Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год
Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.
В чем главное отличие?
№ 44-ФЗ
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
- государственные органы власти,
- корпорации Роскосмос и Росатом,
- публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»,
- казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
- госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
- естественные монополии, например, РЖД,
- организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
- бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:
- организаций инвалидов,
- уголовно-исполнительных учреждений,
- поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
- субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).
Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.
Установить приоритет могут:
- субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
- поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.
Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.
- конкурентными:
- конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
- аукционы: электронный, закрытый;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов котировок,
- запросов предложений.
В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.
Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.
Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.
Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.
Закупки публикуют в ЕИС, если
- начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
- НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.
Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):
- на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
- на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.
Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).
Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.
Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.
Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.
Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Обеспечение заявки (ОЗ)
Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.
В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.
Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств
В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.
Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.
Победитель может предоставить ОИК:
- путем перевода денег на счет заказчика,
- в виде банковской гарантии (БГ).
СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.
Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.
Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.
Обеспечение заявки
В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.
Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:
- банковская гарантия,
- перевод денег на счет заказчика или ЭТП.
Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.
Обеспечение контракта
В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.
Победитель закупки платит площадке за победу:
- 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
- 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.
В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.
Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.
В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.
Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Госзаказчики размещают в ЕИС:
- годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
- обоснования закупки у единственного поставщика,
- документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:
- ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
- отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
- годовые отчеты закупок среди МСП.
Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.
Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.
Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:
- на документацию закупки,
- на действие или бездействие заказчика,
- на оператора ЭТП.
Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.
Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.
На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.
Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ
Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?
№ 44-ФЗ
Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.
№ 223-ФЗ
Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д. 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя. Познакомиться с сервисом
Кто заказчики и поставщики?
Заказчики и поставщики по 44-ФЗ
Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.
Заказчики и поставщики по 223-ФЗ
- Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
- Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
- Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
- Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).
В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.
На каких ЭТП проводят торги?
Заказчики по 44-ФЗ
Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заказчики по 223-ФЗ
Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.
На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.
Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.
Способы закупок
В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки
- конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
- аукционы (электронные, закрытые);
- запросы предложений;
- запросы ценовых котировок.
С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.
Неконкурентные закупки
К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Способы закупок по 223-ФЗ
В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.
Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.
Отчетность заказчиков торгов
Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ
Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:
- Отчет об исполнении контракта;
- Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
- Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ
Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:
- отчет об общей стоимости заключенных договоров;
- отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
- отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
- отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
Обеспечение исполнения обязательств по контракту
Федеральный закон 44-ФЗ
С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.
Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.
Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.
Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.
Федеральный закон 223-ФЗ
Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.
Расторжение контракта и возможность внести изменения
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.Федеральный закон 223-ФЗ
Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.
Обжалование действий заказчика
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:
- В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
- Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
- Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).
Федеральный закон 223-ФЗ
Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.
Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.
44‑ФЗ простым языком. Часть 1. Основные принципы госзакупок
Если вы новичок в закупках, вам подойдут тендеры по 44-ФЗ. Этот закон подробно объясняет поставщикам правила участия и регламентирует каждый этап закупки. 44-ФЗ написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и начинаем доступный пересказ. В этой статье поговорим про основные принципы госзакупок.
В этой статье:
- Кто участвует в закупках по 44-ФЗ
- Что регулирует 44-ФЗ
- Что не регулирует 44-ФЗ
- Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ
- Принципы контрактной системы
- Важные определения
- ЕИС сейчас включает
- Организация ЭДО
- Национальный режим
- Способы проведения закупок
- Планирование
- Начальная цена контракта
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ
Заказчик
Государственное и муниципальное бюджетное учреждение. Например, детский сад, школа или больница.
Поставщик
Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятый), которое:
- не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- не является иностранным агентом,
- не состоит в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), такое требование может предъявить заказчик.
По закону не менее 25% всех закупок госзаказчики проводят среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Электронные торговые площадки
На них проходят госзакупки. Всего федеральных ЭТП восемь:
Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.
Что регулирует 44-ФЗ
- планирование, мониторинг и аудит закупок,
- отбор поставщиков,
- заключение контрактов и их исполнение,
- контроль закупок.
Что не регулирует 44-ФЗ
- закупки услуг у международных финансовых организаций;
- закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей;
- закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда;
- закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
- закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов;
- плату за участие в закупках;
- соглашения об установлении сервитута — ограниченного права пользования чужой землей;
- оплату судебных издержек.
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ
- Президент РФ,
- Правительство РФ,
- Федеральные органы исполнительной власти,
- «Росатом»,
- «Роскосмос»,
- Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации.
Принципы контрактной системы
Важные определения
Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, вузы, научные институты.
Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. Важный момент: непосредственно торги проходят на ЭТП (о них далее), а на ЕИС можно найти информацию по тендерам.
Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену выше НМЦ.
Электронная торговая площадка (ЭТП) — платформа, на которой заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие, проводятся сами тендеры. Например, электронные аукционы.
Специализированная электронная площадка — платформа с доступом по защищенным каналам связи, на которой проводят закрытые закупки и тендеры в рамках гособоронзаказа (ГОЗ).
Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.
ЕИС сейчас включает
- информацию о закупках,
- шаблоны контрактов,
- правила нормирования,
- информацию о рыночных ценах на товары,
- планы закупок, планы-графики,
- отчетность по исполненным контрактам,
- реестр недобросовестных поставщиков (РНП),
- единую регистрацию и реестр участников закупок (ЕРУЗ),
- единый каталог товаров, работ и услуг,
- публикацию закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
- независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП,
- подачу жалоб,
- возможности проведения электронного актирования и приемки товаров, работ, услуг (ТРУ),
- возможности выпуска машиночитаемой доверенности (МЧД) для торгов,
- функциональность по работе со структурированным извещением, заявкой и цифровым контрактом.
Это неполный перечень: ЕИС постоянно развивается. Доступ к информации в системе бесплатный. Если сведения об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т. д. в ЕИС и в другом источнике отличаются, то приоритет — у информации в ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты ОГРН 1026605606620. 620144, Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А.
Организация ЭДО
Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:
- Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
- Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года в госзакупках используют квалифицированные подписи. Если в тендере от имени поставщика участвует руководитель, он должен выпустить подпись в удостоверяющем центре (УЦ) ФНС. Электронные подписи на уполномоченных сотрудников как на физических лиц выпускают коммерческие УЦ. Для работы с тендерами специалистам потребуется машиночитаемая доверенность.
Национальный режим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕАЭС. Подробнее о нацрежиме рассказываем в этой статье.
Способы проведения закупок
В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит средства от приносящей доход деятельности и у нее есть положение о закупках.
Планирование
Основной документ заказчика — план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.
В описании каждой закупки есть:
- название, номер, требования к товарам и участникам,
- способ закупки — аукцион, конкурс или запрос котировок,
- НМЦ каждого контракта,
- дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
- размер обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (при наличии),
- дата объявления закупки,
- информация о банковском сопровождении контракта,
- применение критериев оценки заявки — в случае конкурса и др.
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать требования в рамках закупки необоснованными. Тогда тендер корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.
Начальная цена контракта
Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена контракта будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты.
Статьи цикла
- 44-ФЗ простым языком. Часть 2.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 3.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 4.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 5.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 6
- 44-ФЗ простым языком. Часть 7.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 8.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 9.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 10.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 11.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 12.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 13.
- 44-ФЗ простым языком. Часть 14.
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий
Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ — единая законодательная база регулирования государственной контрактной системы. Однако каждый из законов имеет свою сферу применения. Будьте внимательны в этом вопросе, чтобы не допустить ошибок.
Елена Ефимова
16 Декабря 2019
Получить сертификат электронной подписи
Заполните заявку на выпуск сертификатаЗаказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.
Заказчики по 223-ФЗ:
- госкорпорации;
- госкомпании;
- публично-правовые компании;
- естественные монополии;
- автономные учреждения;
- ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
- компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
- бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
- федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.
Заказчики по 44-ФЗ:
- государственные и муниципальные органы власти;
- Росатом и Роскосмос;
- государственные внебюджетные фонды;
- государственные и муниципальные казённые учреждения;
- бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.
Участники
Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.
Преимущества для субъектов МСП
Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.
По 44-ФЗ:
- минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
- разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
- размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).
По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:
- минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
- обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.
Виды процедур
44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.
Виды процедур по 44-ФЗ:
- конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
- электронный аукцион;
- закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
- запрос котировок, в том числе в электронной форме;
- запрос предложений;
- закупка у единственного поставщика.
223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.
Площадки
Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.
Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:
- реестр контрактов/договоров;
- планы закупок;
- положения о закупках согласно 223-ФЗ;
- нормативно-правовые акты.
Порядок проведения закупок
44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.
НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом
В закупках по 44-ФЗ:
- Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
- Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
- Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
- Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.
В закупках по 223-ФЗ:
- Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
- Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
- Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
- Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.
Контракт (договор)
По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.
Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.
Обжалование
44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.
В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.
Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ
Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.