в национальных реестрах, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения СРО в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Установлены состав сведений, включаемых в национальные реестры, условия и порядок включения сведений о физлице в национальный реестр, их изменения и исключения.
Определен перечень направлений подготовки специалистов в области строительства.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 декабря 2016 г. N 540 «О внесении изменений в форму единого реестра членов саморегулируемых организаций, утвержденную приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 г. N 114»
Внесены изменения в форму единого реестра членов саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 498 «О признании утратившими силу приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. N 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и от 29 января 2014 г. N 35 «О внесении изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. N 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
Признан утратившим силу приказ Ростехнадзора об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства.
Это связано с поправками, внесенными в Градостроительный кодекс, которыми отменено действие данных свидетельств.
Перечень документов саморегулируемой организации (Ростехнадзор)
Составлен перечень документов СРО в сфере строительства.
Они касаются в т. ч. членства в СРО; организации профобучения; аттестации работников членов; деятельности высшего органа управления; страхования риска ответственности за нарушение условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования; ведения реестра членов.
Указаны основания для разработки и утверждения документов.
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства РФ от 15 июня 2017 г. N 710 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере газоснабжения на территориях Республики Крым и г. Севастополя»
Заново установлены особенности применения федерального законодательства о госрегулировании цен (тарифов) в сфере газоснабжения в Крыму и Севастополе. Их действие решено продлить до 1 января 2020 г.
Закреплено, что оптовые и розничные цены на газ, предназначенный для реализации населению указанных регионов, устанавливаются исходя из целей их поэтапного доведения до уровня аналогичных цен на газ, предназначенный для реализации населению ЮФО.
Подлежащие госрегулированию тарифы на транспортировку газа по распределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям, крымские уполномоченные органы должны согласовывать с Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»
Скорректированы некоторые акты Правительства РФ по вопросам оказания коммунальных услуг.
Речь идет о потреблении ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля»
Урегулированы вопросы проведения общественного жилищного контроля.
Решение о контроле размещается в Интернете, а с 1 июля 2017 г. — в т. ч. в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2016 г. N 2464-р
Установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Федерации на 2017 г.
Во втором полугодии в регионах могут поднять размеры коммунальных платежей, но не выше установленного уровня. Так, для Москвы максимальный рост платы составляет 7%, Санкт-Петербурга — 6%, Калининградской, Тамбовской, Тверской областей — 3,4%, для Северной Осетии — Алании — 2,5% (меньше, чем в остальных регионах).
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2017 г. N 16390-ОГ/04
Согласно ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об услугах/работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, ценах на услуги. Такая информация размещается в ГИС ЖКХ.
Обязанность размещения информации перенесена с 1 июля 2016 г. на 1 июля 2017 г., а в городах федерального значения — на 1 июля 2019 г. Соответственно, перенесены сроки наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г. N 570-АЧ/04 «Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
Вносит изменения в:
ФЗ от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
Круг лиц, участвующих исключительно в государственных закупочных интервенциях, дополнен организациями и ИП, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории России.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2017 г. N 10 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318»
Изменен порядок карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенных границе и территории ЕАЭС. Это связано с утверждением единых карантинных фитосанитарных требований и единого перечня карантинных объектов Союза.
Так, при ввозе в Союз проверяется, соответствует ли ввозимая подкарантинная продукция указанным единым требованиям (а не карантинным фитосанитарным требованиям страны Союза, на территории которой расположено место завершения таможенного оформления, как раньше).
Вместо понятия «экспертная организация» введено понятие карантинных фитосанитарных (испытательных) лабораторий.
Уточнены контрольные (надзорные) процедуры при ввозе (документарная проверка, осмотр т/с, осмотр и досмотр подкарантинной продукции).
Исключены разделы об исследовании образцов (проб) подкарантинной продукции и об особенностях карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе отдельных ее видов.
Решение вступает в силу с даты вступления в силу решения Совета ЕЭК об утверждении единых карантинных фитосанитарных требований к подкарантинным объектам и продукции на таможенных границе и территории ЕАЭС, но не ранее 1 июля 2017 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 159 «Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза»
Утверждены единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС.
В частности, собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить их обследование на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие объекты.
Результаты карантинных фитосанитарных обследований оформляются в соответствии с законодательством государств-членов и являются основанием для установления карантинного фитосанитарного состояния их территорий.
Уполномоченные органы ежегодно обмениваются информацией о карантинном фитосанитарном состоянии территорий своих государств, а также представляют указанную информацию в ЕЭК для опубликования на сайте Союза в сети Интернет.
Определены порядок обеззараживания подкарантинной продукции и объектов и порядок проведения фитосанитарной сертификации. Установлен порядок формирования единого перечня и регулирования карантинных объектов на территориях государств-членов.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 158 «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза»
Утвержден единый перечень карантинных объектов ЕАЭС.
Он включает 182 объекта и состоит из 2 разделов. Это карантинные вредные организмы, отсутствующие, а также ограниченно распространенные на территории Союза. Среди них — насекомые и клещи, нематоды, грибы, бактерии и фитоплазмы, вирусы и вироиды, растения.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 157 «Об утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза»
Установлены единые карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2016 г. N 41 «Об утверждении Порядка лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер»
Утвержден порядок лабораторного обеспечения карантинных фитосанитарных мер.
В частности, определены правила отбора и обращения образцов (проб), процедура и сроки проведения карантинных фитосанитарных экспертиз, типовой перечень необходимого лабораторного оборудования и материалов.
Карантинные фитосанитарные (испытательные) лаборатории размещаются в соответствии с законодательством государств-членов с учетом видов и объемов ввозимой и перемещаемой подкарантинной продукции, карантинного фитосанитарного состояния территории.
В зависимости от видов и объемов проводимых экспертиз в лаборатории используются соответствующие методы диагностики, определяются количество и назначение необходимых помещений и оборудования, формируется квалифицированный персонал, обеспечивается поверка оборудования, поддерживается система управления качеством выполняемых работ.
Карантинные фитосанитарные экспертизы включают проведение энтомологических, микологических, бактериологических, вирусологических, нематологических и других исследований образцов (проб).
Решение вступает в силу одновременно с актом Совета Евразийской экономической комиссии об утверждении единых карантинных фитосанитарных требований.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 мая 2017 г. N 252 «Об утверждении Порядка ведения реестра подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности»
При заражении и (или) засорении подкарантинной продукции или объекта вредными организмами использование подкарантинного объекта при производстве, хранении, перевозке, реализации и уничтожении подкарантинной продукции временно прекращается. Исключение составляют объекты, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение вредных организмов жизнеспособности. Такие объекты включаются в специальный реестр. Регламентирован порядок его ведения.
Реестр ведет Россельхознадзор на своем официальном сайте. Определено содержание реестра. Его сведения открыты и общедоступны.
Установлен перечень документов, представляемых владельцами объектов для их включения в реестр. Предусмотрена обязательная выездная проверка оборудования, используемого на подкарантинном объекте для лишения вредных организмов жизнеспособности.
Объект исключается из реестра, если в ходе проверок в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в произведенной на объекте продукции будут обнаружены вредные организмы в жизнеспособном состоянии.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 марта 2017 г. N 158 «Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2017 года при проведении государственных закупочных интервенций в 2017-2018 годах»
Установлены минимальные уровни цен на зерно, при достижении которых в 2017-2018 гг. проводятся государственные закупочные интервенции в отношении урожая 2017 г.
