Как называют неучастие избирателей в выборах
В начале второго десятилетия XXI в. политический абсентеизм – широко распространенное негативное явление, подрывающее полноценное функционирование политической системы и института выборов и референдумов. Молодежь как особая социальная группа имеет важное значение в общественной жизни, и политический абсентеизм, стремительно распространяющийся среди нее, оказывает крайне негативное влияние на социально-политическую жизнь как всей страны, так и отдельного города и района. Изучаемая тема актуальна по причине широкого распространения отстраненного поведения молодежи относительно выборов местного уровня и негативного влияния абсентеизма на городской и районный политический процесс.
Объектом данного исследования является политический абсентеизм шелеховской молодежи на выборах мэра Шелеховского района Иркутской области в 2014 г., а его цель заключается в определении и анализе причин абсентеизма молодежи г. Шелехова на выборах мэра Шелеховского района в 2014 г.
Абсентеизм – достаточно частое явление в российской политической практике. Распространено отчуждение определенных социальных групп и слоев общества от властных институтов: от самой власти как таковой, от конкретных лиц и учреждений, от властной идеологии, от процедур, с помощью которых власть легитимизируется. Сознательный отказ от участия в выборах и референдумах делает человека безразличным к осуществлению своих прав и обязанностей. Таким образом, следует отнести абсентеизм к одному из важнейших индикаторов общественного настроения и уровня доверия к политической системе.
Следует разделить явление политического абсентеизма на две категории: проявление политической апатии части граждан к выборам и политическому участию в целом и высказывание своеобразного протеста другой частью граждан, следовательно, обе группы выражают свое недовольство политикой официальных властей и сомнение/отрицание в эффективности института выборов. Особую роль в развитии российского общества и, в частности, российской политической системы играет молодое поколение граждан России.
Большая часть российской молодежи характеризуется низким доверием к политике и власти и высоким процентом отрицания института выборов. Проблему политического абсентеизма молодежи изучает ряд отечественных ученых: Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и другие. Отстраненность молодежи от политики в современном российском обществе и ее абсентеизм ученые объясняют следующими факторами:
- негативное влияние самого общества на какую-либо деятельностную активность среди молодежи, что приводит к политическому отчуждению;
- интересы молодежи в настоящее время сконцентрированы на проблеме поддержания своего существования и выживания в российской действительности;
- молодежь не видит необходимости в изменении существующего уклада жизни, не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой, находя, как считает, более перспективные способы и формы самоутверждения и самореализации;
- рост принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодежи с политикой и тенденции возрастающего отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, от общественных структур и государственных институтов.
Следует отметить, что выборы последних лет в Шелеховском районе выявили низкую активность населения. Судя по протоколу Шелеховской территориальной избирательной комиссии об общих результатах выборов мэра Шелеховского района на его территории 2 марта 2014 г. явка избирателей составила 32,14 % (15 614)2.
Ранее проводившиеся выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва 8 сентября 2013 г. также свидетельствуют о низкой избирательной активности граждан: только 21,52 % (17 621) избирателей (данные по избирательному округу № 8, куда входят помимо Шелеховского района часть Ангарска и Мегет) исполнили свой гражданский долг.
Такая низкая явка говорит о широкой распространенности абсентеизма среди жителей Шелеховского района и среди молодежи в частности. Для выяснения причин данного явления в молодежной среде Шелеховского района были проведены следующие мероприятия по сбору информации:
- анализ статистической информации Шелеховской ТИК за последние 2 года о результатах выборов президента РФ, главы Шелеховского городского поселения и депутатов Думы Шелеховского городского поселения, членов Законодательного Собрания Иркутской области и мэра Шелеховского района;
- социологические опросы с использованием метода очного и заочного группового анкетирования молодежи Шелеховского района и метода индивидуального личного интервьюирования представителей работающей и учащейся шелеховской молодежи.
Приведем определение понятия «молодежь». В социологическом контексте молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Рассмотрим данные проведенных количественных исследований. Число респондентов в ходе предвыборного анкетирования составило 75 человек, в ходе послевыборного – 50. В интервьюировании приняло участие 22 человека.
