3.В чем конкретно проявляется народовластие?
Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать защищать права и свободы человека и гражданина. Эти ценности не устанавливаются законодателем, они должны гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством. Основные права и свободы человека объявляются неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.
Принцип народного суверенитета означает, что многонациональный народ России является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российском государстве. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4.Какие международно признанные принципы демократических конституций содержатся в Конституции рф 1993 г. ? (Указать не менее 5 принципов)
5.Избирательное право Российской Федерации.
Избирательное право, в объективном смысле — это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса. Избирательное право, в субъективном смысле — это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Активное избирательное право — это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти. Пассивное избирательное право — это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.
Принципы избирательного права Российской Федерации: — Всеобщее избирательное право — Прямое избирательное право — Равное избирательное право — При тайном голосовании — Добровольность участия в выборах — Гласность при осуществлении избирательного процесса — Гарантированность выборов
Избирательная система — это совокупность общественных и государственных институтов, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.
Виды избирательных систем: 1) Мажоритарная избирательная система: 2) Пропорциональная избирательная система
Избирательный процесс — это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.
6.Конституционные гарантии реализации принципа разделения властей. Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — законодательный и представительный орган.
Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.
Суды РФ — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
Статья 3. Народовластие
1. Единственным источником власти в области как в субъекте Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Высшим и непосредственным выражением народовластия в области являются областной и местные референдумы и свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Информация об изменениях:
Законом Иркутской области от 9 марта 2007 г. N 6-ОЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Устава внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
3. Областной референдум — проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области по важным вопросам государственного значения голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительства которых расположено на территории области.
Местный референдум — проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области, уставом муниципального образования по важным вопросам местного значения голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, место жительство которых расположено в границах муниципального образования.
4. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому, обеспечивается право на получение достоверной информации по всем вопросам жизни общества, кроме сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Права и свободы человека и гражданина | Статья 4. >> Государственная власть области |
Содержание Устав Иркутской области от 10 февраля 1995 г. (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) |
Статья 1. Принципы осуществления народовластия в области
1. Единственным источником власти в области является народ. Никто не может присваивать власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по действующему законодательству.
2. Народ области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа области является референдум и свободные выборы.
4. Государственная власть в Еврейской автономной области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе:
— разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
— разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти области в пределах своей компетенции самостоятельны.
Общие положения (ст.ст. 1 — 5) | Статья 2. >> Государственная власть области |
Содержание Закон Еврейской автономной области от 31 января 1996 г. N 1-ОЗ «Об органах государственной власти в Еврейской автономной. |
Народовластие в РФ и его формы
Согласно Конституции Российской Федерации, народовластие — одна из основ конституционного строя.
Народовластие — волеизъявление народа в управлении государством.
Формы народовластия
Являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают две формы народовластия — непосредственную (прямую) демократию и представительную (косвенную) демократию.
Непосредственная демократия
Высшим выражением народовластия является непосредственное осуществление власти народа. Согласно Конституции РФ, высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы.
Непосредственное народовластие — это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Непосредственное выражение власти народом, помимо референдумов и выборов, возможно и в других формах. К ним относятся:
- правотворческая инициатива граждан (внесение определенным количеством граждан в орган власти проекта нормативного правового акта);
- собрания (сходы) граждан;
- митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;
- индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности). Подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечить полное и свободное народное волеизъявление.
Предметом референдума могут быть различные вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Не могут являться предметом референдума популистские требования.
Подведение итогов всенародного голосования, по существу, сводится к одному — к обеспечению правильности подсчета голосов «за» и «против», поданных в процессе проведения референдума, и доведению до сведения населения результатов референдума. Итоги референдума (народного голосования) являются окончательными и обладают наивысшей юридической силой.
Представительная демократия
Конституция закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих выборных представителей, которым делегировано право принимать в интересах народа властные решения.
Представительное народовластие — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Представительные органы наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Президент России как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также депутаты законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, принимая законы, представляют и выражают интересы населения. Помимо этого, представительные органы участвуют в формировании других государственных органов, которые создаются не путем проведения выборов, осуществляют контрольные полномочия за исполнительными органами власти и др.
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:
- органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
- органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
- органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Законодательство Российской Федерации устанавливает обязательное наличие выборных представительных органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании. Наличие других органов определяется уставами муниципальных образований.
- обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
- народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
- участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
- индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.