Так, на мягкую продовольственную пшеницу 1-го класса минимальная цена составляет 12 500 руб. за тонну; 2-го класса — 11 500 руб.; 3-го класса — 10 300 руб.; 4-го класса — 9 000 руб.; 5-го класса — 7 600 руб.
Нижний предел для продовольственной ржи группы «А» — 7 400 руб. за тонну; для фуражного ячменя — 7 600 руб.; для зерна кукурузы 3 класса — 7 900 руб.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2017 г. и действует до 1 июля 2018 г.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Обязанность применения онлайн-касс возникает с 1 июля 2017 г., но зарегистрировать ККТ, обеспечивающую передачу фискальных данных налоговым органам в электронном виде необходимо раньше — уже с 1 февраля 2017 г.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2017 г. N ММВ-20-20/96@ «О порядке осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями расчетов с 01.07.2017»
Письмо Федеральной налоговой службы от 19 июня 2017 г. N ЕД-4-20/11625@ «Об осуществлении модернизации контрольно-кассовой техники»
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
С 1 июля 2017 г. вводится обязательная госрегистрация основного техоборудования для производства этилового спирта. Данные меры направлены на пресечение распространения алкогольной продукции через аптечную сеть. Кроме того, запрещается розничная продажа этилового спирта в аптеках, а из незаконного оборота изымается алкогольная и спиртосодержащая продукция, произведенная с использованием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Вносит изменения в:
С 1 июля 2017 г. запрещена розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1,5 литров.
За нарушение запрета для должностных лиц предусмотрен штраф от 100 до 200 тыс. руб., для юрлиц — от 300 до 500 тыс. руб. (в обоих случаях с конфискацией предметов правонарушения или без таковой).
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
В законодательство вносились поправки, предусматривающие поэтапное распространение действия ЕГАИС на организации, занимающиеся оптовой и розничной продажей алкогольной продукции.
С 1 января 2016 г. в единую систему предоставляется информация о закупке, хранении и поставках этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с 1 июля 2016 г. — о розничной продаже алкогольной продукции в городских поселениях и с 1 июля 2017 г. — в сельских поселениях.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 8 декабря 2015 г. N 23930/03
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 7 декабря 2015 г. N 23778/07-03
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
В Положении о ФНС России прописаны новые полномочия ведомства. Служба ведет реестры контрольно-кассовой техники (ККТ), фискальных накопителей и экспертных организаций.
Письмо Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-01-15/33121
При совершении расчетов наличными или с использованием платежных карт субъекты обязаны применять ККТ (за исключением некоторых случаев). В противном случае наступает административная ответственность.
Однако при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом были приняты все меры по соблюдению требований, оно не должно привлекаться к ответственности.
Так, может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до установленного законодательством предельного срока возможности его использования.
При отсутствии у налогоплательщика возможности применения ККТ необходимо выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта расчета.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы»
Утверждены Правила госрегистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или их содержащей.
Правила не касаются модифицированных организмов, используемых при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ в соответствии с установленными санитарными правилами и нормами. Также не регистрируется продукция, полученная путем комбинации, обработки или переработки зарегистрированной продукции, содержащей модифицированные организмы, если такая обработка и переработка не приводит к изменению генетического материала.
Минздрав России отвечает за регистрацию организмов, используемых для производства лекарств, Росздравнадзор — организмов, применяемых для производства медизделий, Роспотребнадзор — организмов, используемых для производства продовольственного сырья и пищевых продуктов. Россельхознадзор ведает регистрацией растений и животных, предназначенных для разведения и выращивания на территории России, микроорганизмов с/х назначения, организмов, используемых для производства кормов и кормовых добавок для животных, организмов, используемых для производства ветпрепаратов.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст)
Принят Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016. Дата введения в действие — 1 июля 2017 г.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003 и Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95 с указанной даты отменяются.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»
ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Поправки касаются пенсионного обеспечения лиц, уволенных после 1 января 2017 г. с военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах СК России, а также членов их семей.
Закреплено, что пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется соответственно Генеральной прокуратурой России и СК России. Названные органы наделены полномочиями по выплате пенсий военным прокурорам и следователям и определению требований к состоянию их здоровья.
Также внесены терминологические изменения в отдельные законодательные акты по вопросу пенсионного обеспечения сотрудников войск нацгвардии.
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
У застрахованных лиц с июля появится возможность выбора формы листка нетрудоспособности: бумажной или электронной.
Назначать и выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будут на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медработника и медорганизации. Это будет возможно, если медорганизация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Правительство РФ установит порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями (соответствующий проект уже подготовлен), а Минздрав по согласованию с Минтрудом и ФСС разработает и утвердит форму электронного больничного.
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Вносит изменения в:
ФЗ от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
МРОТ вырастет с 7 500 руб. до 7 800 руб. в месяц.
Таким образом, его размер повысится на 4%.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 мая 2017 г. N 452н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 февраля 2013 г. N 38н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 941 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»
Была отменена обязанность хозяйствующих субъектов иметь печать. Она проставляется на документах при наличии.
В связи с этим внесены изменения в Порядок отбора программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в т. ч. созданию рабочих мест и обеспечению доступности последних. Уточнен порядок перечисления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ.
Скорректирована форма соглашения о выделении средств. В частности, изменены условия перечисления средств. Уточнено содержание раздела «Юридические адреса и реквизиты Сторон».
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Предусмотрена возможность оформления листка нетрудоспособности с письменного согласия пациента в электронной форме.
Электронный больничный будет формироваться в АИС, скрепляться усиленными квалифицированными электронными подписями медработника и медорганизации и иметь равную юридическую силу с бумажным листком нетрудоспособности.
В дальнейшем планируется установить порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медорганизаций и ФГУ медико-социальной экспертизы по обмену сведениями, также будет разработана форма электронного больничного.
Указ Президента РФ от 1 июля 2017 г. N 299 «О внесении изменения в приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. N 398»
Расширен президентский список приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг.
В него включена деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов России, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Напоминаем, что в соответствии с данными приоритетными направлениями Правительство РФ устанавливает перечень общественно полезных услуг. Речь идет об услугах, оказываемых социально ориентированным НКО, имеющими право на приоритетное получение мер поддержки.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. N 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»
Утверждены новые критерии оценки качества медицинской помощи.
Критерии применяются в целях оценки своевременности оказания помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Они дифференцированы по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).
Приказ вступает в силу с 01.07.2017. Прежние критерии при этом утрачивают силу.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 декабря 2016 г. N 997н «Об утверждении Правил проведения функциональных исследований»
Минздрав России утвердил новые Правила проведения функциональных исследований.
Установлено, что функциональная диагностика проводится при первичной медико-санитарной помощи, специализированной, скорой, паллиативной и медпомощи при санаторно-курортном лечении, при направлении от врача (акушерки, фельдшера). Определено, кто выполняет функциональные исследования и анализирует их результаты.
Перечислены реквизиты, которые должно содержать направление для проведения функционального исследования (в том числе, при необходимости, диагноз основного заболевания, код диагноза в соответствии с МКБ-10, основные симптомы, результаты проведенных лабораторных, инструментальных и иных видов исследований, описание медицинских вмешательств).
По результатам исследований в день его проведения должен быть оформлен протокол функционального исследования, который содержит, в том числе, технологические характеристики проведенного исследования, подробное описание его результатов, расчетные показатели функциональных нарушений и заключение по результатам функционального исследования. К протоколу прилагаются функционально-диагностические кривые, графики или изображения, полученные при проведении функционального исследования.
Отдельно закреплено право врача функциональной диагностики привлекать для консультирования других врачей-специалистов (в диагностически сложных случаях), в том числе с применением телемедицины. В таком случае протокол также подписывается и врачом-специалистом, осуществлявшим консультирование.
Кроме того, приводятся рекомендуемые штатные нормативы, стандарты оснащения и правила организации деятельности отделения и кабинетов функциональной диагностики, в том числе диагностики сердечно-сосудистой системы, центрально и периферической нервной системы, дыхательной системы.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный конституционный закон от 1 июля 2017 г. N 2-ФКЗ «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О военном положении»
Вносит изменения в:
ФКЗ от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении»
В Законе о военном положении закреплена норма о ведении территориальной обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом мер, применяемых в период действия военного положения.
Это позволит согласовать нормы Закона о военном положении с Законом об обороне.
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»
Вносит изменения в:
ФЗ от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии»
Руководители государственных военизированных организаций, в которых предусмотрена военная служба, наделены правом передавать для хранения и ношения с военной формой одежды отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) некоторым категориям военнослужащих, находящихся на пенсии, по их заявлениям. Запись о наличии такого права, сделанная организацией, передавшей оружие, производится в документе, выдаваемом гражданину при увольнении. Порядок передачи определяется Росгвардией.
Для регистрации оружия граждане обязаны в 2-недельный срок со дня получения оружия обратиться в Службу с соответствующим заявлением. После этого им выдается бессрочное разрешение на хранение данного оружия.
Указанное оружие может быть унаследовано российскими гражданами, получившими лицензии на приобретение оружия.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I
ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
ФЗ от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
В ЕИС нотариата появился реестр списков участников ООО. Вносить сведения в реестр и выдавать выписки из него уполномочены нотариусы. Закреплены соответствующие нотариальные тарифы и процедура.
Письмо Федеральной нотариальной палаты от 12 июля 2016 г. N 2493/03-16-3
Приказ Министерства юстиции РФ от 16 июня 2017 г. N 108 «О внесении изменений в формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и в порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденные приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313»
Дополнены Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
К ним отнесен Реестр списков участников ООО. В нем отражаются номера сведений в реестре списков участников ООО ЕИС нотариата или номера выписки из реестра, о дате внесения сведений в реестр, о лице, совершившем нотариальное действие, сведения о взыскании госпошлины и т.д.
Также уточнен порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах.
Приказ Министерства юстиции РФ от 28 апреля 2017 г. N 70 «О внесении изменения в Форму предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата, утвержденную приказом Минюста России от 17.06.2014 N 134»
Изменениями в Основы законодательства о нотариате было предусмотрено, что в ЕИС нотариата ведется реестр списков участников ООО.
В связи с этим дополнены формы предоставления отчетности о функционировании реестров ЕИС нотариата.
Так, предусмотрена форма предоставления отчетности о функционировании реестра списков участников ООО. Она позволяет учитывать количество совершенных нотариальных действий (внесение сведений в реестр списков участников ООО и их изменение), а также число выписок, представленных нотариусом из указанного реестра.
Приказ Министерства юстиции РФ от 28 апреля 2017 г. N 69 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Минюста России от 17.06.2014 N 129»
С 1 июля 2017 г. в Единой информационной системе нотариата должен появиться реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью.
В связи с этим определены состав сведений указанного реестра и порядок его ведения. Также установлен порядок выдачи выписки из реестра списков участников ООО.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вносит изменения в:
ФЗ от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране»
ФЗ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
ФЗ от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
ФЗ от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии»
ФЗ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
Поправки призваны повысить эффективность деятельности органов государственной охраны.
Так, к охраняемым объектам отнесены отдельные помещения. В перечень мер госохраны включено предоставление объекту госохраны связи для нужд органов госвласти.
В число задач органов госохраны включено обеспечение защиты персональных данных объектов госохраны и членов их семей. Обработка их персональных данных должна осуществляться с их согласия и (или) с согласия органов госохраны, кроме данных, подлежащих обязательному раскрытию.
Органы госохраны наделены дополнительными правами. В частности, они могут использовать на безвозмездной основе аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские, речные порты, а также бесплатно получать обеспечение полетов и судовождения. Кроме того, органы госохраны вправе временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на трассах проезда (передвижения) объектов госохраны, определять перечень вещей (грузов), запрещенных к проносу и провозу на охраняемые объекты.
Усовершенствован порядок комплектования органов госохраны. Так, на службу или работу в органы госохраны запрещено брать лиц, освобожденных от уголовного наказания, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Регламентированы вопросы прохождения службы в органах госохраны. Уточнены условия применения сотрудниками органов госохраны физической силы, специальных средств и оружия.
Кроме того, правила, установленные Кодексом внутреннего водного транспорта и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации для военных, пограничных кораблей и военно-вспомогательных судов, распространены на суда ФСО России, используемые для транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов госохраны.
Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 30 января 2017 г. N 66 «Об утверждении Положения о награждении оружием и порядке формирования наградного фонда оружия и патронов к нему в Федеральной службе исполнения наказаний»
Утверждено положение о награждении оружием и порядке формирования наградного фонда оружия и патронов к нему во ФСИН России.
Оно определяет порядок подготовки документов для награждения оружием, его вручения и возврата (изъятия). В случае принятия директором Службы положительного решения по внесенным ходатайствам на награждаемых лиц кадровым подразделением ФСИН России, территориального органа, подведомственного учреждения, являющегося инициатором награждения, оформляется представление (прилагается форма). После этого готовится проект приказа о награждении.
ФКУ «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН России», получив копию приказа о награждении, готовит к выдаче оружие, снаряжение для его ношения, принадлежности по уходу за материальной частью, патроны и производит гравировку.
Служба ведет персональный учет награжденных. Оружие вручается в торжественной обстановке не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу приказа о награждении.
Предусмотрены основания отмены награждения, изъятия оружия, восстановления награжденного в правах. Определен порядок формирования наградного фонда оружия ФСИН России.
Административные правонарушения, административная ответственность
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»
Вносит изменения в:
Установлена административная ответственность за использование ГМО и (или) продукции, полученной с их применением или содержащей ГМО, которые не прошли госрегистрацию, если она требуется законодательством, или срок действия свидетельства о госрегистрации которых истек. За это грозит штраф: для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для организаций — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Аналогичная санкция предусмотрена за использование ГМО с нарушением разрешенного вида и условий использования.
Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.
Приведен перечень нормативных актов с отражением сути изменений и кратким комментарием, что позволяет ознакомиться в экспресс-формате с основными новеллами в сфере налогового, гражданского, трудового законодательства и др.
Справка снабжена ссылками на отмененные и измененные нормативные акты, что облегчает анализ и оценку нововведений.
Подготовлена экспертами компании «Гарант».
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2011, № 30, ст. 4575; 2014, № 48, ст. 6657; 2015, № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920) следующие изменения:
1) в статье 25 13-1 :
а) подпункт 7 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«7) она участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска.
