Режим ндд на нефтяных месторождениях что это
Перейти к содержимому

Режим ндд на нефтяных месторождениях что это

  • автор:

Зрелость — не радость

Минфин хочет лишить нефтяные компании обещанных льгот

Как стало известно “Ъ”, Минфин на фоне необходимости пополнения бюджета хочет лишить выработанные месторождения, на которые приходится более четверти добычи нефти в РФ, налоговых льгот. Речь идет о вычете из НДПИ в размере 20%, который должен был заработать в 2024 году. По словам источников “Ъ”, Минфин предлагает перенести на три года срок вступления вычета в силу. По оценкам экспертов, перенос может принести бюджету примерно 460 млрд руб. в течение трех лет. Однако такая мера может существенно повлиять на планы нефтекомпаний по инвестициям в выработанные активы.

Выйти из полноэкранного режима

Планы нефтяников снова столкнулись с дефицитом бюджета, и они могут лишиться обещанных с 2024 года льгот

Развернуть на весь экран

Планы нефтяников снова столкнулись с дефицитом бюджета, и они могут лишиться обещанных с 2024 года льгот

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Минфин предложил на три года перенести введение налоговых льгот для выработанных месторождений, перешедших с 2021 года на налог на дополнительный доход (НДД), рассказали три источника “Ъ”. Такие льготы должны были заработать с 2024 года в виде вычета в 20% от ставки НДПИ для участков с выработанностью запасов более 80%, которые входят в периметр третьей группы НДД. В Минфине отказались от комментариев.

Выработанные месторождения, на которые приходится более четверти добычи нефти в РФ, вынуждены были перейти на НДД после налоговой реформы 2020 года. Тогда Минфин лишил такие месторождения крупных льгот по НДПИ, однако предоставил возможность перейти на НДД.

При этом нефтекомпаниям были обещаны и закреплены в Налоговом кодексе дополнительные льготы с 2024 года — в виде вычета из НДПИ в размере 20%.

Тогда эксперты «Выгон Консалтинг» оценивали потери операционного денежного потока месторождений в 89–113 млрд руб. в 2021–2023 годах.

НДД — это новый налог для нефтяной отрасли (введен с 2019 года в пилотном режиме), который был изначально придуман на замену НДПИ для стимулирования добычи на новых и зрелых месторождениях с высокими затратами. Идея заключается в том, чтобы, в отличие от НДПИ, взимать налог не с объема добычи нефти, а с финансового результата — выручки за вычетом расходов (по ставке 50%). Хотя изначально НДД задумывался как единый налог, в реальности его формула существенно отличается для разных групп месторождений, сейчас таких групп пять.

Перенос вычета в 20% увеличит поступления от НДПИ на 1,15 трлн руб. за три года, но эти доходы будут на 60% компенсированы сокращением поступлений по НДД и налогу на прибыль (поскольку финансовый результат месторождений ухудшится из-за роста прямого налога на добычу), подсчитал главный экономист «Выгон Консалтинг» Сергей Ежов.

Таким образом, по его оценке, суммарный бюджетный эффект составит ориентировочно 460 млрд руб. за три года. Объем добычи выработанных месторождений составляет около 140 млн тонн в год, и, по словам эксперта, в результате операционный денежный поток на таких активах снизится на 1,1 тыс. руб. на тонну добытой нефти.

Собеседники “Ъ” считают, что предложения Минфина о переносе льготы с высокой вероятностью будут приняты.

Перенос льготы может оказаться одним из ключевых факторов при принятии решения о дальнейших инвестициях в месторождения, финансовая модель которых работала в условиях применения льготы с 2024 года, считает Олеся Никифорова из Kept.

Минфин сейчас активно ищет способы пополнения бюджета в условиях, когда он не может собрать запланированные нефтегазовые доходы из-за более низкой, чем ожидалось, цены Urals. За пять месяцев 2023 года нефтегазовые доходы сократились на 50% относительно прошлого года, а дефицит бюджета составляет 3 трлн руб.

Правительство согласовало сокращение выплат нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября

Правительство обсуждает несколько идей, как увеличить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. В их числе, помимо переноса льготы для выработанных месторождений, также корректировка демпфера с 1 сентября (даст 30 млрд руб. в месяц) и установление новых параметров максимального дисконта Urals к Brent для целей налогообложения. Замглавы министерства Алексей Сазанов выражал уверенность, что в июне правительство сможет внести в Госдуму соответствующий законопроект.

Основные разногласия между Минфином и нефтяными компаниями, по данным “Ъ”, касаются корректировки дисконта Urals.

С апреля по инициативе Минфина дисконт был зафиксирован на уровне в $34 за баррель с постепенным уменьшением, и с июля максимальный дисконт составит $25. Если цена Brent за вычетом дисконта оказывается выше фактической цены Urals, то нефтекомпании должны платить налоги исходя из первой. Минфин хочет с сентября сократить максимальный дисконт до $20 за баррель.

В мае реальный дисконт составлял $22 за баррель, и, по словам одного из источников “Ъ” в нефтекомпаниях, им будет крайне сложно сократить дисконт еще больше. Правительство, по данным “Ъ”, продолжает обсуждать этот вопрос.

  • Газета «Коммерсантъ» №103/В от 13.06.2023, стр. 1
  • Дмитрий Козлов подписаться отписаться
  • Налоговая политика России и деятельность ФНС подписаться отписаться
  • НДПИ подписаться отписаться

Налог на добавленный доход (НДД)

Добавленный доход — разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Налог на добавленный доход (НДД)

НДД введен с 1 января 2019 г.
Добавленный доход — разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.
Налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья представляет собой налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.
В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д.
Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.
То есть, Налогооблагаемая база НДД — выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой.
Для НДПИ налогооблагаемой базой является количество добытой нефти или природного газа.
Введение НДД помогает сделать рентабельными инвестиции в низкопродуктивные или трудноизвлекаемые запасы (ТрИЗ), что важно для поддержания объемов добычи.

НДД сначала прошел корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

  • изменились размеры вычета налога;
  • порядок его уплаты;
  • вместо НДПИ придет на смену НДД — налог на добавленный доход нефтепродукции.

От вице-премьера РФ, от управления Президента РФ поступали замечания технического характера.
После корректировки недочетов, проект снова выставили на обсуждение в думу для утверждения.
Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении ГД.
НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

По прогнозам, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.
Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождений нефти.
Государство предлагает нефтяным компаниям обмен, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.
Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение.
Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.
Старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать 2 типа налогов от добычи и доходов по продукции.
Компания может перевести месторождение на НДД и продолжить платить НДПИ, но размер этого налога снижается в среднем на 40%.
Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

Если правительство отменит старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.
Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться.
По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании выиграют не много.

Другой вопрос касается технической части отрасли.
К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (зрелых месторождений нефти).
Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата.

Утвержденные положения по НДД

  • прямой налог, который начисляется на сумму дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на каждом участке недр;
  • рассчитывается как положительная разница между полученными на этом участке недр доходами и расходами;
  • если размер минимального НДД по участку недр больше чем сумма налога, рассчитанного как разница между доходами и расходами этого участка, то НДД от добычи углеводородного сырья признается минимальный налог.
  • поиск и оценка месторождений углеводородного сырья, разведка, добыча углеводородного сырья на участке недр;
  • транспортировка углеводородного сырья, добытого на участке недр;
  • подготовка углеводородного сырья до качества, при котором такое сырье признается продукцией в отношении налогоплательщика;
  • хранение углеводородного сырья, добытого на участке недр;
  • созданию объектов переработки/утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ);
  • сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги налогоплательщику, связанные с осуществлением вышеуказанной деятельности, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.
  • участок недр расположен полностью или частично:
    • в границах Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа,
    • севернее 65 о северной широты в границах ЯНАО,
    • в пределах российской части шельфа Каспийского моря;

    Расчет НДД

    Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр.
    Данные показатели рассчитываются ежемесячно.

    Вр-месяц = Цнефть * Vнк * Р * Кн + Цгаз * Vгаз + 0,95 * Цпнг * Vпнг

    Цнефть — средний за календарный месяц уровень цен нефти сорта Urals, определяемый в соответствии с главой 26 НК РФ;
    Vнк — количество добытых за календарный месяц на участке недр нефти и газового конденсата, (тонны);
    Р — среднее за календарный месяц значение курса долл США/рубль РФ;
    Кн — коэффициент перевода метрических тонн в баррели, = 7,3;
    Цгаз — цена на газ, установленная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, (руб/1000 м 3 ).
    Vгаз — количество газа, добытого за календарный месяц на участке недр, за исключением газа, закачанного в пласт для поддержания пластового давления (ППД), (1000 м 3 );
    Цпнг — цена на ПНГза календарный месяц, (руб/1000 м 3 );
    Vпнг — количество ПНГ, добытого за календарный месяц на участке недр, за исключением газа, закачанного в пласт для ППД, (1000 м 3 ).

