Кто несет ответственность за подготовку и предоставление финансовой отчетности организации
2. Права и обязанности Заказчика
2.1. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчик вправе:
2.1.1. требовать и получать от Исполнителя обоснования замечаний и выводов Исполнителя;
2.1.2. требовать и получать информацию о членстве Исполнителя в саморегулируемой организации аудиторов;
2.1.3. получить от Исполнителя аудиторское заключение в срок, установленный настоящим договором;
2.1.4. во всякое время проверять ход выполняемых работ, не вмешиваясь в деятельность Исполнителя;
2.1.5. осуществлять иные права, вытекающие из настоящего договора.
2.2. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчик обязан:
2.2.1. содействовать Исполнителю в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия;
2.2.2. к началу проведения аудита предоставить Исполнителю все необходимые для проведения проверки документы в полном объеме и требуемом формате, включая составленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность Заказчика;
2.2.3. по требованию Исполнителя направить Исполнителю письмо-представление, касающееся информации, представленной в бухгалтерской (финансовой) отчетности Заказчика, и об эффективности системы внутреннего контроля;
2.2.4. обеспечить присутствие на время аудита лиц, ответственных за формирование документации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью Заказчика, для дачи необходимых пояснений по возникающим в ходе аудита вопросам;
2.2.5. своевременно предоставлять необходимую информацию и документацию, в том числе по запросам Исполнителя, давать по устному или письменному запросу Исполнителя исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
2.2.6. обеспечивать полный доступ к документации, находящейся в распоряжении Заказчика, на хранении у Заказчика или под контролем Заказчика, а также обеспечивать доступ к персоналу, находящемуся под контролем Заказчика. Если указанная информация не находится в распоряжении Заказчика, на хранении у Заказчика или под контролем Заказчика, то Заказчик обязуется сделать все зависящее от него для обеспечения получения ее Исполнителем;
2.2.7. сообщать Исполнителю любую информацию и уведомлять о любых событиях, которые могут иметь отношение к услугам, оказываемым Исполнителем по настоящему договору;
2.2.8. не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации, запрашиваемых Исполнителем. Наличие в запрашиваемых Исполнителем для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
2.2.9. обеспечить присутствие сотрудников Исполнителя при проведении инвентаризации имущества Заказчика;
2.2.10. оплатить услуги Исполнителя в соответствии с пунктом 6 настоящего договора, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией Заказчика;
2.2.11. исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности (федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности) и иные обязанности, вытекающие из настоящего договора.
2.3. Заказчик несет ответственность за подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с [российскими правилами составления бухгалтерской отчетности] [Международными стандартами финансовой отчетности], в том числе за достоверность и раскрытие в ней необходимой информации, а также за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не освобождает Заказчика от такой ответственности.
2.4. Предоставляемая Заказчиком информация может содержать информацию о третьих лицах и/или персональные данные сотрудников Заказчика или иных физических лиц. Предоставляя Исполнителю указанную информацию и персональные данные, Заказчик тем самым подтверждает, что получил или получит все необходимые разрешения на их обработку Исполнителем согласно законодательству Российской Федерации.
Инструкция для тех, кто первый раз готовит финансовую отчетность по МСФО
Помимо компаний, которые по закону должны сдавать финансовую отчетность по международным стандартам, это могут делать и те, кто использует ее как инструмент для привлечения инвесторов. Антон Ефремов («БДО Юникон») рассказывает о методах подготовки к МСФО
Кто отвечает за предоставление финансовой отчетности по МСФО
Согласно требованиям законодательства и Международным стандартам аудита (МСА), ответственность за подготовку и достоверное представление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и за систему внутреннего контроля несет руководство организации.
Ответственность по надзору за подготовкой финансовой отчетности организации несут лица, отвечающие за корпоративное управление.
Наряду с МСА ответственность руководства и членов совета директоров за финансовую отчетность прописана в законе «Об акционерных обществах» (208-ФЗ) и Кодексе корпоративного управления. Поэтому есть прямой смысл очень внимательно относиться к документам финансовой отчетности, особенно годовой и полугодовой финансовой отчетности по МСФО, а также к аудиту этой отчетности.
