Что будет с такси с 1 сентября
Перейти к содержимому

Что будет с такси с 1 сентября

  • автор:

Что будет с такси с 1 сентября

Согласно 580-ФЗ у тех, кто хочет работать в такси, появятся три варианта официального оформления на выбор:

  • работать по найму, заключив трудовой договор,
  • зарегистрировать ИП,
  • стать самозанятым.

Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков.

Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.

Водитель в статусе ИП, как и ранее, может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор. Например, с «Яндекс.Такси» можно заключить агентский договор.

ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.

Как получить разрешение на работу

Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. Его нельзя передавать третьим лицам.

Сейчас стоимость госпошлины за выдачу документа зависит от региона. После 1 сентября 2023 года разрешения будут выдавать бесплатно на всей территории России.

Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги». Документ будут выдавать в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Для получения разрешения на работу в такси понадобится:

1

  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем,
  • права категории «В» и водительский стаж от трёх лет,
  • справка об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ,
  • выписка из реестра такси (сведения об автомобиле),
  • для самозанятых — договор со службой заказа такси.

2

Водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.

Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, её могут заблокировать в интернете. Такая мера будет применяться за передачу более 10 заказов нелегальным водителям в течение месяца.

Какие ограничения будут у водителей

К перевозкам пассажиров не допустят:

  • Водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ).
  • Водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
  • Водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.
  • Водителей, которые не прошли аттестацию.

Узнать, есть ли у водителя неоплаченные штрафы от ГИБДД или проблемы с полицией, поможет сервис «Проверка физических лиц».

Водители такси, как и ранее, должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку.

Например, если у водителя разрешение, полученное в Московской области, принять заказ из своего региона в соседний он может, а наоборот — нет. По 580-ФЗ власти субъектов РФ вправе снять это ограничение, утвердив собственные нормативные соглашения, которые регулируют перевозки.

На что увеличатся расходы перевозчиков

580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно.

Рассчитать стоимость полиса и оформить его можно тут, а также в приложении СберБанк Онлайн или в ближайшем офисе Сбера.

Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Новой закон подчёркивает, что все таксисы, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этих процессов.

Какими будут требования к автомобилям

Закон позволяет региональным властям установить следующие требования к внешнему виду такси:

  • жёлтый цвет кузова,
  • цветографический знак — «шашечки» — на боку,
  • оранжевый фонарь на крыше.

Требования должны быть прописаны в постановлении. Если такого постановления в конкретном регионе нет, таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде авто.

Пока что не придётся менять цвет и другие параметры машины тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу. Преобразования коснутся их при оформлении нового документа.

В числе регионов, которые уже ввели единую цветовую гамму для такси, — Москва и Московская область. Такие правила действуют в области и городе с 2017 года.

Водитель может рассчитывать стоимость поездки в зависимости от тарифа, расстояния и времени с помощью таксометра. Наличие таксометра не является обязательным, надо ли его устанавливать — таксисты будут решать сами.

Где будет храниться информация о водителях

Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три:

  • реестр перевозчиков — в т. ч. будет отображать электронные разрешения,
  • реестр автомобилей такси — в т. ч. будет отображать данные о транспортном средстве и его владельце,
  • реестр служб заказа такси.

Службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков и реестре такси и не ограничивают его профессиональную деятельность. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно.

Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должны быть:

  • информация о самом водителе и компании-перевозчике,
  • срок действия и номер разрешения на перевозку,
  • контактный номер для жалоб и прочее.

Главное

✒️ Самозанятые смогут работать в сфере легковых перевозок, заключив договор со службой заказа такси.

�� Разрешения на перевозку такси будут выдавать бесплатно на всей территории России.

�� Водители такси будут проходить аттестацию. Они должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения.

⛔ К перевозкам пассажиров не допустят граждан с непогашенной или неснятой судимостью за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ.

�� Закон обяжет водителей такси приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков.

�� Субъекты РФ смогут устанавливать свои требования к внешнему виду такси и межрегиональным перевозкам.

Новый закон о такси вступил в силу с 1 сентября. Объясняем, что изменилось

С 1 сентября в России вступил в силу закон о такси. Документ регламентирует ответственность служб заказа такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира, статус самозанятого для водителей, а также стандартизирует оформление автомобилей и вводит региональные реестры и обязательное страхование. Положение закона о такси было подписано в конце прошлого года. До этого законопроект обсуждали 10 лет. Что изменится для рынка такси с 1 сентября — в обзоре ЯСИА.

Требования к водителям

Водители такси теперь могут работать не больше 12 часов в сутки, а в неделю – не больше 40 часов. Таксовать можно только в пределах региона, где водитель получил разрешение. При этом власти субъектов вправе утвердить собственные нормативные соглашения.