    Добыча в условиях санкций: какое будущее ждет налог на дополнительный доход

    Добыча нефти в Татарстане (Фото Егора Алеева / ТАСС)

    В 2023 году Россию, скорее всего, ждет падение добычи нефти, и в таких условиях налоговые механизмы, стимулирующие работу на новых или истощенных месторождениях, могут показаться неактуальными. Но это будет ошибкой, считает директор департамента налогового консультирования Kept (бывшая KPMG) Дарья Шорина

    Еще в 2019 году была проведена одна из ключевых реформ в налогообложении добычи нефти в России — заработал новый налог на дополнительный доход (НДД). Основная задача, которую он был призван решить, — стимулирование добычи и прекращение практики предоставления адресных льгот по НДПИ, которые не позволяют учесть рентабельность добычи на конкретных месторождениях. Налог изначально работал в пилотном режиме, а в 2022 году его применение было существенно расширено: 86 новых участков недр должны перейти на НДД в течение двух лет. Но к концу 2022 года стало ясно, что ситуация со спросом на российскую нефть заметно изменилась. Как будет работать НДД в новых условиях?

    Налог на результат

    До 2019 года добыча нефти облагалась только НДПИ. Это рентный налог, который взимается по твердой ставке с каждой тонны добытых углеводородов. НДД, напротив, взимается с финансового результата от реализации нефти, что позволяет учесть реальные затраты и убытки бизнеса, связанные с разработкой месторождения. Такой механизм дает возможность отложить налоговую нагрузку до момента получения компаниями реальной прибыли от добычи, что повышает инвестиционную привлекательность разработки трудных категорий запасов, добыча которых при уплате НДПИ нерентабельна.

    Материал по теме

    Нефтяная отрасль чувствительна к налогообложению как никакая другая — только ресурсные налоги составляют около 60% стоимости нефти. При этом условия добычи и затраты компаний могут сильно варьироваться в зависимости от категории запасов, сложности извлечения, регионов добычи, инфраструктурных особенностей. Потребность в разработке налога, учитывающего такие особенности, возникла давно.

    По сути, НДД позволил достичь баланса интересов между бизнесом и государством: компании получают стимул для инвестиций в разработку новых месторождений, а государство в перспективе — новые налоговые поступления за счет увеличения добычи.

    НДД в 2023 году

    В 2022 году, несмотря на санкции, России удалось не только сохранить, но даже несколько увеличить добычу нефти. Однако в 2023-м риски для нефтяной отрасли, а значит, и для бюджета стали только выше. Основным из них является введение рядом стран эмбарго и потолка цен на российскую нефть, а с февраля — и на нефтепродукты. Кроме того, бюджет чувствителен к снижению котировок Urals, по которым рассчитываются как НДПИ, так и НДД, а следовательно, существенная часть бюджетных поступлений, стабильность которых сегодня важна как никогда.

    Материал по теме

    На этом фоне уже сейчас различные, в том числе иностранные, эксперты прогнозируют падение добычи нефти в 2023 году до 10-15%. Не исключают некоторого снижения добычи и в Минэнерго.

    Что же ждет в условиях вероятного сокращения добычи налог, который призван ее стимулировать? Сейчас в правительстве обсуждаются параметры применения НДД на 2024 год. Логично было бы предположить, что расширения действия налога на новые участки не будет, однако ответ на этот вопрос не так очевиден.

    Работа по импортозамещению технологий добычи трудноизвлекаемых запасов ведется в России уже несколько лет — есть успехи, но в условиях санкций замена западных технологий потребует еще больших инвестиций. Кроме того, разработка месторождений с нуля имеет отложенный эффект с точки зрения увеличения добычи, поскольку компаниям требуется время на строительство и подготовку инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах.

    Поэтому переход тех или иных участков на НДД сегодня совершенно не означает увеличения добычи завтра, результат достигается «накопленным итогом» в течение нескольких лет. Здесь, скорее, важен вопрос о том, какие конкретно проекты будут переведены на НДД, для чего нужны правильные критерии отбора. В нефтяной сфере налоговая нагрузка существенно влияет на рентабельность, в связи с чем обещание государства перевести тот или иной проект на условия НДД является весомым аргументом при принятии инвестиционного решения.

    Отдельно стоит отметить важность НДД для независимых игроков, для которых фактор налоговой нагрузки может быть определяющим при планировании дальнейшей деятельности.

    Безусловно, в условиях турбулентности расширение НДД не будет первым приоритетом для государства, но это совершенно не говорит о невостребованности данного режима в перспективе. НДД уже зарекомендовал себя как работающий и, что важно, понятный механизм налогообложения и для государства, и для налогоплательщиков. И чтобы в условиях сокращения традиционных запасов не допустить сильного падения добычи в перспективе трех-четырех лет, данный налоговый режим нужно расширять.

    Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

    Налог на дополнительный доход для нефтяной отрасли: новые стимулы и новые риски

    19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 199-ФЗ, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Соответствующие поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.

    Сегодня компании, занимающиеся нефтедобычей, уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Основной недостаток этого налога состоит в том, что при налогообложении не принимаются во внимание затраты компаний на разработку месторождений; налог взимается, исходя из объемов добытой или экспортируемой нефти. Особенность же налога на дополнительный доход (НДД) заключается в его исчислении с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. По сравнению с действующим НДПИ новый механизм предполагает существенно более низкую налоговую нагрузку до момента выхода проекта на окупаемость. Предполагается, что это позволит повысить рентабельность проектов, сократить объемы и сроки привлечения заемных средств для реализации проектов, обеспечить приток инвестиций в разработку истощенных и нетрадиционных запасов. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы.

    Налог будет применяться не на всех месторождениях. В начальный период предусматривается его распространение только на месторождения (как новые, так и зрелые), расположенные в обозначенных в законе границах, а также на участки недр, пользующиеся льготой по экспортной пошлине. Необходимо учитывать, что для всех этих месторождений обязанность по уплате НДПИ также сохранится, однако на льготных условиях.

    Объектом обложения НДД является дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на обозначенных участках недр, который определяется как разница между расчетными доходами от добычи и суммой фактических и расчетных расходов по добыче за календарный год. Ставка налога составляет 50% налогооблагаемой базы.

    Формирование налоговой базы с учетом произведенных расходов порождает у налоговых органов опасения, связанные с тем, что компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая базу. Даже несмотря на то, что законом предусмотрено ограничение предельно допустимых затрат, полагаем, что основное внимание налоговых органов будет уделено именно контролю за обоснованностью расходов.

    Практические сложности для компаний будут связаны с необходимостью обособления расходов, относящихся к участкам недр, в отношении которых исчисляется НДД. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов будет определяться налогоплательщиками самостоятельно. В отсутствие четких норм о распределении прямых и косвенных издержек компаниям потребуется разработать свои методики. Облегчить этот процесс призвана предусмотренная законом возможность обращения в налоговый орган с заявлением о согласовании порядка распределения расходов. Вместе с тем это не исключает вероятность возникновения споров с налоговым органом уже на этапе такого согласования.

    Внимательным образом следует также отнестись к распределению издержек в группе. Понимая, что компаниям выгодно раздувать издержки того субъекта, который платит НДД, налоговые органы сосредоточат внимание в том числе и на внутригрупповых расходах. При этом необходимо учитывать, что одновременно законом расширен перечень контролируемых сделок. Так, теперь контролируемыми сделками в соответствии с правилами трансфертного ценообразования будут признаваться сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком НДД и доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД. При этом сумма доходов по таким сделкам за год должна превышать 60 млн рублей.

    Сложный процесс администрирования НДД неизбежно приведет к разногласиям с налоговыми органами, поэтому от компаний требуется взвешенно подойти к переходу на новый режим налогообложения. Учитывая добровольный характер такого перехода, важно своевременно отслеживать формирующуюся нормативную базу, в частности разработанные ФНС России проекты приказов, касающиеся порядка представления налоговых деклараций, согласования порядка распределения расходов и другие. С учетом наращиваемого темпа разработки новых нормативных требований и близости момента внедрения новых правил к работе по их соблюдению лучше приступить заранее.

    Вам понравился материал?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *