Что будет с такси с 1 сентября
Согласно 580-ФЗ у тех, кто хочет работать в такси, появятся три варианта официального оформления на выбор:
- работать по найму, заключив трудовой договор,
- зарегистрировать ИП,
- стать самозанятым.
Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков.
Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.
Водитель в статусе ИП, как и ранее, может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор. Например, с «Яндекс.Такси» можно заключить агентский договор.
ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.
Как получить разрешение на работу
Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. Его нельзя передавать третьим лицам.
Сейчас стоимость госпошлины за выдачу документа зависит от региона. После 1 сентября 2023 года разрешения будут выдавать бесплатно на всей территории России.
Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги». Документ будут выдавать в срок, не превышающий 5 рабочих дней.
Для получения разрешения на работу в такси понадобится:
1
- медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем,
- права категории «В» и водительский стаж от трёх лет,
- справка об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ,
- выписка из реестра такси (сведения об автомобиле),
- для самозанятых — договор со службой заказа такси.
2
Водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.
Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, её могут заблокировать в интернете. Такая мера будет применяться за передачу более 10 заказов нелегальным водителям в течение месяца.
Какие ограничения будут у водителей
К перевозкам пассажиров не допустят:
- Водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ).
- Водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
- Водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.
- Водителей, которые не прошли аттестацию.
Узнать, есть ли у водителя неоплаченные штрафы от ГИБДД или проблемы с полицией, поможет сервис «Проверка физических лиц».
Водители такси, как и ранее, должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку.
Например, если у водителя разрешение, полученное в Московской области, принять заказ из своего региона в соседний он может, а наоборот — нет. По 580-ФЗ власти субъектов РФ вправе снять это ограничение, утвердив собственные нормативные соглашения, которые регулируют перевозки.
На что увеличатся расходы перевозчиков
580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно.
Рассчитать стоимость полиса и оформить его можно тут, а также в приложении СберБанк Онлайн или в ближайшем офисе Сбера.
Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
Новой закон подчёркивает, что все таксисы, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этих процессов.
Какими будут требования к автомобилям
Закон позволяет региональным властям установить следующие требования к внешнему виду такси:
- жёлтый цвет кузова,
- цветографический знак — «шашечки» — на боку,
- оранжевый фонарь на крыше.
Требования должны быть прописаны в постановлении. Если такого постановления в конкретном регионе нет, таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде авто.
Пока что не придётся менять цвет и другие параметры машины тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу. Преобразования коснутся их при оформлении нового документа.
В числе регионов, которые уже ввели единую цветовую гамму для такси, — Москва и Московская область. Такие правила действуют в области и городе с 2017 года.
Водитель может рассчитывать стоимость поездки в зависимости от тарифа, расстояния и времени с помощью таксометра. Наличие таксометра не является обязательным, надо ли его устанавливать — таксисты будут решать сами.
Где будет храниться информация о водителях
Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три:
- реестр перевозчиков — в т. ч. будет отображать электронные разрешения,
- реестр автомобилей такси — в т. ч. будет отображать данные о транспортном средстве и его владельце,
- реестр служб заказа такси.
Службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков и реестре такси и не ограничивают его профессиональную деятельность. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно.
Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должны быть:
- информация о самом водителе и компании-перевозчике,
- срок действия и номер разрешения на перевозку,
- контактный номер для жалоб и прочее.
Главное
✒️ Самозанятые смогут работать в сфере легковых перевозок, заключив договор со службой заказа такси.
Разрешения на перевозку такси будут выдавать бесплатно на всей территории России.
Водители такси будут проходить аттестацию. Они должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения.
⛔ К перевозкам пассажиров не допустят граждан с непогашенной или неснятой судимостью за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ.
Закон обяжет водителей такси приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков.
Субъекты РФ смогут устанавливать свои требования к внешнему виду такси и межрегиональным перевозкам.
Новый закон о такси вступил в силу с 1 сентября. Объясняем, что изменилось
С 1 сентября в России вступил в силу закон о такси. Документ регламентирует ответственность служб заказа такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира, статус самозанятого для водителей, а также стандартизирует оформление автомобилей и вводит региональные реестры и обязательное страхование. Положение закона о такси было подписано в конце прошлого года. До этого законопроект обсуждали 10 лет. Что изменится для рынка такси с 1 сентября — в обзоре ЯСИА.
Требования к водителям
Водители такси теперь могут работать не больше 12 часов в сутки, а в неделю – не больше 40 часов. Таксовать можно только в пределах региона, где водитель получил разрешение. При этом власти субъектов вправе утвердить собственные нормативные соглашения.
