Где установлены права и обязанности налогоплательщиков
НК РФ Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23 НК РФ
1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2024 в пп. 5 п. 1 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 447-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1) представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
Центральный банк Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка Российской Федерации в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом;
(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 447-ФЗ)
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
(в ред. Федеральных законов от 30.09.2013 N 267-ФЗ, от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, указанных в настоящем пункте, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ)
2.2. Налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам (далее в настоящем пункте — сообщение о наличии объекта налогообложения), в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога в отношении этого объекта или если организация применяет налоговую льготу в отношении соответствующего объекта налогообложения.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
2.3. Налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — товары, подлежащие прослеживаемости), обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.03.2024 в абз. 1 п. 3.1 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ). См. будущую редакцию.
3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
3.2. Иностранные организации (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), а также иностранные структуры без образования юридического лица помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.
При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).
(п. 3.2 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:
1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;
2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;
3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;
4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;
5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.
В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).
С 01.03.2024 абз. 5 п. 5.1 ст. 23 утрачивает силу (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.
С 01.03.2024 абз. 6 п. 5.1 ст. 23 утрачивает силу (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 5.1 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
(п. 8 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
Где установлены права и обязанности налогоплательщиков
НК РФ Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории «Сириус» о местных налогах и сборах;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1) на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, а также на получение акта такой сверки;
(пп. 5.1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.2) на основании представленного в налоговый орган запроса получать справки о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа с учетом положений подпункта 10 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса;
(пп. 5.2 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате задолженности;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2023 N 595-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
1.2. Налогоплательщики — физические лица, зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации, в случае направления в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомления о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее — уведомление о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг) получают от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг и вправе представлять в налоговые органы документы (сведения) в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, если настоящим Кодексом не предусмотрен иной порядок представления в налоговые органы документов в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) получения от налоговых органов документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Документы (сведения), которые налогоплательщики — физические лица вправе представлять в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также документы, которые направляются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам — физическим лицам в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг, определяются настоящим Кодексом.
При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их направления налогоплательщиком — физическим лицом в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Информация о дне представления налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг размещается в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Для прекращения получения от налоговых органов документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг налогоплательщики — физические лица направляют в налоговые органы в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о прекращении получения документов от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее — уведомление о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг).
Получение от налоговых органов документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг прекращается по истечении трех дней со дня представления налогоплательщиком — физическим лицом в налоговый орган уведомления о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Уведомление о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, уведомление о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг подписываются усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Форма уведомления о необходимости получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, форма уведомления о прекращении получения документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, порядки заполнения таких форм и форматы представления таких уведомлений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.04.2023 N 125-ФЗ)
2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
Права и обязанности налогоплательщиков
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги – главная статья доходов государства.
Исходя из полученной суммы, Правительство Российской Федерации готовит проект бюджета, который утверждает представительный орган государственной власти. На деньги налогоплательщиков в стране строятся новые дороги, открываются новые школы и больницы, существуют государственные музеи и другие учреждения. Именно поэтому гражданам важно осознавать свою ответственность за уплату налогов, и не случайно в Конституции России плата налогов отмечена как обязанность гражданина. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков признаются:
• физические лица (граждане);
• физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
• физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)
Права и обязанности налогоплательщиков изложены в статьях 21 и 23 Налогового кодекса РФ. Основные права налогоплательщиков следующие:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
3) использовать налоговые льготы
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов
12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки
Основные обязанности налогоплательщиков:
1) уплачивать законно установленные налоги
2) встать на учет в налоговых органах
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
4) представлять налоговые декларации
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций 6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей законодательством РФ предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:
- юридические лица;
- физические лица (граждане);
- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
- физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)
Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.
Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ
Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством
Своевременно встать на учет в налоговом органе
Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения
Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц
Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность
Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя
Требовать соблюдения налоговой тайны
Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов
Использовать налоговые льготы при наличии оснований
Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов
Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:
- об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
- об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
- о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
- об изменении места нахождения в течение 10 дней;
- о смене директора или главного бухгалтера
Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований
Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов
Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований
Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов
Не выполнять неправомерные требования налоговых органов
Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя
Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги
Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.
При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.
В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.
Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
- 1.1. Развитие теории налогообложения
- 1.2. Принципы налогообложения
- налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
- ответственность за нарушеия законодательства о налогах и сборах
Глава 2. Налоговая система
- Основные термины
- 2.1. Элементы налога и способы взимания налога
- 2.2 Классификация налогов
- 2.3 Налоговый механизм и его элементы