Прибыль контролируемых иностранных компаний, указанных в настоящем подпункте, освобождается от налогообложения при одновременном соблюдении всех следующих условий:
иностранная организация является стороной соглашений (контрактов), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, либо создание
иностранной организации предусмотрено этими соглашениями (контрактами) и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании и в соответствии с условиями указанных соглашений (контрактов);
соглашения (контракты), указанные в абзаце первом настоящего подпункта, заключены с государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями) либо деятельность в рамках таких соглашений (контрактов) осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр (иного аналогичного разрешения, выданного уполномоченным органом такого государства);
доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации формируется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов общей суммы доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;»;
абзац пятый подпункта 1 дополнить словами «, если иное не предусмотрено подпунктом 3 настоящего пункта»;
дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
«3) в случае, если контролируемая иностранная компания входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, либо в соответствии со своим личным законом определяет налоговую базу для исчисления и уплаты суммы налога с доходов (прибыли) совместно с иными лицами (за исключением случаев, если при определении налоговой базы сумма налога с дохода (прибыли), исчисленного непосредственно в отношении прибыли данной контролируемой иностранной компании, определяется в ее налоговой отчетности), не формируя консолидированную группу налогоплательщиков (далее в настоящем Кодексе — иностранная консолидированная группа налогоплательщиков), показатель Н для такой контролируемой иностранной компании определяется налогоплательщиком как часть суммы налога, исчисленной в отношении соответствующей иностранной консолидированной группы налогоплательщиков. При этом указанная часть суммы налога рассчитывается в порядке, устанавливаемом таким налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения в отношении каждой иностранной консолидированной группы налогоплательщиков, на основании показателей финансовой отчетности контролируемой иностранной компании или агрегированных финансовых показателей по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с одним из следующих способов:
пропорционально доле выручки (дохода) контролируемой иностранной компании в совокупной выручке (доходе) иностранной консолидированной группы налогоплательщиков;
пропорционально доле прибыли до налогообложения контролируемой иностранной компании в совокупной прибыли до налогообложения участников иностранной консолидированной группы налогоплательщиков, не имевших за соответствующий период убытка;
пропорционально доле чистых активов контролируемой иностранной компании в совокупных чистых активах иностранной консолидированной группы налогоплательщиков.
Изменение способа определения показателя Н в соответствии с настоящим подпунктом допускается не чаще одного раза в 10 лет.»;
в) пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:
«Налогоплательщик — контролирующее лицо вправе не представлять документы, предусмотренные настоящим пунктом, если такие документы были представлены иным налогоплательщиком — контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, являющимся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика, использующего право, предусмотренное настоящим абзацем, в такой контролируемой иностранной компании. Налогоплательщик — контролирующее лицо может воспользоваться таким правом при условии указания им в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, представляемом в соответствии с пунктом 2 статьи 25 14 настоящего Кодекса, сведений об организации, представившей документы, предусмотренные настоящим пунктом.»;
2) подпункт 10 пункта 6 статьи 25 14 изложить в следующей редакции:
«10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае, если налогоплательщик воспользовался правом не представлять документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 2513-1 настоящего Кодекса, в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях при раскрытии информации, предусмотренной подпунктом 8 настоящего пункта, отражается информация о налогоплательщике — контролирующем лице, являющемся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика в контролируемой иностранной компании, представившем документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 25 13-1 настоящего Кодекса.»;
3) в статье 25 15 :
а) в абзаце втором пункта 4 слова «не отражает такой результат» заменить словами «вправе не отражать такой результат и сведения о такой контролируемой иностранной компании»;
б) пункт 8 после слов «на увеличение уставного капитала» дополнить словами «и (или) формирование обязательных резервов, если обязанность по формированию таких резервов предусмотрена законодательством иностранного государства»;
4) в статье 105 3 :
а) в абзаце втором пункта 1 второе предложение изложить в следующей редакции: «Положения настоящего абзаца не применяются в случаях, если налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с разделом V 1 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных соглашением о ценообразовании для целей налогообложения, заключенным в соответствии с пунктом 2 или абзацем первым пункта 3 статьи 105 20 настоящего Кодекса.»;
б) подпункт 1 пункта 4 дополнить словами «, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний»;
5) в пункте 2 статьи 105 20 слова «в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Порядок заключения такого соглашения о ценообразовании устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.».
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 49, ст. 4564; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021; 2003, № 1, ст. 2, 6; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2879, 2886; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 34, ст. 3518, 3520, 3527; № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3104, 3128; № 52, ст. 5581; 2006, № 3, ст. 280; № 23, ст. 2382; № 31, ст. 3436, 3443, 3452; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5279, 5286; 2007, № 1, ст. 20, 31, 39; № 13, ст. 1465; № 22, ст. 2563, 2564; № 31, ст. 3991, 4013; № 45, ст. 5416; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 18, ст. 1942; № 27, ст. 3126; № 30, ст. 3614, 3616; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1, ст. 31; № 11, ст. 1265; № 18, ст. 2147; № 23, ст. 2772; № 29, ст. 3598, 3639; № 30, ст. 3739; № 39, ст. 4534; № 45, ст. 5271; № 48, ст. 5726, 5731, 5733; № 51, ст. 6153, 6155; № 52, ст. 6444, 6455; 2010, № 15, ст. 1737; № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4176, 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 47, ст. 6034; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 7, 9, 21; № 23, ст. 3262; № 26, ст. 3652; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4563, 4575, 4583, 4587, 4597; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6610, 6611; № 48, ст. 6729, 6731; № 49, ст. 7016, 7017, 7037, 7043; 2012, № 10, ст. 1164; № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268; № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3588; № 41, ст. 5526, 5527; № 49, ст. 6750; № 53, ст. 7596, 7604, 7607; 2013, № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3444; № 30, ст. 4031, 4045, 4081; № 40, ст. 5038; № 44, ст. 5645; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; 2014, № 8, ст. 737; № 16, ст. 1835, 1838; № 19, ст. 2313, 2321; № 26, ст. 3373; № 40, ст. 5315, 5316; № 45, ст. 6157; № 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 13, 15, 16, 18, 32; № 10, ст. 1402; № 24, ст. 3373, 3377; № 27, ст. 3968, 3969; № 41, ст. 5632; № 48, ст. 6686, 6688, 6692, 6693; 2016, № 1, ст. 16, 18; № 7, ст. 920; № 18, ст. 2504; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4180, 4184; № 49, ст. 6841, 6843, 6844, 6849; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 15, ст. 2131, 2133; № 30, ст. 4446; № 31, ст. 4803; № 40, ст. 5753; № 45, ст. 6578; № 49, ст. 7307, 7314, 7316, 7318, 7324, 7325, 7326) следующие изменения:
1) в статье 214 1 :
а) подпункт 1 пункта 10 изложить в следующей редакции:
«1) денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые):
эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;
в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг.