Если в организации отсутствует подразделение, ответственное за подготовку финансовой отчетности по МСФО, руководству и членам совета директоров нужно задуматься о:
- создании такого подразделения;
- назначении руководителем специалиста, имеющего опыт подготовки финансовой отчетности по МСФО и желательно обладающего сертификатами АССА/CPA/ДипИФР.
МСФО и РСБУ: ключевые различия, требования регуляторов
Обычно выделяют три основных вида отчетности и учетной политики:
- налоговая отчетность;
- бухгалтерская отчетность по российским стандартам (РСБУ или ФСБУ);
- финансовая отчетность в соответствии с МСФО.
Существует также управленческая отчетность, которая, как правило, приближена к финансовой отчетности по МСФО, хотя имеет отличия, связанные с конкретными потребностями акционеров.
Бухгалтерская отчетность по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) исторически готовилась в основном для предоставления в налоговые органы, и сейчас она сдается первым делом в налоговую инспекцию даже до проведения ее аудита. Хотя Правила бухгалтерского учета (ПБУ) и Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) во многом основаны на тех же принципах, что и МСФО, сохраняется принципиальное отличие бухгалтерской отчетности по РСБУ, связанное с тем, что эта отчетность больше нацелена на исполнение обязанностей перед налоговыми органами и регулятором, чем на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, контрагентов и других рыночных игроков.
Финансовая отчетность по МСФО считается отчетностью «общего назначения», то есть предназначенной для пользователей, не имеющих возможности требовать от организации отчетность, отвечающую их частным информационным потребностям, как это могут требовать государственные органы. В Концептуальных основах МСФО прямо указано, что цель финансовой отчетности по МСФО — предоставление финансовой информации, которая является полезной прежде всего для инвесторов (существующих и потенциальных), заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Регуляторы и госорганы отнесены к «прочим» и «вторичным» группам пользователей.
Поэтому стандартами МСФО к такой отчетности предъявляются особые требования в части прозрачности, понятности, уместности, правдивого представления, сопоставимости, проверяемости, своевременности, приоритета экономического содержания над юридической формой, и все это — с учетом принципов существенности информации и непрерывности деятельности организации.
Вот перечень основных отличий бухгалтерской отчетности по РСБУ (за исключением кредитных организаций и компаний, перешедших на отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ):
- оценка активов, особенно в части справедливой стоимости;
- расчет резервов под обесценение активов;
- консолидация дочерних и зависимых компаний; учет финансовой аренды (лизинга) — с принятием ФСБУ 25 «Аренда» в 2021 году данное различие устранится;
- концепция определения и признания активов и доходов; метод эффективной процентной ставки для признания доходов и расходов;
- понятие контроля;
- требования к раскрытию информации, в том числе по операциям со связанными сторонами.
В России компании составляют финансовую отчетность по МСФО как по собственной инициативе, так и по требованиям регуляторов. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установил обязанность составления и аудита финансовой отчетности по МСФО для следующих организаций:
- кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации;
- акционерные общества с государственным участием, перечень которых утверждается правительством Российской Федерации;
- иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
Компании, привлекающие финансирование путем выпуска облигаций или акций, обращающихся на бирже, то есть являющиеся или собирающиеся стать эмитентами, подпадают под действие закона № 208-ФЗ и в соответствии с положением Банка России № 454-П от 30.12.2014 года «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» обязаны раскрывать годовую и полугодовую финансовую отчетность по МСФО с аудиторским заключением, а при первичном размещении ценных бумаг — финансовую отчетность по МСФО за три последних года в составе Проспекта ценных бумаг.
Если компания заинтересована в раскрытии наиболее полной и понятной широкому кругу пользователей (прежде всего инвесторам) информации о своей деятельности, то независимо от законодательных требований она может готовить консолидированную финансовую отчетность по МСФО и проводить ее аудит. Такая финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением от известной и надежной аудиторской организации может быть существенным дополнительным инструментом для привлечения новых клиентов и инвесторов, продвижения позитивной информации о компании.
Особенности первого применения МСФО
Организации, впервые готовящие финансовую отчетность по МСФО, должны руководствоваться требованиями МСФО 1 (IFRS — International Financial Reporting Standard 1) «Первое применение МСФО».