Ответы молодых людей на вопросы предвыборного анкетирования: «Планируете ли Вы принять участие в грядущих выборах?», «Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в городе?» позволили сделать вывод о предвыборных настроениях шелеховской молодежи. Ответы респондентов на первый вопрос в 80 % случаев сводились к тому, что потенциальный избиратель не желал принимать участия в выборах мэра. Ответы на второй вопрос также были в своей совокупности почти однородны: большинство опрашиваемых оценивало социально-экономическую ситуацию либо «средне» – 20 %, либо «негативно» – 70 % опрошенных.
Анализ результатов предвыборного анкетирования позволяет сделать вывод, что шелеховская молодежь в большинстве своем аполитична и отстранена от участия в избирательном процессе, исполнять свой гражданский долг она не спешит. Настроения молодых людей тоже можно истолковать однозначно: большинство опрашиваемых не считало, что социально-экономическая обстановка в Шелеховском районе благополучная. Из результатов предвыборного анкетирования следует, что основная модель поведения сводится к молчаливому протестному бойкотированию выборов.
Вопросы проведенного личного интервьюирования позволили более детально изучить мнения молодежи и причины абсентеизма ее представителей. Так, ответами на вопрос: «По какой причине Вы не принимали участие на выборах мэра Шелеховского ГП?» были следующие обобщенные суждения:
- «Всё решено, люди и так знают, кто будет следующим мэром, за нас уже решили».
- «Не считаю выборы значимым делом, пустая трата времени, был занят другим, на мой взгляд, более важным делом».
- «Мне нет никакого дела, кто будет следующим мэром, безразлично».
Интервьюируемым был задан вопрос: «Вы посещаете (приняли бы участие в выборах) выборы федерального уровня? В отличие от выборов местного значения. По какой причине?»
Ответы на этот вопрос были следующими (обобщенные варианты):
- «Да. Я считаю, что выборы президента, депутатов Государственной Думы РФ и их результаты более значимы, так как на федеральном уровне решаются важнейшие вопросы, в большей степени касающиеся жизни людей».
- «Да. Считаю, что кандидаты местных выборов не заслуживают доверия, в отличие от фигуры президента, членов Государственной Думы РФ».
На следующий вопрос: «Как Вы считаете, изменилась ли в лучшую сторону социально-экономическая ситуация в городе и районе после прошлых выборов мэра?» ответы были в большинстве своем схожие. Девятнадцать человек не увидели заметных улучшений в каких-либо сферах жизни города. Три человека отметили качественное улучшение состояния благоустройства дворовых территорий, но и они посчитали это пиар-ходом действующих властей накануне выборов.
Вопрос: «Имеется ли взаимосвязь между личностью мэра, его личностными качествами и положением дел в городе?» выявил следующие основные мнения молодых людей:
- «Да. Такая зависимость непременно прослеживается. Какой хозяин, такой и дом».
- «Нет. Какой бы человек не был мэр, он не сумеет изменить сложившиеся традиции и устои жизни в городе, кардинально изменить положение дел. Недостаточно полномочий и ресурсов».
Также респонденты были опрошены на предмет знания предоставляемых мэру законных полномочий Уставом Шелеховского городского поселения. Как и следовало ожидать, у аполитичной молодежи подобных знаний не оказалось. Четыре человека попытались предположить, но их рассуждения были далеки от прописанных в Уставе полномочий. На несколько провокационный вопрос: «На выборах мэра Шелеховского городского поселения 2 марта 2014 года был ли, на Ваш взгляд, достойный кандидат?» ответы респондентов следует свести к трем обобщенным вариантам:
- «Нет, все кандидаты не внушают доверия. Вся их предвыборная деятельность вызывает лишь раздражение. Каждый из них преследует исключительно личные цели».
- «Нет, такого человека среди кандидатов нет. Но наименьшее чувство отторжения вызывает кандидат номер такой-то».
- «Да, такой человек есть».