При этом в случае передачи налогоплательщиком, указанным в пункте 60 статьи 217 настоящего Кодекса, имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 настоящего Кодекса, эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда), а также третьим лицам в соответствии с договорами, указанными в абзаце третьем настоящего подпункта, в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением ценных бумаг, включается сумма, равная стоимости такого имущества и (или) имущественных прав по данным учета ликвидируемой иностранной организации (прекращаемой (ликвидируемой) иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения налогоплательщиком имущества и (или) имущественных прав от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), но не выше их рыночной цены, определяемой с учетом положений статьи 105 3 настоящего Кодекса на дату получения налогоплательщиком такого имущества и (или) имущественных прав от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица);»;
дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:
«В случае, если переданные дарителем (наследодателем) налогоплательщику в порядке дарения или наследования ценные бумаги и (или) производные финансовые инструменты получены им при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) и данные доходы освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 настоящего Кодекса, при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) таких ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов налогоплательщик имеет право в качестве документально подтвержденных расходов учитывать сумму, равную стоимости этих ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов по данным учета ликвидируемой иностранной организации (прекращаемой (ликвидируемой) иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения дарителем (наследодателем) этих ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), но не выше их рыночной стоимости, определяемой с учетом статьи 105 3 настоящего Кодекса на дату получения дарителем (наследодателем) этих ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица).»;
абзацы одиннадцатый — двадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым — двадцать первым;
в) пункт 13 2 изложить в следующей редакции:
«13 2 . При реализации (погашении) ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 настоящего Кодекса, в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная стоимости таких ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов по данным учета ликвидируемой иностранной организации (прекращаемой (ликвидируемой) иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, определяемой с учетом положений статьи 105 3 настоящего Кодекса на дату получения налогоплательщиком ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица).»;
а) в абзаце четвертом пункта 60 после слов «в связи с ограничениями» дополнить словами «и (или) требованиями», слова «ликвидация завершена до окончания действия таких ограничений» заменить словами «ликвидация завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания действия таких ограничений, требований»;
в абзаце первом слова «в виде дивидендов, полученных» заменить словом «, полученные»;
в абзаце втором слова «в виде дивидендов» исключить;
в абзаце четвертом слово «дивидендов» заменить словами «дохода в пользу российского контролирующего лица»;
в абзаце пятом слова «в виде дивидендов» исключить;
в) пункт 67 изложить в следующей редакции:
«67) доходы, полученные в денежной и (или) натуральной формах от иностранной структуры без образования юридического лица, в том числе при ее прекращении (ликвидации), не являющиеся распределением прибыли этой структуры, в пределах стоимости имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, ранее внесенных в эту структуру получателем дохода и (или) лицами, являющимися в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации членами его семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушками, бабушками и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами). При этом при наличии нераспределенной прибыли иностранной структуры без образования юридического лица любые выплаты из такой структуры в пределах ее нераспределенной прибыли признаются в целях настоящего Кодекса распределением прибыли независимо от особенностей их юридического оформления.
В случае внесения в иностранную структуру без образования юридического лица налогоплательщиком, указанным в пункте 60 настоящей статьи, и (или) лицами, являющимися в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации членами его семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушками, бабушками и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 настоящей статьи, стоимость такого имущества и (или) имущественных прав определяется по данным учета ликвидируемой иностранной организации (прекращаемой (ликвидируемой) иностранной структуры без образования юридического лица) на дату их получения налогоплательщиком и (или) иными лицами, указанными в настоящем абзаце, от такой прекращаемой (ликвидируемой) иностранной организации (структуры без образования юридического лица), но не выше рыночной стоимости такого имущества и (или) имущественных прав, определяемой с учетом статьи 105 3 настоящего Кодекса на дату их получения налогоплательщиком и (или) иными лицами, указанными в настоящем абзаце, от такой прекращаемой (ликвидируемой) иностранной организации (структуры без образования юридического лица).
В целях настоящего пункта к иностранным структурам без образования юридического лица приравниваются иностранные юридические лица, для которых в соответствии с их личным законом не предусмотрено участие в капитале;»;
г) дополнить пунктом 72 следующего содержания:
«72) доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:
в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
в виде дивидендов и процентов;
в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;
в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.»;
3) в пункте 2 статьи 220:
а) в подпункте 2:
абзац четвертый после слов «иного имущества» дополнить словами «(имущественных прав)»;
дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:
«В случае, если расходы, связанные с приобретением доли в уставном капитале общества, понесены налогоплательщиком, указанным в пункте 60 статьи 217 настоящего Кодекса, путем передачи обществу или третьим лицам имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 настоящего Кодекса, в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества, включается сумма, равная стоимости такого имущества и (или) имущественных прав по данным учета ликвидированной иностранной организации (прекращаемой (ликвидированной) иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения налогоплательщиком имущества и (или) имущественных прав от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), но не выше их рыночной стоимости, определяемой с учетом положений статьи 105 3 настоящего Кодекса на дату получения налогоплательщиком имущества и (или) имущественных прав от такой иностранной организации (структуры без образования юридического лица). При этом в целях настоящего абзаца под обществом также понимается иностранная организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.»;
абзацы шестой — десятый считать соответственно абзацами седьмым — одиннадцатым;
б) подпункт 2 1 изложить в следующей редакции:
«2 1 ) при продаже имущества (имущественных прав) и (или) осуществлении имущественных прав, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав), а также доходов в виде денежных средств (иного имущества), полученных им либо перечисленных (переданных) по его указанию третьим лицам при осуществлении указанных имущественных прав, ранее переданных ему ликвидируемой иностранной организацией (структурой), на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации (структуры) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации (структуры), но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом положений статьи 1053 настоящего Кодекса на дату получения налогоплательщиком имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации (структуры).
При продаже имущества, полученного при осуществлении имущественных прав, ранее переданных налогоплательщику при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком-акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица), доходы которого в виде таких имущественных прав освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества на сумму, равную стоимости указанных имущественных прав по данным учета ликвидированной организации (структуры) на дату получения имущественных прав от такой организации (структуры), но не выше их рыночной стоимости, определяемой с учетом положений статьи 1053 настоящего Кодекса на дату получения налогоплательщиком имущественных прав от такой иностранной организации (структуры);»;
а) пункт 6 после слов «настоящего Кодекса,» дополнить словами «за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса,»;
б) пункт 7 после слов «настоящего Кодекса,» дополнить словами «за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса,»;
5) в статье 246 2 :
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Осуществление следующей деятельности (как по отдельности, так и в совокупности) в Российской Федерации само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации:
1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;
2) подготовка к проведению заседания совета директоров, а также иных коллегиальных органов управления иностранной организации, включая разработку повестки заседаний и проектов решений;
3) осуществление российской организацией или физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, являющимися взаимозависимыми лицами иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации, функций в рамках планирования деятельности такой иностранной организации и контроля за ее деятельностью.
К планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью в целях настоящего подпункта относятся, в частности, следующие функции, осуществляемые в отношении иностранной организации (организаций):
стратегическое планирование и бюджетирование;
подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности;
внутренний аудит и внутренний контроль;
подготовка и организация привлечения финансирования;
управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками;
принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на иностранные организации, взаимозависимым лицом которых является российская организация или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, выполняющие схожие функции или принадлежащие к отдельным операционным сегментам или бизнес-сегментам;
согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях осуществления контроля за соответствием таких решений указанным в настоящем подпункте стандартам, методикам и (или) политикам.
Для целей определения состава и содержания функций по планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью налогоплательщик руководствуется положениями настоящего Кодекса, а также обязан руководствоваться положениями внутренних политик и локальных нормативных актов (при их наличии);
4) осуществление контроля (включая согласование решений, принимаемых иностранной организацией) за ходом геолого-разведочных работ и (или) работ по добыче полезных ископаемых, осуществляемых за пределами Российской Федерации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации.»;
б) в пункте 4 слово «коммерческая» исключить;
в) подпункт 1 пункта 6 изложить в следующей редакции:
«1) иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при одновременном соблюдении следующих условий:
иностранная организация является стороной таких соглашений (контрактов) либо создание иностранной организации предусмотрено этими соглашениями (контрактами) и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании и в соответствии с условиями указанных соглашений (контрактов);
такие соглашения (контракты) заключены с государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями) либо деятельность в рамках таких соглашений (контрактов) осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр (иного аналогичного разрешения, выданного уполномоченным органом такого государства);
доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации формируется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов общей суммы доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;»;
г) абзац седьмой пункта 8 дополнить словами «(за исключением иностранных организаций, указанных в пункте 6 настоящей статьи)»;
6) в подпункте 53 пункта 1 статьи 251:
а) в абзаце первом слова «в виде дивидендов, полученных» заменить словами «доходы, полученные»;
б) в абзаце втором слова «в виде дивидендов» исключить;
в) в абзаце четвертом слово «дивидендов» заменить словами «дохода в пользу российского контролирующего лица»;
г) в абзаце пятом слова «в виде дивидендов» исключить;
7) пункт 5 1 статьи 288 1 изложить в следующей редакции:
«5 1 . В целях настоящей статьи при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» учитываются также субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с реализацией указанного проекта, и (или) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с реализацией указанного проекта, и возникшие при реализации указанного проекта доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте), в том числе по валютным счетам в банках, требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением выданных (полученных) авансов), и (или) возникающей вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Указанные доходы (расходы) определяются и учитываются в порядке, установленном настоящей главой.»;
а) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
«Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25 13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246 2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).»;
б) абзац второй пункта 9 изложить в следующей редакции:
«Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25 13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.»;
9) в статье 309 1 :
а) подпункт 1 пункта 1 дополнить словами «с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 3, 3 1 , 7 и 8 настоящей статьи»;
подпункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) в виде сумм от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости, произведенных в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности, признанных в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения;»;
дополнить подпунктом 1 1 следующего содержания:
«1 1 ) в виде сумм доходов от реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения;»;
в) пункт 3 1 изложить в следующей редакции:
«3 1 . В случаях реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов (далее в настоящем пункте — финансовые активы), операции выбытия которых признаются в составе прибыли (убытка) до налогообложения контролируемой иностранной компании, прибыль (убыток) такой контролируемой иностранной компании в случае ее определения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи корректируется на прибыль (убыток) от выбытия указанных финансовых активов, определяемую в порядке, установленном настоящим пунктом.
Прибыль (убыток) от выбытия финансовых активов определяется как соответствующие доходы, уменьшенные на величину расходов в следующем порядке:
доходы при реализации или ином выбытии финансовых активов определяются в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;
расходы при реализации или ином выбытии финансовых активов определяются либо исходя из стоимости указанных финансовых активов по данным учета контролируемой иностранной компании на дату принятия указанных финансовых активов к учету в случае, если указанные финансовые активы приняты к учету в финансовом году, начавшемся в 2015 году, или в любом последующем финансовом году, либо исходя из стоимости указанных финансовых активов по данным учета контролируемой иностранной компании на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году, в случае, если указанные финансовые активы приняты к учету в финансовых годах, предшествующих финансовому году, начавшемуся в 2015 году.
В случае, если по состоянию на конец финансового года, в котором произошло выбытие финансовых активов, сведения о стоимости таких финансовых активов на дату их принятия к учету (на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году, в случае, если указанные финансовые активы приняты к учету в финансовых годах, предшествующих финансовому году, начавшемуся в 2015 году) отсутствуют, налогоплательщик вправе определить такую стоимость посредством корректировки доходов от выбытия указанных финансовых активов на суммы от их переоценки, в том числе убытка от их обесценения, учтенные в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, за финансовые годы, начавшиеся после 2015 года включительно.
Для целей настоящего пункта стоимость финансовых активов подтверждается данными учета иностранной организации, пояснениями к ее финансовой отчетности (если применимо) и (или) расчетом, основанным на корректировке доходов от реализации или иного выбытия указанных финансовых активов на суммы от их переоценки, определенные в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности, и определяется в валюте финансовой отчетности контролируемой иностранной компании.»;
г) пункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:
«Доходы иностранной компании, указанные в подпункте 6 пункта 4 настоящей статьи, признаются доходами от активной деятельности в случаях, если такие доходы получены от реализации товаров на основании договоров (контрактов), по условиям которых осуществляется поставка базисного актива, или такие доходы получены по операциям хеджирования в целях компенсации неблагоприятных последствий, связанных с изменением стоимости соответствующего объекта хеджирования, и к которым требования международных стандартов финансовой отчетности применяются как к производным финансовым инструментам, при условии раскрытия соответствующих сведений в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании (включая примечания к финансовой отчетности).
Доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами), указанные в настоящем пункте, признаются доходами от активной деятельности при условии, что в случае реализации соответствующего базисного актива по договору купли-продажи такие доходы не признавались бы доходами от пассивной деятельности.»;
д) в пункте 7 слова «налоговой базы этой компании» заменить словами «прибыли контролируемой иностранной компании»;
е) пункт 7 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае, если налогоплательщик прекращает быть контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, он утрачивает право переноса убытка такой компании на будущие периоды в части, не учтенной им ранее при исчислении прибыли контролируемой иностранной компании.»;
ж) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Совокупный убыток контролируемой иностранной компании за период, предшествующий финансовому году, начавшемуся в 2015 году, определяемый в порядке, установленном настоящим пунктом, может быть перенесен на будущие периоды в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи, и учтен при определении прибыли контролируемой иностранной компании.
Совокупная прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании за период, предшествующий финансовому году, начавшемуся в 2015 году, определяется как сумма прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании за три финансовых года, непосредственно предшествующие финансовому году, начавшемуся в 2015 году, без учета особенностей, предусмотренных пунктами 3 и 3 1 настоящей статьи.
При этом в случае, если на последнее число финансового года, непосредственно предшествующего финансовому году, начавшемуся в 2015 году, контролируемой иностранной компании на праве собственности принадлежат доли в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паи в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценные бумаги, производные финансовые инструменты, переоценка которых по справедливой стоимости не признавалась ни в одном году из трех финансовых лет, непосредственно предшествующих финансовому году, начавшемуся в 2015 году, в составе прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании до налогообложения, совокупная прибыль (убыток) такой контролируемой иностранной компании за период, предшествующий финансовому году, начавшемуся в 2015 году, корректируется на накопленную переоценку таких активов по справедливой стоимости за период с даты их приобретения (с первого числа финансового года, начавшегося в 2012 году, если дата приобретения приходится на период до указанной даты) до последнего числа финансового года, непосредственно предшествующего финансовому году, начавшемуся в 2015 году.»;
з) пункт 11 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае, если контролируемая иностранная компания входит в состав иностранной консолидированной группы налогоплательщиков, для целей определения суммы налога, исчисленного в отношении прибыли такой контролируемой иностранной компании в соответствии с законодательством иностранного государства, может быть учтена часть суммы налога, исчисленного в отношении такой иностранной консолидированной группы налогоплательщиков. При этом указанная часть определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 2513-1 настоящего Кодекса для контролируемой иностранной компании, входящей в иностранную консолидированную группу налогоплательщиков.»;
10) в абзаце втором пункта 2 статьи 387 слова «размера не облагаемой налогом суммы» заменить словами «величины налогового вычета»;
11) в статье 391:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:»;
дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
«8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.»;
б) дополнить пунктом 6 1 следующего содержания:
«6 1 . Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.
Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.
При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.»;
12) в подпункте 9 пункта 1 статьи 395 слова «в пункте 11 настоящей статьи» заменить словами «в подпункте 11 настоящего пункта»;
13) в абзаце первом пункта 10 статьи 396 слова «уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму» заменить словами «налогового вычета»;
14) в статье 427:
а) в подпункте 3 пункта 1 слова «(за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне)» исключить;
абзац третий дополнить словами «, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны»;
абзац седьмой дополнить словами «, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны»;
абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:
«В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное настоящим пунктом, а также в случае лишения ее государственной аккредитации либо статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1 1 пункта 2 настоящей статьи, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации, либо в реестр резидентов особой экономической зоны внесена запись о лишении организации статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны.».
В подпункте 6 пункта 4 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 51, ст. 4832; 2004, № 30, ст. 3088; 2009, № 30, ст. 3739; 2010, № 40, ст. 4969; № 42, ст. 5294; № 50, ст. 6597; 2011, № 1, ст. 44; № 45, ст. 6335; № 49, ст. 7043, 7057; 2012, № 26, ст. 3447; № 50, ст. 6966; 2013, № 27, ст. 3477; № 49, ст. 6352; 2014, № 26, ст. 3394; № 30, ст. 4217; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 72; № 29, ст. 4339; 2016, № 27, ст. 4183; № 52, ст. 7487; 2017, № 24, ст. 3483; № 31, ст. 4765; № 50, ст. 7564) слова «, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности» исключить.
Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252; 2011, № 50, ст. 7351; 2012, № 53, ст. 7608; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 29, ст. 4388) дополнить статьей 322 1 следующего содержания:
«Статья 322 1 . Специальные положения о таможенном регулировании в Российской Федерации в связи с принятием Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в городе Москве 11 апреля 2017 года
1. Со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в городе Москве 11 апреля 2017 года, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области таможенного дела, применяются в части, не противоречащей Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанному в городе Москве 11 апреля 2017 года (далее в настоящей статье — Договор).
2. В случае, если законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области таможенного дела, не соответствуют положениям Договора, соответствующие правоотношения регулируются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
3. Соответствующие нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.».
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 48, ст. 6657; 2015, № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920) слова «пунктом 3» заменить словами «пунктами 3 и 6».
Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:
1) часть 3 после слов «, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнить словами «, если иное не установлено частью 3 1 настоящей статьи»;
2) дополнить частью 3 1 следующего содержания:
«3 1 . В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».
Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:
1) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
2) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.».
Внести в Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307) следующие изменения:
а) в абзаце втором подпункта «б» пункта 54 цифры «343 3 » заменить цифрами «343 4 «;
б) подпункт «а» пункта 55 изложить в следующей редакции:
«а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 343 2 . Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, на сумму налогового вычета в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры или в границах Республики Башкортостан»;»;
2) в части 1 статьи 8 слово «новых» исключить;
3) статью 9 дополнить частью 5 1 следующего содержания:
«5 1 . Положения пунктов 1, 2 1 , подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении приобретенных организациями — субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, применяются с 1 января 2019 года.».
Внести в статью 1 Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7326) следующие изменения:
а) абзац третий после слов «в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх» дополнить словами «, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе»;
б) абзац четвертый после слов «в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр» дополнить словами «, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе»;
2) абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:
«5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, — исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей, а также физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами азартных игр, не относящихся к азартным играм в букмекерской конторе и тотализаторе, — исходя из сумм таких выигрышей;»;».
1. Установить, что для целей переноса на будущие периоды суммы убытка, полученного контролируемой иностранной компанией за три финансовых года, предшествующие 1 января 2015 года, может применяться порядок определения убытков, установленный пунктом 8 статьи 309 1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
2. При применении порядка определения переносимой на будущие периоды суммы убытка, полученного контролируемой иностранной компанией за три финансовых года, предшествующие 1 января 2015 года, установленного пунктом 8 статьи 3091 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), перерасчет налоговой базы за прошедшие налоговые периоды по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц) не производится.
1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.
1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
1. Установить, что уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу за налоговый период 2017 года в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), может быть представлено налогоплательщиком в произвольной форме в налоговый орган по своему выбору до 1 июля 2018 года.
2. Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 июля 2018 года представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.
3. При непредставлении уведомления о выбранном земельном участке налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета за налоговый период 2017 года, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункт 5 статьи 1, статьи 6, 7 и 11 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Подпункт «а» пункта 5, пункт 7, абзацы третий — шестой подпункта «б» и подпункт «в» пункта 11, пункты 12 — 14 статьи 2 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.
4. Статья 322 1 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в городе Москве 11 апреля 2017 года.
5. Положения подпункта 7 пункта 1, абзаца пятого подпункта 1, подпункта 3 пункта 2, пункта 9 статьи 25 13-1 , подпункта 10 пункта 6 статьи 25 14 , пункта 8 статьи 25 15 , подпункта 1 пункта 4 статьи 105 3 , подпункта 1 пункта 1, подпунктов 1 и 1 1 пункта 3, пунктов 3 1 , 5 и 7, абзаца второго пункта 7 1 , пунктов 8 и 11 статьи 309 1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2016 году.
6. Действие положений пунктов 3, 4, 6 и 8 статьи 246 2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
7. Действие положений пунктов 13 и 13 2 статьи 214 1 , пунктов 60, 66 и 67 статьи 217, подпунктов 2 и 2 1 пункта 2 статьи 220, подпункта 53 пункта 1 статьи 251, пункта 5 1 статьи 288 1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на порядок учета соответствующих доходов и расходов, признанных и осуществленных с 1 января 2016 года.
8. Действие положений подпункта 1 пункта 10 статьи 214 1 , абзаца второго пункта 5 и абзаца второго пункта 9 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
9. Действие положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
10. Положения части 3 1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к недоимке и задолженности, в отношении которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
11. Положения части 3 1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона), части 3 статьи 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона), части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
12. Положения части 3 1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в статье 11 настоящего Федерального закона.
13. Положения пункта 5, абзаца первого пункта 6 1 и пункта 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 13 настоящего Федерального закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Наиболее значимые изменения 2017 года, внесенные во вторую часть Налогового кодекса
В 2017 году нас по традиции ожидают изменения в налогах. На второе полугодие 2016 года пришелся особенно богатый урожай налоговых поправок. Рассмотрим наиболее значимые изменения 2017 года, внесенные во вторую часть Налогового кодекса и затрагивающие налоги и налоговые режимы.

В 2017 году нас по традиции ожидают изменения в налогах. На второе полугодие 2016 года пришелся особенно богатый урожай налоговых поправок. Рассмотрим наиболее значимые изменения 2017 года, внесенные во вторую часть Налогового кодекса и затрагивающие налоги и налоговые режимы.
Изменения по налогу на прибыль
- На 2017–2020 годы изменен принцип распределения налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами: ставка налога в федеральный бюджет вырастет с 2 до 3 процентов, а в региональный, соответственно, снизится с 18 до 17 процентов (ст. 284 НК РФ; подп. «а» п. 26 ст. 2 Федерального закона от № (далее — Закон № )).
- С 2017 года скорректированы правила учета налогового убытка (пп. 2, 2.1 ст. 283 НК РФ). Если ранее убыток мог быть перенесен не более чем на 10 лет, то с нового года это ограничение снимается, то есть убыток может быть учтен в любое время, в том числе за рамками десятилетнего периода (подп. «б» п. 25 ст. 2 Закона № ). Однако есть и негативная поправка. Дело в том, что до 2017 года прибыль текущего периода можно было уменьшить на сумму налогового убытка вплоть до нуля, а с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года прибыль текущего периода можно будет уменьшить на убыток только в пределах 50 процентов от прибыли текущего периода (подп. «в» п. 25 ст. 2 Закона № ).
- Изменился порядок формирования резерва по сомнительным долгам. При наличии встречной кредиторской задолженности перед должником сомнительным долгом признается сумма долга в части, превышающей встречную кредиторскую задолженность перед должником (п. 1 ст. 266 НК РФ; п. 17 ст. 2 Закона № ). Напомним, что ранее в расчете резерва по сомнительным долгам в рассматриваемой ситуации можно было учесть всю сумму долга такого лица, перед которым имеются встречные долги у налогоплательщика (пост. Президиума ВАС РФ от № ). Но есть и позитивная поправка, которая позволяет с 2017 года сравнивать вновь образованный по итогам отчетного периода резерв с ограничением в размере 10 процентов от суммы налоговой выручки не только за отчетный период, в котором создается резерв, но и за предыдущий налоговый период, что позволит не восстанавливать сумму резерва в I квартале нарушения рассматриваемого ограничения (п. 4 ст. 266 НК РФ; Федеральный закон от № ).
- С 2017 года вступила в силу измененная Классификация основных средств для целей налогообложения прибыли (утв. пост. Правительства РФ от № 1 в ред. пост. Правительства РФ от № 640). Изменения вызваны прежде всего тем, что старый ОКОФ заменен новым ОК 013–2014 (СНС 2008) (Общероссийский классификатор основных фондов, утв. приказом Росстандарта от № ). Отметим, что данные изменения применяют только в отношении основных средств, принимаемых к учету с 1 января 2017 года (письмо Минфина России от № ).
Изменился порядок учета для целей налогообложения процентов по контролируемой задолженности (пп. 2–13 ст. 269 НК РФ; Федеральный закон от № ).
В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ; Федеральный закон от № (далее — Закон № )).
Изменения по НДС
С 2017 года в РФ обложению НДС подлежит оказание иностранными организациями ряда распространенных услуг в интернете (рекламных услуг в сети, предоставление прав пользования программ ). Российские организации и ИП, приобретающие такие услуги, с 2017 года будут выполнять функции налоговых агентов по НДС (ст. 161, 174.2 НК РФ; Федеральный закон от № ).
С 1 июля 2017 года налогоплательщикам, получающим субсидии на возмещение понесенных расходов, при осуществлении которых был заявлен вычет НДС, придется восстанавливать вычет НДС вне зависимости от того, из какого бюджета получена субсидия: федерального, регионального или местного (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона № ). Напомним, что до этой даты обязанность по восстановлению вычета НДС возникала только при получении субсидии из федерального бюджета (ч. 6 ст. 13 Закона № ; письмо Минфина России от № ).
Изменения по НДФЛ
- оплаченная работодателем не включается в налоговый доход работника (п. 21.1 ст. 217 НК РФ; Закон № );
- оплаченная работником включается в состав социального налогового вычета (подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ; Закон № ).
Изменения по УСН и ЕСХН
В таблице 1 указаны наиболее существенные, на взгляд автора, изменения в части спецрежимов, вступающие в силу в 2017 году.

Таблица 1. УСН и ЕСХН:
Новые классификаторы
- ОКВЭД 2 ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»;
- ОКПД 2 ОК 034–2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности».
- ОК 029–2001 (КДЕС Ред. 1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (ОКВЭД);
- ОК 002–93 «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН);
- ОК 005–93 «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП).
Для плательщиков НДС.
В связи с заменой ОКП на ОКПД 2 предусмотрено внесение изменений в постановления Правительства РФ «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (пост. Правительства РФ от № 908), «О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов» (пост. Правительства РФ от № 41) и «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (пост. Правительства РФ от № 688), а до принятия соответствующих изменений коды видов товаров, реализуемых по ставке НДС 10 процентов, видимо, придется определять по отмененному ОКП (письма Минфина России от № /29278, от № /69121).
Для плательщиков ЕНВД.
С 2017 года коды видов деятельности, подлежащих переводу на ЕНВД в качестве бытовых услуг населению, определяет Правительство РФ на основании новых классификаторов (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ; распоряжение Правительства РФ от № (далее — Распоряжение № )).
- виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых для вновь зарегистрированных ИП предусмотрена налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами РФ на основании ОКВЭД 2;
- виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых для вновь зарегистрированных ИП применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами РФ на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД 2 и (или) кодов услуг в соответствии с ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством РФ (Распоряжение № ).
- в целях установления размеров потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, если такая дифференциация предусмотрена ОКВЭД 2 и (или) ОКПД 2;
- устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса, в отношении которых применяется ПСН; коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД 2 и коды услуг в соответствии с ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяет Правительство РФ (Распоряжение № );
- виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых для вновь зарегистрированных ИП устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, определяются субъектами РФ (п. 2, подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ) на основании ОКВЭД 2;
- виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых для вновь зарегистрированных ИП устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, определяются субъектами РФ (п. 2, подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ; Распоряжение № ) на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД 2 и (или) кодов услуг в соответствии с ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством РФ.
Для плательщиков ЕСХН.
Следует ожидать внесения изменений в постановление Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» (пост. Правительства РФ от № 458), которым установлены виды продукции, относящиеся к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства для целей применения ЕСХН, в связи с тем, что данные виды продукции определены в постановлении на основе утратившего силу ОКП.
Для лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы) населению за наличный расчет. Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять при условии выдачи ими соответствующих БСО до 1 июля 2018 года (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от № ). Ранее наиболее безопасным подходом для таких лиц было применять БСО в отношении тех услуг (работ), которые были указаны в ОКУН (письмо Минфина России от № /24495). С 2017 года, в отсутствие разъяснений на сей счет со стороны налоговиков, представляется, что наиболее безопасным вариантом будет применение БСО при оказании услуг (выполнении работ), указанных в собирательных классификационных группировках «Платные услуги населению» (утв. приказом Росстата от № 244).
Для всех налогоплательщиков.
В связи с введением ОКВЭД 2 появилась отрасль, лишившаяся права на применение льготных тарифов страховых взносов с 2017 года. Компании (ИП), применяющие УСН и работающие в сфере туризма, не смогут с 2017 года применять пониженные тарифы страховых взносов, так как в ОКВЭД 2 код вида деятельности таких лиц «переехал» из группы «Транспорт и связь» в группу «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ; письмо Минфина России от № /2/65561).
Изменения по страховым взносам
С 1 января 2017 года страховые взносы регулирует Налоговый кодекс. Соответствующие поправки внесены в первую его часть, а вторая дополнена новой главой 34 «Страховые взносы» (Закон № ).
Отметим, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет, как и раньше, контролировать ФСС России, и Фонд уже утвердил форму отчетности, которую нужно будет представлять начиная с I квартала 2017 года (п. 3 ст. 2 НК РФ; Федеральный закон от № ; приказ ФСС России от № 381).
В основном нормы главы 34 Налогового кодекса дублируют положения утратившего силу Закона о страховых взносах. В таблице 2 указаны наиболее существенные, на взгляд автора, изменения в части страховых взносов.

Таблица 2. Изменения в части страховых взносов
Важно!
С 2017 года вводятся в действие (приказ Росстата от № 498 в ред. приказа Росстата от № 686) Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения № , , , , (м). Следует обратить пристальное внимание на указания по заполнению формы № «Сведения о численности и заработной плате работников», поскольку именно так с 1 января 2017 года во всех случаях осуществляется расчет средней и среднесписочной численности, в том числе для целей налогообложения.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, — необходимость уплаты взносов в 2017 году на новые КБК, открытые ФНС России, причем это касается и взносов за 2016 год, уплачиваемых в 2017 году (информация ФСС России «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года»).
- #НДФЛ
- #НДС
- #УСН
- #налог на прибыль
- #страховые взносы
- #налогоплательщик
- #ЕСХН
- #изменения в НК РФ
- Автор: Илья Антоненко, ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании» (г. Санкт-Петербург)