Закон о такси запрещает допускать водителей к перевозкам пассажиров, если:
- имеется более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки;
- есть имеется непогашенная или неснятая судимость за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, грабеж, разбой и т. д.;
- не прошли аттестацию на знание города;
- повторно лишены водительских прав или арестованы за административные нарушения в сфере дорожного движения.
Закон сохранил обязательные медицинские осмотры водителей, заполнение путевых листов, контроль технического состояния автомобиля перед рейсом и сменой. Расходы на такой контроль самозанятые таксисты будут покрывать самостоятельно.
Водитель легкового такси будет должен оформиться в качестве предпринимателя, самозанятого или устроится в штат по трудовому договору. Самозанятые и ИП имеют возможность установить собственные тарифы на перевозку.
Новый закон обяжет работников такси иметь обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) по тарифу для перевозчиков. Водители, зарегистрированные как ИП и самозанятые, занимаются оформлением страховки самостоятельно.
Компании-перевозчики должны вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов, записывать водителя, которому передан заказ. Хранить сведения о заказах полагается не менее полугода со дня их выполнения и предоставлять их по требованию властей.
Служба заказа легкового такси
Службы, принимающие и распределяющие заказы такси через мобильное приложение, которые раньше назывались «агрегаторы заказов», теперь получили официальное название – «служба заказа легкового такси».
Новый закон наделяет такие службы ответственностью за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира, а также оценку и проверку водителя и за передачу заказов водителям, не имеющим разрешения.
В случае ДТП служба заказа такси и водитель будут нести ответственность за возмещение ущерба пострадавшему клиенту, если его не покрыла выплата по ОСАГО.
Служба может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01%, от общего числа.
Реестры для такси
Это принципиально новый инструмент, который объединит данные игроков рынка такси. В каждом регионе будет по три реестра:
- реестр перевозчиков включает сведения о разрешении на перевозку;
- реестр такси объединяет данные об автомобилях и их владельцах;
- реестр служб заказа такси будет содержать информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги.
Для эффективности госконтроля сведения из всех реестров будут ежедневно поступать в федеральную государственную информационную систему легкового такси.
Требования к оформлению автомобиля
Новый закон предусматривает оформление «шашечек» на кузове и опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше автомобиля.
Если разрешение на перевозку получено водителем до 1 сентября 2023 года, оформление авто менять не нужно, пока действует полученная лицензия.
В салоне легкового такси должны быть размещены:
- госномер ТС;
- наименование перевозчика;
- номер записи в региональном реестре перевозчиков;
- данные о тарифах и правилах их применения.
Разрешение на работу в такси
С 1 сентября 2023 года выдача разрешений на работу в такси компаниям и водителям в России бесплатная. Документ запрещается передавать третьим лицам.
Водители, которые работают как самозанятые и ИП, смогут получить электронный документ через сайт «Госуслуги» или МФЦ. Разрешение будет готово в течение пяти рабочих дней.
Работнику такси необходимо пройти аттестацию на знание действий в случае чрезвычайной ситуации и важных объектов городской инфраструктуры региона.
Главные изменения Закона о такси с 1 сентября 2023 года
Новый Закон про такси 580-ФЗ от 29 декабря 2022 года вступает в силу уже этой осенью. С одной стороны, он заполняет пробелы, которые существовали в нормативном регулировании деятельности перевозчиков. С другой стороны, он же создаёт ряд сложностей для рынка. Разберём последние новости Закона о такси 2023 года, и как он повлияет на агрегаторы, предпринимателей и самозанятых.
Что поменяется?
- самозанятым запрещено передавать автомобиль кому бы то ни было — пренебрежение этим правилом чревато аннулированием разрешения на работу в такси;
- ответственность самозанятого за нарушения будет наравне с юридическими лицами и ИП.
Разрешения на пассажирские перевозки станут бесплатными
При принятии Закона о такси 2023 года Госдума РФ сочла, что разрешения на перевозку пассажиров должны стать бесплатными, однако для их получения придётся представить следующий пакет документов:
- заявление о предоставлении разрешения (требования к его содержанию указаны в ч. 6 ст. 4 закона № 580-ФЗ);
- для физических лиц — копия договора со службой такси;
- если заявление подаёт не перевозчик, а его представитель — доверенность;
- справка об отсутствии судимости;
- опись документов, если заявление подаётся в бумажной форме.
Заявление выдают в течение 5 дней.
Появятся реестры такси
Будут созданы региональные информационные ресурсы, в которые войдут 3 вида реестров:
- реестр служб заказа такси — в нём укажут, где обрабатываются и хранятся заказы, которые потом попадают перевозчикам;
- реестр такси — в нём будут описаны данные об автомобилях и их собственниках;
- реестр перевозчиков — в нём будут указаны наименования компаний, Ф.И.О. ИП и самозанятых, получивших разрешения на работу в такси.