Параграф 1.3 МСФО 1 определяет, что первая отчетность организации, составленная по МСФО, — это финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО путем включения в данную отчетность ясного и безоговорочного заявления о ее соответствии МСФО.
Согласно МСФО (IFRS) 1, организация, впервые применяющая МСФО, должна:
- определить, какая финансовая отчетность будет первой по МСФО;
- подготовить вступительный бухгалтерский баланс по МСФО на дату перехода на МСФО;
- выбрать учетную политику, соответствующую МСФО, и применить ее ретроспективно ко всем периодам, представленным в первой финансовой отчетности по МСФО;
- применить все МСФО, вступившие в силу на дату первой финансовой отчетности по МСФО;
- принять решение о применении каких-либо из шести возможных добровольных исключений, освобождающих от ретроспективного применения стандартов;
- применить три обязательных исключения, когда ретроспективное применение стандартов не разрешается;
- раскрыть подробно в финансовой отчетности информацию, поясняющую особенности перехода на МСФО.
При подготовке входящего баланса по МСФО (МСФО (IFRS) 1, параграф 10) организация должна:
- признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
- не признавать активы и обязательства, признание которых не разрешено МСФО;
- переклассифицировать статьи отчетности из национальных правил в МСФО;
- применить МСФО при оценке всех признанных активов и обязательств.
В первой финансовой отчетности по МСФО обязательно приводится выверка капитала и финансового результата на дату перехода на МСФО и на сравнительную отчетную дату. Выверка между капиталом, представленным в отчетности по прежним правилам, и капиталом по МСФО (МСФО 1.39, а) производится на следующие даты:
- дату перехода на МСФО;
- конец последнего периода, представленного в последней годовой отчетности по прежним правилам.
Пример. Дата первой финансовой отчетности по МСФО — 31 декабря 2020 года, дата перехода на МСФО — 1 января 2019 года. Выверка капитала представляется на 1 января 2019 года и на 31 декабря 2019 года.
В этом примере выверка между прибылью и убытками, представленными за последний период в последней годовой отчетности по прежним правилам, и прибылью и убытками по МСФО за тот же период (МСФО 1.39, b) представляется за 2019 год.
Трансформация и подготовка финансовой отчетности по МСФО
Существует три основных метода подготовки финансовой отчетности по МСФО:
- трансформация;
- параллельный учет;
- полуавтоматическая подготовка отчетности по МСФО с использованием единого хранилища данных.
На практике в большинстве случаев используется метод трансформации в MS Excel, когда за основу берется бухгалтерская отчетность по РСБУ и «трансформируется» в МСФО следующим образом.
- Перегруппировка счетов бухгалтерского учета по РСБУ в формат МСФО.
- Корректировки по переклассификации статей отчетности.
- Корректировки по начислениям, оценкам, резервам, списаниям, консолидации, и другие.
Параллельный учет используется, как правило, дочерними компаниями иностранных организаций, а создать единое хранилище данных с возможностью автоматической подготовки разных видов отчетности, в том числе по МСФО, могут позволить себе только очень крупные компании.
Для каждой корректировки, не связанной с перегруппировкой или переклассификацией статей, должен быть отдельный расчет и обоснование. Как правило, достаточно сделать расчеты в MS Excel, но также встречаются сложные инструменты и программы.
Ключевые корректировки при переходе от РСБУ к МСФО включают:
- оценку активов по справедливой стоимости;
- признание обесценения финансовых и нефинансовых активов;
- пересчет выручки в соответствии с принципами признания, требуемыми МСФО;
- пересчет денежных потоков по эффективным процентным ставкам;
- консолидацию дочерних и зависимых компаний, и связанные эффекты (гудвил, например).
После проведения трансформации и расчета всех корректировок необходимо подготовить книжку финансовой отчетности по МСФО. Это документ в MS Word объемом до 200 страниц, в котором есть формы отчетности и примечания в виде текста и таблиц. Существует общепринятый формат, используемый клиентами БДО и крупнейших международных аудиторских компаний. Такой формат привычен для инвесторов и рыночных пользователей, обеспечивает лучшую прозрачность финансовой отчетности по МСФО и большее доверие к ней.
Одним из важных вопросов, который иногда недооценивает руководство компаний при решении начинать подготовку финансовой отчетности по МСФО и проводить ее аудит, является выделение адекватных ресурсов для этого проекта. Выделенные сотрудники и квалифицированные специалисты потребуются как для подготовки финансовой отчетности по МСФО, так и для сопровождения аудита этой отчетности.
Вариантов подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО может быть два: собственными силами компании и с привлечением внешнего консультанта, обладающего соответствующим опытом, квалификацией и репутацией.
Лучшим вариантом является подготовка финансовой отчетности по МСФО собственными силами. Для этого потребуется квалифицированный сотрудник, имеющий опыт трансформации и подготовки финансовой отчетности по МСФО, желательно с сертификатом АССА/CPA/ДипИФР. Если такого сотрудника нет в компании, придется пригласить его со стороны. Если компания собирается стать публичной, подготовка отчетности по МСФО будет проводиться не раз в год, а как минимум два раза, а в идеале — ежеквартально, поэтому такой сотрудник будет занят в течение всего года. Кроме того, в сферу его ответственности может входить ведение управленческой отчетности и сопровождение аудита. В зависимости от размера компании и сложности ее операций за финансовую отчетность по МСФО может отвечать один человек или отдел/департамент из нескольких сотрудников, возглавляемый квалифицированным специалистом.
Вариант с привлечением внешнего консультанта также рабочий и нередко используется небольшими и средними компаниями. Плюсы этого варианта — некоторая экономия затрат в первые один-два года, уверенность в качестве получаемого продукта и в применении всех необходимых и свежих требований МСФО в случае привлечения опытного и известного консультанта. Однако в дальнейшем минусы могут перевесить плюсы. Минусами являются:
- зависимость от внешнего консультанта по срокам подготовки отчетности и ее результатам;
- недостаточно полное понимание бизнеса компании со стороны внешнего консультанта, дополнительные вопросы от аудиторов, в случае если внешний консультант не удовлетворяет квалификационным требованиям.
В качестве консультанта по подготовке финансовой отчетности по МСФО может выступать и аудитор этой отчетности, если его работа заключается в разъяснении требований МСФО и помощь в трансформации (компиляции) бухгалтерской (финансовой) отчетности из системы РСБУ в финансовую отчетность по МСФО. Такие услуги со стороны аудитора, как правило, не создают угроз для независимости при условии, что аудиторская организация не принимает на себя ответственность за функции руководства аудируемой компании, что на практике и не происходит.
Автор: Антон Ефремов
Ответственность за несвоевременное представление отчётности
Организации на любой системе налогообложения в настоящее время обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года (с учетом всех изменений).
Таким образом, по итогам года организации, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) и применяющие спецрежим в виде единого налога на вменённых доход (ЕНВД), обязаны представить в налоговую инспекцию не только декларацию по налогу, но и бухгалтерскую отчетность. Кроме того, необходимо представить так называемый обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением в территориальное отделение Росстата (порядок его представления утвержден Приказом Росстата № 220 от 31 марта 2014 г.).
Перечень форм бухгалтерской отчётности включает
- бухгалтерский баланс;
- отчёт о финансовых результатах;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах: отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, иные приложения (пояснения).
В то же время организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, формируют меньшее количество отчётных документов. На практике такие предприятия представляют бухгалтерскую отчётность без приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах.
Согласно приказу Минфина РФ № 66н от 2 июля 2010 года, малые предприятия формируют и подают приложения к балансу и отчёту о финансовых результатах лишь в случае наличия в этих приложениях сведений, без которых невозможно объективно оценить финансовое состояние организации (по аналогии с формированием пояснений к отчетности)
Кроме льготы по объему представляемых отчётных форм, малые предприятия могут формировать бухгалтерскую отчетность в упрощённом виде. Так, обычные организации при заполнении формы бухгалтерского баланса используют бланк из Приложения №1 к приказу Минфина РФ № 66н от 2 июля 2010 года; малые предприятия — бланк из Приложения №5 к этому приказу.
Кроме того, обычные организации при заполнении формы отчёта о финансовых результатах используют бланк из Приложения №1 к приказу Минфина РФ № 66н от 2 июля 2010 года; малые предприятия — бланк из Приложения №5 к этому приказу.
Ответственность за нарушение порядка представления отчётности
При подготовке отчётности необходимо помнить об ответственности в случае нарушения сроков представления отчётных форм и иных действий, связанных с несоблюдением порядка их формирования.
В соответствии с действующим законодательством за непредставление или несвоевременное представление декларации предусмотрена ответственность:
- налоговая и административная — в отношении организации;
- административная — в отношении должностных лиц организации.
Налоговая ответственность
За непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, налоговая инспекция при проверке может оштрафовать организацию в размере 200 руб. за непредставление каждой из форм, входящих в состав бухгалтерской отчетности.
Административная ответственность
Для должностных лиц организации (например, руководителя, главного бухгалтера)
- За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности суд (по заявлению налоговой инспекции) может привлечь данных лиц к ответственности в виде штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.;
- за непредставление (несвоевременное представление) в территориальное отделение Росстата обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 300 руб. до 500 руб.;
Для организации
За непредставление (несвоевременное представление) в территориальное отделение Росстата обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 3000 руб. до 5000 руб.
Ответственность за представление недостоверных сведений
Какую ответственность предусматривает законодательство в случае искажения отчётных данных?
Налоговая ответственность
За грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения налоговая инспекция может оштрафовать организацию в размере:
- 10 тыс. руб. – если правонарушения совершены в течение одного налогового периода;
- 30 тыс. руб. – если правонарушения совершены в течение более одного налогового периода;
- 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб. – если правонарушения привели к занижению налоговой базы.
Административная ответственность
- За грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, суд по заявлению налоговой инспекции может привлечь должностное лицо организации (например, руководителя) к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5000 руб. до 10 тыс. руб.
- За повторное совершение данного правонарушения предусмотрены штраф от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Вместе с тем, существуют основания для освобождения должностного лица от этой административной ответственности.
Формирование отчётности в сервисе «Моё дело»
Вы формируете бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчётность быстро и всегда правильно, если пользуетесь в работе интернет-бухгалтерией «Мое дело».
Одна их уникальных особенностей системы «Моё дело» — наличие полной базы актуальных бланков, нормативных и законодательных актов по бухучёту и налогообложению. Все данные обновляются в онлайн-режиме, обеспечивая Вам возможность круглосуточно пользоваться действующими формами документов, а также законами, положениями, распоряжениями, приказами.
Сервис «Моё дело» позволяет формировать любые отчётные формы и документы на общей системе налогообложения (ОСНО), УСН и ЕНВД. Большинство бланков заполняются автоматически, что сводит к нулю вероятность ошибок, которые часто возникают при ручном составлении документов.
Готовая отчётность может сразу отправиться в электронном виде в ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат. Минимум времени и никаких очередей!
Интернет-бухгалтерия «Моё дело» является современным многофункциональным сервисом, в котором обеспечивается полноценный учёт на общей системе налогообложения и специальных налоговых режимах: УСН, ЕНВД. Вам гарантирован точный и быстрый расчёт любых налогов и страховых взносов, пособий и больничных, зарплаты и отпускных. Кроме того, все начисленные суммы Вы можете перечислять прямо через сервис за счёт интеграции с банками!
Благодаря системе «Моё дело» Вам заранее известны все сроки формирования отчётности и уплаты налогов. В Вашем Личном кабинете установлен персональный налоговый календарь, который заблаговременно информирует Вас о предстоящих важных датах, дублируя уведомления на телефон и электронный почтовый ящик!
Вы хотите всегда пользоваться бесплатными профессиональными консультациями? Без проблем! В системе «Моё дело» Вам гарантирована круглосуточная экспертная поддержка в сфере налогообложения и бухучёта!
Интернет-бухгалтерия «Моё дело» — это огромный профессиональный комплекс, пользоваться которым одинаково легко может и опытный бухгалтер, и новичок без специальных знаний.
Хотите убедиться в этом? Тогда прямо сейчас зарегистрируйтесь в интернет-бухгалтерии «Моё дело» и оцените все возможности системы в течение бесплатного пробного периода!
Ответственность за представление недостоверной бюджетной отчетности
Какая отчетность признается недостоверной, какая ответственность предусмотрена за такую отчетность и кого в итоге накажут — читайте в нашей статье.
Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Все организации государственного сектора регулярно составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая отчетность бухгалтером бюджетного, автономного и казенного учреждения формируется за отчетный период и содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения в соответствии с планом счетов бюджетного учета, о полученных учреждением финансовых результатах, о движении денежных средств за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством РФ в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, учредителю для целей управления учреждением.
Искажение бюджетной отчетности
Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлено, что отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
В соответствии с п. 4 Инструкции 157н бухгалтер организации госсектора должен обеспечить:
- формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах
- формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой руководителю, наблюдательному совету автономного учреждения, учредителю, собственнику имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (получателям услуг, работ, социальных пособий, кредиторам)
Можно сказать, что отчетность — это итог кропотливой работы бухгалтера по сбору и обобщению финансовой информации, верному отражению ее на соответствующих счетах, контролю за соблюдением законодательных норм. Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов, согласно п. 1 Примечаний к статье 15.11 КоАП РФ, является грубым нарушением.
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в соответствии со статьей 15.11. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, если:
- не представлена бюджетная отчетность,
- представлена с нарушением сроков,
- отчетность сформирована и представлена с нарушением установленных требований,
- представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность.
Какая отчетность является недостоверной?
Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной статьей 15.15.6 КоАП РФ не определены. По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение.
Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции № 191н «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ».
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ в письме от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 рассмотрел вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки, а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие или искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями. Например, ошибки в определении группы аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не влияют на исчисление амортизации, на расчет налога на имущества организаций, не формируют отклонения по величине активов учреждения, соответственно не влияют на достоверность отчетности.
Примерами же недостоверности бюджетной отчетности являются, в частности:
- принятие к учету недвижимого имущества при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления
- неотражение в отчетности имеющейся у учреждения задолженности
- наличие неоприходованных излишков материальных ценностей
- неотражение на балансе имущества, используемого для нужд учреждения имущества
По мнению Минфина, выраженному в данном письме, понятие «недостоверная отчетность», «существенная ошибка, влияющая на достоверность отчетности», наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела.
Как показывает судебная практика, наибольшее количество дел по спорам об административной ответственности за представление недостоверной бюджетной отчетности связано со следующими нарушениями порядка формирования показателей, которые отражаются в отчетности:
- принятие к учету земельных участков при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права бессрочного пользования
- несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной из форм при наличии в другой
- несоблюдение порядка применения КБК
- неотражение в бюджетном учете обязательств
- неотражение в бюджетном учете факта выявленных недостач (хищений)
- несвоевременное отражение операций по начислению доходов
- неотражение суммы экономии, достигнутой при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с использованием конкурентных процедур
- непринятие (несвоевременное принятие) к учету объектов нефинансовых активов
- отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей, в том числе способом «Красное сторно», при отсутствии оснований для их отражения
- неотражение (несвоевременное отражение) операций по списанию
На кого возлагается административная ответственность?
В соответствии со статьей 15.11 и статьей 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность возлагается на должностных лиц.
Кто такие должностные лица? Должностным лицом организации понимается лицо, говорится в КоАП, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Под это определение попадает и руководитель организации, и главный бухгалтер.
Но на кого именно ложится административная ответственность за нарушение требований к отчетности — руководителя или главного бухгалтера организации?
В Законе № 402-ФЗ отсутствуют положения, позволяющие четко разграничить полномочия руководителя и главного бухгалтера по вопросу составления и представления отчетности. Так, п. 2 ст. 13 Закона № 402-ФЗ определено, что отчетность составляет экономический субъект. Обязанность по своевременному представлению бухгалтерской отчетности тоже возложена на экономический субъект.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8 был рассмотрен один из споров по административной ответственности за представление отчетности. Если руководитель экономического субъекта в соответствии с Законом № 402-ФЗ:
- организовал бухгалтерский учет (п. 1 ст. 7 402-ФЗ);
- возложил его ведение на главного бухгалтера (или иное должностное лицо) (п. 3 ст. 7 402-ФЗ);
- в трудовом договоре или должностной инструкции главного бухгалтера обозначены обязанности по составлению и представлению отчетности организации;
- должностной инструкцией прямо установлено, что главный бухгалтер несет ответственность, в том числе, за несвоевременное представление различных сведений и отчетности,
то именно главный бухгалтер и должен нести административную ответственность за составление и представление отчетности.
Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.