Таким кандидатом, по мнению интервьюируемых, оказался представитель партии «Единая Россия», известный человек в городе М. Модин.
Другой вопрос звучал так: «Какие условия способствовали бы увеличению активности граждан на выборах местного уровня?»
Здесь мнения разделились на три основные группы:
- «Выборы должны стать честными» (что же имелось в виду под понятием «честные», никто внятно пояснить так и не смог).
- «Люди должны осознать важность своего политического участия» (в данной обобщенной группе ответов прослеживается понимание частью молодежи значимости политической культуры граждан).
- «Должны выдвигаться новые, достойные люди, подающие надежды и заслуживающие поддержки» (в подобном варианте ответа видна востребованность в «смене действующих лиц» на уровне муниципалитета. Молодежи интересны новые, заслуживающие доверия лица, с новыми взглядами и идеями. Пока таких не наблюдается).
Последним в проведенном интервьюировании был вопрос: «Как Вы относитесь и оцениваете агитационные предвыборные кампании кандидатов на нынешних и ранее прошедших выборах местного уровня?» В ответе опрашиваемые были единогласны (22 человека из 22). Каждый из респондентов был недоволен методами и способами, с помощью которых кандидаты проводили агитационные кампании. Раздражение вызывали постоянные выпуски местных новостей, в которых основными действующими лицами были уже известные кандидаты, огромное количество листовок, расклеиваемых в неположенных местах: на дверях подъездов, на стенах и углах домов центральных улиц, на опорах уличного освещения; тысячи брошюр, раскиданных по почтовым ящикам и оставленных в дверях квартир; множество агитационных материалов, в которых кандидаты поливали грязью друг друга, разложенных в каждом магазине; рекламные конструкции с изображениями действующих лиц грядущих выборов. Особое недовольство респондентов вызывала деятельность кандидатов, якобы направленная на исправление положения дел в подконтрольной кандидату области общественной жизни, хотя в ней без труда прослеживался обычный самопиар.
Существующее положение дел не должно оставаться без изменения. Это становится ясным не только гражданам, но и представителям власти. Решением Шелеховской ТИК на 2014 г. утвержден ряд мероприятий, способствующих повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов. Подобной мерой стало решение об организации и проведении дня молодого избирателя.
Так, на официальном сайте администрации Шелеховского района отмечается, что «в феврале 2014 года на территории Шелеховского района были проведены мероприятия, посвященные дню молодого избирателя, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры школьников, расширения знаний в области избирательного права и избирательного процесса и формирования активной гражданской позиции».
Проходят встречи старшеклассников с представителями Молодежного парламента и депутатами Думы Шелеховского муниципального района, проводятся деловые игры по избирательному праву «Думай, решай, выбирай!», круглый стол «Особенности избирательной кампании в Шелеховском муниципальном районе», познавательно-развлекательная игра «Россия и выборы», правовая игра для молодежи «Думай, выбирай, голосуй!», выставки книг и методических материалов.
Итак, проведенное исследование среди шелеховской молодежи позволяет сделать вывод, что проблема абсентеизма на выборах локального уровня, характеризуемая множеством факторов, имеет следующие основные причины: низкая политическая грамотность и степень социализации молодежи, жизненные интересы которой далеко не в первую очередь касаются политической сферы жизни общества и властных отношений. Сюда также следует отнести тот факт, что большая часть опрошенных (18 из 22) считает выборы федерального уровня гораздо более значительными и важными, чем выборы местного уровня. Действия власти как таковой, создающие ее негативный образ у молодых граждан, способствующий их дистанцированию от нее, а также проведение агитационных кампаний по шаблонам, вызывающим раздражение из-за большого количества негативного материала.
Стоит отметить, что комплекс мер, принятых и исполняемых администрацией Шелеховского района, адекватен существующей проблеме. Каким же будет результат от подобных действий, мы сможем увидеть совсем скоро – на следующих выборах. Но хочется верить и надеяться, что в ближайшем будущем проблема абсентеизма шелеховской молодежи себя исчерпает.
Д.А. Григорьев
студент исторического факультета
Иркутского государственного университета.
Доклад на третьей межрегиональной научно-практической конференции «ОБЩЕСТВО И ВЫБОРЫ: ПУТИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ».
Абсентеизм
Абсентеи́зм (франц. absentéisme – отсутствие, неявка, от лат. absens, род. падеж absentis – отсутствующий), уклонение избирателей от участия в выборах и референдумах . Абсентеизм в узком смысле – отказ лиц, обладающих активным избирательным правом , зарегистрироваться в качестве избирателей или явиться на избирательный участок в день голосования. В широком смысле к абсентеистам можно отнести и тех избирателей, которые пришли на избирательный участок, но не выразили своё мнение, опустив в урны для голосования бюллетени, признанные недействительными, либо не опустив их.
Различаются активный абсентеизм как осознанный индивидуальный выбор избирателя и пассивный абсентеизм как следствие политической апатии. Постоянный абсентеизм может быть связан с принадлежностью к религиозной секте, запрещающей любую политическую деятельность, с личными убеждениями, политической пассивностью, убеждённостью в неэффективности голосования, разочарованием в политических партиях и их лидерах. Неучастие в конкретном голосовании иногда связано с изменением места жительства , командировкой, отпуском, вынужденной миграцией и другими семейными обстоятельствами; с отсутствием интереса к проблематике, выносимой на референдум, или кандидатов, отражающих позиции избирателя; с низкой политической культурой.
Наименьший уровень абсентеизма характерен для тоталитарных государств, где власть жёстко контролирует избирательный процесс , в которых число лиц, не принявших участие в голосовании, как правило, не превышает 10 %. Проявление абсентеизма может сдерживаться введением в ряде стран (Бельгия, Австралия, часть земель Австрии) обязательного голосования и санкций, связанных с неучастием в выборах (штраф, временный запрет занимать государственные должности и др.), голосования по почте или по доверенности, а также неавтоматической регистрации избирателей. При такой регистрации уровень абсентеизма искусственно занижается, поскольку в избирательный корпус включаются не все обладающие избирательным правом, а лишь зарегистрировавшиеся. Так, лица, принявшие в 2000 г. участие в выборах президента США , составляли 51,2 % избирательного корпуса и 67,73 % зарегистрировавшихся избирателей.
Абсентеизм традиционно характерен для Швейцарии и США, с конца 20 в. проявляется и в странах Восточной Европы.
В Российской Федерации абсентеизм был отмечен при формировании органов государственной власти в ряде субъектов РФ (Санкт-Петербург, Республика Коми), органов местного самоуправления . В федеральном законодательстве содержатся положения, направленные на устранение технических препятствий для участия в выборах, предотвращение абсентеизма. Так, голосование может быть назначено только на воскресенье; не допускается назначение голосования на праздничный или нерабочий праздничный день, на день, следующий за нерабочим праздничным днём, а также на воскресенье, объявленное рабочим днём. Закрепляется возможность выдачи открепительного удостоверения и участия в досрочном голосовании для лиц, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства, а также возможность выражения волеизъявления вне помещения для голосования для лиц, которые по состоянию здоровья не могут прибыть на избирательный участок. В законодательстве субъектов РФ допускается электронное голосование .
Васильева Татьяна Андреевна . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2005.
Опубликовано 27 декабря 2022 г. в 13:05 (GMT+3). Последнее обновление 27 декабря 2022 г. в 13:05 (GMT+3). Связаться с редакцией
Неучастие избирателей в выборах называется
Человек и Обществоответить на вопросы:1. Для чего были приняты государственные символы?2. В каких случаях исполняется Государственный гимн Кыргызской … Республики?3. Объясните содержание слов Государственного гимна Кыргызской Республики.
сочинение своими словами на тему демократия в нашем обществесрочно помогите
Складіть список «Мій топ-5» з порад для ефективного тайм-менеджменту. Закінчіть його найкориснішою ідеєю.
Как называют неучастие избирателей в выборах
УК РФ Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть первая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 01.04.2020 N 94-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 10.07.2012 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)