Новый Закон про такси на федеральном уровне обяжет перевозчиков размещать в салоне номер записи из реестра, подтверждающий право водителя на пассажирские перевозки. Заказы будут поступать только тем перевозчикам, данные о которых (и их транспортном средстве) есть в государственных информационных ресурсах.
Повышение ответственности служб заказов такси
С 1 сентября службы заказа такси:
- несут субсидиарную ответственность вместе с перевозчиком в случае, если страховка ОСАГО или гражданской ответственности не покроет ущерб;
- несут полную ответственность перед пассажиром за некорректное уведомление о том, кто будет его перевозчиком;
- несут солидарную ответственность в случае, если заказ попал перевозчику, у которого аннулировали разрешение, или его не было вовсе.
Ужесточение требований к водителям для получения разрешения
Разрешение на такси не выдадут, если перевозчик:
- не пройдёт аттестацию на знание объектов образовательных, медицинских организаций, транспортной инфраструктуры, объектов спорта и культурного наследия;
- имеет судимость или уголовно преследуется;
- был арестован или повторно лишён прав в рамках административного правонарушения;
- не заплатил более 3 штрафов.
Поскольку у агрегаторов появится больше возможностей работать с самозанятыми, необходимо заранее продумать, как организовать документооборот с ними. Заключать договоры и обмениваться иной юридически и коммерчески значимой информацией можно через сервис «Подписант». Его главные преимущества:
- для самозанятых сервис полностью бесплатен, платить за электронные подписи, чтобы подписывать документы, не потребуется;
- авторизация по СберID для самозанятых в несколько кликов;
- работа с исполнителями в едином окне, контроль над подписанием документов, отслеживание их статуса;
- экономия на распечатке документов и почтовых отправлениях;
- быстрый обмен документами — на подписание уходит всего 30 секунд.
Без ежемесячных отправок курьерскими службами, без задержек со стороны исполнителя, без дублирования на бумаге. Оставьте заявку на бесплатную презентацию
Вывезли из тени: новый закон о такси вступает в силу с 1 сентября
С приходом осени российских таксистов ждет несколько ограничений. Например, они смогут работать не больше 12 часов в сутки. А водителей с судимостью и штрафами за нарушение ПДД не допустят к перевозкам пассажиров. За сотрудничество с нарушителями агрегаторы будут нести материальную ответственность. «Известия» выяснили, что изменится для рынка такси с 1 сентября.
Что изменится для такси с сентября 2023 года
Положение нового закона о такси № 580-ФЗ было подписано в конце прошлого года, чтобы отрегулировать деятельность рынка пассажирских перевозок. Всего на обсуждение законопроекта ушло без малого 10 лет. Одно из главных изменений — что таксисты смогут работать максимум по 12 часов в сутки, а в неделю можно будет трудиться не больше 40 часов.
Закон № 580-ФЗ устанавливает ограничения для водителей. К работе не допускаются лица, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, грабеж, разбой и прочее.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Также водитель не может быть допущен к работе, если его лишали прав или арестовывали за нарушение правил ПДД более одного раза в год. Управлять транспортом не разрешается таксистам с тремя и более неоплаченными штрафами за нарушение ПДД. Появляются и региональные ограничения. Таксовать можно будет только в пределах того региона, где водитель получил разрешение на перевозку пассажиров.
Красноглазое такси: Минтранс ограничит время работы таксистов
Водителей отключат от заказов при переработке
Ответственность агрегаторов такси
Агрегаторы заказов — это службы, которые принимают заказы такси с помощью мобильного приложения и распределяют заявки по свободным экипажам. В новом законе они получили официальное наименование «Служба заказа легкового такси» и вместе с этим свою меру ответственности. Прежний статус «информационного партнера» для агрегаторов станет невозможным. Именно на службы заказа ляжет ответственность за оценку и проверку водителя. За передачу заказов водителям, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01%, от общего числа.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
В случае ДТП служба заказа такси будет нести с водителем совместную ответственность за возмещение ущерба. Агрегаторы составляют примерно 35–40% от всех пассажирских перевозчиков. Главное преимущество их работы — это собственные качественные мобильные приложения и рекламные бюджеты, благодаря которым они опережают таксопарки.
Претерпеть лишение: в России усложнят выдачу прав после пьяной езды
Водители не смогут пройти переэкзаменовку досрочно
Региональные реестры для такси
Помимо новых требований к агрегаторам и водителям, всех игроков рынка легковых перевозок объединят в региональные реестры, информация в которых будет обновляться ежедневно. Электронные базы будут хранить сведения о предоставлении, приостановлении, возобновлении или аннулировании разрешений для такси. В каждом регионе будет по три реестра. В реестре перевозчиков укажут сведения об электронном разрешении на перевозку, а реестр такси объединит данные об автомобилях и их владельцах. Наконец, в реестр служб заказа такси добавят адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Фото: РИА Новости/Николай Хижняк
Заказ будет передан перевозчику только после проверки водителя в реестре перевозчиков и проверки автомобиля в реестре такси. Номер записи в реестре перевозчиков обяжут размещать в салоне автомобиля.
Разрешение на работу в такси
Водители и компании должны иметь разрешение на работу в такси. Документ запрещается передавать третьим лицам. На данный момент стоимость государственной пошлины зависит от региона, где собирается работать потенциальный водитель. С 1 сентября 2023 года выдача разрешений будет бесплатной на всей территории РФ.
Водители, которые работают как самозанятые и ИП, смогут получить электронный документ. Для этого необходимо оставить заявку на сайте «Госуслуги» или подать документы в МФЦ. Разрешение должно быть готово через пять рабочих дней.
С шашечками наголо: Госдума приняла закон о такси
Водителей с судимостью и штрафами не пустят за руль
Чтобы получить разрешение, необходимо собрать определенный пакет документов. Он включает в себя медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В и водительский стаж от трех лет, справку об отсутствии судимости, выписку из реестра такси. Если водитель оформлен как самозанятый, то следует предоставить договор, заключенный со службой заказа такси.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Работнику такси необходимо пройти две аттестации. Первая аттестация — знание действий в случае чрезвычайной ситуации. Вторая — на знание важных объектов городской инфраструктуры, например, органов местного самоуправления, достопримечательностей, медцентров и образовательных учреждений в своем регионе. В федеральном законе № 580-ФЗ подчеркивается, что таксисты как и раньше должны проходить медицинский осмотр и заполнять путевой лист перед сменой. ИП и самозанятые водители берут данные расходы на себя.
Взгляд в будущее: к чему готовиться автомобилистам в 2023 году
В силу вступят новые законы и правила, а дилеры по-прежнему прогнозируют нехватку машин
Как устроиться на работу в такси
Согласно изменениям в закон о такси, у сотрудников будет три варианта оформления. Первый способ — заключить трудовой договор и работать по найму. Помимо этого, водитель может зарегистрировать ИП или стать самозанятым. Самозанятый должен иметь договор с одной из служб заказа такси. Водитель — индивидуальный предприниматель может работать на себя и на службу заказа. Например, «Яндекс Такси» подписывает с работниками — индивидуальными предпринимателями агентский договор. Самозанятые и ИП имеют возможность установить собственные тарифы на перевозку. Подобное право не ограничивается новым законом. Как правило, водители принимают ценовую политику службы такси.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Требования к автомобилям для работы в такси
Изменения в закон о такси устанавливают обязательные требования к внешнему виду автомобиля. Транспорт должен иметь желтый цвет кузова, цветографическую схему в виде шашечек и оранжевый сигнальный фонарь на крыше. В Москве и Московской области единая цветовая гамма для такси действует с 2017 года. Таксометр поможет водителям рассчитать стоимость и время поездки. Однако наличие этого устройства необязательно. Решение принимается, исходя из удобства работника такси.
Без техосмотра, но со средней скоростью: готовы новые поправки в КоАП
Штрафы за мелкие нарушения хотят отменить, а за серьезные — увеличить
Насколько вырастут цены на такси в России
Представители таксопарков считают, что мера может сказаться на стоимости услуги для пассажиров. Цены на перевозки вырастут из-за сокращения числа автомобилей и водителей с лицензией, пояснил управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. По его словам, сегодня многие водители рассматривают такси как дополнительный источник дохода и выходят на линию на собственных автомобилях на несколько часов в день. Поскольку соблюдать новые требования станет сложнее, они, скорее всего, уйдут из такси. В «Яндекс Такси» затруднились с оценками того, как нововведения скажутся на стоимости услуги, и предложили дождаться начала работы с реестрами.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Добавим, что новый закон обяжет работников такси иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Такой полис стоит в несколько раз дороже, чем у обычных автомобилистов. Водители, зарегистрированные как ИП и самозанятые, занимаются оформлением страховки самостоятельно.
Платить и плакать: нужно ли госрегулирование цен на такси
Эксперты оценили предложение депутата
Тем временем цены на такси в России бьют исторические рекорды: по итогам первого полугодия 2023 года 1 км пути стоил около 33 рублей, а средний чек составил 435 рублей, что на 4% выше, чем годом ранее. Участники рынка уверены, что к осени расценки могут вырасти еще на 30%.