Эксплуатация здания под административные цели что это
4 февраля 2024 Регистрация Войти
6 февраля 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
12 февраля 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Есть в собственности нежилое административное здание площадью 1580 кв. м (город Москва). Планируется оформить договор аренды для эксплуатации здания. Какая площадь участка необходима для эксплуатации этого здания? Есть методики расчета?
Есть в собственности нежилое административное здание площадью 1580 кв. м (город Москва). Планируется оформить договор аренды для эксплуатации здания. Какая площадь участка необходима для эксплуатации этого здания? Есть методики расчета?
22 декабря 2022
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено ЗК или другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора.
В связи с изложенным формирование земельного участка является одной из стадий предоставления земельного участка в собственность или в аренду под существующим зданием или сооружением.
Отметим, что ЗК РФ не содержит специальных норм, обязывающих собственников зданий и сооружений при обращении в уполномоченные органы обосновывать площадь испрашиваемого в порядке ст. 39.20 ЗК РФ земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут. Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен предоставить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2020 г. N 15АП-6244/20 по делу N А53-27148/2018).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2021 г. N Ф08-4958/21 по делу N А32-14117/2020: В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования, исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394). Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что администрация предоставила предпринимателю в аренду земельный участок площадью 7070 кв. м при площади принадлежащего арендатору объекта недвижимости, равной 84,7 кв. м, суды сделали вывод о явной несоразмерности площади земельного участка этому объекту (более чем в 80 раз), в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные прокуратурой требования. Доводы заявителя жалобы о том, что спорный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования — для размещения объектов промышленности (склада), не имеет правового значения, поскольку сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.06.2014 N 1152/14, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).
Также обращаем внимание на следующую судебную практику.
Так, согласно правовому подходу, сформулированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2020 г. N 17АП-4683/20 по делу N А50-35708/2019 указано: «В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14, значимым является установление соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, необходимой для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта».
Аналогичные положения содержит и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2020 г. N 08АП-2070/20 по делу N А46-22188/2019: «. заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площади, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации, или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания. Приведенные выше положения закона и разъяснения применительно к настоящей категории дел ставят на разрешение суда, рассматривающего спор о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, в собственность вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площади, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации, или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания».
В определении Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 310-ЭС17-20379 суд пришел к выводу, что: «Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить».
В связи с изложенным, площадь земельного участка, необходимая для размещения и обслуживания нежилого здания или сооружения, должна быть соразмерна площади самих объектов капитального строительства. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет значения не имеет.
Отметим, что образование участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам ЗК РФ.
Требования к образуемым земельным участкам закреплены в ст. 11.9 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36, пп. 8, 9 ст. 1 ГрК РФ правовой режим земель (в том числе предельные размеры площадей образуемых земельных участков) определяется градостроительными регламентами, являющимися составной частью правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки — это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 20 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 171-ФЗ) до утверждения в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с действовавшей до вступления в силу Закона N 171-ФЗ нормой п. 3 ст. 33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков устанавливались, как правило, в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В связи с изложенным, полагаем, что при формировании земельного участка с площадью, необходимой для эксплуатации и обслуживания нежилого строения, необходимо прежде всего руководствоваться правилами землепользования и застройки, подготовленными в том числе в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности.
В этой связи смотрите Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы».
Отметим, что применительно к каждой территориальной зоне градостроительным регламентом ПЗЗ в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, устанавливаются свои предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков.
В связи с изложенным, для точного применения градостроительных регламентов необходимо знать, в границах какой именно территориальной зоны находится земельный участок (данная информация отражена на схеме градостроительного зонирования ПЗЗ).
Исходя из содержания норм действующего законодательства, а также анализа судебной практики, нами делается вывод, что в правоприменительной практике отсутствуют какие-либо универсальные правила определения точной площади земельных участков, необходимых для размещения и обслуживания нежилых зданий.
Примером может послужить постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2019 г. N 10АП-14761/19: Экспертом отмечено, что при формировании границ земельного участка площадью не менее 2521 кв. м необходимо учитывать, что согласно ПЗЗ Красногорска минимальный отступ от границ земельного участка для малоэтажной многоквартирной застройки составляет 3 м. Поэтому по периметру контура пятна застройки необходимо отложить трехметровую зону. Далее пятно застройки нужно увеличить до площади 2521 кв. м. Вместе с тем если равномерно распределить площадь вокруг пятна застройки, то границы участка будут иметь изломанную конфигурацию, нарушать кадастровые границы смежных земельных участков, красные линии проездов, приведут к чересполосице, что противоречит ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ. С учетом п. 7 ст. 36 ЗК РФ, устанавливающей, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования, красных линий (при их наличии), естественных границ земельного участка, экспертом установлены следующие границы земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации жилого дома N 5.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 марта 2020 г. по делу N А40-55379/2018: Таким образом, Заключением комиссии экспертов N 001/2020 от 4 февраля 2020 года подтверждено, что Заявителю необходим весь Земельный участок для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, которые принадлежат ООО «Феникс» на праве собственности.
При формировании земельного участка его площадь может определяться не только исходя из площади пятна застройки (площади строения, спроецированной на поверхность земли) (обращаем внимание, что включение в границы земельного участка всей площади строений является обязательным), но и исходя из фактического землепользования, утвержденных градостроительных норм и правил, а также других факторов (исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы).
Для установления точной площади земельного участка под существующим зданием (при наличии спора), как правило, судами назначается судебная экспертиза.
Суды, рассматривая вопросы предельных размеров земельных участков, принимают во внимание п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и руководствуются утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, правилами землепользования и застройки, а также землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В этой связи смотрите, например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф06-5457/16 по делу N А55-20912/2013, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 г. N 10АП-6132/19.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2021 г. N 2152-ПП «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области торговли, обслуживания и обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания граждан в объектах жилого назначения» (с изменениями и дополнениями);
— Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2021 г. N 2151-ПП «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области образования»;
— Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2021 г. N 2150-ПП «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области здравоохранения»;
— Постановление Правительства Москвы от 22 сентября 2020 г. N 1557-ПП «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области физической культуры и спорта» (с изменениями и дополнениями).
В связи с изложенным, дать точный и однозначный ответ, какой площади должен быть указанный в вопросе земельный участок, не представляется возможным.
С целью обоснования необходимой для размещения и обслуживания здания площади земельного участка рекомендуем обратиться к кадастровому инженеру.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
2 декабря 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Эксплуатация здания под административные цели
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация здания под административные цели (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Недвижимость:
- 210.00.13.11.111
- 3-НДФЛ при продаже недвижимости
- Агентский договор на продажу недвижимости
- Акт обследования здания
- Амортизация зданий
- Показать все
- Недвижимость:
- 210.00.13.11.111
- 3-НДФЛ при продаже недвижимости
- Агентский договор на продажу недвижимости
- Акт обследования здания
- Амортизация зданий
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1065 «Предупреждение причинения вреда» ГК РФ «Удовлетворяя частично заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 12, 210, 263, 264, 304, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что принадлежащее ответчикам спорное здание, расположенное на земельном участке, предоставленном Володарской Э.Ф в аренду в целях эксплуатации административного здания, находится в аварийном состоянии, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц. При этом суды учли, что здание включено в перечень объектов, подлежащих сносу, доказательства, подтверждающие наличие препятствий в получении собственниками объекта разрешительной документации на строительство не представлены.»
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 378.2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налогоплательщик оспорил включение принадлежащего ему объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку спорный объект не является административно-деловым центром, используется для предпринимательской деятельности как складское помещение для хранения готовой продукции. Суд установил, что вид разрешенного использования участка — деловое управление — не предполагает безусловное отнесение объектов, входящих в группу делового управления, к административно-деловому центру. Согласно договору аренды земельный участок предоставлен для целей эксплуатации здания под административно-складские цели. ВС РФ указал, что спорный объект недвижимости не подлежал включению в перечень только на основании вида его разрешенного использования, однако для разрешения вопроса о правомерности его включения в перечень необходимо также определить предназначение или фактическое использование здания. Поскольку доказательств, достоверно подтверждающих либо опровергающих факт использования не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, ответчик не представил, ВС РФ направил дело на новое рассмотрение, отметив, что ответчик ссылался при рассмотрении дела в нижестоящем суде на информацию ряда агентств недвижимости, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подтверждающую использование более 20 процентов площади спорного здания для размещения офисов, однако эти доводы оценки не получили.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости 11.03.2011 г. заявителем в режиме «одного окна» поданы документы для оформления договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Бакунинская, вл. 10-12, стр. 4, ранее предоставленного на основании Договора долгосрочной аренды земельного участка от 13.05.2002 N М-01-021021 для эксплуатации здания под административные цели.
Нормативные акты
«Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года» Конституционный Суд отметил, что указанные позиции распространяются и на ситуацию привлечения к административной ответственности, предусмотренной за использование земельного участка не по целевому назначению, собственника земельного участка с видом разрешенного использования — «в целях эксплуатации административного здания» и расположенного на нем административного здания, если такой собственник предоставил религиозной организации возможность осуществлять в указанном здании богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать его адрес в качестве адреса религиозной организации.
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Что такое административные цели при использовании земельного участка?
Разрешённый вид использования земельного участка-для эксплуатации здания под административные цели. Что подразумевается под административными целями?
Ответы на вопрос (1):
22.08.2022, 11:35,
г. ВладимирАдминистративные цели, это значит здание не жилое, а административное. То есть для размещения какого либо учреждения.
Пожаловаться
Консультация по Вашему вопросу
8 800 505-91-11
звонок с городских и мобильных бесплатный по всей РоссииЗдравствуйте, хочу купить земельный участок с нежилым помещением (Здание АТС).
Разрешенный вид использования земельного участка: — для здания АТС
Планирую использовать в качестве магазина непродовольственных товаров и автосервис.
Вопрос такой: строится здание склада, которое в дальнейшем планируется использовать в качестве производственного цеха (металло-конструкции). Разрешенный вид использования земельного участка: производственно-складская база. Каковы последствия такого использования здания?
У какого государственного или иного органа можно получить официальное разъяснение, что подразумевает под собой вид разрешенного использования земельного участка для эксплуатации складских и административных зданий, что входит в это понятие, обязательно ли на данном земельном участке должно вестись строительство зданий? Эта официальная информация нужна для представления ее суду.
Просим сообщить также Ваше мнение: что включает в себя вид разрешенного использования земельного участка для эксплуатации складских и административных зданий? Должны ли мы были на этом участке что-либо построить? По факту: на этом земельном участке мы ничего не построили, но ведем на нем деятельность, прямо связанную с обеспечением деятельности административного и складского зданий, расположенных на соседнем (прилегающем) участке. Спасибо за внимание!
Что значит аренда участка для эксплуатации здания под административные цели? Можно ли на этом участке осуществлять парковку служебного автотранспорта?
Читать 2 ответa
Имеется земельный участок с видом разрешенного использования (основной): занятого комплексом зданий и сооружений школы. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 – жилой зоне с многоэтажными жилыми домами. На данном участке находится приобретенное мною в собственность нежилое здание, используемое согласно договору аренды на земельный участок с целью перезарядки и ремонта огнетушителей, складирования сырья и комплектующих материалов. Для того, чтобы я мог осуществить пристройку к зданию мне необходимо разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, так мне пояснили в администрации, сказав, что необходимо указать условно разрешенный вид использования.
Боюсь ошибиться в виде, из возможного перечня, думаю подойдет: «отдельно стоящие, встроенные, пристроенные объекты торговли, не предусмотренные в качестве основных видов разрешенного использования». Если у кого-то опыт подобного изменения был, подскажите, какой условно разрешенный вид использования земельного участка используемого с целью перезарядки и ремонта огнетушителей, складирования сырья и комплектующих материалов подойдет? Нужно ли указывать в заявлении, что изменение вида разрешенного использования земельного участка необходимо с целью пристройки к уже существующему зданию (просто тогда и документы на строительство видимо нужны, а мне главное вид изменить не затягивая) либо просто просить изменить вид?
Ни арендодатель ни в самой администрации мне не могут помочь, говорят выбирайте любой, нужный вам, смотрел на сайте администрации распоряжения, не вижу никаких указаний на условно разрешенный вид использования земельного участка лишь общие фразы.
Читать 6 ответов
Построили административный корпус, назначение земли по кадастровому паспорту: для обслуживания и эксплуатации здания, по градплану в основных видах использования многоквартирные жилые дома. Хотим здание перевести в жилое, начинать нужно со здания или земельного участка и каковы процедуры.
Земельный участок был предоставлен в аренду для установки предприятия общественного питания, возможно ли изменить разрешенный вид использования земельного участка для эксплуатации предприятия и в последующем выкупить.
У меня долевая собственность в административное здании. Основной собственник без согласования и уведомлений изменил вид разрушенного использования земельного участка, на котором находится здание на предназначен для размещение гостиниц. И теперь спустя полтора года требует принять участие в капитальном ремонте, связанном с перепрофилированием здания. Из этого же ультиматум я узнал об изменении разрешенного использования земельного участка. Правомерно ли это? И как защититься?
Читать 9 ответов
Как изменится сумма земельного налога при изменении вида использования земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома на условно разрешенный вид для размещения магазина?
Читать 2 ответa
У мне земля для эксплуатации нежилого здания — мотеля как можно менять вид разрешённого использования земельного участка или это возможно и реально?
Эксплуатация зданий
Эксплуатация зданий — это комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безотказную и бесперебойную работу всех систем и конструктивных элементов объекта на протяжении всего эксплуатационного периода, а также полноценное функционирование объекта по назначению.
Каждый введенный в эксплуатацию строительный объект должен быть надежным, обеспечивать комфортные и безопасные условия для жизнедеятельности человека. Техническое обслуживание зданий и сооружений направлено на непрерывное поддерживание строений в исправном состоянии, своевременное устранение дефектов при их возникновении и обеспечение эксплуатационной пригодности.
Цели и задачи эксплуатации зданий
Чтобы объект был надежным и долговечным недостаточно только правильно провести строительство, но также важно чтобы грамотно и в соответствии действующих регламентов осуществлялась эксплуатация жилых зданий и сооружений или строений другого предназначения. Поэтому сразу после того, как произошел ввод в эксплуатацию здания должна быть организована инженерная эксплуатация, в основные задачи которой входит обеспечение:
- безотказного функционирования постройки согласно его прямого назначения;
- поддержания технологических характеристик на весь срок эксплуатации здания;
- должного уровня безопасности строений и комфорта пребывающих в них людей;
- безаварийного функционирования коммуникаций и инженерно-технических систем;
- благоприятного внутреннего микроклимата: влажности воздуха, температуры и других факторов;
- безукоризненного состояния объекта и придомовой территории, как того требуют действующие санитарно-гигиенические нормы.
Если правильно организовать техническое содержание зданий, то это позволит обеспечить не только бесперебойную работоспособность всех инженерных систем, но также существенно продлить эксплуатационный период строительных объектов.
Что включает в себя эксплуатация зданий, состав и правила проведения эксплуатационных работ
Безопасность эксплуатации зданий напрямую зависит от того, насколько правильно и качественно выполняется их техническое обслуживание.
Процессы эксплуатации строительных объектов подразумевают выполнение ряда работ, которые условно разделяются на три основные группы:
- санитарное содержание. Включает работы по уборке помещений и придомовой территории, сбору и вывозу твердых отходов, обслуживанию и промывке канализации, водостоков и мусоропроводов, обрезку деревьев и уход за элементами озеленения;
- техническое обслуживание. Технический регламент предусматривает проведение ответственными лицами плановых осмотров конструкций и функционирующего в здании инженерного оборудования на предмет соответствия действующим нормам и стандартам, результаты которых записываются в журнал. Кроме этого в группу входит обеспечение в помещениях благоприятной среды для пребывания людей, соблюдение норм пожарной безопасности, содержание в надлежащем состоянии помещений, фасадов, крышных конструкций и других конструктивных элементов, обслуживание и наладка коммуникаций, газового, вентиляционного, санитарно-технического и другого оборудования, подготовка зданий к осенне-зимнему сезону;
- ремонтные работы, направленные на устранение возникших в ходе эксплуатации сооружения дефектов, восстановление изношенных конструктивных элементов. В данную группу входит текущий и капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, если в таковых возникнет необходимость.
Также правила эксплуатации зданий на протяжении всего эксплуатационного срока предусматривают строгое соблюдение требований безопасности охраны труда, реконструкцию и модернизацию инженерных систем, оперативное устранение возникших неполадок, постоянное взаимодействие со сторонними организациями, помощь которых требуется в обеспечении качественного сервиса.
Кроме стандартных мероприятий техническая эксплуатация производственных зданий, общественных и жилых сооружений также включает административные процедуры. К их числу относят регулярную инвентаризацию коммуникационных систем, ведение технической документации, составление и сдача отчетов, поиск решений по повышению энергоэффективности.
Требования к эксплуатации конструкций зданий подразумевают строгое следование техническим регламентам и соблюдение утвержденного графика плановых мероприятий. Только при таком подходе можно обеспечить безопасность и комфортность жильцов или работающего персонала.
Документы, регулирующие эксплуатацию зданий
Система эксплуатации административных зданий, промышленных и других объектов четко регламентирована нормативно-правовыми актами:
- градостроительный кодекс РФ;
- СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов». Основные положения»;
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- ФЗ № 184 «О техническом регулировании;
- ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Это основные документы, регламентирующие техническое обслуживание зданий. Кроме этого могут действовать и другие в зависимости от типа и назначения объекта. Например, если объектом выступает газовая котельная, то нормативная эксплуатация промышленных зданий осуществляется в соответствии ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Кто отвечает за безопасную эксплуатацию
Для ведения эксплуатационного контроля собственниками объектов назначается ответственный специалист – инженер по эксплуатации зданий. По поводу квалификации такого специалиста конкретных указаний техрегламент не дает, но ввиду возлагаемых функций и повышенной ответственности очевидным фактом являет то, что такую должность занимать может только профессиональный специалист с профильным образованием.
Управление эксплуатацией
Современные объекты и сооружения – это достаточно сложные объекты с инженерным и техническим оснащением. Управление эксплуатации зданий состоит из следующих направлений, которые должна выполнять служба эксплуатации:
- техэксплуатация: обслуживание и ремонт инженерных систем, удаление отходов, уборка и другие мероприятия;
- организация размещения подразделений и персонала для производственных и административных объектов, контроль за выполнением бытовых услуг для жилых объектов;
- организация охраны окружающей среды, благоустройства придомовой территории, культурного досуга жильцов или работников;
- обеспечение охраны объекта и контроль за доступом в помещения.
Любые возникшие нарушения в ходе эксплуатации сразу же должны устраняться. Для их своевременного обнаружения инструкция подразумевает диагностику и технический контроль, для проведения которого при необходимости должны привлекаться профильные службы.
Заключение
С появлением инноваций в реконструкции городской застройки система технической эксплуатации является необходимой для полноценного функционирования зданий. Если соблюдать порядок эксплуатации и действовать в соответствии технических регламентов, то можно с минимальными затратами обеспечить долговечность и надежность зданий, а также комфортную жизнедеятельность человека.