Что понимается под словами оборона государства
Перейти к содержимому

Что понимается под словами оборона государства

  • автор:

Что понимается под словами оборона государства

34. Военно-политическая обстановка в мире характеризуется формированием новых глобальных и региональных центров силы, обострением борьбы между ними за сферы влияния. Возрастает значение военной силы как инструмента достижения субъектами международных отношений своих геополитических целей.

35. Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Федерации способствуют попытки силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия.

36. На фоне развития потенциала глобальной системы противоракетной обороны Соединенные Штаты Америки (США) проводят последовательный курс на отказ от международных обязательств в области контроля над вооружениями. Планируемое размещение американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе формирует угрозу стратегической стабильности и международной безопасности.

37. Продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском полуострове. Ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.

38. Для подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории организуется оборона страны.

39. Целями обороны страны являются создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной безопасности.

40. Достижение целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм применения и способов действий Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны. При этом особое внимание уделяется решению следующих задач:

1) своевременное выявление существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз;

2) совершенствование системы военного планирования в Российской Федерации, разработка и реализация взаимосвязанных политических, военных, военно-технических, дипломатических, экономических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности;

3) поддержание на достаточном уровне потенциала ядерного сдерживания;

4) обеспечение заданной степени готовности к боевому применению Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

5) защита национальных интересов и граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

6) сбалансированное развитие компонентов военной организации, наращивание оборонного потенциала, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов современными вооружением, военной и специальной техникой;

7) совершенствование планирования мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и их реализации в необходимом объеме, своевременное обновление и поддержание на достаточном уровне военно-технического потенциала военной организации государства;

8) своевременный учет тенденций изменения характера современных войн и вооруженных конфликтов, создание условий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил), выработка требований к перспективным формированиям и новым средствам вооруженной борьбы;

9) обеспечение технологической независимости оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, его инновационное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники;

10) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время;

11) планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

12) поддержание на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

13) военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе граждан;

14) повышение уровня социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, а также улучшение условий военной службы.

Статья 1. Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 25 декабря 2023 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 639-ФЗ

5. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска).

ГАРАНТ:

О войсках национальной гвардии РФ см. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ

6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в пункт 8 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач в области обороны.

Информация об изменениях:

Пункт 8.1 изменен с 25 декабря 2023 г. — Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 639-ФЗ

8.1. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации (далее — добровольческие формирования).

9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 10 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ в пункт 11 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

11. Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О землях для нужд обороны см. ст. 93 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ в пункт 12 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

Основы и организация обороны (ст. 1 — 3.1) Статья 2. >>
Организация обороны
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями)

Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение

1. Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 31-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 252-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

2.1. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

3. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

4. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ пункт 5 статьи 10 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 10 дополнена пунктом 7 с 25 июля 2022 г. — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 351-ФЗ

7. Вооруженные Силы Российской Федерации организуют и проводят работы по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказывают помощь в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, а также выполняют взрывные работы в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (ст. 10-17.2) Статья 10.1. >>
Оперативное использование формирований Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ
Содержание
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями)

Оборона страны

Юридические и исторические документы, институты

Области знаний: Государственная безопасность, Национальная безопасность, Национальная, коллективная и международная безопасность, Военные науки и оборонная промышленность Исторический период: Новейшее время

Основы государственной политики Основы государственной политики

Оборона страны

Оборо́на страны́, одна из функций государства, представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите и вооружённую защиту государства, целостности и неприкосновенности его территории.

В Российской Федерации оборона страны организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Стратегией национальной безопасности , Военной доктриной , федеральными конституционными законами , федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаётся военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы РФ (ВС РФ). К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации (далее – другие войска). Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации , органы: Федеральной службы безопасности Российской Федерации , государственной охраны, военной прокуратуры, а также военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации , федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Организация обороны включает: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины РФ; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых Сил РФ (ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; разработку, производство вооружения и военной техники, создание их запасов и совершенствование систем управления ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

В систему мероприятий по организации обороны также входят: планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; организация мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; оперативное оборудование территории РФ в целях обороны; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны; развитие науки в интересах обороны; координация деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; финансирование расходов и контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, деятельностью ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны и др.

В целях планирования и осуществления мероприятий в области обороны разрабатывается план обороны Российской Федерации, который включает в себя комплекс взаимосвязанных документов стратегического (военного) планирования. Разработка документов военного планирования осуществляется в соответствии с положением о военном планировании в Российской Федерации.

Редакция военных наук

Опубликовано 9 августа 2022 г. в 15:26 (GMT+3). Последнее обновление 9 августа 2022 г. в 15:26 (GMT+3). Связаться с редакцией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *