Кто является заказчиком по 44 фз
Перейти к содержимому

Кто является заказчиком по 44 фз

  • автор:

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

  • государственные органы власти,
  • корпорации Роскосмос и Росатом,
  • публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»,
  • казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.

Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.

Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;

    Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

    • конкурсов,
    • аукционов,
    • запросов котировок,
    • запросов предложений.

    В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

    Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.

    Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.

    Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.

    Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.

    Закупки публикуют в ЕИС, если

    • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
    • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

    Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

    Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

    • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
    • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

    Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

    Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.

    Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.

    Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.

    Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).

    Обеспечение заявки (ОЗ)

    Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.

    В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.

    Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.

    Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.

    Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств

    В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.

    Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.

    Победитель может предоставить ОИК:

    • путем перевода денег на счет заказчика,
    • в виде банковской гарантии (БГ).

    СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.

    Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.

    Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

    Обеспечение заявки

    В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.

    Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

    • банковская гарантия,
    • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

    Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.

    Обеспечение контракта

    В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

    Победитель закупки платит площадке за победу:

    • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
    • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.

    В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.

    В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.

    Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.

    Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.

    В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.

    Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.

    Госзаказчики размещают в ЕИС:

    • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
    • обоснования закупки у единственного поставщика,
    • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.

    Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

    • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
    • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
    • годовые отчеты закупок среди МСП.

    Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.

    Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.

    При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.

    Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.

    Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

    Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.

    Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.

    В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

    • на документацию закупки,
    • на действие или бездействие заказчика,
    • на оператора ЭТП.

    Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.

    Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

    На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.

    Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

    Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

    Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

    Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

    Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

    № 44-ФЗ

    Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

    № 223-ФЗ

    Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д. 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

    Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя. Познакомиться с сервисом

    Кто заказчики и поставщики?

    Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

    Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

    Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

    • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
    • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
    • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

    В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

    Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки
    • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
    • аукционы (электронные, закрытые);
    • запросы предложений;
    • запросы ценовых котировок.

    С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

    Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

    Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

    • Отчет об исполнении контракта;
    • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
    • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

    • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
    • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

    Обеспечение исполнения обязательств по контракту

    Федеральный закон 44-ФЗ

    С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

    Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

    Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

    Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

    Расторжение контракта и возможность внести изменения

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
    Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

    Обжалование действий заказчика

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
    • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

    В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

    Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

    Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

    Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.

    44‑ФЗ простым языком. Часть 1. Основные принципы госзакупок

    Если вы новичок в закупках, вам подойдут тендеры по 44-ФЗ. Этот закон подробно объясняет поставщикам правила участия и регламентирует каждый этап закупки. 44-ФЗ написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и начинаем доступный пересказ. В этой статье поговорим про основные принципы госзакупок.

    В этой статье:
    • Кто участвует в закупках по 44-ФЗ
    • Что регулирует 44-ФЗ
    • Что не регулирует 44-ФЗ
    • Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ
    • Принципы контрактной системы
    • Важные определения
    • ЕИС сейчас включает
    • Организация ЭДО
    • Национальный режим
    • Способы проведения закупок
    • Планирование
    • Начальная цена контракта

    Кто участвует в закупках по 44-ФЗ

    Заказчик

    Государственное и муниципальное бюджетное учреждение. Например, детский сад, школа или больница.

    Поставщик

    Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятый), которое:

    • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
    • не принадлежит к оффшорным компаниям,
    • не является иностранным агентом,
    • не состоит в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), такое требование может предъявить заказчик.

    По закону не менее 25% всех закупок госзаказчики проводят среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

    Электронные торговые площадки

    На них проходят госзакупки. Всего федеральных ЭТП восемь:

    Гибко настраиваем поиск тендеров из 300 источников. Помогаем работать с закупками, следить за изменениями в них, анализировать заказчиков и конкурентов.

    Что регулирует 44-ФЗ

    • планирование, мониторинг и аудит закупок,
    • отбор поставщиков,
    • заключение контрактов и их исполнение,
    • контроль закупок.

    Что не регулирует 44-ФЗ

    • закупки услуг у международных финансовых организаций;
    • закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей;
    • закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда;
    • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
    • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов;
    • плату за участие в закупках;
    • соглашения об установлении сервитута — ограниченного права пользования чужой землей;
    • оплату судебных издержек.

    Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ

    • Президент РФ,
    • Правительство РФ,
    • Федеральные органы исполнительной власти,
    • «Росатом»,
    • «Роскосмос»,
    • Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации.

    Принципы контрактной системы

    Важные определения

    Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, вузы, научные институты.

    Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

    Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. Важный момент: непосредственно торги проходят на ЭТП (о них далее), а на ЕИС можно найти информацию по тендерам.

    Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену выше НМЦ.

    Электронная торговая площадка (ЭТП) — платформа, на которой заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие, проводятся сами тендеры. Например, электронные аукционы.

    Специализированная электронная площадка — платформа с доступом по защищенным каналам связи, на которой проводят закрытые закупки и тендеры в рамках гособоронзаказа (ГОЗ).

    Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

    ЕИС сейчас включает

    • информацию о закупках,
    • шаблоны контрактов,
    • правила нормирования,
    • информацию о рыночных ценах на товары,
    • планы закупок, планы-графики,
    • отчетность по исполненным контрактам,
    • реестр недобросовестных поставщиков (РНП),
    • единую регистрацию и реестр участников закупок (ЕРУЗ),
    • единый каталог товаров, работ и услуг,
    • публикацию закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
    • независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП,
    • подачу жалоб,
    • возможности проведения электронного актирования и приемки товаров, работ, услуг (ТРУ),
    • возможности выпуска машиночитаемой доверенности (МЧД) для торгов,
    • функциональность по работе со структурированным извещением, заявкой и цифровым контрактом.

    Это неполный перечень: ЕИС постоянно развивается. Доступ к информации в системе бесплатный. Если сведения об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т. д. в ЕИС и в другом источнике отличаются, то приоритет — у информации в ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.

    Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.

    Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты ОГРН 1026605606620. 620144, Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А.

    Организация ЭДО

    Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

    • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
    • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года в госзакупках используют квалифицированные подписи. Если в тендере от имени поставщика участвует руководитель, он должен выпустить подпись в удостоверяющем центре (УЦ) ФНС. Электронные подписи на уполномоченных сотрудников как на физических лиц выпускают коммерческие УЦ. Для работы с тендерами специалистам потребуется машиночитаемая доверенность.

    Национальный режим

    Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕАЭС. Подробнее о нацрежиме рассказываем в этой статье.

    Способы проведения закупок

    В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит средства от приносящей доход деятельности и у нее есть положение о закупках.

    Планирование

    Основной документ заказчика — план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

    В описании каждой закупки есть:

    • название, номер, требования к товарам и участникам,
    • способ закупки — аукцион, конкурс или запрос котировок,
    • НМЦ каждого контракта,
    • дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
    • размер обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (при наличии),
    • дата объявления закупки,
    • информация о банковском сопровождении контракта,
    • применение критериев оценки заявки — в случае конкурса и др.

    При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать требования в рамках закупки необоснованными. Тогда тендер корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

    Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

    Начальная цена контракта

    Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена контракта будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты.

    Статьи цикла
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 2.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 3.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 4.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 5.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 6
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 7.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 8.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 9.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 10.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 11.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 12.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 13.
    • 44-ФЗ простым языком. Часть 14.

    Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий

    Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ — единая законодательная база регулирования государственной контрактной системы. Однако каждый из законов имеет свою сферу применения. Будьте внимательны в этом вопросе, чтобы не допустить ошибок.

    Елена Ефимова
    16 Декабря 2019
    Получить сертификат электронной подписи
    Заполните заявку на выпуск сертификата

    Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

    Заказчики по 223-ФЗ:

    • госкорпорации;
    • госкомпании;
    • публично-правовые компании;
    • естественные монополии;
    • автономные учреждения;
    • ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
    • компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
    • бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
    • федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.

    Заказчики по 44-ФЗ:

    • государственные и муниципальные органы власти;
    • Росатом и Роскосмос;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • государственные и муниципальные казённые учреждения;
    • бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

    Участники

    Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

    Преимущества для субъектов МСП

    Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

    По 44-ФЗ:

    • минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
    • разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
    • размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).

    По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:

    • минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
    • обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

    Виды процедур

    44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

    Виды процедур по 44-ФЗ:

    • конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
    • электронный аукцион;
    • закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
    • запрос котировок, в том числе в электронной форме;
    • запрос предложений;
    • закупка у единственного поставщика.

    223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

    Площадки

    Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.

    Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

    • реестр контрактов/договоров;
    • планы закупок;
    • положения о закупках согласно 223-ФЗ;
    • нормативно-правовые акты.

    Порядок проведения закупок

    44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

    НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом

    В закупках по 44-ФЗ:

    1. Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
    2. Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
    3. Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
    4. Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.

    В закупках по 223-ФЗ:

    1. Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
    2. Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
    3. Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
    4. Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

    Контракт (договор)

    По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.

    Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.

    Обжалование

    44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.

    В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.

    Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *