Закупки по 223‑ФЗ для новичков простыми словами
Госзакупки проводят по 223‑ФЗ и 44‑ФЗ. Правила таких закупок схожи, но у них есть существенные отличия. Рассказываем, как покупают по 223‑ФЗ и в чем особенности подобных тендеров.
Что вы узнаете
- Кто проводит закупки по 223‑ФЗ
- Особенности госзакупок по 223‑ФЗ
- Виды закупок по 223‑ФЗ
- Кто может участвовать в тендере по 223‑ФЗ
- На каких площадках проводят закупки по 223‑ФЗ
- Как подготовиться к закупкам по 223‑ФЗ
Кто проводит закупки по 223‑ФЗ
223‑ФЗ регулирует закупки отдельных юридических лиц, а 44‑ФЗ — госзакупки госучреждений и органов власти. Под действие 223‑ФЗ подпадают (ч. 2 ст. 1 223‑ФЗ):
- Государственные компании, в которых доля участия государства более 50%, их «дочки» и «внучки».
- Субъекты естественных монополий (ОАО «РЖД», ГУП «Водоканал» и пр.).
- Предприятия регулируемых видов деятельности (нефтедобыча, лесозаготовки).
- Бюджетные учреждения, если они закупают товары и услуги на средства грантов, субподряда, на собственные средства.
- ФГУПы из Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931‑р.
Особенности госзакупок по 223‑ФЗ
223‑ФЗ устанавливает общие принципы закупочных процедур — их заказчик конкретизирует самостоятельно в положении о закупке. По 44‑ФЗ у заказчика нет такой свободы, правила проведения закупок регламентированы и их нельзя менять. В этом и заключается главное различие этих законов.
Основные особенности госзакупок по 223‑ФЗ:
- Заказчик выбирает удобный способ закупки из утвержденного им положения.
- Тендеры размещают на любой торговой площадке (кроме закупок у СМСП).
- Основания заключения контракта с ед. поставщиком определяет заказчик.
- С закупками может работать любой штатный сотрудник — 223‑ФЗ не предъявляет требований к профильному образованию, как 44‑ФЗ.
- Внести изменения в план закупок и провести закупку можно более оперативно, чем по 44‑ФЗ.
- Закупки по 223‑ФЗ более открыты для новых участников, чем тендеры по 44‑ФЗ. Например, в них нет универсальной предквалификации — особых требований к опыту поставщиков в крупных закупках, если такие требования не установлены по внутреннему положению заказчика.
- 223‑ФЗ дает заказчику больше свободы, чем 44‑ФЗ, и закупки по нему проводить проще. Для поставщика в этом может крыться сложность — у каждого заказчика свои особые правила работы и разобраться в них иногда трудно.
Помощь на всех этапах участия в закупках
Виды закупок по 223‑ФЗ
Как и в 44‑ФЗ, закупочные процедуры по 223‑ФЗ делят на конкурентные и неконкурентные (ст. 3.2, 3.6 223‑ФЗ).
Конкурентные закупки — это тендеры, в которых поставщики борются за право заключить контракт. Их задача — предложить самые выгодные условия. Заказчик получает предложения от нескольких поставщиков и выбирает выгодные условия.
К конкурентным относят закупки:
- Конкурс. Победителем становится участник с самым высоким рейтингом и самыми выгодными условиями сделки. Критерии оценки поставщиков заказчики заранее указывают в тендерной документации.
- Аукцион. Победителя выбирают по наименьшей предложенной цене контракта. Цену снижают постепенно до окончания процедуры — в ходе торгов.
- Запрос котировок. В такой закупке побеждает поставщик с наименьшей ценой. В котировках не проводят торги, как в аукционе, и не присваивают участникам баллы для составления рейтинга. Цену поставщик указывает в предложении, а заказчик выбирает лучшее.
- Запрос предложений. Здесь побеждает участник с наиболее выгодными условиями с учетом критериев заказчика, но в более сжатые сроки, чем при проведении конкурса.
Случаи, когда заказчик проводит тендер, и их виды прописывают в положении о закупке компании. Неконкурентными являются закупки у ед. поставщика и иные, которые предусмотрены в положении заказчика. К таким закупкам не применяют правила ч. 3 ст. 3 223‑ФЗ — по итогам заказчик не обязан заключить контракт.
Требования к описанию предмета закупки установлены ч. 6.1 ст. 3 223‑ФЗ. В описание обязательно включают его потребительские свойства, технические характеристики.
Сервис для быстрого поиска закупок
Кто может участвовать в тендере по 223‑ФЗ
В закупках по 223‑ФЗ нет ограничений по видам участников. В таких тендерах могут участвовать любые представители бизнеса: коммерческие фирмы, индивидуальные предприниматели, самозанятые и даже физлица.
К участию в закупках допускаются организации и физлица, предприниматели и самозанятые. 223‑ФЗ дает льготы для отдельных категорий участников:
- Представителям малого и среднего бизнеса (СМСП) и самозанятым в закупках среди СМСП ограничен предел обеспечения — запрашивать обеспечение в большем размере заказчику запрещено (Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).
- Продавцам отечественных товаров и товаров из партнерских стран предоставляется преимущество в рамках Постановления Правительства от 16.09.2016 № 925.
Также в торгах могут участвовать объединенные группы из организаций или граждан (ч. 5 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ). Форма объединения для участия в торгах не регламентирована, на практике партнеры применяют договор простого товарищества.
Конкретные ттребования к участникам закупок заказчики указывают в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона № 223‑ФЗ). Вот примеры требований к участникам из практики:
- Наличие лицензии на требуемый вид деятельности.
- Отсутствие задолженности перед бюджетом.
- Платежеспособность участника.
- Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
- Опыт исполнения аналогичных контрактов.
В положении о закупках допустимо указать, что тендерной документацией могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров. Также в положении о закупке перечисляют документы, которыми подтверждается соответствие требованиям. Например, отсутствие долгов в бюджет подтверждают справкой из налоговой, а платежеспособность — финансовой отчетностью.
На каких площадках проводят закупки по 223‑ФЗ
Торги и другие закупочные процедуры по 223‑ФЗ проходят электронно, если другой способ закупки не предусмотрен положением о закупке. Исключение — закупки у СМСП, их всегда проводят в электронном виде. Для этого используют электронную торговую площадку (ЭТП) — сайт, который предоставляет функционал для осуществления закупочных процедур (п. 2 ст. 3.3 ФЗ 223‑ФЗ).
Если по 44‑ФЗ список площадок для торгов ограничен и их разрешено проводить только на федеральных электронных площадках, по 223‑ФЗ ограничений нет — торги проводят на любой ЭТП.
Всего для 223‑ФЗ существует более 150 площадок. Наиболее популярные:
Закупки у малых и средних предприятий проводят на федеральных площадках:
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
- Единая электронная торговая площадка;
- Российский аукционный дом;
- Тэк‑Торг;
- Фабрикант;
- Сбербанк АСТ;
- РТС Тендер;
- ГПБ.
Заказчик вправе зарегистрироваться на любой торговой площадке и размещать там заявки, а поставщику придется регистрироваться на многих, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков.
Чтобы не искать заказы на разных площадках, пользуйтесь СБИС. Сервис соберет сведения о закупках со всех торговых площадок. Это сократит время поиска тендера и поможет понять, на какой ЭТП больше шансов найти подходящую закупку.
Сервис для поиска закупок на всех торговых площадках
За участие в закупке торговые площадки обычно взимают плату. Малым и средним предприятиям для участия в торгах на федеральных ЭТП предоставляют льготы.
Как подготовиться к закупкам по 223‑ФЗ
Шаг 1. Получите электронную подпись
ЭП на директора выдают только в налоговой. Для этого нужно обратиться в ИФНС с паспортом и СНИЛС. Подпись оформят бесплатно, купить необходимо только носитель — токен. Для сотрудников фирмы ЭП выдают в удостоверяющих центрах, например в Тензоре.
Если от имени участника выступает представитель, например, менеджер по тендерам, а не директор понадобится машиночитаемая доверенность. В МЧД указывают ФИО сотрудника и его полномочия. МЧД подписывают ЭП организации, личная подпись директора не подойдет. Оформить МЧД можно с помощью СБИС. Если сотрудник работает по оформленной ранее ЭП с реквизитами фирмы, пользоваться ею без МЧД получится до 1 сентября 2024 года.
Шаг 2. Зарегистрируйтесь в ЕИС
Закупки по 44‑ФЗ и тендеры для СМСП по 223‑ФЗ публикуют в единой системе — ЕИС. Здесь происходит взаимодействие с заказчиками и контролирующими органами. Регистрация происходит через личный кабинет организации на Госуслугах.
Для начала настройте рабочее место для работы с ЕИС. Требования к рабочему месту размещены на сайте ЕИС.
Для работы понадобится:
- установить сертификаты для работы с ЭП;
- установить Яндекс Браузер, Спутник или Chromium‑Gost;
- проверить работу ЭП на сайте ЕИС;
- проверить настройки ПК самостоятельно или с помощью онлайн‑мастера.
c в личный кабинет организации через портал госуслуг. ИП выполняют вход с личного профиля. Для входа выбирайте вариант входа «Регистрация нового участника закупок». После входа заполните поля и подпишите форму ЭП. На электронную почту придет уведомление о регистрации.
Если зарегистрироваться самостоятельно в ЕИС не получается — обращайтесь к экспертам. Они помогут оперативно решить вопрос и безболезненно пройти все этапы участия в закупках.
В личный кабинет ЕИС можно добавить сотрудников на вкладке ЛК ЕИС «Пользователи». Для этого сначала нужно добавить сотрудников в Госуслуги, а затем подключить доступ в ЕИС.
Поставщик считается зарегистрированным в ЕИС с 00:00 часов дня, следующего после регистрации.
Шаг 3. Зарегистрируйтесь на электронной площадке для торгов
Когда поставщик зарегистрируется в ЕИС, доступ к федеральным ЭТП предоставят автоматически, за исключением спецразделов. Для ЭТП с закрытыми торгами автоматический доступ не предоставляют. Регистрацию на других ЭТП можно пройти на сайтах площадок.
Для регистрации на коммерческой ЭТП выберите площадку, с которой планируете работать. Откройте форму для регистрации. В ней необходимо заполнить:
- наименование;
- ИНН;
- адрес места нахождения;
- контактные данные.
В некоторых ЭТП просят указать вид товаров и услуг для закупок.
Отправьте заявку на регистрацию. Когда данные проверят, на электронную почту отправят логин и пароль для входа в личный кабинет. Одновременно с регистрацией площадка осуществляет аккредитацию участника (п. 3 ст. 3.3 ФЗ 223‑ФЗ). ЭТП вправе запросить документы у заказчика (учредительные и иные). Их необходимо отправить, подписав ЭП.
Шаг 4. Выберите интересный тендер
Список тендеров размещают в ЕИС и на ЭТП. Их можно искать по ключевому слову или по фильтрам:
- регион закупки,
- отрасль,
- цена,
- дата опубликования и пр.
Когда найдете интересный тендер, проанализируйте его и просчитайте участие. Заказчик указывает требования в закупочной документации. Обычно публикуют техзадание или проект контракта. Условия закупки описаны в положении о закупке.
Упростить поиск закупок поможет СБИС. Спецсервис соберет информацию со всех федеральных, коммерческих площадок и даже с сайтов электронных магазинов — останется только выбрать самый интересный тендер.
Шаг 5. Подготовьте заявку на участие в закупке
Когда определились с тендером, готовьте документы для участия в закупке по требованиям заказчика. Обычно заказчики запрашивают:
- анкету;
- декларацию о принадлежности к СМСП (если требуется);
- выписку из ЕГРЮЛ (если она не подтянется на ЭТП автоматически);
- лицензии (если требуется);
- документы, подтверждающие соответствие товара требованиям заказчика.
Если по заявке требуется обеспечение, внесите его в требуемом размере. Для этого необходимо пополнить счет на ЭТП, сумма заблокируется автоматически при подаче заявки.
Прикрепите документы и направьте заявку на участие в тендере.
Учитывайте сроки, которые закон отводит на прием заявок участников (ст. 3.2. 3.4 223‑ФЗ):
- не меньше 15 дней, если цена контракта более 30 млн руб.
- не меньше 7 дней, если цена контракта не более 30 млн руб.
Если заказчик внес изменения в документы по закупке, у участников есть еще дни для подачи заявок. В этом случае срок увеличивается на половину (ч. 11 ст. 4 223‑ФЗ).
Поиск закупок на всех федеральных и коммерческих площадках
223-ФЗ и 44-ФЗ отличия и сравнение
Эксперты финансового портала Выберу.ру простыми словами объяснят, чем отличается 44 ФЗ от 223, регулирующие сферу закупок. Рассмотрят, есть ли сходства этих федеральных законов, какие способы закупок доступны заказчикам, что регулирует каждый закон, проведут сравнение 44 ФЗ и 223 ФЗ.
Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ
Принципиальная разница между 44 ФЗ и 223 ФЗ заключается в том, что первый закон устанавливает порядок закупок государственных заказчиков на всех этапах проведения процедуры торгов. Его положения должны неукоснительно выполняться. Нарушение правил госзакупок влечет наложение штрафов, отмену заключенных сделок, включение в реестр недобросовестных поставщиков. Следование нормам 44‑ФЗ гарантирует, что контракт будет заключен, работы выполнены, оплата произведена.
Закон под номером 223 описывает общие правила проведения закупок, устанавливает требования по разработке заказчиками собственных положений о закупках, в которых включаются способы обеспечения заключения договоров, их выполнение, антидемпинговые меры. Поэтому каждый исполнитель перед тем, как принять участие в закупках по 223‑ФЗ, должен изучить положение о закупках заказчика, чей контракт он планирует выполнить.
Кто выступает заказчиком
В отношении заказчиков между 44 ФЗ и 223 ФЗ различия следующие — согласно первому закону, принимать участие в торгах могут государственные органы власти, ПФР, МЧС, ФСС, Роскосмос, Росатом, бюджетные учреждения (федеральные, муниципальные). По 223 список заказчиков включает:
- госкомпании, если процент участия государства более 50;
- естественных монополистов, например, РЖД;
- компании, деятельность которых регулируется государством;
- бюджетные учреждения при проведении закупок за счет внебюджетных доходов.
Закон обязывает заказчика устанавливать понятные критерии оценки заявок участников, составлять планы-графики закупок, назначать закупочную комиссию, контрактного управляющего.
Кто может быть поставщиком
Поставщик — участник закупок товаров, услуг, работ, с которым заключается контракт (Федеральный закон 44 ст. 4 часть 1). Оба закона гласят, что поставщиком могут выступать любые физические или юрлица, включая индивидуальных предпринимателей, самозанятых и иностранцев. По 223 самозанятые имеют преимущества наравне с субъектами МСП — участие в торгах, проводимых только для исполнителей, имеющих данную организационно-правовую форму.
При закупках у компаний, являющихся естественными монополиями, выполнении работ, связанных с мобилизационной подготовкой, для контрактов, не превышающих 600 тысяч рублей (Федеральный закон 44 ст. 93 ч. 4), сделка может заключаться с единственным поставщиком.
Преференции для участников закупок
Представленная таблица показывает, кто имеет преимущества в процессе закупок, и описывает основные отличия:
· учреждения уголовно-исполнительной системы;
· поставщики из ЕАЭС;
Государственные заказчики ежегодно обязаны из годового объема закупок 15% проводить через СМП и СОНКО.
· поставщики из ЕАЭС.
МСП должно отдаваться 20% от общего объема договоров, запланированного на год.
Преференции предоставляются при проведении конкурсов, запросе котировок и цен, аукционах.
Тендеры 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличия
Согласно Федеральному закону под номером 44, закупки осуществляются у единственного поставщика или следующими конкурентными способами:
- конкурс — открытый, ограниченное участие, закрытый, двухэтапный;
- аукцион — электронный, закрытый;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
По 223 закону варианты проведения тендеров заказчиком самостоятельно вносятся в положение о закупках. Конкурентные торги могут быть проведены в виде конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок.
Доступные ЭТП для торгов
Отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ по единым электронным торговым площадкам (ЭТП) заключается в следующем:
- торги по 44‑ФЗ могут проходить только на 8 федеральных площадках — Сбер А, РТС‑Тендер, ЕЭТП и других;
- торги по 223‑ФЗ в отличие от 44‑ФЗ проводятся более чем на 150 ЭТП. Никаких ограничений по выбору ЭТП для заказчиков нет. Часть площадок бесплатные, другие взимают плату. Однако закупки у МСП проводятся только на восьми аккредитованных федеральных ЭТП.
Основное требование для участия в торгах по любому из ФЗ — регистрация в Единой информационной системе. Процедура подачи заявки на регистрацию бесплатна для всех. Для регистрации необходимо, чтобы руководитель компании, ИП, самозанятый имел профиль на портале Госуслуг. Аккредитация осуществляется один раз и не имеет срока действия.
Требования к электронной подписи
Все документы, которые используются при проведении торгов на ЭТП, подписываются электронной подписью. Её наличие гарантирует юридическую силу документов, подтверждает согласие с условиями контракта, обеспечивает безопасность сделок. Когда проводятся закупки 44 ФЗ и 223 ФЗ, разница в электронной подписи отсутствует. Во всех случаях нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).
В редких ситуациях площадки требуют заверять документы подписью, имеющей специальное расширение — OID. Простым языком, OID — это дополнительный идентификатор, который содержит более полные сведения о владельце КЭП и его полномочиях.
Установленные сроки
Законы регулируют сроки действий заказчиков следующим образом:
- 44‑ФЗ — жесткий регламент проведения закупок на каждом этапе. Например, при проведении аукциона он начинается через 2 часа по окончании срока подачи заявок, а после публикации итогового протокола у заказчика есть всего 2 рабочих дня на отправку проекта контракта победителю.
- 223‑ФЗ — заказчики самостоятельно определяют сроки в процессе разработки документации для проведения тендера. Закон регламентирует общие положения, без деталей.
При работе с малым и средним бизнесом сроки проведения конкурсов, аукционов, запросов регулируются пунктом 3 статьи 3.4 223‑ФЗ.
Отчетность заказчика в ЕИС
Для обеспечения государственных требований по формированию и предоставлению отчетности заказчики обязаны составлять следующие документы:
· годовой отчет по закупкам у среднего и малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций;
· документацию о приеме произведенных работ, выполненных услугах, поставленных товарах;
· подтверждение обоснованности и законности закупок у единственных поставщиков.
· до 10 числа каждого месяца публикуется ежемесячный отчет о стоимости всех заключенных договоров, включая контракты с единственным поставщиком;
· годовой отчет по контрактам с МСП;
· годовой отчет о договорах, если они относятся к инновационной и высокотехнологичной сфере.
Обеспечение участия и исполнения обязательств
Рассмотрим законы о закупках 223 и 44, их отличие по финансовому обеспечению проведения сделок:
· обеспечение заявки вносится в размере до 5% от цены контракта. Для заказов менее миллиона может не вноситься;
· обеспечение исполнения контракта обязательно в конкурсах и аукционах. Размер от 5 до 30% от НМЦК. Представляется в виде банковской гарантии или переводится на счет заказчика.
· обеспечение исполнения гарантийных обязательств вносится, если заказчик устанавливает такое требование.
· обеспечение заявки вносится, если цена договора больше пяти миллионов рублей;
· обеспечения исполнения контракта регулируется заказчиком. Если обеспечение необходимо, то в тендерную документацию вносится его размер, способ предоставления.
Внесение изменений и расторжение контракта
Законы имеют следующие отличия:
- По Федеральному закону № 44 менять основные условия нельзя. Заказчик их публикует, исполнитель, подавая заявку, подтверждает, что его всё устраивает. Расторжение контракта возможно по обоюдному соглашению или решению суда. Возможность расторжения в одностороннем порядке можно указать в договоре.
- По Федеральному закону № 223 заказчик имеет право указать в положении о закупках, на каких условиях будут вноситься изменения и расторгаться договор.
223‑ФЗ предоставляет больше свобод заказчику, а исполнителю важно внимательно изучить его положение о закупках. Тогда не будет лишних проблем.
По какому ФЗ работать — 44 или 223
В зависимости от организационно-правовой формы, заказчики могут работать по Федеральному закону № 44 или 223 либо совмещать оба варианта. На практике, несмотря на то, что 44 закон строже, работать по нему проще. Он всё регламентирует, остается следовать указаниям. Применять 223 закон сложнее: он требует, чтобы ряд вопросов был внесен в положение о закупках самим заказчиком. Здесь исполнителю важно не только знать законодательную базу, но и изучать положения, утвержденные заказчиком.
Популярные вопросы
Чем отличаются антидемпинговые меры в законах?
44‑ФЗ регулирует демпинг следующим образом — если при проведении государственных закупок участник снижает цену более чем на 25%, он обязан предоставить обеспечение контракта, в 1,5 раза превышающее указанное в документах на торги, или подтверждает свою добросовестность аналогичными контрактами, которые он успешно реализовал по заявленным ценам.
Федеральным законом 223‑ФЗ не предусмотрено регулирование демпинга, но заказчик имеет право указать в своем положении о закупках ряд антидемпинговых мер.
Можно ли одновременно работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Государственные учреждения могут работать по 44 и по 223-ФЗ. Заказчик вправе принять решение о расходовании денежных средств, полученных не из бюджета, и произвести торги по 223‑ФЗ.
Как различается порядок расчета НМЦ?
Разница между 223 и 44 федеральными законами состоит в том, что по 44‑ФЗ заказчики обязаны обосновать НМЦ, а в 223‑ФЗ они указывают в своем положении о закупках случаи, когда обоснование необходимо. В случае отсутствия у заказчика положения о закупках или если оно не опубликовано своевременно, он должен обосновывать НМЦ согласно требованиям 44‑ФЗ.
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ: сравнительная таблица
Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ для новичков неочевидны: оба закона посвящены организации и проведению тендеров. Однако при малейшем рассмотрении ясно, что эти нормативные акты регулируют разные сферы и применяют их зачастую разные организации.
Что регламентирует Закон о контрактной системе
Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ принят 5 апреля 2013 года и вступил в силу 1 января 2014 года. Сфера его регулирования — федеральные и муниципальные закупки. То есть этот закон регулирует, как государственные заказчики федерального уровня и уровня субъектов РФ, а также муниципальные заказчики организуют тендеры и приобретают товары, работы и услуги.
Этот нормативный акт регулирует все этапы закупок, в том числе:
- порядок планирования закупок;
- правила определения контрагентов, в том числе какие заказчики вправе проводить процедуры и как их организовывать;
- порядок заключения контрактов, в том числе закон устанавливает базовые требования к содержанию соглашений;
- основные правила исполнения контрактов и возможности по их изменению и расторжению;
- правила мониторинга госзакупок и их контроля.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, когда заказчик работает по 44-ФЗ, а когда по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что регламентирует 223-ФЗ
Федеральный закон № 223 посвящен тендерам отдельных видов юрлиц — это то, чем отличается сфера применения ФЗ № 44 и ФЗ № 223 в первую очередь. Перечень организаций, которые организуют приобретение товаров, работ и услуг с учетом этого закона, приводится в статье 1. Например, в числе таких организаций есть естественные монополии и государственные корпорации.
Таким образом, сходства и различия 223-ФЗ и 44-ФЗ начинаются уже с того, для кого предназначены эти законы, второй — для отдельных видов юрлиц, в том числе для некоторых видов коммерческих организаций. Базово, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ, простыми словами, — это глубиной регулирования: Закон о контрактной системе очень подробен, в его тексте установлены все основные правила госзакупок, закон № 223, напротив, сформулирован значительно более обобщенно. Он устанавливает основные правила и много отдает на откуп заказчикам.
Разница между законами
Вот наглядное сравнение в таблице, чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ, оба закона рассмотрим в актуальной редакции:
- государственные и местные органы власти;
- казенные учреждения;
- ведомство, управляющее внебюджетным госфондом;
- Роскосмос, Росатом ППК «Единый заказчик в сфере строительства»;
- бюджетные организации и унитарные предприятия при расходовании бюджетных средств.
- госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, доля участия РФ или муниципальных образований в них превышает 50 %;
- дочерние компании этих организаций;
- бюджетные учреждения, которые расходуют внебюджетные деньги и при этом приняли положения о закупке;
- унитарные предприятия;
- компании, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн рублей с поддержкой государства;
- естественные монополии;
- региональные операторы.
- юридические лица;
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели.
Заключить контракт сразу с несколькими участниками торгов заказчики вправе только в отдельных ситуациях, описанных в тексте нормативного акта.
- коллективные участники, то есть объединения нескольких лиц, которые намерены совместно исполнять договор;
- юридические лица;
- физические лица;
- самозанятые;
- индивидуальные предприниматели.
- организаций уголовно-исполнительной системы;
- организаций инвалидов.
Кроме того, заказчики обязаны ежегодно не менее четверти закупок отдавать СМП и СОНКО.
- субъектов малого предпринимательства;
- субъектов среднего предпринимательства.
В этом состоит важное отличие 222-ФЗ о закупках от 44-ФЗ: Закон о закупках отдельными видами юрлиц предоставляет преференции средним предприятиям, а Закон о контрактной системе — только малым.
- открытый конкурс в электронной форме;
- закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс;
- открытый электронный аукцион;
- закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион;
- запрос котировок;
- закупка у единственного поставщика.
- закрытая конкурентная процедура;
- электронная конкурентная процедура для СМП;
- электронный аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений;
- заключение договора с единственным поставщиком.
Заказчики вправе устанавливать собственные процедуры, которых нет в законе, положениями о закупке.
Заказчики вправе работать только на площадках, указанных в РП № 1447-р от 12.07.2018 :
- «РТС-тендер»;
- «Электронные торговые системы»;
- «Российский аукционный дом»;
- ЕЭТП;
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
- «Сбербанк-АСТ»;
- «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
- «ТЭК-Торг».
На площадках, которые перечислены в РП № 1447-р, заказчики обязаны размещать только тендеры для СМП. Все прочие процедуры они вправе проводить на любых других ресурсах на собственный выбор.
Нормативно предусмотрены только сроки для конкурентных процедур. Для закупок у едпоставщика сроки определены положением заказчика
Заявки обеспечиваются, если НМЦК более 1 млн рублей, если меньше — устанавливать обеспечение необязательно. Исполнение контракта необходимо обеспечивать всегда, кроме отдельных случаев, указанных в ч. 2 ст. 96.
Есть 2 способа обеспечить заявку или контракт:
- перечисление суммы обеспечения на спецсчет в банке, где они замораживаются;
- независимая гарантия.
Гарантийные обязательства устанавливать необязательно.
Заказчик вправе требовать обеспечение заявки, если НМЦК больше 5 млн рублей, при этом размер обеспечения необходимо установить в пределах 5 % НМЦК.
Порядок и необходимость обеспечивать исполнение договора и гарантийные обязательства заказчики описывают в положениях о закупке.
- 1 % от цены соглашения, но не более 6000 рублей;
- 1 % от цены, но не более 2000 рублей, если госзакупка проходит для СМП и СОНКО.
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.
Если участник снизил цену закупки более чем на четверть, то он обязан подтвердить собственную добросовестность или предоставить увеличенное обеспечение.
Заказчики определяют порядок расчета в положениях о закупке.
- о закупках у СОНКО и СМП;
- о приобретенном объеме отечественных товаров;
- сводный аналитический отчет;
- о закупках в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
- о закупках высокотехнологичных товаров;
- о закупках у МСП.
Переписать существенные условия нельзя, кроме строительных закупок, в них разрешено корректировать объем и сроки работ не более чем на 30 %.
Контракт расторгается, если:
- одна из сторон заявила об одностороннем отказе;
- по соглашению;
- по решению суда.
Стороны вправе изменить количество, объемы, сроки исполнения условий.
Порядок расторжения законом не определен, его вправе описать заказчик в положении о закупке.
Таким образом, таблица разницы между Федеральными законами 223 и 44 показывает, что второй значительно подробнее описывает закупочный процесс, оставляя на откуп заказчикам минимум пространства для импровизации. В то же время первый дает им значительную свободу в установлении собственных правил работы в положениях о закупке.
При этом краткое содержание 44 и 223-ФЗ примерно одинаковое: они регулируют, как те или иные организации приобретают товары, работы и услуги.
- госзакупки с нуля для новичка;
- таблица штрафов по 223-ФЗ;
- всё о 44-ФЗ;
- всё о 223-ФЗ.
- Гольцова Полина
2022-12-26 11:39:50
Интересное отличие 222-ФЗ о закупках от 44-ФЗ состоит в том, что, когда в УФАС жалуются на заказчика по 44-ФЗ, его обвиняют в неисполнении закона. Жалобы же на заказчика по 223-ФЗ часто сводятся к тому, что заказчик не исполняет его собственное, им придуманное и утвержденное положение о закупке.
2023-10-20 10:40:23
Подскажите, пожалуйста, бывают ли готовые формулы в Excel для расчета баллов по критериям по 44 фз?
2023-10-21 08:30:24
Я правильно понял из сравнительной таблицы, что самозанятые не могут участвовать в закупказ по 44ФЗ?
2023-10-22 16:00:24
Здравствуйте, мы работаем по 223 фз. По распоряжению главы района велели провести аудит. Проводить конкуст по 223-фз? Или по 44-фз?
2023-10-24 17:30:25
мы заказчик работаем по 223 ФЗ. Будем проводить очередную закупку по 223 ФЗ, но в последствии она будет дополнена источником финансирования по 44 ФЗ. Так можно? и как правильно поступить тут?
2023-10-26 10:20:24
Возможно ли заключение договора по 223-ФЗ со 100% предоплатой?
2023-10-28 19:30:25
Добрый день, подскажите можно ли доп соглашением увеличить срок действия договора. работаем по 44-фз
2023-10-29 12:40:26
Как быть с действующими контрактами , когда планируется реорганизация учреждения (выделение юр. лица) . по 44-фз
Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ
Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?
№ 44-ФЗ
Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.
№ 223-ФЗ
Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д. 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя. Познакомиться с сервисом
Кто заказчики и поставщики?
Заказчики и поставщики по 44-ФЗ
Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.
Заказчики и поставщики по 223-ФЗ
- Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
- Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
- Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
- Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).
В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.
На каких ЭТП проводят торги?
Заказчики по 44-ФЗ
Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заказчики по 223-ФЗ
Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.
На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.
Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.
Способы закупок
В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки
- конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
- аукционы (электронные, закрытые);
- запросы предложений;
- запросы ценовых котировок.
С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.
Неконкурентные закупки
К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Способы закупок по 223-ФЗ
В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.
Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.
Отчетность заказчиков торгов
Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ
Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:
- Отчет об исполнении контракта;
- Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
- Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ
Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:
- отчет об общей стоимости заключенных договоров;
- отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
- отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
- отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
Обеспечение исполнения обязательств по контракту
Федеральный закон 44-ФЗ
С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.
Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.
Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.
Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.
Федеральный закон 223-ФЗ
Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.
Расторжение контракта и возможность внести изменения
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.
Федеральный закон 223-ФЗ
Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.
Обжалование действий заказчика
Федеральный закон 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:
- В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
- Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
- Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).
Федеральный закон 223-ФЗ
Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.
Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.
Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.
Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.