Закон о такси запрещает допускать водителей к перевозкам пассажиров, если:

  • имеется более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки;
  • есть имеется непогашенная или неснятая судимость за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, грабеж, разбой и т. д.;
  • не прошли аттестацию на знание города;
  • повторно лишены водительских прав или арестованы за административные нарушения в сфере дорожного движения.

Закон сохранил обязательные медицинские осмотры водителей, заполнение путевых листов, контроль технического состояния автомобиля перед рейсом и сменой. Расходы на такой контроль самозанятые таксисты будут покрывать самостоятельно.

Водитель легкового такси будет должен оформиться в качестве предпринимателя, самозанятого или устроится в штат по трудовому договору. Самозанятые и ИП имеют возможность установить собственные тарифы на перевозку.

Новый закон обяжет работников такси иметь обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) по тарифу для перевозчиков. Водители, зарегистрированные как ИП и самозанятые, занимаются оформлением страховки самостоятельно.

Компании-перевозчики должны вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов, записывать водителя, которому передан заказ. Хранить сведения о заказах полагается не менее полугода со дня их выполнения и предоставлять их по требованию властей.

Служба заказа легкового такси

Службы, принимающие и распределяющие заказы такси через мобильное приложение, которые раньше назывались «агрегаторы заказов», теперь получили официальное название – «служба заказа легкового такси».

Новый закон наделяет такие службы ответственностью за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира, а также оценку и проверку водителя и за передачу заказов водителям, не имеющим разрешения.

В случае ДТП служба заказа такси и водитель будут нести ответственность за возмещение ущерба пострадавшему клиенту, если его не покрыла выплата по ОСАГО.

Служба может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01%, от общего числа.

Реестры для такси

Это принципиально новый инструмент, который объединит данные игроков рынка такси. В каждом регионе будет по три реестра:

  • реестр перевозчиков включает сведения о разрешении на перевозку;
  • реестр такси объединяет данные об автомобилях и их владельцах;
  • реестр служб заказа такси будет содержать информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги.

Для эффективности госконтроля сведения из всех реестров будут ежедневно поступать в федеральную государственную информационную систему легкового такси.

Требования к оформлению автомобиля

Новый закон предусматривает оформление «шашечек» на кузове и опознавательного фонаря оранжевого цвета на крыше автомобиля.

Если разрешение на перевозку получено водителем до 1 сентября 2023 года, оформление авто менять не нужно, пока действует полученная лицензия.

В салоне легкового такси должны быть размещены:

  • госномер ТС;
  • наименование перевозчика;
  • номер записи в региональном реестре перевозчиков;
  • данные о тарифах и правилах их применения.

Разрешение на работу в такси

С 1 сентября 2023 года выдача разрешений на работу в такси компаниям и водителям в России бесплатная. Документ запрещается передавать третьим лицам.

Водители, которые работают как самозанятые и ИП, смогут получить электронный документ через сайт «Госуслуги» или МФЦ. Разрешение будет готово в течение пяти рабочих дней.

Работнику такси необходимо пройти аттестацию на знание действий в случае чрезвычайной ситуации и важных объектов городской инфраструктуры региона.

Главные изменения Закона о такси с 1 сентября 2023 года

Новый Закон про такси 580-ФЗ от 29 декабря 2022 года вступает в силу уже этой осенью. С одной стороны, он заполняет пробелы, которые существовали в нормативном регулировании деятельности перевозчиков. С другой стороны, он же создаёт ряд сложностей для рынка. Разберём последние новости Закона о такси 2023 года, и как он повлияет на агрегаторы, предпринимателей и самозанятых.

Что поменяется?

  • самозанятым запрещено передавать автомобиль кому бы то ни было — пренебрежение этим правилом чревато аннулированием разрешения на работу в такси;
  • ответственность самозанятого за нарушения будет наравне с юридическими лицами и ИП.

Разрешения на пассажирские перевозки станут бесплатными

При принятии Закона о такси 2023 года Госдума РФ сочла, что разрешения на перевозку пассажиров должны стать бесплатными, однако для их получения придётся представить следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении разрешения (требования к его содержанию указаны в ч. 6 ст. 4 закона № 580-ФЗ);
  • для физических лиц — копия договора со службой такси;
  • если заявление подаёт не перевозчик, а его представитель — доверенность;
  • справка об отсутствии судимости;
  • опись документов, если заявление подаётся в бумажной форме.

Заявление выдают в течение 5 дней.

Появятся реестры такси

Будут созданы региональные информационные ресурсы, в которые войдут 3 вида реестров:

  • реестр служб заказа такси — в нём укажут, где обрабатываются и хранятся заказы, которые потом попадают перевозчикам;
  • реестр такси — в нём будут описаны данные об автомобилях и их собственниках;
  • реестр перевозчиков — в нём будут указаны наименования компаний, Ф.И.О. ИП и самозанятых, получивших разрешения на работу в такси.

Новый Закон про такси на федеральном уровне обяжет перевозчиков размещать в салоне номер записи из реестра, подтверждающий право водителя на пассажирские перевозки. Заказы будут поступать только тем перевозчикам, данные о которых (и их транспортном средстве) есть в государственных информационных ресурсах.

Повышение ответственности служб заказов такси

С 1 сентября службы заказа такси:

  • несут субсидиарную ответственность вместе с перевозчиком в случае, если страховка ОСАГО или гражданской ответственности не покроет ущерб;
  • несут полную ответственность перед пассажиром за некорректное уведомление о том, кто будет его перевозчиком;
  • несут солидарную ответственность в случае, если заказ попал перевозчику, у которого аннулировали разрешение, или его не было вовсе.

Ужесточение требований к водителям для получения разрешения

Разрешение на такси не выдадут, если перевозчик:

  • не пройдёт аттестацию на знание объектов образовательных, медицинских организаций, транспортной инфраструктуры, объектов спорта и культурного наследия;
  • имеет судимость или уголовно преследуется;
  • был арестован или повторно лишён прав в рамках административного правонарушения;
  • не заплатил более 3 штрафов.

Поскольку у агрегаторов появится больше возможностей работать с самозанятыми, необходимо заранее продумать, как организовать документооборот с ними. Заключать договоры и обмениваться иной юридически и коммерчески значимой информацией можно через сервис «Подписант». Его главные преимущества:

  • для самозанятых сервис полностью бесплатен, платить за электронные подписи, чтобы подписывать документы, не потребуется;
  • авторизация по СберID для самозанятых в несколько кликов;
  • работа с исполнителями в едином окне, контроль над подписанием документов, отслеживание их статуса;
  • экономия на распечатке документов и почтовых отправлениях;
  • быстрый обмен документами — на подписание уходит всего 30 секунд.

Без ежемесячных отправок курьерскими службами, без задержек со стороны исполнителя, без дублирования на бумаге. Оставьте заявку на бесплатную презентацию

Вывезли из тени: новый закон о такси вступает в силу с 1 сентября

С приходом осени российских таксистов ждет несколько ограничений. Например, они смогут работать не больше 12 часов в сутки. А водителей с судимостью и штрафами за нарушение ПДД не допустят к перевозкам пассажиров. За сотрудничество с нарушителями агрегаторы будут нести материальную ответственность. «Известия» выяснили, что изменится для рынка такси с 1 сентября.

Что изменится для такси с сентября 2023 года

Положение нового закона о такси № 580-ФЗ было подписано в конце прошлого года, чтобы отрегулировать деятельность рынка пассажирских перевозок. Всего на обсуждение законопроекта ушло без малого 10 лет. Одно из главных изменений — что таксисты смогут работать максимум по 12 часов в сутки, а в неделю можно будет трудиться не больше 40 часов.

Закон № 580-ФЗ устанавливает ограничения для водителей. К работе не допускаются лица, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, грабеж, разбой и прочее.

таксист дпс

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Также водитель не может быть допущен к работе, если его лишали прав или арестовывали за нарушение правил ПДД более одного раза в год. Управлять транспортом не разрешается таксистам с тремя и более неоплаченными штрафами за нарушение ПДД. Появляются и региональные ограничения. Таксовать можно будет только в пределах того региона, где водитель получил разрешение на перевозку пассажиров.

Красноглазое такси: Минтранс ограничит время работы таксистов
Водителей отключат от заказов при переработке

Ответственность агрегаторов такси

Агрегаторы заказов — это службы, которые принимают заказы такси с помощью мобильного приложения и распределяют заявки по свободным экипажам. В новом законе они получили официальное наименование «Служба заказа легкового такси» и вместе с этим свою меру ответственности. Прежний статус «информационного партнера» для агрегаторов станет невозможным. Именно на службы заказа ляжет ответственность за оценку и проверку водителя. За передачу заказов водителям, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01%, от общего числа.

Приложение Такси

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В случае ДТП служба заказа такси будет нести с водителем совместную ответственность за возмещение ущерба. Агрегаторы составляют примерно 35–40% от всех пассажирских перевозчиков. Главное преимущество их работы — это собственные качественные мобильные приложения и рекламные бюджеты, благодаря которым они опережают таксопарки.

