Территориальная сетевая организация
Территориальная сетевая организация – коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС.
ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 3.
Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник. — М.: Энас . В.В. Красник . 2006 .
- Темп прироста
- Технико-экономическое обоснование
Смотреть что такое «Территориальная сетевая организация» в других словарях:
- территориальная сетевая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети; [Федеральный закон Российской Федерации… … Справочник технического переводчика
- ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети … Юридическая энциклопедия
- территориальная сетевая организация — 3.1.46 территориальная сетевая организация : Коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Территориальная сетевая организация в энергетике — территориальная сетевая организация коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в… … Официальная терминология
- СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ — ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия
- Энергоснабжающая организация — предприятие, являющееся юридическим лицом и имеющее в собственности или в полном хозяйственном ведении источники тепловой энергии и (или) тепловые сети. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- ТСО — территориально спасательный отряд ТСО технические средства охраны техн. ТСО тренажёрные системы обучения ТСО технические средства обучения … Словарь сокращений и аббревиатур
- Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- СТО 70238424.29.240.01.003-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.29.240.01.003 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования: 3.1.1 аварийный режим работы : Переходный режим работы энергосистемы, характеризующийся повреждением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Кто может стать регулируемой территориальной сетевой организацией?
4 марта 2015 года опубликовано Постановление ПравительстваРФ «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» .№ 184 от 28.02.2015 г . Вступление в силу данного документа с 12 марта 2015 г. означает для многих предприятий невозможность выступить на рынке в качестве электросетевой компании. Далеко не каждая компания сможет утвердить тариф на эти услуги, а значит, не получит (или потеряет) статус сетевой организации.
С подробностями изменений Вы можете ознакомиться сайте «Государственной системы правовой информации» . Суть Постановления заключается в ведении критериев соответствия территориальной сетевой компании. Для предприятий, не соответствующих заданным критериям, по сути устанавливается запрет на получение статуса и функционирования в качестве ТСО.
В дальнейшем Правительство РФ ещё более ужесточило требования путём внесения в указанное выше Постановление изменений Постановлениями от 04.09.2015 № 941, от 30.09.2016 № 989, от 17.10.2016 № 1056.
В итоге, на сегодня Постановление определяет шесть критериев, на соответствие которым будут проверяться кандидаты в ТСО:
1) Наличие трансформаторных и иных подстанций отвечающих следующим требованиям:
- кандидат в ТСО должен владеть подстанциями на праве собственности и (или) на ином законном основании (аренда, субаренда, безвозмездное пользование и т.д.);
- кандидат в ТСО должен иметь право владения подстанциями на срок не менее долгосрочного периода регулирования — 5 лет (3 года при установлении впервые долгосрочных тарифов);
- подстанции должны использоваться для регулируемой деятельности — оказания услуг по передаче электроэнергии;
- подстанции должны находиться в границах одного субъекта РФ;
- в подстанциях должны быть установлены силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
- сумманоминальных мощностей трансформаторов (автотрансформаторов), установленных в подстанциях, должна быть не менее 10 МВА.
2) Наличие линий электропередачи (воздушных, кабельных), отвечающих следующим требованиям:
- кандидат в ТСО должен владеть линями на праве собственности и (или) на ином законном основании (аренда, субаренда, безвозмездное пользование и т.д.);
- кандидат в ТСО должен иметь право владения линиями на срок не менее долгосрочного периода регулирования — 5 лет (3 года при установлении впервые долгосрочных тарифов);
- линии должны использоваться для регулируемой деятельности — оказания услуг по передаче электроэнергии;
- линии должны быть непосредственно соединёнными с подстанциями, указанными выше;
- линии должны находиться в границах одного субъекта РФ — того же самого, что и подстанции, к которым они непосредственно присоединены;
- суммапротяжённостей линий по трассе должна составлять не менее 15 км
- линии должны быть не менее двух и более уровней напряжения;
- два уровня напряжения должны быть из следующих четырёх уровней напряжения: (1) высокое напряжение — 110 кВ и выше; (2) среднее первое напряжение — 35 кВ; (3) среднее второе напряжение — 1 — 20 кВ; (4) низкое напряжение — ниже 1 кВ — трёхфазных участков линий.
3) Отсутствие фактов применения понижающих коэффициентов и/или корректировки тарифов, отвечающих следующим требованиям:
- фактов должно быть не менее 3-х штук;
- факты должны свершиться за три предшествующих расчётных периода регулирования (3 года);
- факты должны применяться органом исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов;
- понижающие коэффициенты должны позволять обеспечить уровни тарифов уровню надёжности и качества услуг;
- корректировки тарифов, установленных на долгосрочный период регулирования (5 лет или 3 года), должны быть из-за предоставления недостоверных или непредоставления отчётных данных, используемых при расчёте показателей надёжности и качества услуг.
6) Отсутствие у кандидата в ТСО на праве собственности и (или) на ином законном основании объектов по производству электроэнергии, с использованием которого осуществляется производство и продажа электроэнергии на оптовом и (или) розничном рынке.
Для подтверждения выполнения указанных выше требований орган исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов затребует следующие документы:
Копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное право в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных и используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ:
1. Для организаций, имеющих в собственности имущество:
- свидетельство о регистрации права собственности (выписка из выписка из ЕГРН), удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав;
- договор купли-продажи имущества (с приложением перечня имущества, акта приема-передачи);
- договор строительного подряда (с приложением актов ввода в эксплуатацию)
2. Для организаций, имеющих в аренде (субаренде) имущество:
- договор аренды (субаренды) объектов электросетевого хозяйства с отметкой о государственной регистрации договора в случае ее необходимости (с приложением перечня арендованного имущества, указанием количественных характеристик имущества, расчета арендной платы, актов приема-передачи);
- информация по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества (при наличии таких договоров);
- документы, подтверждающие право владения арендодателя имуществом, передаваемым в аренду
3. Для организаций, владеющих имуществом на основании договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (при наличии таких договоров):
- договор (с приложением перечня имущества, указанием количественных характеристик имущества, актов приема-передачи);
- информация по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров
Схемы соединений электрической сети территориальной сетевой организации с обозначением границ раздела балансовой принадлежности, трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, находящихся во владении территориальной сетевой организации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ, в том числе трехфазных участков линий электропередач напряжением ниже 1 кВ.
Документы, подтверждающие постановку на баланс имущества, используемого для оказания услуг по передаче электрической энергии (акты приема-передачи объектов основных средств (форма N ОС-1), инвентарные карточки учета объектов основных средств (форма N ОС-6), акты приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), акты списания объектов основных средств (форма N ОС-4) (при наличии))
Согласно Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 , «долгосрочный период регулирования» — это период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
Согласно письма Минэнерго РФ от 09.04.2015 г. № 09-1167 официальным является сайт в сети Интернет, указанный в справке. Справка должна быть представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ в области госрегулирования тарифов, будучи подписанной руководителем и заверенной печатью предприятия.
В том случае, если предприятие не соответствует хотя бы одному из шести критериев, руководству предприятия будет направлено Уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии. В нем будут указаны критерии, которым владелец сетей не соответствует. Другими словами предприятие получит отказ в утверждении тарифа (получения статуса ТСО) на основании несоответствия заданным критериям.
Ежегодно список компаний-претендентов на звание территориальной сетевой компании с указанием наличия тарифа (то есть те, кто утвердил тариф на передачу), а также отсутствия тарифа (то есть те, кто не получил статус ТСО) будет публиковаться:
- до 31 декабря года, предшествующего расчетному периоду — на сайте Федеральной службой по тарифам (ФСТ);
- до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду — на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов
В списках будут указаны :
- наименование (полное и — при наличии — сокращенное) и ОПФ организации,
- ИНН и КПП предприятия
- адрес сайта компании
- выделенный телефонный номер для обращений потребителей услуг по передаче электроэнергии
Напоминаем, что возможность осуществлять деятельность в форме электросетевой организации — это возможность получать ДОХОД за счет оказания услуг по передаче электроэнергии субабонентам, подключенным к сетям. Компании, потерявшие (не получившие) возможность функционировать в этом качестве, также потеряют (не получат) дополнительный доход.
Для таких компаний, однако, остается альтернативный способ извлечения выгоды из собственных электрических сетей — создание собственнойэнергоСБЫТОВОЙ компании.
Деятельность в форме энергосбытовой компании подразумевает организацию поставки электроэнергии по договорам энергоснабжения потребителям, подключенным к электросетям, то есть предприятиям, которые являются для владельца сетей субабонентами (транзитными потребителями, арендаторами).
Надежность энергоснабжения во всех регионах России должны обеспечить системообразующие ТСО
Одним из ключевых событий 2023 года в российской электроэнергетике должно стать введение статуса системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО). Минэнерго завершает работу над соответствующим законопроектом и в ближайшее время планирует внести его в правительство.
В ряде случаев жители сами предлагают передать электросети крупным компаниям. / Пресс-служба «Россети»
Идея создания системообразующих ТСО появилась не случайно. Сегодня в нашей стране работают около 1,3 тысячи территориальных сетевых организаций. И 40 процентов из них, по информации Минэнерго России, не соответствуют требованиям надежности.
У многих ТСО изношены электрические сети, нет аварийных запасов, а ремонты не проводятся в должном объеме. И в довершение всего отсутствуют программы модернизации, которые могли бы исправить имеющиеся недостатки. При этом такие ТСО наравне с другими сетевыми компаниями получают через тариф деньги из общего котла, распределяющего финансовую нагрузку на всех потребителей. Понятно, что подобная ситуация не может устраивать ни региональные, ни федеральные власти.
«Принятое на начальном этапе реформы электроэнергетики решение о приватизации электросетей было ошибкой. Передача электроэнергии относится к естественно-монопольным видам деятельности, и раздробление объектов электросетевого комплекса, растаскивание ответственности по множеству небольших компаний пагубно сказывается на надежности», — заявил на заседании думского Комитета по энергетике, где рассматривался вопрос о системообразующих ТСО, его глава Павел Завальный.
Курс на консолидацию
Решить существующую проблему должна консолидация сетей. Такая мера предусмотрена Стратегией развития электросетевого комплекса РФ. Процесс уже идет, ведь ранее в стране насчитывалось три тысячи ТСО, и их число сократилось более чем вдвое. Этому способствовали установленные для ТСО критерии по количеству персонала, наличию оборудования, возможности быстрого устранения аварий и т. д.
В прошлом году правительство утвердило дополнительные критерии для ТСО по протяженности линий электропередачи и мощности центров питания. С 2023-го территориальная сетевая организация должна иметь не менее 20 километров электросетей и оборудование как минимум на 15 МВА. В 2024-м этот порог поднимется до 50 километров и 30 МВА, а в 2025-м — до 300 километров и 150 МВА. Если компания не соответствует критериям, она прекращает работу в статусе ТСО.
В Минэнерго России рассчитывают, что к 2025 году в каждом регионе будут функционировать от трех до пяти крупных ТСО, которые будут обеспечивать качественную работу электросетевого комплекса.
«Должны остаться организации, имеющие активы, сотрудников, то есть те, кто может реально функционировать как электросетевая компания, а не просто называться такой и получать деньги с тарифов для потребителей. И все вводимые критерии именно под это и настроены», — отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Единый центр ответственности
Уход не соответствующих критериям компаний не должен сказаться на потребителях. Эксплуатация сетей должна продолжаться в любом случае, и эту задачу предполагается возложить на системообразующие ТСО, создание которых предусматривает разработанный Минэнерго России проект поправок в закон «Об электроэнергетике». Сейчас он проходит финальный этап согласований.
За системообразующими ТСО также закрепляется эксплуатация бесхозяйных объектов электросетей (в России таких несколько десятков тысяч) и обязанность ликвидировать последствия аварий на объектах других собственников по решению регионального штаба. Фактически речь идет о том, что в каждом регионе появится единый центр ответственности за надежное энергоснабжение.
Это узаконит ситуацию, которая в реальности уже существует в различных регионах. Крупные сетевые компании и сегодня вынуждены устранять аварии в сетях «смежников». Например, только за последние три месяца энергетики «Россетей» участвовали в подобных работах в Тюменской, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае.
Крупные компании в настоящее время вынуждены устранять аварии в сетях «смежников»
Вот как это происходит — в Свердловской области до недавнего времени работала ТСО «Модуль», которая эксплуатировала сети преимущественно СНТ и коттеджных поселков вокруг Екатеринбурга. Ее сетевое хозяйство обеспечивало электроснабжение жилого фонда, социальной сферы и даже предприятий. Сейчас суд признал эту ТСО банкротом, из нее уволился весь персонал. Устранять аварии в ее сетях теперь должны сотрудники крупнейшей электросетевой компании региона — «Россети Урал».
Когда какое-то из звеньев единой системы выходит из строя, — страдают все. Как рассказали в работающем в Татарстане АО «Сетевая компания», в 2022 году было зафиксировано 63 случая аварийного отключения, связанных с повреждением или отключением оборудования смежных сетевых организаций. Каждый раз из-за этого без электричества на какое-то время оставались потребители, подключенные к сетям компании. В 17 случаях отключения коснулись одной тысячи человек и более.
Компания «РусГидро», управляющая сетевыми активами в Дальневосточном федеральном округе, также участвует в устранении аварий в сетях сторонних ТСО. В Приморском крае ледяной дождь в ноябре 2020 года привел к большим разрушениям электросетевых объектов. «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (входит в «РусГидро») первая восстановила работу своей сети, а потом помогала остальным ТСО, ряд из которых практически не вели ремонтные работы из-за отсутствия соответствующего персонала или оборудования. Особенно важна была помощь острову Русский, который несколько дней почти полностью был обесточен, а владельцы сетей на острове не имели ни материалов, ни ремонтного персонала. В итоге работники «ДРСК» возили на лодках свои запасы.
Поэтому неудивительно, что в ряде случаев инициаторами процессов консолидации становятся сами жители регионов. Например, в Бурятии в преддверии большой реконструкции электросетей в связи с предстоящим переводом частного сектора с печного на электроотопление жители ДНТ и СНТ стали проявлять инициативу по передаче энергообъектов в компанию «Россети Сибирь». За год она приняла в собственность сети десяти дачных поселков, которые входят в состав города Улан-Удэ.
«Надежность электроснабжения конечных потребителей зависит от состояния электросетевого хозяйства на каждом участке от точки присоединения до генерации. Наличие в «цепочке» бесхозяйных сетей или компаний, не обеспечивающих должную эксплуатацию своих энергообъектов, приводит к снижению общего уровня надежности. Введение системообразующей ТСО позволит минимизировать риски», — отметил представитель компании «Россети».
Технологии и оборудование
В Минэнерго России видят и другие плюсы нового законопроекта о системообразующих ТСО. «Создание в каждом регионе единого центра ответственности за надежное энергоснабжение позволит эффективно проводить единую эксплуатационную политику, упростит принятие технических решений, обеспечит единство подходов при новом строительстве, эксплуатации и выводе из нее электросетевых объектов, позволит синхронизировать внедрение отраслевых технологий и оборудования», — отметил заместитель министра энергетики Евгений Грабчак.
Нужно учитывать, что внедрение новых технологий осложняется санкционными ограничениями. И крупным компаниям легче справиться с этой ситуацией, ведь у них уже выстроены отношения с поставщиками, есть квалифицированные специалисты.
«Есть минимальный необходимый набор требований к организации, которые касаются уровня подготовки персонала, скорости выполнения ремонтных работ, состояния оборудования и комплектации ремонтных комплектов, — отметил директор Института электроэнергетики НИУ «МЭИ» Владимир Тульский. — Последнее в условиях санкционного давления имеет особое значение, так как большинство сетевых организаций сейчас перенастраивают логистические цепочки поставок оборудования и комплектующих для реализации инвестиционных программ и ремонтных кампаний, ищут новых поставщиков. И чем крупнее компания, тем ей легче соответствовать всем предъявленным требованиям».
Самым большим компаниям в регионе как раз и доверят статус системообразующей ТСО. В феврале министерство энергетики опубликовало критерии определения такой структуры, которые еще предстоит утвердить. Итак, для получения статуса системообразующей ТСО организация должна в течение пяти лет и более владеть трансформаторными и иными подстанциями, а также линиями электропередачи напряжением 110 кВ и выше, совокупная мощность и протяженность которых превышает показатели других ТСО, работающих в этом субъекте РФ. Кроме того, она не должна проходить через процедуру банкротства или ликвидации.
Элемент надежности
Выиграть от появления системообразующих ТСО должны в первую очередь простые граждане.
«Введение института системообразующей сетевой организации важно для всех потребителей, но прежде всего для населения. Зачастую в случае аварии в сетях мелкой ТСО люди просто не знают куда обращаться, могут ждать помощи долгое время. Поэтому один из главных эффектов инициативы — снижение социальных рисков из-за проблем в энергетике», — отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
Сегодня от действий недобросовестных собственников электросетей уже страдает и население, и экономика многих регионов. А, учитывая износ распределительных сетей, проблемы с надежностью энергоснабжения могут расти и дальше. Отсюда и вытекает необходимость принятия нового законопроекта, чтобы всегда был тот, кто станет ликвидировать последствия аварий природного и техногенного характера. И, конечно, это повысит надежность Единой энергетической системы России в целом.
«Мы помним пример ледяного дождя в Москве и Подмосковье. Тогда в области была лишь одна компания, которая устраняла его последствия и за себя, и за соседей, потому что только она имела возможность это делать, — напомнил Сергей Пикин. — Системообразующие компании, как следует из названия, нужны, чтобы держать всю систему. Они не подменяют собой все сетевые компании региона, а создают элемент надежности. В случае нештатной ситуации, потери активов, ухода собственников или если какая-то компания не соответствует принятым критериям, ответственность за энергоснабжение потребителей возьмет на себя системообразующая ТСО».
Практика централизованной ответственности за электроснабжение на уровне регионов распространена и за рубежом. Например, каждый штат и федеральную территорию Австралии обслуживает не более пяти ТСО с закрепленными зонами ответственности. А в Китае деятельность по передаче и распределению электроэнергии осуществляется всего двумя организациями: северные и центральные регионы страны (88 процентов всей площади) обслуживает Государственная электросетевая корпорация Китая, а остальные — Китайская южная электросетевая компания.
Что такое территориальная сетевая организация?
Территориальная сетевая организация (ТСО) — это естественная монополия, основной вид деятельности которой — передача электроэнергии и технологическое присоединение к электросетям. ООО «Калиновские электрические сети» обладает этим статусом с 2006 года.⠀
Для получения статуса ТСО компания должна иметь электрические мощности не менее 10 мегаватт, линии электропередач протяженностью не менее 15 километров, квалифицированный персонал и технику для их обслуживания.
В отношении ТСО осуществляется государственное регулирование и контроль. Государство устанавливает тарифы, по которым работает ТСО, и контролирует исполнение законодательства в области её деятельности.
Одни из главных требований к нам, как к естественной монополии — обязанность беспрепятственно подключать к электросетям любого обратившегося (при наличии технической возможности), а также публично раскрывать всю информацию о нашей деятельности на официальном сайте.
На территории Серпуховского региона работают 4 ТСО, а всего в Московской области их 68. Граничащие сетевые организации взаимодействуют между собой по диспетчерской службе и расчётам за передачу электроэнергии.
Цены за электроэнергию для потребителей различных ТСО одинаковые, а оплата производится в сбытовую компанию, а не в территориальную сетевую организацию.