Претерпеть лишение: в России усложнят выдачу прав после пьяной езды
Водители не смогут пройти переэкзаменовку досрочно

Региональные реестры для такси

Помимо новых требований к агрегаторам и водителям, всех игроков рынка легковых перевозок объединят в региональные реестры, информация в которых будет обновляться ежедневно. Электронные базы будут хранить сведения о предоставлении, приостановлении, возобновлении или аннулировании разрешений для такси. В каждом регионе будет по три реестра. В реестре перевозчиков укажут сведения об электронном разрешении на перевозку, а реестр такси объединит данные об автомобилях и их владельцах. Наконец, в реестр служб заказа такси добавят адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

офис

Фото: РИА Новости/Николай Хижняк

Заказ будет передан перевозчику только после проверки водителя в реестре перевозчиков и проверки автомобиля в реестре такси. Номер записи в реестре перевозчиков обяжут размещать в салоне автомобиля.

Разрешение на работу в такси

Водители и компании должны иметь разрешение на работу в такси. Документ запрещается передавать третьим лицам. На данный момент стоимость государственной пошлины зависит от региона, где собирается работать потенциальный водитель. С 1 сентября 2023 года выдача разрешений будет бесплатной на всей территории РФ.
Водители, которые работают как самозанятые и ИП, смогут получить электронный документ. Для этого необходимо оставить заявку на сайте «Госуслуги» или подать документы в МФЦ. Разрешение должно быть готово через пять рабочих дней.

С шашечками наголо: Госдума приняла закон о такси
Водителей с судимостью и штрафами не пустят за руль

Чтобы получить разрешение, необходимо собрать определенный пакет документов. Он включает в себя медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории В и водительский стаж от трех лет, справку об отсутствии судимости, выписку из реестра такси. Если водитель оформлен как самозанятый, то следует предоставить договор, заключенный со службой заказа такси.

таксисты

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Работнику такси необходимо пройти две аттестации. Первая аттестация — знание действий в случае чрезвычайной ситуации. Вторая — на знание важных объектов городской инфраструктуры, например, органов местного самоуправления, достопримечательностей, медцентров и образовательных учреждений в своем регионе. В федеральном законе № 580-ФЗ подчеркивается, что таксисты как и раньше должны проходить медицинский осмотр и заполнять путевой лист перед сменой. ИП и самозанятые водители берут данные расходы на себя.

Взгляд в будущее: к чему готовиться автомобилистам в 2023 году
В силу вступят новые законы и правила, а дилеры по-прежнему прогнозируют нехватку машин

Как устроиться на работу в такси

Согласно изменениям в закон о такси, у сотрудников будет три варианта оформления. Первый способ — заключить трудовой договор и работать по найму. Помимо этого, водитель может зарегистрировать ИП или стать самозанятым. Самозанятый должен иметь договор с одной из служб заказа такси. Водитель — индивидуальный предприниматель может работать на себя и на службу заказа. Например, «Яндекс Такси» подписывает с работниками — индивидуальными предпринимателями агентский договор. Самозанятые и ИП имеют возможность установить собственные тарифы на перевозку. Подобное право не ограничивается новым законом. Как правило, водители принимают ценовую политику службы такси.

Такси, ключи от машины

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Требования к автомобилям для работы в такси

Изменения в закон о такси устанавливают обязательные требования к внешнему виду автомобиля. Транспорт должен иметь желтый цвет кузова, цветографическую схему в виде шашечек и оранжевый сигнальный фонарь на крыше. В Москве и Московской области единая цветовая гамма для такси действует с 2017 года. Таксометр поможет водителям рассчитать стоимость и время поездки. Однако наличие этого устройства необязательно. Решение принимается, исходя из удобства работника такси.

Без техосмотра, но со средней скоростью: готовы новые поправки в КоАП
Штрафы за мелкие нарушения хотят отменить, а за серьезные — увеличить

Насколько вырастут цены на такси в России

Представители таксопарков считают, что мера может сказаться на стоимости услуги для пассажиров. Цены на перевозки вырастут из-за сокращения числа автомобилей и водителей с лицензией, пояснил управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. По его словам, сегодня многие водители рассматривают такси как дополнительный источник дохода и выходят на линию на собственных автомобилях на несколько часов в день. Поскольку соблюдать новые требования станет сложнее, они, скорее всего, уйдут из такси. В «Яндекс Такси» затруднились с оценками того, как нововведения скажутся на стоимости услуги, и предложили дождаться начала работы с реестрами.

такси

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Добавим, что новый закон обяжет работников такси иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Такой полис стоит в несколько раз дороже, чем у обычных автомобилистов. Водители, зарегистрированные как ИП и самозанятые, занимаются оформлением страховки самостоятельно.

Платить и плакать: нужно ли госрегулирование цен на такси
Эксперты оценили предложение депутата

Тем временем цены на такси в России бьют исторические рекорды: по итогам первого полугодия 2023 года 1 км пути стоил около 33 рублей, а средний чек составил 435 рублей, что на 4% выше, чем годом ранее. Участники рынка уверены, что к осени расценки могут вырасти еще на 30%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *